1 Контрольная работа по истории 1 Россия в IХ-ХVII вв. Часть 1 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Принятие Русской Правды 2) Легендарное призвание Рюрика 3) Великое перенаселение народов 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) Крещение Руси 1) 882г Б) поход Олега на Новгород 2) 945г В) Стояние на реке Угре 3) 988г Г) присоединение Твери к Москве 4) 1240г 5) 1480г 6) 1485г Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г 3. Ниже приведен список исторических деятелей. Все они, за исключением двух, жили в ХVIIв. 1) Б.И. Морозов; 2) А.Ф. Адашев; 3) Михаил Федорович; 4) Б.М. Хмельницкий; 5) А.Л. Ордин-Нащокин; 6) Ф.Ф. Ушаков Найдите и запишите порядковые номера имен исторических деятелей, не относящихся к ХVIIв. 4. Напишите пропущенное слово. Системы оборонительных сооружений на южной и юго-восточной окраинах Русского государства в ХVI- ХVII вв., созданные для отражения ногайских и крымских набегов, назывались чертами. 5. Укажите соответствие между процессами (событиями, явлениями) и фактами, относящимися к этим процессам (событиям, явлениям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 1

2 ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) распад Древнерусского государства 1) присоединение Новгорода к Москве Б) борьба русских земель с ордынским 2) издание указа о резах и закупах владычеством 3) заключение Флорентийской унии В) образование единого Российского гос-ва 4) восстание в Твери Г) развитие древнерусского законодательства 5) формирование Новгородской вечевой республики 6) провозглашение Киева матерью городов русских. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились Их предводителем в том деле был нынешний царь Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности. Эти войска выпустили против той «москвы», которая могла стать на сторону Дмитрия Сперва утром в субботу подавали друг другу на улицах такой сигнал: «В город! В город! В город!» - а делалось это для наших, чтобы думали, что в крепости загорелось. Сразу же окружили все польские квартиры, чтобы находившиеся там не могли дать отпор. Очень быстро взяли крепость. Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Сперва рассеяли алебардщиков, потом ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои» Б) «В это же время поднялся на православную христианскую веру нечестивый польский король Пришел в пределы Московского государства под град Смоленск и многие города и села разорил, церкви и монастыри разрушил. И захвачен был город нечестивым королем. Когда же польский и литовский король был под градом Смоленском, тогда враг креста Христова, который царем Димитрием себя называл, стоял под царствующим градом Москвой с проклятыми литовцами. Многие и из русских людей из-за малодушия своего, ради лихоимства и грабежей, к нему присоединились». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Подмосковный лагерь Лжедмитрия II находился в Тушине. 2) После описанных событий Василий Шуйский стал царем. 3) «Польский и литовский король» - это Сигизмунд III. 4) Описанные события произошли в 1605г. 5) Автором документа является Дмитрий Пожарский. 6) События происходили в Угличе. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Фрагмент А Фрагмент В 2

3 7. Какие архитектурные сооружения были построены во Владимире? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Церковь Богородицы (Десятинная) 2) Успенский собор 3) Дмитриевский собор 4) Грановитая палата 5) Архангельский собор 6) Золотые ворота 8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В 1097г в князья собрались на съезд и приняли решение «пусть каждый держит отчину свою». Б) после подавления восстания получил право сбора ордынского выхода с русских земель. В) В на Чудском озере войска Ливонского ордена были разгромлены князем Александром Невским. Пропущенные элементы: 1) 1242г. 2) Иван Калита 3) Любеч 4) 1377г. 5) Юрий Данилович 6) Псков Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В 9. Установите соответствие между именами землепроходцев и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ ФАКТЫ А) Василий Поярков 1) исследование и составление карты реки Амур Б) Михаил Стадухин 2) руководство первой русской экспедиции в Приамурье В) Ерофей Хабаров 3) походы на реки Оймякон и Анадырь Г) Семен Дежнев 4) исследование Аляски 5) открытие пролива между Азией и Америкой 6) исследование Уральских гор Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 3

4 10. Ратники Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского скоро пошли к монастырю (Троицко- Сергиевскому). И взял великий князь икону со гроба святого Сергия и пошел к дверям южным (Троицкой церкви), отпер их и встретил князя Ивана в дверях тех, говоря: «Брате, целовали мы животворящий крест и сию икону в церкви сей живоначальной Троицы у сего гроба чудотворца Сергия, чтобы не замышлять никому из братьев никакого лиха. А ныне не ведаю, что будет со мною» Иван вывел его из церкви и из монастыря, и посадил его в голые сани, и отъехал с ним к Москве.В среду на той же неделе ночью ослепили князя великого» 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. Событие Дата Участник Захват Константинополя (А) Мехмед II Разгром Хазарского каганата (Б) (В) (Г) 945г. Ольга Поход на Константинополь (Д) (Е) А Б В Г Д Е 12. Прочтите фрагмент научного труда. «Протопопу Аввакуму предлагали место царева духовника, справщика книг, любую другую должность при условии его примирения с Церковью. Но как раз на последнее рассчитывать и не приходилось. Об этом свидетельствовала поданная протопопом царю обширная челобитная (так называемая первая, так как за ней последовали еще четыре). В этом послании Аввакум обвинял патриарха и в тяготах войны с Польшей, и в «моровом поветрии» гг., и во многих других напастях. Выход, по мнению протопопа, один «отложить служебники новые и все его затейки дурные». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) События относятся к периоду правления Михаила Федоровича. 2) Аввакум критиковал патриарха Никона. 3) Аввакум обвинял патриарха в том, что следствием проведенной им реформы стал рост инфекционных болезней. 4) Следствием деятельности Аввакума стала отмена реформы. 5) Дискуссия, которая шла вокруг реформы в среде духовенства, никак не затронула народные массы. 6) Аввакуму, в случае его примирения с реформой, предлагали высокие посты. А Б В 4

5 Рассмотрите схему и выполните задания Напишите, как называется отмеченный на карте путь. 14. Напишите имя князя, который установил контроль над этим торговым путем. 15. Напишите цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) этот торговый путь был самым важным в Европе в этот период 2) основным торговым партнером Руси в этот период была Византия 3) с начала X века русские князья совершают военные походы на Византию 4) основными союзниками русских князей в конце IX- начале X века были печенеги 5) основными предметами экспорта были благовония и фрукты 6) население Древней Руси платило за охрану торгового пути дань великому князю 5

6 А Б В 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Теремный дворец 1) составитель Сильвестр Б) «Домострой» 2) посвящен взятию Казани В) Храм Покрова на Рву 3) посвящен рождению Ивана Грозного Г) «Букварь» 4) автор Симеон Полоцкий 5) находится а Московском Кремле 6) автор Корион Истомин Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 18. Какие суждения о изображении, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 6

7 1) изображение Богоматери было создано в период княжения Владимира Святославовича 2) изображение находится в Софийском соборе в Киеве 3) это изображение относится к такому виду живописи, как мозаика 4) автор изображения Андрей Рублев 5) изображение не сохранилось до наших дней 19. Какой из памятников живописи, представленных ниже, относятся к периоду Древнерусского государства, как и данное изображение. В ответе запишите цифру, под которой оно указано. В ответе запишите цифру, под которой оно указано. 1) 3) 2) 4) Часть 2 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. 7

8 Фрагмент исторического документа, автором которого является один из правителей России. «Как жестоко я страдал из за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли существования своих желаний получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на ногу, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей». 20. Кто является автором документа? К кому обращены его слова? Какой период он называет царством без правителя? 21. Какие притеснения испытывал автор документа? О каком ущербе, нанесенном государству, он говорит? Укажите не менее трех положений. 22. Используя свои знания по истории, укажите имена: матери, отца, деда автора документа. 23. При царе Алексее Михайловиче были проведены важные преобразования в сфере законодательства. Был принят новый свод законов Российского государства- Соборное уложение. Укажите не менее четырех положений, содержащихся в Соборном уложении. 8

9 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Московские князья первой половины ХVI в. (Юрий Данилович и Иван Калита) внешне были покорны ханам, но их политика была направлена на укрепление Руси, на собирание сил для борьбы против ордынского владычества в будущем». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) 2) Аргументы в опровержение: 1) 2) 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России: 1) гг. 2) гг. 3) гг. В сочинении необходимо: 1) Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. 2) Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России. 3) Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. 4) Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 9

10 10

11 Контрольная работа по истории 2 Россия в ХVIII- 1914гг. Часть 1 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Начало Великой Французской революции 2) Принятие Манифеста о вольности дворянской 3) Правление царевны Софьи 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) открытие Академии наук 1) 1709г. Б) Полтавская битва 2) 1711г. В) основание Мосвковского университета 3) 1720г. Г) Швейцарский поход А.В. Суворова 4) 1725г. 5) 1755г. 6) 1799г. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г 3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к сфере государственного управления и возникли в ХVIIIв. 1) Казна;; 2) губернии; 3) магистрат; 4) прокурор; 5) приказы; 6) Сенат. Найдите и запишите порядковые номера имен исторических деятелей, не относящихся к ХVIIв. 4. Напишите пропущенный термин. Крепостные крестьяне, переданные в условное владение частным лицам для работы на их предприятиях, назывались крестьянами. 5. Укажите соответствие между процессами (событиями, явлениями) и фактами, относящимися к этим процессам (событиям, явлениям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) преобразования в армии 1) указ о трехдневной барщине Б) развитие экономики 2) отмена местничества В) внутренняя политика Павла I 3) введение рекрутских наборов Г) деятельность Верховного тайного совета 4) появление первых мануфактур 11

12 5) составление Кондиций 6) превращение Урала в крупный промышленный район Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то когда кто получит выписанный чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Б) «Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. Сие равенство требует хорошего установления, которое воспрещало бы богатым удручать меньшее их стяжание имеющих; и обращать себе в собственную пользу чины и звания, порученным им только, как правительствующим особам государства. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтобы делать все, что кому угодно. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принужденно делать то, чего хотеть не должно». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Данный документ предусматривал возможность для простолюдинов дослужиться до дворянства. 2) Данный закон был введен вместо Соборного уложения. 3) Документ написан Екатериной II. 4) Приведен фрагмент Табели о рангах. 5) Документ предназначался для депутатов Уложенной комиссии. 6) Автором текста являлся М.В. Ломоносов. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Фрагмент А Фрагмент В 7. Какие положения характеризуют состояние российской экономики в пореформенный период? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) появление новых промышленных районов 2) рост численности пролетариата 3) упадок тяжелой промышленности 4) отказ от привлечения иностранных капиталов 12

13 5) регулярная закупка хлеба за границей 6) активное железнодорожное строительство 8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) В 1906гпо инициативе А.П. Столыпина в России началась реформа. Б) В декабре члены Северного тайного общества организовали вооруженное выступление на Сенатской площади. В) По поручению императора Александра I составил конституционный проект, который получил название «Введение к уложению государственных законов». Пропущенные элементы: 1) 1825г. 2) М.М. Сперанский 3) церковная 4) 1881г. 5) А.И. Желябов 6) аграрная Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В 9. Установите соответствие между именами землепроходцев и фактами их биографии: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ А) финансовая реформа 1) С.О. Макаров Б) Крымская война 2) Е.Ф. Канкрин В) реформа государственной деревни 3) М.И. Кутузов Г) Русско-японская война 4) К.П. Победоносцев 5) П.Д. Киселев 6) В.А. Корнилов Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 10. Прочтите фрагмент научной работы и напишите название международного союза об одном из этапов складывания которого говорится в тексте. «В конце августа 1907г. в Петербурге министром иностранных дел России А.П. Извольским и британским послом А. Никольсоном были подписаны три соглашения об Иране, о Тибете и об Афганистане. Если тибетский вопрос оказался сравнительно легким, то проблемы Афганистана и Ирана в англо-российских отношениях оказались запутанными и спорными. Англичане долгое время оставались неуступчивыми, и дело 13

14 продвигалось медленно. В Иране позиции русских значительно укреплялись. Весь Иран был поделен на три зоны русскую, нейтральную (между российской и английской) и английскую. Британская зона прикрывала подходы от Ирана к афганской границе. Стороны обязывались не вмешиваться в чужие сферы влияния, а в пределах своей зоны получали возможность финансового контроля за деятельностью иранского правительства». 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. Договор Год заключения Государство Тильзитский (А) Франция Фридрихсгамский (Б) (В) (Г) 1813г. Иран (Персия) Сан-Стефанский (Д) (Е) Пропущенные элементы: 1) 1807г. 2) Гюлистанский 3) 1856г 4) Швеция 5) Китай 6) 1809г 7) Османская империя 8) Айгунский 9) 1878г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д Е 12. Прочтите фрагмент научного труда. «Проявив себя талантливым администратором, он стал незаменимым помощником Екатерины II. В 1776г. был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губ. В 1783г. реализовал свой проект присоединения Крыма к России, получив за это титул «светлейшего князя Таврического». Много сделал для хозяйствования освоения северного Причерноморья, основания в этом крае городов Херсона, Николаева, Севастополя. Под его руководством осуществлялось строительство военного и торгового флотов на Черном море». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В 1776г к России была присоединена Лифляндия. 2) Речь идет о Г.А. Потемкине. 3) В Крыму был построен город-порт Севастополь. 4) В ходе разделов Речи Посполитой Екатерине II пришлось отказаться от территорий, захваченных ранее в Северном Причерноморье. 5) Речь идет о Ф.Ф. Ушакове. 6) В 1783г к России был присоединен Крым. 14

15 А Б В Рассмотрите карту и выполните задания Напишите имя полководца, осуществившего вторжение войск на территорию России, обозначенное на схеме стрелками Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1» Напишите цифру, которой обозначено, где в период данного вторжения русская армия расположилась в укреплѐнном лагере, получив отдых и возможность пополнить материальную часть и живую силу. 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) 4 августа сразу же после вручения ноты с объявлением войны начались боевые действия против России; 2) вторжение Великой армии в пределы Российской империи началось с переправы по наведѐнным мостам через пограничный Неман; 3) план неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен; 4) одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою 15

16 победу, имея на то основания 5) военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет 6) в результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения заняла Москву без боя. 17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) К.С. Станиславский 1) создатель первых российских кинофильмов Б) Ф.И. Шаляпин 2) один из наиболее видных представителей авангарда в живописи В) С.П. Дягилев 3) режиссер, создатель Московского художественного театра Г) К. С. Малевич 4) выдающийся оперный певец 5) организатор Русских театральных сезонов в Париже 6) один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Рассмотрите изображение и выполните задания 18,19 16

17 18. Какие суждения о скульптуре, изображѐнной на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) этот памятник Петру I установлен на Сенатской площади Санкт-Петербурга 2) автор и скульптор памятника К. Растрелли 3) памятник отлит из меди; 4) памятник открыт в год столетия провозглашения Петра I царем 5) этому памятнику посвящена поэма Г. Державина «Медный всадник» 19. Какой из памятников, представленных ниже, создан в то же царствование, что и скульптура, изображенная на фотографии. В ответе запишите цифру, под которой он указан. 1) 3) 2) 4) Часть 2 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс. «Отец запутался в долгах. Это была не его вина. Он расплачивался за общее положение помещичьего хозяйства. Только 25 лет прошло со времени освобождения крестьян. Четверть века короткий срок для такого резкого экономического перелома, как 17

18 переход от бесплатного рабского труда к платным рабочим. Сколько раз отцовские земли висели на волоске, сколько раз то банк, то частные кредиторы грозить продать все с молотка. Тульский земельный банк, где были заложены его имения, брал большие проценты и неумолимо требовал платежей в срок. Дворянский банк открылся позже. Это было дело внутренней политики. Правительство решило сохранить дворянский правящий класс. Помочь удержать за собой земли, стремительно переходившие в купеческие, и отчасти в крестьянские руки. Мой отец первый в Новгородской губернии получил ссуду из новорожденного Дворянского банка Крупные доходы за сено, за лес, иногда за рожь и овес уходили на банковские платежи Потом по случаю какого-нибудь события в царской семье, издавался манифест с разными милостями, дворянские недоимки перечислялись в основной долг». 20. Укажите, как называлась, в каком году была проведена реформа, упоминаемая в источнике. Назовите основные формы эксплуатации крестьян помещиками в период, о котором идет речь в отрывке. 21. Как автор воспоминаний объясняет причины трудностей, испытываемых помещиками в ведении хозяйства в указанное время? 22. Используя данные источника и свои знания по курсу истории, назовите меры правительства по поддержке дворянских хозяйств. 23. Видной чертой жизни России в пореформенной период стал подъем общественного движения. Видную роль в нем играли народники. Укажите не менее трех факторов, связанных с деятельностью народников. 18

19 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Николай I был ограниченным «салдафоном», совершенно не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления не отмечено никакими позитивными событиями, оно стало своего рода «темным пятном» в истории страны». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) 2) Аргументы в опровержение: 1) 2) 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России: 1) гг. 2) гг. 3) гг. В сочинении необходимо: 1) Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. 2) Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, 19

20 охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России. 3) Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. 4) Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 20

21 Контрольная работа по истории 3 Россия в гг. Часть 1 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. 1) освобождение Освенцима 2) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки 3) начало Белорусской наступательной операции 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) замена продразверстки продналогом 1) 1917г. Б) создание Совета Народных Комиссаров 2) 1918г. В) начало Советско-финляндской войны 3) 1921г. Г) принятие первой советской конституции 4) 1927г. 5) 1935г. 6) 1939г. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г 3. Ниже приведен список имен исторических деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к числу видных руководителей и командиров Красной Армии. 1)Л.Д.Троцкий; 2) Н.Н.Юденич; 3) А.Ф.Керенский; 4) М.В.Фрунзе; 5) К.Е.Ворошилов; 6) С.М. Буденный. Найдите и запишите порядковые номера имен исторических деятелей, не имеющих отношения к Красной Армии. 4. Запишите термин, о котором идет речь. Объединение крестьян, которое шло на смену индивидуальным хозяйствам в процессе массовой коллективизации. 5. Укажите соответствие между процессами (событиями, явлениями) и фактами, относящимися к этим процессам (событиям, явлениям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) гражданская война 1) выступление генерала Л.Г. Корнилова Б) социалистическая индустриализация 2) разгром Красной Армией Народной армии Комуча 21

22 В) массовые политические репрессии гг. 3) строительство Путиловского завода Г) великая российская революция 4) формирование Прогрессивного блока 5) сооружение Днепрогэса 6) расстрел маршалов В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в Сталинград. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями.. Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Автоматчики просочились в город восточнее железной дороги к вокзалу, в доме специалистов. Бой шел в 800 метров от командного пункта штаба армии. Создавалась угроза, что до подхода 13-й гвардейской стрелковой дивизии противник займет вокзал, разрежет армию и выйдет к центральной переправе В боях 15 сентября противник потерял только убитыми свыше двух тысяч человек». Б) «Наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота и авиации дальнего действия. Продолжительность 19 суток. Глубина продвижения советских войск 60 км. В ходе наступления войска прорвали вражескую блокаду Ленинграда, создав коридор шириной 8-11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации города со страной. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника. Несмотря на то что дальнейшее наступление советских войск развития не получило, операция по прорыву блокады имело важное стратегическое значение и явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван. Инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной армии. ХАРАКТЕРИСТИКИ Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 1) Описанные события происходили в 1942г. 2) Одновременно с проведением операции «Искра» части Красной Армии вышли к западной границе СССР. 3) Благодаря подходу резервов противник, несмотря на большие потери несколько месяцев штурмовал Сталинград. 4) Блокада Ленинграда началась в сентябре 1941г. 5) Описанные события происходили в 1944г. 6) Красной Армии удалось выбить гитлеровцев с южного берега Ладожского озера. 22

23 Фрагмент А Фрагмент В 7. Какие положения были характерны для новой экономической политики? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) введение рабочего контроля на производстве 2) передача в частную собственность мелких предприятий 3) финансовая реформа, введение золотого червонца 4) формирование продовольственных отрядов 5) создание предприятий с участием иностранного капитала 6) отмена оплаты коммунальных услуг 8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) была первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941г, будучи ученицей 10 класса, добровольцем ушла в истребительный партизанский отряд. С группой комсомольцев-партизан перешла через линию фронта на занятую противником территорию. В конце ноября 1941г. в селе Петрищево при выполнении боевого задания девушка была схвачена фашистами, которые подвергли ее чудовищным пыткам. 29 ноября 1941г. она была повешена оккупантами. Б) Диктор был обладателем редкого по выразительности и тембру голоса, в годы Великой Отечественной войны он зачитывал по радио сводки Совинфорбюро и приказы Верховного главнокомандования. В) Выдающийся разведчик Р. Зорге действовал в. Он предоставил советскому руководству сведения о подготовке нападения Германии на СССР. Пропущенные элементы: 1) Венгрия 2) З.А. Космодемьянская 3) О.Ф. Бергольц 4) Япония 5) Ю.Б. Левитан 6) Л.А. Русланова5 Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В 9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 23

24 СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ А) рекордные авиаперелеты 1) А.Г. Стаханов Б) деятельность Народного комиссариата просвещения 2) И.Д. Папанин В) выработка научной станции «Северный полюс-1» 3) Г.Е. Зиновьев Г) рекордные показатели выработки в угольной 4) Л.Б. Каменев промышленности 5) В.С. Гризодубова 6)А.В. Луначарский Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 10.Прочтите отрывок из международного договора и укажите, кто подписал его от имени СССР. «При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату: 1) В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношении к Виленской области признаются обеими сторонами». 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. События Время Участник Начало контрнаступления Красной армии под Сталинградом (А) Н.Ф. Ватутин Высадка союзников в Нормандии (Б) (В) (Г) Июнь 1941г. И.В. Сталин Потсдамская конференция (Д) (Е) Пропущенные элементы: 1) июль-август 1945г. 2) Смоленское сражение 3) ноябрь 1942г. 4) Г. Трумэн 5) Р.Рейган 6) создание Государственного комитета обороны 7) ноябрь 1943г. 8) Д.Эйзенхауэр 9) июнь 1944г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г Д Е 24

25 12. Прочтите фрагмент научной работы. «В конце августа 1907г. в Петербурге министром иностранных дел России А. П. Извольским и британским послом А. Никольсоном были подписаны три соглашения об Иране, о Тибете и об Афганистане. Если Тибетский вопрос оказался сравнительно легким, то проблема Афганистана и Ирана в англо-российских отношениях оказались запутанными и спорными. Англичане долгое время оставались неуступчивыми, и дело продвигалось медленно. В Иране позиции русских значительно укреплялись. Весь Иран был поделен на три зоны русскую, нейтральную (между русской и английской) и английскую. Британская зона прикрывала подходы от Ирана к афганской границе. Стороны обязывались не вмешиваться в чужие сферы влияния, а в пределах своей зоны получали возможность финансового контроля за деятельностью иранского правительства. Нейтральная зона становилась полем конкретной борьбы России и Англии. Англороссийские соглашения стали одним из этапов, в ходе которых сложилась Антанта». Используя отрывок и знания по истории, выберите из приведенного списка три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Следствием описанных событий стало заключение Портсмутского мира 2) Союзником России и Великобритании была Франция 3) Описанные события происходили после создания Лиги Наций 4) Министром иностранных дел России был А. П. Извольский 5) России и Великобритании удалось разрешить противоречия в Иране 6) Противником России и Великобритании была Сербия. Рассмотрите схему действий белогвардейцев одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задания

26 13. Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2». 14. Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот году». 15. Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме. 26

27 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. П. Махно. 2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России. 3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику. 4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России. 5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты. 6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу. 17.Установите соответствие между именами деятелей культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) В.И. Мухина 1) постановка кинофильмов «Броненосец Потемкин», «Александр Невский». Б) Л.П. Орлова 2) создание картин «Оборона Петрограда», «Будущие летчики» и др. В) С.М. Эйзенштейн 3) руководство Союзом советских писателей Г) М. Горький 4) создание скульптуры «Рабочий и колхозница» 5) исполнение главных ролей в популярных кинофильмах «веселые ребята, «Волга-Волга» 6)сооружение мавзолея В.И. Ленина на Красной площади Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 27

28 Рассмотрите изображение и выполните задания 18, Какие суждения о изображении на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) эта работа посвящена победе культурной революции в СССР 2) изображение посвящено первым мерам культурной политики Советской власти 3) в период, к которому относится изображение, в отечественной культуре утвердился принцип социалистического реализма 4) в период, к которому относится изображение, в России появился кинематограф 5) в период, к которому относится изображение, в России были отменены все сословные, вероисповедные и национальные ограничения 6) событиям этого периода посвящен цикл агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА» 28

29 19. Какая из работ, представленных ниже, связана с событиями периода, к которому относится изображение? В ответе запишите цифру, под которой 1) 3) 2) 4) Часть 2 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. «Критической точкой», в которой сфокусировался весь узел социально-экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте Политическая конъюнктура заставила большевиков назвать это выступление антисоветским, хотя его нужно квалифицировать как антибольшевистское, поскольку политические лозунги восставших ограничивались требованием перевыборов Советов («Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям»). Крепость большевистской диктатуры раскачивалась не только под ударами крестьянских выступлений. Политическая реальность, главным стержнем которой являлось растущее недовольство экономическим положением и военнобюрократическими методами управления, разрушила еще один, довольно устойчивый, миф уверенность большевистской власти в том, что поддержка рабочего класса, ее социальной опоры, гарантирована ей при любых условиях. Однако, к осени 1920 г. 29

30 тюрьмы обеих столиц были переполнены арестованными рабочими, участвовавшими в многочисленных забастовках и «волынках», требовавших немедленного улучшения материального положения. Затяжной топливный кризис и прошедшее в январе 1921 г. сокращение продовольственных пайков вызвали новый взрыв недовольства. Многочисленные забастовки рабочих охватили крупные промышленные центры. Страна летела в пучину хаоса, большевистская власть оказалась перед лицом угрозы быть сметенной в ходе раскручивающегося нового витка гражданской войны». 20. Когда произошли события, описываемые в отрывке? Перечислите участников восстания в Кронштадте. 21. Какие формы недовольства властью большевиков названы в тексте? Какие еще районы страны были охвачены народными выступлениями? Кто принимал в них участие? 22. Почему авторы исследования не считают восстание в Кронштадте антисоветским? Какими причинами оно было вызвано? Перечислите основные требования восставших. Каковы главные итоги восстания? 23. Российская империя была одним из главных участников Первой мировой войны. В течение нескольких лет солдаты русской армии вели тяжелые бои. Укажите не менее трех боевых операций Первой мировой войны на Восточном фронте. 30

31 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Российское государство в гг. переживало период важных изменений, оно стало конституционной монархией». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) 2) Аргументы в опровержение: 1) 2) 25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов истории России: 1) гг. 2) гг. 3) гг. В сочинении необходимо: 1) Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории. 2) Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России. 3) Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. 4) Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. 31

32 32

33 Контрольная работа по истории 4 Россия с 1946г. 2016гг. Часть 1 1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу. 1) присоединение к СССР Восточной Пруссии (Калининградской области) 2) объединение Германии 3) ХХ съезд КПСС 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ ГОДЫ А) ввод советских войск в Афганистан 1) 1949г. Б) советско-американский полет в космос по 2) 1955г. программе «Союз-Апполон» 3) 1975г. В) Олимпийские игры в Москве 4) 1979г. Г) создание Организации Варшавского договора 5) 1980г. 6) 1987г. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами А Б В Г 3. Ниже приведен список деятелей культуры.. Все они, за исключением двух, относятся к режиссерам театра и кино. 1) М.З. Шагал; 2) Г.А. Товстоногов; 3) Л. И. Гайдай; 4) Е.В. Вучетич; 5) А.А. Тарковский;; 6) Ю.П. Любимов. Найдите и запишите порядковые номера имен деятелей культуры, которые не относятся к режиссерам театра и кино. 4. Запишите термин, о котором идет речь. Эпоха ослабления напряженности в международных отношениях, развития сотрудничества между странами в 1970-х гг. 5. Укажите соответствие между процессами (событиями, явлениями) и фактами, относящимися к этим процессам (событиям, явлениям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ А) политические реформы второй 1) доклад «О культе личности и его половины 1980-х гг. последствиях». 33

34 Б) Карибский кризис 2) переименование Совета народных Комиссаров в Совет министров В) десталинизация советского общества 3) учреждение поста президента СССР Г) экономическая реформа второй половины 4) создание ГУЛАГа 1960-х гг. 5) размещение советских ракет на Кубе 6)предоставление большей самостоятельности предприятиям Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Партия была уверена в том, что советские люди встретят новую Программу КПСС как свое родное, кровное дело, как величайшую цель своей жизни и знамя всенародной борьбы за построение коммунизма. Партия призывает всех коммунистов, весь советский народ рабочих и колхозниц, колхозников и колхозниц, работников умственного труда приложить все свои силы к тому, чтобы успешно выполнить намеченные в Программе исторические задачи Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Б) «Как углубить и сделать необратимой революционную перестройку, которая по инициативе и под руководством партии развернулась в нашей стране, -вот коренной вопрос, стоящий перед нами, делегатами ХIХ Всесоюзной партийной конференции. И от того, насколько мы дадим правильный ответ, зависит, в состоянии ли партия выполнить роль политического авангарда на новом этапе развития советского общества. Три последних года в нашей жизни с полным правом можно назвать поворотными. Усилиями партии, трудящихся удалось остановить сползание страны к кризису в экономической, социальной и духовной сферах. Политика перестройки, развернутая в конкретные социальноэкономические программы, становится практическим делом миллионов. В этом суть политической обстановки в стране». ХАРАКТЕРИСТИКИ Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 1) Проведение перестройки началось по инициативе К.У. Черненко. 2) Программа построения коммунизма была принята в том де году, когда Ю.А. Гагарин полетел в космос. 3) Делегаты партийной конференции приняли решение учредить новый орган власти Съезд народных депутатов. 4) Под коммунизмом в СССР понимали бесклассовый строй, в котором будет реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». 5) Приведен фрагмент выступления М.С. Горбачева. 6) Текст программы построения коммунизма был написан лично И.В. Сталиным 34

35 Фрагмент А Фрагмент Б 7. Какие события относятся к 1970-м гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) борьба с космополитами 2) принятие конституции развитого социализма 3) подписание советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) 4) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности 5) авария на Чернобыльской АЭС 6) высылка из СССР писателя А.И. Солженицына 8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) С 2009г. Русскую православную церковь возглавляет патриарх. Б) В 2000г.в Российской Федерации были учреждены округа. В) В Абхазия и Южная Осетия были признаны Россией в качестве независимых государств. Пропущенные элементы: 1) 1993г. 2) Алексий II 3) национальные 4) 2008г. 5) Кирилл 6) федеральные Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В 9. Установите соответствие между именами исторических деятелей и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЯТЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИКИ А) Б.Н. Ельцин 1) министр иностранных дел Б) Г.К. Жуков 2) президент России В) Г.М. Маленков 3) президент СССР Г) Э.А.Шеварнадзе 4) председатель Совета министров 5) министр обороны 6) председатель КГБ Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 35

36 А Б В Г 10. Напишите имя государственного деятеля, о котором говорится в тексте. «Он был прочно связан с прежней экономической элитой, но в тоже время сумел перевести газовую отрасль страны на рыночные рельсы и вполне оценил полученные от этого выгоды. Он успел поработать в правительстве Гайдара и, как писал Ельцин, «понял логику действий не со стороны, а изнутри». Назначение его премьером позволяло президенту снять еще один упрек оппозиции: она обвиняла «молодых реформаторов» в том что, они не знают реальной экономики, промышленности. Он как представитель слоя «директоров-предпринимателей» был более способен выступить в качестве центра консолидации центристских сил, заинтересованность в стабилизации». 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента. Автор Произведение Жанр О.В. Пелевин (А) (Б) П. Джексон (В) цикл кинофильмов (Г) «Мистерия ХХ века» картина В.П.Тодоровский (Д) (Е) Пропущенные элементы: 1) М.И. Шемякин 2) «Стиляги» 3) И.С. Глазунов 4) кинофильм 5) скульптура 6) «Властелин колец» 7) «Generation «П»» 8) «Брат» 9) роман А Б В Г Д Е 12. Прочтите отрывок из записки Н. С. Хрущева. «Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна, с тем чтобы государство имело в своих руках в ближайшие годы по заготовкам и закупкам миллионов пудов зерна продовольственных, фуражных, крупяных и зернобобовых культур. Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны. На годы имеется возможность увеличить посевы зерновых культур в районах освоения новых земель на 13 миллионов гектаров». 36

37 Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) в период составления записки Хрущев являлся председателем Совета министров СССР 2) главной формой сельскохозяйственного предприятия являлись колхозы 3) предусматривалось освоение целины в РСФСР и Казахстане 4) земли были нужны для расширения посевов зерновых культур 5) к освоению целины предусматривалось привлечь американских фермеров 6) в ходе освоения целины было учреждено звание Героя Социалистического Труда А Б В Рассмотрите карту и выполните задания Напишите название государства, территория которого, указана на карте цифрой «1». 37

38 14. Напишите полное название международного объединения, в которое вошли бывшие союзные республики после распада СССР. 15. Напишите цифру которой обозначена территории страны, где было заключено соглашение о ликвидации СССР. 16. Какие суждения, относящиеся к обозначениям на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) соглашение о ликвидации СССР было подписано в августе 1991 г. 2) в ходе Всесоюзного референдума о сохранении СССР большинство граждан высказалось за сохранение государства в обновленном виде 3) в состав нового международного объединения вошли все бывшие республики СССР 4) военное сотрудничество бывших военных республик осуществляется на основе Варшавского договора 5) Грузия отказалась от участия в новом международном объединении после войны в Южной Осетии 6) Попытки руководства СССР остановить его распад и реформировать путем заключения договоров относятся к новоогаревскому процессу 17.Установите соответствие между именами деятелей культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТКРИСТИКА А) М. М. Плисецкая 1) писатель, автор книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война» и др. Б) Б.Ш.Окуджава 2) создатель и бессмертный участник рок-группы «Кино» В) Г.П. Вишневская 3) балерина, исполнительница ведущих партий в балетных постановках Большого театра Г) В.Р. Цой 4) поэт, писатель, один из основоположников жанра бардовской песни в СССР 5)оперная певица, ведущая солистка Большого театра 6)конькобежка, неоднократный чемпион мира и Олимпийских игр А Б В Г Рассмотрите изображение и выполните задания 18,

39 18. Какие суждения о фильме, изображѐнном на почтовом конверте, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Фильм снят по мотивам рассказа М. Шолохова «Судьба человека» 2) Фильм стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 3) В главной мужской роли снимался Сергей Бондарчук 4) Действие фильма разворачивается в Москве до и во время Великой Отечественной войны 5) Фильм снят в период кампании борьбы с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом» 19. Какой из театров, представленных ниже, был основан в то же время, в которое был снят фильм, изображенный на почтовом конверте. В ответе запишите цифру, под которой он представлен. 39

40 1) 2) 3) 4) Часть 2 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. Из записки председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС. «Совершенно секретно. Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной из таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик САХАРОВ, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель с тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественнополитических системах. 40

Итак, проведенные Иваном Грозным реформы в первый период его царствования, имели широкий круг, отчетливую правовую направленность и должны были обновить все стороны московской жизни. Союз царя с митрополитом, тесное взаимодействие с церковными иерархами, тенденция к единению всех групп «благородных сословий», кристаллизация сословной структуры российского общества, формирование столичной бюрократии - все это вместе делало преобразования конца 40-х - начала 60-х годов комплексный, программный и структурный характер. Были сформулированы определенные направления и последовательность реформ, серьезным изменениям подверглись отношения и институты.

Однако, это не избавило Ивана Грозного от борьбы придворных партий за власть, что делало его власть зависимой от Боярской думы, от того, кому удалось одержать верх в данный момент борьбы. Поэтому возникает необходимость в сильной царской власти, а проведенные к этому моменту реформы, делали власть сословно-представительной монархией. По другим источникам, перед Иваном Грозным стояла задача не только быстрой централизации, усилению личной власти, но и избавление от боярско-княжеской оппозиции и боярских привилегий, уничтожению княжеской аристократии, переход удельных вотчин княжат к государю, борьба с остатками раздробленности.

Таким образом, Иван Грозный приходит к разрыву с политикой реформ, осуществлявшихся через Избранную раду, и вводит опричнину.

Причины разрыва:

1. Его личное мнение, что реформы, осуществлявшиеся Адашевым и Сильвестром, не только не укрепили царскую власть, но и «…стали подчинять вас, бояр, своей воле, из-под нашей же власти вас выводя, приучали вас прекословить нам и в чести почти что равняли с нами…» . Иван IV, окрепнув как политик, жаждал немедленной самодержавной власти: «Но когда я стал подрастать, то не захотел быть под властью своих рабов…», его не устраивали темпы преобразований, которые отодвигали ее «приход» на будущее;

2. Самостоятельность взглядов и действий Адашева и Сильвестра, обвиненных Иваном Грозным в фактическом руководстве страной: «…и всю власть вершили по своей воле, не спрашивая нас ни о чем, словно нас не существовало…»

3. Разногласия с Избранной радой по внешнеполитическим вопросам. Адашев и Сильвестр выступали против продолжения Ливонской войны, когда стала очевидна ее бесперспективность: «Как не вспоминать вечные возражения попа Сильвестра, Алексея Адашева и всех вас против похода на германские города, и как, из-за коварного предложения короля Датского, вы дали ливонцам возможность целый год собирать силы! …Если бы не ваше злобное сопротивление, то, с Божьей помощью, уже вся Германия была бы под православными» .

4. Наговоры членов первой жены царя после ее смерти, подтолкнувшие к обвинению Адашева и Сильвестра в отравлении царицы.

В итоге царь распустил Избранную раду и наложил «опалы» на своих старых советников - Адашева и Сильвестра.

Предпосылки введения опричнины:

1. Разрыв Ивана IV с Избранной радой и политикой реформ, стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, моральный авторитет церкви;

2. Ухудшение положения в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, чего не могла обеспечить система местного управления;

4. Религиозные представления царя и народа: Иван Грозный все более верил в свою «богоизбранность», а к населению относился как к холопам: «А государю приходится сноситься с холопами и государю упрашивать своих холопов? До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных» . Эти взгляды усиливались настроением народа, который ожидал от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что опричнина была средством борьбы за единую, неделимую ничем неограниченную власть, борьба с изменниками и претендентами на царский престол, средством мести боярам, способом скинуть навязанное ему управление, наказать за преступления. Тем более что детские годы царя, наполненные унижением и обидами со стороны боярства, их борьбой за власть на глазах у малолетнего Ивана IV, а затем и раскол дворянства у постели больного царя, отказ присягать малолетнему царевичу Дмитрию во время болезни Ивана IV, резко обострили его подозрительность и всколыхнули в душе все негативное отношение к боярству, накопленное за годы детских лишений.

Это подтверждают и его собственные слова, обращенные в послании к князю Андрею Курбскому: «…как жестоко я страдал из-за вас с юности до последнего времени… Нас же … начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чем нам воли не было… Как исчислить подобные бессчетные страдания, перенесенные мною в юности? …Что сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом… А всеми родами мы вас не истребляем, но изменников повсюду ожидает расправа и немилость…» .

Нельзя не учитывать и личные качества Ивана IV, о которых говорилось выше: его крайняя мнительность, жестокость, сочетавшиеся с умом и начитанностью, самомнением и веру в божественную природу власти. Смерть Анастасии, митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, людей отчасти сдерживавших его необузданный характер, усилило влияние его противоречивой личности на ход событий русской истории XVI века.

Таковы, по мнению историков, и моему мнению, причины перехода Ивана Грозного к опричному террору.

Тест по темам «Эпоха Ивана Грозного» и «Смута в России»

    Расположите в хронологической последовательности исторические события

    Восстание И.И.Болотникова

    Поход Девлет-Гирея на Москву

    Семибоярщина

    Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

А)Второе ополчение

1)1598-1613

Б)Ливонская война

2)1612

В)Смута

3)1552

Г)Начало царствования Ивана Грозного

4)1533-1584

5)1547

6)1558-1583

3.Установите соответствие между событиями и фактами

События

Даты

А)Царствование Федора Иоанновича

1)1610-113

Б)Восстание под предводительством Хлопка

2)1605-1606

В)Правление Лжедмитрия I

3)1589

Г)Составление Судебника Ивана Грозного

4)1550

5)1584-1598

6)1603

4.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Даты

А)Реформы Избранной Рады

1Елена Глинская

Б)Изгнание поляков из Москвы

2)Григорий Отрепьев

В)Учреждение патриаршества

3)Алексей Адашев

Г)Денежная реформа

4)Федор Иоаннович

5)Кузьма Минин

6)Борис Годунов

5.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий

События

Даты

А)Первое ополчение

1Макарий

Б)Польская интервенция

2)Сигизмунд III

В)»Домострой»

3)Иов

Г)Венчание Ивана IV на царство

4)И.Болотников

5)П.Ляпунов

6)Сильвестр

6.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Время

Событие

Участник

____________(А)

_______________(Б)

Иван Сусанин

Октябрь 1612 г

Освобождение Москвы

_______________ (В)

_____________(Г)

Ливонская война

______________ (Д)

1589 г

_______________(Е)

Иов

    1612 г

    1558-1583 г

    1611 г.

    Присоединение Казанского ханства

    Учреждение патриаршества

    Смута

    Дмитрий Пожарский

    Стефан Баторий

    Ермак Тимофеевич

Век

Правитель

Преемник

XIII

Александр Невский

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Дмитрий Донской

______________(Г)

Иван Великий

_______________(Д)

Иван Грозный

______________(Е)

1) XVII

2) XIV

3) XVI

4)Василий Темный

5)Иван Красный

6)Иван Калита

7)Федор

8)Даниил

9)Василий III

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов

Событие

Дата

Участник

Опричнина

1565-1572

______________(А)

_________________(Б)

______________(В)

Дмитрий Пожарский

Ливонская война

______________(Г)

Андрей Курбский

_______________(Д)

1564

______________(Е)

1)Малюта Скуратов

2)Иван Федоров

3)Филарет

4)Смута

5)»Апостол»

6)Взятие Астрахани

7)1558-1583

8)1598-1613

9)1533-1584

8. Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками

Памятники культуры

Характеристики

А) Собор Василия Блаженного

1) Построен при Иване III

Б)Церковь Вознесения в Коломенском

2)Построен Аристотелем Фиораванти

В)Успенский собор

3)Построен в честь взятия Казани

Г)Краснокаменный кремль в Москве

4)Построена в честь рождения Ивана IV

5) Построена при Борисе Годунове

6)Построен в честь присоединения Сибири

9. Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами

Памятники культуры

А) «Апостол»

1) Сильвестр

Б) «Домострой»

2)Афанасий Никитин

В) «Троица»

3)Андрей Рублев

Г)»Хождение за три моря»

4)Марк Фрязин

5)Иван Федоров

6)Аристотель Фиораванти

10.Какие из перечисленных исторических лиц являлись современниками Ивана IV ?

1)Софья Палеолог

2)Елена Глинская

3)Хан Кучум

4)Хан Ахмат

5)В.Шуйский

6)А.Адашев

11.Какие три города были присоединены к Москве в Х VI веке?

1)Псков

2)Смоленск

3)Рязань

4)Тверь

5)Новгород

6)Коломна

12. Кто из исторических деятелей входил в Избранную Раду?

1) Иван Болотников

2)Патриарх Иов

3)Алексей Адашев

4)Иван Висковатый

5)Борис Годунов

6)Протопоп Сильвестр

13.Какие три из перечисленных события произошли во время Смуты?

1)Интервенция Речи Посполитой

2)Опричнина

3)Первое ополчение

4)Оборона Троице-Сергиевой лавры

5)Установление патриаршества

6) Ливонская война

14.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе Ивана IV .

1) стрельцы, 2)опричники, 3)полки «нового строя», 4)Избранная рада, 5) Стоглавый собор, 6) Уложение о службе

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV - XVI в.

1)урочные лета, 2) пожилое, 3)Табель о рангах 4) заповедные лета, 5) Соборное уложение, 6)Юрьев день

16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XII - XV в.

1) дворяне, 2) стрельцы, 3)поместье, 4)оисифляне, 5) ордынский выход, 6)местничество

Срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.

17. Укажите термин, о котором идет речь

Основная часть территории России, не включенная в опричнину Иваном IV

18. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

В Московском государстве совещательным органом при государе была______________, состоявшая в XV в. их представителей двух чинов: бояр и окольничих.

19. Напишите пропущенное слово (словосочетание)

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием _____________________________

20. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Статья 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду...

Статья 15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.

Статья 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его».

Б) «Лета 7006-го месяца сентября уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с боярами о суде, как судит боярам и окольничьим… Статья 57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Пожилое за дворы крестьяне пусть платят в полях рубль за двор, а в лесах полтина за двор. А который крестьянин поживет за кем год и пойдет прочь, он платит пожилое за четверть двора, а два года поживет и пойдет прочь, он платит за полдвора, а три года поживет и пойдет прочь, он платит за три четверти двора, а четыре года поживет, он платит за весь двор». ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный законодательный акт запрещал кровную месть.

2) Руководитель государства, при котором был принят данный законодательный акт, подчинил Москве Ярославское, Тверское княжества.

3) Данный законодательный акт был утвержден Земским собором.

4) Руководитель государства, при котором был составлен данный законодательный акт, одержал крупную победу над печенегами.

5) Данный законодательный акт положил начало процессу закрепощения крестьян.

6) Данный законодательный акт устанавливал единый штраф за убийство любого свободного жителя государства.

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ:

21. Прочтите текст и укажите имя иконописца, о котором говорится в тексте.

«В двадцатых годах XV в. возглавляемая им артель мастеров укра-сила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобно- го Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII в. о том, как игумен монастыря Никон поручил ему «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

1) Епифаний Премудрый

2) Андрей Рублев

3) Дионисий

4) Вассиан Патрикеев

22. Фрагмент исторического документа, автором которого является Иван IV

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний - получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все рас хитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».

2. Укажите имена: матери, отца, деда Ивана IV.

3. Какие притеснения испытывал сам Иван? О каком ущербе, нанесенном государству, он говорит? Укажите всего не менее трёх положений.

4. Перед Московским княжеством, когда его правителем стал Иван III, стояли важные внешнеполитические задачи. С решением многих из них он успешно справился. Укажите не менее трёх фактов, связанных с внешней политикой Ивана III.

23. Рассмотрите схему и выполните задания

1. Напишите название войны, события которой отражены на карте.

2. Напишите название города, в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.

Ответ:___________________________________

3.. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

Ответ:___________________________________

4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Россия победила в этой войне,

2) во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину,

3) противником России в войне была Швеция,

4) во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая,

5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики,

6)война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

Ответ:_____________________ .

24.

Рассмотрите изображение и выполните задания.

Какие суждения об иконописном произведении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) это произведение древнерусского искусства было создано в XIII веке;

2) в настоящее время икона находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга;

3) в настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки;

4) это икона Святой Троицы Симона Ушакова;

6) в иконописном изображении, согласно богословским представлениям, три ангела являются образом единосущного и триипостасного Бога - Святой Троицы и символизируют единство, согласие.

27 . В 1601 г. из России в Польшу бежал монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Он объявил себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием. Осенью 1604 г. он вторгся в Россию, имея всего около четырёх тысяч человек казаков и поляков. В 1605 г. он взошёл на трон. Объясните, чем был вызван успех Лжедмитрия I в борьбе за власть (приведите три объяснения).

28. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

29. Историческое сочинение

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1533-1598 гг.;

2) 1598-1613 гг.;

3) 1565-1572 гг.

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразверстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами

А) поход на Москву войск А.И. Деникина

Б) мятеж Чехословацкого корпуса

В) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму

Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке

Какие три из перечисленных документов были приняты в 1920-х гг.?

2) резолюция «О единстве партии»

3) первая Конституция СССР

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР

Расположите в хронологической последовательности исторические события

1) советско-финляндская война

2) подавление советскими войсками «Пражской весны»

3) советско-польская война

4) мятеж Чехословацкого корпуса

5) ввод советских войск в Афганистан

Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны?

1) борьба с космополитизмом

2) ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов

3) антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев

4) проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов

5) поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР

6) политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров

Часть С

1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

«Как жестоко я страдал из-за вас с юности и до последнего времени. Подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя. Дворы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили.

Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уж совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей».

Используя знания по истории, укажите имена: матери, отца, деда Ивана IV.

Какие притеснения испытывал сам Иван? О каком ущербе, нанесенном государству, он говорит? Укажите всего не менее трех положений.

2. Прочтите отрывок из исторического сочинения и кратко ответьте на вопросы

Из труда С.М. Соловьева.

«До вступления на престол … выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней ее царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

Она восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.

Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

О какой императрице идет речь в приведенном отрывке? Назовите годы ее царствования.

Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трех положений.

Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трех положений.

3. Прочтите отрывок из исторического исследования и кратко ответьте на вопросы

Фрагмент научного исследования «Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация».

«Критической точкой, в которой сфокусировался весь узел социально-экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте… Политическая конъюнктура… заставила большевиков назвать это восстание антисоветским, хотя его нужно квалифицировать как антибольшевистское, поскольку политические лозунги восставших ограничивались требованием перевыборов Советов («Советы без коммунистов», «Власть Советам, а не партиям»).

Крепость большевистской диктатуры раскачивалась не только под ударами крестьянских выступлений. Политическая реальность, главным стержнем которой являлось растущее недовольство экономическим положением и военно-бюрократическими методами управления, разрушила еще один, довольно устойчивый, миф – уверенность большевистской власти в том, что поддержка рабочего класса, ее социальной опоры, гарантирована ей при любых условиях. Однако к осени 1920 г. тюрьмы обеих столиц были переполнены арестованными рабочими, участвовавшими в многочисленных забастовках и «волынках», требовавших немедленного улучшения материального положения. Затяжной топливный кризис и прошедшее в январе 1921 г. сокращение продовольственных пайков вызвали новый взрыв недовольства. Многотысячные забастовки рабочих охватили крупные промышленные центры. Страна летела в пучину хаоса, большевистская власть оказалась перед лицом угрозы быть сметенной в ходе раскручивавшегося нового витка гражданской войны».

Когда произошло восстание в Кронштадте? Кто в нем участвовал?

Укажите, какие три формы недовольства властью большевиков названы в тексте.

3) Чего требовали восставшие? Опираясь на документ и свои знания по истории, назовите не менее трех требований.

Напишите пропущенное слово (термин)

Применявшаяся в годы НЭПа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежавших государству, называется ___________________.

Ключ к тесту

Часть А Часть В
1. – 1 2. – 3 3. – 3 4. – 2 5. – 3 6. – 4 7. – 4 8. – 1 9. – 1 10. – 1 11. – 4 12. – 4 13. – 4 14. – 2 15. – 1 16. – 3 17. – 3 18. – 4 19. – 4 20. – 2 1. – 21453 2. – 124 3. – 42351 4. – А3Б1В4Г5 5. – 42531 6. – 123 7. – 126 8. –- А3Б2В4Г1 9. - А3Б4В1Г2 10. – А5Б1В4Г2 11. – 235 12. – А3Б2В4Г5 13. - 236 14. – 43125 15. – 134

Часть С

Задание 1.

1. Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 2.

1 Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 3.

1. Ответ:

2. Ответ:

3. Ответ:

Задание 4.

Концессия – 2 балла.