Содержание статьи

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, ЮАР. Государство на юге Африки. Столица – г.Претория (1,9 млн. чел. – 2004). Территория – 1,219 млн. кв. км. Административно-территориальное деление – 9 провинций. Население – 46,3 млн. чел. (2005). Официальные языки – африкаанс, английский, исизулу, исикоса, исиндебеле, сесото са лебоа, сесото, сетсвана, сивати, тшивенда и хитсонга. Религии – христианство и др. Денежная единица – ранд. Национальный праздник – 27 апреля – День Свободы (1994). ЮАР – член более 50 международных организаций, в т.ч. ООН с 1946, Движения неприсоединения, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1994, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Сообщества развития Юга Африки (САДК) с 1994, член Содружества (объединение стран, входивших в Британскую империю) и др.

Городское население составляет 64% (2004). В городах проживает ок. 80% «белого» населения. Крупные города – Кейптаун (ок. 4 млн. чел. – 2005), Дурбан, Йоханнесбург, Порт-Элизабет, Питермарицбург и Блумфонтейн.

Среди приехавших в страну на постоянное место жительства в кон. 1990-х – нач. 2000-х много граждан Зимбабве, принимавшего в свою очередь беженцев из ЮАР в годы режима апартеида (в 2004 в ЮАР находились 2 млн. зимбабвийцев), Нигерии, Китая и Великобритании. По сложившейся традиции в ЮАР на работу в шахтах и на фермах приезжают трудовые мигранты из Свазиленда, Лесото и Ботсваны (для работы на шахтах ежегодно из Ботсваны официально иммигрируют 12 тыс. чел., а ок. 30 тыс. чел. работают нелегально в обрабатывающей промышленности и на фермах).

Существует русская диаспора, в которую входят как потомки российских золото- и алмазоискателей, приехавших в ЮАР в 1870-е, так и эмигрантов, покинувших Россию после революции 1917. Есть также и российские предприниматели, иммигрировавшие в страну в 1990–2000.

Эмигранты из ЮАР живут в Намибии и др. африканских странах. Стоит проблема т.н. «утечки мозгов». В 2003 из ЮАР в США, страны Европы, Австралию и Новую Зеландию эмигрировали более 10 тыс. чел., среди которых было много медицинских работников (в т.ч. ок. 200 опытных врачей), бухгалтеров, учителей (ок. 700 чел.), а также специалистов в области информационных технологий.

С 2000-х разрыв между численностью эмигрантов и иммигрантов медленно сокращается.


Религии.

Законодательно закреплена полная свобода вероисповедания. Более 80% населения составляют христиане (большинство протестантов). Распространение христианства началось в серед. 17 в. и связано с деятельностью европейских миссионеров. В г.Мидранд, расположенном недалеко от столицы, находится храм преподобного Сергия Радонежского (первая русская церковь на Юге Африки). Действуют ряд христианско-африканских церквей, возникших в 1880-х на базе раскольнических движений. Часть африканцев придерживается традиционных африканских верований (анимализм, фетишизм, культ предков, хранителей домашнего очага, сил природы и др.). К мусульманской общине (большинство исповедуют ислам суннитского направления) относятся капские малайцы, индийцы, выходцы из северного Мозамбика и др. Среди индийского населения есть также шииты-исмаилиты. Существует община индуистов. Распространен иудаизм, насчитывается ок. 200 иудейских обществ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государственное устройство.

Парламентская республика. Действует конституция, принятая в 1996. Главой государства и главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается во время первого после выборов заседания Национальной ассамблеи из числа ее депутатов. Срок полномочий президента – 5 лет, он может быть избран на этот пост не более двух раз. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент, который состоит из Национальной ассамблеи (400 мест) и Национального совета провинций (НСП, 90 мест). Депутаты Национальной ассамблеи избираются на основе пропорционального представительства от провинций на 5-летний срок. НСП выполняет функции сената, координирует деятельность всех регионов. Состав НСП: 54 постоянных представителей от провинций (по 6 от каждой из 9-ти провинций) и 36 альтернативных представителей (по 4 от каждой провинции).

Усиление расовой дискриминации.

Апартеид стал краеугольным камнем политики Национальной партии. Принятый в 1949 закон запрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрации населения» от 1950 предусматривал классификацию и регистрацию жителей Южной Африки по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «О расселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто для африканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью. Правительство добилось принятия поправок к конституции, изменивших избирательные права цветного населения Капской провинции: теперь оно могло избирать в парламент четырех белых депутатов. Заявив, что в соответствии с Вестминстерским статутом отпала необходимость получения в парламенте необходимого большинства в две трети голосов, как это предусматривал «Акт о Южной Африке» 1910, который лег в основу конституции ЮАС, в 1951 правительство простым большинством голосов провело закон «О раздельном голосовании». Последовавший за этим конституционный кризис был преодолен в 1955 увеличением числа членов Сената таким образом, что правительство всегда могло рассчитывать на необходимые ему две трети голосов. Принятый в 1959 закон «О самоуправлении банту» предусматривал создание на территории Южной Африки новых политических институтов – бантустанов (первый из них, Транскей, был создан в 1963). Закон предусматривал, что в 1960 будет отменено представительство африканского населения в нижней палате парламента тремя белыми депутатами. В 1960-х годах процесс разделения населения по расовому признаку и африканцев по языковому принципу был продолжен. Законодательные акты, принятые в 1963–1964, регламентировали проживание и работу в «белых» районах. В соответствии с новым законодательством 1968, цветное население Капской провинции было лишено права избирать в парламент четырех белых депутатов.

С целью дальнейшего укрепления системы апартеида в 1962 был принят закон «Об общественной безопасности», больше известный как закон о «саботаже». В соответствии с этим законом, любой человек, совершивший преступное деяние, от обычного правонарушения до убийства, или же пытающийся «осуществить или поощрить социальные или экономические изменения» в стране, мог быть без суда и следствия приговорен к тюремному заключению и даже к смертной казни. Закон «О подрывной деятельности», принятый в 1967, предусматривал задержание людей без ордера на арест, содержание в одиночной камере, содержание под арестом в течение неопределенного срока, проведение общего судебного процесса над людьми, совершившими разного вида преступления и вынесение приговора группе лиц за противозаконные действия одного человека в определенных ситуациях. По закону 1969 в ЮАС было создано Управление государственной безопасности, деятельность которого мог контролировать только министр, специально назначенный президентом. Был также принят закон, запрещающий распространение информации, наносящей вред государственной безопасности.

Положение азиатского населения.

Правительство Национальной партии отменило существовавшую систему иммиграции, по которой в 1948–1950 в страну въехало более 40 тыс. британских подданных. В 1949 с 18 месяцев до пяти лет был увеличен срок, до истечения которого эмигранты из стран Содружества, возглавляемого Великобританией, не получали избирательных прав. Поскольку многие африканеры не желали утруждать себя изучением английского языка, в учебных заведениях была отменена система обучения на двух языках. В 1961 ЮАС вышел из состава Содружества и провозгласил себя Южно-Африканской Республикой, избежав тем самым резкой критики со стороны азиатских и африканских членов Содружества.

Долгое время считалось, что индийское население, сосредоточенное главным образом в провинции Натал и в значительно меньшей степени в Трансваале, невозможно ассимилировать. Правительством Южной Африки была разработана целая система поощрений, чтобы побудить индийцев выехать из страны. Но многие индийцы преуспели на новой родине и стали обзаводиться собственностью, что вызывало растущую озабоченность белого населения Натала. В 1940 и 1943 работали комиссии по расследованию «проникновения» индийцев в страну, в 1943 были урезаны права индийцев на владение собственностью в ЮАС. По закону 1946 были установлены районы страны, где выходцы из Индии имели право владеть собственностью. После 1950, в соответствии с законом «О расселении по группам», многих индийцев насильно переселили в отведенные для них районы.

Организации небелого населения.

До прихода националистов к власти в 1948 и в последующие годы деятельность организаций небелого населения, исповедовавших ненасильственные методы борьбы, не оказывала большого влияния на политическую жизнь страны. Ведущей организацией африканского населения стал созданный в 1912 Африканский национальный конгресс (АНК), который до 1960 придерживался ненасильственных методов противостояния режиму белого меньшинства.

Предпринимались попытки создать профсоюзы африканских рабочих. Однако созданный в 1917 Союз работников промышленности и торговли и возникшая в 1928 Южноафриканская федерация профсоюзов утратили свое влияние к началу 1930-х годов.

На протяжении многих лет основным выразителем интересов цветного населения была созданная в 1902 Африканская политическая организация (впоследствии она переименовала себя в Африканскую народную организацию). В 1909–1910 она безуспешно пыталась распространить избирательные права, которыми пользовалось цветное население Капской провинции, на цветных северных провинций. В 1944 был образован Национальный союз цветного населения, который призывал к сотрудничеству скорее с белыми властями, чем с африканским большинством населения ЮАС.

В 1884 живший в ЮАС Ганди создал Индийский конгресс Натала, который в 1920 влился в Южноафриканский индийский конгресс (ЮИК). Именно индийцы внесли в политическую борьбу методы ненасильственного сопротивления. В годы Второй мировой войны ЮИК перешел к более решительным действиям и стал выступать за единство небелых сил, что в конечном счете привело к объединению усилий ЮИК и АНК.

В 1952 началась кампания ненасильственных действий против дискриминационных законов, в ходе которой были арестованы 10 тыс. африканцев. Правительство жестоко подавило выступления небелого населения. В марте 1960 созданный в 1959 радикальный Панафриканский конгресс (ПАК) организовал массовую демонстрацию в Шарпевиле, которая была разогнана полицией, при этом 67 демонстрантов были убиты. После этого правительство запретило деятельность АНК и ПАК, которые отказались от ненасильственных методов борьбы и ушли в подполье.

В 1960-х – начале 1970-х годов ЮАС переживала период экономического процветания. Правительство обеспечивало внутреннюю безопасность страны путем укрепления сил полиции и модернизации и увеличения численности армии.

Выступления африканского населения. После падения португальской колониальной империи в Африке в середине 1970-х годов правящий режим ЮАР столкнулся с серьезной угрозой. В 1974–1975 национально-освободительная борьба в Мозамбике завершилась приходом к власти леворадикальных африканцев, которые предоставили политическое убежище партизанам, сражавшимся с режимом белого меньшинства в Южной Родезии (совр. Зимбабве). Южноафриканская полиция оказывала содействие правительству Южной Родезии. В Анголе после ухода португальцев началась гражданская война между соперничающими группировками, которые вели вооруженную антиколониальную борьбу. ЮАР оказывала помощь той из них, которую поддерживали США. Однако победу в 1976 одержала группировка, пользовавшаяся поддержкой СССР и Кубы. Таким образом, соседом Юго-Западной Африки (совр. Намибия) стал режим, враждебный ЮАР. Национально-освободительное движение охватило и значительную часть территории самой Намибии. ЮАР безуспешно пыталась создать в этой стране многорасовое независимое правительство, в которое не должны были входить деятели национально-освободительного движения, и в 1990 юаровские войска были выведены из Намибии.

16 июня 1976 расовые беспорядки захлестнули саму ЮАР. В этот день студенты черного пригорода Йоханнесбурга Соуэто, где проживали ок. 2 млн. жителей, выступили с требованием отменить африкаанс в качестве обязательного языка в школах. Полиция открыла огонь по студентам, после чего беспорядки перекинулись на территорию всего Соуэто. Хотя правительство пошло на уступки студентам, до конца 1976 среди городского африканского населения продолжались выступления против режима апартеида. При подавлении беспорядков были убиты более 600 африканцев.

В 1970-х – начале 1980-х годов ок. 3,5 млн. африканцев были насильственно выселены на территорию бантустанов, созданных по этническому принципу. 26 октября 1976 правительство ЮАР объявило о предоставлении «независимости» бантустану Транскей, 6 декабря 1977 – Бопхутхатсване, 13 сентября 1979 – Венде и 4 декабря 1981 – Сискею. Миллионы африканцев, жившие в бантустанах и приписанные к ним, были лишены гражданства ЮАР.

В 1977 в полицейских застенках был убит один из лидеров движения африканцев Стивен Бико. В том же году власти ЮАР запретили практически все организации, выступавшие против политики апартеида. На этом фоне возросло число диверсионных актов АНК против государственных предприятий и учреждений. В июне 1980 произошли массовые беспорядки в Кейптауне, в ходе которых были убиты более 40 человек.

Новая конституция.

В 1983 премьер-министр П.В.Бота выступил с предложением внести в конституцию изменения, которые предусматривали некоторое участие цветного и азиатского населения в органах власти. Несмотря на упорное сопротивление со стороны самых консервативных элементов белого населения и противодействие со стороны африканцев, предложенные конституционные изменения получили поддержку большинства белого населения на референдуме, проведенном в ноябре 1983. 3 сентября 1984 вступила в силу новая конституция, в соответствии с которой президент Бота стал также главой исполнительной власти и был создан трехпалатный парламент (представителей белых, цветных и индийцев). Большинство цветного и индийского населения сочло реформы недостаточными и отказалось участвовать в выборах.

Продолжалась вооруженная борьба АНК против режима апартеида. Новое поколение африканской и цветной молодежи устраивало уличные беспорядки, вступало в стычки с полицией и нападало на тех африканцев, которые сотрудничали с режимом белого меньшинства. Демонстрации были запрещены, но похороны погибших от пуль полицейских африканцев превращались в многотысячные митинги. Силы, оппозиционные режиму, требовали освобождения из заключения лидера АНК Нельсона Манделы .

Усиление борьбы против режима апартеида.

В условиях непрекращавшихся волнений органы местной власти в африканских поселениях практически перестали функционировать, и молодые активисты АНК стали создавать новые органы самоуправления. В июле 1985 правительство ввело режим чрезвычайного положения на значительной части территории страны. К концу ноября того же года были арестованы более 16 тыс. африканцев. Многие из впоследствии освобожденных рассказывали о применении пыток в застенках.

Летом 1985 ЮАР столкнулась с серьезными финансовыми затруднениями. Внешний долг страны достиг 24 млрд. долл., из них 14 млрд. приходились на краткосрочные торговые кредиты, которые должны были периодически возобновляться. По мере усиления накала борьбы с расистским режимом ЮАР иностранные банки отказывались предоставлять краткосрочные займы. В сентябре правительство ЮАР объявило о замораживании выплат иностранного долга.

Усиливая борьбу против оппозиции, правительство ЮАР пыталось создать видимость реформирования системы апартеида. В апреле 1986 были отменены законы о пропускном режиме для африканцев, но замена пропусков на удостоверения личности мало что изменила. В марте было отменено чрезвычайное положение, но уже в июне на территории всей страны были ужесточены меры по поддержанию правопорядка. Многие тысячи африканцев были брошены в тюрьмы.

Реальная власть в ЮАР все больше переходила в руки командования вооруженными силами страны. В мае 1986 южноафриканские коммандос совершили нападения на базы АНК на территории Замбии, Зимбабве и Ботсваны. В период с сентября 1984 по август 1986 в самой ЮАР были убиты более 2,1 тыс. человек, почти все они были африканцами.

На пути к реформам.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов ЮАР встала на путь постепенного отказа от политики апартеида. Этот курс правительства был в значительной степени вынужденным: экономическое положение страны значительно ухудшилось, не в последнюю очередь из-за экономических санкций, предпринятых странами ЕС, США и других государств с целью оказания давления на власти ЮАР. Кроме того, частные иностранные компании и кредиторы стали сворачивать свою деятельность в ЮАР, опасаясь дальнейшей дестабилизации. Несмотря на репрессии со стороны государства и строгую цензуру средств массовой информации, сопротивление африканского населения расистскому режиму постоянно возрастало.

В начале 1989 с П.В.Ботой случился инсульт, и вместо него руководителем Национальной партии и президентом страны стал лидер отделения партии в Трансваале Фредерик В. де Клерк . В ходе своей избирательной кампании накануне парламентских выборов 1989 де Клерк выдвинул пятилетний план демонтажа системы апартеида, который, правда, не предусматривал передачу власти африканскому большинству. Национальная партия одержала победу на выборах в парламент, но большое количество голосов получила крайне правая Консервативная партия.

Изменения в государственной политике начались почти сразу же после выборов. В сентябре из тюремного заключения был освобожден один из лидеров АНК Уолтер Сисулу, в ноябре была ликвидирована расовая сегрегация на пляжах и в некоторых местах проживания белого населения. В феврале 1990 правительство отменило запрет на деятельность АНК, и из заключения был освобожден Нельсон Мандела. В мае на встречах президента Ф.В. де Клерка с делегацией АНК, возглавляемой Н.Манделой, было достигнуто соглашение об условиях переговоров о новой конституции. В качестве жеста доброй воли правительство отменило чрезвычайное положение на всей территории страны, кроме Натала, а АНК приостановил вооруженные действия.

В 1991 правительство разрешило бойцам АНК, находившимся в Замбии, вернуться на родину и освободило всех политических заключенных. Были отменены два основных расистских закона – «О регистрации населения» и «О расселении по группам». Некоторые государства, в том числе США, Япония, Канада и Индия, отреагировали на эти шаги ослаблением экономических санкций против ЮАР. После 21-летнего отлучения от международного олимпийского движения ЮАР была допущена к участию в Олимпийских играх 1992.

Во второй половине 1991 достоянием гласности стали факты секретного финансирования правительством движения Инката, преимущественно зулусской организации во главе с вождем Мангосуту Бутелези . Часть средств направлялась на организацию митингов этой организации, которую белые власти намеревались превратить в надежный противовес более радикальным АНК и ПАК. Правительство финансировало также тайную подготовку военнослужащими ЮАР боевиков Инкаты, многие из которых впоследствии участвовали в нападениях на население африканских тауншипов, поддерживавших АНК. Считалось, что проживавшие в рабочих общежитиях сторонники Инкаты в 1980-е – начале 1990-х годов были виновниками многочисленных кровавых столкновений, прокатившихся по черным тауншипам.

Переход к многорасовой демократии.

В декабре 1991 состоялось первое заседание Конвента за демократическую Южную Африку (КОДЕСА), форума, созданного де Клерком и Н.Манделой для обсуждения новой конституции и перехода страны к многорасовому демократическому обществу. Деятельность Конвента была подвергнута критике со стороны выступавших за сохранение апартеида белых, а также со стороны воинствующих африканских организаций, таких как ПАК, который отказался участвовать в переговорах. Тем не менее на состоявшемся 18 марта 1992 референдуме для белого населения усилия де Клерка по перестройке политической системы страны получили поддержку в соотношении 2:1.

Переговоры в рамках КОДЕСА едва не были сорваны в июне 1992, когда представители АНК и некоторых других африканских организаций заявили о невозможности продолжать работу. Этот демарш был вызван тем, что сторонники Инкаты с одобрения или даже при активном участии полиции убили по меньшей мере 45 жителей одного из черных тауншипов близ Йоханнесбурга. Спустя три месяца во время демонстрации в бантустане Сискей против местного военного правителя от рук солдат пали 35 сторонников АНК. Эскалация политического насилия вынудила Ф.В. де Клерка и Н.Манделу встретиться в конце сентября; в ходе этой встречи лидер АНК согласился на продолжение переговоров в рамках КОДЕСА. Был подписан протокол, предусматривавший, что проект новой конституции будет разработан выборным конституционным собранием и что по итогам выборов должно быть сформировано многорасовое переходное правительство. Движение Инката, которое теперь стало называться Партией свободы Инката (ПСИ), выступило против этого соглашения, и в декабре 1992 вождь Бутелези опубликовал проект конституции будущего государства в составе этнического бантустана Квазулу и провинции Натал. Консервативное крыло африканеров отреагировало на достигнутое соглашение созданием тайного комитета по мобилизации недовольного белого населения на борьбу с реформами. Конечной целью заговорщиков было создание в случае необходимости отдельного государства африканеров.

Переговоры между АНК и правительством де Клерка продолжались в 1993 на фоне непрекращавшегося кровавого террора против АНК со стороны боевиков Инкаты, которые пользовались поддержкой и защитой южноафриканских сил безопасности, продолжавших привычную практику осуществления террористических актов руками своих агентов из числа африканцев. Сторонники АНК и ПАК на убийства отвечали убийствами. 10 апреля 1993 от рук белого экстремиста погиб генеральный секретарь Южноафриканской коммунистической партии Крис Хани. В заговоре принимали участие несколько членов Консервативной партии, позднее трое из них были осуждены и посажены в тюрьму.

В ноябре 1993 19 участников КОДЕСА одобрили проект временной конституции, который в декабре был ратифицирован парламентом ЮАР, тем самым проголосовавшим за самороспуск.

Теперь уже никакие террористические акции и провокации со стороны экстремистов-африканеров и боевиков ПСИ не могли помешать переменам в жизни страны. В марте 1994 население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. В том же месяце было введено чрезвычайное положение в Натале, где ПСИ призвала к бойкоту выборов и снова обратилась к тактике насилия. Однако в последнюю минуту руководство ПСИ все же приняло решение участвовать в выборах, которые состоялись 26–29 апреля. 27 апреля 1994 вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии.

АНК пришел к власти, получив поддержку абсолютного большинства избирателей – 63%, в то время как за Национальную партию проголосовали 20%, а за Партию свободы Инката – 10% избирателей. Остальные политические партии не смогли преодолеть 5%-го барьера, необходимого для включения их представителей в состав правительства. В результате коалиционное правительство национального единства, которое должно было руководить страной в ближайшие пять лет, было сформировано из представителей АНК, Национальной партии и Партии свободы Инката.

9 мая 1994 Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Выдающиеся личные качества нового президента сыграли решающую роль в сохранении стабильности в стране в переходный период.

В ноябре 1995 по всей стране, за исключением провинции Квазулу-Натал и Кейптауна, прошли выборы в местные органы власти, снова завершившиеся убедительной победой АНК, который получил поддержку 64% избирателей, в то время как Национальная партия – 16% и Партия свободы Инката – 0,4%.

Несколько раз выразив несогласие с политикой АНК, Национальная партия в июле 1996 вышла из правительства национального единства, став крупнейшей оппозиционной силой. Одной из причин конфликта между партиями стало то обстоятельство, что проект новой конституции не предусматривал сохранение коалиционного правительства после 1999. Партия свободы Инката предъявила претензии АНК по поводу некоторых положений конституции. Эта партия хотела, чтобы основной документ страны более прочно закреплял принципы федерализма и в знак протеста бойкотировала заседания Конституционного собрания. Свое недовольство выразил и Фронт свободы, который настаивал на упоминании в тексте конституции Фолькстаата (Народного государства буров). Тем не менее Конституционное собрание в октябре 1996 одобрило новую конституцию ЮАР, которая вступила в силу 4 февраля 1997.

В конце 1998 Комиссия по восстановлению правды и примирению опубликовала окончательный отчет по итогам своей деятельности, в котором содержались обвинения в адрес Национальной партии, равно как и АНК и других политических организаций, в массовых нарушениях прав человека в период апартеида. Хотя обвинения были выдвинуты и против некоторых членов его собственной партии, Нельсон Мандела поддержал этот документ.

На протяжении 1998 в ЮАР велась подготовка ко вторым демократическим выборам, намеченным на май 1999. В 1997 лидером Африканского национального конгресса, а в 1998 фактическим руководителем страны стал вероятный преемник Манделы и вице-президент ЮАР Табо Мбеки. Национальная и Демократическая партии постепенно утрачивали свои политические позиции, а Партия свободы Инката продолжала сотрудничать с АНК в коалиционном правительстве национального единства. Профсоюзы все больше разочаровывались в политике правительства по созданию в стране рыночной экономики и в подходе Мбеки к социальным и экономическим проблемам. На протяжении 1998 ЮАР продолжала крайне медленно двигаться к достижению своих целей – экономическому росту и справедливому переустройству общества. Прирост ВВП составлял менее 2% в год, а численность населения увеличивалась, осложнился доступ к получению образования, ухудшилось медицинское обслуживание населения.

На парламентских выборах, состоявшихся 2 июня 1999, убедительную победу одержал АНК, собравший 66% голосов. Второе место заняла Демократическая партия (10% голосов), третье место – Партия свободы Инката.

16 июня 57-летний Табо Мбеки, друг и соратник Н.Манделы, официально вступил в должность президента ЮАР.

Новый президент Мбеки продолжил курс правительства своего предшественника. Была расширена политическая и социальная база правительства – в его состав вошли члены оппозиционных партий, представляющие все расовые и этнические группы страны.

На рубеже 21 в. ключевым элементом внешней и внутренней политики ЮАР стала концепция «Африканского ренессанса ». Она была выдвинута президентом Мбеки в мае 1996 на заседании парламента, посвященного принятию конституции, в качестве новой «национальной идеи», определявшей роль и место ЮАР в Африке. Понятие «африканского ренессанса» официально объявлено им на конференции по привлечению капитала в Африку (г.Вирджиния, 1997). Мбеки совместно с президентом Алжира А.Бутефликой и президентом Нигерии О.Обасанджо стал одним из авторов «Программы Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления» (The Millennium Partnership for the African Recovery Programme – MAP), выдвинутой на саммите ОАЕ в 1999. В октябре 2001 в г.Абуджа (Нигерия) на первом заседании Комитета по осуществлению программы (к тому времени в нее был интегрирован т.н. «План Омега» (Omega Plan) президента Сенегала А.Вада) в документ были внесены поправки, и он был утвержден под названием «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Секретариат комитета был размещен в Мидранде (пригород г.Претория). На первом саммите Африканского союза (АС), состоявшемся в г.Дурбан 9–10 июля 2002, НЕПАД был объявлен его оперативной экономической программой. Председателем АС был избран Мбеки.

ЮАР в 21 веке

В нач. 2000-х наблюдался рост экономики ЮАР, который был обусловлен высокими ценами на минеральное сырье, активным притоком капиталовложений и повышением покупательского спроса, что в свою очередь, привело к росту импорта и укреплению курса национальной валюты. В 2004 доходы правительства от приватизации составили 2 млн. долл. США.

На всеобщих выборах, состоявшихся 14 апреля 2004, убедительную победу одержала правящая партия АНК, получившая 69,68 голосов избирателей. В Национальной Ассамблее она завоевала 279 депутатских мест. Кроме того, места в парламенте получили партии «Демократический альянс», ДА (50), «Инката фридом парти» (28) и «Объединенное демократическое движение», ОДД (9). 131 депутат парламента – женщины. На посты председателя и спикера парламента назначены также женщины.

В мае 2005 в Претории, Кейптауне, Йоханнесбурге и Дурбане прошли торжества по случаю 60-летия победы во Второй мировой войне. (334 тыс. добровольцев из ЮАС сражались в частях английской армии в Италии, в Северной и Восточной Африке). 26 июня 2005 широко отмечалось 50-летие принятия Хартии свободы, ставшей основой конституции 1996. В октябре 2005 Мбеки участвовал в работе очередного саммита АС (г.Абуджа, Нигерия), посвященного проблеме формирования единого правительства для африканского континента.

В 2005 ВВП составил 527,4 млрд. долл. США, его рост – 5%. В том же году инвестиции составили 17,9% от ВВП, а инфляция – 4,6%. Укрепление ранда в 2003–2005 привело к снижению экспорта (в 2005 дефицит внешнеторгового баланса достиг самого высокого за последние 22 года показателя – 4,7% ВВП) и сокращению рабочих мест. Безработица в 2005 составила 27,8%. Повышение курса национальной валюты привело также к снижению доходов в горнодобывающей промышленности. Увеличился разрыв в доходах различных слоев населения. Доля среднего класса в 2004 составила 7,8% (в 1994 – 3,3%). Более 50% из 7,5 тысяч долларовых миллионеров в Африке – южноафриканцы.

Экономическая политика правительства направлена на дальнейшую либерализацию экономики, привлечение иностранных инвестиций, а также борьбу с бедностью. В 2005 создан специальный фонд в 42 млрд. рандов для выдачи кредитов малообеспеченным южноафриканцам под строительство жилья.

Политика африканизации активно проводится не только в отношении изменения расового состава законодательных и исполнительных органов власти, но и в сфере экономики – чернокожие бизнесмены все чаще возглавляют частные компании и банки, белые граждане вытесняются из некоторых сфер предпринимательства (например, службы такси). По официальному заявлению властей, в марте 2006 с целью ускорения хода земельной реформы, начнется широкомасштабная конфискация земель белых фермеров, с которыми власти не смогли договориться в установленные сроки о компенсации. Первый случай подобной конфискации имел место в октябре 2005.

Правительство пытается разработать комплекс мер по ликвидации безработицы и борьбе с преступностью. В апреле 2005 принят закон о борьбе с терроризмом.

14 июня 2005 заместитель президента АНК Джакоб Зума, считавшийся главным кандидатом в преемники главы государства, был отправлен в отставку после возбуждения против него дела о причастности к коррупции. Согласно решению генерального совета АНК он, тем не менее, остался на посту заместителя президента партии. В аппарате правящей партии обострилась борьба по вопросу избрания нового лидера АНК на съезде, проведение которого назначено на 2007. В начале февраля 2006 президент Мбеки заявил, что не намерен вносить поправки в конституцию для того, чтобы получить возможность в очередной раз баллотироваться на пост президента на выборах 2009. Вопрос о преемнике, по его мнению, будет решен на съезде партии в 2007. Приблизительно в то же время Зума был привлечен к суду по обвинению в изнасиловании женщины, являвшейся близким другом его семьи. Сторонники Зумы заявляют, что развернувшаяся против него кампания носит политический характер.

В ноябре 2005 создана новая Комиссия по борьбе с коррупцией. В рамках кампании по борьбе с коррупцией в 2004–2005 были уволены 66 чиновников министерства внутренних дел ЮАР. В начале февраля 2006 начался новый политический скандал, в центре которого оказалась новый заместитель президента Фумзиле Мламбо-Нгкука. Против нее были выдвинуты обвинения в растрате казенных средств (ок. 100 тыс. долл. США), использованных ею на поездку с семьей и друзьями в ОАЭ (декабрь 2005) на правительственном самолете. В защиту обвиняемой выступил президент Мбеки.

Любовь Прокопенко

Литература:

Дэвидсон Бэзил. Новое открытие древней Африки. М., «Издательство восточной литературы», 1962
Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Давидсон А.Б. Южная Африка. Становление сил протеста, 1870–1924. М., «Главная редакция Восточной литературы», 1972
Żukowski A. W kraju zlota i diamentów . Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 1994
Historia Afryki do początku XIX wieku. Wrocław, 1996
Good, K. Realizing Democracy in Botswana, Namibia and South Africa. Pretoria, Africa Institute, 1997
Давидсон А.Б., Сесил Родс – строитель империи . М., «Олимп», Смоленск: «Русич», 1998
Шубин В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. М., Изд-во Института Африки РАН, 1999
Южная Африка. Очерки социально-экономического и политического развития . М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999
Шубин Г.В. Российские добровольцы в англо-бурской войне 1899–1902 гг. М., Изд. дом «XXI век-Согласие», 2000
Южная Африка на пороге третьего тысячелетия . М., Изд-во Института Африки РАН, 2002
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Terreblanche, S.A. History of Inequality in South Africa 1652–2002. Scottsville, University of Natal Press, 2003



Исторически сложилось так, что в большинстве стран мира принято правило правостороннего движения . Но, есть и ряд стран, в которых левостороннее движение. Наиболее ярыми представителями являются Великобритания, Австралия, Япония, Сингапур, ЮАР и Индия. Точных данных о том, почему так сложилось, нет, но есть множество предпосылок, которые отвечают на данный вопрос.

Так, предполагают, что первой страной, в которой было принято левостороннее движение, является Англия, поскольку тут было развито судоходство и корабли двигались исключительно в левостороннем порядке. Но, обо всем по-порядку. В этой статье мы попробуем разобраться с правилами правостороннего и левостороннего движения, опишем их преимущество и недостатки, а также историю возникновения.

1. История расположения руля

История правил дорожного движения, а как следствие и история расположения руля уходит в глубокую древность. Историки предполагают, что с первыми правилами столкнулись римляне. Предположительно, что в 50 г. до н.э. Гай Юлий Цезарь создал ряд правил , которым должны были подчиняться извозчики, так называемые водители карет.

Также, предположительно в Риме действовало правило левостороннего движения. Об этом свидетельствует один из найденных римский динарий, на котором изображены два всадника, которые разъезжаются по левой стороне. Скорее всего, это связано с тем, что большая часть населения правши , в том числе и всадники и они вынуждены были в правой руке держать оружие.

Когда времена рыцарей, всадников и карет канули в прошлое, снова возник вопрос о правилах дорожного движения, и соответственно с какой стороны должен располагаться руль. В начале 20 века улицы стали массово заполнять первые автомобили. В то время в большинстве европейских стран было принято правостороннее движение, в Англии, Швеции и частично в Австро-Венгрии – левостороннее. В Италии движение было смешанным. Все это не представляло опасности, так как автомобилей было не много, а их скорость минимальна.

В странах с правосторонним движением, логично, что руль располагался справа. Считалось, что так водителю легче осуществить обгон. Более того, правостороннее расположение руля отразилось на компоновке составляющих двигателя. Для того, что бы сократить длину тяг, и магнето располагались на правой стороне двигателя. С годами автомобилей становилось все больше, и возник вопрос о безопасности во время обгона. Первыми, кто выпустил автомобиль с левым расположением руля, была знаменитая во всем мире корпорация Ford. В 1908 году впервые была выпущена легендарная модель «Т».


После этого, европейцы, которые выпускали общедоступные автомобили также перешли на «левый руль», а вот производители быстроходных марок сохраняли правило «правого руля». Согласно еще одному предположению следует, что расположение руля с левой стороны удобно тем, что водитель не выходит на проезжую часть, а безопасно попадает на тротуар.

Интересная ситуация сложилась в Швеции. До 1967 года в этой стране действовало левостороннее движение, несмотря на то, что руль автомобилей находился с правой стороны. А вот 3 го сентября 1967 года все автомобили в одночасье остановились и плавно перешли на правосторонне движение. Для этого шведам в столице пришлось приостановить движение на сутки для того, что бы поменять дорожные знаки.

2. Ситуация в Европе, Азии, Африке, Америке, Австралии

Ситуация с правосторонним и левосторонним движением в разных странах мира складывалась по-разному. Стоит рассмотреть самых ярких представителей, которые на протяжении многих лет устанавливали правила дорожного движения, исходя не только из расположения руля, но и из физиологических особенностей человека.


Так, после появления автомобилей в Европе была полная неразбериха, которая была связана именно с правосторонним и левосторонним движением. Большинство стран придерживались правостороннего движения, которое было принято со времен правления Наполеона. В то же время, такие страны, как Великобритания, Швеция и частично Австро-Венгрия придерживались левостороннего движения. Как уже было указано выше, в Италии в каждом городе действовали свои правила. На сегодняшний день левостороннее движение присутствует в таких странах Европы, как Великобритания, Ирландия, Мальта, а также Кипр (если считать его Европой).


В Азии гораздо больше стран, которые придерживаются левостороннего движения, в частности это относится к Японии, Индии, Шри-Ланке, Пакистану, Индонезии, Таиланду, Непалу, Малайзии, Сингапуру, Бангладешу, Макао, Брунею, Бутану, Восточному Тимору и Мальдивам.

Что касается Африки, тут также есть несколько стран с левосторонним движением, а именно: ЮАР, Ботсвана, Уганда, Замбия, Зимбабве, Кения, Намибия, Мозамбик, Маврикий, а также Свазиленд и Лесото .

США придерживалось левостороннего движения до конца 18 века, пока не произошел плавный переход на правостороннее движение. Бытует мнение, что способствовал данному изменению генерал французского происхождения, который боролся за независимость «штатов» от короны Британии. Что касается Канады, тут до 20 годов 20 века придерживались левостороннего движения. А вот в таких странах Латинской Америки, как Ямайка, Барбадос, Гайана, Суринам, а также Антигуа, Барбуда и Багамские острова до сих пор ездят слева.

Поддерживает правила левостороннего движения и Австралия, которая является второй страной в мире по количеству автомобилей на душу населения. К ней присоединились и такие страны, как Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи, Самоа, а также Науру и Тонга .

В то время, как Великобританию считают главной виновницей левостороннего движения, правостороннему движению в большинстве своем посодействовала Франция. Так, в 1789 году во время Великой Французской революции в Париже был издан декрет, в котором четко было указано всем транспортным средствам передвигаться по правой стороне, то есть по простонародной. Также немалую роль сыграл Наполеон, который в свое время приказал войску держаться правой стороны. Все это оказало влияние на многие страны Европы.

3. Основные отличия право- и левостороннего движения


Правостороннее и левостороннее движение предполагает различия в конструкциях автомобилей. Как правило, место водителя и руль располагаются слева в автомобилях, которые предназначены для правостороннего движения, соответственно в автомобилях для левостороннего движения водительское место и руль находятся справа. Существуют и автомобили, в которых предусмотрено расположение места водителя по центру, к примеру, McLaren F1. Также имеют различия (левое и правое) . А вот расположение педалей в порядке , тормоз, газ изначально было присуще леворульным автомобилям, а на сегодняшний день стало стандартом для праворульных.

В целом, главное правило правостороннего движения – держаться правой стороны, а левостороннего – левой. Конечно, для правшей изначально достаточно сложно перейти на левостороннее движение, но достаточно несколько раз попробовать и достаточно быстро все становиться на свои места.

4. Недостатки и преимущества левостороннего движения

Говоря о достоинствах и недостатках левостороннего движения нельзя исключать конструкцию автомобиля, поскольку именно от нее зависит безопасность водителя и его пассажиров. Несмотря на то, что праворульные автомобили предназначены для левостороннего движения , их также эксплуатируют при правостороннем. Более того, это считается безопасным, поскольку при столкновении удар приходится на левую сторону и вероятность того, что водитель не пострадает гораздо выше.

Праворульные автомобили угоняют гораздо реже (в странах с правосторонним движением), поскольку многие считают их неудобными и не функциональными. Также расположение руля с правой стороны позволяет водителю выходить из автомобиля не на проезжую часть, а на тротуар, что также гораздо безопасней.

Непривычный взгляд водителя с правой стороны позволяет с другого ракурса оценить ситуацию на дороге , что может привести к снижению непредвиденных ситуаций. При этом, есть и ряд недостатков, которые играют важную роль не только при левостороннем движении, но и при правом расположении руля. Так, совершать обгон на праворульном автомобиле достаточно неудобно. Проблему можно решить, установив продуманную систему зеркал.

В целом, единственным недостатком левостороннего движения является его не распространенность. На сегодняшний день, более 66% населения придерживаются правостороннего движения, и переход на левостороннее создает ряд неудобств. Более того, только 28% дорог мира являются левосторонними . Отличий левостороннего движения от правостороннего также нет, просто все происходит с зеркальным отображением, что и заставляет водителей, которые привыкли к правостороннему движению, путаться.


Существуют и исключения из правил. Так, в Одессе и Санкт-Петербурге существуют улицы с левосторонним движением, которые предназначены для разгрузки улиц от большого количества автомобилей. Также, в Париже на авеню генерала Лемонье (единственная улица в Европе) придерживаются левостороннего движения.

Нельсон Холилала Мандела (род. 18 июля 1918, Куну, близ Умтаты) - первый чернокожий президент ЮАР с 10 мая 1994 по 14 июня 1999, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993. В ЮАР Нельсон Мандела также известен как Мадиба (одно из клановых имён народа коса)

В Витватерсранде Мандела проучился до 1948 года, однако по ряду причин так и не получил диплом юриста. В то же время именно в этот период жизни Нельсон оказался под сильным влиянием либеральных, радикальных и африканистских идей. В 1943 году он впервые принял участие в массовой акции - протестах против повышения цен на проезд в автобусах, а также стал посещать собрания юных интеллектуалов, проводимых по инициативе лидера Африканского национального конгресса (АНК). Участниками собраний также сталиУолтер Сисулу, Оливер Тамбо, Антон Лембеде и Эшли Мда. В апреле 1944 года Мандела стал членом АНК и вместе со своими единомышленниками принял участие в создании Молодёжной лиги, в которой стал членом исполнительного комитета. В манифесте лиги, деятельность которой была основана на принципах африканского национализма исамоопределения, отвергалась любая возможность участия в консультативных советах и в Совете представителей коренных жителей. В целом, лига заняла по отношению к официальным властям страны более воинственную позицию, чем руководство АНК, деятельность которого подвергалась с её стороны неоднократной критике за попустительство.

После победы на выборах 1948 года Национальной партии африканеров, которая поддерживала политику апартеида , Мандела стал принимать активное участие в политической жизни страны. В 1948 году он стал национальным секретарём Молодёжной лиги АНК, в 1949 году - членом Национального совета АНК, в 1950 году - национальным президентом Молодёжной лиги АНК. В 1952 году Мандела стал одним из организаторов Кампании неповиновения, проводившейся по инициативе АНК. В это же время разработал так называемый «план М», который представлял руководство по деятельности АНК в подполье в случае запрещения властями. В 1955 году участвовал в организации Конгресса народа, на которой была принята Хартия свободы, в которой были изложены основные принципы построения свободного и демократического общества в Южной Африке. Хартия свободы стала главным программным документом АНК и других политических организаций Южной Африки, боровшихся против режима апартеида. В 1952 году Мандела и его товарищ Оливер Тамбосоздали первую юридическую фирму под руководством чернокожих - Mandela and Tambo , которая оказывала бесплатную или дешёвую юридическую помощь африканцам.



Значительное влияние на взгляды и методы политической борьбы Манделы оказал Махатма Ганди (в январе 2007 года Мандела принял участие в международной конференции в Нью-Дели, где праздновалось столетие со дня привнесения идей Ганди о ненасилии в Южную Африку).

5 декабря 1956 года Мандела и ещё 150 человек были арестованы властями с предъявлением обвинений в государственной измене. Главным пунктом обвинения стала приверженность коммунизму и подготовка насильственного свержения власти. Результатом судебного процесса, продлившегося с 1956 по 1961 год, стало оправдание всех обвиняемых . В период с 1952 по 1959 год новая группа чернокожих активистов, получивших название «африканистов», порвала с Африканским национальным конгрессом, требуя принятия более решительных мер против режима Национальной партии и выступая против сотрудничества с компартией и политическими организациями других расовых групп южноафриканского населения. Руководство АНК в лице Альберта Лутули, Оливера Тамбо и Уолтера Сисулу были свидетелями не только роста популярности африканистов, но и видели в их лице угрозу их лидерству. Впоследствии АНК укрепило свои позиции посредством сотрудничества с небольшими политическими партиями, представлявшими интересы белого, смешанного и индийского населения, пытаясь таким образом заручиться поддержкой более широкого круга населения нежели африканисты. Африканисты, в свою очередь, подвергли критике Клиптаунскую конференцию 1955 года, на которой была принята Хартия свободы, за те уступки, на которые пошёл АНК с численным составом в 100 тысяч человек для получения одного голоса в Союзе конгрессов. Четыре генеральных секретаря пяти входивших в него организаций тайно являлись членами восстановленной Южно-Африканской коммунистической партии. В 2003 году генеральный секретарь ЮАКП заявил о том, что генеральный секретарь АНК Уолтер Сисулу тайно вступил в ЮАКП в 1955 году. Таким образом все пять генеральных секретарей были членами коммунистической партии. Этим можно объяснить, почему Сисулу отказался от доминирующей роли АНК в Альянсе в пользу равноправия пяти партий.

В 1959 году африканисты благодаря финансовой поддержке Ганы и политической помощи со стороны Лесото сформировали Панафриканистский конгресс под руководством Роберта Собукве и Потлако Лебалло.

В 1961 году Мандела возглавил вооружённое крыло АНК, одним из организаторов которого он и был, - «Умконто ве сизве» (в переводе с языка зулу - «копьё нации» ). В результате им была начата политика саботажа против правительства и военных, допускавшая партизанскую войну в случае её неудачи в борьбе с режимом апартеида. Кроме того, Манделе удалось привлечь деньги за рубежом и организовать вневойсковую подготовку для членов крыла.

Член АНК Вулфи Кадеш объяснил цели кампании таким образом: «… с 16 декабря 1961 года мы должны были начать взрывать символичные места апартеида, такие как паспортные столы, местные мировые суды…, отделения почты и… правительственные учреждения. Но это нужно было делать таким образом, что бы никто не пострадал, никто не был убит» . В будущем Мандела отзывался о Вулфи следующим образом: «Его познания в вопросе ведения войны и его непосредственный боевой опыт были крайне полезными для меня» .

По мнению Манделы, вооружённая борьба стала последней инстанцией. Годы растущей репрессии и насилия со стороны государства убедили его в том, что ненасильственная борьба с режимом апартеида не принесла и не могла принести ожидаемого результата.

Позднее, уже в 1980-х годах, «Умконто ве сизве» развернула против апартеидного правительства масштабную партизанскую войну, в ходе которой пострадало много гражданских лиц. По признанию Манделы, АНК в своей борьбе против режима апартеида также грубо нарушал права человека. За это он резко критиковал тех в своей партии, кто пытался убрать утверждения о нарушениях со стороны АНК в докладах, которые подготавливались Комиссией правды и примирения.

Вплоть до июля 2008 года Манделе и членам АНК был запрещён въезд в США (за исключением права на посещение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке) без специального разрешениягосударственного секретаря США ввиду причисления партии бывшим апартеидным правительством ЮАР к террористическим организациям.

5 августа 1962 года Мандела, находившийся в бегах в течение семнадцати месяцев, был арестован властями и заключён в тюрьму Йоханнесбурга. В значительной степени успех операции стал возможен благодаря помощи ЦРУ США, которое передало полиции ЮАР информацию о его предположительном местопребывании. Тремя днями позже на суде Манделе были предъявлены обвинения в организации забастовки рабочих в 1961 году и незаконном пересечении государственной границы. 25 октября 1962 года он был приговорён к пяти годам тюремного заключения.

11 июля 1963 года полицией ЮАР был организован рейд на ферме Лилисфарм в пригороде Йоханнесбурга - Ривонии. Результатом стал арест нескольких видных лидеров АНК. Задержанным были предъявлены четыре обвинения в организации диверсий, за что предусматривалась смертная казнь, а также обвинения в совершении преступлений, эквивалентных государственной измене. Кроме того, им вменялась разработка плана по вводу в Южную Африку иностранных войск (этот пункт обвинений Мандела категорически отвергнул). Среди обвинений, с которыми согласился Мандела, числилось сотрудничество с АНК и ЮАКП в вопросе использования взрывчатки с целью уничтожения объектов водо-, электро- и газоснабжения в ЮАР.

Во время своего выступления на судебном процессе 20 апреля 1964 года в Верховном суде в Претории Мандела изложил основные причины использования АНК насилия в качестве тактического оружия. В своей защитной речи он описал, как АНК использовал мирные способы борьбы с режимом апартеида до расстрела в Шарпевиле. Проведение референдума, по результатам которого была создана ЮАР, и введение в стране чрезвычайного положения наряду с запретом деятельности АНК убедили Манделу и его сторонников в том, что единственным верным способом борьбы за свои права являются диверсионные акты. Иная деятельность была равнозначна безоговорочной капитуляции. Кроме того, Мандела заявил о том, что разработанный манифест вооружённого крыла «Umkhonto we Sizwe» преследовал целью провал политики Национальной партии. Помочь достижению этой цели должно было падение интереса иностранных компаний, которые отказались бы инвестировать средства в экономику страны. В заключение своего выступления Мандела заявил: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства „белых“, так и против господства „чернокожих“. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть» .

Все обвиняемые, за исключением Расти Бернштейна, были признаны виновными, однако 12 июня 1964 года мера их наказания была изменена на пожизненное лишение свободы.

В феврале 1990 года, после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК и других движений против режима апартеида, Мандела вышел на свободу. Произошло это событие, транслировавшееся в прямом эфире по всему миру, 11 февраля 1990 года.

Мандела и Президент США Билл Клинтон в 1993 году.

В день своего освобождения Мандела выступил с речью перед нацией. Он заявил о заинтересованности в мирном урегулировании разногласий с белым населением страны, однако дал понять, что вооружённая борьба АНК не подошла к концу, когда заявил: «Наше обращение к вооружённой борьбе в 1960 году, когда было создано вооружённое крыло АНК, „Умконто ве сизве“, было чисто защитным шагом против насилия со стороны режима апартеида. Факторы, которые сделали необходимым вооружённую борьбу, до сих пор существуют. У нас нет выбора, кроме как продолжить начатое. Мы надеемся, что вскоре будет создан климат, благоприятный для урегулирования проблем в рамках переговоров, чтобы более не было нужды в вооружённой борьбе» . Кроме того, Мандела заявил, что его главной целью остаётся достижение мира для чернокожего большинства страны и предоставление ему права голоса как на общенациональных, так и на местных выборах.

Вскоре после своего освобождения Мандела вернулся на должность лидера АНК, и в период с 1990 по 1994 год партия принимала участие в переговорном процессе по отмене режима апартеида, результатом которого стало проведение первых общенациональных выборов на общерасовой основе.

В 1991 году АНК провёл первую национальную конференцию после снятия запрета на его деятельность в Южной Африке. На ней Мандела был избран президентом организации. В свою очередь, Оливер Тамбо, который руководил АНК в изгнании во время заключения Манделы, стал национальным председателем.

В 1993 году Мандела и де Клерк вместе были удостоены Нобелевской премии мира. Несмотря на это, отношения между политиками зачастую носили напряжённый характер, особенно после резкого обмена заявлениями в 1991 году, когда Мандела назвал де Клерка главой «незаконного, дискредитированного режима меньшинства» . В июне 1992 года, после резни в Бойпатонге, переговоры по инициативе АНК были прерваны, а Мандела обвинил в убийствах южноафриканское правительство. Однако после очередной резни, но уже в Бишо, состоявшейся в сентябре 1992 года, переговорный процесс был возобновлён.

Вскоре после убийства лидера АНК Криса Хани в апреле 1993 года в обществе появились опасения по поводу новой волны насилия в стране. После этого события Мандела обратился к нации с призывом сохранять спокойствие. Несмотря на то, что после убийства последовало несколько мятежей, переговоры продолжились и по их результатам было достигнуто соглашение, согласно которому на 27 апреля 1994 года в стране назначались демократические выборы.

На состоявшихся в апреле 1994 года парламентских выборах 62 % голосов получил АНК. 10 мая 1994 года Мандела, возглавлявший АНК, официально вступил в должность Президента ЮАР, первого чернокожего жителя страны на этом посту. Лидер Национальной партии де Клерк был назначен первым заместителем Президента, а Табо Мбеки - вторым заместителем в правительстве национального единства . Являясь Президентом ЮАР с мая 1994 года по июнь 1999 года, Мандела добился международного признания за свой вклад в достижение национального и международного примирения.

За годы своего пребывания в должности Мандела предпринял ряд важных социально-экономических реформ, преследовавших цель преодоления социального и экономического неравенства в Южной Африке. Среди ключевых мер периода его президентства можно выделить:

· введение в 1994 году бесплатного медицинского обслуживания для всех детей в возрасте до шести лет, а также для беременных и кормящих женщин, пользующихся услугами государственных учреждений здравоохранения;

· запуск так называемой «Программы реконструкции и развития», преследовавшей целью финансирование социально-бытового обслуживания (такие отрасли как ЖКХ и здравоохранение);

· увеличение расходов на государственные пособия на 13 % к 1996/1997 годам, на 13 % к 1997/1998 годам, на 7 % к 1998/1999 годам;

· введение равенства при выплате пособий (в том числе, пособий по инвалидности, родительский капитал и пенсии) вне зависимости от расовой принадлежности;

· введение денежного пособия на содержание детей чернокожих жителей в сельских местностях;

· значительное увеличение расходов на сферу образования (на 25 % в 1996/1997 годах, 7 % в 1997/1998 годах и 4 % в 1998/1999 годах);

· принятие в 1994 году Закона о возвращении земли, согласно которому лица, лишённые собственности в результате принятия в 1913 году Закона о землях коренных жителей, имели права потребовать возвращения земли;

· принятие в 1996 году Закона о земельной реформе, который защищал права арендаторов земли, проживавших и занимавшихся сельским хозяйством на фермах. По этому закону, арендаторы не могли быть лишены земельной собственности без решения суда и по достижении ими 65 лет;

· введение в 1998 году грантов на поддержку детей, направленных на борьбу с детской бедностью;

· принятие в 1998 году Закона о повышении квалификации, который закреплял механизм финансирования и реализации мер по повышению квалификации на месте работы;

· принятие в 1995 году Закона о трудовых отношениях, который регулировал вопросы трудовых отношений на предприятиях, в том числе пути разрешения трудовых споров;

· принятие в 1997 году Закона о базовых условиях трудоустройства, направленного на защиту прав рабочих;

· принятие в 1998 году Закона о равенстве при трудоустройстве, отменявшего дискриминацию по расовому признаку при устройстве на работу;

· подключение более 3 миллионов жителей к телефонным сетям;

· реконструкция и строительство 500 клиник;

· подключение более 2 миллионов жителей к электрическим сетям;

· строительство более 750 тысяч в домов, в которых поселились 3 миллиона человек;

· обеспечение доступа к воде 3 миллионам жителей;

· введение обязательного образования для африканских детей в возрасте 6-14 лет;

· предоставление бесплатного питания для 3,5-5 миллионов школьников;

· принятие в 1996 году Закона о здоровье и безопасности на шахтах, который улучшал условия труда для шахтёров;

· начало реализации в 1996 году Национальной политики в вопросе обеспечения медицинскими препаратами, которая облегчила населению доступ к жизненно важных лекарствам.

Государство с хорошо развитой сетью автомобильных дорог. Одна треть из них покрыта высококачественным асфальтом. Никаких особенностей, по сравнению с Европой, в правилах дорожного движения нет. Обязательное требование - использование ремней безопасности и соблюдение скоростного режима - по городу 6 км/ч, по некоторым дорогам 100 км/ч, а по автомагистралям до 140 км/ч. Для перемещения по городу существует сеть салонов по прокату автомобиля. Это один из экономных вариантов для перемещения туристов.

Транспорт в ЮАР очень разнообразен:

  • автомобильный;
  • железнодорожный;
  • водный;
  • воздушный (в том числе и международный).

Автомобильный транспорт

Общая протяжённость автострад в стране - свыше 200 000 километров. Это в 10 раз больше, чем протяжённость железнодорожных путей. Движение левостороннее, автомобилей много всех известных и неизвестных марок, в том числе и люксовых. Многие автострады были специально отремонтированы к чемпионату мира по футболу, который проходил здесь в 2010 году.

Бензин на автозаправках только 95-й плюс один вид дизельного топлива. Выбор невелик, но качество довольно высокое.

Автомагистралей очень много. На каждой минимум 3 полосы в каждую из сторон. Проезд платный, правда, пробок почти нет, что существенно экономит время.

Дорожных знаков в много. На автомагистралях их крепят к деревянным столбам, в то время как в городе только к стальным трубам. Опасные участки дороги снабжены специальными дорожными знаками с подсветкой. Она включается, когда стемнеет. Обычно это пара оранжевых ламп. Если не хочется дополнительно платить, можно выбрать объездные бесплатные дороги (обозначены на дорожных знаках буквой «T»). Самый интересный дорожный знак в ЮАР - это запрет стоять под зонтиком за столом.

Тонировка на автомобилях отсутствует. Исключение - только машины полицейских. Перемещаться по стране можно как на арендованных авто, так и на такси. Вызывать машину нужно исключительно по телефону. Голосовать на улице не принято. Да и для белого человека совсем небезопасно перемещаться с незнакомым водителем.

Среди местных популярен такой вид общественного транспорта, как маршрутки и автобусы. Они хорошо укомплектованы, ехать в них комфортно. Цены доступные. Для туристов любой вид общественного транспорта в ЮАР - табу.

Железнодорожный транспорт

Поезда связывают все крупные города страны. Железные дороги ЮАР узкоколейные, однако, поезда современные. Правда, пользоваться таким сервисом могут только чёрные. Белым опасно перемещаться по железной дороге.

Кроме поездов есть и электрички. Стоимость поездки невелика, поэтому позволить себе отправиться из в и обратно может любой местный, имеющий работу. Исключение - поезда повышенной комфортности (Транс-Куру, Блю-Трейн). Отправиться на них в поездку можно только после предварительного бронирования билетов. Стоимость проезда высокая.


Все поезда можно разделить на три вида:

  • сидячие;
  • купейные с 4 местами;
  • купейные с 6 местами.

Воздушное сообщение

В ЮАР находится 3 международных аэропорта - в Дурбане, в и в . Стоимость перелётов высокая, но качество отличное и задержек между рейсами не бывает, все самолёты уходят строго по графику.

В 2010 году на рынок авиационного транспорта пришли лоукост-компании - FlyMango, Interlink Airlines (летает также в Мозамбик, Танзанию, Зимбабве), Kulula Air (кроме внутренних перелётов осуществляют доставку пассажиров в Зимбабве, Замбию, Намибию и Маврикий.)

Главным аэропортом ЮАР считает Тамбо. Он находится рядом с Йоханнесбургом и пропускает в год более 20 миллионов пассажиров.


Водный транспорт

Главный порт ЮАР находится в городе . Здесь же базируются южно-африканские военно-морские силы в Индийском океане. Параметры фарватера, ведущего в этот порт - 152 м (ширина) и 12,8 м (глубина). Возле причалов одновременно могут находиться до полусотни судов.

Также на территории ЮАР находится ещё три, не менее значимых, порта - в Кейптауне, Симонстаде и Моссел Бей. Последний - это место базирования военно-морских сил страны, а также самый южный порт. В Симонстаде базируются подводные лодки и авианосцы.


Транспорт ЮАР хорошо развит и разнообразен. Однако туристам рекомендуется пользоваться такси для перемещений по городу, куда они приехали на отдых, и самолётом, для перелёта из одного пункта назначения в другой. Все остальные виды транспорта для белого человека небезопасны.

- левостороннее (руль справа).

В ЮАР хорошо развитая и ухоженная сеть дорог и магистралей, более 35% которой имеет асфальтовое покрытие.

Правила дорожного движения и дорожные знаки соответствуют международным стандартам, но имеется ряд существенных отличий, поэтому перед поездкой следует проконсультироваться о них у работников прокатной конторы.

Скорость движения в городах 60 км/ч, на автомагистралях - 120 км/ч, на некоторых дорогах - 100 км/ч. Пристегиваться ремнями обязательно. Как и повсюду, дорожная полиция строго следит за соблюдением водителями скоростного режима.

Последние изменения: 24.02.2013

Общественный транспорт

Городской общественный транспорт в ЮАР развит слабо. Автобусы ходят редко, а в выходные - ещё реже. В воскресенье на многих автобусных маршрутах выходной. Маршрутные такси предназначены для чёрных и представляют угрозу для белого пассажира.


Ежедневно множество автобусов днем или ночью совершают междугородные рейсы. Некоторые совершают также поездки в Мозамбик, Зимбабве, Намибию и Ботсвану. Междугородные автобусные перевозки осуществляются современными машинами (с кондиционерами) компаний Greyhound, Intercape Mainliner и Translux. Тарифы обычно несколько выше, чем при поездке на аналогичное расстояние на поезде, но зато автобусы заметно быстрее. Билеты приобретаются в кассах автовокзалов (на рейсы дальнего следования билеты рекомендуется бронировать заранее), лишь на некоторых местных маршрутах плату принимает водитель. На многих маршрутах пассажир может заранее забронировать поездку с промежуточными остановками в любом из пунктов следования, причем без изменения стоимости билета. Для поездок на дальние расстояние существуют специальные тарифы.

Последние изменения: 05.06.2010

Такси

Такси сложно поймать на улице (да и не безопасно это), как в городах Европы или Америки. Нужно найти специальную стоянку, а это очень сложно. Такси обычно вызывают по телефону.

Машины достаточно комфортабельные и сравнительно новые.

Существуют два типа такси - обычные такси со счетчиком (тарифы несколько выше, плата за километраж строго фиксирована) и машины частных компаний (счетчики часто отсутствуют, цена обговаривается с водителем).

Службы такси имеются во всех аэропортах, на вокзалах.

Последние изменения: 05.06.2010

Авиационный транспорт

Международные аэропорты расположены в Йоханнесбурге, Кейптауне и Дурбане.


Национальная компания South African Airways (SAA) осуществляет множество рейсов, связывающих все крупные города, а также многие столицы африканского континента. Полеты на самолете внутри страны довольно дороги, но обслуживание отличное и график движения соблюдается безукоризненно.


В последние годы внутреннее сообщение в ЮАР заметно расширились в связи с приходом новых авиакомпаний, часть из которых можно отнести к категории "лоукост":


FlyMango летает между городами Йоханнесбург, Кейптаун, Дубран, Блюмфонтайн;


Kulula Air летает между городами Йоханнесбург, Джордж, Кейптаун и Дурбан. Плюс региональные международные рейсы в Хараре (Зимбабве), Виндхук (Намибия), Лусака (Замбия) и Маврикий;


1time Aero летает между Йоханнесбургом, Кейптауном, Порт-Элизабет, Дурбан, Ист-Лондон и Занзибаром (Танзания);


Interlink Airlines (www.interlinkairlines.com), связывает Йоханнесбург с Кейптауном, Дубраном; Парком Крюгер (Nelspruit), а так же с соседними государствами Мозамбик, Зимбабве и Танзания.

Последние изменения: 05.06.2010

Железнодорожный транспорт

Южная Африка обладает обширной и разветвленной сетью железных дорог, связывающих все крупные города. Железнодорожная колея в стране узкая.


Интенсивное движение пригородных поездов в районах Витватерсранда, Претории, Дурбана и Кейптауна (пригородные электрички используются только в Кейптауне) делает железнодорожное сообщение внутри страны достаточно удобным.


Стоимость железнодорожных билетов сравнительно невысока. Особняком стоят поезда повышенной комфортности "Блю-Трэйн" и "Ровос-Рэйл", курсирующие между Тсване и Кейптауном (отдельная ветка соединяет столицу ЮАР с Зимбабве), а также "Транс-Кару" (Кейптаун - Тсване), экспресс Тсване - Дар-эс-Салам и другие (стоимость проезда в большинстве из них сравнима с полетом на самолете). На все поезда рекомендуется делать бронирование билетов, причем на поезда повышенной комфортности - как минимум за 24 часа до отправления.


Пассажирские поезда делятся на несколько классов: Sitter coach (сидячие места), Sleeper-4 (купе со спальными местами, 4-местное), Sleeper-6 (купе со спальными местами, 6-местное).

Последние изменения: 05.06.2010

Прокат авто

Арендовать машину может любой водитель не моложе 23 лет, имеющий международное водительское удостоверение. Стоимость аренды всегда включает страховку. При получении автомобиля клиент должен внести депозит за полный бак бензина в размере 400 ZAR (он возвращается при сдаче автомобиля с полным баком).

Если получение и сдача автомобиля происходят в разных городах или провинциях страны, за это обычно взимается дополнительная плата в размере ~250 ZAR. Арендатору машины бесплатно предоставляются карты страны и атласы дорог.

Последние изменения: 05.06.2010

Полезное

На внутренних дорогах на дорожное полотно часто выходят животные, а зачастую и дети.


Некоторые крупные магистрали и шоссе (помечены буквой "N") платные, оплата принимаются в специальных автоматах на въезде. В некоторых городах встречаются указатели улиц, расположенные на бордюрных камнях.


Помните, что в Йоханнесбурге на шоссе, ведущих в районы Sandton, Illovo и Rosebank движение очень оживлённое. Часы пик - с 7 до 8:30 и с 16:30 до 18 часов. Большие пробки в эти часы образуются и на шоссе между Йоханнесбургом и Преторией.


Обратите внимание на то, что запретительные знаки на дорогах - круглые с голубым фоном; знаки, предупреждающие об опасности, - треугольные с голубым фоном, окаймленным красной полосой; информационные табло - в основном зеленого цвета.


В стране широко развита сеть бензоколонок, большинство из них работают круглосуточно и имеют небольшие магазины и станции техобслуживания. На заправочных станциях нет самообслуживания. Служащий не только заправит бак бензином, но и проверит масло, шины и протрёт переднее стекло вашей машины. За это положены чаевые в несколько рандов.


При расчетах на бензоколонках используются только наличные и не принимаются к оплате кредитные карты, но, как правило, там имеются банкоматы.


В некоторых городах встречаются указатели улиц, расположенные на бордюрных камнях.


Парковки на улице в населенных пунктах, как правило, платные, осуществляются с помощью специальных работников парковки (носят жилеты яркого цвета). При крупных магазинах оборудованы платные автостоянки. Продолжительность нахождения автомобиля на такой стоянке указывается в специальном талончике. Штраф за парковку в недозволенном месте достаточно велик.


Сев в машину и закрыв дверь, надо сразу запереть её и поднять стёкла. Особенно - вечером, и в небезопасных районах. При езде через такие районы стекло в машине закрывают не до конца, оставляя сверху пару сантиметров, но так, чтобы снаружи нельзя было просунуть руку. Неполностью закрытое окно разбивается труднее. Вы сможете выгадать время и прибавить газу, пока нападающий замахивается во второй раз.


Купите баллончик для быстрого ремонта шин. Не всегда безопасно менять на дороге колесо. А случаи, когда специально набрасывают на дорогу острые предметы и ждут, распространены. Если поймали в шину болт, отъедьте, насколько можете, и быстро надуйте шину баллончиком.


Ни в коем случае нельзя проезжать через чёрные районы, например, Soweto, Alexandra и Sebokeng близ Йоханнесбурга.


В больших городах ЮАР на стоянках и обочинах крупных улиц стоят чёрные южноафриканцы, подростки и взрослые, и машут вам, предлагая помочь найти место для парковки и присмотреть за вашей машиной. Их услуги не гарантируют сохранности вашего автомобиля, но принято дать им несколько рандов на чай. Дело в том, что, при огромных масштабах безработицы среди чёрного населения, эти люди могли бы найти гораздо менее честные способы заработка. например, заняться грабежом.