Слайд 1

Мир освещается солнцем, а человек - знанием! Пословица

Слайд 2

Буквенный диктант
1) пок…рать за измену 2) пол…скать собаку 3) пос…деть к старости 4) разв…вать способности 5) осв…щение храма 6) прим…рять пальто 7) пок…рить города 8) пол…скать белье 9) нав…вать печаль 10) ум…лять о пощаде

Слайд 3

Буквенный диктант 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 а а е и я е о о е о 1) покарать (кара) за измену 2) поласкать (ласка) собаку 3) поседеть (сед) к старости 4) развивать (развитие) способности 5) освящение (свято) храма 6) примерять (мерить) пальто 7) покорить (покорный) города 8) полоскать (полощет) белье 9) навевать (веять) печаль 10) умолять (молиться) о пощаде

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Тема урока Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Слайд 7

Цели урока
1)познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; 2)формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; 3)отработать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Слайд 8

Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Виды сложных предложений

Слайд 9

ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.

Слайд 10

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (М. Лермонтов)

Слайд 11


Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого равноправны между собой и связаны бессоюзной связью, при помощи интонации
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. (А.Плещеев)

Слайд 12

Дайте характеристику предложений
1. У памятника сейчас же собирались дети прохожие и все они умолкали в ожидании музыки потому что она утешает людей обещает им счастье и славную жизнь. 2. Мы услышали по реке проплыла лодка и на душе стало легко.

Слайд 13

3.Поставь над собой и сто учителей они окажутся бессильными если ты не можешь сам заставить себя. 4.После обеда когда солнце находилось в зените мы решили сделать остановку но неожиданно наши планы изменились слишком мало времени было у нас в запасе.

Слайд 14

КЛЮЧ
1.У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. - Сочинительная и подчинительная: , и , (потому что …) 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. - Бессоюзная и сочинительная: : , и

Слайд 15

3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. - Бессоюзная и подчинительная: - , (если) 4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. - Сочинительная, подчинительная, бессоюзная: [ , (когда...), ], но :

Слайд 16

Домашнее задание 1. § 35, упражнение № 296. 2.Из сборника КИМов И.П.Цыбулько выписать 4 предложения: с сочинительной и подчинительной связью, с сочинительной и бессоюзной связью, с подчинительной и бессоюзной связью с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Слайд 17

Работа в парах Соберите предложение
Жизнь – пример начать как человек отрешился он жить только по сердца наносного Пришвин того от всего велению () :

Слайд 18

, (как…) : Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного: он начал жить только по велению сердца.

Слайд 19

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости что он не прочь и поломать себя он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд.

Слайд 20

2) Комната была разделена барьером и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать.

Слайд 21

3)Река тоже присмирела немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз и она стала неподвижна.

Слайд 22

1)Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. , (что…): подчинительная и бессоюзная

Слайд 23

2) Комната была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. , и , (с кем…) сочинительная и подчинительная


Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции;
закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях;
повторить орфоэпический минимум; воспитывать орфографическую зоркость.
Ход урока:
Орфоэпическая разминка
Прочитайте слова, правильно расставляя ударение
Банты
Загодя
Засветло
Понял
Черпать
Клала
Шарфы Балованный
Взяла
Исчерпать
Звонит
Вручит
Лыжня
Цепочка
Красивее Ворвалась
Добралась
Документ
Еретик
Прозорлива
Углубить
Заперта
- По какому принципу расположены слова в столбиках?
2.Проблемное задание:
- два ученика на доске записывают предложение под диктовку;
Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку.
- что это за предложение;
- сравнить постановку знаков препинания;
-объяснить постановку знаков препинания в этом предложении.
Проблемные вопросы:
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цель урока.
Слайд 1 (тема урока)
Слайд 2 (цели урока)
3.Что такое сложная синтаксическая конструкция, расскажет… (Слайд 4)
(В ССК выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксическая связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:
Я вас люблю, хоть я бешусь, хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь!
III
4
1
1 , и.
3
2
, хоть,хоть
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью состоит из 4 частей, которые можно объединить в 2 структурно-смысловые части, соединенные сочинительным союзом и (ведущая связь сочинительная)
- Что, по-вашему, надо сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в сложной синтаксической конструкции?(cоставление алгоритма)
4. Алгоритм расстановки знаков препинания в ССК (Слайд 5)
Найти ГО.
Определить вид связи между предложениями.
(сочинительная, подчинительная, бессоюзная)
Определить смысловую связь между предложениями.
Расставить соответствующие знаки препинания.
5.Отработка алгоритма (вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку)(Слайд 6)
(С)н…чала д…леко впереди где небо сходится с з…млею около курганчиков и ветряной мельницы которая изд…ли похожа на маленького человечка размахивающего руками поп…лзла по земле широкая ярко (желтая) полоса через м…нуту такая же полоса засв…тилась несколько ближе поп…лзла (в)право и охватила х…лмы.
6.Проверка(Слайд 7)
Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.
7.Индивидуальная работа (задание ЕГЭ А26)(Слайд 8)
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3)то он опять не знал (4) каким должно быть начало.
1) 1,2,3,4 2) 1,3
3) 1,3,4 4) 2,3,4
(Слайд 9)
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей.
1) 1,2,3,43) 1,2
2) 1,2,44) 3,4
(Слайд 10)
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
1) 1,2,3,43) 1,3
2) 1,2,4 4) 2,3,4
8.Какое правило постановки знаков препинания нужно помнить, если в предложении есть стечение сочинительных и подчинительных союзов? (Рассказ ученицы)
9.Работа с тренажером(в парах)
У каждого таблица ответов
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ИТОГО 10 Домашнее задание: Выписать из романа «Мастер и Маргарита»
3 ССК, Графически объяснить постановку знаков препинания
11.Рефлексия. Закончите предложение:
Чтобы расставить знаки препинания в ССК нужно:
1)найти…
2)определить…
3)определить…

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Цели: обобщить знания о сложных предложениях смешанной конструкции; закрепить навыки постановки знаков препинания в таких предложениях; повторить орфограммы глагола; воспитание языкового чутья.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : таблица «Пунктуация в СП с разными видами связи», тесты.

Ход урока.

I. Словарный диктант

Стелется тень; плещет волна; колышутся тени; дремлет лес; не скажется, не все услышится; веяла свежесть; тучи сеяли дождь; таяли дождевые облака; побыстрее вытрите пыль; когда вытрете, отдохнете; выберите нужные книги; когда выберете, скажете; стукните или окликните кого-нибудь; как только стукнете и окликнете, вам откроют.

Сформулируйте правила написания глагольных форм, обозначьте орфограммы глаголов.

I. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

(Чтение §. Беседа по содержанию параграфа.)

- Сколько частей может быть в сложном предложении?

- Какой связью части сложного предложения могут быть связаны между собой?

- В каких случаях возникают трудности в постановке знаков препинания в многокомпонентном сложном предложении?

- Обратите внимание на предложения с разними видами союзной и бессоюзной связи (сложные синтаксические конструкции).

1. Сочинение и подчинение.

Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что больная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы.

2. Сочинение и бессоюзная связь.

Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: и своими главами видел один раз, как он сердился и топал ногами.

3. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Я поняла, что выручить нас сможет только случайность: вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу

на брошенную лодку.

IV . Закрепление.

1. Выполнение заданий.

Задание: записать предложения под диктовку, составить их схемы, указать вид связи; с - сочинительная, п - подчинительная, б - бессоюзная.

беспорядок.

[ - =], [ =], (что - =).

б п

2.Небо было так ясно, воздух так свеж, силы жизни так радостно и в душе Назарова, когда он, слившись в одно существо с доброю с ильною лошадью, летел по ровной дороге за Хаджи-Муратом, что ему и в голову не приходила возможность чего-либо печального ли страшного.

3.Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.

[, (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и = ].

п п б

4. С моря а ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.

[ = - ], и, (когда - =). [ - = ].

с п

2. Выполнение упражнения 493 (предложения 2,3,4,7).

V. Итог урока.

VI . Домашнее задание.

1. §

2. Составить три предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, скобочные и блочные схемы.

I.

После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2,3,4

II. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые противоречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного беспокойства.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 3,4

III. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бесцельно бродили по лесу (1) и (2) когда бежавшая впереди нас собака окончательно терялась в предположениях (3) куда мы свернем на этот раз (4) Жулька оглядывалась и укоризненно смотрела на нас.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 2,3

IV. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Главному инженеру не сколько раз докладывали о неполадках в оборудовании (1) но (2) когда проходило какое-то время (3) он совершенно об этом забывал (4) и дело здесь было прежде всего в его нежелании и даже неспособности предпринимать какие-то энергичные действия.

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 1,4

V. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3)то он опять не знал (4) каким должно быть начало.

VI. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось многое выслушать от друзей.

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,2 4) 3,4

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если ему и казалось домашнее пространство будто сузившимся (3) то это оттого (4) что за годы отсутствия он сильно повзрослел и вырос.

1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

VIII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В новом романе писателя рассказывается о трудностях (1с которыми приходилось сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят все испытания.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,4

IX. Расставьте знаки препинания в предложениях и объясните их постановку.

1. Пока ему говорили приятное он улыбался и казался простым и доверчивым но если кто-то затевал неприятные ему темы или случайно задевал его то через мгновение перед собеседником стоял настороженный и подозрительный человек.

2. Разного рода идеологи пытались доказать что совесть всего лишь архаический предрассудок и если подобные учения принимались народу приходилось расплачиваться за это.

3. В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем и если бы не строгий запрет командира вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить нет ли весточки из дома.

4. Как только мои спутники разложили в комнатах все вещи мы немедленно решили осмотреть местность и так как экскурсионные автобусы отправлялись через два часа все собравшиеся направились к ближайшей станции пешком.

5. В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно и когда выражает на сцене характер своего героя то обычно доходит до полного ощущения того что он и есть тот самый герой.

6. Когда он жил в Крыму всё своё время посвящал созерцанию природы и если погода располагала к прогулкам он часами изучал на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн.

7. Ольга вышла к гостям на открытую веранду и пока все женщины восторженно выражали восхищение её изящным нарядом она думала о том как хорошо было бы оказаться далеко от этой надоевшей пустой суеты.

8. Обсуждение нового Устава школы затянулось настолько что когда члены совета вышли из кабинета они увидели как засыпало небо звёздами.

9. Наши родители всегда думают о своих детях и в каких бы обстоятельствах мы ни оказались мы всегда должны помнить о том как много они для нас сделали.

10. Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы и чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент мы часто ищем любые предлоги которые могут хоть как-то оправдать наше безволие

Лера Фрост весь день ссорится с Захаром и нервничает из-за того, что подозревает беременность. Саленко не хочет обсуждать эту тему до тех пор, пока все не прояснится и пока по факту не будет беременности. Юля сразу же вспомнила о конкурсе. Захар сказал Лере, что будет счастлив и рад, если у них будет запланированный ребенок, но Лера не беременна, а если будет беременна, тогда они поговорят. Фрост плакала и даже говорила о расставании с Захаром, либо прекращении занятий «волшебством». На лобном месте Влад предложил участникам поговорить о неожиданных вестях, для него странно, что женщина, которая не находится в законном браке, которой даже не сделали предложение, не предохраняется, при этом не планирует детей, а потом удивляется нежданчику. Кадони считает, что Захар не видит себя отцом, они с Лерой постоянно расходятся и Лера собирается рожать от несерьезного парня. Фрост важны слова Захара о том, что он рад, она не ждала предложения руки и сердца, Захар несколько раз ей говорил, что он рядом и с ней, но она все равно долбила ему мозг. Саленко посчитает нужным, тогда поведет Леру в ЗАГС, может он не так отреагировал, ему 22 года и он не совсем готов строить полноценную семью, но если такой момент наступит, он будет нести ответственность. Захар подарил Лере большой букет роз, он видит Леру своей женой в будущем и если это правда с беременность, он будет ее любить, ценить и они вместе будут преодолевать трудности. Кадони заявил всем девочкам, которые не соблюдают правила безопасного секса, что их мальчики ими попользуются и сбегут к другим девочкам.
Еще одна участница Александра Шева переживает по тому же поводу. Саша занималась сексом с Алексеем Чайчиц без предохранения, теперь живет с ним в отдельной комнате, но парень не чувствует ответственности за секс после вечеринки и больших доз алкоголя. На лобном месте Чайчиц заявил, что Саша не может быть беременной, он принимает гормональные препараты для увеличения мышечной массы и они убивают сперматозоиды, кроме того он прервал половой акт. Саша переживает, есть вероятность того, что она может быть беременной. Шева объяснила, что не говорила о беременности, она просто переживает, но если будет беременной, она будет рожать. Кадони напомнил Саше, что у Саши уже есть ребенок, у которого нет отца, теперь будет второй без отца. Кадони заявил участникам, что если парни под зеленым змеем спят с девочками без предохранения, то через некоторое время она может быть беременной. Чайчиц хочет растить детей с любимой женщиной, а Саше он поможет деньгами, если вдруг она окажется беременной. Саше сильно нравится Леша, что с ним делать, она не знает. Леша ответил, что Саша от себя его отталкивает, говорит на интимные темы, пальцем в него тычет. Денис Ковалев готов поднимать детей Александры.
Влад Кадони на тете дал Дарине возможность прослушать запись интервью с Женей Алаевой, бывшей участницей проекта, к которой за периметр на свидания ходил Никита Кузнецов, будучи в отношениях с Дариной. Кузнецов объяснил своей девушке, что Алаева хотела прийти на проект к нему, он решил, что не будет строить с ней отношения, и прекратил общение. Никита предлагал Жене стать друзьями, ее это не устроило. Кузнецов живет с Дариной 6 месяцев и ему никто не интересен кроме Дарины. Маяй с Машей провели расследование. Майя рассказала, что Либерж им говорила о сумасшедшей страсти между Никитой и Женей, а Лукин им сказал, что Никита ездил к Жене, пока Дарина была в больнице. Маша добавила, что Никита бросит Дарину, когда выиграет квартиру, Женя не хочет мешать Никите, так как он долго на проекте и ничего не получил от проекта. Дарина верит парню, а Кузнецов ответил, что у него не было ни одного выходного с ночевкой. Кадони предложил Никите пройти тестирование на полиграфе, Дарина хотела бы этого, но Никита отказался. Ведущий решил провести тестирование Захару, Кучерову и Кузнецову на верность своим половинкам.

Главное за день:

Захар готов воспитывать ребенка и жениться на Лере, если она беременна.
. Чайчиц не хочет быть с Сашей Шева, но если та беременна, будет платить алименты.
. Никита Кузнецов отказался от тестирования на полиграфе.