Решение тактики, этюдов и шахматных композиций должно быть первым этапом для всех, кто хочет самосовершенствоваться.

Шаг 2.

Следующий шаг должен включать изучение партий Мастеров/Гроссмейстеров. Однако не следует быстро переходить к этому шагу. Сначала Вы должны познакомиться с простыми тактическими приемами , такими как вилка, двойное нападение, связка, сквозная атака, простые матовые сети и т.д. Не зная основные приемы, Вам будет трудно анализировать партии сильных игроков.

Ещё хотелось бы добавить пару слов о партиях мастеров. В идеале, когда Вы впервые смотрите партию, то изучите её без чтения комментариев и посмотрите, насколько Вы можете понять различные ходы. Обратите внимание на план игры, тактику, ошибки, переход из миттельшпиля в эндшпиль и т.д. Поставьте себя на место игрока и попытайтесь проанализировать позицию с их точки зрения. По мере просмотра партии останавливайтесь и спрашивайте себя: «Как я сыграл бы здесь? ». Попробуйте понять идеи, которые скрываются за ходами.

После того, как проделана предварительная работа, необходимо уже заново просмотреть партию с комментариями и восполнить пробелы, которые Вы пропустили при самоанализе. Такой подход к обучению продуктивнее и выгоднее, чем простое чтение комментариев и просмотр партии. Некоторые шахматные тренеры рекомендуют просматривать партии даже по 4-5 раз, чтобы лучше понять и запомнить изученный материал.

Практика. Практика. Практика.

Каждый игрок должен применять знания на практике. Играть партии абсолютно необходимо, чтобы прокачать свои шахматные навыки.

Ещё одно важное условие, без которого невозможно самосовершенствование – мотивация . Только хорошо мотивированный человек может проводить часы за шахматами, продуктивно изучать теорию, играть тренировочные матчи и не отказываться от дальнейших занятий, независимо от результата. Именно такие игроки быстро достигают серьезного роста.

Шаг 3.

Чтобы понимать анализ, приведенный в книгах, Вы должны понимать шахматную нотацию и хорошо знать специальные обозначения. Когда Вы изучаете шахматную партию, Вам придётся интерпретировать ходы и спец. обозначения автоматически, не теряя времени на вникание и использование шпаргалок.

Некоторые игроки, несмотря на то, что играют в шахматы достаточно долго, не в состоянии читать шахматную нотацию или быстро находить нужное поле на доске для осуществления хода.

Если Вы не знаете шахматную нотацию, то я могу предложить Вам очень простое упражнение. Когда будете играть партию, используйте немаркированную доску (без чисел и букв) и попробуйте как можно быстрее записать свой ход. Также необходимо быстро определять поля и называть их, например, d2, h5, a3 и т.д., не вычисляя их координаты.

Шаг 4.

Каждый шахматист должен уметь определять ошибки в собственных партиях. Анализируя свои партии, нужно всегда искать способы усилить игру и писать соответствующие комментарии. При анализе нужно пытаться ответить на 3 вопроса :

  • 1. Где были сделаны главные ошибки и как можно было сыграть лучше? (для обоих игроков)
  • 2. Какой был план у каждой стороны?
  • 3. Какова была причина Вашей ошибки? (мало времени, не достаточно глубоко просчитан вариант, грубые ошибки и т.д.))

Анализ и комментирование Ваших партий чрезвычайно важны для улучшения качества Вашей игры.

Другой важный момент заключается в важности систематического обучения . Работая над шахматами в течение всего 30 минут 3-4 дня в неделю , Вы добьетесь больших успехов, нежели тратя на тренировки по 2 часа, но раз в неделю.

Много игроков придерживаются неверной стратегии обучения, долго концентрируясь на одной шахматной теме. Например, очень долго изучая дебютные схемы или шаблоны игры в миттельшпиле. В итоге это не даёт нужного прогресса в шахматах.

Некоторые выдающиеся шахматные тренеры считают, что самый эффективный способ – изучать несколько тем в течении одного урока. Например, сначала немного теории, затем анализ классической партии, тактика и эндшпиль.

Шаг 5.

Следующий шаг в шахматном развитии – изучение истории шахмат, наряду с биографией Ваших любимых игроков и их партий. Выберите партии таких выдающих игроков, как Ботвинник, Смыслов, Нимцович и т.д. и изучите их идеи, которые они применяли в партиях.

Можно изучать и партии современных игроков, но при не забывайте о классике, так как планы и идеи великих мастеров шахматной истории легче понять и применять в собственных партиях.

Другая очень важная часть обучения – участие в хороших шахматных соревнованиях. Чтобы игрок рос, ему рекомендуется участвовать в 5-6 турнирах в год. Так Вы сможете испытать все приобретенные навыки и теоретические знания хорошей практикой.

Давайте подведем итоги.

Есть 5 шагов, которые Принципиальны для повышения класса игры:

  • 1. Решение тактики, этюдов и шахматных композиций.
  • 2. Изучение партий мастеров, тренировочные матчи и работа над мотивацией.
  • 3. Совершенствование навыков чтения/записи шахматной нотации.
  • 4. Анализ собственных партий, изучение эндшпиля.
  • 5. Шахматная история и участие в шахматных турнирах (5-6 турниров в год).

Обучение шахматам онлайн на сегодняшний день является мощной альтернативой очным занятиям. Преимуществ подобного рода тренировок немало. Прежде всего, не тратится время на дорогу в шахматную секцию, которая не всегда находится поблизости от дома. Единственное место, до которого нужно добраться во время – это Ваш компьютер! Более того, ученик абсолютно не привязан к месту занятий. Дома, на работе или в поездке – обучение игре в шахматы будет проходить в любом подходящем для Вас месте! К тому же, учащиеся будут иметь простой доступ к информации, полученной на занятиях, в удобном для них виде. Все, что было пройдено, можно заново перечитать и пересмотреть как на ноутбуке, сидя дома на диване, так и на планшете или любом другом девайсе, находясь в общественном транспорте или пребывая в поездке. В конце концов, любители бумаги могут попросту распечатать конспект пройденного занятия!

Обучение шахматам онлайн также означает, что Вам совершенно не нужен инвентарь. Ни ручек, ни тетрадок, ни доски с фигурами! Все, что нужно иметь на занятии – это готовность учиться и желание совершенствоваться!

ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Шахматы для начинающих – это одно из основных направлений моей работы. Достаточно набрать в Google «шахматы для начинающих видео », и на первой странице выдачи Вы найдете мой обучающий канал на YouTube. К такой категории учеников, как «начинающий», необходим особый подход. Ведь новичку не так просто понять с чего стоит начинать свое обучение. Какую информацию изучать? Откуда ее брать? И главное – в какой последовательности это делать? Для скорейшего, а главное, полож ительного результата всех Ваших усилий необходим тренер по шахматам - наставник, который поможет разобраться во всем.

Обучение шахматам с нуля – дело нелегкое и времязатратное. Если у Вас нет достаточного количества времени на занятия с тренером, но есть большое желание научиться играть, мое обучающее видео в разделе «Видеоуроки» поможет овладеть азами древней игры.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ШАХМАТАМ ОНЛАЙН

Обучение детей шахматам онлайн – чуть ли не единственная возможность приобщить ребенка к древней игре для тех семей, которые живут в небольших городах, в которых и вовсе отсутствуют шахматные секции. Шахматы оказывают сильное влияние на любого человека, увлекающегося ими, а в особенности – на детей, которые находятся на стадии формирования личности и развития в целом.

Древняя игра прекрасно развивает как долговременную, так и оперативную память, аналитическое мышление, способность концентрироваться, а также предугадывать и прогнозировать события. Воспитываются такие важные качества, как решимость, стремление к победе, эмоциональная устойчивость, твердая воля, усидчивость. Огромная польза от шахмат является неоспоримым фактом. Стоит ли удивляться хорошей успеваемости ребенка в школе, занимающегося ими?

ТРЕНЕР ПО ШАХМАТАМ

Тренер по шахматам = быстрый и эффективный результат. Ведь как и в любом другом деле, новичку требуется наставник, который поможет достичь поставленной цели в самые короткие сроки. На сегодняшний день частыми запросами среди интернет-пользователей являются: «обучение шахматам », «уроки шахмат ». В результате Вы находите множество сайтов, на которых предлагаются тренерские услуги. Как понять, что тренер Иванов подходит Вам больше, чем тренер Петров? Следует пообщаться с преподавателем, посмотреть каким образом проходит урок, заинтересован ли тренер в успехах своего подопечного. Словом, компетентен ли человек в своем деле. Именно поэтому первое занятие я всегда провожу БЕСПЛАТНО, чтобы Вы смогли определиться стоит ли продолжать наше дальнейшее сотрудничество.

Также обращаю внимание любителей шахмат на то, что помимо тренерской деятельности я оказываю такие услуги, как:

  • спарринг-партнер: наигрывание нужных позиций;
  • анализ позиции, дебютного варианта и пр. (с подробными комментариями в формате PGN)

Контакты:

skype : eut1995

e-mail: [email protected]

Просьба обращаться по одному из указанных контактов или прямо здесь через формуляр обратной связи.

56 33 307 1

Еще в древние времена много людей из разных социальных прослоек были увлечены этим загадочным миром и красотой такого искусства как шахматы. Впервые смотря на процесс этой интересной и увлекательнейший игры, можете подумать, что перед вами самая обыкновенная доска, которая состоит из 32 белых и 32 черных квадратов, на которой располагаются 32 фигурки. На самом деле, все не так уж и просто, как кажется!

Старт

Все зависит от планов – хотите быть простым любителем либо же стать профессионалом? Во втором случае потребуется обратиться к личному тренеру. Ведь чтобы познать все азы игры в шахматы, вам потребуется изрядно попотеть.

Для начала поставьте перед собой шахматную доску таким образом, чтобы в левом нижнем углу был расположен черный квадрат.

Итак, в первом ряду должны стоять пешки. После них идут ладьи. Потом кони. Затем следуют слоны, а уже по центру размещаются ферзь и король. Белый ферзь должен всегда находится на белом поле, и соответственно черный на черном.

Играть могут только два человека. Первый на белом поле, второй – на черном.

Ходить нужно по очереди.

За один ход передвигается только одна фигура.

Король

Это ключевая фигура (но в то же время самая слабая). Если он вдруг “погибнет” – считайте, партию вы уже проиграли. Король ходит на любое поле по соседству, правда всего на один квадрат. По сути, наша главная задача – это поставить короля соперника в безвыходное положение, которое называется мат. Если вы объявили мат – победа за вами!

Королева

Ферзь (или королева) – сильная фигура № 1. Она может двигаться вперед и назад, по диагоналям, в вертикальном и горизонтальном направлении. Всего за одну ходку может пройти как один квадрат, так и все поле.

Пешка

Это самая слабенькая фигурка в этой игре. Может ходить только вперед и всего лишь на один квадрат (или двойной ход, когда за один ход может побить сразу несколько фигурок соперника).

Интересный факт, что с самой слабой фигуры, пешка может превратиться в самую сильную, убрав другую фигуру на доске (помимо короля).

Как правильно играть

Теорию мы немножко разъяснили. Теперь о главном. Как же правильно играть в шахматы? Тем более, когда игра уже началась и одна фигурка преграждает путь другой. Итак, читаем и запоминаем.

Если на пути находится ваша фигура, то путь будет закрыт. В случае, когда стоит вражеская фигура другого цвета – вы можете побить ее и освободить дальнейший путь.

Рассмотрим конкретный пример. Представим, что путь белой пешке преградила черная. К примеру, побив ладью, белая пешка переходит на другую вертикаль и продолжает свое движение. Пройдя целое шахматное поле полностью, пешка может превратиться в любую фигуру.

Но есть одно исключение – это король. Его пешка побить не может, но объявляет ему шах. После шаха нужно немедленно защитить короля тому, кто за него играет. К примеру, защитить его другой фигурой и уйти в надежную зону (поле). Если “нападение” на короля вновь повторится, то будет объявлен мат. Партия закончена.

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: "шахматы – это панацея для интеллектуального развития". Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: "Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования". Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре "войска".

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно "сражаться" за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

В этой статье мы постараемся разобрать и дать план как научиться играть в шахматы с нуля? Если вы только начинаете свой путь шахматиста, то очень важно последовательно начать погружение с основ. Сейчас мы приведем небольшой план по изучению начальных навыков. Если Вы освоите эти навыки, то уже через несколько дней сможете сыграть свою первую партию.

И так, начнем, что нужно новичку:

1. Расставляем шахматы в начальной позиции. Подробнее смотрите в статье как правильно расставить фигуры на доске . Мы приведем ниже начальную позицию в шахматной партии. Запомните два основных правила:

  • Белые фигуры ставятся по первой вертикали (сбоку на доске все вертикали подписаны с 1й до 8й)
  • Когда расставляете - помните, что Ферзь любит свой цвет. Белый ферзь ставится на белую клетку. Черный ферзь ставится на черную.


2. Необходимо запомнить, как ходят шахматы. На это нужно потратить совсем немного времени. Мы подробно разобрали это в статье как ходят шахматные фигуры . Очень важно запомнить, что пешка, которая дошла до конца доски превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего вместо пешки на доску ставят Ферзя (королеву). Потому что это дает большое преимущество в партии и, как правило, ведет к победе.

3. Нужно запомнить, как рубят фигуры. Главное правило такое: если Ваша фигура рубит вражескую фигуру, то вражеская фигура убирается с доски, а вместо нее (на эту же клетку) ставится Ваша фигура.

4. Необходимо разобраться что такое Шах. Шах - это нападение фигуры на вражеского короля . Важно запомнить одно из основных правил шахмат: если королю объявлен шах, то Вы обязаны убрать короля из-под нападения следующим Вашим ходом. Если королю объявлен шах, то ходить другими фигурами нельзя (пока король не уйдет из-под шаха).

5. Важно разобраться, что такое Мат. Мат - это разновидность шаха, от которого невозможно скрыться, то есть куда бы не отошел король ему также будет объявлен шах, или отходить будет некуда. Мат – это цель партии . Тот, кто объявил Мат в шахматной партии является победителем. Мат – это обязательное условие для победы. Также, Вы можете победить, если Ваш соперник признает поражение, то есть скажет Вам, что он сдается.

Изучите эти пять пунктов, и Вы сможете сыграть Вашу первую партию.

В нашем видео вы узнаете все основные правила шахмат всего за 5 минут.

Как научить ребенка играть в шахматы?

Есть только один способ, как научить ребенка играть в шахматы - нужно вызвать у него интерес.

Сделать это достаточно просто, вам нужно регулярно играть при ребенке в шахматы, то есть - своим примером. Играть нужно так, чтобы он видел, как Вам нравится игра. Он обязательно подойдет и спросит, что это за игра и попросит Вас научить его. Дальше Вам нужно поддаться Вашему любимому чаду, чтобы вызвать у него азарт. Главное играть с ребенком так, чтобы победы доставались не слишком легко, а иногда лучше даже выиграть. Важно поддерживать у ребенка интерес к игре.

Если Вы поняли, что у вашего чада есть талант и сильное желание расти, то обязательно начните обучать его либо у хорошего тренера, либо в онлайн-школе. Талантливому ребенку необходима точная методология в обучении. Шахматы раскрывают интеллектуальный потенциал ребенка очень быстро.

Как научиться играть в шахматы взрослому человеку?

Чтобы научиться играть в шахматы взрослому человеку легче всего найти наставника или пройти курсы с четко выстроенной методологией. Это позволит Вам быстро понять основы шахмат. Если Вы будете учиться по конкретной методологии, то тут без вариантов - побеждать Вы начнете очень быстро. План по изучению мы написали выше. Начинайте играть.

Вы получите огромное удовольствие от шахмат, когда выиграете свою первую партию.

Как научиться хорошо играть в шахматы?

Важно понимать, что шахматы - это спорт, а чтобы преуспеть в любом виде спорта очень важны систематические тренировки. Поэтому играть надо регулярно. Хотя бы несколько раз в неделю. Если Вы просто будете много играть, то очень быстро станете играть сильно.

Чтобы хорошо играть в шахматы, так же очень важно решать шахматные задачи . Они развивают скорость расчета вариантов. Вы начнете видеть на много ходов вперед и сможете очень легко ориентироваться в любой шахматной позиции.