(1891-1956 гг.) — известный полярный исследователь.

Он был выдающимся астрономом, математиком, геофизиком, исследователем полярных широт.

В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле , где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы . Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя , который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов.

С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции.

В 1932 году Шмидт принимает решение пройти путем - кратчайшим расстоянием между и у берегов - за одну навигацию. 28 июля ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска. Шмидт решил идти высокими широтами в обход , как никто никогда не плавал. В экспедиции встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезента и поставили паруса. Ледокол вошел в пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию этот путь.

В 1933 году Шмидт возглавил экспедицию на ледоколе «Челюскин», чтобы еще раз пройти без зимовки Северный морской путь и окончательно убедить тех, кто не верил в реальность освоения трассы. Авторитетная комиссия, в которую входили ведущие кораблестроители, посчитала судно непригодным для дальнего плавания, тем не менее ледокол «Челюскин» вышел в арктический поход имея на борту свыше ста человек. Пароход добрался до пролива, но здесь его сковали льды и унесли далеко на север, в центр . После тяжелой зимовки судно было раздавлено льдами. Это случилось 13 февраля 1934 года.

Произошло неизбежное: левый борт «Челюскина» разорвало льдами. Вот как описал впоследствии эту картину радист парохода: «В серых сумерках произошло страшное - погибал наш корабль, наш дом… Скрежет, грохот, летящие обломки, клубы пара и дыма…» При катастрофе погиб один человек, не успевший спрыгнуть на льдину. Все остальные оказались в относительной безопасности в ледовом «лагере Шмидта». В зарубежном мире мало кто сомневался в трагическом исходе - неминуемой гибели 104 челюскинцев. Но их мужество и выдержка, большой организаторский талант О.Ю.Шмидта и его помощников помогли людям обрести спокойствие и надежду.

На льдине не было ни единого проявления паники, круглосуточно продолжались научные исследования по самой широкой программе. Люди, жившие в палатках на скудном пайке, не теряли присутствия духа. Спасение пришло к ним с неба. Гражданские и военные пилоты ринулись на помощь к людям. 13 апреля, ровно через два месяца после гибели парохода, последний челюскинец был доставлен на берег.

Под руководством О.Ю.Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция « -1». 6 июня 1937 года ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Эта экспедиция положила начало новому этапу в .

В 1944 году О.Ю.Шмидт разрабатывает . Ее возникновение было связано с тем, что появились новые данные, которые было трудно объяснить с помощью гипотезы Канта-Лапласа. Необходима была новая гипотеза, которая и объясняла бы эти данные. Ее разработали В.Г.Фесенко и О.Ю.Шмидт. По этой теории, Земля и другие небесные тела Солнечной системы образовались из холодного космического и пыли, имевшего дисковидную форму. Движение облака вокруг своей оси привело к его уплотнению и формированию небесных тел. После образования Земли начался ее разогрев и массовое излияние лавы, что привело к появлению первичной и формированию первичной . Образование первичной атмосферы спровоцировало выпадение дождей и образование первичного океана.

Велики заслуги О.Ю.Шмидта перед отечеством, и его именем названы полуостров в северной части , вершина и перевал , в и другие объекты.

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Отец Отто Юльевича не был капитаном. И сам Шмидт мог скорее пойти в портные и сапожники, но только не в ученые и путешественники. Но ему повезло: родственники сообща решили выучить одаренного мальчика, чего бы это ни стоило.

Он родился в 1891 году. Отто еще не исполнилось и 18 лет, как его охватила идея стать ученым. Будущий математик и исследователь подошел к свой мечте с точки зрения точного и скрупулезного расчета — он решил составить список необходимой литературы с примерным количеством страниц и часов. Юного математика ждало глубокое разочарование — никакой человеческой жизни не хватит, чтобы выполнить задуманную программу — ведь на то, чтобы прочитать самое нужное и познавательное, ему понадобилось бы 1000 лет!

На первом курсе университета он написал научную работу, о которой заговорили математики. Ленин назначил Шмидта членом коллегии народного комиссариата продовольствия, а затем и членом коллегии комиссариата финансов. Шмидт в финансах разобрался очень скоро, даже написал научную работу «Математические законы денежной эмиссии» и вывел несколько специальных формул.

В 1926 году Земля Франца-Иосифа была объявлена территорией СССР, осталось лишь водрузить флаг и основать полярную станцию.

В 1929 году «красный академик» получил предложение от советского правительства возглавить экспедицию на Арктику. Цель экспедиции — достигнуть Земли Франца-Иосифа, доставить туда зимовщиков и организовать самую северную научную станцию. Шмидт был назначен одновременно начальником экспедиции и правительственным комиссаром архипелага Земли Франца-Иосифа, а также других островов, которые могла открыть экспедиция в границах СССР.

В первый день плавания пересекли полярный круг. Чем дальше уходили на север, тем более утолщались ледяные поля с беспорядочно нагроможденными на них торосами. Идти стало затруднительно — судно мореплавателей — «Седов» — не ледокол, а «ледокольный пароход», по размерам раз в пять меньше «Красина».

Случалось, что целую вахту — четыре часа — ценой огромных усилий и большого количества сожженного в топках угля ледокольный пароход «Седов» пробивался всего на корпус. У берегов Земли Франца-Иосифа Отто Юльевич мог не раз погибнуть. Перед отплытием на большую землю Шмидт решил еще раз проверить, хорошо ли устроили полярников. Он уже собирался отправиться назад, на ледокол, когда ветер нагнал в бухту тяжелые льдины. Ледокол маневрировал далеко от берега и подойти не мог — у берега были мели. Шмидт решил добираться без лодки. Он взял багор и стал перепрыгивать с одной льдины на другую. Иногда он плыл на льдине, отталкиваясь багром. С корабля ему на помощь прислали лодку. Шмидт спрыгнул в лодку, и она тут же перевернулась. С корабля спустили лодку побольше и доставили академика на борт.

28 июля показалась Земля Франца-Иосифа. Станцию поставили на мысе Седова, под крестом, поставленным самим Седовым.

21 августа «Седов» вышел в научное плаванье на Дальний Север. Корабль шел к 83 параллели и достиг 82° 14 северной широты. Так был побит мировой рекорд плавания в евразийском секторе Арктики. 700 километров отделяли «Седова» от Северного полюса.

Неожиданно пароход попал в ледяной плен, и Шмидт с группой добровольцев решили добираться до Земли Франца-Иосифа пешком. 28 часов скитаний по дрейфующим льдам не дали никакого результата. Все дальше и дальше уносило льды от берега, и все шире становились разводья. Надежда на спасение исчезала с каждой минутой. И лишь чудом вырвавшийся из ледяного плена «Седов» спас Шмидта и его спутников.

30 августа «Седов» тронулся в обратный путь. Льды мешали продвижению, и Шмидт предложил оригинальное решение — идти на юг через север. Этот кружной путь оказался хоть тяжелым, но проходимым. К концу путешествия пароход износился до крайности.

11 сентября 1929 года закончился первый арктический поход Шмидта. А когда все исследования Арктики правительство решило сосредоточить в одном учреждении и создало Арктический институт, Шмидт был назначен директором этого института. Во время второй Арктической экспедиции Шмидт решил высадить группу добровольцев на Северной Земле, сроком на два года.

Второе плаванье «Седова» из Архангельска должно было решить гораздо более сложные задачи: снова нужно было достичь берегов Земли Франца-Иосифа, сменить доставленных туда зимовщиков и расширить станцию.

Ледокол «Седов» вышел из Архангельска 15 июля 1930 года. Сначала он зашел на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихую и сменил зимовщиков. После бухты Тихой ледокол отправился к Северной Земле. Тогда и выяснили, что Северная Земля не остров, а архипелаг.

Через два года Шмидт вернулся за зимовщиками на ледоколе «Сибиряков», сменил зимовщиков и решил обогнуть Северную Землю с севера. У Шмидта была карта архипелага, составленная экспедицией.

Однако судно затерло льдами, лед впереди по курсу взрывали динамитом. Уголь кончился. Но «Сибиряков» обогнул Северную Землю, поскольку Шмидт предложил поставить паруса. И 1 октября в 14 часов 45 минут ледокол «Сибиряков» под парусами вошел в Берингов пролив и вышел в Тихий океан. Впервые за всю историю человечества за одну навигацию был пройден весь Великий Северный морской путь. 1 октября 1932 года Шмидту исполнилось 48 лет.

«Сибирякова» торжественно встречали во всех портах, а в Японии ему поставили новый вал. Этой экспедиции впервые удалось в одну навигацию преодолеть Северный морской путь от Архангельска к Берингову проливу.

Свой следующий день рождения Шмидт опять встречал во льдах на пароходе «Челюскин». Почти за сто лет до этого плаванья подштурман российского флота Семен Челюскин первым из европейцев достиг самой северной точки Азиатского материка, названной в его честь мысом Челюскина. Так же назвали и пароход.

Поломки «Челюскина» начались еще в Балтийской море, а когда пароход попал во льды Карского моря, то сразу же полетели заклепки, разошлось несколько швов, а в корпусе судна появилась такая трещина, что люди через нее передавали друг другу рукавицы. Все считали, что через трудные льды «Челюскин» поведут ледоколы. Но у «Красина» сломался вал, а ледорез «Литке» потерпел аварию. И «Челюскин» прошел весь путь самостоятельно. Пароход таскало льдами несколько месяцев. В том, что «Челюскин» будет раздавлен льдами, Шмидт не сомневался, но скрывал от всех.

Это случилось 13 февраля. Спасти челюскинцев было очень трудно: корабль затонул в таком районе Арктического океана, куда ни ледоколы, ни самолеты в зимнее время не добирались. Шмидт организовал постройку лагеря и аэродрома, а по вечерам читал лекции.

«Что бы сделал англичанин на месте Шмидта? — говорил Ллойд-Джордж советскому послу академику Майскому. — Ну конечно, для поддержания духа сотоварищей он нагрузил бы их работой. Занял бы спортом, охотой… Но читать лекции! До этого мог додуматься только русский!».

Трещины раскалывали льдину. Одна из них разломила пополам барак. Люди строили через трещины ледовые мосты. 7 апреля самолеты Слепнева, Молоткова и Каманина сели на льдину. Первыми летели женщины и дети, последним решил лететь Шмидт. Самолеты были маленькими. Летчики загружали людей не только в крохотные кабины, но даже в фанерные ящики, которые привязывали под крыльями.

Льды снова наступали на лагерь. Шмидт тяжело заболел, он лежал в штабной палатке и продолжал руководить всеми работами в лагере.

«Начальник лагеря должен улететь последним», — говорил он.

И лишь по распоряжению правительства Шмидт согласился вылететь в американский госпиталь на Аляску. К аэродрому его несли на носилках.

После спасения «Челюскина» на Севере появилась полярная авиация.

Шмидт мечтал о серьезной научной работе на полюсе. Для этого надо жить около полюса, жить подолгу, несколько месяцев. В экспедицию людей Шмидт подбирал сам. В правительстве появились сомнения, а стоит ли отпускать на полюс самого Шмидта? Но тот забастовал: он не мог оставить людей на полюсе, не прожив у них в палатке хотя бы несколько дней. Шмидт прожил с папанинцами 16 дней.

21 мая 1937 года первый тяжелый четырехмоторный самолет — флагман советской воздушной экспедиции, возглавляемой профессором О. Ю. Шмидтом, достиг Северного полюса, пролетел несколько дальше и опустился на ледяное поле на 89°26 северной широты и 282° восточной долготы. В этот день была организована станция «Северный полюс».

26 мая — 5 июня на то же ледяное поле опустились остальные самолеты полярной эскадры. Они доставили организованной станции необходимые материалы и запасы.

Организация станции «Северный полюс» с помощью тяжелых самолетов была большим достижением. Советские летчики начали совершать посадки на ледяные поля в горле Белого моря еще в 1927 году. Но состояние льдов у полюса было почти неизвестно. При организации станции «Северный полюс» тяжелые самолеты сделали тринадцать безаварийных посадок и подъемов с ледяных полей как в районе самого полюса, так и между 84 и 85° северной широты. Это было торжество советской науки и советской техники.

6 июня все самолеты улетели обратно на Большую землю, оставив на льду зимовщиков. Советские полярники не только достигли Северного полюса, но и впервые в истории Арктики организовали там хорошо оборудованную научную станцию.

До организации станции «Северный полюс» о движении льдов в приполюсном районе было известно мало. Предполагалось, что станция пробудет здесь около года, после чего ее снимут те же самолеты. Но действительность не оправдала этих ожиданий.

Ледяное поле, на котором была устроена станция, начало двигаться — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее — к проливу между Гренландией и Шпицбергеном, а затем и в Гренландское море. Станция «Северный полюс» превратилась в самую настоящую экспедицию.

19 февраля 1938 года, когда станция находилась на 70°47 северной широты и 340°12 восточной долготы, зимовщики этой станции были сняты с почти разломанного ледяного поля подошедшими ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман». Всего дрейф станции продолжался 274 дня на протяжении, если считать по прямой линии, около 2100 километров.

В результате работ станции «Северный полюс» было установлено, что в районе Северного полюса никаких островов и земель нет и не может быть; был изучен рельеф морского дна на всем протяжении дрейфа; установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают из Гренландского моря до самого полюса; опровергнуты предположения о почти полной безжизненности приполюсного района; изучено движение льдов и верхних (до 900 метров) слоев воды под действием ветра. Ценные результаты дали гравиметрические и магнитные наблюдения. Метеорологические наблюдения разрушили прежние представления о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных районах; в частности, показали, что циклоны, по крайней мере в летнее время, то и дело прорываются к полюсу, в то время как некоторые предполагали, что над полюсом постоянно держится область повышенного давления.

Большое значение — практическое и теоретическое — имеют наблюдения дрейфа и поведения ледяных полей Центральной Арктики. Самый факт, что зимовщики через 9 месяцев оказались южнее 71° северной широты, вопреки предположению, что они проведут в высоких широтах около года, доказывает, насколько ошибочны были представления о движении льдов в Арктическом бассейне.

О. Ю. Шмидт руководил несколькими полярными экспедициями для открытия Северного морского пути. Величайшим достижением Шмидта была подготовка и организация первых дрейфующих станций во главе с Папаниным.

В 1939 году Шмидта избрали первым вице-президентом Академии наук СССР Он основал институт геофизики Земли, был создателем и редактором Большой Советской Энциклопедии. Шмидт Отто Юльевич умер в Москве в 1956 году. В последние годы своей жизни ученый разработал новую версию происхождения Земли.

!) родился 30 сентября (18 сентября по старому стилю) 1891 года в белорусском городе Могилеве. Среди предков Отто Юльевича были и мещане, и крестьяне. Он рос в большой, скромно жившей семье. Незаурядные способности внука заметил дед. Он и предложил на семейном совете всем родственникам сложиться, кто сколько может, и на эти деньги дать образование подающему надежды отпрыску рода Шмидтов.

В 1900 году Отто поступил в школу в Могилеве. Вскоре семья переехала сначала в Одессу, а потом - в Киев. В 1909 году юноша с золотой медалью закончил Вторую классическую гимназию Киева. В гимназические годы он много занимался самообразованием: читал, изучал иностранные языки, высшую математику. Именно физико-математический факультет он выбрал при поступлении в Киевский университет.

Студент Шмидт составил список книг, которые следует прочесть. Выходило, что, даже если читать одну серьезную книгу в неделю, чтение займет тысячу лет. Юноша сократил список в четыре раза.

Уже в студенческие годы Отто Юльевич стал проводить самостоятельные математические исследования. В 1912-1913 годах были опубликованы три его статьи. В 1913-м Шмидт окончил университет и был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию.

В 1916 году Отто Юльевич блестяще сдал экзамены на степень магистра и был утвержден в должности приват-доцента. Тогда же увидел свет основной труд Шмидта-математика - «Абстрактная теория групп». Эта работа была признана коллегами крупным вкладом в алгебру. Но она фактически стала единственной крупной разработкой ученого в любимой им древней науке. Водоворот истории вынес Шмидта на гребень совсем другой волны.

В 1918 году профессор Шмидт вступает в партию большевиков и принимается вдохновенно строить новый мир. В 1919 году он пишет «научный труд» - проект положения о пролетарских продовольственных отрядах, в соответствии с которым лично инструктирует бойцов и командиров этих подразделений. Как известно, впоследствии история давала им далеко не однозначные оценки.

В 1921-1922 годах на повестку дня встает «новая экономическая политика». Шмидт в это время проводит математические изыскания в Наркомфине и руководит Институтом экономических исследований. Он самым энергичным образом включается в работу по теоретическому обоснованию нэпа.

Как чиновник высокого ранга, Отто Юльевич был обязан принимать участие во всех заседаниях Совнаркома. Одному Богу известно, сколько времени уходило на эти собрания «прозаседавшихся», как метко окрестил их Владимир Маяковский, и сколько книг из списка, требующего 250 лет, остались непрочитанными!

В 1921-1924 годах Шмидт руководит Госиздатом. Ему принадлежит идея издания Большой советской энциклопедии. Он же главный редактор этого глобального проекта в 1929-1941 годах. Одновременно Отто Юльевич читает лекции в МГУ, в Педагогическом университете (тогда - втором МГУ), в Коммунистической академии и Московском лесотехническом институте.

Одной из важнейших задач, вставших перед страной в период индустриализации, было, как тогда говорили, «покорение советской Арктики». Координировал эту работу именно Отто Юльевич Шмидт, популярность которого в тридцатые годы достигла пика. О нем писали газеты, он выступал по радио и появлялся в кинохронике, девушки вешали в своих комнатах его портреты, вырезанные из журналов.

В 1929-1930 годах ученый возглавляет экспедиции (их было две) на ледоколе «Георгий Седов». Цель этих плаваний - освоение Северного морского пути. В результате походов «Седова» была организована научно-исследовательская станция на Земле Франца-Иосифа. Романтизм, охвативший огромную страну, восторженно принявшую известие об открытии первой полярной станции, замечательно отражен в фильме С.А. Герасимова «Семеро смелых».

«Седов» также обследовал северо-восточную часть Карского моря и западные берега Северной Земли.

В 1930 году Шмидт становится директором Арктического института. В 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков» с руководимой Отто Юльевичем экспедицией на борту проходит за одну навигацию весь Северный морской путь - от Архангельска до Владивостока. В 1934 году Шмидт решает закрепить успех и предпринимает вторую попытку покорения ледовитых морей - на этот раз на ледоколе «Челюскин». Как известно, этот поход закончился гибелью судна и героическим подвигом терпевших лишения челюскинцев и пришедших им на помощь доблестных полярных летчиков.

Неудача не заставила Отто Юльевича разлюбить Север. В 1937 году он руководит операцией по созданию дрейфующей станции «Северный полюс-1», а в 1938 году под руководством Шмидта героев-папанинцев снимают с льдины.

По накалу страстей и пылкому чувству гордости за державу, охватившему миллионы, освоение Заполярья в тридцатые годы XX века можно сравнить с первыми космическими шагами человечества в шестидесятые. И главным героем этих событий был «главный конструктор покорения Севера» Отто Шмидт. В 1935 году он стал действительным членом Академии наук СССР. К тому времени был издан ряд его работ по географии, геофизике, геологии, астрономии.

В 1944 году, когда страна все еще боролась с фашистской Германией, но солнце победы уже светило из-за горизонта, академик Шмидт, отдавший «прикладной» административной и организаторской работе долгие годы, вдруг вспомнил о вечных вопросах и попытался ответить хотя бы на один из них: «Как образовалась Солнечная система?»

К этому времени в астрономии существовало несколько гипотез, призванных ответить на этот сакраментальный вопрос. Еще в 1745 году Ж. Бюффон выдвинул идею, что все спутники Солнца образовались из сгустка вещества, вырванного из нашей звезды ударом огромной кометы.

Чуть позже два ученых - И. Кант и П. Лаплас - независимо друг от друга предположили, что Солнечная система образовалась из первичной разряженной и раскаленной газовой туманности с уплотнением в центре. Она имела радиус, намного превосходивший радиус современной Солнечной системы, и медленно вращалась. Притяжение частичек друг к другу приводило к сжатию туманности и возрастанию скорости ее вращения. Непрерывно сжимаясь и ускоряя вращение, туманность расслаивалась на кольца. Эти кольца вращались в одну и ту же сторону в одной и той же плоскости. Наиболее плотные участки кольца притягивали к себе разреженные. Постепенно каждое кольцо превратилось в разреженный газовый клубок, вращавшийся вокруг своей оси. Далее уплотнение остывало, затвердевало и превращалось в планету. Наибольшая часть туманности не остыла до сих пор и стала «Звездой по имени Солнце». Эта вселенская история числится в науке под именем «научная гипотеза Канта-Лапласа».

Однако в последующие века были открыты новые явления в Солнечной системе, которые расходились с положениями вышеупомянутой гипотезы. Так, оказалось, что Уран вращается вокруг своей оси не в ту сторону, в какую вращаются другие планеты. Новые сведения о свойствах газов также вызывали некоторые сомнения в достоверности гипотезы.

Академик Шмидт выдвинул свои собственные предположения. Основываясь на ряде научных данных, он пришел к выводу, что Земля и планеты никогда не были раскаленными газовыми телами, подобными звездам, а, скорее всего, образовались из холодных, твердых частиц вещества.

Если допустить, что некогда вокруг Солнца существовало колоссальное пылегазовое облако, то, по расчетам академика, в дальнейшем происходило следующее: бесчисленные частички при своем движении сталкивались между собой и потому стремились двигаться так, чтобы не мешать друг другу. А для этого нужно, чтобы все их пути расположились приблизительно в одной плоскости и стали круговыми. Вращаясь вокруг Солнца по окружностям различного размера, частички уже не сталкивались друг с другом. Но когда частички приближались к одной плоскости, расстояния между ними уменьшались, и они начинали притягиваться друг к другу. Они объединялись, более плотные и крупные частицы притягивали к себе более мелкие и легкие, постепенно образуя комки вещества планетарных размеров.

Гипотеза объясняла расположение планет в системе «по весовым категориям». Огромный ком Юпитера собрал очень много вещества в области, ближайшей к Солнцу. А по другую сторону от него, дальше от Солнца, образовалась как бы в противовес другая планета-гигант - Сатурн. Отто Юльевич рассчитал, что именно в середине системы должны были возникнуть самые крупные планеты, а ближе к Солнцу и дальше, за «гигантским поясом» - более мелкие, такие как Плутон. Теоретические выкладки Шмидта позволили обосновать существующие расстояния между планетами.

Шмидт Отто Юльевич - это выдающийся исследователь Севера, советский астроном и математик, государственный и Герой Советского Союза, достигший мирового признания в научной отрасли.

В начале сложного и интересного пути

Кто такой Отто Юльевич Шмидт и какой вклад в советскую науку совершил этот человек?

Родился будущий покоритель северных земель 30 сентября 1891 года в Белоруссии (город Могилев). Стремление к знаниям и огромную любознательность Отто проявлял с самого детства. Постоянные переезды его семьи с места на место обусловили частую смену школ (Могилев, Одесса, Киев). В 1909 году Шмидт Отто Юльевич, биография которого являет собой яркий пример целеустремленности, окончил с золотой медалью классическую гимназию в Киеве, затем физико-математический факультет столичного университета. В студенческие годы Отто был удостоен премии за математическую работу. По окончании учебного заведения в 1913 году талантливый юноша был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Знаменательным трудом в области математики стала монография «Абстрактная теория групп», опубликованная в 1916 году.

Блестящая карьера Шмидта

Карьера Отто Юльевича - перспективного доцента - стремительно продвигалась вверх. Обладая организаторскими способностями и активно участвуя в общественной деятельности, молодой человек проявил себя во многих сферах жизни. Он занимался продуктовым обеспечением и работал в Министерстве продовольствия Временного правительства, затем начальником Управления по продуктообмену, параллельно занимаясь исследованием закономерностей эмиссионного процесса.

С 20-х годов Шмидт Отто Юльевич преподавал математику в высших учебных заведениях, а с 1929 года возглавил кафедру алгебры Московского университета. Наиболее результативно проявил себя в сфере просвещения: организовывал профессиональное образование молодежи школьного возраста, создавал техникумы, обеспечивал повышение квалификации рабочих фабрик и заводов, реформировал вузовскую систему. Именно Отто Юльевич Шмидт (годы жизни - 1891-1956) ввел в обиход широкое распространенное слово «аспирант».

Краткая биография Отто Шмидта интересна даже юному поколению, стоящему в начале жизненного и пути и, возможно, больших перемен. Под его руководством было образовано огромное издательство, целью которого являлась не коммерция, а культурно-политическое просвещение.

Плод огромных трудов и усилий Отто Юльевича - Большая советская энциклопедия, создателем и главным редактором которой он являлся. В подготовке многотомного издания были объединены усилия многих деятелей культуры и науки, заинтересованных в необходимости социалистических преобразований. Проводимые исследования способствовали усилению интереса к проблемам истории науки и естествознания. С лекциями из этих областей, а также докладами другой разнообразной тематики Отто Юльевич часто выступал перед широкой аудиторией.

Отто Юльевич Шмидт: экспедиции

С самой юности Шмидт болел туберкулезом, обострявшимся каждые десять лет. В 1924 году советскому ученому была предоставлена возможность поправить свое здоровье в Австрии. Там Отто Юльевич попутно окончил школу альпинизма. Будучи во главе советско-немецкой экспедиции, в 1928 году изучал ледники Памира. Следующий десяток лет начиная с 1928 года был посвящен изучению и освоению Арктики.

В 1929 году на ледокольном пароходе «Седов» была сформирована арктическая экспедиция, успешно достигшая Земли Франца-Иосифа. В бухте Тихой Шмидт создал полярную геофизическую обсерваторию, обследовавшую земли и проливы архипелага. В 1930 году, во время второй экспедиции, были открыты такие острова, как Исаченко, Визе, Длинный, Воронина, Домашний. В 1932 году ледокол «Сибиряков» впервые за одну навигацию осуществил проход из Архангельска в Тихий океан. Руководителем этой экспедиции являлся Шмидт Отто Юльевич.

Успех экспедиции

Успех экспедиции подтвердил осуществимость активного в хозяйственных целях. Для практической реализации данного проекта было организовано Главное управление начальником которого стал Шмидт Отто Юльевич. Задачей учреждения являлось освоение сложного маршрута, его техническое оснащение, исследование полярных недр, организация всесторонней научной работы. Вдоль побережья оживилось строительство метеостанций, был дан огромный толчок для ледового судостроения, радиосвязи и полярной авиации.

Спасение челюскинцев

Для проверки возможности курсирования транспортных судов Ледовитым океаном в 1933 году по маршруту «Сибирякова» был командирован пароход «Челюскин» во главе с Отто Юльевичем и В. И. Ворониным. В экспедиции участвовали люди разных специальностей, в том числе и плотники, направленные для строительства жилищ зимовщикам. На должна была высадиться группа зимовщиков с семьями. Экспедиция завершилась драматически: по причине сильных ветров и течений «Челюскин» не смог выйти в Тихий океан. Судно было раздавлено льдами, вследствие чего в течение двух часов затонуло.

104 человека, оказавшиеся на льдине, вынуждены были провести два месяца в условиях полярной зимы, пока их не спасла авиация. Летчики, снявшие с льдины челюскинцев, стали Героями Советского Союза. В последние дни пребывания в безжалостных северных условиях Отто Юльевич заболел пневмонией и был переправлен на Аляску. Излечившийся, в Россию он возвращался всемирно известным героем. С докладами о научных успехах и возможных перспективах освоения арктических просторов исследователь Севера Отто Юльевич Шмидт выступал и в России, и за рубежом.

Звание Героя Советского Союза было присвоено Шмидту в 1937 году; ученый в то время организовал на Северный полюс экспедицию, целью которой было создание там дрейфующей станции.

Космогоническая гипотеза Шмидта

В середине 40-х годов Шмидтом была выдвинута новая космогоническая гипотеза о появлении Земли и планет Солнечной системы. Ученый считал, что эти тела никогда не являлись раскаленными газовыми телами, а сформировались из твердых, холодных частиц вещества. Разработку этой версии Шмидт Отто Юльевич продолжал до конца жизни вместе с группой советских ученых.

Болезнь Шмидта

В Великую Отечественную войну Шмидт Отто Юльевич, биография которого является примером настоящего лидера, руководил эвакуационными процессами и налаживал деятельность академических учреждений в новой для страны обстановке. С зимы 1943 года туберкулез прогрессировал, поражая весь организм. Отто Юльевичу врачи периодически запрещали говорить; он часто лечился в санаториях, а в последние годы жизни был практически прикован к постели. Но в любые минуты улучшения своего состояния он усиленно работал и даже выступал с лекциями в Ленинграде и Москве. Скончался Отто Юльевич 7 сентября 1956 года на своей даче в Мазинге, под Звенигородом.

Шмидт Отто Юльевич: интересные факты

Жизнь Отто Юльевича Шмидта пестрила крутыми поворотами: из математика он переквалифицировался в государственного деятеля. Далее увлекся созданием энциклопедии, а потом стал путешественником-первооткрывателем. Некоторые события в жизни этого великого человека происходили по его воле, другие - по стечению обстоятельств. Отто Юльевич Шмидт, краткая биография которого для современного поколения является ярким примером, всегда трудился в полную силу, с максимальной отдачей, не позволяя себе ни минуты отдыха. Способствовали этому широкая эрудиция, неутомимая любознательность, организованность в труде, четкая логика мышления, способность выделить важные детали на общем фоне многозадачности, демократизм в человеческих отношениях и умение сотрудничать с другими.

В определенный момент болезнь оторвала от людей этого жизнелюба, остроумного собеседника, неуемного человека творческой энергии, привыкшего к практической публичной деятельности. Отто Юльевич Шмидт, краткая биография которого вызывает искренний интерес молодого поколения, не отчаивался: он по-прежнему много читал. Зная о своей близкой кончине, уходил из жизни мудро и достойно. Похоронили Отто Юрьевича на Новодевичьем кладбище. Память этого человека с большой буквы увековечена в издании избранных трудов, присвоении его имени мысу на побережье полуострову Новой Земли, острову в Карском море, перевалу, одной из вершин в горах Памира, а также Институту физики Земли.

Михайлов Андрей 30.09.2018 в 10:00

30 сентября - день рождения выдающегося академика, математика, географа, геофизика, астронома, исследователя Памира и Арктики, героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта. Советская история, пожалуй, не знает более разностороннего и титулованного ученого. А его экспедицию на пароходе "Челюскин" не забудут никогда.

Были времена, когда Отто Юльевич Шмидт был не менее известен , чем, скажем, Юрий Гагарин. Помню, в нашем классе училась Ольга Оюшминальдовна; оказалось, что ее отца в свое время так и назвали - Оюшминальд: "Отто Юльевич Шмидт на льдине".

Встречаются и другие имена-производные: Лагшминальд: ("Лагерь Шмидта на льдине"); Лагшмивар ("Лагерь Шмидта в Арктике"). Ну, кто из нашего ученого сообщества удостоен такой памяти - в именах? Разве что классики марсксизма, давшие нашим дедушкам имена Рэм, Вилен, Владлен, Марлен и прочие подобные.

Отто Юльевич Шмидт родился 30 сентября 1891 года Могилеве. Его предки по отцовской линии - из немцев-колонистов, перебравшихся в Лифляндию (Латвию) во второй половине XVIII века, а по материнской - латыши с другой арендованной усадьбы, по фамилии Эргле.

В детстве он работал в лавке письменных принадлежностей. Деньги на обучение одаренного мальчика в гимназии нашлись у его латышского дедушки Фрициса Эргле. Интересно, что неподалеку от хутора Фрициса Эргле находится Биркинели - мыза, где прошло детство известнейшего латышского поэта Яна Райниса.

С золотой медалью Отто Шмидт в 1909 году окончил гимназию в Киеве. Затем - физико-математическое отделение Киевского университета, где он учился в 1909–1913 годах. Там же под руководством профессора Д. А. Граве начал свои исследования в математической теории групп.

Отто Шмидт - один из основателей и главный редактор Большой советской энциклопедии (1924-1942). Основатель и заведующий кафедрой высшей алгебры (1929-1949) физико-математического и механико-математического факультета МГУ. В 1930–1934 годах он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах "Седов", "Сибиряков" и "Челюскин". В 1930–1932 годах он - директор Всесоюзного арктического института, в 1932–1938 годах начальник Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). С 28 февраля 1939 года по 24 марта 1942 года Шмидт был вице-президентом АН СССР.

Также он разрабатывал космогоническую гипотезу образования тел Солнечной системы в результате конденсации околосолнечного газово-пылевого облака, оставил по себе ряд трудов по алгебраической теории групп.

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение структуры горных цепей, ледников, перевалов и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. В 1929 году была организована арктическая экспедиция на ледокольном пароходе "Седов". Начальником этой экспедиции и "правительственным комиссаром архипелага Франца-Иосифа" был назначен О. Ю. Шмидт. Экспедиция успешно достигает Земли Франца-Иосифа; в бухте Тихой создается полярная геофизическая обсерватория.

В 1930 году была организована вторая арктическая экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Седов". Она открыла острова Визе, Исаченко, Воронина, Длинный, Домашний, западные берега Северной Земли. Один из открытых островов был назван островом Шмидта. В 1932 году экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе "Сибиряков" в одну навигацию прошла весь Северный морской путь и тем самым положила прочное начало регулярным плаваниям вдоль берегов Сибири.

В 1933–1934 годах под его руководством была проведена новая экспедиция на пароходе "Челюскин": ее целью было проверить, существует ли возможность плавания по Северной морской трассе на корабле неледокольного класса. Вот эта-то экспедиция и стала одним из самых ярких моментов в исследовании Арктики и настоящим звездным часом Отто Юрьевича. В момент гибели "Челюскина" во льдах и при обустройстве жизни спасшихся членов экипажа и экспедиции на льдине он проявил мужество и твердую волю.

"Челюскин" водоизмещением 7,5 тысячи тонн был построен в Дании по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены (отсюда и первоначальное название корабля - Лена) и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наисовременнейшим грузопассажирским кораблем. По классификации Ллойда он отнесен к судам ледокольного типа.

Пароход был спущен на воду 11 марта 1933года, виспытательное плавание вышел 6 мая того же года. В первое плавание судно отправилось 3 июня под названием Лена и через два дня прибыло в Ленинград . 19 июня оно получило новое название - "Челюскин" в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Ивановича Челюскина.

16 июля 1933 года "Челюскин" под командованием полярного капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск. 2 августа, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. Планировалось, что на трудных участках пути "Челюскину" будут помогать ледоколы.

Первые льдины встретились пароходу в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. 4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами "Челюскин" вошел в Берингов пролив. Когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении.

"Челюскин" дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев - с 23 сентября до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул за два часа. Благо, экипаж, готовый к подобному разыитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. Последними с "Челюскина" сошли Шмидт, Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич.

В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Лагерь эвакуировали с помощью авиации: 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.

Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем в полутора сотнях километров от ледовой стоянки.

Под руководством Отто Юльевича Шмидта все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. Прибывающих со льдины, в первую очередь женщин, детей и больных, самолетами отправляли дальше в поселок Уэлен, а потом в бухты Лаврентия и Провидения.

Остальные 53 наиболее физически крепких участника экспедиции совершили 500-километровый пеший переход из Ванкарема до Уэлена, а некоторые и далее - до бухт Лаврентия и Провидения, где их ждали пароходы.

Двигаясь по 14-16 часов по неровному льду, проваливаясь в трещины, карабкаясь на четвереньках на крутые береговые обрывы, ночуя в снегу без палаток, страдая от обморожения и травм, не имея возможности укрыться от пурги, люди проходили до 70 километров в сутки. 16 человек по прибытии в бухту Провидения были госпитализированы.

В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в город Ном на Аляске. В Москве участников экспедиции торжественно встречали члены правительства и жители столицы.

Летчики, участвовавшие в снятии челюскинцев со льдины, стали первыми героями Советского Союза, а имена челюскинцев получил ряд географических объектов СССР. Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Поиски 1974 и 1978 года не дали результатов.

К 70-летию памяти "Челюскина" в 2004 году была организована подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". В сентябре 2006 года ее участники "Челюскин-70" сообщили, что нашли затонувший пароход-герой, а в феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решетка, поднятые со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного "Челюскина".

Многие современники воспринимают "Челюскин" как самый большой в мире памятник путешественнику и ученому, Отто Юльевичу Шмидту. Так оно, собственно, и есть…

Но это еще не все подвиги Шмидта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года за руководство организацией дрейфующей станции "Северный полюс-1" Шмидту Отто Юльевичу присвоено звание героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль "Золотая Звезда" под номером 35.