Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет

2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет

5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет

6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать свои эмоции Да Нет

9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да Нет

10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 - средневыраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 - тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовываете факты Да Нет

2. Действуете напролом Да Нет

3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считаете себя знатоком Да Нет

7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в

соответствии с Вашим замыслом Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, свидетельствует о явной тенденции действовать напролом; 4- 7 - по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действовать напролом; 1-3 - означает, что тенденция действовать напролом не выражена.

6.4.4.Тест «Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако мно­гие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.



Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).


Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест 5. Опросник Томаса

Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту



Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.


Методические материалы к теме «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»

Тренинговое занятие

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего).

Тема Содержание этапа Время
Зачем мы здесь собрались? Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. 5 мин.
Вступительное слово ведущего Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. 5 мин.
Знакомство Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга. 15 мин.
Правила тренинга Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»). 5 мин.
1. Конфликты и причины их возникновения. Разминка «Карандаши» Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг. 10 мин.
Упражнение «Гости столицы» Участники в парах (разбиваются на 1-й, 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера. Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало? 20 мин.
Информационный блок Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов. 10 мин.
Игра «Испорченный телефон» 10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди. Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов. 20 мин.
Перерыв 10 минут
2. Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. Диагностический блок (Тест Томаса) Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте. 15 мин.
Информационный блок Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (с выходом на посредничество). 10 мин.
Упражнение «Ты уже посредник?» Участники объединяются в тройки (рассчитавшись на 1,2,3). Разыгрывают ситуацию: между двумя учениками конфликт: 1-й обозвал 2-го, 2-й его за это стукнул, и завязалась драка. Роль 3-го попытаться их примирить, выступить в роли посредника. Обсуждение: Кто (какой человек) может быть посредником? Что для этого нужно? Кто уже готов быть посредником? 20 мин.
Беседа о личности посредника Анализ личности посредника и необходимых ему качеств. 5 мин.
Игра «Замороженный» Участники объединяются в пары. 1-й – «замороженный», 2-й – пытается жестами и мимикой его разморозить. Обсуждение: Удалось ли «разморозить» партнера? Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? 15 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч? 15 мин.

Занятие 2

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 2), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 3), чистые листы, раздаточный материал к технологии «Зигзаг» (Приложение 4).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
3. Общение и умение слушать. Организационный момент 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи. 10 мин.
Разминка «Копирование движений» Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору. 10 мин.
Информационный блок Психология общения, виды и функции общения. Средства общения. 10 мин.
Упражнение «Слушание в разных позах» Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями. Обсуждение:При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? 10 мин.
Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). 10 мин.
Информационный блок Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию. 10 мин.
Упражнение «Эффективное слушание» Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями. Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику? 25 мин.
Перерыв 10 минут
4. Проявления эмоций и чувств. Разминка «Путаница» Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук. 10 мин.
Информационный блок Основные эмоции и чувства. 5 мин.
Упражнение «Угадай эмоцию» Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции - условие того, что они не принесут вреда. 20 мин.
5. Манипуляции и защита от них. Упражнение «Толкачи» Участники встают в две шеренги. Стоя на одной ноге, начинают толкаться ладонями. Цель - вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Участники 3-4 раза меняются парами. Обсуждение: Какими способами удалось вывести соперника из равновесия? Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. 10 мин.
Изучение способов манипулирования Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни. 25 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи? 10 мин.

Занятие 3

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах, скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, аудиозаписи, раздаточный материал «Совместная встреча» на каждого участника, чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 5).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
6. Процесс посредничества в конфликте Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от третьей встречи. 10 мин.
Разминка «Гвалт» Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером. 15 мин.
Информационный блок Участники делятся на 3гр. Изучают теоретический материал «Совместная встреча». Задание: подготовить по 1 вопросу другим группам по содержанию прочитанного текста. 25 мин.
Проигрывание совместной встречи В тех же группах придумывают конфликтную ситуацию (ученик-ученик). Проигрывают совместную встречу. Обсуждение: Правильно ли было организовано пространство? Соблюдены правила совместной встречи? Насколько эффективна оказалась совместная встреча? Каковы ощущения у «участников конфликта»? 35 мин.
Перерыв 10 минут
3. Заключительное занятие Разминка «Снежки» Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков - перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». 10 мин.
Упражнение «Я в роли посредника». Участники на листах бумаги записывают размышления о себе в роли посредника. Обсуждение: Участники по желанию высказывают свои размышления. 15 мин.
Групповой коллаж Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Школьная служба примирения». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл. Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. 45 мин.
Анализ и подведение итогов тренинга Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? 10 мин.

Список использованной литературы:

1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.

3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

5. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Тест: Стратегии (стили) поведения в конфликтной ситуации

(тест Томаса - Килменна, адаптация Н.В. Гришиной,

В опроснике по выявлению типичных форм поведения в конфликтной ситуации 12 суждений в различных сочетаниях сгруппированы в 30 пар. В каждой паре вам необходимо выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. То есть, выберите одно из двух суждений, которое в большей мере соответствует вашему поведению. Затем по приведенному в конце опросника ключу определите степень выраженности у вас какой-либо стратегии. Полученные данные не являются конечными и могут изменяться с течением жизни. В интерпретации к полученным данным вы можете получить консультацию о том, в каких случаях какой стиль поведения лучше использовать.

Тест:

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

  1. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  1. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

  1. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состо ят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

Б. Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.

  1. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом наши отношения.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

  1. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своём мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса чтобы со временем решить его окончательно.

  1. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей точкой зрения и другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

  1. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждою из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

  1. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

  1. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  1. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего,

Б. Улаживая ситуацию я стараюсь найти поддержку у другого.

  1. А. Я предлагаю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

  1. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы совместно с другим заинтересованным человеком добиться успеха.

Количество баллов, набранных вами по каждой шкале, дает представление о выраженности у вас тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Обработка результатов теста

Соперничество

(«Берсеркер»)

Сотрудничество

(«Виртуоз»)

Компромисс

(«Клейстер»)

Избегание

(«Камикадзе»)

Приспособление

(«Душа-человек»)

Баллы по столбцам переведите в проценты для удобства интерпретации (100% = 30 баллов).

Интерпретация результатов теста

Выраженность стиля в конфликтном общении

В рамках представленной модели различают пять основных стратегий поведения: соперничество («Берсеркер» - образное название переговорной стратегии); избегание («Камикадзе»); сотрудничество («Виртуоз»); приспособление («Душа-человек») и компромисс («Клейстер»).

«БЕРСЕРКЕР» (стиль соперничества). Этот тип поведения жёстко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «идёт напролом». Эта стратегия отражает такую форму борьбы за ресурс, которой одна сторона выходит несомненным победителен. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, облечённое властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако стратегия поведения «Берсеркер» редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его.

«КАМИКАДЗЕ» (стиль уклонения).

Стратегия поведения «камикадзе» может быть тем не менее вполне разумным шагом, если переговорная ситуация не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному обострению проблемы. Отсутствие противодействия давлению провоцирует усиление давления. Нередко уклонение от переговоров сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к проблеме.

«ДУША-ЧЕЛОВЕК». Стратегия улаживания конфликта направлена на максимум во взаимоотношениях, часто за счет минимума в достижении личных целей. Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения развит у всех людей.

Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может носить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

«КЛЕЙСТЕР» (стиль компромисса). Взвешенность, сбалансированность и осторожность - основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в переговорах с «берсеркером». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «клейстер» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у него нет своей позиции, его поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый, участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела претензии всех участников не могут быть удовлетворены полностью.

ВИРТУОЗ» (стиль сотрудничества). «Виртуоз» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера. Он не эксплуатирует слабости «камикадзе» и «душа-человека», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. С «берсеркером» он тоже ведет себя честно, противопоставляет ему мирные средства и здравый смысл. «Виртуоз» всегда готов к переговорному процессу, в котором имеет веер предложений-альтернатив.

При взаимодействии двух «виртуозов» партнеры признают свои разногласия, подчеркивая общую основу для взаимодействия. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями - в интересах дела эмоции отбрасываются.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте Да Нет

2. Считает, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие Да Нет

5. Удивляется, почему другие его не понимают Да Нет

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать Да Нет

своих эмоций

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить Да Нет

конфликт

10.Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;

4-7 баллов - средне выраженная тенденция к конфликтному поведению;

1-7 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты Да Нет

2. Действует напролом Да Нет

3. Ищет слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считает себя знатоком Да Нет

7. Нападает на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет

10.Отказывается от дискуссии, если она не в соответствии с

его замыслом Да Нет

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствует о явной тенденции действовать напролом;

4- 7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом;

1- 3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Практическое занятие

Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»

Цель занятия . Отработка навыков делового общения в перегово­рах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.

Роли для участия в игре

1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек Обычно это лица, облеченные властью, полномочиями и дове­рием той стороны, которую они представляют. Кроме того, они должны быть людьми, принимающими решения, в том числе и в изменившихся обстоятельствах.

2. Группа экспертов, их задача - дать оценочную экспозицию кон­фликта. Экспертные решения и оценки должны носить пред­метный характер. Оценивая решения, принятые в процессе пе­реговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, пред­ложить варианты действий. (Не менее трех человек.)



3. Группа аналитиков, их задача - осуществить прогнозирование на перспективу, проанализировать предлагаемые экспертами и переговорщиками решения с точки зрения их эффективности, появления потенциальных проблем. (Не менее трех человек.)

I этап. Подготовка

Создание игровых команд: специалисты по переговорам - по три человека от каждой из сторон; эксперты, аналитики.

Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практи­ки или дать слушателям возможность придумать ее самим.

Создать документ - ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них - описание конфликта в терми­нах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к буду­щей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:

1. Преамбула - в ней оговариваются цели, интерес и отноше­ние к спорному положению.

2. Детализация преамбулы в формулировке собственной пози­ции по всем аспектам спорного положения.

3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиаль­ные претензии и второстепенные. Первые описываются в ка­тегорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...», «следует добавить, что...» и т. п.

4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положе­ния.

Группы экспертов и аналитиков готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.



Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо раз­работки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимае­мых решений, выбираемых стратегии и тактики.

II этап. Регламент

Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.

1. Преамбула регламента - констатация общей цели перегово­ров, их характера, содержания и оснований. Цели перегово­ров должны определяться взаимным соглашением.

2. Формулирование характера переговоров связано с ориента­цией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды кон­сультаций и т. п.

3. Соглашение относительно участников переговорного процес­са, их полномочий, представительности.

4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.

5. Диспозиция - согласование места и времени проведения са­мих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр. Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты ч аналитики могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций ко­манд.

По итогам П этапа принимается согласованный регламент.

III этап. Решения

Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действо­вать в направлении формулирования общих соглашений.

IV этап. Соглашения

Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:

1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде согла­шений.

2. Формулирование заключительного протокола.

Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.

Заключительные документы переговоров оформляются в виде со­ответствующих соглашений:

ДОГОВОР - правовой акт, который устанавливает права и обя­занности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в за­висимости от содержания переговорного процесса) как экономиче­ский, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.

Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотруд­ничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.

ПАКТ - договор, имеющий в своем названии указание на содер­жание договора.

КОНВЕНЦИЯ - договор по отдельному вопросу.

СОГЛАШЕНИЕ - договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжи­тельный срок.

ПРОТОКОЛ - фиксация в кратко изложенном соглашении до­говоренности по определенному вопросу. Протокол может также слу­жить пояснением к той или иной статье основного договора.

ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не нося­щее юридического характера. Его статус - лишь прояснить и в опре­деленной степени согласовать намерения сторон на основе установ­ления в процессе переговоров общих интересов.

ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ - торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии пове­дения по спорному вопросу.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключае­мый в устной форме между договаривающимися сторонами.

Примечание. Участники переговоров принимают тот вид согла­шения, который адекватен обсуждаемой ситуации. По итогам игры проводится оценка принятых соглашений со стороны экспертов, а затем в коллективной дискуссии анализируются сами переговоры, достижения и потери участников, просчеты и ошибки, которые до­пущены из-за неэффективной подготовки к переговорам.

Преподаватель в заключение игры подводит итоги, резюмируя все позитивное и конструктив­ное.

Вопросы для самостоятельного изучения

1.Вопросы интервью для посредника конфликта.

2.Медиация как форма урегулирования конфликтов, как альтернативный метод разрешения споров.

3.Ассертивный спор.

4.Типы и правила аргументации. Использование санкций

5.Ассертивная защита и ассертивный отказ. Техники отказа.

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

2.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

3.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

4.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

6. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

7.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

1.Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому называется:

а) соперничество;

б) конкуренция;

в) компромисс;

г) приспособление;

д) верны ответы А и Б;

е) верны ответы Б и Г.

2.Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

а) сотрудничество;

б) кооперация;

в) избегание;

г) компромисс;

д) альтруизм;

е) приспособление.

3.Стремление субъектов взаимодействия к поиску альтернатив, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон, называется:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) альтруизм;

г) адаптация;

д) совместимость;

е) избегание.

4.Отсутствие стремления, как к достижению собственных целей, так и к удовлетворению интересов другого называется:

а) конкуренция;

б) избегание;

в) кооперация;

г) сотрудничество;

д) справедливость;

е) приспособление.

5.Открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия называется:

а) инцидент;

б) противоречие;

в) конфликтная ситуация;

г) конфликт;

д) конфликтные действия;

е) исходы конфликта.

6.Конструктивные функции конфликта проявляются в том, что он:

а) повышает психологическую напряженность;

б) снижает эффективность совместной деятельности;

в) обнаруживает существующие противоречия;

г) изменяет условия и обстоятельства общения;

д) верны ответы А и В;

е) верны ответы В и Г.

7.Межличностные конфликты представляют собой:

а) столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов;

б) столкновение, не имеющее реальных противоречий между субъектами;

в) ситуацию столкновения интересов групп или социальных общностей;

г) столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга, либо несовместимы в данный момент;

д) ситуацию, ведущим компонентом которой являются ее рациональные оценки участниками;

е) отражение социально-экономических проблем общества.

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение

в) прогнозирование, регулирование, разрешение

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение

9.Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:

а) установке на рациональное восприятие соперника

в) в переводе темы разговора

г) отвлечении от ненужной информации

д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника

10.Инцидент – это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

б) истинная причина конфликта

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

г) то, из-за чего возникает конфликт

д) необходимое условие конфликта

11.Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса

12. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

13.Конфликтогены – это:

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

б) проявления конфликта

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

д) поведенческие реакции личности в конфликте

14.Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество

в) требования, критика, убеждение, юмор

г) уступка, требования, убеждение, критика

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование

15.Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:

а) обмену информацией

б) налаживанию добрых взаимоотношений

в) достижению взаимопонимания

г) расширению темы общения

д) усилению информационного воздействия на партнера

16. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру... В конечном итоге между ними возникла драка...»:

г) тип Б и В

д) тип А и Б

17. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из 3 позиций) в трансакции «Взрослого»:

а) проявляет чувства вины, руководит, уточняет ситуацию

б) работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных

в) требует, покровительствует, руководит

г) работает с информацией, покровительствует, руководит

д) уточняет ситуацию, работает с информацией, руководит

18.Коммуникативные барьеры непонимания возникают:

а) вследствие принадлежности субъектов общения к разным социальным слоям;

б) в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения;

в) вследствие разного уровня развития и владения речью;

г) при различиях в идеологии и различиях в представлениях о структуре и смысле власти;

д) верны только ответы б и в;

е) все ответы верны.

19.К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а) фонетический;

б) семантический;

в) стилистический;

г) логический;

д) верны только ответы Б и Г;

е) все ответы верны.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестацияпроводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по их корректировке; совершенствования методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относится проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

На занятиях;

По результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью тестовых заданий или контрольных вопросов);

По результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;

По результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

По результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для их предварительной и промежуточной аттестации по дисциплине.

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ)

1. Понятие конфликта, его сущность и структура.

2. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

3. Субъекты конфликта и их характеристика.

4. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта.

5. Классификация конфликтов и причины конфликта.

6. Этапы и фазы конфликта.

7. Особенности механизма возникновения и протекания конфликтов в деятельности ОВД.

8. Понятие управления конфликтами и его специфика в деятельности ОВД.

9. Управление конструктивными и деструктивными конфликтами.

10. Основное содержание управления конфликтом: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

11. Источники прогнозирования конфликта в правоохранительной деятельности.

12. Пути предупреждения конфликта.

13. Вынужденные и превентивные формы предупреждения конфликта.

14. Стимулирование конфликта, его формы и средства.

15. Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные.

16. Этапы регулирования конфликта.

17. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.

18. Поведение личности в конфликте: модели поведения в конфликтном взаимодействии; стратегии поведения; типы конфликтных личностей.

19. Алгоритм деятельности сотрудника (руководителя) по управлению конфликтами.

20. Понятие внутриличностного конфликта и его особенности.

21. Формы проявления внутриличностных конфликтов (неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм).

22. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.

23. Особенности возникновения внутриличностных конфликтов.

24. Понятие межличностного конфликта и его структура.

25. Сферы проявления межличностного конфликта, причины и способы разрешения.

26. Классификация межличностных конфликтов.

27. Уровни развития межличностных конфликтов.

28. Психологические признаки межличностного конфликта.

29. Специфика проявления причин межличностных конфликтов.

30. Групповые конфликты: понятие и их структура.

31. Классификация групповых конфликтов.

32. Конфликт между лидером и группой.

33. Причины конфликта «личность – группа» и их проявление в трудовой деятельности.

34. Социально-психологические причины межгрупповых конфликтов.

35. Классификация межгрупповых конфликтов и способы их разрешения.

36. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов; его функции и содержание.

37. Модели поведения партнеров в переговорном процессе.

38. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

39. Типы стратегий поведения в конфликте.

40. Тактические приемы поведения в конфликте.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) в форме зачета.

Зачет проводится в ходе семестра, после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачета определяется кафедрой (устный – по билетам). Оценка по результатам зачета носит недифференцированный характер – зачтено/не зачтено.

Нормативные правовые акты

1.Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. №3 – ФЗ «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, №7, ст. 900

2.Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. №342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.12.20011, № 49 (ч.1), ст. 7020.

3.Приказ МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы «Консультант Плюс»

5.2.) основная литература

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - М.-СПб.: Питер, 2009.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - М, 2009.

3.Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. – М.: ЮНИТИ, 2008.

4.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2010.

5.3.) дополнительная литература

1.Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. - М.: Гардарики, 2002.

2.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

3. Гуськова А.Я. Конфликтология. Учебное пособие. – М., 2012.

4.Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С. Введение в психологию конфликтов /на примерах конфликтов в коллективах организаций/. - М, 2006.

5.Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. - М., 2005.

7. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Щит-М, 2004.

8.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 2007.