Сегодня, 23 июня, в Санкт-Петербурге состоится традиционный праздник выпускников «Алые паруса».

Торжественные мероприятия начнутся в 20 часов вечера и завершатся только в 4 часа утра. Впрочем, самые зрелищные моменты «Алых парусов» - праздничный салют и, собственно, проход по Неве самого корабля с ярко-красными парусами случатся уже вскоре после полуночи. Причем организаторы обещают, что это будет не просто фейерверк, а настоящее пиротехническое шоу на воде, которое продлится около 20 минут – с 00.40 до 1.00 ночи 24 июня.

Специально для выпускников будет организован и праздничный концерт, причем артисты будут, как всегда выступать сразу на нескольких сценах: основная будет установлена на Дворцовой площади, а дополнительная – на стрелке Васильевского острова. В этот раз здесь выступят около 50 популярных исполнителей, среди которых Quest Pistols Show, Каста, ST, Alekseev, Виктория Дайнеко, Алсу, Мари Краймбрери, Мальбэк & Сюзанна и другие. При этом хэдлайнером мероприятия станет Баста, который выступит на главной площади Санкт-Петербурга.

Источник фото: Федеральное агентство новостей - Андрей Ивашин

По традиции, вход на праздник открыт только для самих выпускников, которые могут попасть на него по специальным пригласительным. Впрочем, обычные петербуржцы также смогут посмотреть на салют и проход корабля с алыми парусами. Правда, в этом году, вход на Дворцовую площадь и стрелку Васильевского острова для простых людей будет закрыт – там будут гулять выпускники. Зато увидеть торжество можно будет с Литейного моста, Петропавловской набережной, Адмиралтейской набережной, набережной Кутузова и Университетской набережной.

Стоит отметить, что в этом году «Алые паруса» отмечают большой юбилей – исполняется 50 лет с далекого уже 1968 года, когда это мероприятие было проведено в Северной столице впервые. Однако стоит отметить, что с 1979 долгие годы праздник выпускников не проводили. Тогда его решили отменить, опасаясь больших скоплений молодежи.

Только в 2005 году было решено вновь вернуть эту красивую традицию. И теперь каждый год, в начале 20-х чисел июня, для выпускников петербургских, а также других российских школ, проводят праздничное шоу.

К слову, роль «Алых парусов» в разные годы выполняли различные корабли. Например, в 1968 по Неве прошла целая эскадра катеров, а в 1970 году в празднике приняла участие трофейная немецкая шхуна «Ленинград». В 2005 году, когда праздник возобновили, главным символом торжества стал первый корабль Балтийского флота «Фрегат», восстановленный в 1994 году. Затем суда менялись еще несколько раз, однако с 2010 года под Алыми парусами по Неве неизменно ходит шведский бриг «Tre Kronor» («Три Короны»). Этот корабль является точной копией брига 1857 года и был построен на деньги волонтеров со всего света, поэтому его также называют Парусником мира.

Следуя установленным традициям, этим летом состоялся праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, и в воды Невы снова вышло судно под алыми парусами. Ежегодно это мероприятие привлекает к себе более миллиона человек, причем большую часть из них составляют туристы из других стран. Посещение этого праздника становится частью тура, посвященного белым ночам.

Даты для проведения торжественного мероприятия изменяются каждый год, именно поэтому желающие увидеть этот превосходный праздник должны заранее поинтересоваться днями его проведения.

История появления праздника

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге достаточно длительная и берет свое начало еще с 60-х годов. У выпускников появилась традиция браться за руки и прогуливаться по набережной вдоль Невы. Именно здесь они наслаждались превосходным видом, разговаривали о будущем, вспоминали школьные годы. В 1968 году комитет Городского совета пионеров разработал сценарий проведения праздника, посвященного выпускному.

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге очень интересная, так как он изначально представлял собой массовые мероприятия. Под его проведение была отведена обширная территория, ограниченная памятником "Медный всадник" и Летним садом. Эта территория была разделена на несколько отдельных секторов, каждый из которых оснащен сценой. На сцене выступали артисты. Выпускники также с большим желанием участвовали в различных конкурсах, так как хотели получить приз. Очень важно было правильно определить тематику проведения праздника. Появились идеи относительно проведения его по мотивам произведения Александра Грина «Алые паруса».

Подготовка к торжественному мероприятию оказалась очень сложной, а технические моменты - трудновыполнимыми. Однако были возведены высокие стены, украшена набережная, установлено требуемое оборудование. 7 июня 1968 года от Петропавловской крепости отчалил катер, на борту которого были парень с девушкой. Парень держал в руках зажженный факел. Это символизировало открытие праздника.

Самым трогательным моментом было появление судна с красочными алыми парусами. Это судно стало символом начала новой жизни выпускников. Под парусами все присутствующие увидели Ассоль, которая гордо и уверенно смотрела вдаль.

Целых 11 лет проводилось это торжественное мероприятие, а затем был длительный перерыв. До 2005 года этот праздник не проводился, однако затем традиция снова вернулась в Санкт-Петербург, и с каждым годом он становится все более ярким, масштабным и зрелищным. Дети начинают ждать его с первого класса, так как это действительно уникальное и незабываемое мероприятие.

Судно для проведения торжества

В торжестве участвовал не один корабль с алыми парусами, а несколько различных катеров, образуя тем самым настоящее уникальное представление. Начиная с 1970 года на воды Невы начали выпускать только одно судно. Впервые роль корабля с алыми парусами исполнила шхуна «Ленинград».

Затем в период 2005-2007 эту роль выполнял фрегат «Штандарт». Этот корабль представлял точную копию судна, построенного по приказу Петра Великого. В 2008 году был выпущен на воду парусник «Мир». Однако это судно оказалось достаточно крупным и вывести его на воду получилось только при помощи буксира.

В 2009 году на воду спустили судно «Юный балтиец». Однако этот корабль также был неподходящим по габаритам. Начиная с 2010 года в празднике начал участвовать парусник Tre Cronor, который был изготовлен по старинной технологии, но вместе с тем его маневренность и удобство делают этот корабль самым подходящим для проведения торжества.

Как именно проходит торжественное мероприятие

Сбор участников и гостей торжественного мероприятия проходит на Дворцовой площади, куда проходят только выпускники школ Санкт-Петербурга. Концертная программа составляется на основе интернет-голосования самими выпускниками. После полуночи начинается грандиозный фейерверк в Санкт-Петербурге. Вспышки огня буквально озаряют окрашивая при этом окружающие здания и небо в разные оттенки.

После этого под мелодию из фильма «Дети капитана Гранта» появляется корабль под алыми парусами. На палубе стоит девушка в белоснежном платье. Концертная программа продолжается до самого утра. Набережная на это время превращается в огромную танцевальную площадку.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге внесен в список мирового туризма и рекомендован для посещения во многих европейских странах. Многие отмечают высокий уровень организации и обеспечения безопасности.

Когда будет проходить праздник в 2017 году

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурга в 2017 году прошел в ночь с 23 на 24 июня, так как именно на это время приходится пик белых ночей. В этот вечер на сцене выступили популярные коллективы и известные артисты. Пиротехническое шоу и салют восхитили всех присутствующих.

Салют во время торжественного мероприятия стал частью красочного шоу, которое ознаменовалось тем, что по Неве прошел знаменитый шведский бриг. В этом году бригантина смогла похвалиться новыми парусами, которые как всегда с алой подсветкой выглядели просто безупречно. Заключительным этапом праздника выпускников стала дискотека, которая продлилась до самого рассвета.

Как получить пригласительные билеты

Посетить праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге могут выпускники школ, которые получают приглашения совершенно бесплатно. Кроме того, можно получить дополнительно еще один билет для сопровождающего. Бесплатные билеты могут получить лучшие выпускники региональных учебных заведений.

Для всех остальных, чтобы попасть на торжественное мероприятие, нужно будет приобрести билет.

Работа транспорта и ограничение движения во время праздника

Метрополитен в ночь проведения торжественного мероприятия работает без перерыва. Для пассажиров круглосуточно открыты все станции метро. Ходить поезда будут с увеличенным интервалом.

Кроме того, работают ночные автобусы и троллейбусы, именно поэтому есть возможность добраться до места проведения праздника в совершенно любое время. Во время праздника будет ограничено движение по центральным улицам города.

«Алые паруса» - произведение с трогательным, романтичным сюжетом. Это история о девочке с нежным, музыкальным именем, подобным, как выразился сам автор, шуму морской раковины. К сожалению, содержание этой книги сегодня известно не каждому. А некоторые даже не знают о том, кто написал «Алые паруса».

Писатель-неоромантик

Кто написал «Алые паруса»? Автор этой книги - человек, создававший на бумаге невиданные города, страны, моря, проливы, имена людей. И делавший это не ради праздной игры, но для освобождения воображения, перенапряженного поэзией. На вопрос о том, кто написал «Алые паруса», можно ответить так: «Сделал это писатель, который пребывал в несуществующем, но невероятно прекрасном мире так глубоко, как никакой другой его собрат по перу».

Этим произведением зачитывались советские люди. Герои с загадочными и на первый взгляд иностранными именами были весьма популярны в ту пору. О том, кто написал «Алые паруса», в советскую эпоху знали даже школьники. Школьники прежде всего. Ведь персонажи этой книги обитают в вымышленном мире, а стремление к ирреальности присуще отрочеству и юности.

«Алые паруса» в современном искусстве

Сегодняшние подростки читают мало, немногим из них знакомо содержание произведения, которому посвящена сегодняшняя статья. А зря. Ведь «Алые паруса» - классика. Это произведение упоминается нередко в книгах более современных авторов и даже некоторых кинолентах. Так, в фильме «72 метра», вышедшем на экраны в 2004 году, присутствует аллюзия на «Алые паруса».

Кто написал книгу о девочке, проведшей много дней на побережье в ожидании сказочного корабля? Человек, с детства мечтающий о море и путешествиях. Героиня вышеупомянутого фильма ждет возвращения мужа-подводника, оказавшегося вместе со своими товарищами в затонувшей лодке. У неё есть лишь вера и надежда, которые порой оказываются сильнее каких-либо жизненных невзгод. И чтобы не утратить их, она читает своему еще нерожденному ребенку одну из лучших, добрых книг XX столетия - «Алые паруса».

Кто написал повесть об Ассоль, которая с ранних лет была лишена материнской любви? О той, что детские годы провела в одиночестве и была нелюбима сверстниками лишь за то, что не похожа на них? Написал книгу автор, который в 15 лет потерял самого близкого человека в своей жизни.

Мать будущего писателя умерла от туберкулеза. Мальчик не смог найти общий язык с мачехой, впоследствии стал жить отдельно от новой семьи отца. Он с ранних лет знал о том, что такое одиночество и непонимание. И вероятно также, как и героиня его знаменитой книги, мечтал об алых парусах. А. Грин написал это произведение. Выдающемуся писателю и романтику, выдумщику и неудачнику, революционеру и гуманисту посвящены следующие несколько абзацев.

Моряк

В каком году написаны «Алые паруса»? Работа над произведением была завершена в 1922 году. К тому времени автору исполнилось 32 года, но перенес он столько, сколько успевает испытать за долгую жизнь не каждый человек.

Александр Гриневский родился в 1880 году, в Вятке. О ранних фактах из его биографии сказано выше. В возрасте 16 лет он уехал в Одессу с намерением стать моряком. Но мечту оказалось осуществить не так просто. В кармане у будущего прозаика было всего лишь 25 рублей, полученных от отца. Некоторое время Александр бродяжничал, безуспешно искал работу, голодал. Наконец, обратился к одному из знакомых отца. Тот накормил юношу и устроил работать матросом на пароход под названием «Платон».

Читатель, незнакомый с биографией Грина, подумает, что далее последуют невероятные приключения молодого авантюриста, променявшего комфортную серую жизнь на романтику и суровые испытания. Ничего подобного. Моряка из него не вышло. Грин испытывал отвращение к прозаическому труду матроса. Кроме того, ему не всегда удавалось находить общий язык с окружающими. Вскоре он поссорился с капитаном и перебрался на сушу.

Странствия

Последующие годы Грин перепробовал несколько профессий. Он был и рыбаком, и чернорабочим, и железнодорожным мастером. Несколько недель прожил в доме отца, но тяга к странствиям лишала покоя. В 1900 году будущий писатель пополнил свой жизненный опыт работой на рудниках. Затем несколько месяцев трудился лесорубом.

Грину непросто было найти свое место в жизни. В нее он, как в штормовое море, пытался войти. Но каждый раз его снова выбрасывало на берег - в пошлое, ненавистное общество города Вятки.

Военная служба

Весной 1902 года Грин стал солдатом резервного пехотного батальона. Воинская служба оказала влияние на формирование его мировоззрения. В начале столетия в обществе все чаще проявлялись революционные взгляды. Грин, как прирожденный романтик, не мог не заразиться подобными идеями. Спустя 6 месяцев после поступления на службу, дезертировал. Вскоре был пойман, но бежал. Бунтарский дух молодого человека не остался незамеченным эсеровскими пропагандистами. Они и помогли бывшему матросу скрыться в Симбирске.

Эсеровская деятельность

В обществе революционеров Грину удалось сделать небольшую карьеру. Вскоре у него даже появилась партийная кличка. Хотя писатель с ранних лет и испытывал ненавистные чувства по отношению к существующему общественному строю, в террористических актах участвовать отказывался. Пропаганда среди солдат и рабочих - это и была сфера его деятельности. Впоследствии вспоминать об эсеровских годах Грин не любил.

Начало творчества

Александр Грин пережил несколько арестов. Однажды чудом спасся от каторги. Писать же начал в 1906 году. Именно тогда были опубликованы его первые произведения. Псевдоним «Александр Грин» появился чуть позже.

В 1910 году в свет вышел второй сборник рассказов, но эти произведения имеют мало общего с повестью «Алые паруса». В большинстве своем они написаны в реалистической манере. В начале войны некоторые сочинения Грина приобрели антивоенный характер. А в 1916 году писатель вынужден был снова скрываться, теперь уже в Финляндии.

Новая власть

«Насилие нельзя уничтожить насилием» - слова из заметки Александра Грина, появившейся в одном из журналов в 1918 году. Писатель не принял советскую власть. Теперь он уже не выступал на собраниях, не присоединялся к литературным группировкам. Используя слова писателя Варламова, можно сказать, что Грин «жил не во лжи».

В 1919 году прозаик был призван в Красную армию, но вскоре заболел сыпным тифом. После выздоровления несколько лет прожил на Невском проспекте, в «Доме искусств». Комнату здесь ему удалось получить при содействии Горького. В этот период писатель вёл отшельнический образ жизни, почти ни с кем не общался. Именно тогда он и создал трогательно поэтическую повесть «Алые паруса», опубликованную в 1923 году. Работа над ней продолжалась шесть лет.

«Алые паруса»

Работать над этим произведением Грин начал в 1916 году. Однажды он проходил мимо витрины с игрушками. Одна из них вызвала неожиданный интерес писателя. Это была маленькая лодочка с парусом, изготовленным из белого шелка. Удивительно, но игрушка стала толчком к написанию произведения о моряке, прибывшем на своём прекрасном корабле к девушке по имени Ассоль. Только вот паруса стали красным, а вернее, алыми. Именно этот цвет по Грину символизирует прекрасную мечту, которая непременно сбудется, если в неё искренне верить.

Ассоль

В небольшом городе жили девочка и отец ее - вдовец, зарабатывающий на жизнь изготовлением игрушек из дерева. Однажды девочка увидела в магазине миниатюрную яхту с алыми парусами. И тогда зародилась в ее душе мечта о принце, который однажды приплывет за ней на корабле под алыми парусами.

Обыватели не любят и не понимают романтиков. Вскоре по городу разнесся слух о безумии девочки. Но она, несмотря ни на что, продолжала верить и ждать. И мечта ее, конечно же, сбылась.

Знаменитый русский писатель Александр Грин (Гриневский) 94 года назад - 23 ноября 1922 года - закончил в Петрограде произведение, ставшее одним из самых светлых и жизнеутверждающих в истории советской литературы. Повесть-феерия «Алые паруса» почти век спустя заново возрождается на киноэкранах, театральных подмостках и прямо на Неве, где в конце июня появляется сказочный бриг.

«Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», - вспоминал о Грине советский поэт Всеволод Рождественский.

сайт собрал интересные факты о повести-феерии «Алые паруса», рассказывающей о возвышенной мечте и непоколебимой вере в чудо.

Книга из магазина игрушек

Александр Грин оставил довольно четкое воспоминание о том, как у него зародилась идея текста. Так, в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам» автор вспоминает, что в витрине одного из магазинов города на Неве он увидел бот с красивым крылообразным, но только белым парусом.

«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал - что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», - писал Грин.

Первые заметки, относящиеся к «Алым парусам», Александр Грин начал делать в 1916 году. Предварительная работа над «Алыми парусами» была закончена спустя еще четыре года. В дальнейшем автор неоднократно вносил в рукопись правки - изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Грин стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость.

Лишь в одном из последних вариантов повести «Красные паруса» заменились алыми, а само выражение стало словом-символом.

Александр Грин в Петербурге в 1910 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Повесть для Нины

В жизни Александра Грина случилось три брака. После нескольких лет скитаний и революционной деятельности будущего писателя арестовали в Севастополе. Его взяли за речи противоправного содержания, а также распространение революционных идей. Знакомых и родственников у Грина не было, поэтому его под видом невесты навещала дочь богатого чиновника Вера Абрамова, сочувствовавшая революционным идеалам. Впоследствии «мнимая жена» стала для него первой супругой.

Грина освободили по амнистии, но вновь арестовали в Петербурге, а далее на четыре года определили в ссылку в Туринск. Он сбежал через три дня, оформил себе другой паспорт, вновь прибыл в город на Неве и начал писать. В 1911 году обман раскрылся, и Грин вместе с Абрамовой поехал в Пинегу, где создал несколько произведений - «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури». Здесь же паре разрешили и обвенчаться. Спустя год супругам позволили вернуться в Петербург, но совместная жизнь была недолгой. Абрамова ушла от Грина, не выдержав его непредсказуемости и неуправляемости, к тому же писатель, начав зарабатывать, часто кутил и спускал все средства.

Третью же супругу писатель впервые увидел в 1918 году - ей была медсестра Нина Миронова, работавшая в ту пору в газете «Петроградское эхо». Грин вновь встретил ее в 1921 году. Она была абсолютно нищей и продавала вещи на улице. Спустя месяц он сделал избраннице предложение и не расставался с Мироновой до самой смерти. Именно ей Грин и посвятил «Алые паруса» - она стала и прототипом Ассоль. «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.», - так написал автор.

После смерти Грина судьба его последней супруги сложилась непросто - в ходе немецкой оккупации Крыма она оставалась в Старом Крыму и после войны получила 10 лет лагерей за то, что, оставшись с тяжело больной матерью на временно оккупированной нацистами территории, работала корректором и редактором в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Оккупационные власти использовали имя вдовы знаменитого писателя в своих пропагандистских целях. В дальнейшем Миронова была угнана на трудовые работы в Германию, дождалась освобождения, вернулась в Крым, была арестована, отбывала заключение в сталинских лагерях. Нина Николаевна была полностью реабилитирована в 1997 году.

Третья супруга советского писателя Нина Морозова. Фото: Commons.wikimedia.org

Каперна вместо Петербурга

Знаменитый Петроградский Дом искусств, основанный в 1919 году, ставил перед собой задачу оказывать социальную помощь деятелям искусств. Здесь жили и работали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Александр Грин. За несколько лет своего существования он стал центром литературной жизни Петрограда. Его сравнивали с кораблем или ковчегом, спасшим петербургскую интеллигенцию в годы послереволюционного голода и разрухи. К сожалению, просуществовал он лишь до 1922 года.

Здесь Грин создал большую часть текста «Алых парусов». В этом здании созрел и замысел автора сделать так, чтобы сюжет повести разворачивался в декорациях города на Неве. Лишь по мере работы писатель перенес действие в вымышленный рыбацкий поселок Каперна. Любопытно, что некоторые литературоведы впоследствии находили здесь созвучие с евангельским Капернаумом.

Впрочем, сам бриг с алыми парусами все-таки стал посещать Петербург уже в реальности.

Набережные города на Неве могли попасть в текст повести. Фото: www.globallookpress.com

Праздник выпускников

Единственный в СССР праздник выпускников зародился в Ленинграде в 1968 году. Именно тогда впервые в акватории Невы появился сошедший со страниц повести Грина «Секрет» с алыми парусами. Река тогда была охвачена яркими огнями факелов, державших их юношей и девушек, которые стали участниками грандиозного представления, увенчанного триумфальным фейерверком. В эфире звучал диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле: «Попутного ветра тебе, корабль радости, корабль юности, корабль счастья!».

С того года «Алые паруса» начали отмечать традиционно вплоть до 1979-го, пока не вмешались чиновники - глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов закрыл праздинк, опасаясь большого скопления молодежи.

Событие в формате мультимедийного шоу с крупным концертом возобновили в 2005 году. Яркое представление завершается выходом в акваторию брига с «Алыми парусами» - своеобразного живого памятника бессмертному произведению Александра Грина.

Каждое лето выпускники в Петербурге видят ожившую сказку. Фото: www.globallookpress.com

Экранизации

Повесть пережила несколько десятков театральных постановок, а барды и популярные рок-музыканты сочинили не одну песню для своих пластинок по ее мотивам. Однако в отечественном кинематографе «Алые паруса» появились лишь однажды.

Впервые экранизировал текст Александра Грина в 1961 году режиссер Александр Птушко. На главную женскую роль постановщик пригласил 16-летнюю Анастасию Вертинскую, для которой роль Ассоль стала первой работой в кино. Ее партнером стал блистательный Василий Лановой.

Фильм, так же, как и книгу, ждала счастливая судьба. Несмотря на прохладный прием критики, картина вызвала живейший интерес у зрителей: только за первый прокатный год «Алые паруса» посмотрели более 22 миллионов человек.

Любопытно, что на изготовление парусов для корабля Грея ушло, по разным источникам, от пятисот до двух тысяч квадратных метров алого шелка.

Знаменитая советская экранизация повести Александра Грина. Кадр из фильма

Еще один фильм «Правдивая история об алых парусах» производства украинских кинематографистов появился в 2010 году. Мини-сериал показали по телевидению, однако он зрителям не понравился - сегодня картина уже забыта.

Алые паруса (праздник выпускников)

«А́лые паруса́» - всероссийский бал выпускников, отмечаемый (1968-1979, возрождён в 2005-м) в Санкт-Петербурге в день, ближайший к самой долгой белой ночи (ориентировочно 18-23 июня).

Проводится в два этапа: большой концерт с элементами театрализованного представления на Дворцовой площади и стрелке Васильевского острова (начало в 23:00, вход по пригласительным билетам) и грандиозное светопиротехническое мультимедийное шоу в акватории Невы (начало в 1:20, вход свободный).

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде, где главным событием является проход вдоль набережных корабля с алыми парусами. Его торжественное движение сопровождается специально подготовленным световым представлением, фейерверком и водным перформансом. Всё шоу полностью синхронизировано с музыкой. Продолжительность водного спектакля - приблизительно 30 минут.

Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведётся прямая телевизионная трансляция федеральным Пятым каналом , с раздачей сигнала на весь мир. На празднике в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках. Праздник проходит при всесторонней поддержке Правительства Санкт-Петербурга и личном участии губернатора . Генеральным спонсором мероприятия является ОАО «АБ „Россия“». Среди почётных гостей праздника: Президент РФ Владимир Путин и глава Правительства РФ Дмитрий Медведев .

Идеология праздника

Основная идеология праздника лучше всего сформулирована в его девизе: «Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня на новое поколение, на талантливую и перспективную молодежь, от которой зависит будущее Петербурга и страны.

Зарождение традиции

Единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году . Местом его рождения считается Городской дворец пионеров имени Жданова на Невском проспекте , ныне известный как Дворец творчества юных. Именно там по распоряжению городского отдела народного образования Ленинграда было положено начало масштабному и яркому мероприятию.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнёс диктор.

Из-под Кировского моста в парадном строю вышла эскадра катеров, открывающая праздник. На катерах были представители всех поколений советских людей: молодой путиловский рабочий дней Октября, матрос революционной Балтики, солдат большевистского бронедивизиона… Люди 20-х, 30-х годов, годов Великой Отечественной войны, послевоенного периода, наших дней… Они провожали сегодня в трудовую жизнь ещё одну смену молодых.

По бортам всех катеров был расположен почётный эскорт - юные фанфаристы и барабанщики в яркой парадной форме Суворовского и Нахимовского училищ. На белоснежном адмиральском катере «Ленинград» находилось три выпускника, которым было предоставлено право открывать праздник. Один из них держал громадный праздничный вымпел. Рядом с ним - юноша и и девушка с высокими зажжёнными факелами.

Пройдя вдоль всей набережной, мимо Дворцового моста, эскадра подошла к широкому спуску Стрелки. Здесь, на гранитных ступенях, от самой воды вверх до Ростральных колонн , в несколько шеренг стояли юноши с незажжёнными факелами. Их много, около четырехсот человек. «Ленинград» пришвартовался к Стрелке. По высокому флагштоку на берегу заскользил вверх флаг праздника. Юноша и девушка волнообразным движением своих факелов подожгли факелы крайних в цепи. Зажглись ещё два факела. А дальше огни побежали от человека к человеку, на площадь к маякам. Когда около колонн загорелись последние факелы, вдруг, как бы выйдя из них, вверх поплыли пиротехнические огненные шары. Они достигли вершин маяков. И тогда раздались два лёгких взрыва. Шары подожгли форсунки маяков. Высоко в небо взметнулись языки пламени на Ростральных колоннах. Вслед за ними новой огненной волной зажглись пятьдесят громадных факелов, установленных на верках Петропавловской крепости. А затем огненная феерия как бы охватила и само небо. От стен Петропавловской крепости со Стрелки пошли вверх залпы навесного фейерверка.

Сполохами, пляшущими на ветру, огни обрамляли Неву. Они продолжали гореть до конца праздника. А на их фоне, когда еще гремели залпы фейерверка, появился трёхмачтовый корабль. По реке шёл гриновский галиот «Секрет» с алыми парусами - живая эмблема праздника.

На борту «Секрета» радостная и романтическая картина встречи Ассоли. Здесь и капитан Грей, и старпом Пантен, и весёлый балагур матрос Летика, и отец Ассоли - старый моряк Лонгрен. Команда галиота на палубе, вверху на мачтах… Тут же играет бродячий оркестр, тот самый, который Грей взял с собой в рейс, чтобы встретить Ассоль с музыкой… Композиция на морские темы И. Дунаевского , его увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», его музыкальный рассказ о весёлом ветре стали органической частью этой картины. «Секрет» шел вдоль берегов.

А в эфире диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле… «Попутного ветра тебе - корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» Они говорили о мечте. О мечте, как первом шаге к практической цели. «Мечтать - значит мысленно обгонять время, предугадывать будущее…» И тогда вслед за галиотом на Неве появились «Корабли мечты». Мечты, прокладывающей дорогу в трудовое завтра. В кильватерной колонне шли «Корабли труда». На каждом из них - громадное, светящееся изнутри и подсвеченное с бортов объёмное изображение - символ. Оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах» точно выражала значительность происходящего.

На первом корабле был изображен громадный «Молот». Внутри молота видны заводские металлические фермы, фрагмент шестерни, детали машин. На палубе и на отсеках заводских ферм была расположена живая картина - молодые рабочие наших дней. Они в костюмах различных производственных профессий, с характерными деталями своего труда. Молот - не только символ производства, он неразрывно связан в нашем представлении с серпом - другой частью эмблемы нашего государства. Вторым шёл корабль «Серп». Вокруг громадного светящегося серебром серпа - молодые труженики советского села. Профессии современного села разнообразны. Полеводы и механизаторы, доярки и агротехники, зоотехники и строители… На бортах корабля - поля высоких золотых колосьев, они волнами колышатся на ветру. Далее шёл корабль «Атом». Он посвящён науке. По реке двигалась большая модель атомного ядра…

Всё это действо было красочным, необычным, ярким и завораживающим. Гуляния продолжались до раннего утра, а представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.

Современный праздник

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного ряда. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы (баржи , понтоны располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства. Основными компонентами являются: пиротехническое и световое шоу. Дополнительными компонентами: водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой по SMPTE-таймкоду. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде.

2005

В момент прохода корабля использовалась испанская и немецкая пиротехника, заметная даже на светлом небе

Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени.

Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работал водный перформанс (отдельный постановочный номер с участием катеров). На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах (линейный фронт), на третьем - световое шоу на стенах Петропавловской крепости.

Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход «Штандарта» с алыми парусами. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе.

Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут.

2006

Фейерверк служит фоном для плывущего фрегата с алыми парусами

Была придумана идея сделать Петропавловскую крепость и фейерверк динамическими фонами, оживающими при прохождении фрегата с алыми парусами. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света.

Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой. Интересный факт, что весь концепт был набросан креативной группой на салфетках ресторана «Тиволи» в городе Франкфурт-на-Майне . Световой дизайн водной части шоу был подготовлен лучшим художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским .

2007

Корабль идёт в сопровождении свиты

Шоу 2007 года вышло на новый уровень. Его посетило более 1 млн человек - это европейский рекорд. Технологическая и творческая составляющие праздника достигли серьёзного мирового уровня. В постановке спектакля на Дворцовой площади принял участие известный итальянский режиссёр Валерио Фести. В качестве элементов внутренней и внешней декорации были использованы необычные составляющие: среди них - гигантские надувные сферы и актёры, переодетые живыми декорациями. Специально для спектакля была написана музыка, которую исполняла летающая пианистка. На большой высоте, через всю Дворцовую площадь был протянут водный экран для световых проекций. На фоне экрана двигался по воздуху фрегат с алыми парусами. На его носу стояла Ассоль.

В водной части праздника появилось много новых элементов: корабль с алыми парусами торжественно двигался в сопровождении свиты, состоящей из яхт , аквабайков и параглайдеров. Фейерверк и световое шоу стали ещё больше, а задействованное в спектакле пространство превысило 1,5 км².

2008

Декорацией для парусника служит мощный световой фон

В шоу была изменена основная концепция. Вместо традиционного прохода кораблей вдоль набережных появился стационарно установленный в акватории парусник «Мир». Из новых эпизодов был добавлен пиротехнический водопад на Троицком мосту длиной 500 метров.

2009

Фейерверки на бардах, мосту и понтонах

Помимо линии с большим фейерверком, установленным на трёх баржах, была добавлена ещё одна: 400-метровый понтон, на котором расположили фейерверк, огневые машины, свет и 200-метровый водный фонтан. Для шоу акваторию разделили на три акцентированных сцены с собственным пространством первого плана и индивидуальными динамическими двухступенчатыми фонами.

Поскольку фрегат «Штандарт» и яхты имеют достаточно малые размеры, было важно выдержать правильное соотношение масштабов пиротехнического, светового, огневого и водного фонов относительно движущихся в пространстве акватории кораблей.

Подготовку шоу серьезно осложняли погодные условия. За несколько дней до мероприятия, когда часть оборудования была установлена и смонтирована, случился погодный катаклизм: температура упала до двенадцати градусов, поднялся ураганный ветер, и обрушился такой ливень, что монтажные площадки превратились в гигантские озера. В акватории поднялся настоящий шторм. Обилие воды вследствие проливного дождя и шторма заставило многократно усилить влагозащиту всего пиротехнического материала. Однако несмотря на различные преграды, шоу прошло очень удачно.

2010

Фрегат с алыми парусами на фоне салюта

В шоу появился водный перформанс. Шесть 20-метровых прогулочных катеров были переоборудованы в автономные самодвижущиеся платформы с собственной системой питания и радиоуправления, а также были оснащены специальными конструкциями с пиротехникой, огнём, водомётами и светом. Все элементы водного представления были расположены по чётким виртуальным диагоналям, что позволило всю водную пиротехнику отстреливать в достаточно узкое пространство, ограниченное баржами и понтонами в момент непосредственного прохождения вдоль них корабля с алыми парусами. Высокоманёвренное судно, способное совершать развороты на малом круге, специально привезли из Швеции. Постановка на Дворцовой площади была выполнена совместно со всемирно известным цирком Cirque du Soleil .

2011

Бриг «Тре Крунур» с алыми парусами на фоне салюта

Организаторы

В 2005 году праздник был возрожден творческой группой под руководством Марины Фокиной по инициативе ОАО «АБ Россия». Сегодня всероссийский бал выпускников «Алые паруса» организовывается (за исключением 2008 года) «Санкт-Петербургским Международным центром фестивалей и праздников», который является главным городским оператором на рынке событийных технологий city entertainment special events. В организационную структуру также входят различные государственные и частные организации.

Генеральный продюсер праздника - Марина Фокина.

Режиссёр-постановщик - Василий Сазонов.

Арт-директор - Дмитрий Орликов.

Технический директор - Ольга Морр.

Режиссер водного перформанса - Олег Николаенко.

Генеральные технические партнеры: «PRG» (США - Германия), «Орион-арт» (Россия), «Cirque du Soleil » (Канада), «Studio Festi» (Италия), «Flash Art» (Германия).

Корабли, ходившие под алыми парусами

Год Фото Название и описание
1970-1979 С 1970 года роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград» (ранее «Надежда») . Это была немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель» (нем. Der Seeteufel , морской чёрт), принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру - главному германскому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Геббельса , Дёница и Гиммлера . «Der Seeteufel» стал первым германским кораблём, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии, как военный трофей, шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года она отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как «ПКЗ-134», в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».
1971-1979 С 1971 по 1979 год участвовала в празднике совместно с «Ленинградом» трёхмачтовая бермудская шхуна «Кодор» , построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчётом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей.
2005-2007, 2009 Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I в 1703 году на Олонецкой верфи. Восстановлен в 1994 году.

2008

Учебный трёхмачтовый корабль «Мир » - построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году. Считается самым быстрым парусником в мире.
Учебная гафельная шхуна «Юный балтиец » - создана ЦКБ «Балтсудопроект» в 1989 году. Единственный парусник, построенный в России после 1914 года.
2010-2012 Бриг «Тре Крунур» - первый шведский корабль со времён Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга.

Музыка

Характерно, что на всех «Алых парусах» использована музыка исключительно русских и советских композиторов. Часть ораторий была написана специально для «Алых парусов». Так, в 2009 году над оригинальной музыкальной версией работал петербургский музыкант и композитор Антон Грызлов. Исполнение было поручено оркестру Ленинградского телевидения и радио под управлением Станислава Горковенко, дирижёр - Тимур Горковенко. Из года в год своеобразным гимном праздника является увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта ». В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева , который лично участвовал в подготовке музыкального материала. Исполнение было поручено Российскому оркестру синематографа (2010 г., руководители Евгений Щёголев и Игорь Пономаренко) и симфоническому оркестру под управлением Игоря Пономаренко (2011 г.).

Исполнительский состав участников группы музыкального сопровождения включает в себя как полный развёрнутый состав симфонического оркестра и хора с солистами, так и современных рок-музыкантов и исполнителей этнической музыки на аутентичных инструментах - от ирландской флейты «Висл» и шотландских волынок до афроамериканских барабанов и электрогитары. Автором всех музыкальных идей современного праздника выступает режиссёр-постановщик и художественный руководитель проекта Василий Сазонов.

В 2012 году в основу музыкальной партитуры легли произведения классиков С. Прокофьева, И. Дунаевского, а также музыка популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

Критика

Некоторые источники в Интернете и СМИ считают, что на празднике присутствует значительное количество людей в нетрезвом состоянии