Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

Суть методического приёма

Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

  • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
  • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
  • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
  • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
  • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

  • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
  • системное мышление;
  • аналитические способности;
  • уважение к слову.

Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

Зачем писать синквейн на уроке литературы

Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

  • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
  • осмысление (контакт с новой информацией);
  • размышление (закрепление приобретённых знаний).

Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

  • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
  • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
  • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

  1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
  2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
  3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
  4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
  5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

Например, таким может быть самый простой сенкан:

  • КНИГА
  • Интересная, новая
  • Обогащать, учить, отвлекать
  • Чтение - путь в мир образов.
  • Удовольствие

Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

1–4 классы

На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

  • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
  • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
  • дать примеры для четвёртой строчки;
  • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

5–9 классы

В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

10–11 классы

В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

Образцы, помогающие составить синквейн

Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

  • СКАЗКА
  • Волшебная, бытовая
  • Рассказывать, слушать, читать
  • Сказка - ложь, да в ней намёк
  • История (как вариант - магический рассказ).

Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

  • РОМАНТИЗМ
  • Придуманный, сентиментальный, трагический
  • Слагать, страдать, думать
  • Романтизм - это расцвет литературы.
  • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

  • КАРЛСОН
  • Толстый, добрый, весёлый
  • Шалить, летать, успокаивать
  • Мужчина в расцвете сил.
  • Пропеллер

Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

  • ПЕЧОРИН
  • Молодой, ищущий, лишний
  • Служить, любить, умирать
  • Печорин - это образ Лермонтова.
  • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

  • БУЛГАКОВ
  • Талантливый, больной, иносказательный
  • Иронизировать, бояться, страдать
  • Булгаков - гений своего времени.
  • Мастер

Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.

Из опыта работы Полищук О.Н., учителя русского языка и литературы

1.Введение. Что даёт умение составления синквейна ученику?

2. История возникновения

3. Правила составления

4. Дидактический синквейн

5. Синквейн с точки зрения педагогики

6.1 Простота построения

6.2 Формирование аналитических способностей

6.3 Вариативность

7.Синвейн – превосходный способ контроля.

8.Материал из практических работ учащихся 5 класса Б.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

ВВЕДЕНИЕ

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов . Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы. Что же представляет собой это необычное задание?

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.

Синквейн.

Синквейн – это пятистрочный стих.

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey ), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фразаафоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» .

Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «3», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.

Титков .
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.

Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если ученики легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Синквейн на тему Левша

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году

мастеровой

Синквейн на тему Лето

лето
жаркое знойное
плавать загорать купаться
в отпуск отправляться
время года

Синквейн на тему Литература

литература
художественная, научная
написана, содержит, читают
совокупность любых словесных текстов
рукописи не горят

Синквейн на тему Лицей

лицей
общеобразовательный, специализированный
обучает, готовит, воспитывает
подготавливает к поступлению в вузы
учебное заведение

Синквейн на тему Личность

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

Синквейн на тему Любовь

Любовь глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство любовь страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучаться

единственная вещь, которую мы можем подарить

и все же она у нас остается бесценный дар любовь
глубокая, интимная воспета, волнует, чувствует
настоящая любовь не между телами, а между душами чувство

Синквейны на уроках русского языка

Красивая и умная

Растит, делает и ухаживает

Природа знает лучше всех.

Экология.

Кисляков Виталя

Красивая, полезная.

Радует, лечит, кормит.

Она помогает людям жить

Голубева Уля

Природа. Природа.

Красивая, полезная. Красивая и умная.

Берегут, помогают, изучают. Живёт, растёт и существует.

Нам надо беречь её. Замечательно быть на природе.

Заповедник. Красота.

Вахромеева Алёна Былкова Вика

Цветок. Природа.

Замечательный и красивый. Странная, красивая.

Растёт, развивается, гибнет. Радует, огорчает и удивляет.

Любит, чтобы его поливали. Нашу природу надо беречь.

Роза. Волшебница.

Гурулёв Валера Колотухин Дима

Природа. Природа.

Живая, зелёная. Красивая, живая.

Растёт, шумит, плачет. Радует, украшает, кормит.

Я очень люблю природу! Я люблю родную природу.

Красота. Растения.

Шлюфман Ксюша Неупокоева Настя

Красивая, умная.

Учит, помогает, наказывает.

Она всё правильно делает!

Федюшкин Влад

Синквейны на тему «Ученик»

Ученик. Ученик.

Любознательный, опытный. Умный, занятой.

Читает, рисует, учится. Читает, рисует, познаёт,

Мальчик учится на «пятёрки». Я начал хорошо учиться.

Школьник. Житель.

Бусленко Катя Дингес Максим

Ученик. Ученик.

Любознательный и опытный. Занятой и внимательный.

Познаёт, умнеет и выполняет. Познаёт, выполняет и умнеет.

Умный гражданин читает рассказ. Мальчик учится в школе.

Житель. Школьник.

Жунтова Юля Ким Влад

Ученик. Ученик.

Умный, воспитанный. Внимательный, опытный.

Познаёт, умнеет, выполняет. Познаёт, пишет, читает.

Школьник ходит в школу. Я буду хорошо учиться!

Гражданин. Школьник.

Пенкина Ксюша Попов Влад

Синквейн на тему А.С.Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

Попов Влад

Синквейны на тему русской сказки

Волк. Волк.

Злой, голодный. Жадный и хвастливый.

Воет, поёт, ест Поёт, лежит, ест.

Волк съел всю семью. Зачем хозяин слушал волка?

Хитрец. Певец.

Исаев Никита Архипец Саша

Волк.Крестьянин.

Серый, голодный. Глупый, нежадный.

Выманил, подкараулил, дождался. Слушал, восхищался, отдавал.

Он съел всё семейство. Остался один в доме.

Хитрец. Глупец.

Неупокоева Настя Попов Влад

Ворона. Ворона.

Глупая и пугливая. Хвастливая, говорливая.

Обманывает, поёт и летает. Собралась, полетела, увидела

Нечего лететь на юг! На острове ворону заклевали.

Певица. Болтушка.

Довгалёв Женя Пенкина Ксюша

Снегурочка. Снегурочка.

Снежная, печальная. Беленькая, умная.

Побежала, прыгнула, растаяла. Работает, поёт, прячется.

Белая девочка весело поёт. Снегурушка прыгнула И растаяла.

Дочка. Девочка.

Шапорина Ангелина Попов Влад

Синквейны на уроках внеклассного чтения.

Город. Биробиджан.

Красивый, чудесный. Красивый, большой.

Помогает, растёт, красуется. Строится, нравится, интересует.

Мне нравится мой город. Я люблю свой город.

Биробиджан. Родина.

Попов Влад Архипец Саша

Город. Биробиджан.

Строится, растёт. Большой, красивый.

Красивый, весёлый, молодой. Стоит, растёт, хорошеет.

Я люблю свой город. Наш город очень красивый.

Родина. Красавец.

Вахромеева Алена Неупокоева Настя

Город. Биробиджан.

Большой, красивый. Красивый, северный.

Стоит, хорошеет, озеленяется. Строится, живёт, растёт.

Мы любим свой город. Я люблю Биробиджан.

Биробиджан. Город.

Попов Влад Исаев Никита

Родина. Город.

Родная, любимая. Молодой, прекрасный.

Родилась, защищает, бережёт. Живёт, растёт и дышит.

Наша Родина – это Россия. Мой город самый красивый.

Дом. Биробиджан.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Биробиджан. Родина.

Красивый, познавательный. Большая, красивая.

Строится, развивается, радует. Кормит, охраняет, бережёт

Мне нравится мой город. Наша родина очень красивая.

Дом. Страна.

Голубева Уля Кисляков Виталя

Папа. Мама.

Хороший, добрый. Красивая, добрая.

Воспитывает, зарабатывает, ездит. Работает, готовит, помогает.

Он любит всю семью. Моя мама очень умная.

Отец. Мамочка.

Дингес Максим Коновалова Настя

Семья. Родители.

Дружная, весёлая. Весёлые и грустные.

Радует, воспитывает, помогает. Работают, учатся, преподают.

Я люблю свою семью. Хорошо живётся с родителями.

Дом. Любовь.

Попов Влад Колотухин Дима

Мама. Родина.

Красивая, добрая. Красивая, справедливая.

Работает, готовит, любит. Защищает, растит, воспитывает.

Я люблю свою маму. Я родился в Биробиджане.

Хозяйка. Отечество.

Архипец Саша Ким Влад

Папа. Мама.

Высокий, добрый. Нежная, ласковая.

Работает, воспитывает, помогает. Помогает, гуляет, работает.

На работе делает мебель. Вся семья любит маму.

Отец. Человек.

Золотухина Таня Неупокоева Настя

Синквейны

учащихся 5 класса Б

школы 5

2009 – 2010 уч.год

Друг. Друзья.

Добрый, хороший. Добрые, хорошие.

Помогает, дарит, дружит. Ездят, советуют, выручают.

Мой друг самый хороший. Помогают в сложной ситуации.

Товарищ. Помощник.

Ким Влад Кисляков Виталя

Друзья. Друг.

Хорошие, добрые. Добрый и честный.

Помогают, защищают, выручают. Выходил, играл, прятался.

У меня такие хорошие друзья! Он всегда тебе поможет.

Товарищи. Товарищ.

Попов Влад Дингес Максим

Друг. Друг.

Весёлый, здоровый. Бывалый, умный.

Играет, поёт, свистит. Занимается, учится, гуляет.

Мы с другом играем. Друг меня всегда выручит.

Актёр. Ваня.

Коновалова Настя Федюшкин Влад

Друг. Друг.

Хороший, лучший. Бывалый и настоящий.

Помогает, угощает, даёт. Помогает, делает и приходит.

Мой друг очень хороший. Друг в беде поможет.

Приятель. Человек.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Друг. Друг.

Надёжный, весёлый. Хороший, верный.

Выручает, помогает, уступает. Помогает, заступается, дружит.

Мой друг самый лучший! Друг помогает мне дружить.

Опора. Дружище.

Гурулев Валерий Лескова Лера

Весёлый, дружелюбный.

Играет, веселится.

Друзья всегда смогут выручить.

Бусленко Катя

ЛИТЕРАТУРА

1 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

2 С.А. Никольская. «Синквейн».

3 К.П. Щепина «Синквейн на уроке».

Мы с вами уже разобрали все важные моменты в теории и практике написания синквейнов, а сегодня я представлю примеры синквейнов моего собственного сочинения. Также чтобы дать вам поучаствовать в написании синквейнов, в конце в комментариях, мы проведем с вами небольшую, но очень развивающую интеллектуальные способности игру по написанию синквейнов.

Лично я пишу синквейны для развития своего мышления и аналитических способностей, да и просто как одну их интересных форм стихотворного творчества и самовыражения. Синквейн это своеобразная игра в слова.

В хорошем синквейне крайне важно суметь найти самые важные характеристики и элементы обсуждаемого слова, сделать правильный вывод и кратко, но емко уметь его сформулировать.

Синквейн это своеобразное искусство умещать большие объемы информации в небольшом сочинении, поэтому его все чаще стали использовать в разнообразных современных образовательных программах. или смотрите в следующем видео, а сейчас представляю вашему вниманию примеры синквейнов написанных когда-то мной, оценивайте насколько хорошо получились мои старания и пишите свои стихи ещё лучше.

Так как я первый раз писал свои синквейны по немного другим правилам и довольно давно, я сначала буду читать синквейн, как я его писал когда-то. А затем вторым вариантом уже будет аналог в более традиционной, так сказать «школьной» обработке.

Ну а вы в итоге сможете выбрать по каким правилам вы хотите писать, и что вам больше нравиться писать саинквейны скорее как поэт или же как мудрый аналитик. Как я уже говорил правила написания синквейнов смотрите отдельно, а сегодня у нас только практика и мы начинаем…

Примеры синквейнов:

Синквейн «месть»

Месть .
Сладка, жестока,
Манит, озлобляет и сжигает.
Того кто близких потерял, и отомстить желает. Пролив на землю чью-то
кровь.

Месть .
Сладка, жестока.
Манит, озлобляет, сжигает.
Кто близких потерял, тот отомстить желает.
Кровь.

Синквейн «Учитель»

Учитель .
Талантливый, умный,
Помогает, наставляет, вдохновляет
быть собой и стать великим, всем кто этого желает…
Гений…

Или

Учитель .
Талантливый, умный.
Помогает, наставляет, вдохновляет.
Учит оставаться собой и идти к большой цели.
Проводник.

Синквейн «Мир»

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.

все живое что иллюзии вскрывает.
Матрица.

Мир .
Иллюзорный, прогнивший.
Разлагает, Озлобляет, Убивает
Полон несправедливости и иллюзий.
Матрица.

Синквейн «Ветер»

Ветер.
Ласковый, нежный,
расслабляет, обнимает, ободряет
пчёлок совершать таинственный соития
обряд.

Ветер.
Ласковый, нежный.
Расслабляет, обнимает, охлаждает.
Помогает опылению некоторых растений.
Жизнь.

Синквейн «Проститутка»

Проститутки.
Утонченные, нежные,
успокаивают, поддерживают, дарят
счастье за бесплатно, деньги лишь беря за то, что домой уходят после, проявляя
Понимание!

Проститутки.
Утонченные, нежные.
Успокаивают, поддерживают, радуют.
Продают любовь за деньги, а счастье в подарок.
Продавец.

Синквейн «Сомнения»

Сомнения.
Отупляющие, химерные,
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают,
не давая сделать ответственный шаг с обрыва в пропасть
Жизнь.

Сомнения.
Отупляющие, иллюзорные.
Вводят в оцепенение, одурманивают, сковывают.
Помогают не попасть в неприятную историю.
Везение.

Синквейн «Бандит»

Гопник
крутой, модный,
курит, пьет, избивает
друзей своих, во имя развлеченья, заодно тренируя их держать
удар!

Бандит.
Крутой, с проблемами.
Курит, пьет, сидит в тюрьме.
В детстве попал в плохую компанию.
Несчастье.

Синквейн «Путана»

Путана.
Роскошная, гордая,
пьянит, завораживает, позволяет
за деньги вытирать об себя ноги, и толкать лицом в
Грязь.

Путана.
Роскошная, гордая.
Пьянит, завораживает, позволяет.
Позволяет бедным и слабым найти дешевую и легкую любовь.
Сострадание.

Синквейн «Пустота»

Пустота…
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает
все буйство материи и красок величайших вселенных, как из грязи появляется белого лотоса.
Бутон.

Пустота.
Темная, мертвая.
Существует, простирается, рождает.
Содержит всю материю и краски великой вселенной.
Чудо.

Синквейн «Интеллект»

Мозг!
Серый, желеобразный,
бдит, думает, спасает
от торжественного умения случая находить вечно неприятности на твою
Голову. (Или попу)

Интеллект.
Ответственный, заботливый.
Анализирует, думает, считает.
Помогает не попасть в большие неприятности.
Защита.

Синквейн «Блондинка»

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная,
смешит, радует, доставляет
величайшее из удовольствий мужчинам, позволяя дарить себе свои сердца.
Стерва.

Блондинка.
Симпатичная, жизнерадостная.
Смешит, радует, доставляет удовольствие.
Позволяет дарить себе машины и влюбленные сердца.
Интеллект.

Существуют также синсквейны не только по определенным темам, также синквейны можно поделить и по испытываемым после них эмоциям, на веселые, радостные, злые, философские и т.д.

А для особых гурманов можно попробовать и импровизировать с эмоциями, например, написать добрый и нежный синквейн на противное слово, или злой синквейн, на казалось бы очень позитивное и доброе слово. Примеры синквейнов с перевернутым смыслом…

Синквейн «Карнавал»

Карнавал.
Продажный, пошлый,
Дарит надежду , мечтать заставляет,
увлекая в свой мир, в суету погружает, а после ненужных на смерть оставляет.
Нищета!

Карнавал
Продажный, пошлый.
Дарит надежду , мечтать заставляет.
Увлекает в свой мир, в суету погружает.
Иллюзия.

Пример Философских синквейнов.

Синквейн «Эстетика»

Эстетика .
Мнимая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует
Как молодого юнца в доме публичном, пьяная
Гейша.

Эстетика.
Красивая, Надменная.
Учит, Оценивает, Критикует.
Позволяет найти недостатки даже у полевого цветка.
Парадокс.

Смешные синквейны.

Синквейн «Рыбалка»

Рыбалка.

Заставляет сидеть и долго думать
что бы я тут делал, если б не бабы и
водка…

Рыбалка.
Удивительная, парадоксальная.
Скучная, задумчивая, ответственная.
Грустно пока не нальют первый стакан водки.
Веселье.

Синквейн игра

Также существует такое понятие как Синквейн игра. Чаще всего скучно писать одному синквейны без какой либо логики и просто в «стол», хочется принять участие в каком ни будь соревновании или просто игре. Самой простой синквейн игрой является синквейн цепочка , есть и другие названия, но суть одна.

Правила синквейн игры

Первый человек пишет свой синквейн на любое слово, а второй человек пишет свой синквейн на то слово, которым закончился синквейн предыдущего, то есть каждый новый синквейн пишется уже о том слове, которым закончился предыдущий синквейн.

Вот собственно и все правила, все очень просто, поэтому предлагаю, немного поиграть , я по традиции начну со своих примеров синквейн игры, а вы пишите свои синквейны в комментариях , позднее мы где ни будь опубликуем в отдельной статье написанные синквейны и отметим самые интересные.

Пример синквейн игры

Шоколад.
Вкусный, сладкий.
Веселит, расслабляет, возбуждает.
Продается на рынке и повышает либидо.
Афродизиак.

Афродизиак.
Заманчивый, возбуждающий.
Манит, активизирует, подогревает кровь.
Заставляет среди ночи отправляться на поиски.
Приключение.

Играйте, экспериментируйте, попробуйте что-то новое для себя, реализовывайтесь творчески и совершенствуйтесь интеллектуально, этого желаю вам я, а также в этом вам поможет участие в синквейн игре. Творческих вам инсайдов и красивых синквейнов. А также хочу представить вашему вниманию и развития творческих и интеллектуальных способностей человека.

Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание. Но что же это такое? Синквейн - это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

Функции синквейна

Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

Как составить синквейн по истории?

Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

Беспощадная, кровавая.

Убивают, разрушают, страдают.

Война приносит горе в каждый дом.

Жестокость.

Возникновение синквейна, основная задача данного метода

Синквейн появился в Америке на заре ХХ столетия благодаря влиянию японской культуры. Через некоторое время он стал применяться в учебных целях как действенный способ совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха. метода - помочь школьникам лучше понять материал.

Создание синквейнов на уроке

Поэтапное описание данного приема:

1. Ознакомление с требованиями по созданию синквейна.

2. Написание такого стихотворения на какую-либо тему с соблюдением всех правил.

3. Прочтение некоторых синквейнов (по желанию).

Если ученик не хочет делиться своим стихотворением со всеми, то и не стоит заставлять его. Главное, чтобы дети разобрались в том, как составить синквейн. Все остальное второстепенно.

Парная работа

Каждому ребенку выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе. Это позволяет критически оценить данный материал. Данный прием требует того, чтобы ученики прислушивались к своим товарищам и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу.

Пример из обществознания

Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

Индивидуум.

Разумный, уникальный.

Живет, дышит, трудится.

Общество состоит из индивидуумов.

Требования по созданию синквейна

Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

Строчка № 1 - название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

Строчка № 2 - пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

Строчка № 3 - содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

Строчка № 4 - какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

Строчка № 5 - слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

Как написать такое стихотворение по биологии?

Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке.

Парнокопытные.

Красивые, неторопливые.

Пасутся, размножаются, спят.

Парнокопытные питаются растениями.

1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.

2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.

3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Почему полезно писать синквейны?

Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей.

Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Еще один пример

Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы. Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример.

Семья.

Дружная, крепкая.

Живут, поддерживают, помогают.

Семья является общественной ячейкой.

Родственники.

Способности, которыми должен обладать ученик

Труд по составлению такого стихотворения - это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги.

Помощь в развитии талантов

Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое синквейн? Кто ясно мыслит – тот ясно излагает. (Античная поговорка) Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами. Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна. Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку. 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

О чём можем написать синквейн? Тема может быть любой о природе о картине о литературном герое о маме или папе о настроении об изученном уроке

Дом 2. Большой, красивый…. 3. Защищает, греет…. 4. Нужен всем людям…. 5. Убежище 1. Дети. 2. Прекрасные, озорные. 3. Играют, шалят, радуют. 4. Цветы нашей жизни. 5. Радость. Родители Добрые, заботливые… Трудятся, заботятся, оберегают…. Мы любим наших родителей…. Семья…

1.Каникулы 2. Весенние, летние… 3. Отдыхать, гулять, рисовать…. 4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года…. 5. Отдых 1. Книга 2. Мудрая, полезная. 3. Читаем, узнаём, советуем. 4. Книга – лучший друг. 5. Библиотека.

1. Бабочка. 2. Оранжевая, голубая … 3. Размножается, питается, улетает. 4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы. 5. Насекомое. 1. Математика. 2. Точная, полезная. 3. Вычисляет, обучает, развивает. 4. Царица всех наук. 5. Учитель.

Предварительный просмотр:

Качество знаний

пути его повышения

«Составление синквейна в начальной школе»

Подготовила

учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Лаштур Евгения Степановна

2014 г.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • Познакомить коллег с понятием “синквейн”.
  • Дать представление о составлении синквейна на разных этапах урока.
  • Показать конкретные варианты проведения синквейна на уроках.

Что такое синквейн? Слайд 2

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников и у младших школьников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Составление синкваейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

(Слайд 3) Синквейн - слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси

Синквейн – это не обычное стихотворение написанное в соответствии с определёнными правилами.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

(Слайд 4) Чтобы составить синквейн , нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

(Слайд 5 - 6) Правила составления синквейна.

Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

О чём можно написать синквейн?

(слайд 7) Тема его может быть разнообразной:

О природе;

О картине;

О литературном персонаже;

О маме или папе;

О настроении;

Об изученном на уроке и т.д

С чего мы начали составлять синквейн

(слайд 8) Показав на экране фото ребята задаю вопрос:

Это кто? Дети радостные, увидев себя на экране.

Это мы.

Как одним словом назвать? (ученики, школьник, дети) Мы остановились на слове дети. Последующие действия проводятся по плану или схеме «ёлочка»

Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, технологии, музыки, ИЗО, физ-ры, ПДД, ОБЖ.

Синквейны обучающихся .

Темы синквейна:

Слайд 8) «Семья»,

(слайд 9) «Книга», «Сказочный герой» и т.д.;

Книга

2. Мудрая, полезная.

4. Книга – лучший друг.

5. Библиотека.

русский язык «Словарные слова»

1.Каникулы

2. Весенние, летние…

3. Отдыхать, гулять, рисовать….

4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….

5. Отдых

(слайд 10) «Математика» - изучение математических терминов: задача, единицы массы, единицы времени.

Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.

Окружающий мир при изучении разных тем: животные, растения, птицы, насекомые и т.д.

1. Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.
5. Насекомое.

(слайд 11) Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников и младших школьников

В чём же его эффективность и значимость ?

Во-первых , его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых , в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).


Уважаемые коллеги своё выступление хочу закончить словами:

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

(Античная поговорка)

Желаю всем творческих успехов!