Древний Египет одно из первых государств на земле, расположено в Северо-Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Природные условия – существенный фактор развития этой цивилизации. Известно, что в Нильской долине урожай египтяне собирали дважды в год. Около 3 тыс. до н.э. в Египте уже было государство. Об уровне культуры Древнего Египта свидетельствуют пирамиды и развитая оросительная система. Пирамиды были данью Солнцу, каналы – данью Нилу. Одно из примечательных явлений египетской древности – сфинксы – фантастические существа с головой фараона и телом льва, олицетворявшие единство человека и природы, мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н.э. Имя человека считалось у египтян его душой, они верили в бессмертие души, в загробную жизнь. Именно поэтому фараоны (живое подобие Солнца с вечной душой Ка) – древнеегипетские цари, при жизни начинали строительство пирамид – своих гробниц. Стремление к бессмертию породило заупокойный культ, в этой связи в Египте получило развитие бальзамирование, искусство делать мумии.
Древние греки называли египтян мудрейшими из людей. Достижения культуры Древнего Египта действительно значительны: папирус, монументальная каменная архитектура, пирамиды, скульптурный портрет, познания в астрономии, медицине и математике.
Шумеро-Аккадская цивилизация – древнейшая на земле. Население ее проживало на территории долины рек Тигра и Евфрата (вся долина называлась Месопотамией или Двуречьем). В IV – III тыс. до н.э. здесь возникла высочайшая культура: Шумер – Аккад – Вавилония – Ассирия – Иран. Они перемешивались, воевали друг с другом, возводили города, создавали высочайшую культуру.
Именно шумеры являются родоначальниками всей вавилонской культуры. Их достижения велики и бесспорны: они написали первые эллегии, составили библиотечный каталог. Шумеры были первыми авторами медицинских книг – сборников рецептов, они разработали и записали первый календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории рыбного заповедника письменно зафиксировали тоже шумеры. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа – появились также у шумеров.
Шумерам принадлежит древнейшая на земле письменность. Она возникла в середине IV в. до н.э. и представляла собой клинообразные черточки, выдавливаемые на табличках из сырой глины. Со временем клинопись от рисунков и изображения становилась все более символичной. Первый образец литературного произведения человеческого общества, дошедшая до нас благодаря клинописи, «Легенда о Гильгаме-ше», царе города Урука.
Древняя Шумерская цивилизация сменилась Вавилонией (II в. до н.э.). Начиная с этого времени Вавилон (слово “Вавилон” переводится как “Врата Бога”) в течении почти двух тысяч лет оставался экономическим и культурным центром всего древнего мира. Город Вавилон объединил под своим главенством все области долины Двуречья. Древневавилонское царство достигло наивысшего расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) – опытном полководце, политике и законодателе. В Вавилоне появился свой свод правил – законов Хаммурапи, записанный клинописью на 2-х метровом глиняном столбе. В этих законах нашли отражение хозяйственная жизнь, нравы, быт, мировоззрение древних обитателей Двуречья. Верховным божеством вавилонского пантеона был Мардук, он являлся покровителем города Вавилона. Семь главных астральных богов послужили основой современной семидневной недели. Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Его окружала мощная, толстая стена, на которой могли свободно разъехаться две колесницы. В городе имелось 24 проспекта. Достопримечательностью являлись висячие сады Семирамиды, ассирийской царицы – одно из семи чудес света.
В середине III тысячелетия до н.э. в северном Двуречье образовалось государство Ассирия. Оно отличалось крайне милитаристским духом, а ассирийские владыки поражали весь древний Восток своей жаждой власти и неслыханной жестокостью. Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло победы завоевателей, дало беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости, причем выполненные без тени жалости или сожаления. Это свидетельствует о жестокости нравов ассирийского общества, его невысокой религиозности.

Древний Египет - первая могущественная великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Протест против смерти является важнейшей чертой культуры древнего Египта. Египтяне считали «ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Истоки египетской цивилизации лежат в глубокой древности. Почти 5 тыс. лет назад, когда на территории нашей страны были еще непроходимые леса, в долине Нила возникло одно из древнейших государств, которое просуществовало 3 тыс. лет.

На европейские и арабские народы богатая культура Древнего Египта оказала сильное влияние. Не случайно ученые и философы, медики и астрологи этих народов позже будут подчеркивать, что они учились у египетских мудрецов.

В глубокой древности в Египте были изобретены папирус и иероглифы. Религиозные, медицинские, научные и литературные тексты хранились в скрипториях (“домах жизни”) при храмах или записывались на стенах пирамид и гробниц.

Египет - родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Египтяне определили: площадь круга и поверхность полушария, вычислили объем усеченной пирамиды, составили солнечный календарь, разделили сутки на 24 часа.

Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на 12 частей по временам года. Это открытие, по словам жрецов, египтяне сделали, наблюдая небесные светила…

Египтяне считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговращение времен года приходится на одно и то же время”.

Египетский год начинался 19 июля с восходом Сириуса, когда начинался разлив Нила, и продолжался до следующего разлива. Год делится на три времени года: разлив, посев, жатва.

В древнеегипетском году:

  • 10 дней - одна неделя
  • 4 месяца - 1 сезон (120 дней)
  • 3 недели - один месяц
  • 3 сезона - 1 год (360+5 священных дней)

Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис, Хора.

Эти дни, как и дни других религиозных праздников, были выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также считался выходным.

Дни считались благоприятными и неблагоприятными. В неблагоприятные дни египтяне соблюдали особую осторожность и носили множество магических амулетов.

Время древние египтяне отсчитывали, начиная со вступления на престол правящего фараона. А определяли время с помощью водяных часов, похожих на песочные.

Система мер в Древнем Египте была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть. Семь ладоней шириной в четыре пальца ровнялись одному локтю. В локте также были более мелкие деления, равные ширине одного пальца.

Периоды развития Древнего Египта

Систематическое изучение Египта началось лишь в 19 в. Если изобразить периодизацию Древнего Египта в виде схемы, то по рисунку три царства, три подъёма культуры напоминают символ этой страны - Великие пирамиды в Гизе.

Древнее царство (2900-2270 гг. до н. э.) - эпоха правления 1-6 династии. Это время правления первых ростков цивилизации с ее первыми законами, с ее религией, письменностью и формированием литературного языка. Это время строителей пирамид в Гизе: царей Хеопса, Хефрена и Мекерина.

Среднее царство (2100-1700гг. до н. э.) _было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период время царствования 11-12 династий, эпоха расцвета культуры и созидания, период создания многих выдающихся произведений зодчества.

Новое царство (1555-1090 гг. до н. э.) - время наибольшего усиления политической власти, эпоха фараонов XVIII - XX династий. Завоевания Тутмеса III приводят к установлению связей с Передней Азией; он облагает данью покоренные народы, иноземные богатства рекой текут в Египет. Воздвигаются роскошные здания … Аменхотеп IV был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амон он ввел культ солнца - Атона - и с этого времени начал именовать себя Эхнатоном. При зяте Аменхотепа IV - Тутанхамоне - царская резиденция вновь была перенесена в Фивы.

Письменность Древнего Египта

Как удалось составить периодизацию египетской истории?

Ученые смогли это сделать лишь после расшифровки египетских иероглифов, которые долгое время оставались тайной для специалистов.

Первые образцы письменности в Египте появились между 3300-3100 гг. до н. э. и назывались иероглифы, что в переводе с греческого означает «священные письмена». Сами египтяне называли иероглифы «божественная речь» и придавали письменам важное религиозное и магическое значение, считая, что искусство письменности было даровано Тотом - богом мудрости.

Люди, специально обученные искусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивала им высокое положение в обществе.

Иероглифы могли быть записаны слева направо, справа на лево или сверху вниз. Если животные или люди обращены влево, значит, читать надпись надо слева направо. Овладеть таким искусством было очень трудно - ведь нужно запомнить около 700 знаков. Поэтому египтяне перешли постепенно к знакам, обозначавшим звучание слов и слогов. Процесс письма был очень медленным. Собственно, иероглифы в полной форме применялись для записей религиозных текстов и государственных документов. Для повседневных записей со временем появилась скоропись - иератическое письмо и еще более упрощенное демотическое письмо (использовалось в Поздний период).

Писали древние египтяне кисточкой и чернилами на папирусе, который изготовляли из особого тростника, росшего по берегам Нила. Они делали также записи на черепках глиняных сосудов или плитках известняка, известных как остраконы.

Ученые писцы

Писцы, состоящие на службе у фараонов, умели читать, писать и считать: этому они обучались долгие годы. Писцы были окружены уважением и освобождались от налогов и работ в сезон паводка.

Писец Каи.

Каковы были обязанности писцов?

Писцы записывали решения, принятые фараоном. Они подсчитывали подати, уплаченные крестьянами, сырье и материалы, раздаваемые ремесленникам, которые работали на фараона. На берегах Нила писцы отмечали высоту разливов и уровень воды в водохранилищах.

Как писали в Древнем Египте?

Писцы носили с собой письменный прибор, состоящий из деревянной палетки с красками и каламов (тростниковых палочек для письма), и сосудик с водой для разведения красок. Для приготовления красок использовали растертый уголь и охру - красным цветом выписывали даты и начало абзаца. Записи вели на свитке из папируса - растения, в изобилии покрывавшего берега Нила.

Тайна египетских иероглифов

Кто же сумел разгадать тайну египетских иероглифов?

Время сохранило множество надписей, сделанных египтянами, но поглотило тайну их прочтения. Последний образец иероглифической надписи относится к 397 г. до н. э. Поэтому уже в начале нашей эры иероглифы считались непонятными рисунками, которые надо не читать, а объяснять.


Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799г. близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: вверху - иероглифами, под ней - демотическим письмом, а ниже на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом.

Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист Жан Франсуа Шампольон (1790-1832).

В 1822 году он заставил «заговорить» письменность, которая молчала тысячелетия. Было ему тогда 32 года, и 25 лет из них он занимался мертвыми языками Востока и историей Древнего Египта.

Шампольон предположил, что иероглифы могут означать буквы и звуки, а не только предметы в целом. Он основывал свои выводы на том, что слова внутри овальных рамок, называемых картушами, представляют собой имена правителей. Имя Птолемея, которое несколько раз упоминалось в греческом тексте, было своеобразным ключом к разгадке других иероглифов.

12:00 30.10.2013

Загадочная древнеегипетская цивилизация вызывает споры ученых и по сей день, ведь наука обладает весьма противоречивымиведениями: с одной стороны возведение пирамид, развитая медицина, судостроение, а с другой — отсутствие элементарного колеса… Насколько же развитыми были разные области науки этих людей из далёкого прошлого , которые населяли берега Нила?

Сложно поспорить с тем, что самым непостижимым и наиболее известным достижением древнеегипетской цивилизации было построение пирамид.
О назначении этих величественных сооружений спорят даже современные учёные. Широко обсуждается и то, могли ли люди, населявшие берега Нила 5 тысяч лет назад и пользовавшиеся в строительстве простыми рычагами и рампами, построить их? Почему в более древние времена Египетской цивилизации строились большие по размеру и более правильных пропорций пирамиды? Почему со временем они не развивались, а, наоборот, становились менее совершенными геометрически?
Вокруг пирамид существует столько домыслов, что трудно разобрать, что правда, а что вымысел. Обратимся к наиболее авторитетным источникам.

Великая пирамида в Гизе, золотая пропорция и число фи (φ)


Связь между «золотым» числом фи (числом золотого сечения) и пропорциями пирамиды первым описал английский писатель Джон Тейлор в середине 19 века. Согласно его вычислениям, периметр пирамиды, разделённый на её высоту, равен примерно 2φ. В своей книге, выпущенной в 1859 году, он выдвигает теорию о том, что пирамида символизировала Землю, поскольку высота пирамиды соотносилась с радиусом земного шара, а периметр пирамиды — с экватором.

Позже в 19 веке идеи Тейлора развивал Чарльз Пьяцце Смит, профессор астрономии в Эдинбургском университете.

Современный американский математик Ральф Гринберг, профессор Вашингтонского университета, на сайте этого учебного заведения пишет, что периметр пирамиды, разделённый на её высоту, даёт довольно точное число 2φ, а её наклон равен 4/φ, причём уровень погрешности не превышает 0,4%.

Кажется маловероятным, что древние египтяне могли знать число фи с их уровнем математических знаний. Объяснением этому может быть то, что древние египтяне пользовались гораздо более простыми пропорциями, которые давали почти такие же точные результаты, как современные сложные вычисления.

По мнению Гринберга, «магическое соотношение» объяснялось использованием стандартных простых модулей для измерения длины. Однако интересно то, что пропорции «золотого сечения» были применены только в Великой пирамиде и пирамидах Хефрена и Микерина, которые были построены рядом, а также в пирамиде Сахура. В более поздних подобных сооружениях отношение высоты к стороне другое.
Существует мнение о том, что пирамиду построили представители ещё более древней и развитой цивилизации, а древние египтяне лишь пытались скопировать величественное сооружение. Больше о египетских пирамидах читайте в нашей статье: Тайны египетских пирамид.

Судостроение


Древние люди, населявшие берега Нила, умели строить прочные корабли ещё в 3000 году до нашей эры, но делали это особым способом. Так, самые старые найденные в городе Абидосе лодки были «сшиты» из досок с помощью ремней. А щели между досками затыкали стеблями камыша и травой.

Такие лодки были узкими, но очень длинными: их длина доходила до 23 метров! А в других найденных древних кораблях доски крепились друг к другу даже с помощью пазов.

Другие технические достижения


Река Нил разливалась нерегулярно, а древним египтянам для выращивания их сельскохозяйственных культур — пшеницы, ячменя и гречихи — нужно было постоянное орошение. Для этих целей на всей территории Древнего Египта были построены общие ирригационные системы.

Кроме того, египтяне имели гончарный круг и изготовляли столько керамики, что её хватало не только для обеспечения собственных нужд, но и для экспорта.
А вот колёса люди, населявшие берега Нила, не использовали. Первые колесницы у них появились во времена господства древней народности гиксосов, захвативших власть в стране.

Древние египтяне добывали нужные им для строительства и других нужд минералы и руды и даже организовывали дальние экспедиции для добычи таких ископаемых. Они занимались добычей строительного и декоративного камня, меди, свинцовых руд, золота, изумрудов и полудрагоценных камней, а также соли. Из специального минерала они делали штукатурку. Серу использовали для создания косметических препаратов.

А если древним египтянам чего-то и не хватало, они импортировали это из-за границы: торговые связи у них были налажены со всем их регионом. Из соседних стран завозили золото, олово, медь, лазурит, ароматические смолы, чёрное дерево, слоновую кость, а также экзотических животных — обезьян и бабуинов. Экспортировали они преимущественно зерно, ткани, папирус, стекло, каменные изделия и... снова золото.

Домашняя утварь

Судя по артефактам, которые сохранили для потомков гробницы и пирамиды, состоятельные древние египтяне имели хорошо налаженный быт: они изготавливали удивительную мебель с ножками, стилизованными под лапы животных, стулья, скамьи, столы и сундуки. Интерьеры дополнялись скульптурами, расписной керамикой, декоративными вазами, стеклянными изделиями, которые древние египтяне делали чрезвычайно умело. Они знали даже, как регулировать цвет и прозрачность материала.

Знакомы они были также с технологией изготовления фаянса — глазурь покрывала чашки, амулеты и другие изделия. Фаянс древние египтяне воспринимали как искусственный полудрагоценный камень.
У женщин были расчёски, ювелирные украшения из золота, ляписа, слоновой кости и даже метеоритных сплавов. Древние египтяне имели несколько видов настольных игр — сенет и мэхэна, любили также слушать музыку. Древнеегипетские музыканты играли на флейтах, арфах, трубах, позже в страну была завезены и ударные. Богатые египтяне развлекались охотой.
Сами дома древних египтян были построены из кирпича-сырца, который хорошо держал температуру. Стены их помещений могли быть отбеленные штукатуркой. В каждом доме имелась своя небольшая мельница — камень для размола зерна — и печка для выпечки хлеба. Пол был вымощен циновками, а на стенах могли висеть гобелены...

Вот такой была жизнь и быт древних египтян, простых и развитых одновременно, людей, которые передали потомкам уникальные величественные пирамиды, но не передали никаких знаний об этих непостижимых сооружениях. Много неразгаданных загадок ещё хранят земли на берегах Нила, на которых зародилась одна из древнейших известных цивилизаций.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АНО ВПО "Новый Сибирский Институт"

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

"Основные достижения Древнего Египта"

Выполнил: студентка группы

Психология 1 курса

Филатова Т.Н.

Проверил преподаватель

Горина А.В.

План

Введение

Основные достижения:

1. Древнее царство

2. Среднее царство

3. Новое царство

Заключение

Список литературы

Введ е ние

С древних времен людей привлекало все неизведанное, таинственное, ранее не встречавшееся. Люди стремились узнать больше о том, чего ранее не видели, с чем до определенного момента не «сталкивались». Я выбрала данную тему, потому что для меня неизведанным является Древний Египет; в своем реферате я подробней постараюсь рассказать о достижениях в области искусства Древнего Египта разных периодов. О достижениях в промышленной и технической областях я расскажу в общем.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

1. Древнее царство (2600-2150 до н. э.)

В эпоху Древнего царства Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды . Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах. К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.). Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума.

Пирамида Хеопса

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн. Как сообщает греческий историк Геродот (490 - 425 г. до Р. Хр.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до Р. Хр.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Прежде чем первый из блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу Нила, были проведены сложные подготовительные работы: нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды (вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн) - грунт должен был быть прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Сначала выровняли площадку. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом. Переплыв на лодках на другой берег Нила, мужчины направлялись в каменоломню, где вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев, пил и буравов и получали блок нужных размеров - со сторонами от 80 см до 1,45 м. Используя канаты и рычаги, каждая группа устанавливала свой блок на деревянные полозья и на них по бревенчатому настилу перетаскивала его к берегу Нила. По наклонному въезду шириной 20 м полозья с каменным блоком при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Затем начиналась самая опасная работа: укладки "пирамидона" - верхнего блока высотой девять метров, волоком затянутого наверх по наклонному въезду. Так через двадцать лет завершилось возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня. Однако на этом работа не закончилась: ступени были заложены камнями, так что поверхность пирамиды стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов. В завершение работ четыре треугольные внешние грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. Внешние плиты были отполированы до зеркального блеска с помощью самых твердых шлифовальных камней. По свидетельству очевидцев, на солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. " Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь из камня. Внутри нее находится разветвленная система ходов, которая через большой ход длиной 47 м, так называемую большую галерею, ведет к камере фараона - помещению длиной 10,5 м, шириной 5,3 м и высотой 5,8 м. Она целиком облицована гранитом, но не украшена никаким орнаментом. Здесь стоит большой пустой гранитный саркофаг без крышки. Саркофаг был внесен сюда еще во время строительства, так как он не проходит ни в один из ходов пирамиды.

Искусство

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтоватой, волосы - черной, одежда - белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

В мастерской у кожевника и ткача

Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства - детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

В глубине одной из мастерских открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды. В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры" просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. В мастерской ткачи пряли изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей.

Столярное

Египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру.

Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень-противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был еще неизвестен ее развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола.

Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам рубанок. Долотом-стамеской выдалбливали паз на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий.

Ремесло гончара

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное. Изготовление керамической посуды началось с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре.Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей и серую известковую почти без органических примесей.

Водный транспорт

Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута. Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. Большая часть речных и все морские суда были не только приспособлены под весла, но и снабжены парусами. На судах Древнего царства мачта высотой в 3/4 длины судна ставилась ближе к носу, благодаря чему корму приходилось делать выше носа, как у папирусных лодок. Но уже со времени VI Династии мачты стали делать из одного шеста. Длинный парус был укреплен на мачте с помощью одной реи и привязан внизу к борту. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязывали бечевками, сплетенными из волокна папируса. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, поскольку перевязи не видно на изображениях готовых судов.

Среднее царство (1950-1785 до н. э.)

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники. К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян. Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками - гиксосами.

Искусство (21-18 века до н.э.)

Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Темы рельефов стали разнообразнее. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Прорыв в металлообработке. Новые технологии

От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди нужных качеств: твердости, износостойкости, прочности. Во времена правления потомков Аменемхета I стали использовать сплав меди с оловом, который по качеству сходен с бронзой; с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, но вместе с тем растет применение красного гранита, алебастра и песчаника.

Стекло

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации - освоено стеклоделие. Этим обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Состав стекла был близок к современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре. Оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже - было прозрачным. В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. В лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого - окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь - чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта.

Водный траспорт

Водный транспорт широко использовался еще во времена Древнего царства. Однако во времена Среднего царства стали строить более крепкие корпуса кораблей, что достигалось за счет уменьшения размеров отдельных частей судна и увеличения их количества. Мачту стали устанавливать посредине судна, и парус делали не продольный как ранее, а поперечный, укрепляя и натягивая его между двумя реями.

Новое царство (1570-1075 до н. э.)

Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время. Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. Больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля.

Искусство (16-11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы.

В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими.

Искусство амарны

В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено само солнце - Атон. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния.

Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов.

Строительство

Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами. В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II. В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II , совершающего поклонения самому себе как богу. Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле. Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров, глубина - шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона, расположив их у ног Рамсеса II. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона. В выборе места для храма древние строители руководствовались особенностями окружающей местности, а также удобством расположения храма: когда храм освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней. Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля. На восточной стене помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа - ливийцев, налево - нубийцев.

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов. Храм не был построен при каком-то одном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянно перестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы построить еще более грандиозные.

Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление.

Транспорт. Колесницы

Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла - изготовление колесниц. В XVI в. до н. э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу.

Легкие колесницы использовали как боевые, а позднее - как гоночные при охоте на быстроногую дичь.Колесницы почти целиком сделаны из дерева.Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями.Для придания устойчивости на поворотах кузов укрепляли на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.

Заключение

Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события Древнего Египта? Какое влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом?

Исходя из всего вышесказанного, я сделала вывод, что достижения Древнего Египта по праву можно назвать ценнейшими мировыми открытиями. Благодаря развитию столярной и металлургической областей совершенствовались орудия труда, оружие, мебель, а также система строительства. По мере увеличения темпов строительства стали появляться, и в дальнейшем получили широкое развитие, архитектурные школы. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. С момента появления первого наземного транспорта обширно начало развиваться сельское хозяйство и строительство; водный транспорт имел огромное значение в военных походах, благодаря которым осваивались множество новых территорий. Кроме того, в Древнем Египте активно развивалась экономика, право и медицина (египтяне достигли больших успехов в области анатомии благодаря технике бальзамирования).

Список используемой литературы

А. Белов, Н. Петровский. «Страна Большого Хапи» Ленинград 1973 г.

2. И.А. Стучевский. «Рамсес II и Херихор». Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов» Москва, 1984 г.

3. «Всемирная история» том I (глава: Перепелкин Ю.Я., «Египет Древнего царства»), Москва, 1955.

4. Ганс Райхардт. «Семь чудес света», 1996 г.

5. А. Эрман, «Жизнь в Древнем Египте»

6. Cавельева Т.Н., «Как жили египтяне во времена строительства пирамид», Москва, 1971.

Подобные документы

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Особенности Египта периода раннего царства. Номовый аппарат управления. Характерные черты государства в переходный период. Особенности труда земледельца Среднего царства. Главные направления внешней политики Египта 1554-1075 гг., правящие династии.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Рассмотрение государственно-политической структуры среднеегипетского царства, характеристика его социальной структуры и социальных отношений. Обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства. Причины покорения страны гиксосами.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Внешняя политика Египта периода Нового царства, реформа Эхнатона. Расцвет экономики, социальные отношения, архитектура и скульптура эпохи расцвета. Структура государственного управления. Египет при XIX и XX династиях. Взлет и падение Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2009

    История Египта в период Нового Царства. Основатели XIX династии. Характеристика и основные направления внешней политики фараонов в Египте; война Рамсеса II с хеттами. Причины расцвета экономики и анализ упадка XIX династии периода Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Политическая история Египта в эпоху Среднего Царства. Борьба Гераклеополя и Фив. Государственное управление и завоевательная политика. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами. Социально-экономическое положение и общественные отношения.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    История древнеегипетского государства: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. Организация оросительного дела в Нильской долине как одна из основных задач государства Раннего царства. Характеристика основных черт права Древнего Египта.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления. Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2015

    История открытия гробницы Эхнатона. Периодизация истории Древнего Египта. Реформа Эхнатона как важнейшее событие эпохи Нового Царства. Внутренняя политика Эхнатона. Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    История и этапы возникновения додинастического и династического периодов. Самые известные фараоны Древнего Египта. Культура: язык, литература, музыка, искусство. Боги Древнего Египта. Египетские пирамиды. Загадочный Сфинкс. Загробный мир Египтянина.

Введение

Древний Египет - одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента вдоль нижнего течения Нила, где сегодня располагается современное государство Египет. Создание цивилизации относится к концу 4-го тысячелетия до н.э. - времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью первых фараонов. Её развитие продолжалось в течение следующих трёх тысячелетий, в которых несколько устойчивых царств чередовались с периодами относительной нестабильности, известными как переходные периоды. Своего высшего расцвета Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался постепенный закат. В этот поздний период ряд держав последовательно завоевывали Египет. В итоге правление фараонов официально закончилось в 31 г. до н.э., когда ранняя Римская империя захватила Египет, сделав его своей провинцией.

Успех древнеегипетской цивилизации в большой степени явился результатом её способности адаптироваться к условиям речной долины Нила. Регулярные ежегодные разливы, удобряющие почву плодородным илом, и организация ирригационной системы земледелия позволяли производить зерновые культуры в избыточном количестве, обеспечивавшем социальное и культурное развитие. Принуждающей и организующей силой этой деятельности был хорошо развитый бюрократический аппарат из лучших писцов, религиозных лидеров и администраторов во главе с фараоном, являющийся гарантом кооперации и единства египетского народа, в контексте сложной системы религиозных верований.

В числе достижений древних египтян были горнодобывающее дело, полевая геодезия и строительная техника, использовавшиеся в сооружении монументальных пирамид, храмов и обелисков; математика, практическая медицина, ирригация, сельское хозяйство, кораблестроение, египетский фаянс, технология производства стекла, новые формы в литературе и самый древний известный мирный договор. Египет оставил долговечное наследие. Его искусство и архитектура широко копировались, а его древности вывозились во все уголки мира. Его монументальные руины вдохновляли воображение путешественников и писателей в течение многих столетий. Новый интерес к древностям и археологическим раскопкам в XIX веке привел к научному исследованию египетской цивилизации и большему пониманию её культурного наследия для мировой цивилизации.

Искусство Древнего Египта

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Название страны - «Египет» - происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах - «дом Ка Птаха», греч. - Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос» (???????? ). Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная земля», имелась в виду плодородная земля дельты Нила). В III в. до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов. Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира. Природа Египта - просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. «фарао», от егип. «пер-о» - «большой дом») - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды. В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно бьшо обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь». Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.