Предназначенный для учеников в системе среднего (иногда и дошкольного) образования. Как правило, парты предполагают использование одновременно двумя учениками.

Согласно существующим стандартам, школьные парты разделяются на несколько типов, отличающихся высотой столешницы , предназначены для учащихся разного возраста и, соответственно, роста.

В современных учебных заведениях парты заменяются ученическими письменными столами, комплектующихся рабочими стульями с соответствующей высотой сиденья, стулом с подставкой для письма и др.

История

В царской России также была изобретена уникальная парта-трансформер, у которой меняется высота стола и угол наклона столешницы. Такая школьная парта помогла сохранить правильную осанку и хорошее зрение многим поколениям школьников. Раньше эти парты использовали только в элитных школах из-за их дороговизны, но сегодня их производство удешевлено, и они массово применяются в школах России.

В последнее время появилось много новых конструкций школьной парты, новые технологии её изготовления, с новыми гигиеническими требованиями, современными формами и материалами изготовления. В шестидесятые годы изобрели парты в виде столов с отдельно стоящими стульями. В русле развития техники сегодня множество изобретений школьных парт с вмонтированными компьютерами.

Но классическая школьная парта Эрисмана по-прежнему - главный атрибут любой школы.

Конструкция

Принципы конструкции парт:

  1. Конструкция парты позволяет школьнику сидеть за ней в наиболее удобной позе, не препятствующей нормальному развитию ребёнка.
  2. Парта не имеет острых углов, выступающих частей крепёжных элементов, поэтому не причинит повреждений ребёнку.
  3. Парта имеет простую и в то же время прочную конструкцию, поэтому ребёнку не сложно ею пользоваться, а взрослому - обслуживать.
  4. Ученик за школьной партой не мешает своему соседу, он может вставать, отвечая урок, не выходя из-за парты.
  5. Конструкция школьной парты такова, что позволяет формировать правильную осанку, так как парта создана под пропорции ребенка, за школьной партой поза с прямой осанкой наименее утомительна и способствует большей работоспособности школьника, удобна для письма и чтения.
  6. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см.

См. также

Напишите отзыв о статье "Парта"

Примечания

Литература

  • Н. Картаева Эргономическая методика проверки новых образцов школьной мебели. «Советская педагогика » № 6, 1976

Отрывок, характеризующий Парта

– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
– Верещагин! Он еще не повешен? – крикнул Растопчин. – Привести его ко мне.

К девяти часам утра, когда войска уже двинулись через Москву, никто больше не приходил спрашивать распоряжений графа. Все, кто мог ехать, ехали сами собой; те, кто оставались, решали сами с собой, что им надо было делать.
Граф велел подавать лошадей, чтобы ехать в Сокольники, и, нахмуренный, желтый и молчаливый, сложив руки, сидел в своем кабинете.
Каждому администратору в спокойное, не бурное время кажется, что только его усилиями движется всо ему подведомственное народонаселение, и в этом сознании своей необходимости каждый администратор чувствует главную награду за свои труды и усилия. Понятно, что до тех пор, пока историческое море спокойно, правителю администратору, с своей утлой лодочкой упирающемуся шестом в корабль народа и самому двигающемуся, должно казаться, что его усилиями двигается корабль, в который он упирается. Но стоит подняться буре, взволноваться морю и двинуться самому кораблю, и тогда уж заблуждение невозможно. Корабль идет своим громадным, независимым ходом, шест не достает до двинувшегося корабля, и правитель вдруг из положения властителя, источника силы, переходит в ничтожного, бесполезного и слабого человека.
Растопчин чувствовал это, и это то раздражало его. Полицеймейстер, которого остановила толпа, вместе с адъютантом, который пришел доложить, что лошади готовы, вошли к графу. Оба были бледны, и полицеймейстер, передав об исполнении своего поручения, сообщил, что на дворе графа стояла огромная толпа народа, желавшая его видеть.
Растопчин, ни слова не отвечая, встал и быстрыми шагами направился в свою роскошную светлую гостиную, подошел к двери балкона, взялся за ручку, оставил ее и перешел к окну, из которого виднее была вся толпа. Высокий малый стоял в передних рядах и с строгим лицом, размахивая рукой, говорил что то. Окровавленный кузнец с мрачным видом стоял подле него. Сквозь закрытые окна слышен был гул голосов.
– Готов экипаж? – сказал Растопчин, отходя от окна.
– Готов, ваше сиятельство, – сказал адъютант.
Растопчин опять подошел к двери балкона.
– Да чего они хотят? – спросил он у полицеймейстера.
– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.


Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.

Школьная парта

Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.



Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.



По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.




Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.



Ранец

Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.



Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen - сумка) были распространены еще с XVIII века.



В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.





Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.

Школьная доска

За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.



В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.


За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.




9 причин купить у нас

Более 17 лет
на рынке детских товаров

Выгодный
кредит/рассрочка

для молодых родителей

Высокое качество
и долговечность
площадок

Cрок службы 10 лет
Гарантия до 5 лет

Сделано
из ЭКО материалов
Безопасно для детей

Уникальные элементы
конструкции

Высококачественные
лакокрасочные
материалы
(Renner, Teknos)

Нас выбирают
родители

Продукция
запатентована
и сертифицирована

  • Описание товара
  • Отзывы
  • Ответы (15)

Габаритный чертеж

Внимание! Товарный знак запатентован. Конструкция запатентована.

Время купить парту наступило, если Вы записали малыша на курсы подготовки к школе! Наша парта из натурального дерева и рассчитана на детей в возрасте 6-8 лет. Такая парта приучит Вашего ребенка правильно сидеть за партой, настроиться на выполнение домашнего задания и делать его на своем рабочем месте. Представляем Вашему вниманию наш новый проект “Стол-парта "Эрисман”. Преимущества нашей парты:

    Соответствует ГОСТу!

    Доступная по цене!

Материал:

Покрытие:

Без покрытия.

Комплектация:

  • детали из массива;
  • фурнитура.

Габариты:

  • высота 0,6м;
  • общий вес 16 кг (+/- 2кг).

Описание:

Гарантия:

Производство:

  • компания Самсон, Россия.

Мария Васильева, город Тюмень

Приобрела парту "Эрисман" для внучки, чтобы делала уроки дома с прямой спиной. Очень хорошая парта, качественная, компактная и легкая. Передвигаю ее каждый раз, чтобы свет правильно падал на тетрадь. Спасибо Самсон, все новое - это хорошо забытое старое)))


Валерия Леонидовна Луканова, Подольск

Делимся радостью, замечательный подарок друзей на именины! Смотрите сами, фото прилагаем

Почему стоит доверять нашей компании?

Опыт и качество! Производим площадки и деревянную продукцию с 2000 года. Ранее с 1998 года занимались производством спортивно-игровых комплексов для дома и улицы. Более 1000 товаров собственного производства представлено на сайте, вернее на наших 5 сайтах. Наши производственные площади - 5600м2, в Московской обл. и Красноярском крае. Ежегодно участвуем в профильных выставках Крокус Экспо, дипломы и сертификаты представлены в разделе “Документы”. Более 600 оптовых клиентов работают с нами по России и ТС. Плотно и долго сотрудничаем с бельгийской компанией KBT, с 2017 года развиваем совместные продукты деревянные площадки Blue Rabbit, Сибирика.
Обратите внимание на нашу фотогалерею на сайте - она огромная! Мы регулярно публикуем фото- и видео- материалы, любезно предоставленные нашими клиентами, размещаем материалы с выставок, и новости развития нашего производства.

Почему стоит выбрать деревянную детскую площадку или кровать, а не металлическую?

Это полезно детям - хвойные выделяют огромное количество фитонцидов, эфирных масел, которые очищают воздух от болезнетворных микроорганизмов. У хвойных красивая текстура. Общение с “живым” материалом благотворно влияет на детскую психику. Деревянные изделия гармонично дополняют интерьер. Наши изделия прекрасно зимуют, и не уступают по долговечности и качеству металлическим. Это эстетично и самобытно!

Что можете сказать о качестве вашего товара?

У нас высокое заводское качество товара! Самсон - достойный конкурент европейским аналогам. Мы работаем только с лучшими поставщиками покрытия, фурнитуры и комплектующих, сертификаты представлены в разделе “Документы”. Проведена классическая экспертиза на сертификацию по ГОСТу на все товары нашего производства. Проведены тесты на прочность в лабораторных условиях на специальном роликовом аппарате, подобному прессу; сила давления составляла на 150 кг выше заявленной в паспорте. Компания Renner провела для нас испытания покрытия деталей на долговечность в “барабане старения”, детали месяц подвергались ускоренному старению по схеме “солнце-влага”. Все испытания прошли успешно.

Сколько прослужит ваш товар?

Мы предоставляем сервисное обслуживание на наш товар до 5 лет, в зависимости от модели. И гарантируем срок службы до 10 лет, основываясь на сертификатах поставщиков покрытия, фурнитуры, комплектующих. Наша продукция ликвидна, если Ваши дети выросли, можно перепродать ее через сайты Авито, Юла, как это делают наши клиенты. Демонтаж, реставрацию и переупаковку можно заказать у нас.

Отправляете заказы в регионы?

У нас огромный опыт отправки товара в регионы и за рубеж. Мы отправим товар выбранной Вами ТК. Оплачиваете доставку сами по прибытии груза по тарифам ТК. До ТК и по Москве довозим груз БЕСПЛАТНО. Информируем вас об отправке/прибытии, пересылаем по почте копии документов. Подробнее в разделе “Доставка".

Где лежит инструкция по сборке товара?

Инструкция по сборке товара вместе с паспортом лежит в коробке с наклейкой "Фурнитура", ее номер обычно последний в указанном количестве коробок. Убедительно просим вас собирать игровую кровать строго по инструкции и желательно вдвоем. При возникновении вопросов звоните продавцу, обычно он имеет бригаду сборщиков с опытом, которые сориентирует вас на сложном этапе.

Сколько будет стоить доставка до моего города?

Для того что бы рассчитать стоимость доставки в Ваш город, необходимо добавить товар в корзину и начать оформлять заказ. Введите в местоположение ваш город и на следующем шаге будет рассчитана стоимость доставки через калькулятор ТК ”ПЭК”. Таким образом вы сможете узнать стоимость доставки до оплаты. Например, средняя цена доставки деревянной площадки “Тасмания” в Сибирский регион 3000 - 4000 руб.

Вероятность брака, обмен?

Можно ли изготовить заказ по эскизу?

К сожалению, нет. Мы не работаем с частными заказчиками по индивидуальным проектам. Мы отгружаем готовую продукцию со склада. При сумме заказа от 250 тыс. руб и выше возможно индивидуальное решение.

Могу я приехать и прямо сейчас купить товар на складе?

У нас самовывоз по записи! После оплаты выставленного счета Вам следует записаться на свободное время через менеджера в листе самовывоза. Адрес склада указан в разделах “Контакты” и “Доставка”.

Как часто у вас проходят акции?

Стараемся радовать наших клиентов часто! Акции на различные группы товаров проходят практически каждый месяц. Акция действует у всех наших оптовых клиентов одновременно.

Сумма минимального заказа для розницы при оплате на сайте?

Да, есть такая сумма, она составляет 10 000 рублей.

Как упакована деревянная площадка?

Средний вес детской деревянной площадки составляет 200 кг. Для удобства перевозки она упакована в несколько мест. Место представляет собой гофрокартонный короб размером до 3х метров, и весом до 35 кг. Все места снабжены наклейками с штрих-кодом, с указанием номера места. Инструкция по сборке и паспорт товара находятся в коробке с дополнительной наклейкой “Фурнитура”. Для прочности короба стянуты стреплинг-лентой. Пластиковый скат обернут вспененным целлофаном и скреплен скотч-лентой с логотипом Самсон. Рекомендуем запросить дополнительную обрешетку ската при отправке ТК в регионы.

    Позволит малышу держать правильно спину, подарит ему величественную осанку!

    Сохранит зрение вашему ребёнку!

    Создаст индивидуальное рабочее место!

    Натуральное дерево добавит комнате приятный и полезный аромат хвои!

    Не займет много места, компактная парта-моноблок!

    Позволит выкрасить парту в цвет Вашего интерьера!

    Соответствует ГОСТу!

    Доступная по цене!

Материал:

Изделие изготовлено из массива сибирской сосны/лиственницы. Все детали шлифованы.

Покрытие:

Без покрытия.

Комплектация:

  • детали из массива;
  • фурнитура.

Габариты:

  • внешние размеры Д 0,8м х Ш 0,6м;
  • высота 0,6м;
  • общий вес 16 кг (+/- 2кг).

Описание:

Товар упакован в гофрокартонные короба: 1 место. Товар поставляется в разобранном виде. Прилагается подробная инструкция по сборке.

Изделие предназначено для круглогодичной эксплуатации как в помещениях, так и на улице при окружающей температуре воздуха от -30°С до + 40°С и относительной влажности воздуха не более 90%

При уличной эксплуатации Изделия для обеспечения наиболее длительного срока его службы деревянные элементы конструкции рекомендуется обработать защитным покрытием. В качестве покрытия рекомендуется использовать водоразбавленные защитные материалы (масла, грунты-пропитки, лаки и т.п.)

Гарантия:

  • 1 год, подробнее об условиях гарантии .

Производство:

  • компания Самсон, Россия.

При оформлении заказа не забудьте, пожалуйста, указать в поле "примечания", нужна ли Вам доставка и сборка, указать выбранный Вами цвет товара.

История создания парты. Подобная парта была изобретена в 1870 году Федором Федоровичем Эрисманом, а побудила его создать данную конструкцию исследовательская работа, над которой он трудился в то время, это была работа по выявлению влияния школы на происхождение близорукости среди учащихся и дальнейшего ее развития до окончания школы. Опираясь на полученные данные Федор Федорович разрабатывал мероприятия по предупреждению близорукости у детей, и требования к освещению классных комнат. Так и появилась новая школьная одноместная “парта Эрисмана”.

В среднем ученик обычной школы в год просиживает за партой до 800 часов, а за 10 лет обучения до 8000!Сегодня положение меняется в основном в худшую сторону. Основным показателем для применения современной парты в обычной российской школе является ее дешевизна. Об удобстве, а тем более, пользе и безвредности думают мало.

19 ноября 2010 года в столице Польши Варшаве установлен памятник из бронзы школьной парте образца первой половины 20 века в натуральную величину.

Удачной покупки, уважаемые Клиенты!

В начале учебного года в Кирове открылась выставка «Страна Буквария». В областном музее дети могут узнать, какими были дореволюционные и советские школы, увидеть архивные фотографии, буквари и учебники, канцелярские принадлежности. «Русская планета» решила поддержать интересный проект и рассказать, как за два века изменились вещи, которые все это время были неотъемлемыми атрибутами школьной жизни.

Школьная парта

До середины XIX века дети в школах сидели на неудобных скамьях или стульях за самыми обычными столами. От постоянного напряжения их осанка и зрение с годами портились. Врачи заговорили об этом, и в 1870 году офтальмолог, основоположник отечественной науки о гигиене Федор Эрисман создал первую в мире школьную парту - комбинацию из стула, соединенного со столом с наклонной столешницей и подставкой для ног. Эта парта была сконструирована так, чтобы текст в учебнике или тетради можно было читать только под прямым углом и с оптимального расстояния в 30–40 сантиметров, а сутулиться стало просто невозможно. Император Александр II высочайшим указом постановил оснастить новинкой все школы России без исключения. Она до сих пор демонстрируется на выставке достижений в Брюсселе как непревзойденный образец ученической мебели.

«У эрисмановских парт был всего один недостаток - они обходились очень дорого, - рассказывает корреспонденту РП преподаватель возрастной анатомии и физиологии Галина Лощева. - Во-первых, они были одноместными - так дети, конечно, не списывали и не отвлекали друг друга, но зато, чтобы усадить всех учеников, требовались большие классы. Во-вторых, все детали парт для прочности конструкции были не тоньше 40 см, изготавливали их из массива дуба, а это дорогое дерево. В-третьих, по разработанным Эрисманом нормам каждой школе полагалось иметь семь модификаций парт, чтобы дети могли пересаживаться на подходящие им по росту по мере взросления. После их установки дороже обходилась работа уборщиц - тяжелые парты нельзя было сдвинуть, и уборка отнимала очень много времени».

В конце XIX века ссыльный студент Петр Коротков, работавший учителем в уральском селе Бруснятском, придумал, как почти вдвое сократить расходы. Он решил сделать парты двухместными - так они занимали меньше пространства в тесных классах, - а чтобы детям было удобнее вставать из-за стола, сделать часть столешницы откидной. Поскольку в деревенских классах у учеников не было собственных шкафчиков, Коротков заодно решил прикрутить к парте боковые крючки для портфелей, приделать под столом полочки для учебников, а на столешнице сделать углубления для чернильницы. В столичных школах использовали дорогие чернильницы-непроливайки - у них края конусом загибались внутрь в форме глубокой воронки, и чернила не вытекали, если ее опрокинут или перевернут. А деревенским школам непроливайки были не по карману, поэтому любая неосторожность заканчивалась пятном на учебниках или одежде. Углубление в столешнице помогало это предотвратить. Рядом с ним Коротков сделал еще и два желобка для пера и карандаша - собственных письменных приборов, как и пеналов для их переноски, у деревенских детей не было.

Парта Петра Короткова. Фото: sgpress.ru

Именно в таком удешевленном виде парты Эрисмана благополучно перекочевали из царских школ в советские. И педагоги по-прежнему годами добивались от детей, чтобы они не хлопали откидными столешницами, когда вставали и садились, приветствуя учителя в начале урока. Правда, со временем проблема решилась сама собой - стук стал тише, поскольку парты стали делать не из дорогого дерева, а из дешевых ДСП и металлических труб. Тогда же из экономии разделили прежде жестко скрепленные полозьями стулья и стол, после чего ученики получили возможность садиться слишком далеко от стола или излишне близко к нему, а не на оптимальном для зрения расстоянии. А затем при производстве парт и вовсе решили ограничиться всего двумя модификациями вместо семи - для младших школьников и для остальных учеников, и в итоге парты частенько не подходили им по росту.

«К 70-м годам прошлого века стало понятно, что удешевленный вариант не работает - осанка у детей портится, зрение ухудшается. Учителя списали эти ухудшения на то, что дети до сих пор сидят за партами, изобретенными еще при Александре II, - продолжает Галина Лощева. - И тогда их заменили на канцелярские столы и стулья на металлических ножках из полых трубок. Их было тяжело сломать и можно было с легкостью поднять и поставить на стол, чтобы помыть пол. Других достоинств у них не имелось. Круг замкнулся - российские школы вернулись к абсолютно не удобной для детей мебели, от который веком ранее их очистил Эрисман».

Школьная доска

До середины XIX века больших школьных досок, которые висели бы на стене перед всеми детьми, в российских школах не было. Зато у каждого ученика была собственная маленькая доска, называвшаяся аспидной или грифельной. По виду она напоминала современные планшеты и была сделана из тонкого, но прочного слоя черного сланца, обрамленного деревянной рамой. Писали на аспидных досках грифелем или палочкой из алюминия, а потом стирали написанное обычной тряпкой. Это обходилось дешевле, чем писать чернилами на бумаге.

«Соединить несколько небольших аспидных досок в одну большую и закрепить их на стене впервые догадался в начале XIX века Джеймс Пилланс, директор одной из шотландских школ, - рассказывает корреспонденту РП историк Роман Бирюков. - Будучи преподавателем географии, он же впервые придумал использовать для рисунков на доске мелки разного цвета: синие для воды, зеленые для гор, красные для обозначения мест битв. Более того, он создал собственный рецепт изготовления цветных мелков, начав окрашивать белый мел с помощью смеси из красящего пигмента и овсянки.

Остальные школьные учителя быстро оценили изобретение шотландца. Оно давало возможность сопровождать устный рассказ наглядными иллюстрациями, а главное - вызывать учеников к доске, чтобы они отвечали перед всем классом. Мода на школьные доски распространялась, как эпидемия, и к середине XIX века добралась до России. Правда, делать доски стали не из дорогого аспидного сланца, а из дерева и затем красить матовой краской в привычный черный цвет - на нем хорошо видны надписи мелом. Кстати, если ученик гимназии, вызванный к доске, шел к ней слишком быстро или чересчур медленно, его могли за это выпороть розгами».

«В советское время на смену деревянным школьным доскам пришли дешевые доски из ДВП или ДСП, обрамленные алюминиевым уголком, - продолжает Роман Бирюков. - С середины прошлого века стали популярны трехсекционные модели - из досок на шарнирах, открывающихся, как створки окна. В 80-е годы самые продвинутые учителя летом приглашали в классы родителей, чтобы они своими силами соорудили новомодный вариант - "сэндвич" из нескольких досок, раздвигавшихся подобно дверцам шкафа-купе. Затем распространилась мода на зеленый цвет как более щадящий для зрения». Неизменным оставалось лишь одно - на всех этих досках писали мелом. И каждый раз его приходилось стирать тряпкой, пачкая руки. Чтобы в классе не было пыли, специально назначенный дежурный должен был следить, чтобы тряпка всегда была мокрой и чистой.

Лишь в 90-е годы тряпки наконец-то заменили специальными ластиками для стирания, а сами доски стали делать на металлической основе, чтобы к ним можно было прикреплять наглядные пособия на магнитах. На смену краске и пластику пришли специальные эмали, которые не бликуют на солнце. Открытием XXI века стало керамическое покрытие и использование шероховатого фарфора, рассчитанного на десятки лет службы. Однако даже такие высокотехнологичные доски сейчас постепенно вытесняются интерактивными.

Школьная сумка

Первые школьные портфели появились лишь в конце XIX века. До этого городские школьники отправлялись в гимназию, уложив учебники и тетради в стопку и перетянув их специальным кожаным ремешком, а в деревнях дети ходили в школу с холщовыми сумками через плечо. Портфели же были прерогативой крупных адвокатов и чиновников - носили их под мышкой, потому что ручек не было. Когда кто-то впервые догадался приделать к ним ручку, портфели сразу освоили и школьники - так учебники больше не намокали под дождем. Для школьников их шили из натуральной кожи черного цвета, с крышкой, покрытой тюленьим мехом. А служили они так долго, что десятилетиями переходили от старших детей к младшим.

На рубеже XX века появились первые портфели с заплечными лямками, или, как тогда говорили, «помочами», позволявшими освободить руки. По аналогии с немецкими армейскими сумками - Ranzen - их начали называть ранцами. С ними ходили младшие школьники. Как правило, они были темно-коричневого цвета, а лямки отстегивались, чтобы ранец можно было превратить в обычный портфель, когда ребенок подрастет.

«В советские годы школьные портфели стали делать не из натуральной кожи, а из дешевого коленкора, - рассказывает корреспонденту РП историк Георгий Ильин. - На плотный картон наклеивали пропитанную специальным крахмально-каолиновым раствором ткань. Сейчас можно увидеть, что такое коленкор, на переплетах книг, выпущенных в те годы. Такие портфели служили недолго - они быстро трескались, и становилась видна бумажная основа. А после окончания Великой Отечественной войны многие дети ходили в школы с полевыми сумками, привезенными отцами с фронта.

Всех учеников начальной школы в советское время делили на октябрятские "звездочки", в каждой их которых было пять человек - по числу лучей на красной звезде. Дежурная "звездочка" еженедельно проверяла, в каком порядке содержатся ранцы у одноклассников, все ли учебники и тетради в наличии. Если находили что-то лишнее - например, протухшие бутерброды, то запросто можно было схлопотать двойку за поведение и выговор перед всем классом. Помогало мало: и ранцы, и портфели забивали учебниками, завтраками, физкультурной формой, сменной обувью, коньками и всяческими мелочами так, что киножурнал "Ералаш" даже снял об этом специальный выпуск. По сюжету, чемпион мира не смог поднять портфель, который каждый день носил обычный советский школьник».

В 70-е годы, когда жизнь в стране начала понемногу налаживаться, портфели начали делать из дерматина - недорогой искусственной кожи. Она служила немногим дольше коленкора и так же быстро трескалась. Стоило пару раз проехать на таком портфеле с горки или огреть им одноклассника по голове - и все, приходилось покупать новый. Тогда же портфели впервые стали делать яркого цвета и украшать напечатанными рисунками.

«В 80-е годы мода сменилась: если раньше все портфели были строго горизонтальными, то теперь появились первые вертикальные модели, которые носили не за ручку, а на плече. Но в свободной продаже они почти не появлялись и были страшным дефицитом, - продолжает Георгий Ильин. - А во второй половине десятилетия главным предметом гордости учеников старших классов стали "дипломаты" - обтянутые искусственной кожей или винилом чемоданчики, которые можно было носить только за ручку. Модели попроще делали из пластика с металлической основой. Больше всего они напоминали кейсы, в которых сейчас мафиози передают друг другу деньги в голливудских боевиках».

Особенно стремились обзавестись дипломатами парни - считалось, что они делают их неотразимыми в глазах сверстниц. Для старшеклассниц же высшим шиком было прийти в школу с полиэтиленовым пакетом, в который между слоями пластика с одной стороны был вложен напечатанный на бумаге портрет Аллы Пугачевой, с другой - Михаила Боярского. Если удавалось достать такой пакет, то зависти подружек не было предела. Такой пакет берегли как зеницу ока - купить новый шанса больше могло и не представиться. Учителя как могли боролись с «неприличной» модой, возникшей в результате тлетворного влияния Запада. Но ни разборы поведения нарушительниц на родительских собраниях, ни двойки за поведение не помогали. В 90-е годы дипломаты и пакеты морально устарели, стало можно ходить в школу со спортивными сумками и первыми школьными рюкзаками.

Школьный дневник

Хотя само слово «дневник» пришло в русский язык еще в петровскую эпоху, специальные тетрадки, которые так назывались, добрались до школ лишь в 30-е годы XX века, после проведения реформы образования. Тогда была введена пятибалльная система оценок, а выставлять их стали в обязательный для каждого учащегося документ - дневник. Было решено, что каждая оценка будет заверяться подписью учителя, а родители раз в неделю будут ставить свою подпись, подтверждая, что они с ними ознакомились.

«Первые советские дневники выпускались с плотной картонной обложкой белого или серого цвета и стоили 95 дореформенных копеек, - рассказывает Роман Бирюков. - Тем, кто пробовал продать их дороже, грозило до 10 лет заключения, о чем предупреждала напечатанная на дневнике надпись: "Продажа по цене выше обозначенной карается по закону". Никаких цветных страниц и рисунков в дневниках не предусматривалось, все было очень строго и официально. На первых страницах ученик должен был самостоятельно написать полный перечень школьных предметов и имена учителей по каждому из них. В конце были напечатаны указания, как правильно заполнять этот документ. Страницы были пронумерованы, чтобы ни одну из них нельзя было незаметно выдернуть или уничтожить. Никаких листов с перечислениями прав учащихся, которые часто встречаются в современных дневниках, тогда не было. Зато обязательно вкладывалась промокашка - специальный листок, который нужно было каждый раз прикладывать к надписям, сделанным чернилами, чтобы они не размазались или не отпечатались на противоположной странице, когда дневник закроют».

Во второй половине XX века школьные дневники изменились. В конце появились дополнительные страницы - «Замечания классного руководителя», «Общественно-полезный труд», «Практика», «Учет сдачи норм ГТО», «Сведения об успеваемости и поведении ученика». На задней обложке начали печатать слова гимна СССР или патриотические стихотворения советских поэтов. Тогда же в продаже появились специальные обложки из искусственной кожи красного цвета, которые можно было надевать поверх картонных.

«В 80-е годы отношение к дневнику стало более либеральным, он перестал быть настолько строгим официальным документом, как раньше, - продолжает Роман Бирюков. - Больше не считалось преступлением приклеить на обложку яркую "переводную" наклейку или картинку, вырезанную из журнала, или же написать дни недели цветными фломастерами. За цветочки, нарисованные на страницах, больше не отчисляли из школы. Тогда же двоечники впервые начали заводить два дневника - один для пятерок, который с гордостью приносили родителям для подписи, а второй - для плохих оценок. Этот дневник видели только учителя. Но за отсутствие дневника по-прежнему выгоняли с уроков».

90-е годы положили конец единообразию, открыв полный простор для творчества изготовителей школьных дневников. А XXI век, возможно, положит конец и самому их существованию - во многих школах отчетность об успеваемости учеников уже ведут в интернете, а не на бумаге.

Занимаясь домашним уютом и интерьером мы порой забываем о своих детях. Собирая их в школу, покупаем им рабочий стол или парту, какую найдем в ближайшем магазине или закажем в интернет-магазине. Главный критерий в выборе выдвижных ящичков для хранения - побольше. Потом "чадо" садится делать уроки, а мы твердим ему: "сиди прямо" "глаза сломаешь", "горб наживешь", ну, и так далее, - в зависимости от фантазии родителя. Все это правильно. Просто ребенок не может сидеть за столом с прямой столешницей не согнувшись.

Немного истории: Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман - знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Вскрыв причины этого явления, Ф. Ф. Эрисман разработал мероприятия по предупреждению близорукости и гигиенические требования к освещению классных комнат. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Ф. Ф. Эрисман результаты этих исследований обобщил в проекте так называемой образцовой классной комнаты. Выглядела она примерно так:

Она прекрасно знакома старшему поколению, у нее есть некоторые неудобства, но главное - она не портит осанку ребенка. Потом пошли новые парты, но оставалось главное - угол наклона столешницы .


Потом прошло время... Эти парты ушли...Остеохондроз и близорукость стали профессиональными заболеваниями у школьников. Времена к счастью иногда меняются. По новому САНПИНу столешница школьной парты должна иметь от 12 до15 гр. наклона. Сидя за ней, наши дети просто технически не смогут "горбатится". Это уже заложено анатомически и придумано век назад. Все это мне навеяло 1 сентября и спина моего ребенка сидящего в кассе. Изучив историю, новые школьные нормативы, я сделал прототип.

Пока он не имеет обязательного покрытия (темный цвет +матовый лак), может что-то придется дополнить. Главное рабочий конструктив, так как были использованы совсем другие материалы. Материал -березовая фанера. Предполагаемое покрытие - морилка, полиуретановый лак. Регулировка по высоте. Под столешницей ящик для хранения тетрадей и книг. Будет дополнено стопором или газовым лифтом.

Ребенок работая за такой партой меньше устает, а натуральный материал дает тепло и чувство комфорта. На данный момент"полевые" испытания показали полную работоспособность этой парты.


Это уже поточные варианты, отделка -морилка орех, грунт, полиуретановый лак Sayerlak матовый.

Андрей Грибков , 18 октября 2011 г.

В дополнение, от редакции сайта.

Конструкция парты Эрисмана, это не только угол наклона столешницы, это целый комплекс эргономических решений. Так настоящая парта Эрисмана нераздельно совмещена со скамьёй, которая находится от края столешницы строго на определённом расстоянии и строго соответствует высоте столешницы. Поэтому парты по своим характеристикам разделяются на!!! 12 ростовых групп . Настоящая парта Эрисмана, характеризуется ещё и наличием подставки для ног, размещённой согласно ростовой группе на строго определённом расстоянии и высоте.

Совместная конструкция парты и скамьи это обязательное условие, гарантирующее правильное положение и состояние тела ребёнка. А самодельные "гибриды" и "эрзацы" парты Эрисмана, изготовленные без точных знаний эргономики, если и не принесут очередного скрытого или явного вреда, то во всяком случае и пользы тоже никакой.

Обратите внимание на фото, которое в открытый доступ, выставил автор выше размещёной статьи. На фото видна посадка ребёнка за такой эрзац-партой Эрисмана. Фото скорее всего постановочное и поэтому вряд ли соответствует реальной посадке ребёнка при повседневном использовании, но даже на таком отчётно-постановочном фото всяко видно состояние позвоночника у ребёнка. Автор статьи хоть и сделал ссылку на историю конструкции парты Эрисмана, но в своей выдумке эрзац-парты не счёл нужным, или не сумел воспользоваться этими сведениями в полном объёме.

Поэтому, наш совет, если вы за что-то берётесь, то делайте это, изучив тему вопроса основательно, хотя бы теоретически, а не методом: "услыхал звон, не узнавши где он - налепил шо попало"...

Такие замечательные и очень доступные для массового применения (во всяком случае по реальным затратам завода, а не накруткам торговой сети) парты производят в Белоруссии, например силами ОАО "Поставымебель", и на наш взгляд они более приближены к правильным и во всяком случае, соответствуют современному ГОСТу. Парта выполнена на металло-каркасе, что делает её ремонто-пригодной (элементы столешницы и скамьи легко и дёшево заменяются, если скажем, дети её изрисуют и изцарапают), надёжной и даже регулируемой под несколько ростовых групп.