Польскому кризису начала 1980-х годов предшествовали неоднократно вспыхивавшие в течение 1970-х годов в Польше волнения, связанные с массовыми забастовками польских рабочих (1970, 1976 гг.). Каждый раз они были спровоцированы объявлением правительством Польской Народной Республики резкого повышения цен на некоторые товары широкого потребления.

Военное положение в Польше (13 декабря 1981 г. – 22 июля 1983 г.; польск. Stan wojenny w Polsce 1981-1983) стало периодом диктатуры, которую объявил генерал Войцех Ярузельский, боровшийся с оппозицией, которую представляла правая профсоюзная организация «Солидарность».

Оценки событий той эпохи сильно различаются как в самой Польше, так и за её пределами. В ходе военного положения в стране проходили репрессии. Но в целом масштаб репрессий, равно как и реакция самой оппозиции в этот период, носили умеренный и даже несколько приглушённый характер, учитывая назревающий потребительский кризис в стране. Ключевую роль в предотвращении эскалации конфликта с обеих сторон сыграла Католическая церковь Польши.

Прозападные брожения в польской профсоюзной среде стали ощущаться всё острее, особенно в условиях надвигающегося потребительского кризиса. Генерал Войцех Ярузельский, на тот момент 1-й секретарь ПОРП, глава правительства и министр обороны, понимал что основная дестабилизационная угроза исходит от организации «Солидарность» (с 1980 г.), которая пользовалась поддержкой у населения. Утром 12 декабря 1981 г. Войцех Ярузельский позвонил руководству СССР и произнёс следующее: «…в ночь с 12 на 13 декабря с.г. на всей территории ПНР будет введено военное положение. Всю ответственность за этот шаг я возлагаю на себя…».

В ночь с 12 на 13 декабря 1981 г. по всей Польше отключили телефонную связь. В результате лидеры оппозиционного антикоммунистического движения «Солидарность» моментально оказались изолированы. На улицах появились танки и бронетранспортёры. По телевидению транслировалось заявление генерала Войцеха Ярузельского о том что «надо связать руки авантюристам, прежде чем они столкнут Отчизну в пучину братоубийственной войны». Генерал также объявил о создании Военного совета национального спасения.

Сам генерал Войцех Ярузельский часто указывал на то что объявление военного положения в стране было «меньшим из зол», так как в противном случае стране угрожал ввод советских войск.

В результате данной акции местные профсоюзные комитеты «Солидарности» были значительно ослаблены, а многие лидеры запуганы. Но в целом «Солидарность» по-прежнему продолжала действовать под руководством Леха Валенсы, избравшего на время политику непротивления, хорошо знакомую полякам со времён раздела страны. Ярким проявлением продолжающейся подпольной деятельности даже в это время было систематическое издание периодических изданий, листовок и бюллетеней. Издателей тайно поддерживала Католическая церковь, сохранившая сильную позицию в польском обществе.

17 июля 1986 г. правительством Польши был принят закон о амнистии, в период до 21 февраля 1987 г. им воспользовались 1200 участников антиправительственных выступлений (из которых более 200 отбывали наказание в местах заключения).

Сразу после введения военного положения США ввели экономические санкции в отношении Польши и СССР. В следующем, 1982 г. Польша, после ввдения в отношении нее «поправки Джэксона – Вэника», была лишена статуса наибольшего благоприятствования в торговле, а ее заявка на вступление в Международный валютный фонд была заблокирована. Амнистия 1984 года, олнако, открыла дверь нормализации экономических отношений между двумя странами. 20 февраля 1987 г. Президент США Р. Рейган объявил об отмене оставшихся санкций и восстановлении режима нормальной торговли.


Рождение “Солидарности”

Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Не помогла замена на посту главы правительства непопулярного в обществе П. Ярошевича Э. Бабюхом. Летом 1980 г. в ответ на повышение цен на продовольствие в Польше стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали предприятия Гданьска, Щецина, Силезии. Стачки имели оккупационный характер, уличных манифестаций не было, чтобы исключить возможные провокации со стороны властей.

Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и их право на создание независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования советников и экспертов бастующих из числа членов оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз “Солидарность”. К концу 1980 г. в нем состояло около 8 млн. членов. В 1981 г. был создан профсоюз единоличных крестьян “Сельская солидарность”. Другие профцентры (Центральный совет профсоюзов, автономные профсоюзы) значительно уступали ему по численности. “Солидарность” представляла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Л. Валенсой. Большую помощь в ее деятельности оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

“Солидарность” с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. Она выросла на волне рабочего протеста, и в первое время не имела четких планов дальнейшего развития страны. Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией “саморегулирующейся революции”. Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутреннему преобразованию общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП.

Политические притязания “Солидарности” и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и I съезда “Солидарности” в 1981 г. Каждая из сторон самоопределилась как единственный гарант развития процесса обновления в Польше. Польские руководители испытывали сильное давление со стороны СССР и некоторых других государств социалистического содружества, требовавших принятия более решительных мер против “Солидарности”.

В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Генерал В. Ярузельский был назначен председателем Совета министров, избран первым секретарем ЦК ПОРП и сохранил за собой пост министра национальной обороны.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве “Солидарности” взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Возникала опасность неконтролируемого развития конфликта с перерастанием в гражданскую войну и интервенцией союзников по Варшавскому договору. В этих условиях Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов, свыше 5 тыс. руководящих деятелей “Солидарности” всех уровней были интернированы. Вся полнота власти сосредоточилась в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим работы. В ходе введения военного положения погибли 8 человек.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния. Но оно не могло решить экономических проблем страны. Начатая в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий строилась на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, т.е. должна была вестись в условиях, приближенных к конкурентным, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало и введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность, росли цены на внутреннем рынке.

“Солидарность” была ослаблена, но не разгромлена, постепенно в подполье возрождались ее структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная координационная комиссия “Солидарности”. В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Это означало, что не оправдались надежды властей на то, что “Солидарность” согласится на их условия компромисса. Началась многолетняя борьба за легализацию “Солидарности”, в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену легальной политической жизни.

Все это время “Солидарность” пользовалась активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в обществе продолжал неуклонно расти, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства “Солидарности”, польско-язычные западные радиостанции выполняли большую информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса без существенного понижения жизненного уровня населения. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требовали повышения заработной платы и легализации “Солидарности”. Уже в августе это требование стало основным во всех стачках.

Власти вынуждены были пойти на закулисные переговоры с частью деятелей “Солидарности”, изъявивших к этому готовность, а с конца августа началась подготовка заседаний “круглого стола” властей и оппозиции. Идея компромисса наталкивалась на противодействие как радикального крыла “Солидарности”, так и части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили первый секретарь ЦК ПОРП В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации “Солидарности”. Успеху реформаторов способствовала происходившая в это время в СССР “перестройка”.

“Круглый стол” с участием представителей “Солидарности”, правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) - профцентра новых профсоюзов, созданного после 1982 г. и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов, введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

От “реального социализма” к социальному обществу западного типа

17 апреля 1989 г. состоялась повторная регистрация “Солидарности”. После завершения работы “круглого стола” в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к выборам в парламент. По договоренности 65 % мандатов в сейме предназначались партиям правящей коалиции (в том числе 37 % ПОРП), а 35 % оппозиции. Выборы в сенат были свободными.

Прошедшие в июне 1989 г. два тура парламентских выборов принесли оппозиции колоссальный успех. Она провела практически всех своих кандидатов в парламент уже в первом туре, и завоевала 99 из 100 мест в сенате. 19 июля на совместном заседании сейма и сената президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от оппозиции не участвовали в голосовании. Победив формально, Ярузельский потерпел моральное поражение.

После избрания президента начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа. О готовности войти в него заявили оппозиция и бывшие союзники ПОРП - Объединенная крестьянская и Демократическая партии. Премьер-министром стал известный деятель движения католической интеллигенции и оппозиции Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Начиная со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, переживали глубокую трансформацию уже существовавшие. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение о ее самороспуске. Правопреемницей ПОРП стала Социал-демократия Республики Польша (СДРП).

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона.

Для оздоровления экономики был принят план стабилизации(план Бальцеровича), предусматривавший введение жесткого контроля за финансовой сферой, снижение государственных дотаций предприятиям, обеспечение внутренней конвертируемости злотого, а также сокращение занятости и появление безработицы (“шоковая терапия”). План получил одобрение и финансовую поддержку Запада. Его внедрение позволило достаточно быстро стабилизировать финансы страны, насытить внутренний рынок товарами, начать акционирование и приватизацию предприятий. Но не удалось остановить спад промышленного и сельскохозяйственного производства, быстрее, чем предполагалось, росла безработица, превысившая в начале 1992 г. показатель в 2 млн. человек.

В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу в которых во втором туре одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Вновь, как и в начале 20-х гг., сейм составили многочисленные политические фракции. Абсолютное преобладание получили правые и центристские партии и движения, возникшие в основной своей массе на базе бывшей “Солидарности”. Несмотря на общую родословную, эти силы пребывали в состоянии жесткой конфронтации. Их взаимодействию мешали не только программные и идеологические расхождения, но и амбиции лидеров. Левые во главе с СДРП, хотя и оказались в меньшинстве, продемонстрировали свою жизнеспособность, сплоченность и наличие устойчивого электората. Неплохие позиции были и у левоцентристского Польского стронництва людового (крестьянской партии), возникшего на месте ОКП. Сформированный Я. Ольшевским правый кабинет оказался не очень жизнеспособным, просуществовал немногим более полугода. После его отставки было сформировано право-центристское правительство Х. Сухоцкой, также не имевшее за собой надежного парламентского большинства.

В 1993 г. президент Л. Валенса, воспользовавшись конституционными полномочиями, досрочно распустил парламент, который в установленные сроки не смог утвердить государственный бюджет. Парламентские выборы были проведены на основании принятого сеймом незадолго до своего роспуска нового закона о выборах, вводившего 5 процентный избирательный порог.

Итоги выборов 1993 г. оказались благоприятными для левых, объединившихся в Союз демократических левых сил, и ПСЛ, получивших большинство мест в сейме и право формирования кабинета министров. При этом президент, в соответствии с так называемой “малой” конституцией, принятой парламентом в 1992 г., воспользовался своим правом назначать силовых министров и министра иностранных дел.

На протяжении двух лет продолжалось сосуществование левого правительства (премьерами последовательно были В. Павляк(ПСЛ) и социал-демократ Ю. Олексы) и ориентировавшегося на правые и право-центристские партии президента Л. Валенсы. Это был очень важный для упрочения парламентаризма в Польше период накопления опыта взаимодействия различных политических сил во имя широко понимаемых интересов страны.

В ноябре 1995 г. состоялись президентские выборы. По итогам второго тура, в который вышли Л. Валенса и лидер СДРП А. Квасьневский, победа осталась за левым кандидатом, получившим поддержку не только традиционного электората, но и многих молодых избирателей, вступивших в сознательную жизнь уже в 90-е гг. и свободных от идеологических симпатий и антипатий 80-х гг. Весной 1997 г. парламент принял новую конституцию Республики Польша, в соответствии с которой в ней устанавливается парламентская форма правления.

Выборы 1997 г. дали относительное большинство мандатов правым силам, сумевшим сплотиться в Избирательной акции “Солидарности”. По итогам выборов было сформировано коалиционное правительство во главе с Ю. Бузеком, в состав которого помимо победившего блока вошла центристская Уния свободы. Начался период сосуществования левого президента с право-центристским кабинетом.

В 1992-1993 гг. положительные сдвиги наметились в экономике, прежде всего в промышленности, в которой после многих лет спада начался подъем. Эта тенденция сохранялась и в последующее пятилетие. Существенно снизились темпы инфляции. Но социальная цена трансформации в экономике оказалась значительной, в 1996 г. безработица все еще превышала 2 млн. человек. Недовольство трудящихся своим положением проявляется в экономических забастовках, инициатором которых в последние годы чаще всего являлись крупнейшие профобъединения: Всепольское соглашение профсоюзов и “Солидарность”.

Признание западными союзниками СССР по антигитлеровской коалиции Временного правительства национального единства в 1945 г. и отказ от поддержки правительства в эмиграции способствовали быстрому возвращению Польши в международную политику. Польша получила право подписать Устав ООН в качестве одного из ее учредителей, занять место в старых и вновь создаваемых международных организациях. Отличительной особенностью ее внешней политики до конца 80-х гг. была последовательная ориентация на Советский Союз. Этому в немалой степени способствовали многие обстоятельства: тесное военно-политическое взаимодействие и идеологическое родство новой власти в Польше с СССР, негласный раздел сфер влияния в Европе между великими державами, по которому Польша оказалась в зоне преобладающего влияния Москвы, анализ политическими лидерами славянских государств печального опыта международных отношений в межвоенный период, их опасение перед возможностью повторения германской агрессии и др. Просоветская ориентация Польши в вопросах внешней политики диктовалась также тем, что именно благодаря активной позиции СССР на Потсдамской конференции 1945 г. к ней отошли большие территории на западе и севере, до 1939 г. принадлежавшие Германии: Нижняя Силезия, Опольская Силезия, Любушская земля, Западное Поморье, часть Восточной Пруссии, а также вольный город Данциг (Гданьск), т.е. все территории к востоку от рек Одра и Ныса-Лужицка, включая Щецин и Свиноуйсьце. Окончательное решение по вопросу о территориальных изменениях в Центральной Европе должна была принять мирная конференция по Германии, но она так и не состоялась. В 1953 г. западная граница Польши была закреплена договором с ГДР, а в 1970 г. - с ФРГ.

Серьезные трения вновь возникли при определении границы с Чехословакией в Тешинской Силезии. В конечном счете, не без давления со стороны СССР, Варшава согласилась на восстановление здесь статус-кво, существовавшего до октября 1938 г. Окончательное договорное закрепление этого участка границы произошло в 1958 г.

Польша активно участвовала в становлении лагеря народной демократии, который позже стал именоваться социалистическим содружеством. Она была в числе учредителей Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1949 г., экономической группировки государств Центральной и Юго-Восточной Европы во главе с СССР. В 1995 г. в ее столице был подписан Варшавский договор, подводивший международно-правовую основу под сложившийся к тому времени советский военно-политический блок в Европе, противостоящий НАТО и ремилитаризованной ФРГ.

Польское руководство было автором ряда предложений, направленных на смягчение международной напряженности в Европе. В 1957 г. ею был выдвинут план создания безъядерной зоны в Европе, вошедший в историю дипломатии под названием “плана Рапацкого”. Варшава была одним из инициаторов проведения Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г., активным участником Хельсинского процесса. Польские войска включались в состав миротворческих сил на Ближнем Востоке.

Распад советского блока вернул Польше всю полноту суверенитета и поставил ее политические элиты перед необходимостью поиска новых путей обеспечения национальной безопасности. В начале 90-х гг. они склонялись к идее создания региональных союзов. Вначале это была идея объединения совместно с Венгрией, Чехословакией, Австрией и Югославией (так называемого пентакона). Однако распад Югославии и начавшиеся там межнациональные войны помешали ее реализации. Польша принимала самое активное участие в создании в начале 90-х гг. таких субрегиональных структур, как “Вышеградская группа” (совместно с Венгрией и Чехо-Словакией), Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА). Она полностью поддержала объединение Германии.

В первой половине 90-х гг. приоритетной внешнеполитической целью основных политических сил страны стало участие в Европейском союзе и в НАТО, т.е. интеграция в уже существующие западноевропейские структуры партнерства и безопасности при ослаблении интереса к центрально-европейским союзам, а также поддержание дружественных отношений со всеми странами, прежде всего соседними, отказ от любых территориальных притязаний. Настойчивые усилия Варшавы по приему в Северо-Атлантический союз, несмотря на противодействие России, дали свои результаты. В конце 1997 г. в Мадриде всеми членами НАТО было принято единогласное решение о начале процедуры приема Польши в этот блок с условием, что на ее территории не будет размещаться ядерное оружие.

Польша является полноправным членом или тесно сотрудничает со многими влиятельными международными экономическими и политическими организациями регионального и глобального характера. Среди них: Совет Европы, Европейский союз, Западноевропейский союз, Совет североатлантического сотрудничества, Всемирная торговая организация, Организация экономического и социального развития и др.



«Золотой век» 1970-х годов обернулся в Польше экономическим крахом и военным положением

6 сентября 1980 года, 35 лет назад, Пленум ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) снял с поста Первого секретаря Эдварда Герека (на фото слева) . Формально это объяснили тяжелым состоянием здоровья (он и впрямь перенёс инфаркт), однако, главной причиной смены руководства стали массовые забастовки, вспыхнувшие в августе. Герек оказался не способен справиться с лавинообразным нарастанием протеста.

Первым секретарём стал Станислав Каня - сторонник политического лавирования (раньше он придерживался жёсткой линии). А дальше было обострение политического кризиса, которое окончилось введением военного положения в декабре 1981 года.

Возникает вопрос: как же всё дошло до такого? Ведь в 1970-е годы Польша переживала бурный экономический рост, входя в десятку ведущих промышленных стран мира. Её вклад в мировое промышленное производство составлял 2, 5 %, при том, что население составляло 0, 8 % от всего населения планеты.

Хрущевская атака на Польшу

Вину за произошедшее обычно возлагают на «командно-административную» модель, присущую «тоталитарному коммунизму». Безусловно, бюрократические искажения социализма сыграли свою роль. Однако важнейшей причиной кризиса стал крен в сторону Запада, который происходил под знаменами «польского пути к социализму».

Началось всё после смерти Сталина. Хрущёвское руководство ослабило свой контроль над руководством восточноевропейских компартий. И сделало оно это не из соображений прагматического характера, которые были бы вполне оправданы (действительно, страны социалистического лагеря окрепли, и нужна была некоторая децентрализация).

Нет, это была обычная политическая слабость, помноженная на амбициозность Хрущева, которую правильнее было бы назвать самодурством.

Хрущев терял нити управления, однако вёл себя как некий единоличный диктатор, подчиняющий себе все «братские» партии и правительства. В 1960-е годы он даже вынашивал планы присоединения к СССР Болгарии и Монголии. Под конец своего, мягко говоря, экстравагантного правления Никита Сергеевич даже возжелал ввести, на официальным уровне, арбитраж СССР - в случае территориальных споров между различными соцстранами. То есть Хрущев только раздражал руководителей других компартий, которые пытались, так или иначе, дистанцироваться от СССР.

И в отношении Польши его пресловутый волюнтаризм проявился в полной мере. Почти сразу же после прихода к власти Хрущёв попытался добиться снятия с поста председателя ЦК ПОРП авторитетного Болеслава Берута. Его планировалось освободить от партийного руководства, оставив на посту Председателя Совета министров Польской Народной Республики (ПНР), а руководителем партии сделать Эдварда Охаба. Однако II съезд ПОРП (март 1954 года) пошёл наперекор Хрущеву, и Берут остался во главе партии (в качестве Первого секретаря). Председателем же Совмина стал Юзеф Циранкевич.

Берут руководил ПОРП недолго. В марте 1956 года он умер в возрасте 64 лет. Смерть его сочли странной, и её обстоятельства связали с пребыванием в Москве на XX съезде КПСС (февраль 1956 года).

Первый секретарь ЦК Албанской партии труда (АПТ), яростный оппонент «ревизионистов» Хрущева и Брежнева Энвер Ходжа, вообще, практически открыто указывал на странные смерти восточноевропейских лидеров «сталинской когорты»: «Сразу же после смерти Сталина умер Готвальд. Странная, скоропостижная смерть! Тем, которые знали Готвальда, никогда не могло и в голову прийти, что тот здоровый, сильный и живой мужчина умрет... от гриппа или простуды, схваченной, дескать, в день похорон Сталина... Готвальд, старый друг и товарищ Сталина и Димитрова, скоропостижно умер. Это событие огорчило, но и удивило нас. Позднее последовала - столь же скоропостижно - смерть товарища Берута, не говоря уже о более ранней смерти великого Георгия Димитрова. И Димитров, и Готвальд, и Берут нашли смерть в Москве. Какое совпадение! Все трое были товарищами великого Сталина»! («Хрущевцы»).

Либеральный поворот Гомулки

Хрущевский натиск, оказавшийся на удивление слабым, тем не менее, вызвал возмущение в Польше, которое подогревали и ошибки, допущенные в ходе «социалистического строительства». И вот этим самым возмущением (как и в Венгрии) воспользовались силы, мечтавшие дистанцироваться от СССР и сблизиться с Западом. (Масла в огонь подлили и рабочие волнения в Познани.)

Они сделали ставку на Владислава Гомулку, видного партийно-государственного деятеля, подвергшегося опале в конце 1940-х годов. Тогда он, ещё до объединения коммунистов и социалистов в рамках ПОРП, был Генеральным секретарем коммунистической Польской рабочей партии (ППР).

В отличие от президента Берута, стоявшего на совершенно чётких просталинских позициях, Гомулка придерживался своеобразных взглядов на перспективы строительства социализма в ПНР, выступая за особый, «польский путь».

Гомулка был против национализации всей крупной промышленности и масштабной коллективизации, предлагал дружить с Костёлом. Именно его и сочли весьма подходящей фигурой для реформирования страны в «либерально-коммунистическом» направлении. В октябре 1956 году прошёл Пленум ЦК ПОРП, на котором Гомулку сделали Первым секретарем. К слову, Москва была против этого, но Хрущева опять не послушались.

Многие одобрительно высказываются по поводу преобразований, осуществленных при Гомулке. Дескать, молодец, уж коллективизацию точно не надо было проводить. Однако тут необходимо сделать некоторые пояснения. В Польше существовал огромный частный сектор, в рамках которого 14 млн га (из 20 млн га общего земельного фонда) находилось в распоряжении 3 млн единоличных крестьянских хозяйств. И, в большинстве своём, это были мелкотоварные хозяйства, чья эффективность, в условиях индустриального общества, крайне низка. Отзывы игроков 1xSlots Casino https://1xslot.ru/1xslots-casino-otzyvy/ Мелкие хозяйства с трудом приобретают и осваивают современную сельскохозяйственную технику, та же беда у них - с кредитами и удобрениями. На хваленом Западе, к слову, процветают крупные агрохозяйства - государственные, частные или кооперативные. А вот фермеры, как говорится, в пролёте, что и подтверждается их регулярными акциями протеста. В Польше эта вот мелкотоварность тоже сказывалась на конечном результате.

Сельское хозяйство находилось на довольно-таки низком уровне, даже и в «золотой век» польского социализма, в 1970-е годы. Польша импортировала зерно, причем 40% всех потребностей животноводства удовлетворялось за счёт зарубежных кормов. Крестьянские хозяйства находились на дотации. И если на производство продуктов питания в 1975 году выделялось 51 млрд злотых, то уже через пять лет эта цифра составила 170 млрд. Понятно, что продолжаться такое иждивенчество могло до поры до времени, пока сохранялась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

В области управления промышленностью произошла частичная децентрализация. Предприятия получили несколько большую самостоятельность, были предприняты меры по повышению материальной заинтересованности. Например, формировались специальные фонды выплаты премиальных. На предприятиях создавались органы рабочего самоуправления, которые, впрочем, были довольно-таки быстро подмяты администрацией.

Преобразования коснулись и политической сферы. Так, была введена новая избирательная система, предполагающая соревновательность кандидатов. Во всех округах их количество могло быть на треть больше, чем самих мандатов. Усилилась роль парламента (сейма), который сосредоточил в своих руках почти всю законодательную деятельность. Активизировалась деятельность двух некоммунистических партий - Объединенной крестьянской и Демократической. С целью консолидации разных общественно-политических сил был создан Фронт единства народа. Стали проводиться оживленные дискуссии в СМИ.

Наконец, в 1957 году заключили соглашение между государством и католической церковью, которая признала победу социализма (но, в дальнейшем, неоднократно поддерживала оппозицию).

Всё это необычайно воодушевило разнообразных диссидентов. Один из ведущих оппозиционеров, сыгравший важную роль в событиях 1980-1981-х гг., Адам Михник признавал: «Все мы - дети октября 1956 года, когда к власти вернулся Владислав Гомулка, а все последующие события берут свое начало в тогдашнем антитоталитарном порыве». Потирали руки и на Западе, небезызвестный Збигнев Бжезинский писал: «Успешные попытки Гомулки взять власть и удержать ее в своих руках укрепили Соединенные Штаты в их уверенности, что осторожное оказание экономической помощи и развитие культурных контактов с Польшей могли бы поддержать стремление этой страны к независимости...».

Позже, уже в 1978 году, он даст руководству США такие рекомендации: «Наиболее перспективной тактикой в настоящее время является не немедленное уничтожение коммунизма, а применение определенных средств, преследующих целью укрепить оппозицию и ослабить таким образом коммунистическую партию... Соглашения между США, их союзниками и Польшей должны быть направлены на укрепление зависимости Польши от Запада в области финансов, экономики, снабжения продуктами питания. Через незначительный промежуток времени начнет возрастать количество поляков, считающих, что только поддержка Запада является гарантией благополучия и прогресса... Следует разжигать в поляках антисоветские и антирусские настроения... На политических руководителей следует влиять таким образом, чтобы они заняли умеренную позицию в отношении диссидентов и выработали приемлемый вариант диалога с общественностью. В этом созданном политиками, профсоюзными деятелями, средствами массовой информации и отвлекающими маневрами климате наши действия должны способствовать дестабилизации обстановки в Польше. В этих условиях в партии возникнет смятение, а оппозиция приобретет новых сторонников».

Во времена Гомулки Польша получила солидную американскую помощь. Только в 1957-1963 гг. Штаты предоставили ей 900 млн долл. При этом, активно воздействовали на молодёжь. Вот, ярчайший пример: обмен студентами между ПНР и США в пять раз превышал соответствующий между ПНР И СССР.

Сторонники «жёсткой линии».

Надо сказать, что либерализация встретила активное неприятие части партийных руководителей, стоявших на позициях последовательного сталинизма. Наиболее жёстким оппонентом Гомулки был Казимеж Мияль, возглавлявший аппарат Совмина. В 1964 году он и его сторонники, были выведены из ЦК. Однако это их не остановило, и в 1965 году сталинисты-диссиденты основали подпольную Коммунистическую партию Польши (КПП). А год спустя Мияль эмигрировал в Албанию, откуда и пытался руководить сталинистским подпольем, которое пользовалось финансовой поддержкой Тираны и Пекина. Он эволюционировал к маоизму (не отказываясь от сталинизма) и даже перебрался в КНР. Во время политического кризиса Мияль вернулся в ПНР, где был арестован режимом Войцеха Ярузельского и провёл несколько месяцев в тюрьме. До конца своих дней (а умер он накануне собственного столетия) Мияль оставался верным своим взглядам - оправдывал Сталина и Берута, ругал Горбачева и перестройку, выступал против вступления в ЕС.

Была, впрочем, и другая, несколько более умеренная фракция сталинистов, которую называли «фракцией партизан» (формально фракции были запрещены). Она объединяла участников партизанской борьбы и возглавлялась генералом Мечиславом Мочаром. Участники группы исповедовали культ «войны и победы», соединяли сталинизм и польский национализм. Они активно противодействовали всем попыткам либерализации. На пике своей политической карьеры Мочар стал секретарем ЦК и членом Политбюро ЦК ПОРП. Однако рабочие волнения 1970 года, во время которых генерал занял жёсткую позицию, вынудили его уйти в отставку. Впрочем, туда же отправился и «либеральный» Гомулка.

«Золотой век» Герека

На смену Гомулке пришёл Э. Герек, возглавлявший «катовицкую группу» (свою популярность в партии он обрел как секретарь Катовицкого воеводского комитета ПОРП). Новый руководитель был из рабочих, будучи в эмиграции, он 18 лет отработал на бельгийских и французских шахтах, что серьезно сказалось на его здоровье. К своим бывшим братьям по классу Герек относился трепетно и до начала кризиса всегда умел находить общий язык. Он, вообще, обожал разъезжать по стране и общаться с простым народом - в отличие от того же Гомулки, который был кабинетным руководителем.

Герек считал важнейшей задачей подъем материального благосостояния в условиях ускоренной, широкомасштабной модернизации. И здесь ему удалось многое, его политику считают в высшей степени социальной.

К слову, согласно нынешним социологическим опросам, 56 % поляков считают время правления Герека эпохой экономического процветания.

При нём была существенно повышена заработная плата, установлены пенсии по старости для крестьян, повышены пособия для рожениц (а сам декретный отпуск увеличен с 12 до 18 месяцев). Разнообразные пенсии, стипендии и пособия выросли на 94 %.

Надо отметить, что Герек подчёркнуто проявлял заботу о рабочем классе, и вообще, о «низах». Так он повысил срок отпуска работников физического и умственного труда до срока чиновников. По картам металлургов, горняков, учителей были введены отраслевые привилегии - право на раннюю пенсию, отдых в бесплатных или доступных заведениях, десятилетнее обучение и жилье.

Результаты, что и говорить, оказались впечатляющими. Произведенный национальный доход рос, в среднем, на 9,8%. Промышленное производство возрастало на 14 %. Рост потребления составил 8, 7 %, реальные доходы населения - 7, 9 %, а заработная плата - 6, 0%. Физические лица освободили от подоходного налога. В ПНР граждане получили возможность открывать валютные счета в Национальном банке, чего они были лишены в других социалистических странах. Потребление изменилось в пользу мяса и мясных изделий. Рынок стремительно насыщался бытовой техникой - телевизорами, холодильниками, радиоприемниками. В 1970-х гг. количество личных автомобилей увеличилось с 450 тыс. до 2,3 млн. Наблюдался и грандиозный жилищный бум.

Однако всё это процветание обеспечивалось за счёт экономических связей с Западом. Возьмём, к примеру, обновление половины всего машинного парка страны. Оно стало возможным только благодаря импорту современных машин (и даже целых промышленных объектов) из развитых капиталистических стран. Сплошь и рядом подобные закупки осуществлялись в кредит, и сами кредиты текли в страну мощным, казалось бы, неиссякаемым потоком. А готовая продукция должна была поставляться в страны-кредиторы - в счёт уплаты долга.

И это ещё полбеды. Очень многие закупки были совершенно ненужными и не приносили никакой пользы. Уже после того, как было установлено военное положение, В. Ярузельский отмечал: «Зачастую нам продавались устаревшая технология и уже изъятые из западной промышленности лицензии. От нас требовали завышенных процентов за кредиты... Покупались лицензии, которые вообще не удалось реализовать, а также такие, которые дали бы худший и более дорогой продукт, чем польская промышленность. Подобным же образом обстояло дело с импортом. За валюту покупались элементарные компоненты для производства, которые можно было производить в стране. Покупались зубной порошок, бечевка для сноповязалок, зонтики, охотничьи патроны и т.д. и т.п.»

При этом Герек воздерживался от какой-либо конфронтации с СССР. Он лавировал, предпочитая, как ласковый телятя из поговорки, сосать двух маток. И от нас ему удалось «высосать» очень многое. Так, уже в 1971 году Герек посетил Москву, где плакался Л.И. Брежневу о тяжелом положении ПНР и подчеркивал, что помощь Польше необходима не только ей, но и всему социалистическому содружеству. Его мольбам вняли, Москва согласилась поставить новые материальные ресурсы, дать очередные кредиты и расширить польский экспорт. Но, самое главное, Польша получила новые заказы на строительство судов на польских судоверфях, которые, между прочим, были в то время нерентабельными. Сам Герек и тогда, и в следующие свои встречи с советскими руководителями, вёл себя очень дружелюбно, не допуская и намёка на конфронтацию. А ведь ему пытались (пусть и мягко) указать на «негативные моменты» - например, на чрезмерную активность католической церкви и откровенно антисоциалистических элементов. «Дорогому товарищу Эдварду Гереку» рекомендовали подправить ситуацию, на что он улыбался и обещал «подумать».

А между тем времени на раздумья оставалось всё меньше, ситуация становилась всё сложнее и сложнее. «К концу 70-х годов в Польше насчитывалось около сорока подпольных контрреволюционных организаций, - отмечает В. Глебов. - Их первенцем стал КОС-КОР («Комитет общественной самообороны - Комитет защиты рабочих») - знаменитая организация, учрежденная в 1976 году после подавленных властями забастовок в Радоме и мало-помалу взявшая на себя функции координационного центра всей оппозиционной активности.

Затем неофициальные объединения стали расти как грибы: «Студенческий комитет солидарности», «Движение молодой Польши», «Конфедерация независимой Польши» и, наконец, «Комитет свободных профсоюзов», из которого, собственно, и выросла десятимиллионная «Солидарность».

Изрядными тиражами выходили неофициальные издания («Poботник», «Братняк» и десятки других). Hе следует забывать и той громадной роли, которую играла в жизни польского общества католическая церковь. К концу 70-х годов она насчитывала свыше 20 тыс. ксендзов (один ксендз на 1750 человек населения), 14 тыс. костелов (в два раза больше, чем в 1937 г.), 2400 женских и 500 мужских монастырей... Помимо католического университета в Люблине и теологических факультетов при университетах Варшавы, Кракова, Познани и Вроцлава, в стране насчитывалось 45 высших и средних духовных семинарий. Издавалось 60 римско-католических периодических изданий. Легально действовали многочисленные религиозные ордены, разветвленная сеть клубов католической интеллигенции, общество светских католиков... Католическая церковь, имевшая свои счеты с социалистической идеологией, с сочувствием относилась ко всякой оппозиции социалистическому строю внутри страны.

Как же так получилось, что в социалистической стране действовало столько контрреволюционных организаций? Куда смотрела партия и польская госбезопасность? Hеужели ответственные польские деятели не видели скрывавшейся тут опасности? Конечно же, видели. Hо сидя в уютных барах, попивая каву и мартель, они уверяли советских товарищей: «Всех наших доморощенных «ниспровергателей режима» мы можем накрыть одной шапкой. Hо не хотим ссориться из-за такой мелочи с Западом. Hам нужны кредиты, а американцы ставят условие: деньги будут, но только в обмен на терпимость, а еще того лучше - прогресс в области прав человека... Так что пусть шумят, читают лекции, учреждают свои комитеты... Рабочему классу Польши нужны не эти горлопаны, а хорошая жизнь». («Польские события конца 1980-х годов").

Конец сладкой жизни

Однако хорошая жизнь уже подходила к своему завершению. Внезапно, к большому изумлению руководителей ПОРП, западные страны стали отказываться от готовой польской продукции. Это мотивировалось как невысоким её качеством, так и затоваренностью собственных рынков. Получалось следующее - сбыт тормозился, а общая сумма валютного долга продолжала расти.

А на Западе ещё взяли, да и резко повысили учётные ставки - проценты на кредиты. И первыми это сделали американцы, которые мягко стелили еще с конца 1950-х годов, но спать стало жёстко уже в конце 1970-х.

В 1979 году внутренняя задолженность ПНР составляла уже 11 млрд долл. И в следующем году страна была вынуждена выплатить 7, 6 млрд долл. Накануне же военного положения долги выросли аж до 25,5 млрд долл.

В конечном итоге не оправдала себя и активная инвестиционная политика. «В первой половине 1970-х годов инвестиции в польскую экономику увеличились на 80%, - пишут Н.И. Бухарин и И.С. Яжборовская. - Но уже в 1974 г. проявились первые симптомы перегрева инвестициями польской экономики, огромного перенапряжения народного хозяйства капитальными вложениями. Преобладало капитальное строительство с длительным циклом. В результате наступило чрезмерное расширение его фронта. Вместо того чтобы снижать темпы роста капитальных вложений, доходов населения и внешней задолженности и тем самым сохранить равновесие, капитальные вложения бесконтрольно увеличивались, реализовалась программа повышения заработной платы, ранее намечавшаяся только на следующую пятилетку. Производительность труда отставала от темпов роста доходов». («Эдвард Герек - от курса на социальную справедливость к экономическому кризису»).

Подъём сменился упадком. В 1976-1978 гг. темпы роста национального продукта уменьшились с 6, 8 до 3, 0%. Уже через год стал наблюдаться спад (2, 3 %) - впервые в истории ПНР. А в 1980 г. этот спад достиг 5, 4%. «Экономического чуда» не вышло, на смену тучным приходили тощие года. Герек попытался выйти из положения путем затягивания поясов. В 1976 году он пошёл на повышение цен, что вызвало массовые рабочие волнения. (Кстати, в Москве его всячески отговаривали от этого шага.) Польский лидер впал в ярость. Как так, ведь он столько сделал для рабочих, а они не могут немножко потерпеть! Увы, он не понимал одной очень важной закономерности: социальное государство действует как ниппель - раз повысив уровень жизни, его уже нельзя понизить без последствий, без массового недовольства. Социальное государство обеспечивает стабильность, но только если есть ресурсы для поддержания уже достигнутого уровня жизни. Эта проблема встанет и перед Советским Союзом, но до 1989 года он сохранял устойчивость. В некоторых отношениях политика Герека предвосхитила затратную политику «ускорения» Андропова-Горбачёва, но Герек был куда более авантюристичен: во-первых, он принялся наращивать доходы населения до того, как технологическая модернизация была завершена, и, во-вторых, у Польши для проведения такого «манёвра» не было нефтегазовых доходов, а сельское хозяйство - богатство этой страны - не было высокопродуктивным. Так что крах был практически неизбежен даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. А она оказалась неблагоприятной». (А.И. Шубин «Золотая осень, или Период застоя»).

Польское руководство не имело стратегического мышления, что роднило его с руководствами других соцстран (в том числе, и СССР). Идеологическая ортодоксальность причудливым образом сочеталась здесь с «прагматической» беспринципностью.

Герек и его сторонники считали, что они могут сохранять основы социализма и, одновременно, сделать свою экономику открытой для западного капитализма. Они свели к минимуму планирование, введя т. н. «открытый» план, но так и не наладили рыночные механизмы. При такой потрясающей бессистемности поражение было делом времени. Скорого времени.

Специально для «Столетия»

В 2016 году исполняется 35 лет с того дня, когда в Польше было введено военное положение. Ответственность за эти действия взял на себя руководитель страны – генерал Войцех Ярузельский.

В социалистической Польше руководящая роль принадлежала Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но в 80-е годы её политическое влияние начало стремительно падать. И способствовало этому оппозиционное антикоммунистическое профсоюзное движение «Солидарность», деятельность которого в стране становилось все ощутимей.

Военное положение многие поляки называли периодом диктатуры. Но в то же время они считали, что Ярузельский сделал единственно правильный выбор, ведь его решение смогло предотвратить гражданское неповиновение, которое обязательно бы закончилось пролитием не только польской, но и русской крови.

События, предшествующие введению военного положения в Польше

Среди социалистических стран Польша никогда не была самой лояльной к коммунистическому режиму. После Второй мировой войны здесь не раз случались общественно-политические кризисы, из которых правительству все же удавалось выводить страну с надеждой на оздоровление общества. Но в 80-е годы обстановка в Польше накалилась до предела: накопился огромный внешний долг, возникли проблемы с продовольствием и предметами первой необходимости, произошло очередное повышение цен на продукты, по стране распространились слухи о коррупции среди представителей высшей власти. Все это привело к созданию в Польше в 1980 году независимого профсоюзного объединения, которое вскоре превратилось в общественно-политическое движение, оппозиционное правящей партии ПОРП. Во главе движения «Солидарность» стоял электрик с гданьской верфи Лех Валенса, вокруг которого и стали группироваться оппозиционные силы. Всего за несколько месяцев крупные польские города имели отделения «Солидарности». Сначала эта организация выдвигала только экономические требования, но затем были потребованы и политические свободы.

В 1980 году положение в стране ухудшилось: с поста генерального секретаря ПОРП ушел Эдвард Герек, Польшу сотрясали забастовки и стачки. В марте 1981 года в стране произошла самая крупная забастовка, участие в которой приняло около миллиона поляков. В октябре 1981 года руководство страной принял генерал Войцех Ярузельский, который сосредоточил всю власть в своих руках. В это же время началась новая волна акций протеста и забастовок. Власть пыталась договориться с оппозицией и провести консультации по политическим и экономическим проблемам, но вскоре стало понятно, что достичь национального согласия не получится. 17 декабря 1981 года «Солидарность» запланировала проведение общенациональной забастовки, генеральная репетиция которой состоялась 11 декабря. В это время на улицах польских городов бастовало тысячи людей.

Руководство страны оказалось перед нелегким выбором: или идти на компромисс с оппозицией, или же применить силовой вариант. А еще польское руководство понимало, что Советский Союз всерьез обеспокоен ситуацией в Польше и, чтобы не допустить развала социалистической системы, он может применить вариант с введением советских войск в страну, а это приведет к широкомасштабным боевым действиям и закончится кровопролитием. Но к счастью поляки смогли справиться сами, и введения советских войск удалось избежать. В это непростое время в Польше нашелся человек, который смог взять на себя ответственность за события, происходящие в стране. И это был генерал Войцех Ярузельский.

Военное положение в Польше в 1981-1983 годах

Все началось в полночь с 12 на 13 декабря 1981 года. Выглянув в окно с утра в воскресенье, поляки были в недоумении – на улицах их городов стояли танки, бронемашины и вооруженные автоматами солдаты, телефонная связь по всей стране была отключена, закрыты аэропорты, в витринах газетных киосков можно было видеть только две проправительственные газеты – «Трибуна люду» и «Жолнеж вольности». Для того чтобы держать ситуацию в стране под контролем, в городах и на крупных предприятиях были назначены более 2 тысяч военных комиссаров. Утром 13 декабря по телевизору к нации обратился глава государства, который строгим голосом сообщал полякам о введении в стране военного положения и о переходе власти к Военному Совету национального спасения.

Буквально в первые часы с момента введения военного положения было арестовано около 3 тысячи активистов «Солидарности» – Валенса, Гвязда, Куронь, Яворский и многие другие. Всего же в Польше за время действия военного положения было интернировано около 10000 человек.

Основными оплотами оппозиции считались судоверфи Гданьска и Щецина, Краковский и Катовицкий металлургические комбинаты, Люблинский автомобильный завод. Именно они первыми были взяты под контроль правительственными силами. Ожесточенное сопротивление властям оказали польские шахтеры, и при его подавлении жертв не удалось избежать — на одной из шахт погибло 9 человек. Это были первые жертвы, всего же за 1,5 года военного положения погибло более сотни польских граждан.

К концу декабря 1981 года были подавлены все антиправительственные выступления. И в 1982 году «Солидарность» вынуждена была перейти к подпольной деятельности, также широко применялись пассивные методы общественного неповиновения.

31 августа 1982 года десятки польских городов охватила протестная акция, кое-где сопровождающаяся уличными боями. Осенью 1982 года проходили манифестации в Варшаве, Гданьске и Кракове. Но в целом активность протестующих пошла на спад, и правительство постепенно стало снижать действие военного режима. В ноябре этого же года был выпущен на свободу лидер «Солидарности» Лех Валенса, а через полгода – 22 июля 1983 года было отменено военное положение.

Оценки событий

Даже спустя 35 лет после введения военного положения польское общество неоднозначно относится к тем трагическим событиям. Одни считают, что это спасло Польшу от гражданской войны, другие уверены, что военное положение продлило агонию коммунистического режима еще почти на 10 лет. Но можно сказать с уверенностью, что именно в те сложные времена родилась польская демократия.