Татьяна Королева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [С]»

Конспект логопедического занятия "Постановка звука "с" с использованием здоровьесберегающих

(массаж, мимическая гимнастика, дыхательные упражнения)

и игровых технологий.

Тема :

«Постановка звука [с] »

Подготовила и провела :

Учитель – логопед :

Королева Татьяна Трофимовна

г. Санкт-Петербург

Цели : коррекция нарушения звукопроизношения звука «с» .

Задачи :

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мимическую мускулатуру.

Совершенствовать словарный запас.

Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ :

Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка.

Учить упражнениям дыхательной гимнастики, которая играет важную роль в кровоснабжении.

Оборудование : круглый леденец на палочке, слон мягкая игрушка, тазик с водой, бумажные кораблики, две куколки, предметные картинки.

1. Организационный момент :

Здравствуй, сегодня у нас гость, Слонёнок Сема, пойдём с ним знакомиться.

Как ты думаешь, откуда к нам пришел Слоненок?

И если у он пришел к логопеду , наверное, он плохо произносит какой то звук ?

Слонёнок Сема не умеет выговаривать своё имя, нам надо ему помочь, но прежде надо подготовить наш ротик, губы и язычок сами могут сделать гимнастику, а вот нёбу мы должны помочь, сделаем массаж.

Вводная часть :

Массаж (круглым леденцом на палочке) .

Артикуляционная гимнастика (с использованием планшета с презентацией «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков » ):

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз) .

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произнеси

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается….

Ты под счёт её держи…

До пяти…до десяти…

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго :

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху устремляются!

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы, Чищу зубы.

И снаружи…И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

Мимическая гимнастика

Посмотри-ка, Слонику понравилась твоя гимнастика, и он широко улыбается, давай и мы улыбнёмся ему широко-широко. А сейчас, посмотри, наверное, он съел кислый лимон и весь сморщился, давай и мы сморщим лицо. А теперь он рассердился, что мы его не предупредили, давай и мы рассердимся. А теперь все удивимся, что же здесь происходит.

Дыхательная гимнастика

А теперь представь, что мы пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давай подышим :

Если уж в лесу гулять

Надо воздухом дышать!

Подышите, как я.

Выдох – пффф

Возврат дыхания – пффф

Возврат дыхания – с-с-с-с

Возврат дыхания – пффф

Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотри, какие кораблики плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики) . Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Работа над просодикой :

Поиграем в игру «Громко-тихо» , я говорю слово «Громко» , ты громко произносишь звук А . Я говорю слово «Тихо» , ты тихо произносишь звук А . Давай попробуем.

А теперь я буду хлопать в ладоши один раз, ты будешь произносить громко звук А , а если хлопну два раза, то тихо.

Основная часть :

Постановка звука :

Давай встанем, сделаем язычок «Горкой» и “накачаем насос”, глубокий вдох носом и выдох «катится» с горки, через щёлочку между зубов (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).

Молодец, у тебя получился очень хороший и чистый звук , давай ещё раз его повторим.

Уточнение артикуляции :

Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку (рассматриваем акустико-артикуляционный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с” ).

Акустико – артикуляционный профиль звука “С”

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с” ? – Ребёнок – улыбаются. - Что остаётся между зубками?- Ребёнок – щель.

Язычок, какой узкий или широкий?- Ребёнок – широкий. - Куда упирается кончик языка?- Ребёнок – в верхние зубки. - Язычок, что ещё делает?- Ребёнок – выгибается горкой. - Какая воздушная струя?- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) – Холодная. - Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?- Ребёнок – глухой. - Какой бывает этот звук , твёрдый как орех или мягкий как вата. - Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили.

Физминутка «В зоопарке» .

Фонематические процессы :

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С” .

(Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш)

Автоматизация изолированно :

Я буду говорить начало слова, а ты называй последний звук С :

НАСО, КАКТУ… АВТОБУ… КОМПА…ЛЕ… НО…

Дома нарисуй Сему, и придумай пять слов со звуком С .

Итог : Молодец! Всё сделал правильно!

Заключительная часть :

Вот и подошло время заканчивать наше занятие , посмотри ещё раз на профиль звука “С” и расскажи по нему : об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе, как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С” )

И ещё раз произнеси ССС.

Ну что, Слоник, научился произносить правильно и красиво своё имя?

Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Слонёнка (Сема) .

Правильно! Молодец!

Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С” .

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [с]» Тема занятия: Постановка звука [с]. Подготовительный этап. Цель занятия: подготовить органы артикуляции к произнесению звука [с]. Задачи:.

Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах и предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] Цель: закрепить правильное произношение звука [л] в Задачи: Коррекционно-образовательные: - закрепить правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и словосочетаниях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -учить правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [л]» Конспект индивидуального логопедического занятия. «Постановка звука (Л)» Крамаренко Елена Григорьевна, учитель – логопед, ДОУ №7 «Рябинушка».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема. Автоматизация звука [Р] Цели: 1. Закрепление правильного произношения звука Р.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Постановка звука [С]» Цель: постановка звука «С». Задачи: 1. Формировать у ребенка умение правильно произносить звук «С». 2. Познакомить ребенка с правильной.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Цель: Закреплять правильное произношение звука С в словах. Образовательные задачи: закрепление у детей правильного произношения звука.

Конспект занятия «Постановка звука [Л]» Постановка звука [Л] Цели:1. Выработка навыка правильного произношения звука [Л]. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Развитие мелкой.

Конспект индивидуального занятия по формированию произношения «Постановка звука [С]» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.

Библиотека изображений:

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности.

Тема: Звук С.

Цель: закрепление правильного произношения звука С в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком С, его характеристикой по акустическим и артикуляционным признакам;

Закрепить умение выделять первый согласный звук в слове;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже;

Обучать звуковому анализу слов;

Упражнять в составление предложений по опорным картинкам и схеме предлога («на», «под», «к», «от»).

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, слуховое внимание, мышление

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование : предметные картинки: сова, стакан, сорока, стол, собака, сом, сук, дерево, ветка, скворец, соловей, стриж, самолёт; буквы, символы звуков; звуковые домики; схема предлогов: «на», «под», «к», «от».; игрушка-слонёнок.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться,

Но мы любим улыбаться!

II. Постановка цели занятия.

Игра «Назови лишний предмет»

Клён-дуб-сова; стакан-платье-рубашка; волк-сорока-медведь; лимон-груша-самолёт; стол-тарелка-ложка; ёжик-собака-белка; диван-шкаф-соловей; сом-лошадь-корова; тапочки-скворец-туфли; яблоко-банан-стриж.

(выставляются картинки)

С каким звуком мы будем знакомиться?

III. Артикуляция и характеристика звука С.

Артикуляция звука С (губы в улыбке, язык внизу, «горочкой»)

Характеристика звука С (согласный, твёрдый)

Речевая зарядка.

са – су- сы ска – ску – ско сма – смо- сму

ас – ос – ус ста – сто – сты спа – спо – спу –спы

IV. Выделение звука С из ряда звуков и слов.

Игра «Лови звук»

Логопед. Я сейчас проверю.

Всегда ли ваши,

Ушки на макушках,

Слышат хорошо.

  1. с, п, к, с, м, т,…
  2. Собака, туфли, сом, самолёт, сова, кот, нос, топор, лиса, паук, косы…

Логопед. Вы слушали внимательно.

И хлопали старательно.

V. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «скажи со словом «много».

Сова - много сов; сом – много сомов; собака – много собак; лиса – много лис; сорока – много сорок; соловей – много соловьёв; скворец – много скворцов; самолёт – много самолётов.

VI. Физкультминутка.

«Самолёт»

Сам, сам, самолёт

Тут и там самолёт.

Самолёт близко-далеко,

Самолёт низко-высоко.

VII. Составление предложений по опорным картинкам и схеме предлога.

Сова сидит на суку.

Стакан стоит на столе.

Спички лежат на столе.

Стриж сидит на ветке.

Сорока ходит под деревом.

Соловей летит к дереву.

Соловей летит от дерева.

Скворец летит к скворечнику.

Логопед. Скоро, ребята мы тоже будем вешать скворечник на нашем участке.

Как вы думаете, к нашему скворечнику прилетят скворцы?

Конечно, прилетят, и мы будем радоваться их пению.

VIII. Знакомство с буквой С.

IX. Анализ и синтез слогов и слов: СА, СО, СОК, СОМ,

Нарушения речи у младших школьников имеют разные причины, различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.

Нередко у школьников, которые имеют нарушения речи, наблюдаются следующие признаки:

  • бедность словарного запаса,
  • нарушения грамматического строя речи,
  • связной речи,
  • несформированность звукопроизношения,
  • неполноценность фонематического восприятия.

При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых дефектов можно условно выделить группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью. К таким нарушениям относятся: дислалии, ринолалия и дизартрия.

Другую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (алалия, ринолалия, дизартрия).

Расстройство письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи — явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений: фонематических, морфологических и синтаксических.

В школе у учащихся младших классов встречается дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких специфических ошибках: замены рукописных букв, графически сходных в-д, л-м, ц-щ, замены букв, обозначающих фонетически сходные звуки, например: т-д, п-б, г-к, с-з. Искажения звуко-буквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов, например: (весена вместо весна, стана вместо страна, кулбок вместо клубок).

Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов, (например, изтеплых стран летят грачи – из теплых стран летят грачи.)

Аграмматизмы на письме (например, много карандашов, нет ключов, на ветков) вместо много карандашей, нет ключей, на ветках.

Основываясь на современные представления о сущности дисграфии, наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций письма.

С учетом этого критерия можно выделить следующие виды дисграфии:

1. — это форма дисграфии на фоне расстройства устной речи.

Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, если они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

2. Дисграфия на фоне нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем) — акустическая дисграфия .

Этот вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме, чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Б-П, Д-Т, С-З, и другие, Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, З-Ж, а также гласные О-У, Е-И).

Механизм акустической дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков. При этом произношение у детей является нормальным. Неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесения с буквой.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза .

Механизмом явлется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:

  • деление предложений на слова,
  • слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов, в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Искажения звуко-буквенной структуры слова, обусловленные несформированностью фонематического анализа и синтеза, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

4. Аграмматическая дисграфия .

Этот вид проявляется в аграмматизмах на письме, обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Оптическая дисграфия .

Обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв, чаще всего смешиваются буквы, отличающиеся одним элементом(П-Т, Л-М, И-Ш,) или смешиваются буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С), зеркальное написание букв, письмо справа налево.

Предлагаю вам из опыта своей работы конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «С» и буква «С». Занятие можно применять на логопедических занятиях по коррекции чтения и письма у младших школьников, имеющих артикуляционно-акустическую дисграфию с элементами дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Конспект логопедического занятия: Автоматизация звука [С] и буква С

Цель: Закрепление правильного произношения звука [С].

Коррекционные задачи:

1. Образовательные:

Уточнить артикуляцию звука «С» в слогах, словах, предложениях;
- закрепить правильное произношение звука «С»
- развитие фонематического слуха;
- обогащать словарный запас;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
- закрепление умения анализировать предложения.
- развитие общей моторики.
- развитие связной речи.

2. Развиващие:

Развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
- формировать самоконтроль за речью.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время урока;
- формировать активность и самостоятельность на занятии;
- прививать внимание к красивой и правильной речи.

Оборудование: карточка с изображением самоката и насоса, игрушки-Снегурочка и Снеговик, иллюстрированные картинки по данной теме, карточки со словами для придумывания новых слов.

Ход логопедического занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.

Здравствуйте ребята!

Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

Какой месяц? (Декабрь.)

Какая погода? (Холодная, зимняя.)

А какое у вас сегодня настроение? (Хорошее.)

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для воздушной струи.

«Подуем на снежинки». Набрать воздух, с силой подуть на снежинку.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

Упражнения для губ.

«Покажи зубки». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

Губы вперед на счет /У/.

Губы улыбаются, губы вперед /И-У/.

Упражнения для языка

1) «Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

2) «Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год.)

Посмотрите, к нам в гости пришли сказочные персонажи: Снегурочка и снеговик, они принесли нам подарки, разные сладости: сайки, сушки, кексы, круассаны, шоколадное масло, ананасовый сок, а также игрушки для детей: самокаты для мальчиков и куклы для девочек.

Пусть Снегурочка и Снеговик погреются, а мы поговорим:

Ребятам очень понравились подарки снеговика и Снегурочки, разные сладости: сайки, кексы, круассаны, ананасовый сок.

А мальчикам также понравились подарки: самокаты и скейнворд.

Скажите, какой одинаковый звук слышится в названиях подарков?

Правильно, звук «С».

Звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С».

Ребята решили накачать колеса у самокатов, чтобы они лучше ездили.

3. Развитие общей моторики.

Давайте мы с вами тоже попробуем помочь мальчикам накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С».

Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз

Итак, сегодня мы с вами будем работать над звуком «С».

4. Закрепление правильной артикуляции звук «С»:

Давайте возьмем зеркало и посмотрим, как расположены органы артикуляционного аппарата при произнесении звука «С».

Губы улыбаются.

Зубы на маленьком расстоянии.

Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Язык широкий. Он упирается в нижние зубы, посередине языка-канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем на кончик языка «С-С-С».

При произнесении звука «С» ощущается холодная струя воздуха.

Давайте мы с вами произнесем звук «С».

Молодцы! Звук «С» получился.

5. Характеристика звука «С»:

Звук «С» согласный, парный, бывает твердый, а бывает и мягкий, если после согласного стоят гласные первого ряда А О У Ы Э, то звук «С» твердый, а если после согласного стоят гласные второго ряда Я Е Ю И Е или Ь, то звук мягкий.

А как вы думаете звук «С» звонкий или глухой?

Давайте проверим, приложим ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук «С», скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит?

Звук мы слышим и произносим.

6. Определите звук «С».

Я буду произносить звуки, а если вы услышите среди них звук «С» поднимите руку:

А-И-У-О-В-Н-С-Т-Х-Ш-А-Ф-ЛЬ-З-Ш-С-Щ-Ч-ЛЬ-ТЬ-ЗЬ-Ы-Щ-Ц-С.

Определите звук «С» в словах, я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в словах, то хлопните в ладоши: сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

Я буду называть слова и показывать картинки, если в них слышится звук «С», то отложите эти картинки себе, а те картинки, в которых нет звука «С» отложите в сторону: сом, капуста, кот, слива, дом, снеговик, сахар, гусь, сапог, снежинка.

Давайте поиграем в игру «Улиточки». (Если звук «С» находится в начале слова, то «Улиточка» в начале полоски, если звук в середине слова, то «Улиточка» в середине полоски, а если звук находится в конце слова то «Улиточка» в конце полоски.

Игра «Вагончики». (Если в вагончике одно окошко, то один слог, если в вагончике два окошка-то два слога, если в вагончике три окошка-три слога, если в вагончике четыре окошка-четыре слога.)

Выберите три любых слова со звуком «С». (Сом, масло, капуста.)

Итак, в слове сом звук «С» находится в начале слова, в слове сом один слог.

Физкультминутка.

На кокосы, на кокосы,
Налетели мы, как осы. (Руки поднимаем вверх)
А кокосы далеко, далеко, (Прыжки на двух ногах)
А кокосы высоко, высоко.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик левой рукой»).

7. Знакомство с буквой «С».

Мы произносили звук «С», он похож на то, как работает насос.

У звука «С» есть свой письменный знак.

Послушайте стихотворение И.Блюмкина про букву «С».

Купил я сушек килограмм,
А в нем все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы «С» подружки.

Вот так, буква «С» похожа на половинку сушки, букву мы видим и пишем.

Давайте попробуем нарисовать букву «С» в воздухе, можно попробовать сложить ее из ниточек или вылепить из соленого теста.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

Давайте нарисуем стакан с соком.

А теперь давайте проведем звуко-буквенный анализ слова СОК цветными карандашами, определим, сколько гласных в слове, сколько согласных звуков, сколько слогов.

В слове СОК три звука, три буквы, один гласный звук, два согласных звука,
один слог.

С — согласный, парный, глухой, твердый.
О — гласный, ударный
К — согласный, парный, глухой, твердый.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Придумывание слов из слогов.

а) Посмотрите — это карточка, где написаны слоги:

СА-…, ЛИ-…,…-СА, …-СА, …СА, …-СА.

Придумайте слова и допишите слоги. Получившиеся слова прочитайте и объясните значение каждого слова (сапог, лиса, полоса, колбаса, коса.).

б) Сложение слов из слогов.

Посмотрите, здесь на этой карточке написано слово из слогов:

СА-КАТ-МО (самокат)

Составь из слогов слово, объясни значение этого слова.

Посмотрите, как я произношу это слово, потом вы произнесите, глядя на себя в зеркало. (Закрепление правильной артикуляции звука «С»).

Слово произносим медленно и записываем в тетрадь по слогам.

Скажите, о каком звуке мы с тобой сегодня говорили?

О звуке «С».

На что похож звук «С»? (На то, как работает насос: «С-С-С».)

Скажите, у звука «С» какой свой письменный знак? (Буква «С».)

На что похожа буква «С»? (На половинку сушки.)

Скажите, а чем отличается звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

Найдите букву «С» в разрезной азбуке и покажите ее.

10. Работа с предложением.

Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?

Снегурочка.

Скажите, что принесла Снегурочка детям? (Подарки.)

Какие подарки? (Новогодние).

Составьте предложение по картинке.

Снегурочка принесла детям новогодние подарки.

Скажите, сколько слов в предложении получилось? (Пять слов.)

Давайте составим графическую схему предложения.

Слово Снегурочка с какого звука начинается? (Со звука «С».) Напишите в тетради букву «С».

Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось?

Янкина Наталья Валерьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №1,
г. Новый Уренгой, ЯНАО

Литература:

1. Р.И. Лалаева Л.В. Ведиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Издательство «Союз» Санкт-Петербург 2001 года.
2. «Загадки в картинках». Издательство Астель г. Москва.
3. Е.В. Колесникова «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». Москва 2011 год.
4. Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия». Москва ООО ГД «Издательство Мир книги»; 2008 год.
5. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». Москва «Издательство ГНОМ и Д» 2004.
6. М.В. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Москва «Просвещение» 1989».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Огонёк» п. г. т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект фронтального логопедического занятия

Звуки [С] - [С‘]”

Учитель-логопед:

Миннегалиева Г.А.

Тема: Звуки [с] и [с"].

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

Учить детей различать звуки [с] и [с"];

Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;

Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;

2. Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха;

зрительной, слуховой памяти и внимания;

развивать артикуляционную моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: предметные картинки, зеркала, картинка Незнайки цветные фишки для звукового анализа, корзина и ваза,домик.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Логопед - Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:

Самая болтливая птица (сорока).

Ночная птица (сова).

Усатая рыба (сом)

Что видим, когда спим (сон)

Цвет моря (синий)

Логопед - Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с"]).

Логопед - Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с"] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

II. Основная часть

Игра «Гости»

Логопед - Посмотрите, к нам кажется,кто-то пришёл в гости. Кто это?

Дети: Незнайка

Логопед - Незнайке 6 лет, он осенью тоже пойдет в школу. Но он не умеет правильно произносить звуки С и СЬ. Научим его правильно произносить звуки?

Логопед -Давайте берите зеркала и все вместе произносим звук С и звук СЬ.

Логопед - Дима, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, обозначаем синий фишкой)

Логопед - Азат дай характеристику звуку [с"]. (Звук [с"]- согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленой фишкой)

Логопед -Найдите и покажите значок звука С и звука СЬ.

Игра «Светофор»

Логопед - Сейчас я буду называть слова со звуками [С] - [С‘], а вы если услышите звук С поднимите синий звуковой сигнал, звук СЬ– зелёный звуковой сигнал.

Слон, сумка, гусь, персик, сок.

Игра «Угостим гостя».

Логопед - Наш гость проголодался.Незнайка очень любит кушать только те овощи и фрукты, в названиях которых есть звук [С] или [СЬ]

Надо овощи со звуками[С] [С‘] разложить в корзину, а фрукты со звуками[С] [С‘] в вазу.

Гость наш теперь сыт.

Произношение звуков [с] в чистоговорках. Словотворчество детей.

Логопед - Захотелось Незнайке посмеяться вместе с нами. И придумал он чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса:

Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

На столах у детей картинки. Ребенок называет картинку и определяет позицию звуков в словах.

Физкультминутка «Незнайка»

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

Игра «Чей домик?»

Логопед -Незнайка не знает кто где живет? Давайте ему поможем. Покажем кто где живет.

Сом в пруду, собаке в будке, девочка Сима в доме и мальчик Саша тоже в доме.

Логопед- Ребята, давайте сделаем звуковую схему слов и научим Незнайку.

Звуковой анализ слов.Сом,Сима.

Логопед – Незнайка не знает букву С, давайте покажем ему букву С.Выкладываем букву из цветочков.

Логопед: Незнайке о чень понравилось гостить у нас вы помогли ему получить знания,н о ему пора собираться в дорогу.

Скажем Незнайке: «До свидания! До новых встреч!»

Подведение итога занятия.

Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?

Какие это звуки? (Звуки [С] - [С‘] согласные, глухие, могут быть твёрдыми и мягкими)

Молодцы! Все хорошо занимались.

Список детей

Асылбаев Владислав

Александров Александр

Галявов Алмаз

Беляндин Азат

Бикмуллина Самира

Боженкова Самира

Вдовин Илья

Кудряшов Дима

Зиннатуллина Айсылу

Степанова Ангелина

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.