Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Афанасьева Дина Анатольевна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с НОДА

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Формирование правильной осанки одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание, (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более частым заболеваниям дыхательных путей.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, но ни одно лекарство не в состоянии заменить движение".

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

В нашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорно-двигательный аппарат скелета, особенно на позвоночник. Поэтому плавание - эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.

Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы регулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники и развлечения. Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится в детском саду.

Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).

Для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям даются рекомендации по проведению занятий лечебной гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.

В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости и товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников. Перед началом игры мы доходчиво объясняем воспитанникам ее правила и строго следим за их выполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

    воспитывать сознательное отношение к занятиям;

    усваивать и закреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;

    обучать навыкам принимать и фиксировать правильную осанку;

    обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки и укрепления свода стопы;

    обучать массажу рук и стоп мячами-массажерами;

В соответствии с задачами ортопедические игры делят на пять основных групп.

    Направленные на ознакомление со свойствами материалов (камешки, песок, вода и т.д.).

    Направленные на совершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку и т.д.).

    Направленные на ознакомление с окружающим (животные, растения и т.д.).

    Направленные на развитие физических качеств.

    Проводимые как с предметами (мячами, обручами, палочками и т.д.), так и без них.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка, которая располагается в виде змейки. у детей дошкольного возраста . Болезни позвоночника - одна из...

  • Методические указания для самостоятельной работы по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по специальности среднего профессионального образования (спо) 050144 «Дошкольное образование» (углубленной подготовки) заочное.

    Методические указания

    Привести к атрофированию. Формирование правильной осанки . Нарушение осанки , степени и профилактика нарушений . Известно, что для хорошего... живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встреча­ется довольно часто, так...

  • С учетом специфики программы развития детей дошкольного возраста, их возрастных и индивидуальных особенностей, личностных качеств и уровня профессиональной квалификации воспитателей, специфики семейного воспитания и т д. Психологическая служба

    Документ

    Оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста :Практическое пособие- М.: АРКТИ, 2006. О.Н.Моргунова Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ...

  • Система использования дыхательных упражнений на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей дошкольного возраста

    Документ

    И музыкально – ритмических упражнений для профилактики нарушений опорно–двигательного аппарата и заболеваний органов... конечностей, улучшение осанки , качества выполнения основных и танцевальных движений. Для детей дошкольного возраста Упражнений 1. ...

  • Осанка является важной частью человеческого организма. Ее формирование происходит в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо выявить нарушение осанки у дошкольников как можно раньше, уделить особое внимание развитию осанки и профилактике ее искривления.

    Причины нарушений осанки у дошкольников

    Основной вид нарушения осанки у дошкольников – это сколиоз. Он может быть врожденным, а может и приобретенным вследствие заболеваний или травм. Но чаще всего сколиоз развивается по причинам неправильного образа и условий жизни. Такими причинами являются:

    • Неправильное рабочее место дошкольника. Нужно обязательно соблюдать правила выбора стула и стола для рабочего места. Стул не должен быть слишком высоким или слишком низким
    • Неправильное место для сна. У ребенка обязательно должен быть жесткий матрас, желательно ортопедический
    • Малоактивный образ жизни. Ребенок должен активно двигаться и заниматься физическими упражнениями
    • Неправильное распределение тяжестей при ношении. Дошкольники обязательно должны носить тяжести (книги, форму и прочее) только в рюкзаке. При ношении их в одной руке начинает развиваться искривление
    • Нерационально выбранная одежда , которая стесняет движения
    • Различные заболевания. Например, при плохом зрении ребенок низко наклоняется при чтении

    Виды нарушений осанки

    Нарушения осанки вызываются различными искривлениями и дефектами позвоночника. Такие нарушения подразделяют на:

    • Сутулость – это увеличение изгиба позвоночника в верхней части грудном отделе
    • Круглая спина – это увеличенный изгиб позвоночника на протяжении всего грудного отдела
    • Вогнутая спина – это появление изгиба в области поясницы
    • Кругло-вогнутая спина – это увеличенный изгиб в области грудного отдела в сочетании с увеличением изгиба в поясничном отделе
    • Плоско-вогнутая спина – это уменьшенный изгиб грудного отдела в сочетании с нормальным или немного увеличенным изгибом в поясничном отделе позвоночника

    Нарушение осанки: симптомы

    Сейчас искривление позвоночника начинается у детей еще дошкольного возраста. При этом их сложно вовремя диагностировать. А запущенные формы искривлений трудно поддаются лечению. Поэтому родители должны внимательно следить за ребенком, за его походкой и образом жизни. Если у ребенка есть один из следующих симптомов, то необходимо сразу обратиться к специалисту:

    • У ребенка болит позвоночник, грудная клетка, стопы
    • Асимметрия изгибов позвоночника
    • Разная длина ног в положении лежа на животе
    • Явные искривления позвоночника

    Также для выявления нарушений осанки следует выполнить несколько тестов.

    Первый тест: ребенок стоит прямо, наклоняется вперед и руками касается пола. При его наклоне нужно внимательно посмотреть на спину. Ребра по бокам позвоночника должны симметрично располагаться справа и слева. Если нет, то нужно обратиться к врачу.

    Второй тест: ребенок должен подбородком коснуться каждого плеча. Поворот головы при этом должен быть не менее 80 градусов. Если нет, то это также является причиной посещения врача.

    Несомненно, лучшей профилактикой является соблюдение нормального образа жизни. Но также очень важно периодически выполнять некоторые несложные физические упражнения для дошкольников:

    • Кошечка. Выполняя упражнение, ребенок стоит на полу на коленях, руками упирается в пол. Далее выгибает спину как кошка, опустив голову вниз, и прогибает спину, подняв при этом голову вверх. Упражнение нужно повторить около 7 раз.
    • Собачка – ребенок находится в положении стоя. Из исходного положения наклоняется вперед и пытается достать пол, далее переставляет руки вперед и возвращается в положение стоя. Во время упражнения происходит тренировка поясница и гибкость позвоночника в целом. Повторить 4-5 раз
    • Скручивание . Ребенок лежит на спине. Руки разведены в сторону. Далее каждую ногу поочередно нужно согнуть в колене и отводить в сторону, голову и руку при этом – в другую сторону
    • Качели . Ребенок снова на спине. Далее он должен согнуть ноги, подтянуть их руками к груди и раскачивать вперед-назад
    • Книга . Ребенку на голову нужно положить книгу. Далее нужно развести руки в стороны и походить с книгой по комнате

    Все упражнения желательно выполнять на твердой ровной поверхности. Например, на ковре в детской комнате.

    Консультация на тему:

    Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

    Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

    Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

    Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

    При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

    Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

    Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

    У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

    Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

    Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

    Важное значение имеют:

    Своевременное правильное питание;

    Свежий воздух;

    Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

    Оптимальная освещённость;

    Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

    Привычка правильно сидеть за столом;

    Расслаблять мышцы тела;

    Следить за собственной походкой.

    Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

    Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

    Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

    Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

    Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

    Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

    Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

    Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

    Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

    Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

    Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.