Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературе

Учительница: Ражапова Н.М.

Внедрение интерактивных форм обучения -- одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.

Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.

Интерактивный(«inter» -- это взаимный, «act» -- действовать) -- означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал .

С помощью схемы интерактивный метод можно изобразить так:

К интерактивным методам обучения относят: групповое взаимодействие, которое включает в себя учебные дискуссии, решение кейс-задач, выполнение творческих заданий, написание эссе, круглый стол, составление папки-накопителя «Портфолио», использование вербальной и визуальной презентации в PowerPoint -- это далеко не полный список, способствующий оптимальному эффективному обучению. Данные методы преподавания повышают способность обучающихся выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и в групповом взаимодействии .

Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы в дальнейшем.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

Пробуждение у учеников интереса к образовательному процессу;

Эффективность усвоения учебного материала;

Самостоятельный поиск путей и решений учениками поставленной учебной задачи;

Установление взаимодействия между школьниками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

Организация активной мыслительной деятельности учащихся, а не передача педагогом в сознание учащихся готовых знаний;

Создание ситуации успеха, т. е. позитивное и оптимистичное оценивание учащихся;

Самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности .

В интерактивной методике существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.

Обучающий приём -- кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка .

Количество обучающих приемов, которые можно использовать в процессе обучения достаточно велико. Лингвист может также разработать новые приемы в зависимости от цели урока, т. е. активно участвовать в улучшении, совершенствовании учебного процесса и собственного профессионализма.

Например, в учебнике Баранова М. Т. по русскому языку за 6 класспри изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» можно применить следующие приемы :

Ступенчатый прием (ранжирование) -- прием интерактивного обучения, в котором от учащихся требуется расположить собранные данные в определенной последовательности .

Задание: расположите по степени значимости следующие утверждения так, чтобы получился порядок действий при определении способа образования слова.

Поиск соответствий -- прием, в котором от обучающихся требуется провести аналогию слова или выражения с предложенными описаниями .

Задание: Соотнеси термин и его определение

Прием «верно-неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют их правильность.

Задание: Определить правильность следующих утверждений.

Словообразование -- это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Корень -- главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов.

Слова не могут образовываться сложением основ.

Чтобы определить способ образования слова, нужно сначала найти его корень.

Классификация -- прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т. п.

Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: распределите слова в таблицу по способам образования (работа в малых группах).

Приставочный способ

Суффиксальный способ

Приставочно-суффиксальный способ

Сложение (основ или целых слов)

Сложение сокращенных слов

Переход одной части речи в другую

Ролевая игра -- методический прием обучения речи по коммуникативной методике. Состоит из таких ситуаций, при которых каждый участник педагогического процесса получает вымышленную роль, т. е. проекция знаний в жизнь .

Задание. Учащимся предлагается выбрать роль одной из морфем. Первым начинает игру ученик с ролью корня. Он предлагает любой из корней, а остальные ученики с ролями приставки, суффикса и окончания по очереди дополняют его корень.

Таким образом, дети наглядно могут увидеть, как меняется значение слова после присоединения морфем. Многие педагоги считают, что продуктивным является прием «Как вы думаете?», благодаря которому ученики могут высказать свое мнение, научиться грамотно строить свою речь. Данный вид взаимодействия может включать в себя элементы дискуссии, так как мнения детей по тому или иному вопросу будут отличаться друг от друга. К примеру, можно предложить учащимся ответить на вопрос: Меняется ли лексическое значение слова, если поменять в нем аффикс или добавить новый?

«Мозговой штурм» -- один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности.

Можно предоставить карточки с заданиями такого рода: Собери слова, которые спрятались в других словах:

1) Приставка в слове ПОДСЕЛ, а корень в слове СНЕЖОК, суффикс -- УЧЕНИК, окончание -- МАШИНКИ (подснежники);

2) Корень в слове МОЛОДОСТЬ, суффикс -- ПАЛЬЦЫ, окончание -- ГОЛОВЫ (молодцы);

3) Приставка в слове ЗАБОЛЕТЬ, корень -- ПРИГОРОД, суффикс -- ДЫРКА, окончание -- СОБАКА (загородка);

4) Корень в слове -- ДВОРОВЫЙ, суффикс -- ЕЖОВЫЙ, окончание -- КРАСНЫЙ (дворовый);

5) Приставка в слове УДИВИТЬ, корень -- НАКАЗАНИЕ, суффикс -- ВЫСОТКА, окончание -- ЛАМПА (указка);

6) Корень в слове ПОЗЕЛЕНЕТЬ, суффикс -- ДОЧЕНЬКА, окончание -- ГЕРБАРИЙ (зелененький).

Также можно предложить разгадать кроссворд. Работу можно организовать в парах, предоставив детям карточки с кроссвордом.

По горизонтали: 1. Традиционное название в лингвистике приставки. 2. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов. 3. Значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. 4. Главная значимая часть слова.

По вертикали: 1. Раздел науки о языке, который изучает, из каких значимых частей состоит слово. 2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 3. Часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово. 4. Вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Данный прием позволяет словеснику в полной мере воспользоваться своей профессиональной фантазией.

Таким образом, интерактивные приемы в обучении русскому языку: ступенчатый прием, поиск соответствий, прием «верно-неверно», классификация, ролевая игра, «мозговой штурм» являются активными способами совместной деятельности, при которых моделируется ситауция, оцениваются действия, обучающиеся самореализуются в различных видах учебных занятий.

Литература

интерактивный обучение школа

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. Учебник по русскому языку за 6 класс. -- 33-е изд. -- М.: Просвещение, 2011. -- С. 57-60.

2. Белькова А. Е. Методика организации и проведения учебно-ознакомительной практики бакалавра-филолога // Научный журнал «Молодой учёный». -- 2015. -- № 12 (92). -- С. 896-898.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. -- М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. -- 199 с.

4. Методы научно-педагогического исследования. -- http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник] (дата обращения 28.11.2015).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности интерактивных форм и методов обучения в современной начальной школе. Развитие практических навыков и творческой активности младших школьников при использовании интерактивных методов на уроках технологии. Основные модели обучения в педагогике.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Использование информационно-коммуникационных технологий интерактивного обучения, его формы и методы. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности интерактивных методов, применяемых на уроках русского языка в 4 классе начальной школы.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме "Функция".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Интерактивное обучение. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения. Использование интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранному языку в школе.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2008

    Классификация методов применения интерактивных средств в процессе обучения младших школьников, теоретические и методические основы их применения. Анализ динамики уровня сформированности познавательных и регулятивных универсальных учебных заведений.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения при преподавании права в школе. Перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

    реферат , добавлен 26.03.2014

    Активные и интерактивные технологии обучения. Имитационные и неимитационные формы организации обучения. Классификация методов активного обучения для ВУЗа, предложенная Вербицким А.А. Критика интерактивных методов обучения в академической среде.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Методологические основы интерактивного обучения, его концепции и технологии. Применение деловых игр в преподавании дисциплины "Современная экономика". Методические рекомендации по разработке занятий по дисциплине с применением интерактивных методов.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2012

    Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.

Активное внедрение преподавания элементов интерактивной методики предполагает работу в парах, в малых и больших группах.

Интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего не получится.

Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.

“Методика интерактивного обучения” - произошло от англ. “interact” - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.

Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.

Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся навыков самостоятельного нахождения ответов.

Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия. Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками обучения через взаимодействие.

Наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время дискуссии. Это происходит по следующим причинам:

Учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов;

Учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться;

Учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт. Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика;

Учитель тоже может учиться, узнавая что-то новое от учеников.

Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос касается каких-либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно, вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками, пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.

Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может использовать следующие полезные приемы:

1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения.

2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения.

3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти приемы можно классифицировать следующим образом:

Сходства/различия

Ранжирование

Поиск соответствий

Классификация

Обобщение

Верно/неверно

Преимущества и недостатки

Выявление последствий

Как вы думаете?

Исследование и отчет

Ролевая игра

Мозговой штурм

Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.

Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее задание “Что важно для меня?”

Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка:

Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.

При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.

Далее прием Поиск соответствий. При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Задание “Поиск соответствий”

Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш.

Следующий прием Рейтинг. Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.

Задание “Сказки Пушкина” (Приложение 4)

По приему Верно/Неверно

При выполнении мою приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия, нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.

Правильно или требует изменений

При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают, являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким образом, чтобы оно стало правильным.

Задание “Исправление ошибок”

У велосипеда две ноги.

Коровы дают траву и кушают молоко.

В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.

Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении предложенных критериев.

Задание “Kaтегории”

Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый.

Kатегории:

Имя существительное

Имя прилагательное

Как вы думаетe?

При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить, какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания - ознакомить учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой, подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение.

Задание “Чему учат сказки Пушкина?”

Чей ответ вы считаете наиболее правильным?

Жанар: Скажи Пушкина учат нас доброте, чтобы мы в трудную минуту помогали друг другу.

Аскар: Я никогда не задумывался над этим. Просто читаю, чтобы ответить и получить хорошую оценку. А какие воспитательные значения содержат сказки мне надо подумать.

Айнура: Сказки Пушкина очень интересны. Они насыщены красивыми эпизодами чудес, таких, как про Белочку, которая грызет золотые орешки, или Царевну лебедь, обернувшуюся прекрасной девицей. Они учат нас глубокой фантазии, богатых воображений, истинных чувств любви к ближнему.

Эльвира: Мне кажется, что сказки Пушкина учат нас многому: любви к природе, к животным, к ближним, чувства милосердия и доброты, отзывчивости и храбрости, а так же они носят поучительный xapaктер, где, например, жадная старуха остается у своей разбитой корыты, где Балда сумел обхитрить скупого попа и многому другому.

Совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто-то сказал бы, будто молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за 45-минутый урок вы можете применить 5 или 6 различных методов. Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной задачей.

Как нам известно, школа должна выполнять социальные заказы общества: обеспечить учеников глубокими и всесторонными знаниями, формировать в них умения и навыки, вырасти личности с высокой культурой и прогрессивным мировоззрением.

Исходя из этого для продуктивного решения проблем, отмеченных в общеобразовательных школах, необходимы отвечающие мировым стандартам новые педагогические и методические подходы, новый образ методического мышления.

Чувство самоуверенности учеников возникают тогда, когда им позволяется участвовать в организации класса и урока, предоставляется свобода в изучении и их мысли причиняют общественные обсуждения.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                ____________________________
Симферополь 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …….3
I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………… …………………..6

    Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения……….6
    Современные классификации дидактических методов …….6
II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ……..11
    Готовность педагога к организации процесса интерактивного обучения ……..11
    Способы активизации познавательной деятельности учащихся …12
    Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся 15
    Игра как средство интерактивного обучения 16
    Проблемно-задачный подход в системе интерактивного обучения 19
    Методическое программно-целевое проектирование 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….27
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… ……………28


ВВЕДЕНИЕ
Определяющей чертой развития современного образования в Украине остается поступательный переход к личностно- ориентированной модели обучения и воспитания, поэтому сегодня школа как сложная социально-культурная система направляет усилия не на выпуск образованного и информированного исполнителя, а на формирование личности, которая может свободно получать и обрабатывать информацию, овладевать коммуникативными навыками, ориентироваться в заданной ситуации, самостоятельно принимать решения, творчески мыслить, быть способной к самоорганизации и саморазвитию, уметь естественно вписываться в поликультурное пространство.
Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения: понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.
Технологизация образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Над этой проблемой работали такие ученые: А. Я. Савельев рассматривает традиционные и инновационные технологии обучения (индивидуальные, коллективные, смешанные); В. М. Максимова предлагает структурно-логические технологии, представляющие поэтапную организацию системы обучения, обеспечивающие логическую последовательность постановки и решения дидактических задач на основе адекватного выбора содержания, форм, методов и средств обучения на каждом этапе с учетом поэтапной диагностики результатов; игровые технологии (формируют умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов: занимательные, театрализованные, деловые, имитационные ролевые игры.
В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии (структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств.
Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» - пары постоянного состава.
Основные положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают:
- резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии;
- нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;
- совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии;
- организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы;
- адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;
- воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося.
По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.
В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.)
В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес технологии модульного обучения, предложенной В. М. Монаховым. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением хотя них комфортных условий.
Цель работы: систематизировать изложенную проблему, анализировать представленные научные работы.
Задачи: проанализировать литературу по вопросу интерактивные методы обучения. Представить теоретические аспекты урока русского языка и литературы. Представить собственный опыт использования инноваций в основной и старшей школе.
Новизна: рассматривание программного обучения в 11-летней школе, (новая, 11-летняя школа делает у нас в стране только первые шаги. Все мы, таким образом, вольно или невольно, участвуем в эксперименте)

I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущностные особенности интерактивных форм и методов обучения
Интерактивный - от англ. «тгегасх» - находиться во взаимодействии, действовать друг на друга: обучение через участие, воздействие в составе меняющихся групп.
Суть технологии интерактивного обучения - в стратегии формирования личности учащегося как субъекта жизнетворчества с использованием в образовательном процессе методов и приемов утверждения межсубъектных отношений.
При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение (от лат. т!ег «между» и ас1ю «действие») использует диалоговые формы процесса познания, которые заменяют привычные монологические, сложившиеся в годы субъект-субъектного речевого общения в педагогическом процессе, или транслирующие, передаточные. Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия участников учебного процесса друг на друга, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия,
коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и
диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками
образовательного процесса.

1.2. Современные классификации дидактических методов
Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Методика обучения - совокупность методических правил и рекомендаций; система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету (М. П. Сибирская).
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует и классификация методов обучения В. А. Оганесяна: объяснительно-иллюстративный - ОИ; программированный - ПГ; эвристический - Э; проблемный - ПБ; модельный - М.
Выделим основание для приведенной классификации методов обучения.
Под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за определенный период, а под начальными условиями - текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия - это знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и в которые должны встроиться новые результаты обучения.

В качестве основного отношения для классификации методов обучения будем использовать открытость элементов этой схемы для ученика.

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированный метод обучения:
Если ученик знает, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные результаты надо пройти в изучении темы, каким образом их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе".

программы, и так далее до получения планируемых результатов. Процесс в этом случае полностью детерминирован. Мы здесь не обсуждаем средств реализации программированного обучения (это может быть печатное пособие, электромеханическое устройство - компьютер или педагог).
Пусть теперь открыты промежуточные результаты, но способ их получения ученику не сообщается. Тогда приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик, и так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результат-эвристический метод обучения.

Теперь можно убрать и промежуточные результаты, и пути их достижения. Тогда ученик имеет противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В таком случае учителем используется проблемный метод обучения:

Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось домашним заданием, вводным повторением, специальными формами опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия учителем не выделяются, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При получении расхождений с целью учащийся возвращается к началу, вносит изменения в свои начальные условия и вновь проходит весь путь. Весь этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного. Не исключено, что. закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.
Очевидно, что модельный метод обучения - самый интерактивный, поскольку этот метод предоставляет обучающимся наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой - роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли "объекта" обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются "субъектом" обучения, выполняют творческие задания, встлттают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (т1ег - "между"; ас! - "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ххв. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.). а также "педагогики - сотрудничества" (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили. Лысенковой и других. Особо интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде вариаций деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры - это реализация модельного метода обучения.
Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из дефиниций понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т.е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между; и «акция» - усиленная деятельность (активный -развивающийся, усиленно действующий - словарь).
Таким образом, интеракцию можно трактовать как усиленную деятельность между кем-либо. Исходя из этого, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. (Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Минск, «Белорусский верасень», 2005.)


II. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Готовность педагога к организации процесса
интерактивного обучения

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отииифованностъ метоОов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Урочно-фрагментарные методы, не учитывающие интересы ребенка, его возможности, уровень, мотивацию, зрелость, отношение к учителю и предмету, построенные на необходимости всеклассно усваивать и осваивать, зубрить и запоминать факты, приемы. умения с целью повторить (воспроизвести) или, что считается развитием, создать по известному алгоритму нечто новое, что является по сути действительно новым для данного ребенка, - так подспудно выглядит сущность обучении.
Считается важным научить ученика находить идеи и пути решения различных проблем. Однако важнее научить его работать во всем цикле: поиск и вычленение ведущих проблем - простраивание проблем по степени значимости - анализ проблем -определение целей, задач и направлений деятельности - наработка возможных вариантов решений - выбор наилучших - просчитывание необходимых условий, внешних и внутренних ресурсов - определение механизма решения проблем - составление программы и вероятно-ситуативного плана работы.
По мнению В. М. Лизинского, если определить цели обучения, как обеспечение функциональной грамотности каждого учащегося и подготовку его к успешному движению по жизни - умению вступить в коммуникации, добиваться на основе саморазвития достижения своих жизненных целей, придерживаться жизнеутверждающих и нравственных ценностей, уметь ограничивать свои интересы и потребности в соответствии с общественными требованиями, не нарушая интересов других людей, понимать и чувствовать мир природы, стремясь к ее сохранению и умению жить с нею в мире, любить себя и своих ближних, научиться толерантному отношению к людям вообще, - то исходя из этих целей учитель может выстроить оптимальную стратегию и тактику своей деятельности.
Учитель, умеющий перенести достоинства свободного, неограниченного обязательствами и обязанностями общения в плоскость увлеченной заинтересованной деятельности, способный искать стимулы развития в самом процессе деятельности, умеющий формировать в детях переход от ценностей низшего порядка к переориентации, ценностному пересмотру, ведущий учеников к признанию истинных ценностей и истинного лидерства, - такой учитель стремится выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.
2.2. Способы активизации познавательной деятельности учащихся

1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

    2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
1) Интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой.
2) Комбинированные (лекционно-семинарские и лекционно-практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
3) Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества (субъект-субъектных отношений) и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений).
При разных подходах различные формы учебных занятий объединяются в разные по структуре циклы, блоки или другие группировки.

4. Использование всех форм учебной работы учащихся.

5. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения.

    3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
    Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые
    задания: дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические
    кроссворды и др.

    Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов.
    «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом).
    «Для меня сегодняшний урок...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий).
    «Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).
    «Работа в диадах» (предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа).
    «Сообщи своё Я» (высказывание предварительного мнения о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так...»).
    Метод недописанного тезиса (письменно или устно: «Самым трудным для меня было...», «Я однажды наблюдал в жизни своей "...»).
    Пантомомическое изображение предмета разговора.
8) Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др.
8. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.

Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация.

    Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
    Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций
    взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому зля любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
2.3. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся
Использование интерактивных форм и методов обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.
Первый уровень (узнавание) - обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.
Второй уровень (репродуцирование) - обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.
Третий уровень (продуктивная деятельность) - обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
и т.д.................

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества»

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося. Через призму насущных проблем ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией являются использование интерактивной методики, основанной на постоянном взаимодействии и активной связи участников учебного процесса (учителя и ученика).

Интерактивное обучение – это особая форма организации познавательной деятельности. Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

Главная идея интерактивной методики – активизация учебной деятельности через систему развивающего обучения; сотрудничество с учителем и различные стили общения в коллективе. Этот комплекс методов направлен не только на решение образовательных задач, но и формирование жизненно важных для личности качеств, его умения общаться, высказывать свое мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д.

Таким образом, основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучаемого, поэтому в основе каждого метода заложена идея формирования и развития творческой, общительной, высокообразованной, демократической, толерантной личности/

К интерактивным методам относятся:

1. Мозговая атака – метод коллективного обсуждения, выражения мнения всех учеников.

2. Дидактические игры (ролевая, деловая игра).

3. Логические задачи , когда создается ситуация и ученики решают связанную с ней проблему.

4. Составление кластера , когда определяется ключевое слово тематической группы.

5. Дебаты .

6. Исследовательская деятельность.

7. Дискуссии.

8. Тренинги.

9. Разноуровневые задания и др.

Некоторые из них я использовала и использую на своих уроках при планировании повторений, обобщений знаний.

Перед началом какой –либо темы я задаю самостоятельное задание, над которым они должны подумать к будущему уроку (например; составить план-конспект по параграфу или составить кластер, написать эссе из 6 – 10 предложений, подготовить на 3-4 минуты презентацию и т.д.)

Так, например, на уроке литературы в 6 классе по теме: «Притча о блудном сыне» одна группа пишет эссе из 5-6 предложений; другая группа – составляет кластер к слову «ЛЮБОВЬ»; третья группа – работает по методу арт-технологии (изображение на рисунке в виде глаза, лица, ладони, сердца и т.д. любви к родному человеку); четвертая группа - работает по методу синквейна (составление стихотворений из пяти строк, где 1.-сущ.,2.-прилаг., 3.-глагол, 4.-отношение к теме, 5.- синоним к первому слову).

Таким образом, весь урок дети самостоятельно по группам и индивидуально могут проявить себя и получить заслуженные оценки за урок. После таких уроков мы педагоги как воспитатели можем многое раскрыть в своих учениках. Они раскрываются полностью, без комплексов так как чувствуют, что их выслушают не только учитель, но и одноклассники.

Следующая технология «Развития критического мышления через чтение и письмо» - это современная «надпредметная» технология, которая решает следующие задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма; формирование навыков написания текстов различных жанров; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формирование коммуникативных навыков. Цель данной технологии – дать методические инструкции, которые способствовали бы развитию критического мышления у обучающихся. Критическое мышление – сложный мыслительный процесс, который начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Это процесс интеграции идей и творческого их осмысления на пути создания собственных концепций. В центре находится обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, также как и сами решения.

Данную технологию я успешно применяю. Так, например, на уроке русского языка в 5 – ом классе при прохождении темы: «Буквы О-А в корне –лаг-,-лож-» я использовала игровой момент урок теле игра, где предусматривались: диктор, ведущие телепередач («С утра пораньше», «Счастливый случай», «Тема», «Это вы можете», «Сам себе писатель», «Итоги») . Каждая группа и ученик должны по заданным на уроке учителем карточкам работать самостоятельно в течений 5-7 минут и ответить на заданные в них вопросах. Например: в передаче «С утра пораньше» нужно составить рассказ об утренних сборах в школу, применяя следующие глаголы: положить, предлагать, переложить, уложить, сложить, полагать. Можно опросить 2-х, 3-х учеников устно, а один у доски расставляет ударение в данных словах и одно слово разбирает по составу (на данном этапе хорошо сработает культура письма, формирование навыков написания текста различного жанра). Следующая передача (соответственно объявляет диктор), «Счастливый случай» (где работает командная группа учащихся), достает из мешочка бочонки с номерами и открывает соответствующий номер карточки у доски.

1. Слово с пропущенными буквами и дополнительное задание к нему составить с данными словами словосочетания.

2. Полный синтаксический разбор предложения и дополнительное задание к нему сказать, какой частью речи выражены данные члены предложения. (На данном этапе мы обращаем внимание на развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе, основанной на уровневой дифференциации).

Передача «Тема» формирует коммуникативные навыки, повышает интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Так как в ней я предусмотрела такие задания: вопросы для повторения о типах и стилях речи, основной мысли текста и переход к выполнению упражнений по учебнику на странице 210, упр. 755. Участники передачи «Это вы можете» выполняют письменно упражнение 754 на стр. 210, где отвечают на вопросы и обозначают изученную орфограмму. (Этот этап критического мышления предусматривает самостоятельную работу каждого ученика). Участники следующей передачи «Сам себе писатель» пишут мини-сочинение о зиме (можно сочинить стихи), (здесь мы прослеживаем творческую работу учащихся). И в «Итогах» диктор и участники передач закрепляют пройденный материал по вопросам данным на слайде у учителя (Этот этап урока развивает у учащихся коммуникативные навыки и прививает интерес к творчеству, повышает самостоятельность).

Необходимо, чтобы каждый урок русского языка был радостным и интересным, активизировал творческие силы учащихся, наконец, давал не только знания, расширяющие кругозор, но и поставил ребенка перед ситуацией нравственного выбора, принятия в жизни правильного решения. Добиться высокой эффективности при проведении нестандартного урока учитель может лишь при условии правильного выбора метода обучения с учетом конкретных условий и возможностей каждого класса. «От метода преподавания, - писал А.В. Луначарский, - зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему учителю ». Как показывает мировая практика, большого успеха в работе добиваются учителя, овладевшие новейшими методами и новыми педагогическими технологиями, направленными на включение учащихся в самостоятельную поисковую работу. Нетрадиционные уроки тесно связаны с интегрированным обучением, которое предполагает слияние нескольких учебных дисциплин на одном уроке.

Технология обучения представляет собой совокупность различных способов и средств, направленных на выполнение учебно-воспитательной цели. Педагогической технологией является комплекс взаимосвязанных требований, направленных на достижение определенных психолого-педагогических целей. Таким образом, педагогическая технология – это совокупность различных методов и средств для реализаций определенных целей, которая гарантирует запланированный результат. Кроме того, педагогическая технология предполагает комплексно-методическое обеспечение учебного процесса, необходимое для полного и качественного обучения предмету в соответствии с требованиями учебных программ.

К методам ведения урока по новой педагогической технологии относятся нетрадиционные уроки: урок-беседа, урок-экскурсия, урок-игра, урок-концерт, урок-ярмарка, урок-лекция, урок-диспут, урок-КВН, урок-конференция. После изучения любого раздела учителя могут проводить итоговое занятие в форме вышеуказанных нетрадиционных уроков, цель которых - активизировать мыслительную деятельность учеников, обобщить и систематизировать их знания по различным темам.

Сегодня, когда во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных моделей, технологий, ориентированных на личность учащегося ярко вырисовывается главная задача – найти интенсивные технологии обучения и воспитания подрастающего поколения, отвечающие современному уровню развития общества и дающие успешные результаты.

На мой взгляд, такой технологией современного образования являются дебаты , которые очень актуальны для сегодняшнего дня, так как обладают такими качествами, как:

- универсальность (использование данной технологии в процессе обучения, и в процессе воспитания);

- востребованность (уметь дебатировать, дискутировать, логически мыслить и убеждать сегодня нужно всем: и школьникам, и студентам, и юристам, и политикам);

- интерактивность (дебаты ориентированы на участие каждого в ходе проведения игры, урока, они на практике формируют личную активность, раскрепощая личность и освобождая ее от каких-либо комплексов).

При подготовке к дебатам проводится «Мозговой штурм» , когда, исходя из знаний и опыта каждого ученика, выясняется, что они к этому времени знают по данной теме, по ее ключевым понятиям. Отсюда дифференцированный подход учителя к учащимся, так как не могут два ученика одинаково знать, уметь, мыслить. Важнейшим позитивным моментом является то, что дебаты развивают критическое мышление, которое так необходимо на уроках литературы, когда приходится абстрактные идеи соотносить с реалиями сегодняшнего дня.

Важное место в дебатах принадлежит исследовательскому умению учащихся. Чтобы аргументировано спорить, надо подготовить хорошие доказательства и отобрать лучшие. Для этого нужно не только прекрасно знать текст произведения, но и «перелопатить» горы дополнительной литературы. Технология дебатов позволяет глубже войти в тему, ознакомиться с ней в различных аспектах и вынести собственные суждения на основе огромной исследовательской работы.

Дебаты учат ребят организованной речи, логически построенной, лаконичной по содержанию. Это большой плюс, так как на уроках литературы мы много работаем устно.

Всякое познание начинается с удивления. Удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому для меня всегда важно чем-нибудь на уроке удивить своих учеников.

И я вам желаю того же, удивляйте своих учеников на протяжении каждого урока.

Мурзасаимова Айсулу Тураровна

Учитель русского языка и литературы

Школа- лицей № 5 3 г. Астана

И нтерактивны е метод ы обучения на уроках русского языка и литературы .

Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму

Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» - уходит и сменяется насущным: «Я рядом с вами».

Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения.

Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно, и интерактивного обучения.

Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?». Предлагаю разобраться и увидеть особенности данных методов в сравнении.

Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для наглядности представим их нижеследующими схемами.

Схема 1

Схема 2

Схема 3

Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы.
2. Активные методы.
3. Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.

Пассивный метод

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Активный метод

Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта осуществляется не путем передачи о нем, а в процессе собственной активности субъекта.

Личностно-ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А.Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике.

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. По- этому перед нами cтоит задача использовать технологии, воспитывающие и развивающие самостоятельность учащихся, а также содействующие сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивное обучение-это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся прочно усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, работать в команде.

Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного образования -воспитывать талантливого ученика, а в конечном результате –вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

В своей практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное.

Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило у доски, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее.Ребята часто получают на дом задания: составить «словарныйдиктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными орфограммами), «карточку-зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два практических задания.

Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае –оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения. Или же задание дается в форме игры:с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая работа группы.

Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность.

Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий–«Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев –«Капитанская дочка» А.С.Пушкина).

В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «за» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы он может изменить свою позицию.

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио –и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%, я применяю интерактивную доску в процессе обучения детей.

Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная доска с ее демонстрационно-наглядно интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса ученика.

Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.

Школьникам –и младшим, и старшим просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.

Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией –выводить на экран доски картинки, схемы, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.

Всю проведенную в ходе урока работу, со всемисделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

В своей педагогической практике я использую ИДдля различных видов деятельности: работа c текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил; коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ; создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация презентаций, созданных учащимися.

ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг друга в паре.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую зоркость.

Используя виртуальную клавиатуру можно исправлять ошибки в деформированных текстах. (В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их исправить.)

В заключение нужно отметить, что традиционное обучение-это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.