Марина Пашкова
Родительское собрание в средней группе по теме «Детская агрессия. Пути преодоления агрессивности»

Цель : познакомить родителей с понятием «детская агрессивность » , что означает агрессивное поведение , в каких случаях может возникать агрессия . Рассказать о видах агрессивности и ее профилактике . Формировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношении с ребенком в конфликтных ситуациях.

Задачи :

Обсудить с родителями причину детской агрессии , ее влияние на поведение ребенка.

Помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребенка .

Вызвать желание у родителей желание по-новому строить взаимоотношения в своих семьях.

Оборудование : экран, мультимедийный проектор, анкета, памятка для родителей .

Ход собрания : Здравствуйте уважаемые родители . Тема нашего собрания «Детская агрессия . Пути преодоления агрессивности ».

Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши дети – дошкольного возраста.

«Что такое детская агрессия и как она проявляется?» Детская агрессивность – это нецивилизованный выход запаса энергии с целью получения разрядки. Агрессивное поведение проявляется, когда ребенок кричит, дерется, кусается, отбирает игрушки, топает ногами, замахивается на взрослых, визжит и т. д.

«Откуда берется такое поведение и что оно означает?» Такое поведение ребенка может проявляться, если ребенок выражает протест против установленных взрослым правил. Дети по разному реагируют на наши запреты и предписания. Одни – спокойно, а другие же – реагируют таким поведением, которое мы воспринимаем как агрессивное . Так же это один из неадекватных способов психологической защиты, наиболее эффективный и быстрый способ достижения цели. С другой стороны ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. Агрессия может проявляться как форма защиты от чувства тревоги, неуверенности, подавленности, стресса. Такие дети лезут в драку с более слабыми детьми. Оборона у маленького агрессора заключается в нападении, это придает ему уверенность. Такому ребенку трудно подружиться с другими детьми – они стараются держаться от него подальше, избегают его.

В психологии различают два вида агрессии : инструментальную и враждебную.

Инструментальная – часто выражается у детей младшего возраста для достижения определенной значимой цели для ребенка (хочет забрать игрушку, предмет и т. д.)

Враждебная – проявляется у детей более старшего возраста. В основном направлена на причинение боли человеку или живому существу.

Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей :

- агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова) .

Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи, может быть и редко, но употребляет неприличные слова в своем лексиконе, не замечая, что рядом находится его ребенок. Постоянно ругать за это детей бесполезно, это сделает ругательства еще привлекательнее в глазах ребенка. При разговоре необходимо нам самими следить за своей речью, и если вы сказали при ребенке «нехорошее» слово, то стоит извиниться перед ним и сказать, что, к сожаленью вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Оградить детей от бранных слов мы не можем, а вот повлиять на них – наша задача.

-агрессия проявляется в играх ребенка.

Наблюдая за игрой детей, можно много узнать об их развитии, настроении, психических способностях. Современные дети растут с идеалами, отличающимися от тех с которыми росли мы. В наших мультфильмах были в основном положительные герои, которым мы старались подражать. В современной мультипликации, в основном западной, много отрицательных героев, которые более могущественные и поэтому привлекают внимание ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что дает им возможность побыть непослушным, независимым, «взрослым» . Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется) .

Часто встречается агрессия , направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывают по нескольким причинам :

Желание самоутвердиться;

От безысходности;

От несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе необходимо научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции. Это нужно развивать с раннего детства . Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия воспримут окружающие.

- агрессия по отношению к животным.

В раннем детстве играя , дети иногда «ставят опыты» над животными, в основном это насекомые. Двигать ими может обычное любопытство. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудить с ним, что чувствует животное, чтобы оно сказало, если бы оно умело говорить. Если вы заметили, что в ходе игры ребенок проявляет агрессию по отношению к животным и к игрушкам, насторожитесь, постарайтесь найти причину этого.

- аутоагрессия – причинение вреда самому себе.

Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессии можно прибегнуть к сказкотерапии. Сочините вместе с ним сказку, в которой этот ребенок будет главным положительным героем. В игре используйте фотографии ребенка, разные картинки, создайте ситуацию, в которой он ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним, когда ребенок спокоен, не нервничает.

Профилактика агрессивности .

Да, мы должны устанавливать правила и запреты и не возмущаться при этом, что дети против них протестуют и пытаются с ними бороться. Это нормально, если все происходит в определенных рамках. Если ребенок в гневе, и причиной является ваш запрет, то не осуждайте его, оставьте запрет в силе, просто посочувствуйте ему, утешьте его, предложите компромисс. Для взрослых важно понять, что в состоянии злости и раздражения нельзя «разруливать» никакие конфликтные ситуации с детьми. Плохо когда взрослые отвечают на агрессию агрессивностью . Прежде всего мы сами в этом случае побуждаем ребенка к новой агрессии , и не в коем случае нельзя говорить ребенку «иди дай сдачу» , для ребенка это прямое руководство к действию. Помешать возникновению агрессивности невозможно , но преодолеть ее можно . Необходимо с ребенком беседовать об агрессивности , когда ребенок может говорить о своих чувствах, когда он видит, что его понимают. Чаще спрашивайте ребенка «как ты сегодня себя чувствуешь?» - он почувствует вашу заботу о нем. Мы должны развивать в детях способность рассказывать нам о своих чувствах, переживаниях тем самым вытесняя агрессивные чувства . Чем больше ребенок будет уверен в себе, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма. Играйте с детьми в игры на снятие напряжения и эмоциональное расслабление.

Принимайте большое участие в жизни ребенка, позволяйте ему чувствовать себя любимым и желанным.

Проведение анкетирования группе ) : «Признаки агрессивности » (выявление агрессивности в ребенке ) . Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

Ребенок Часто Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми.

2. Часто устраивает истерики.

3. Винит других в своих неудачах.

4. Дерется в игре, отбирает игрушки у детей.

5. Сердится и отказывается, что- либо сделать.

6. Завидует другим детям, старается отомстить.

7. Отказывается подчиняться правилам.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Если ответ «Часто» 6 и более раз, то можно предположить, что ребенок больше подвержен агрессивному состоянию .

Памятка для родителей (раздаются родителям ) .

Не ругайте ребенка, не угрожайте ему, если он говорит браные слова.

Постарайтесь, чтобы ребенок был откровенен с вами.

Обескуражьте ребенка, когда он говорит браные слова. Ласковое слово сразу снимет детскую агрессивность .

Будьте примером поведения для ребенка : не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях.

Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда он был не прав, и почему возникла ссора или драка.

Не забывайте лишний раз приласкать и похвалить и пожалеть ребенка.

Ребенок должен расти с уверенностью, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к вам за помощью и поддержкой.

Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

Уважаемые родители не будьте равнодушными к проблемам ребенка.

Избегайте практики физического наказания.

Список методической литературы :

С. В. Чиркова «. Средняя группа ». М : Вако 2013г.

Т. Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду » - М : Центр педагогического образования 2014г.

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ» . Омск 2004г.

«Воспитание без слез и принуждения. Сопровождать и/или управлять?» Н. В. Овсяник-М : ИД «Белый ветер» 2012г.

Л. М. Шпицина «Азбука общения» . СПб. Детство-пресс ,2003г.

«Практический психолог в детском саду » . А. Веракса,М. Гуторова - М :Мозаика-Синтез 2014г.

Р. Б. Стеркина «Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста».

07.09.2015 2404 351 Емченко Татьяна Александровна

ромедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро.

Николо Макиавелли

Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на ребёнка; формировать поведение у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм


Форма проведения: круглый стол

Ход собрания
1. Вступительное слово
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки!
Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
2. Полезная информация.
Что такое агрессия?
Агрессия-это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто проявляется у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете. Эти качества равнозначные?
(Мнения родителей)
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
(Мнения родителей)
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые форм, т.к. не допускает оскорбления, издевательств и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Отечественные специалисты в области психологии выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
-сниженный уровень саморегуляции;
-неразвитость игровой деятельности;
-сниженная самооценка;
-нарушения в отношениях со сверстниками.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей

Вид агрессивности Проявления
Защитная

Ребёнок часто конфликтует, дерётся; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; стремится к лидерству

Деструктивная

Ребёнок не уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную лексику; склонен к разрушению

Демонстрационная Ребёнок стремится привлечь к себе внимание (хотя бы негативное); проявляет вербальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внимание уделяет внешнему виду (чаще девочки)

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство. Унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение или неприятие
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Семья помогает ребёнку:
А) преодолеть трудности;
Б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
В) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность.
Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
А) оно следует немедленно за проступком;
Б) объяснено ребёнку;
В) оно суровое, но не жестокое;
Г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Например, если в школе «лёгкие» уроки и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Требовательность-это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг друга в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время. А затем налагается запрет, это приводит к агрессивности со стороны ребёнка.
3. Анализ анкетирования
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых (дети проявляют те качества, которые подчеркивают родители в нём)

Анкета для учеников (ф. и) _________________________________
Чаще всего я радуюсь, когда________________________________
Чаще всего смеюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда_________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я плачу, когда_________________________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я злюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего я обижаюсь, когда________________________________
Мне хорошо, когда меня____________________________________
__________________________________________________________
Мне плохо, когда меня______________________________________

Задание. Выбери свои качества
я- злой
я- добрый
я- терпеливый
я –нетерпеливый
я -упрямый
я -безразличный
я -умный
я- помощник
я -хороший друг
я- обидчивый

4 Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребёнка:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Анкетирование родителей(См.анкета для родителей)
_ф.и.о.________________________

1. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?_________________________________________

2.В каких ситуациях он проявляет агрессию? _____________________________________
_____________________________________________________________________________

3. Против кого он проявляет агрессию? _________________________________________
_____________________________________________________________________________

4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?__________
_____________________________________________________________________________

Отметьте те качества, которые у ребёнка наиболее выражены (лучше в баллах, используя 5-бальную шкалу)

Доброта- сочувствие-
покладистость-
терпение-
сопереживание-
безразличие-
упрямство- агрессивность-
нетерпимость-
эгоизм

В заключение нашей беседы- памятка -руководство для нас с вами.

Не забудьте заполнить отзыв о нашей встрече (карточка отзыва)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Родительское собрание на тему: «Агрессивность ребенка: причины и профилактика».

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Ход собрания.

Тема нашей встречи серьёзна и трудна.

Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и соответственно, среди наших детей.

Тема детской агрессивности не случайна. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и в семье. Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? Сегодня и поговорим.

Что такое агрессия

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (действию)

Агрессия - намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному.

Повышенная агрессивность детей является одной наиболее острой проблемой нашего времени. Она волнует и врачей, и педагогов, и психологов, и родителей. Актуальность темы несомненна, так как число детей с агрессивным поведением постоянно растет.

Природа агрессивности.

1. Агрессивность - врожденное, инстинктивное свойство человека. Наиболее цивильная форма разрядки агрессии это конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой, участие в спортивных соревнованиях.

2.Агрессия как поведенческая реакция на фрустрацию , т.е. травмирующую ситуацию.

3. Агрессивность как характеристика поведения, формирующаяся в результате научения, т.е. поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий (стиль общения в семье)

Дискуссия:

Хотелось бы обратить внимание на то, в каких случаях ребенок проявляет агрессивное поведение.

Как вы думаете, какие причины проявления агрессии у детей? И рассказать…

Откуда дети получают знание о таком агрессивном поведении? Рассказать….

Агрессивность ребенка проявляется, если…. Обратите внимание это очень важно!

Итак, если вы замечаете, что ваш ребенок часто злится, обзывается, дерется, обижает других детей и жестоко относится к животным, то самое время задуматься и ответить себе на вопросы…..

Что в результате плохого поведения своего ребенка начинают делать родители?

Конечно же, наказывать детей, да еще и какими способами, в основном это физическое наказание, но, как известно агрессия порождает агрессию.

Следует задуматься!

Как помочь агрессивному ребенку…

Экстренное вмешательство при агрессивном поведении:

Сегодня мы постарались выяснить основные причины детской агрессии.

Помните, что каждый ребёнок уникален, не похож на других, и любить его нужно таким, какой он есть. Если ребёнка не принимают, он не чувствует любви и поддержки со стороны взрослых, то он ищет эту поддержку на улице.

Ваш ребёнок - это ваше зеркало: если зеркало вдруг отражает что-то, что вам не нравится или приводит в ужас, то не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно изменить что-то в собственном поведении, чтобы ребёнок начал по-другому реагировать на внешние раздражители.

Если родителям не удается справиться с проявлением агрессивности в поведении ребенка, а признаков агрессивности становится все больше, тогда стоит обратиться за помощью к специалисту-психологу.

Причины агрессивности:

· Ухудшение социальных условий жизни части детей

· Кризис воспитания в ряде семей

· Невнимание к нервно-психическому состоянию ребенка (как дома, так и в учреждениях)

· Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде нарушений головного мозга

· Социокультурные факторы-средства массовой информации, кино, которые пропагандируют культ насилия. (фильмы которые смотрят дети)

Формирование детской агрессивности.

Первый вариант воспитания агрессивности - чрезмерно предупредительные родители. Добиваясь нужного результата постоянно с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения (крик, топот, физические действия)

Второй вариант воспитания агрессивности - родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчика особенно влияет отсутствие матери). Такое отношение порождает страх, ведущий за собой агрессию.

· Заболевание центральной нервной системы

· Агрессивность как средство психологической защиты

· Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:- неприятие детей родителями

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Разрушение эмоциональных связей в семье

Неуважение к личности ребенка

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Избыток ли недостаток внимания со стороны родителей

Запрет на физическую активность

Отказ в праве на личную свободу

· Нарушенная исследовательская активность ребенка

· За агрессивность принимают что-то другое (упрямство, сопротивление)

Особенности проявления детской агрессии:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

2. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (двойственность натуры: решительность, смелость или мягкость, уступчивость)

3. Дети, склонные к проявлению негативизма (основная черта характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение)

Как работать с агрессивными детьми.

Работая с ребенком параллельно необходима работа со взрослыми.

В зависимости от причин агрессии взрослым необходимо:

· Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную

· Изменить стиль взаимодействия с детьми;

· Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

· Воспитание на принципах сотрудничества

· Научиться владеть собой

Рецепты избавления от гнева

Пути выполнения

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте своего ребенка

Проводите с ним вместе как можно больше времени

Делитесь с ним своим опытом

Рассказывайте ребенку о своем детстве, победах и неудачах

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите совместные дела с ребенком

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

4.В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплый душ, ванну

Выпейте чаю

Послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте играть ребенку вещами, которыми дорожите

Не позволяйте выводить себя из равновесия, научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6.К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

Изучайте силы и возможности своего ребенка

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (когда она неопасна и объяснима)

Полное игнорирование реакций ребенка (мощный способ прекращения нежелательного поведения);

Выражение понимания чувств ребенка («Тебе обидно, но…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо занятия, задания (помоги, мне, ведь ты можешь…)

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты голоден»)

2.Акцентирование внимание на поступках (поведение), а не на личности

3.Контроль над собственными негативными эмоциями.

4.Снижение напряжения ситуации.

5.Обсуждение проступка (после ситуации напряжения)

6.Сохранение положительно репутации ребенка

7.Демонстрация модели неагрессивного поведения

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии

Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая к коллектив сверстников, могут становиться агрессивными

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя, в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия ко всему живому.

Агрессивно - обидчивый ребенок

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, поиграйте вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Агрессивный ребенок с позиционно-вызывающим поведением

Решаем проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, а не за него.

Агрессивно-боязливый ребенок

Работайте со страхами. Создавайте опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевайте их.

Агрессивно-бесчувственный ребенок

Стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными, обращайте внимание на грустное подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Приучайте ребенка нести ответственность за свое агрессивное поведение (иди извинись, погладь по голове, предложи игрушку, обиженному тобой ребенку и др.)

Агрессия чаще всего понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Прочитайте предложенные характеристики поведения агрессивных детей. Если вы за своим ребенком наблюдаете более 2-3 описанных особенностей, задумайтесь, почему малыш поступает так, а не иначе.

 Воспринимает большинство ситуаций как угрожающие для него;

 Сверхчувствителен к негативному отношению к себе;

 Заранее настроен на негативное восприятие себя окружающими;

 Не замечает своей агрессивности;

 Видит причину своей агрессии в других;

 Не считает себя ответственным и виноватым за свое агрессивное поведение;

 Не умеет сочувствовать другому;

 Не умеет контролировать и сдерживать свои эмоции.

В детском возрасте можно выделить следующие причины такого поведения:

 стиль семейного воспитания

 примеры агрессивного поведения, наблюдаемые ребенком (телевизор, компьютер, пример сверстников)

 отсутствие навыков общения

Агрессивное поведение у детей бывает трех видов:

 Целенаправленное - как желание нанести вред другому ребенку или взрослому;

 Нормативное - как норма поведения и общения;

 Импульсивное - как средство привлечения внимания со стороны взрослых.

Для снижения уровня агрессивности, можно использовать следующие игры:

«Кулачок»

Положите ребенку в руку какую-нибудь маленькую игрушку и попросите его сжать кулачок так крепко, как только он может. Пусть он подержит кулачок сжатым 10-15 секунд, а затем раскроет кулачок и расслабит ручку.

«Разыгрывание ситуации»

Предложить ребенку обыграть различные ситуации. Например: «Ты вышел во двор и видишь, что два мальчика дерутся. Разними их», «Тебе хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее», «Ты обидел своего друга. Попробуй помириться».

«Выбиваем пыль»

Ребенку предлагается выбить «пыльную подушку». Он «очищает» ее, сильно колотя руками, также можно пинать ногами.

«Падающая башня»

Из мягких подушек выстраивается высокая башня. Ребенку нужно штурмом взять её (запрыгнуть наверх), издавая при этом победные крики типа: «А-а-а», «Ура!». Важно запрыгнуть наверх и не разрушить башню.

В дальнейшем можно предложить ребенку самому построить башню такой высоту, которую, по его мнению, он способен покорить. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

Как следует себя вести с агрессивным ребенком:

В первую очередь, нужно найти причину такого поведения, чаще всего она в семье. И для того, чтобы снизить уровень агрессивности своего ребенка, Вам следует нормализовать отношения и уровень эмоционального комфорта дома. В частности ребенок не должен видеть дома никаких форм насилия (крики, скандалы, физическая агрессия) не только со стороны взрослых, но и при просмотре телепередач;

Если Вы что-то требуете от ребенка, обязательно учитывайте его возможности, способности, а не то, как Вам это бы хотелось видеть;

Научите ребенка общаться со сверстниками. Учите ребенка разрешать конфликты в словесной форме;

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его со всеми недостатками.

Как не следует себя вести с агрессивным ребенком

Не говорите ребенку, что он плохой. Оценивайте конкретные поступки, а не ребенка в целом. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у ребёнка в дальнейшем;

Использовать агрессивные методы для воспитания и наказания. Не забывайте, что агрессивное поведение влечет за собой агрессивное поведение со стороны других. А также ребенок, наблюдая за Вашим поведение, будет стараться Вам подражать.

Не позволять ребенку даже в шутку стрелять в людей игрушечным пистолетом. Так Вы будете поощрять агрессивный тип поведения, который в дальнейшем будет оцениваться ребенком как положительный.

В заключении хотелось бы сказать

Памятка для родителей по предупреждению агрессии…

Каким бы агрессивным ни был ребенок, надо постараться его понять, почувствовать, постараться найти «внутреннюю» проблему его раздражительности, грубости, сломанных игрушек. Нельзя отвечать агрессией на агрессию, а тем более давать такой совет детям («Дай сдачи!»), тем самым закрепляя агрессивный тип поведения у ребенка.

Покажите ребенку пример своим поведением, это гораздо эффективнее.