…не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)


Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.


Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.


Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.


Виды анализа: Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный (анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический (целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).


Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.


Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся


Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.


УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.


Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков


Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.


Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).


САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.


Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?


Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?


Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.

Анализ и самоанализ урока –средство методического мастерства учителя

Ответственный

за организацию УВР

Бойко К.Т.


  • мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от направленной
  • взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика по
  • усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества: знаний и умений, науки,
  • морали, труда, литературы, искусства, общей и физической культуры

  • это модель тех конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.

  • усвоение общеобразовательных, политехнических, специальных знаний,
  • умений и навыков (всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности,
  • нравственных отношений и научного мировоззрения


  • – психологический.Его истоки – психологические взгляды Л.С. Выгодского о двух уровнях развития ученика (уровень актуального развития, зона ближайшего развития);
  • – гносеологический. В его основе лежит логика теории познания объективной реальности.

  • – образовательная функция – это вооружение учащихся системой научных знаний всех видов, качеств трех уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков всех видов трех уровней, зафиксированных в программах;

  • воспитательная функция – это организация овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности, формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, духовной и физической культуры;

  • развивающая функция – это целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся, их психических свойств, мотивов, учения, познавательных интересов, интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями

  • 1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью
  • учащихся к уроку;
  • 2) проверка домашнего задания;
  • 3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
  • 4) постановка цели занятия перед учащимися;
  • 5) организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;
  • 6) первичная проверка понимания;
  • 7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в применении.

  • Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
  • возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала :

  • 􀃖 первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной
  • активности учащихся;
  • 􀃖 указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • 􀃖 мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • 􀃖 сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами,
  • смысловая группировка и т.п.);
  • 􀃖 первичное закрепление, под руководством учителя,посредством прямого повторения частичных
  • выводов;
  • 􀃖 контроль результатов первичного запоминания;
  • 􀃖 регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки
  • времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с
  • дифференцированными заданиями;
  • 􀃖 внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения
  • новых;
  • 􀃖 частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка
  • результатов запоминания и применения

  • 􀃖 сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • 􀃖 воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
  • предложенных заданий;
  • 􀃖 выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • 􀃖 проверка выполненных работ;
  • 􀃖 обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • 􀃖 задание на дом (если это необходимо).

  • 􀃖 постановка цели урока;
  • 􀃖 повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • 􀃖 проведение проверочных упражнений;
  • 􀃖 ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • 􀃖 упражнения на их освоение;
  • 􀃖 упражнения на их закрепление;
  • 􀃖 тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • 􀃖 упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • 􀃖 упражнения творческого характера;
  • 􀃖 итог урока;
  • 􀃖 задание на дом.

  • 􀃖 организация начала урока;
  • 􀃖 постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • 􀃖 проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • 􀃖 подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • 􀃖 задание на дом

  • 􀃖 организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • 􀃖 постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • 􀃖 изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
  • 􀃖 подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • 􀃖 определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков :

  • 􀃖 организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • 􀃖 сообщение темы урока и его задач;
  • 􀃖 изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • 􀃖 формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по
  • аналогии;
  • 􀃖 упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • 􀃖 творческое применение знаний и умений;
  • 􀃖 упражнение по отработке навыков;
  • 􀃖 домашнее задание;
  • 􀃖 итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

  • 􀃖 организационный момент;
  • 􀃖 вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем,
  • сообщает цель и план урока;
  • 􀃖 выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий
  • обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные
  • знания, на основе фактов и явлений;
  • 􀃖 проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • 􀃖 формулирование выводов по изученному материалу;
  • 􀃖 оценка результатов урока;
  • 􀃖 подведение итогов

  • 􀃖 организация начала урока;
  • 􀃖 проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • 􀃖 подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических
  • и умственных умений;
  • 􀃖 изучение нового материала, в том числе и объяснение;
  • 􀃖 закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • 􀃖 обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • 􀃖 подведение итогов и результатов урока;
  • 􀃖 задание на дом;
  • 􀃖 подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).


  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
  • сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся

II. Психологические требования к уроку :

  • Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов,обеспечивающих развитие учащихся.


  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  • соответствие классной мебели росту школьника.

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  • необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  • по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  • обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;
  • учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

  • 􀃖 работа учителя по подготовке к проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.);
  • 􀃖 определение учителем образовательных, воспитательных и развивающих целей урока, их актуализация;
  • 􀃖 мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимся порядка и условий работы;
  • 􀃖 научная содержательность урока, основательность усвоения учениками трудных вопросов;
  • 􀃖 реализация на уроке дидактических принципов обучения;
  • 􀃖 соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);
  • 􀃖 органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;
  • 􀃖 активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;
  • 􀃖 формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;
  • 􀃖 знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных
  • интересов и развития творческих способностей учащихся;
  • 􀃖 практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока; межпредметные связи в процессе обучения;
  • 􀃖 формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);
  • 􀃖 использование ТСО и наглядных пособий

  • 1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой
  • работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.
  • 2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.
  • 3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.
  • 4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.
  • 5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.).

  • 1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
  • 2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
  • 3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
  • 4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока;

  • 5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
  • 6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • 7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
  • 8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
  • 9 – аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее u1080 изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.


  • Общие сведения:
  • 􀃖 школа, класс, дата проведения урока;
  • 􀃖 тема урока, задачи урока.
  • Оборудование урока:
  • 􀃖 какие средства обучения использовал учитель;
  • 􀃖 подготовлены ли наглядные пособия и технические средства;
  • 􀃖 как подготовлена классная доска к уроку.
  • Содержание урока:
  • 􀃖 соответствует ли содержание программе, задачам урока;
  • 􀃖 проведена ли его дидактическая обработка;
  • 􀃖 формированию каких знаний, умений и навыков он способствует;
  • 􀃖 с каким материалом учащиеся работали впервые, какие знания, умения и навыки формировались и закреплялись на уроке;
  • 􀃖 как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся;
  • 􀃖 какие общеучебные и специальные умения и навыки развивались;
  • 􀃖 как осуществлялись межпредметные связи;
  • 􀃖 соблюдались ли внутрипредметные связи;
  • 􀃖 способствовало ли содержание урока развитию интереса к учению.

  • Тип и структура урока:
  • 􀃖 какой тип урока избран, его целесообразность;
  • 􀃖 место урока в системе уроков по данному разделу;
  • 􀃖 как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками;
  • 􀃖 каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
  • 􀃖 соответствие структуры урока данному типу;
  • 􀃖 как обеспечивалась целостность и завершенность урока.

  • Реализация принципов обучения:
  • 􀃖 принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • 􀃖 в чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
  • 􀃖 как реализовывался принцип доступности обучения;
  • 􀃖 с какой целью использовался каждый вид наглядности;
  • 􀃖 как соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений,
  • навыков;
  • 􀃖 как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся;
  • 􀃖 как осуществлялось руководство учением школьников;
  • 􀃖 в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  • 􀃖 какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий);
  • 􀃖 как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  • 􀃖 как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению

  • Методы обучения:
  • 􀃖 в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
  • 􀃖 какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
  • 􀃖 какие методы способствовали активизации учения школьников;
  • 􀃖 как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие
  • познавательной самостоятельности учащихся;
  • 􀃖 какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
  • Организация учебной работы на уроке:
  • 􀃖 как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе;
  • 􀃖 как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  • 􀃖 осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся;
  • 􀃖 как организовывался контроль за деятельностью учащихся;
  • 􀃖 правильно ли оценивались знания и умения учащихся;
  • 􀃖 как учитель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, критичности мысли,
  • умений сравнивать, делать выводы);
  • 􀃖 какие приемы использовал учитель для организации учащихся;
  • 􀃖 как подводил итоги этапов и всего урока.
  • Система работы учителя:
  • 􀃖 умение общей организации работы на уроке, распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

􀃖 показ учащимся рациональных способов учебной работы;

  • 􀃖 определение объема учебного материала на урок;
  • 􀃖 поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  • 􀃖 роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.
  • Система работы учащихся:
  • 􀃖 организованность и активность на разных этапах урока;
  • 􀃖 адекватность эмоционального отклика;
  • 􀃖 методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  • 􀃖 отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  • 􀃖 уровень усвоения основных знаний и умений;
  • 􀃖 наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
  • Общие результаты урока:
  • 􀃖 выполнение плана урока;
  • 􀃖 мера реализации общеобразовательной, воспитывающей и развивающей задач урока;
  • 􀃖 уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся;
  • 􀃖 общая оценка результатов и эффективности урока;
  • 􀃖 рекомендации по улучшению качества урока.

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя СБО

специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Комаровой Галины Александровны

Я – Комарова Галина Александровна, работаю учителем социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, из них 6 лет работаю с детьми – сиротами. Образование средне-специальное, окончила Иркутское педагогическое училище №2.

Образовательный процесс организую по программе «Социально-бытовая ориентировка» В.И.Романиной и Н.П.Павловой из сборника «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9классы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенной МО РФ.

Настоящая программа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для успешного выполнения образовательной программы, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации:

  1. 2008г. ИПКРО г.Иркутск «Основные аспекты коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»(72часа);
  2. 2009г. курс подготовки по программе превентивного обучения «Полезные навыки» ЦПРК – 16ч.;

Большое место в повышении уровня своего мастерства я отвожу самообразованию. Согласно программе развития наша школа-интернат своей конечной целью ставит формирование личности, обладающей комплексной компетентностью, необходимой для жизни в современном обществе. Для этого в школе создана система сопровождения воспитанников и профессионального взаимодействия педагогов в коррекционно-образовательном процессе, которая представлена Центрами. Я вхожу в состав Центра социально-трудового развития и работаю над созданием условий для формирования соответствующей (т.е. социально – трудовой) компетентности воспитанников. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование социально-трудовой компетентности у обучающихся старших классов через развитие бытовых умений при взаимодействии учителя СБО и воспитателя».

Выбор моей методической темы обусловлен не только основными направлениями развития школы-интерната, но и особенностями развития наших воспитанников. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями. У них наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи. Дети школы-интерната не могут полностью и самостоятельно понимать, осмысливать и использовать полученные знания в решении социальных и бытовых задач. Время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера, отсутствует полноценное закрепление многих знаний и умений. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Следовательно, необходима организация дополнительной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке. Поэтому мною создана учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «Мир, в котором я живу». Их цель - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных проблемных ситуаций. На данных занятиях обучение и воспитание идет по следующим разделам: «Питание», «Жилище», « Одежда и обувь», «Личная гигиена».

Методическое и дидактическое обеспечение разделено по блокам: тематические планы, конспекты занятий; занимательный материал; сюжетно-ролевые игры; операционные, технологические и инструкционные карты; мультимедиа и диагностический материал. Диагностику результативности данных занятий осуществляю по параметрам: навыки по уходу за помещением, навыки стирки и утюжки, приготовления пищи и сервировки стола, культурно-гигиенические навыки и уровень самостоятельности учеников при выполнении новых учебных и трудовых заданий Данные по параметрам на каждого воспитанника заносятся в индивидуальную карту сформированности социально-бытовых навыков (1 раз в четверть). Исходя из результатов диагностики, определяю направление индивидуальной работы. Условно выделяю три уровня сформированности умений и навыков:

1-й уровень – низкий, потенциальный;

2-й уровень – средний, реальный;

3-й уровень – высокий, актуальный;

Занятия провожу совместно с воспитателем (один раз в четверть). Они имеют игровую и занимательную форму, ведущих персонажей и направлены на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков, и применение их в обыденных ситуациях.

В течение двух лет апробирования учебно-методической разработки произошел отбор содержания материала, определены задачи для каждого раздела и предполагаемый результат, подобран педагогический и диагностический инструментарий. Занятия позволяют развивать творческие, познавательные способности учащихся, их положительную мотивацию к урокам СБО.

Мониторинг результативности данной разработки показывает положительную динамику.

П\п

Раздел

2008-2009у.г.

2009-2010у.г.

Динамика

5-ый класс

6-ой класс

Навыки по уходу за помещением

Навыки стирки и утюжки

Навыки приготовления пищи и сервировки стола

Культурно-гигиенические навыки

Уровень самостоятельности

Опыт работы по данному направлению был представлен в 2008году на областном семинаре «Формирование социально-трудовой компетентности воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в процессе психолого-педагогического сопровождения»; педагогическом совете в 2009 г. «Взаимодействие учителя и воспитателя в формировании коррекционно-образовательной среды школы».

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ). Наиболее эффективными методами и приёмами считаю те, которые требуют включения различных анализаторов, как слуховых, так зрительных и тактильных (например, при изучении в 6 кл темы «Крупы. Виды блюд из круп» не только показываю сами крупы, проговаривая их названия, но и даю их пощупать, понюхать, определить цвет). Для реализации коррекционного компонента разработала и использую задания и упражнения по коррекции и развитию зрительно-пространственного восприятия (например, среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш;Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн), памяти («Цепочка» например, называю одно транспортное средство, ребенок повторяет его и добавляет свое и т.д.), внимания (например, «Посмотри и запомни», с вариантами усложнения игры, в которых предлагаю неверный ответ);

координации движений (например, упражнение на пришивание различными способами пуговиц, плетение различных видов косичек) , речи (например, б еру три слова из темы урока, ученики составляют как можно больше предложений, включающих эти слова) ; мышления («найди товар, неверно завезенный в магазин» - например, карандаши, тетради, тарелка, пластилин; найди и исправь ошибку в плане работы по наложению заплаты)

Для формирования положительной мотивации к изучению материала урока, психологического настроя на работу применяю занимательный материал - загадки, кроссворды, использую игровые, коммуникативные технологии - ситуационные задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Для формирования понимания необходимости уроков СБО, для лучшей ориентировки в быту, формирования умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости ведутся рабочие тетради воспитанников, которые называются «Энциклопедия ведения домашнего хозяйства». После окончания школы ученик забирает тетрадь и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник.

Игровые технологии, помогают мне осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, сделать его более активным. Использую режиссерские игры, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Использую лабораторный метод, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Используя программированный метод обучения, применяю созданные мною таблицы и алгоритмы; перфокарты, дающие возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, позволяющие осуществить самопроверку и взаимопроверку; перфоконверты развивают письменную речь и способствуют выработке навыков самоконтроля.

Используя технологии дифференциации и индивидуализации (индивидуальная работа, в парах, группах), я включаю в урок задания различной сложности по содержанию и объему материала; провожу разноуровневые, вариативные контрольные работы, тесты. С целью приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и развития их творческого потенциала я практикую разные типы творческих заданий: рефераты, сообщения.

На уроках использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии: кинезотерапию, позволяющую активизировать межполушарное взаимодействие; физминутки; упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носом», для отдыха, движения в различных направлениях «сквозь пальцы»); комплексы пальчиковых гимнастик; комплексы дыхательных упражнений.

Успешному обучению способствует полноценная предметно-развивающая среда, созданная в школе – интернате. Кабинет СБО оформила с максимальной приближенностью к домашней обстановке, организовала различные зоны для практической и теоретической работы.

Я провожу различные внеурочные мероприятия и занятия. Это и участие в традиционном конкурсе «Мисс осень» в этапах «Хозяюшка», «Модельер одежды»; инсценирование сказок («Сказка о девочке-грязнуле», «Заюшкина избушка»); праздники («Чудо овощ - картофель», «Парад овощей»); конкурсы стенгазет и рисунков («Чистота – залог здоровья», «Нет - сигаретам»).

Реализуя принцип межпредметной связи, практикую интегрированные уроки: например, СБО+ОБЖ («Правила поведения на воде» в 6кл.), СБО+ русский язык («Учреждения и организации.Трудоустройство»в 9кл.) СБО+математика («Бюджет семьи» в 8кл.), СБО+ биология (« Лекарственные растения » в 7кл), СБО+история («Одну меня не съешь никогда,а без меня не вкусная еда. Соль» в 9кл), СБО+география («Родными тропами. Путешествие по родному краю» в 9 кл); РКИ+СБО («Питание. Приготовление блюд из рыбы», «Рецепты приготовления блюд русской кухни»; «Чайные посиделки») «Имидж молодого человека», «Береги платье снову». Занятия с использованием современных информационных технологий содержат в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, интерактивные задания-упражнения, справочные материалы, диагностические, обучающие и игровые задания. Я подобрала ряд учебных и развивающих компьютерных программ («Электронная кулинарная книга», «Дизайн одежды», «Иллюстрированная энциклопедия молодого человека», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Одежда. Человек и его здоровье» «Домоводство»).

Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса применяю технологию Галеевой Н.Л., наблюдая динамику изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся: сформированность ОУУН (мыслительные, коммуникативные, организационные и информационные), уровень обучаемости (4группы по В.В.Воронковой), степень обученности (СОУ). Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН ежегодно провожу специальные КМС.Остальные ОУУН оцениваю по результатам наблюдений на уроках. Группу обучаемости ученика определяю, исходя из итогов КМС, спроектированных мною. Степень обученности каждого воспитанника определяю соответственно группе обучаемости. Все эти данные заношу в Карту индивидуального стиля учебной деятельности

Проводя качественный и количественный анализ контрольных работ, выявляю типичные и нетипичные ошибки учащихся, исходя из этого строю последующую работу: фронтальную и индивидуальную. Отслеживаю результативность своей работы, проводя сравнительный анализ по годам.

показатели

Классы

2007 – 2008г.

2008 – 2009г.

2009 – 2010г.

Динамика

СОУ

5класс

74,6%

75,9%

80,9%

6,3%

6класс

75,9%

77,8%

84,8%

8,9%

7класс

75,8%

12,2%

8класс

82,5%

90,5%

9класс

82,9%

85,9%

91,2%

12,8%

итого

78,4%

80,4%

8,6%

% кач -ва

5класс

100%

100%

6класс

100%

100%

100%

7класс

100%

8класс

100%

3,5%

9класс

100%

итого

91,4%

94,5%

100%

8,6%

ОУУН

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

итого

Таким образом, применение различных технологий, методик, методов и приемов на уроках дает постоянные неплохие показатели по различным параметрам мониторинга коррекционного обучения.

Сотрудничаю с коллегами, принимаю участие в предметных неделях, в рамках которых провожу открытые уроки и занятия, выпуск газет, ежегодные выставки и ярмарки работ воспитанников. Мои ученики - участники городского конкурса «Пожарным можешь ты не быть» -2 место 7-й класс: Полозов Иван, Ушакова Екатерина, Райкова Дарья (2007г.); городской конкурс «Юные поварята» - 2 место 9-ый класс: Новикова Ольга, Семенова Кристина, Богдан Анна(2008г); городской конкурс «Безопасное колесо» 6-й класс-1 место - Дубинина Анастасия, 2 место - Бабаев Роман (2008г.); городской конкурс заготовок овощей «Дары осени» - дипломант – ученица 9 класса Коробкова Жанна (2009г.); 2009г. - диплом за активное участие в городском конкурсе кулинаров, посвященный Дню Защитников Отечества – 8-ой класс: Шмакова Елена, Комисарова Яна, Люкшин Иннокентий, Шептаев Александр; городская выставка сувениров на тему «Рождество Христово» 3-е место 7-й класс Устюжин Марк, Курганов Сергей – 2010г.

Являюсь классным руководителем 8 класса. На данный момент уровень психологической атмосферы оценивается как благополучный (по результатам социометрического опроса). Большинство ребят входят в благополучные статусные категории (звёзды, принимаемые). Есть и те, которые не получили выбора, но несмотря на это, все ребята удовлетворены взаимоотношениями (КУВ высокий- 72,7%) и свой класс они оценивают как дружный (по результатам анкеты «Межличностные отношения»). Изучила интересы, склонности и личные качества учащихся своего класса (анкета «Твои увлечения», игра «Путешествие по морю любимых занятий») и составила карту интересов и увлечений. Для формирования классного коллектива провела мастерскую общения «Давайте жить дружно!», классный час «Погружение в мир своего Я», оформляем альбом-эстафету «Наш класс». Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу праздники именинников, походы на природу, купание в бассейне, экскурсии на выставки, в музеи, еженедельные «Часы общения» в соответствии с тематическим планированием.

Ученики моего класса активно участвуют в региональных, областных, городских и школьных конкурсах, соревнованиях: региональный туристический слет «Земляничная поляна» команда 6 класса 1место (2007г); городские соревнования по тяжелой атлетике (2, 3 место) 2008г.; областные соревнования по боксу – Токарь Игорь -1место, Решетников Дмитрий – 3место(2008г.); региональные соревнования по боксу г.Томск –Токарь Игорь 4место (2008г.); городская спортивно–патриотическая игра «Зарница» 2009г - 3 место; городские соревнования по плаванию – Устюжин Марк, Дубинина Анастасия – 2,3 места (2007-209гг.); региональный конкурс «Воспитатель года» команда 7 класса «Экипаж» - 1 место (2010г); команда класса - призер областных соревнований по легкой атлетике на приз губернатора; городские соревнования по футболу среди образовательных учреждений (2 место) 2010г.;

Активно распространяю свой педагогический опыт. Выступала с докладами и сообщениями на методических объединениях, педсоветах: 2007 г. «Экскурсии как средство расширения социокультурного опыта воспитанников школы-интерната»; 2008 г. «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников школы - интерната».

Основной проблемой для учителя СБО, на мой взгляд, является отсутствие методических, информационных материалов, программ, пособий для работы с данной категорией детей. Приходится корректировать и адаптировать существующий материал по технологии, домоводству и ОБЖ для общеобразовательных школ.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  1. доработка учебно-методической разработки «Мир, в котором я живу» для обучающихся 7 -9 классов;
  2. апробация и рецензирование учебно-методической разработки;

    Подписи к слайдам:

    Презентация учителя СБО специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска Комаровой Галины Александровны

    В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект

    Учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Занятия провожу совместно с воспитателем 1 раз в четверть.


    Модель структурного анализа урока

    Урок рефлексии

    Учитель: ____________________________________________________ Класс: ______________

    Тема урока: __

    I

    Мотивация к коррекционной деятельности (1-2 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность .

    2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания .

    3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

    4. Выдержаны примерные временные рамки.

    II

    Актуализация знаний и пробное учебное действие (12-15мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Организовано повторение используемых способов действий.

    2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

    3. Проведена самостоятельная работа

    4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

    5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

    б. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

    7. Выдержаны примерные временные рамки.

    III

    Локализация затруднений ( 3 - 4 мин )

    ДНЦПМВТ

    1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

    2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

    3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

    1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

    2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

    IV

    Построение проекта выхода из затруднения {8- 9 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

    а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

    б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

    в) участвовали в подводящем диалоге.

    2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

    3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

    4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

    5. Выдержаны примерные временные рамки.

    VI

    Обобщение затруднений во внешней речи (2-3 мин)

    Д Н Ц П М В Г

    I . Организовано обсуждение типовых затруднений.

    2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

    3. Выдержаны примерные временные рамки.

    VII

    Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

    ДНЦПМВТ

    Учащиеся, допустившие ошибки:

    1. Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

    2. Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

    Учащиеся, не допустившие ошибки:

    1. Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

    2. Выдержаны примернее временные рамки.

    VIII

    Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

    ДНЦПМВТ

    При положительном результате предыдущего этапа:

    1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ране изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

    При отрицательном результате предыдущего этапа:

    1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

    2. Выдержаны примерные временные рамки.

    I X

    Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

    2. Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

    3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

    4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке.

    5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

    6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

    7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

    8. Выдержаны примерные временные рамки.

    Условные обозначения

    Плюс

    Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к этапу

    Плюс - Минус

    Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

    Минус - плюс

    Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение

    выполненного – выполненного.

    Минус

    Требования к этапу не выполнены

    Буквы взяты в скобки

    (д)н ц(м)п В Т

    Успешная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

    Зачеркивание буквы

    Д Н Ц М П В Т

    Неудачная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд... В.А.Сухомлинский

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    Нужен ли анализ урока педагогу? Необходим для повышения методологической грамотности педагога и качества обучения учащихся. «Настраивает" мышление и "подсказывает" экономный, быстрый и точный выбор метода, технологии, типа, формы урока. Методологически грамотный учитель

    5 слайд

    Описание слайда:

    Формирует аналитические способности Развивает интерес к обучающему процессу Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы действенное средство совершенствования профессионально- педагогического мастерства Что дает анализ урока педагогу?

    6 слайд

    Описание слайда:

    Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – определение результативности урока Комплексный –всестороннее рассмотрение урока в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов, результатов, оценка всех факторов урока, их влияние на результат урока; Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Поэтапный –изучение структуры этапов урока в соответствии с его типом

    8 слайд

    Описание слайда:

    Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Анализ урока на соответствие требованиям ФГОС Раздел 1. Целеполагание Раздел 2. Информационное обеспечение Раздел 3. Организация деятельности обучающихся Раздел 4. Педагогические технологии Раздел 5.Оценка деятельности и рефлексия Раздел 6. Выводы и рекомендации

    10 слайд

    Описание слайда:

    Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить? обновление содержания образования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить? Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал. Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

    11 слайд

    Описание слайда:

    По каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

    12 слайд

    Описание слайда:

    Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Цель анализа Выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке приводят или не приводят к позитивным результатам поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся

    14 слайд

    Описание слайда:

    Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

    16 слайд

    Описание слайда:

    Система дидактических принципов в рамках системно-деятельностного подхода 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

    17 слайд

    Описание слайда:

    Изменения, связанные с введением ФГОС Сочетание традиционных и принципиально новых аспектов Формулировка цели, учебных задач (с указанием направленности на личностные, предметные и метапредметные результаты), позиции учителя и учеников Создание подготовленной информационно-образовательной среды Эффективность содержания, направленность используемых видов деятельности на формирование УУД (познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные учебные действия)

    18 слайд

    Описание слайда:

    Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).

    20 слайд

    Описание слайда:

    Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; - развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; - формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока. Самоанализ урока дает возможность:

    21 слайд

    Описание слайда:

    САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ) Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки? Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока? Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

    22 слайд

    Описание слайда:

    Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения знаний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса? Рационально ли было распределено время на этапы урока? Логичны ли были "связки" между этапами урока? Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели? Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

    23 слайд

    Описание слайда:

    Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке? Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока? Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

    24 слайд

    Описание слайда:

    САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2. Сегодняшний урок... (№) в системе уроков по теме (разделу) .... Его цель - ..., к обучающим задачам урока я отнесла... , к воспитательным - ... , урок был также призван способствовать развитию у учащихся... В данном классе... , поэтому я... . Это по типу... урок, он включал в себя... этапов: ... Основным этапом был... , задачи. этапа - . , а. этапа - . . При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: .. Чтобы решить цель урока, я подобрала... (содержание: примеры, вопросы, задание).