Тридцатилетняя война в Германии, начавшаяся в Богемии и продлившаяся в Европе целое поколение, имела одну специфическую черту по сравнению с другими войнами. «Первой скрипкой» в этой войне (спустя пару лет после ее начала) были не немцы, хотя и они, конечно, принимали в ней участие. Самые густонаселенные провинции Римской империи стали полем боя для армий Испании, Дании, Швеции и Франции. Как и по какой причине немцам довелось пережить это?
1618 год — наследником трона Габсбургов был Фердинанд Штирийский (1578-1637). Фердинанд был убежденный католик, воспитанный иезуитами. Он был настроен крайне радикально по отношению к протестантам среди своих слуг. Фактически этот человек мог бы стать таким могущественным императором Римской империи, какого не было со времен Карла V. Однако протестантские правители к этому не стремились.
Он даже смог бы превзойти великого Карла как император. В австрийских и богемских землях, которые управлялись напрямую Габсбургами, у Фердинанда была реальная власть. Как только он стал королем Богемии в 1617 году, он отменил условия религиозной терпимости и толерантности, которые даровал протестантам его кузен Рудольф II в 1609 году. Жители Богемии были в том же положении, что и голландцы в 1560-х гг., — чуждые своему королю по языку, обычаям и религии.
Как и в Нидерландах, в Богемии вспыхнуло восстание. 1617 год, 23 мая — сотни вооруженных представителей знати Богемии буквально загнали в угол двух самых ненавистных им католических советников Фердинанда в одной из комнат замка Градшин в Праге и сбросили их из окна вниз с более чем 50-ти метровой высоты. Жертвы выжили: возможно (по католической точке зрения), их спасли ангелы или (как считали протестанты) они попросту упали на солому. В результате произошедшего восставшие предстали перед судом. Они объявили своей целью сохранение бывших привилегий Богемии и спасение Фердинанда от иезуитов. Но они в действительности нарушили законы Габсбургов.
Кризис быстрыми темпами распространялся из Богемии к краям империи. Пожилой император Маттиас, умерший в 1619 году, дал немецким правителям-протестантам шанс присоединиться к восстанию против власти Габсбургов. Семь выборщиков имели эксклюзивное право выбрать наследника Маттиаса: три католических архиепископа — Майнца, Трира и Кельна, три протестантских правителя — Саксонии, Бранденбурга и Пфальца — и король Богемии.
Если бы протестанты лишили Фердинанда права на голосование, они могли бы отменить его кандидатуру как императора Римской империи. Но лишь Фредерик V из Пфальца (1596-1632) выразил свое желание на это, но был вынужден уступить. 1619 год, 28 августа — во Франкфурте все голоса, кроме одного, были отданы за императора Фердинанда II. Через несколько часов после выборов Фердинанд узнал, что в результате бунта в Праге его низвергли с трона, а на его место стал Фредерик из Пфальца!
Фредерик получил корону Богемии. Война была теперь неминуемой. Император Фердинанд готовился сокрушить восставших и покарать германского выскочку, который осмелился претендовать на земли Габсбургов.
Восстание в Богемии поначалу было очень слабое. У восставших не было героя-лидера, такого как Джон Хасс (ок. 1369-1415), который возглавил восстание в Богемии двумя столетиями раньше. Члены знати Богемии не доверяли друг другу. Правительство Богемии колебалось в принятии решения о введении специального налога или создании армии.
Не имея своего кандидата, чтобы заменить Фердинанда, восставшие обратились к немецкому выборщику из Пфальца. Но Фредерик был не лучший выбор. Неискушенный молодой человек 23-х лет, он не имел ни малейшего представления о той религии, которую собирался защищать, а также не мог собрать достаточно денег и людей. Чтобы разгромить Габсбургов, жители Богемии обратились к другим князьям, которые могли бы помочь Фредерику. Однако только немногие пошли им навстречу, друзья Фредерика, к примеру его отчим, король Англии Яков I, также остались нейтральными.
Основная надежда восставших основывалась на слабости Фердинанда II. У императора не было своей армии, и маловероятно, что он мог бы ее создать. Австрийские земли Габсбургов и в большинстве своем знать и горожане поддерживали восставших. Но Фердинанд был в состоянии купить войско у трех союзников. Максимилиан (1573-1651), герцог Баварии и самый влиятельный из католических правителей, прислал свою армию в Богемию в ответ на обещание, что император дарует ему выборное право Фредерика и часть земель Пфальца.
Король Испании Филипп III тоже отправил армию в помощь кузену в обмен на земли Пфальца. Более удивительно то, что лютеранский курфюрст Саксонии также помог завоевать Богемию, его целью была габсбургская Лужица. Итогом этих приготовлений стала молниеносная военная кампания (1620-1622), в ходе которой восставшие были повержены.
Армия Баварии легко смогла победить Богемию в битве у Белой горы в 1620 году. От Альп до Одера восставшие капитулировали и сдались на милость Фердинанда. Баварская и испанская армии далее завоевали Пфальц. Глупый Фредерик был прозван «королем одной зимы»: к 1622 году он потерял не только корону Богемии, но и все свои германские земли.
Эта война не закончилась в 1622 году, потому как не все вопросы удалось решить. Одной из причин продолжения конфликта было появление свободных армий, управляемых ландскнехтами. Среди их предводителей Эрнст фон Мансфельд (1580-1626) был самым запоминающимся. С рождения будучи католиком, Мансфельд сражался против Испании еще до обращения в кальвинизм, и, отдав свою армию Фредерику и Богемии, он позднее часто переходил от одной стороны к другой.
После того как Мансфельд полностью снабдил свою армию всем необходимым, грабя территории, по которым проходил, он решил перебраться на новые земли. После поражения Фредерика в 1622 году Мансфельд направил свою армию в Северо-Западную Германию, где встретился с войсками Максимилиана Баварского. Его солдаты не подчинялись капитану и безжалостно грабили население Германии. Максимилиан извлек выгоду из войны: он получил значительную часть земель Фредерика и его место в электорате; к тому же он получил неплохую денежную сумму от императора.

Так что Максимилиан не слишком стремился к миру. Некоторые протестантские правители, сохранявшие нейтралитет в 1618-1619 гг., теперь начали вторжение в имперские границы. В 1625 году король Дании Кристиан IV, чьи земли Хольстена входили в империю, вступил в войну как защитник протестантов в Северной Германии. Кристиан страстно желал предотвратить католический захват империи, но он также надеялся получить свою выгоду, как и Максимилиан. У него была неплохая армия, но он не мог найти себе союзников. Протестантские правители Саксонии и Бранденбурга не хотели войны, и они решили примкнуть к протестантам. В 1626 году войска Максимилиана разбили Кристиана и отбросили его армию обратно в Данию.
Итак, император Фердинанд II больше всех выиграл от войны. Капитуляция восставших в Богемии дала ему шанс задавить протестантизм и перестроить схему управления страной. Получив титул курфюрста Пфальца, Фердинанд обрел реальную власть. К 1626 году он сделал то, что оказалось недостижимым в 1618 году, — создал суверенное католическое государство Габсбургов.
В целом военные цели Фердинанда не совпадали полностью с чаяниями его союзника Максимилиана. Императору необходим был более гибкий инструмент, чем баварская армия, хотя он был должником Максимилиана и не мог самостоятельно содержать армию. Эта ситуация объяснила его удивительную расположенность к Альбрехту фон Валленштейну (1583-1634). Богемский протестант с рождения, Валленштейн присоединился к Габсбургам во время революции в Богемии и смог удержаться на плаву.
Из всех кто принимал участие в Тридцатилетней войны Валленштейн был самым загадочным. Высокая, угрожающая фигура, он олицетворял собой все самые неприятные человеческие черты, которые только возможно себе представить. Он был жадным, злым, мелочным и суеверным. Добиваясь высшего признания, Валленштейн не ставил предела своим амбициям. Недруги его боялись и не доверяли ему; для современных ученых сложно представить, кем же был в действительности этот человек.
1625 год — он присоединился к императорской армии. Валленштейн быстро сошелся с баварским генералом, но все таки он предпочитал вести кампанию самостоятельно. Он выгнал Мансфельда за пределы империи и захватил большую часть Дании и германского балтийского побережья. К 1628 году он командовал уже 125 000 солдат. Император сделал его герцогом Мекленбургским, даровав ему одну из новых завоеванных балтийских земель. Правители, сохранявшие нейтралитет, к примеру курфюрст Бранденбурга, были слишком слабы, чтобы остановить Валленштейна от захвата их территорий. Даже Максимилиан молил Фердинанда защитить его владения.
1629 год — император почувствовал, что настало время подписать свой Реституционный эдикт, может быть самое полное выражение автократической власти. Эдикт Фердинанда объявлял кальвинизм вне закона на территории Священной Римской империи и принуждал приверженцев лютеранства вернуть все церковное имущество, которое они конфисковали с 1552 г. 16 епископств, 28 городов и около 150 монастырей на территории Центральной и Серверной Германии были обращены в римскую религию.
Фердинанд действовал самостоятельно, без обращения к имперскому парламенту. Католические князья были так же запуганы эдиктом, как и протестантские, потому как император попирал и их конституционные свободы и устанавливал свою неограниченную власть. Солдаты Валленштейна в скором времени захватили Магдебург, Хальберштадт, Бремен и Аугсбург, которые в течении многих лет считались истинно протестантскими, и силой утвердил там католицизм. Казалось, не было никакого препятствия тому, чтобы при помощи армии Валленштейна Фердинанд отменил полностью Аугсбургскую формулу 1555 года и установил на своей территории империи католицизм.
Переломный момент настал в 1630 году, когда Густав-Адольф пришел со своей армией в Германию. Он объявил, что пришел защитить немецкий протестантизм и свободу народа от Фердинанда, но в действительности, как многие, старался извлечь из этого максимальный доход. Шведский король столкнулся с теми же преградами, что и предыдущий лидер протестантского движения, король Дании Кристиан: он был чужаком без немецкой поддержки.
К счастью для Густава-Адольфа, Фердинанд сыграл ему на руку. Чувствуя себя защищенным и имея власть над Германией, Фердинанд созвал парламент в 1630 году, чтобы объявить своего сына преемником на троне и помочь испанским Габсбургам выступить против Голландии и Франции. Планы императора были амбициозными, и он недооценил враждебность германских князей. Князья отказались от обоих его предложений даже после того, как он постарался угодить им.
Сняв Валленштейна с должности главнокомандующего армией, Фердинанд делал все возможное, чтобы укрепить свою власть. Густав-Адольф, однако, имел еще один козырь. Французский парламент, возглавляемый кардиналом Ришелье, согласился спонсировать его вмешательство в дела Германии. По сути, у кардинала Франции не было резона помогать Густаву-Адольфу. И все же он согласился выплачивать Швеции миллион лир в год, чтобы содержать 36-ти тысячную армию в Германии, потому как хотел сокрушить Габсбургов, парализовать империю и озвучить французские претензии на территорию вдоль Рейна. Все, что надо было Густаву-Адольфу, — это поддержка со стороны немцев, которая позволила бы ему стать почти национальным героем. Это было нелегким делом, но в результате он уговорил курфюрстов Бранденбурга и Саксонии присоединиться к Швеции. Теперь он мог действовать.
1631 год — Густав-Адольф разбил имперскую армию при Брейтенфельде. Это была одна из крупнейших битв Тридцатилетней войны, поскольку она уничтожила достижения католиков 1618-1629 гг. В течении следующего года Густав-Адольф систематически занимал ранее нетронутые католические регионы в Центральной Германии. Кампания в Баварии была продумана особо тщательно. Король Швеции готовился обезглавить Австрию Габсбургов и действовал все активней, стремясь занять место Фердинанда на троне Священной империи.

Вмешательство Густава-Адольфа было мощным, потому как он сохранил протестантизм в Германии и сломил имперский стержень Габсбургов, но его личные победы были не столь яркими. 1632 год — Валленштейн вернулся из своей отставки. Император Фердинанд уже обращался к генералу с просьбой снова принять на себя командование императорскими войсками, и Валленштейн в конце концов дал свое согласие.
Его армия более чем когда-то стала его личным инструментом. Темным, туманным ноябрьским днем в 1632 года двое главнокомандующих встретились под Лютценом в Саксонии. Армии столкнулись в яростной битве. Густав-Адольф пустил свою лошадь в галоп в тумане, будучи во главе кавалерии. И в скором времени его лошадь возвратилась обратно раненая и без всадника. Шведские войска, решив, что они потеряли своего короля, погнали войско Валленштейна прочь с поля битвы. В темноте они в конце концов нашли тело Густава-Адольфа на земле, буквально усеянное пулями. «О, — воскликнул один из его солдат, — если бы Бог подарил мне еще раз такого командира, чтобы вновь выиграть эту славную битву! Этот спор стар как мир!»
Старые разногласия в действительности к 1632 году привели к безвыходному положению. Ни одна армия не была достаточно сильной, чтобы победить, и слабой настолько, чтобы сдаться. Валленштейн, который как и прежде был самой устрашающей фигурой в Германии, получил шанс решить все вопросы мирным путем компромиссов. Не обремененный страстными религиозными убеждениями или лояльностью по отношению к династии Габсбургов, он был готов пойти на сделку с каждым, кто заплатит за его услуги.
1633 год — он мало служил императору, периодически обращаясь к врагам Фердинанда: немецким протестантам, восставшим в Богемии, шведам и французам. Но теперь Валленштейн был слишком слаб для решительной и опасной игры. 1634 год, февраль — Фердинанд снял его с поста главнокомандующего и отдал приказ новому генералу схватить Валленштейна живым или мертвым. Зиму Валленштейн провел в Пилзнере, в Богемии. Он надеялся, что его солдаты пойдут за ним, а не за императором, но они предали его. В скором времени после его бегства из Богемии Валленштейн был загнан в угол. Финальная сцена была ужасной: ирландский наемник распахнул дверь в спальню Валленштейна, пронзил безоружного командира, протащил истекающее кровью тело по ковру и скинули его с лестницы.
К тому моменту Фердинанд II убедился в том, что ему недостает военного таланта Валленштейна. 1634 год — император заключил мир с германскими союзниками шведов — Саксонией и Бранденбургом. Но конец войны был все еще далеко. 1635 год — Франция, находившаяся под властью Ришелье, прислала в Германию новых людей и немалую денежную сумму. Чтобы восполнить пробел вследствие шведского поражения, воюющими сторонами теперь становились Швеция и Германия против Испании и императора.
Война переросла в столкновение двух династий — Габсбургов и Бурбонов, в основе которого лежали религиозные, этнические и политические причины. Только немного германцев согласились продолжить войну после 1635 года, большая часть предпочла остаться в стороне. Тем не менее их земли продолжали оставаться полями сражений.
Завершающая часть войны с 1635 по 1648 г. была самая разрушительная. Франко-шведская армия в конце концов взяла верх, но их целью было, казалось, поддержание войны, а не решительный удар по их противнику. Отмечено, что французы и шведы редко вторгались в Австрию и никогда не разоряли земель императора так, как они разграбили Баварию и территорию Центральной Германии. Такая война требовала больших талантов в мародерстве, чем в сражении.
Каждую армию сопровождали «сочувствующие» — в лагере жили женщины и дети, в обязанности которых входило сделать быт армии наиболее комфортным, чтобы у солдат не исчезало стремление к победе. Если не брать в расчет частенько свирепствовавшие в военных лагерях эпидемии чумы, то жизнь военных в середине XVII века была намного более спокойной и удобной, чем горожан. Многие города Германии стали в ту эпоху военными мишенями: Марбург был захвачен 11 раз, Магдебург осаждался 10 раз. Впрочем, горожане имели возможность спрятаться за стенами или перекупить нападающих.
С другой стороны, крестьяне не имели другой возможности, кроме как убежать прочь, потому они страдали от войны больше всех. Общие потери в численности населения были ошеломляющие, даже если не брать во внимание преднамеренное преувеличение этих цифр современниками, которые сообщали об убытках или требовали освобождения от налогов. Города Германии потеряли больше одной трети населения, в течение войны крестьянство уменьшилось на две пятых. По сравнению с 1618 годом в империи в 1648 году проживало на 7 или 8 миллионов населения меньше. До начала XX века ни один европейский конфликт не приводил к таким людским потерям.
Мирные переговоры начались в 1644 году, но понадобилось 4 года, чтобы дипломаты, собравшиеся в Вестфалии, наконец пришли к согласию. После всех споров Вестфальский мирный договор 1644 года стал фактическим подтверждением Аугсбургского мира. Священная Римская империя вновь становилась политически раздробленной, разделенной на три сотни автономных, суверенных княжеств, большинство которых были малы и слабы.
Император — теперь это был сын Фердинанда II Фердинанд III (правил в 1637-1657 гг.) — имел ограниченную власть в своих землях. Имперский парламент, в котором были представлены все суверенные князья, продолжал существование де-юре. Так надежда Габсбургов на объединение империи в единую страну с абсолютной властью монарха потерпела крах, на этот раз окончательный.
Мирный договор также повторно подтвердил положения Аугсбургского договора касательно церквей. Каждый князь имел право устанавливать католицизм, лютеранство или кальвинизм на территории своего княжества. По сравнению с договором 1555 года серьезные успехи были достигнуты в плане гарантий личной свободы вероисповедания для католиков, проживающих в протестантских странах, и наоборот, хотя в реальности германцы продолжали исповедовать религию своего правителя.
Анабаптисты и члены иных сект были исключены из положений Вестфальского договора и продолжали страдать от гонений и преследований. Тысячи их последователей в XVIII веке эмигрировали в Америку, в особенности в Пенсильванию. После 1648 года северная часть империи была почти полностью лютеранской, а южная — католической с прослойкой кальвинистов, расположившихся вдоль Рейна. Ни в какой другой части Европы протестанты и католики не достигли такого баланса.
Практически все основные участники Тридцатилетней войны получили по Вестфальскому договору часть земель. Франции досталась часть Эльзаса и Лотарингии, Швеции — Западная Померания на балтийском побережье. Бавария сохранила часть земель Пфальца и свое место в курфюрстате. Саксония получила Лужицу. Бран-денбург, учитывая его пассивную роль в войне, присоединил к себе Восточную Померанию и Магдебург.
Даже сын Фредерика V, будущий король Богемии, не был забыт: ему был возвращен Пфальц (хотя, урезанный в размерах) и презентовано восемь мест в коллегии электората. Швейцарская Конфедерация и Голландская республика были признаны независимыми от Священной империи. Ни Испания, ни Австрия Габсбургов не получили территорий в 1648 году, но испанским Габсбургам и так принадлежал самый большой блок земель.
И Фердинанду III пришлось более жестко, чем его отцу перед восстанием в Богемии, контролировать политическую и религиозную ситуацию в Австрии и Богемии. Навряд ли можно было сказать, что каждый получил по договору достаточно за 30 лет войны. Но государство в 1648 году казалось необычно стабильным и прочным; политические границы Германии были практически неизменными до прихода Наполеона. Религиозные границы сохранились и до XX века.
Вестфальский мирный договор положил конец Религиозным войнам в Центральной Европе. Даже после 1648 года Тридцатилетняя война в произведениях XVII и XVIII вв. считалась примером того, как не надо вести войн. По мнению авторов тех времен, Тридцатилетняя война продемонстрировала опасность религиозных волнений и армий, возглавляемых наемниками. Философы и правители, презирая религиозные варварские войны XVII века, пришли к иному способу ведения войны с армией, профессиональной настолько, чтобы избежать мародерств, и введенной в такие рамки, чтобы максимально избегать кровопролитий.
Для исследователей XIX века Тридцатилетняя война казалась гибельной для нации по многим причинам, в том числе потому, что она на долгие столетия затормозила национальное объединение Германии. Ученые XX веке, возможно, и не были столь одержимы идеей объединения Германии, но они яростно критиковали Тридцатилетнюю войну за абсолютно не рациональное использование людских ресурсов.
Один из историков так сформулировал свои мысли: «Духовно бесчеловечный, экономически и социально разрушительный, беспорядочный в своих причинах и запутанный в своих действиях, безрезультатный в итоге — это выдающийся в европейской истории образец бессмысленного конфликта». Это высказывание подчеркивает самые негативные аспекты войны. Сложно найти в этом конфликте плюсы.
Современные критики проводят не совсем приятные для нас параллели между идеологическими позициями и жестокостью середины XVII века и нашим современным стилем постоянной войны. Потому Бертольт Брехт выбрал Тридцатилетнюю войну в качестве периода для своей антивоенной пьесы «Мамаша Кураж и ее дети», написанной после окончания Второй мировой войны. Но безусловно, аналогии между Второй мировой и Тридцатилетней войной натянуты: когда в итоге все устали от войны, дипломаты в Вестфалии смогли прийти к заключению мира.
Данн Ричард

И религиозные войны XVI в. лишь закрепили рас-кол Европы, но не привели к решению порождённых этими собы-тиями проблем. Особой остротой отличалось противостояние меж-ду католическими и протестантскими государствами Германии, где малейшие перемены могли привести к нарушению хрупкого равно-весия, установившегося в процессе Реформации. Благодаря разви-той системе международных связей изменение ситуации в Герма-нии затрагивало интересы практически всех остальных европей-ских государств. Как католики, так и протестанты имели мощных союзников за пределами империи.

Сочетание всех этих причин соз-давало в Европе опасную ситуацию, которую могла взорвать малей-шая искра, возникшая в такой наэлектризованной атмосфере . Этой искрой, от которой разгорелся общеевропейский пожар, стало на-циональное восстание, начавшееся в 1618 г. в столице королевства Богемия (Чехия).

Начало войны

Восстание чешских сословий

По вероисповеданию чехи со времён Яна Гуса отличались от других ка-толических народов, проживавших во владениях Габсбургов, и издавна пользовались традиционными вольностями. Религиозные притеснения и по-пытка императора лишить королевство его привилегий привели к восста-нию. В 1620 г. чехи потерпели сокрушительное поражение. Это событие ста-ло поворотным пунктом во всей истории Чехии. Процветавшее прежде сла-вянское королевство превратилось в бесправную австрийскую провинцию, в которой целенаправленно уничтожались всякие признаки национального своеобразия.

Вестфальский мир 1648 г., завершивший Тридцатилетнюю вой-ну, подтверждал равноправие католической и лютеранской религий на всей территории Германии. Крупнейшие протестантские го-сударства Германии увеличили свои территории, преимущественно за счёт бывших церковных владений. Некоторые церковные владе-ния перешли под власть иностранных государей — королей Фран-ции и Швеции. Позиции католической церкви в Германии были ос-лаблены, а протестантские князья окончательно закрепили свои права и фактическую независимость от империи. Вестфальский мир узаконил раздробленность Германии, предоставив множеству составлявших её государств всю полноту суверенитета. Подведя черту под эпохой Реформации, Вестфальский мир открыл новую главу европейской истории.

Тридцатилетняя война 1618-1648 затронула почти все европейские страны. Эта борьба за гегемонию Священной Римской империи стала последней европейской религиозной войной.

Причины конфликта

Причин Тридцатилетней войны было несколько.

Первая – это столкновения между католиками и протестантами в Германии, которые в итоге переросли в более масштабный конфликт – борьбу с гегемонией Габсбургов.

Рис. 1. Немецкие протестанты.

Вторая – стремление Франции оставить Габсбургскую империю раздробленной, чтобы сохранить за собой право на часть ее территорий.

И третья – борьба между Англией и Францией за морское господство.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Периодизация Тридцатилетней войны

Традиционно она делится на четыре периода, которые будут наглядно представлены в таблице ниже.

Годы

Период

Шведский

Франко-шведский

За пределами Германии шли локальные войны: Нидерланды воевали с Испанией, поляки – с русскими и шведами.

Рис. 2. Группа шведских солдат времен Тридцатилетней войны.

Ход Тридцатилетней войны

Начало Тридцатилетней войны в Европе связано с чешским восстанием против Габсбургов, которое, однако, было разгромлено к 1620 году, а спустя пять лет против Габсбургов выступила Дания – протестантское государство. Попытки Франции втянуть в конфликт сильную Швецию успехом не увенчались. В мае 1629 года Дания терпит поражение и выходит из войны.

Параллельно войну с Габсбургским господством начинает Франция, которая в 1628 году вступает с ними в конфронтацию на территории северной Италии. Но боевые действия были вялыми и затяжными – закончились от только в 1631 году.

За год до этого в войну вступила Швеция, которая за два года прошла всю Германию и в итоге разбила Габсбургов в битве при Лютцене.

Шведы в этой битве потеряли около полутора тысяч человек, а Габсбурги – в два раза больше.

Участвовала в этой войне и Россия, которая выступила против поляков, однако потерпела поражение. После этого на Польшу двинулись шведы, которые потерпели поражение от Католической коалиции и в 1635 году была вынуждена подписать Парижский мирный договор.

Однако со временем превосходство все же оказалось на стороне противников католичества и в 1648 году война была окончена в их пользу.

Итоги Тридцатилетней войны

Эта длительная религиозная война имела целый ряд последствий. Так, в числе итогов войны можно назвать заключение важного для всех Вестфальского мирного договора, которое состоялось в 1648 году, 24 октября.

Условия этого договора были таковы: Франции отходил Южный Эльзас и часть лотарингских земель, Швеция получила значительную контрибуцию и также фактическую власть над Западной Померанией и герцогством Бреген, а также островом Рюген.

Рис. 3. Эльзас.

Единственные, кого этот военный конфликт никак не затронул, были Швейцария и Турция.

Гегемония в международной жизни перестала принадлежать Габсбургам – после войны их место заняла Франция. Однако Габсбурги все же оставались значительной политической силой в Европе.

После этой войны влияние религиозных факторов на жизнь европейских государств резко ослабло – межконфессиональные различия перестали выть важными. На первый план вышли геополитические, экономические и династические интересы.

Что мы узнали?

Общую информацию о Тридцатилетней войне, начиная с ее причин и хода, также узнали кратко об итогах Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. Узнали, какие государства были участниками этого религиозного конфликта и чем он в итоге для них закончился. Получили информацию о названии “Вестфальский мирный договор” и основных его условиях. Также рассмотрели имеющуюся в учебнике за 7 класс общую информацию о конфликте.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1064.

400 лет назад, в мае 1618 года, возмущенные чехи выбросили из окна крепостной башни Пражского Града двух имперских наместников и их секретаря (все они выжили). Этот, казалось бы, незначительный инцидент, позже названный Второй Пражской дефенестрацией, стал началом Тридцатилетней войны - самого кровопролитного, жестокого и опустошительного военного конфликта в Европе вплоть до мировых войн XX века.

Как во мраке кровавых событий XVII века рождались современная Европа и нынешний миропорядок? На чьей стороне была Россия и кого она тогда кормила? Породила ли Тридцатилетняя война агрессивный германский милитаризм? Есть ли типологическое сходство между ней и нынешними непрерывными конфликтами в Африке и на Ближнем Востоке? На все эти вопросы «Ленте.ру» ответила кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Арина Лазарева.

Самая первая мировая

«Лента.ру»: Некоторые историки, изучающие XVIII век, первым настоящим мировым конфликтом считают Семилетнюю войну. Можно ли так сказать и про Тридцатилетнюю войну XVII века?

Арина Лазарева: Эпитет «мировая» для Семилетней войны связан с тем, что она проходила на нескольких континентах - как известно, она шла не только на европейском, но и на американском театре военных действий. Но мне представляется, что «первой мировой» скорее можно считать именно Тридцатилетнюю войну.

Почему?

Миф о Тридцатилетней войне как о «первой мировой» связан с вовлеченностью в нее практически всех европейских государств. Но в раннее Новое время мир был европоцентричен, и понятие «мир» охватывало прежде всего государства Европы. В Тридцатилетнею войну они разделились на два противоборствующих блока - испанских и австрийских Габсбургов и противостоящую им коалицию. Ту или иную сторону в этом всеобщем конфликте первой половины XVII века пришлось занять почти каждой европейской стране.

Почему Тридцатилетняя война стала для Европы настолько колоссальным потрясением, что ее последствия ощущаются до сих пор?

Что касается колоссального потрясения и травмы, нанесенной Тридцатилетней войной Германии или даже всей Европе, то здесь мы отчасти имеем дело с мифотворчеством немецких историков XIX века. Пытаясь объяснить отсутствие национального германского государства, они стали апеллировать к «катастрофе» Тридцатилетней войны, которая, по их представлениям, разрушила естественное развитие немецких земель и нанесла непоправимую «травму», преодолевать которую немцы начали только в XIX веке. Потом этот миф подхватили немецкая историография XX века и особенно нацистская пропаганда, которой было очень выгодно его эксплуатировать.


Картина Карла Свободы «Дефенестрация»

Изображение: Wikipedia

Если говорить о последствиях войны, ощущающихся до сих пор, то Тридцатилетнюю войну скорее надо рассматривать в позитивном плане. Самое главное ее наследие, сохраняемое до сегодняшнего дня, - это структурные изменения международных отношений, которые приобрели системность. Ведь именно после Тридцатилетней войны в Европе появилась первая система международных отношений - Вестфальская, ставшая своеобразным прообразом для европейского сотрудничества и фундаментом современного миропорядка.

Главным театром военных действий Тридцатилетней войны стала Германия?

Да, уже современники стали называть Тридцатилетнюю войну «немецкой», или «войной немцев», потому что основные боевые действия развернулись в немецких княжествах. Северо-восточные земли, центральная часть Германии, запад и юг - все эти области на протяжении 30 лет находились в беспрестанном военном хаосе.

Очень интересно отзывались о состоянии немецких княжеств в середине 30-х годов XVII века проезжавшие через них англичане. Они писали: «Земля абсолютно безлюдна. Мы видели покинутые и разоренные деревни, которые в течение двух лет предположительно подвергались нападению 18 раз. Ни здесь, ни во всей округе не было ни одного человека». Статистические исследования немецкого историка Гюнтера Франца показывают, что некоторые области (например, Гессен и Бавария) потеряли до половины населения.

Апокалипсис германской нации

Именно поэтому в Германии Тридцатилетнюю войну часто называют «апокалипсисом немецкой истории»?

Это была самая опустошительная война на тот момент в истории Европы. Восприятие войны как апокалипсиса довершила эпидемия чумы, начавшаяся в 1630-е годы, и тяжелейший голод, во время которого, по свидетельству современников, были даже случаи людоедства. Все это очень красочно запечатлено в публицистике - встречаются совершенно жуткие рассказы, как в Баварии во время голода с трупов людей срезали мясо. Для представлений людей XVII века война, чума и голод были воплощением всадников Апокалипсиса. Многие писатели времен Тридцатилетней войны активно цитировали «Откровение Иоанна Богослова», поскольку его язык вполне подходил для описания тогдашнего состояния Центральной Европы.

Тридцатилетняя война считалась немецкой еще и потому, что она решала внутренние дела Священной Римской империи германской нации. Конфликт между императором и Фридрихом Пфальцским был не только религиозным конфликтом - это была борьба за власть, где решался вопрос о месте императора, его прерогативах и взаимоотношениях с чинами империи. Речь шла о так называемой «имперской конституции», то есть внутреннем порядке империи.


Картина Себастьяна Вранкса «Мародерствующие солдаты»


Картина из мастерской Себастьяна Вранкса «Сцена периода Тридцатилетней войны около небольшого городка»

Неудивительно, что Тридцатилетняя война стала для современников подлинным потрясением как в мировоззренческом, так и в политическом плане.

Это была первая тотальная война в современном ее понимании?

Мне кажется, что Тридцатилетнюю войну вполне можно назвать тотальной, потому что она затронула все государственные и общественные институты того времени. Равнодушных вообще не осталось. Это как раз обусловлено причинами войны, которые тоже следует рассматривать достаточно широко.

Как именно?

Традиционно отечественная историография трактовала Тридцатилетнюю войну как войну религиозную. И на первый взгляд кажется, что главной причиной войны был вопрос об установлении конфессионального паритета в Священной Римской империи германской нации между католиками и протестантами. Но если речь идет о религиозном урегулировании в империи, то как же тогда объяснить общеевропейский характер войны? И вот эта вовлеченность практически всех европейских государств в военное противостояние дает ключ к более широкому пониманию причин войны.

Эти причины связаны с центральной темой раннего Нового времени -становлением так называемых «модерных» государств, то есть государств современного типа. Не будем забывать, что в XVII веке государства Европы еще находились на пути к идее суверенитета и ее практическому воплощению. Поэтому Тридцатилетняя война не была конфликтом равновеликих государств (как это стало потом), а скорее являлась противостоянием между различными иерархиями, порядками, организациями, которые находились на перепутье от Средних веков к Новому времени.

И из множества этих противоборств рождался новый миропорядок, рождались государства Нового времени. Поэтому в сегодняшней историографии уже более или менее четко утвердилась точка зрения, что Тридцатилетняя война - это государствообразующая война. То есть это была война, в центре которой стояли вопросы появления нового типа государства.

Магдебургское бесправие

То есть, образно говоря, в муках Тридцатилетней войны рождалась вся современная система международных отношений?

Да. Важнейшей предпосылкой Тридцатилетней войны был «всеобщий кризис» XVII века. На самом деле это явление уходило корнями в предшествующее столетие. Этот кризис проявился во всех сферах - от экономической до духовной - и стал порождением многих процессов, начавшихся в XVI веке. Церковная Реформация подорвала или существенно изменила духовные основы общества, а ближе к концу века началось похолодание - так называемый Малый ледниковый период. Затем к этому добавился европейский династический кризис, вызванный неспособностью тогдашних политических институтов и элит противостоять вызовам времени.

Русский «бунташный» XVII век, начавшийся Смутой, продолжившийся Великим расколом и завершившийся реформами Петра I, тоже был частью этого «всеобщего кризиса» Европы?

Безусловно. Россия всегда была частью европейского мира, хоть и весьма своеобразной.

В чем была причина всеобщего ожесточения, порой доходящего до одичания, и массового насилия по отношению к мирному населению? Насколько достоверны многочисленные свидетельства об ужасах и зверствах той войны?

Если говорить об ужасах войны, то я не думаю, что здесь есть преувеличения. Войны всегда велись крайне ожесточенно, представления о ценности человеческой жизни как таковой были очень размытыми. У нас есть огромное количество страшных свидетельств, описывающих пытки, грабежи и прочие мерзости Тридцатилетней войны. Интересно, что современники персонифицировали даже саму войну.


Гравюра Жака Калло «Ужасы войны. Повешенные»


Гравюра «Аллегория войны» из сочинения Георга Филиппа Харсдёрфера «Женские диалоги»

Они изображали ее в виде страшного чудовища с волчьей пастью, львиным туловищем, лошадиными ногами, крысиным хвостом (были разные варианты). Но, как писали современники, «у этого чудовища руки человека». Даже в сочинениях тех современников, кто не ставил целью непосредственно сообщать о военных ужасах, есть очень красочные и действительно чудовищные картины военной действительности. Взять, например, классическое произведение той эпохи - роман Ганса Якоба Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

Широкую известность получила история резни в Магдебурге, учиненной после его взятия в 1631 году. Террор в отношении жителей города, устроенный победителями, был беспрецедентным по меркам того времени?

Нет, зверства при взятии Магдебурга мало чем отличались от насилия над местным населением при взятии Мюнхена войсками шведского короля Густава II Адольфа. Просто печальная участь жителей Магдебурга имела более широкую огласку, особенно в протестантских странах.

«Огонь, чума и смерть, и сердце стынет в теле»

Каков был масштаб гуманитарной катастрофы? Говорят, погибло от четырех до десяти миллионов человек, около трети территории Германии была заброшенной.

Наиболее сильно пострадали территории Германии, расположенные по линии с юго-запада на северо-восток. Однако были и области, не затронутые войной. Например, северные немецкие города - в частности, Гамбург - наоборот, только разбогатели от военных поставок.

Трудно достоверно сказать, сколько на самом деле человек погибло во время Тридцатилетней войны. Об этом есть лишь одна статистическая работа упоминавшегося мной Гюнтера Франца, написанная в 30-е годы ХХ века.

При Гитлере?

Да, поэтому некоторые данные у него весьма тенденциозны. Франц хотел показать, насколько немцы пострадали от агрессии соседей. И в этой своей работе он действительно приводит цифры о 50 процентах погибшего населения Германии.


Картина Эдуарда Штайнбрюка «Магдебургские девушки»

Но здесь следует помнить следующее: люди гибли не столько в ходе боевых действий, сколько от эпидемий, голода и прочих лишений, вызванных Тридцатилетней войной. Все это обрушилось на немецкие земли вслед за армиями, как три библейских всадника Апокалипсиса. Классик немецкой литературы XVII века, современник Тридцатилетней войны поэт Андреас Грифиус писал: «Огонь, чума и смерть, и сердце стынет в теле. О, скорбный край, где кровь потоками течет...»

Современный немецкий политолог Герфрид Мюнклер считает важным результатом Тридцатилетней войны появление германского милитаризма. Насколько можно его понять, стремление немцев не допустить на своей земле повторения ее ужасов в длительной перспективе привело к росту их агрессивности. Результатом стала Семилетняя война, вспыхнувшая из-за амбиций Пруссии, и обе мировые войны XX века, развязанные Германией. Как вам такой подход?

С высоты сегодняшнего времени Тридцатилетнюю войну можно обвинить, конечно, в чем угодно. Живучесть мифа XIX века иногда просто поражает. Ее порождением скорее стал не милитаризм, больше связанный с возвышением Пруссии в XVIII веке, а германский национализм. В годы Тридцатилетней войны как никогда обострилось немецкое национальное чувство. В представлении немцев того времени весь окружающий мир был наполнен врагами. Причем это проявлялось не по конфессиональному признаку (католики или протестанты), а на основе национальной принадлежности: враги-испанцы, враги-шведы и, конечно же, враги-французы.

Во время Тридцатилетней войны появились некоторые шаблонные высказывания и мнения, превратившиеся позже в стереотипы. Вот, например, о врагах-испанцах: «настоящие коварные убийцы, которые хитрят с помощью своих зверских козней и интриг». Вот эта склонность к интригам, приписываемая испанцам, согласитесь, до сих пор есть в нашем сознании: если «тайны», то обязательно «мадридского двора». Но самыми ненавистными врагами стали французы. Как писали немецкие писатели того времени, с приходом французов «из всех разверстых врат к нам хлынули порок, распутство и разврат».

В кольце врагов

Концепция немецкого «особого пути» (пресловутого Deutscher Sonderweg), позаимствованная в XIX веке российскими славянофилами, тоже стала результатом переосмысления опыта Тридцатилетней войны?

Да, это все идет оттуда. Тогда же появился миф о богоизбранности немецкого народа и представление, что Священная Римская империя германской нации - это последнее из четырех библейских царств, после падения которого наступит Царство Божие. Безусловно, у всех этих образов есть свои конкретные исторические объяснения, но сейчас речь не об этом. Важно, что национальный компонент за годы Тридцатилетней войны поднялся на новый уровень. Политическую немощь после завершения войны стали все активнее затушевывать претензиями на «прошлое величие», обладание «особыми моральными ценностями» и тому подобными атрибутами.

Правда ли, что именно по результатам Тридцатилетней войны в Священной Римской империи германской нации усилился Бранденбург - ядро будущей Пруссии?

Я бы так не сказала. Бранденбург усилился благодаря дальновидной политике великого курфюрста Фридриха Вильгельма I, проводившего очень грамотную политику, в том числе веротерпимости. Возвышению Прусского королевства больше способствовал Фридрих Великий, закрепивший успехи своих предков, но это случилось уже во второй половине XVIII века.

Почему Тридцатилетняя война длилась так долго?

Чтобы понять продолжительность войны, нужно осознать ее европейский характер. Не стоит, например, думать, что в основе вступления Франции в Тридцатилетнюю войну лежит только франко-немецкое противостояние. Ведь официально Людовик XIII начал войну не с императором Священной Римской империи, а с Испанией. И случилось это после захвата в плен испанскими войсками курфюрста Трира, официально находившегося с 1632 года под французской защитой. То есть для Франции война против императора была лишь побочным театром военных действий в войне против Испании. У Франции не было конкретных стратегических целей по отношению к Габсбургам, она искала долгосрочную программу безопасности.

Франция пыталась противостоять гегемонии Габсбургов, владениями которых она почти со всех сторон была окружена?

Да, именно в этом и была стратегия кардинала Ришелье, руководившего внешней политикой Франции.


Картина Себастьяна Вранкса «Солдаты грабят ферму во время Тридцатилетней войны»

Но длительность войны во многом была обусловлена вовлечением в нее под разными предлогами все новых европейских акторов. Между европейскими государствами регулярно возникали и обострялись постоянные противоречия, при этом расстановка политических сил в Европе никогда не была однозначной. Например, тот же Ришелье еще во времена шведского вторжения в немецкие княжества, видя усиление Швеции, размышлял о заключении союза с Габсбургами против Стокгольма. Но это совершенно уникальный факт!

Почему?

Потому что франко-габсбургский антагонизм был главным конфликтом Европы еще с конца XV века. Но на такие мысли Ришелье натолкнуло то, что усиление Швеции было Франции совершенно невыгодно. Однако из-за гибели Густава II Адольфа в битве у Лютцена в 1632 году дальнейшее укрепление сил, противостоящих императору, снова стало считаться насущной необходимостью. Поэтому Франция в 1633 году вступила в Гейльбронский союз с протестантскими сословиями Священной Римской империи германской нации.

Русский хлеб для шведских побед

Это сложный вопрос...

Францию?

В некоторой степени ее авторитет на международной арене заметно укрепился, особенно по сравнению с Испанией. Но там еще продолжалась Фронда, сильно ослаблявшая страну изнутри, и пика своего могущества Франция достигла лишь в зрелые годы Людовика XIV.

Швецию?

Если расценивать победителя с точки зрения международного авторитета и претензий на гегемонию, то для Швеции война оказалась крайне удачной. После этого великодержавный период шведской истории достиг своей кульминации, а Балтийское море вплоть до Северной войны с Россией по сути действительно превратилось в «Шведское озеро».

Но некоторые историки - например, Хайнц Духхард - считают, что победила Европа, потому что благодаря Тридцатилетней войне укрепился европейский центр. Ведь никто из участников войны не хотел уничтожения Священной Римской империи германской нации - она всем была нужна как сдерживающий фактор. К тому же после войны в Европе появились новые представления о международных отношениях, стали все слышнее голоса, ратовавшие за общую систему европейской безопасности.

А что стало со Священной Римской империей германской нации? Получается, именно она стала проигравшей стороной?

Нельзя однозначно сказать, что Тридцатилетняя война поставила жирную точку в ее развитии и жизнеспособности. Наоборот, Священная Римская империя германской нации была необходима Европе как важный политический организм. То, что после Тридцатилетней войны ее потенциал явно сохранился, доказывает политика императора Леопольда I в конце XVII века.

Война началась в 1618 году, когда в России завершалась 15-летняя Смута. Принимало ли Московское государство какое-либо участие в событиях Тридцатилетней войны?

Есть множество научных работ, посвященных этой проблеме. Классической стала книга историка Бориса Поршнева, рассматривающего внешнюю политику Михаила Романова в контексте общеевропейских международных отношений эпохи Тридцатилетней войны. Поршнев считал, что Смоленская война 1632-1634 годов была русским театром военных действий Тридцатилетней войны. Мне кажется, в этом утверждении есть своя логика.

Действительно, разделившись на два враждующих блока, европейские государства были просто вынуждены принимать ту или иную сторону. Для России противостояние с Польшей обернулось косвенной борьбой с Габсбургами, поскольку императора Священной Римской империи германской нации всецело поддерживали польские короли - сначала Сигизмунд III, а потом его сын Владислав IV.

Тем более незадолго до этого они оба «отметились» у нас во время Смуты.

Да, как и многие их подданные. Именно исходя из этого Москва фактически помогала Швеции. Поставки дешевого русского хлеба обеспечили успешный марш-бросок Густава Адольфа по немецким землям. При этом Россия, несмотря на просьбы императора Фердинанда II, категорически отказывалась продавать хлеб Священной Римской империи.

Однако однозначно говорить об участии России в Тридцатилетней войне я бы не стала. Все же наша страна, разоренная Смутой, тогда находилась на периферии европейской политики. Хотя и Михаил Федорович, и Алексей Михайлович, судя по донесениям послов и первой русской рукописной газете «Вести-Куранты», очень внимательно следили за европейскими событиями. После окончания Тридцатилетней войны для Алексея Михайловича очень быстро перевели документы Вестфальского мира. Кстати, в них русский царь тоже упоминался.

Вестфальский фундамент современного мира

Сейчас некоторые исследователи, и не только упоминавшийся выше Герфрид Мюнклер, сравнивают Тридцатилетнюю войну с нынешними затяжными конфликтами в Африке или на Ближнем и Среднем Востоке. Они находят между ними много общего: сочетание религиозной нетерпимости и борьбы за власть, безжалостный террор по отношению к мирному населению, перманентная вражда всех со всеми. Как вы считаете, уместны ли такие аналогии?

Да, сейчас на Западе, особенно в Германии, очень популярны эти сравнения. Не так давно Ангела Меркель говорила «об уроках Тридцатилетней войны» в контексте ближневосточных конфликтов. Еще сейчас часто говорят о размывании Вестфальской системы. Но мне бы не хотелось углубляться в современную международную политологию.

Если очень хотеть найти аналогии в истории, это всегда можно сделать. Мир все-таки меняется: причины, может быть, и остаются схожими, но методы решения вопросов сегодня намного сложнее и, конечно же, жестче. При желании конфликты на Ближнем Востоке можно сравнивать и с длительными войнами европейских государств (прежде всего Священной Римской империи) с османской Турцией, носившими цивилизационный характер.

Все же почему Вестфальский мир, закончивший Тридцатилетнюю войну, принято считать основой европейской политической системы и всего современного миропорядка?

Вестфальский мир стал первым мирным договором, регулирующим общую расстановку сил в Европе. Еще во время подписания мира итальянский дипломат Канторини назвал Вестфальский мир «эпохальным для мира событием». И он оказался прав: уникальность Вестфальского мира заключается в его универсальности и всеохватности. Мюнстерский договор содержит в предпоследнем параграфе приглашение всем европейским суверенам присоединиться к подписанию мира, исходя из предложений одной из двух заключающих мир партий.


В сознании современников и потомков мир считался христианским, универсальным и вечным - «pax sit christiana, universalis, perpetua». И это была не просто формула речи, а попытка придать ему моральное обоснование. На основании этого тезиса, например, прошла всеобщая амнистия, объявлялось о всепрощении, благодаря которому можно было создать базу для христианского взаимодействия государств в будущем.

Содержащиеся в Вестфальском мире установки представляли собой своего рода партнерство по безопасности для всего европейского общества, некий эрзац европейской системы безопасности. Его принципы - взаимное признание государствами национального государственного суверенитета, их равноправие и принцип нерушимости границ - стали фундаментом нынешнего глобального миропорядка.

Какие уроки современный мир может извлечь из самого длительного и кровопролитного европейского конфликта XVII века?

Вероятно, вот этому партнерству ради безопасности и нужно всем нам сегодня учиться. Искать взаимные компромиссы, чтобы избежать войны, которая рискует стать глобальной катастрофой для всего мира. Наши предки в XVII веке смогли этого достичь. Образно говоря, всеобщее ожесточение и ужас, грязь и кровавый хаос Тридцатилетней войны утянули Европу на самое дно. Но она все-таки нашла силы от него оттолкнуться, родиться заново и выйти на новый уровень развития.

Беседовал Андрей Мозжухин

Начало Тридцатилетней войны

Начало $XVII$ века в Европе ознаменовалось длительной войной за первенство. Она продолжалась с 1618 по 1648 год – тридцать лет, поэтому позднее её стали называть Тридцатилетней.

Определение 1

Тридцатилетняя война – военное столкновение стран Европы за гегемонию в Европе и Священной римской империи. Начинался конфликт как религиозная борьба протестантов и католиков, позднее превратился в противодействие могущества династии Габсбургов.

Причины конфликта назревали давно. Политические разногласия между германскими землями переплелись с религиозными противоречиями. Во второй половине XVI века в Германии развивается Контрреформация.

После завершения Реформации позиции католиков постепенно восстанавливаются. Во многих землях Германии католики начинают теснить протестантов. И те и другие находят союзников среди европейских монархий. На стороне католиков выступили: папа римский, католическая Испания и Священная Римская империя. Протестантов поддержали Англия, Голландия, Дания и Швеция. Сторонником протестантов стала и католическая Франция, которая делала всё против своего злейшего врага – династии Габсбургов.

Началом войны считается пражское восстание против императора 23 мая 1618 года. Католики двинулись против протестантов и разгромили повстанцев под Прагой в 1620 году. Последовавшие расправы встревожили соседние страны. В войну включается Испания и теснит голландцев. На помощь Голландии приходят Северные королевства, в первую очередь Дания. Так война приобретает общеевропейский характер.

Основные периоды войны

В Тридцатилетней войне принято выделять четыре периода. Их названия происходит от главного соперника германского императора на данном этапе.

  1. Чешско-пфальский период продолжался с 1618 по 1624 год. Он включал в себя две войны: в Богемии и в Пфальце. Завершился победой Габсбургов. Восстание чешских протестантов было подавлено. Княжество Пфальц было поделено между Баварией (Верхний Пфальц) и Испанией (Курпфальц). Протестантские страны образовали Компьенский союз, в которой вошли Нидерланды, Англия, Швеция, Дания и католическая Франция.
  2. Датский период охватывает 1625-1629 годы. Большую роль в победе над датчанами сыграл полководец Альбрехт Валленштейн. Католическая церковь получила все секуляризованные протестантами земли.
  3. Шведский период длился с 1630 по 1635 годы. Валленштейн, разгромив Данию, направил силы на Швецию. Во главе шведской армии встал король Густав II Адольф. Он провёл свои войска по всей Германии и принёс поражение католикам. Валленштейн отступил, потерял влияние и был убит. В 1635 году был подписан Пражский мир, закрепивший победу католиков.
  4. Франко-Шведский период стал последним в Тридцатилетней войне. Начался он со вступления в войну 21 мая 1635 года Франции. Война перестала быть религиозной, так как католическая Франция выступила на стороне протестантов против католической Испании. Сторонники Реформации стали одерживать победы. Истощённые длительными военными действиями страны начали переговоры о подписании мира.

Вестфальский мирный договор

В 1648 году воюющие страны подписали мирный договор. Он отражал совершенно новое распределение сил в Европе. Священная Римская империя и Испания потеряли первенство, война усилила позиции Франции и Швеции. Швеция, получив северные территории Германии, превратилась в хозяина Балтики. Франция, захватив имперский Эльзас, закрепилась на Рейне.

Произошли изменения в религиозной жизни. Кальвинизм и лютеранство признавались равноправными. Положения Реституционного эдикта и Пражского мира аннулировались. Князья получили право выбора религии на своей земле. Принцип веротерпимости декларировался на всей территории империи. Церковные владения возвращались к границам, существующим на 1 января 1624 года.

Замечание 1

Тридцатилетняя война продемонстрировала невозможность решить религиозные разногласия военным путём.