Урок русского языка в 7 классе Сочинение на лингвистическую тему (С 2): «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи»

Вашему вниманию предлагается урок развития речи в 7 классе, который направлен на подготовку к ГИА по русскому языку. На этом уроке организована групповая работа, в основе каждой группы - ученик, способный помочь другим. Задания, предложенные семиклассникам, идентичны заданиям С2: ученики должны по данному им высказыванию написать сочинение-рассуждение, аргументировать своё понимание данной фразы. Этот урок - это одно из звеньев многолетней работы, которая начинается в 5 классе, а заканчивается на выпускном экзамене.

Тема: Урок развития речи. Сочинение на лингвистическую тему «Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи»

1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи.....

Ход урока

I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы.

Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит —

Все расскажет нам ….. (глагол)

— Как же мы сформулируем тему ? (Роль глагола в речи)

Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение, подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.

Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание; причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)

— Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки? (Причастие и деепричастие)

— Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи»

Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение

II. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Задание: назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны?

1. Тезис.

2. Теоретическое обоснование данного тезиса.

3. Аргументация (2 доказательства)

4. Вывод.

— Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

Композиция сочинения

Схема 1

1) Тезис (высказывание).

2) Рассуждение о смысле высказывания

3) Аргумент, его роль.

4) Аргумент, его роль.

Схема 2

1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

2) Пример роли глагола в одном предложении.

3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении.

4) Вывод (фраза).

Нужно ли соединять абзацы по смыслу?

— Как это сделать?

СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения

1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

6. Действительно,

СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами

1. Во-первых, — Во-вторых,

3. Обратимся к предложению №…, в котором… — Также с помощью наречий (примеры)…

СКРЕПЫ между аргументами и выводом

1. Таким образом, мы доказали, что…

2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

5. Я думаю, мы убедились в том, что…

III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи

1. Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники)

Текст 1

Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух.

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Трепет чуть шепчущих листьев

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)

— Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

— Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте.

— Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие?

— Какой объект действует в предложении?

— Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущих создает образ листьев как живых существ. Глаголы -олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь».

Текст 2

Ёжась от свежего ветерка,

Чуть посинев, крепыши-маслята,

Взявшись за руки, как ребята,

Топают , греясь, вокруг пенька!

— Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями)

2. Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи.

Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи

1) Насыщенность глаголами позволяет передать интенсивность, динамичность действия, движение.

2) Глаголы придают тексту динамичность, они обозначают действия предметов, заставляют предметы ожить.

3) Глагольные формы передают движение, выражают отношение к лицу, указывают на субъективность высказывания, т.е. активизируют читателей, способствуют их объединению с персонажами.

4) Глаголы используются для передачи движения, динамики окружающего мира; передают ход действия или мыслей персонажа.

5) Причастие позволяет дать образное описание предмета и представление его признаков в динамике.

6) Деепричастие способствует смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели. По мнению Д.В.Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

7) Деепричастия выразительно передают детали, живописно рисующие действие.

II. Работа в группах.

Группа 1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «» (пишите о глаголе и причастии) .

Группа 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Алексея Кузьмича Югова «Глагол - самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая артериальная кровь языка. Назначение глагола - выражать само действие»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 3 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля "Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 4* . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказываний известного русского филолога Николая Ивановича Греча “Глагол придает речи жизнь — присутствием своим животворит отдельные слова» и русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича «...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Дмитрия Васильевича Григоровича «...деепричастие дорисовывает движение ».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 6*. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказываний русского ученогоМихаила Васильевича Ломоносова о причастиях «Сии глагольные имена служат сокращением человеческого слова, заключая в себе силу глагола и имени» и русского лингвиста Александра Матвеевича Пешковского «Глаголы - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Группа 7 -Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя«Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Исходный текст

(1)У прославленного певца Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. (2)Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверял, почти не выпускал из рук.

(3)В портфеле лежал небольшой ящичек. (4)Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

(5)Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил его под кровать.

(6)Это было таинственно и непостижимо.

(7) После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. (8)В нем оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. (9)Горсть родной русской земли.

(По А.Лессу)

Александр Лазаревич Лесс - писатель, журналист, фотокорреспондент и полярник .

Примечание (каждой группе дается информационный текст

Информационный текст

О глаголе

1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить ”.

3. Глаголы могут иметь лексические значения движени я (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.

В современном русском языке глаголы называют различные действия:

1) связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.;

2) связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

3) называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

4) называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.;

5) называющие состояния природы: светает, дождит, смеркается, вечереет и др.

О причастии и деепричастии

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий.

Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п.

Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного - склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия. Возьмём, к примеру, причастия. Они образуются от глагола (краснеть - краснеющий ), но изменятся, как имена прилагательные - по числам, родам и падежам.

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

III. Подведение итогов. Отчет групп: чтение сочинений и их обсуждение в классе.

IV. Домашнее задание.

По тексту упражнения 226 на стр. 107 напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства » (пишите о наречии и прилагательном ). Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Ученические сочинения

Группа 6

Высказывания М.В.Ломоносова и А.М.Пешковского чем-то похожи, и поэтому оба автора, раскрывая роль глагола и причастия, сходятся к одному и тому же мнению: причастие объединило в себе силу глагола и имени, а глагол сам является силой действия. За доказательствами обратимся к тексту Александра Лесса «Таинственный ящичек».

Во-первых, в предложении 1 причастие «оклеенный» помогает автору дать точное описание портфеля Ф.И.Шаляпина. Данная часть речи характеризует признак предмета по действию: портфель, оклеенный множеством ярлыков туристских фирм разных стран и городов, свидетельствовал о том, что певец часто ездил по миру с гастролями.

Во-вторых, глаголы «вынимал», «смотрел» и «ставил» в предложении 5 обозначают не только действия Федора Ивановича, но и выражают его отношение к этому «таинственному ящичку».

Таким образом, мы доказали, что причастие и глагол играют огромную роль в речи, помогая нам точнее выразить свои мысли, описать свои действия.

Осадченко Настя

Группа 3

Владимир Иванович Даль говорил: «Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного»

На мой взгляд, это высказывание означает следующее: причастие образовано от глагола, но имеет признаки прилагательного, потому что обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и описывает его красочно и понятно.

Например, причастие «прославленного» (предложение 1) позволяет нам понять, что Шаляпин был известен и знаменит. В этом слове спрятан глагол «прославить», в то же время оно изменяется по числам, родам и падежам так же, как и прилагательное, и обозначает признак предмета.

Кроме этого, причастие «прожитые» (предложение 2), давая представление этого признака в динамике, характеризует годы, которые певец провел за границей.

Персиянова Варя

Сочинение по домашнему тексту упражнения 226

(учебник М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др., стр. 107)

«У каждой части речи есть свои достоинства», - утверждал А.М.Пешковский.

Действительно, без них наша речь была бы бедной и серой. Особенно это касается прилагательных и наречий, которые украшают язык, делают его выразительным, образным. Докажем данный тезис примерами из текста А.Шейкина.

Во-первых, Имя прилагательное дает предмету качественную характеристику, делает текст более информативным, ярким, образным. Например, прилагательные «огромный», «обычным», «неудобным»оживляют текст, позволяют автору передать значение марки в мире.

Во-вторых, наречие «почти» выразительно «живописует» действие, более точно характеризует его: во всем мире была признана почтовая марка, а наречие «сильнее» говорит о том, как важна почта для людей.

Таким образом, мы доказали, что роль прилагательных и наречий очевидна. Благодаря многим частям речи, в том числе и этим, создаются художественные тексты, способные передать все многообразие жизни и мира.

Киселёв Денис

Суязова Ирина Анатольевна, МКОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко» Каменского муниципального района Воронежской области

МБОУ Миллеровская СОШ

Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля.

Класс: 6

Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

Учитель Титаренко М.Ю.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки : умение анализировать, обобщать; знание

Определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

Урок-закрепление.

Методы:

практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор,

Тексты для индивидуально-групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

Расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2).

IV. Усвоение знаний.

1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

  • который.

При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

*****************


Ревом ревущих, рыком рычащих.





Сколько их в кущах – столько их в чащах,


В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)


******************
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

3. Работа в паре

  • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
  • В чем особенность названия картины?
  • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
  • Передайте динамику изображенного, используя причастия
  • + музык. сопровождение «шум грозы»

4. Упражнение 609. Устное высказывание

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

О какой форме глагола идет речь?

Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

5.2 Выразительное чтение перевода

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,




  • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.

(= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

(= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

7. Творческая лаборатория .(СЛАЙД7)
- Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад».
- Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:
1 группа: мы исправим оценки по английскому языку.
2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание.

V. Домашнее задание.

Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение к уроку

«Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля»

учитель Титаренко М.Ю.

  1. Лингвистический эксперимент.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
  1. Анализ художественного текста.
  1. А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

  1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Ревом ревущих, рыком рычащих.
    Сколько бегущих – столько лежащих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    Скопом плывущих, кишмя кишащих,
    Друг друга жрущих, тучных и тощих
    В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
    Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Выстрела ждущих, в силки летящих.
    Сколько плывущих – столько парящих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    (В.Высоцкий.)


******************
3. Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?
  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
  1. Творческая лаборатория.

Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке!

  • 1 группа:
    «Стараясь,
    Учась, отвечая на пять,
    Думая, решая, о грамматике размышляя,
    Мозги развивая, Елене Николаевне помогая,
    Произношение вырабатывая и правила изучая,
    Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!»
  • 2 группа:

«Волнуясь,
Боясь и надеясь,
За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее,
Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая,
Наши родители идут на родительское собрание.»


Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола - причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной - скачущий ) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6 .

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать - писавший, решать - решавший.

    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

    нести - нёсший, везти - вёзший.

Обратите внимание , что суффикс -ш- используется также в том случае, если основа инфинитива оканчивается на -шибить, -ереть : вытереть - вытерший, ушибить - ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший достаточно часто встречаются в речи, но они недопустимы в литературном языке!

2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ) и -т- (убранн ый, застеленн ый, допит ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато - вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья - неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:

    Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

    В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.

Обратите внимание

1) Не употребляются формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им- ) у глаголов:

арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:

вернуть, достать, заставить (что-то сделать), застать, затмить, лизнуть, миновать, напомнить, облететь, подождать, пожелать, полюбить, приветствовать, пробежать, проводить, проехать, просклонять, проспрягать, разглядеть, толкнуть.

При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.

1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

    Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- ) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:

    поющая девочка, рисовавший мальчик.

    Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н- ), -енн- (-ен- ), -т- ) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:

    читаемая книга, купленный журнал.

    В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

    Например, в предложении: У меня был один выигранный билет - неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся .

    В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:

    одобряемый всеми проект - одобряющийся всеми проект.

    В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.

    Ср.: построенный дом - строящийся дом.

    Следует помнить , что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

    Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

    Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

    Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.

3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени . Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать - берут - беря; плакать - плачут - плача.

    Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

    будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

    Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

    Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать - лазая, плыть - плывя, щипать - щипля, махать - маха (допустимо - маша ), страдать - страдая (в художественной речи можно встретить - страждя ), сыпать - сыпля (допустимо - сыпя ), внимать - внимая и внемля (устаревшее).

    Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать - ткут ):

    бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

    Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з-ж, с-ш (ср.: вяз ать - вяж ут, пляс ать - пляш ут ):

    весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

    Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

    беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

    Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

    арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в :

купить - купив, решить - решив.

    От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти - войдя, вычесть - вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

    В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма - засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти - выросши; спасти - спасши .

    Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив - положа, услышав - услыша, заметив - заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX-начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку - ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку ).

    Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову ) является ошибкой!

    Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал ).






Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


« Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)