Наталья Зенкина
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «В гости к гласным звукам»

Тема : «В гости к гласным звукам » .

Программное содержание :

Образовательные :

Закреплять знания детей о гласных звуках , их артикуляции и фонетических особенностях;

Продолжать учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове ;

Продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук » , «буква» , «слог» , «слово» .

Развивающие :

Развивать фонематическое восприятия и слух на материале гласных звуков ;

Развивать психические процессы : слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение;

Обогащать словарь детей, работать над связной и диалоговой речью;

Развивать творческое воображение;

Развивать способность детей разгадывать загадки и ребусы.

Воспитательные :

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух;

Воспитывать интерес к непосредственной образовательной деятельности, желание заниматься вместе со всеми;

Воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное, отношение к рисункам.

Здоровьесберегающие и ОБЖ :

Продолжать учить детей следить за своей осанкой;

Продолжать развивать координацию движения;

Продолжать формировать правила безопасного поведения.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА : изготовление домика для гласных звуков ; знакомство с гласными звуками во время непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ; знакомство с артикуляционными и фонетическими особенностями гласных звуков ; игры - драматизации; рассматривание иллюстраций зимних пейзажей и зимующих птиц.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ :

ТСО : мультимедийный проектор, презентация в PowerPoint «По дороге к гласным звукам » .

Демонстрационный : карта.

Раздаточный : картинки с изображением животных и птиц, карточки - схемы слов, для определения звука в слове .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю.

«Что же это звенит?

Может быть, звенит и поет

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно - вот он и звенит?

Нет ни мухи,

Нет ни грома,

Ни гудка.

Ребята, скажите, а что же может так звенеть? (ответы детей)

«Вслушайтесь : звенит одна

В целом мире тишина!»

Ребята, давайте попробуем послушать тишину.

Какие звуки ее нарушают ? (ответы детей)

Что это за звуки ? (ответы детей)

А какие звуки мы слышим в природе ? (ответы детей)

А когда разговариваем? (ответы детей)

Воспитатель : Да, звуки сливаются и получаются слова.

- Вот послушайте : а-а-а, о-о-о, у-у-у. И еще и, э, ы, е? Какие это звуки ? (Гласные звуки )

Что вы можете сказать о гласных звуках ? (ответы детей)

Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай гласный звук и пропой его » . Будьте внимательны! Следите за моими губами, я буду беззвучно произносить гласный звук , а вы угадайте его и пропойте.

- Гласные звуки , такие шутники, они только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также считают, что вы их не найдете в словах. Давайте попробуем? Я называю слово, а вы называете, какой гласный звук там спрятался .

Бак, мак, рак, рог, нос, рот, сок, кит, мир, пир, суп, сук, лук, сыр, рысь, мэр…

А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук , а вы слово (дети называют слова с заданным гласным звуком ) .

Воспитатель : Ребята, в слове может спрятаться не один гласный звук , а несколько.

Вопросы детям :

Сколько здесь гласных звуков в слове ры-ба ? (Ответы детей)

В слове сказ-ка, ли-са? (Ответы детей)

А сколько гласных звуков в слове Ли-се-нок (звук плачущего ребенка ) .

Воспитатель : Ребята, вы слышите какой-то звук , что это? Откуда слышится звук ? (ответы детей)

Стойте, а я посмотрю.

Это наш знакомый лисенок. Что случилось, малыш?

Лисенок : Я потерялся. Сова рассказывала о доме гласных звуков и показывала карту , по которой можно к нему добраться и сказала, что скоро мы туда отправимся. Но я решил пойти туда сам и заблудился. (Хнычет)

Успокойся, лисенок, мы как раз с ребятами говорили о гласных звуках , и раз у тебя есть карта, то думаю, мы без труда найдем дорогу в город, где живут эти замечательные звуки . Лисенок, мы посмотрим карту и попробуем тебе помочь. (Все становимся вокруг карты и рассматриваем) .

Вопросы детям :

Что изображено на карте. (Ответы детей)

Что мы должны найти? (ответы детей)

Значит, куда мы должны отправиться? (ответы детей)

А что это тут за следы? (ответы детей)

Как вы думаете, что это может означать? (ответы детей)

Воспитатель : Мы пойдем по звериной тропе.

Вопросы детям :

А как сейчас в лесу? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

А какую одежду одевают обычно зимой? (Ответы детей)

Воспитатель : Давайте представим, что мы оделись очень тепло, закройте глаза и слушайте внимательно.

Что вы слышите? (Звуки ветра )

Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (ответы детей)

А что это за звук ? (Ответы детей)

Посмотрите, каких животных мы здесь видим? (ответы детей)

- А вот и первое задание :

(Детям предлагается пройти за столы, взять карточку под номером 1 и определить место гласного звука в названиях животных, соединив картинку, изображающего животного с вагончиком.)

Воспитатель : Лисенок тоже может выполнить с нами это задание.

Вопросы детям :

Что вы видите на картинке? (ответы детей)

Где находится гласный звук в слове волк ? (ответы детей)

В слове Олень? (ответы детей)

Все справились - молодцы!

Вопросы детям :

Что это изображено на нашем пути, как вы думаете? (ответы детей)

А преодолев сугробы, кого мы должны встретить? (ответы детей)

Воспитатель : А вот и те огромные сугробы и нам нужно их преодолеть :

Физминутка : Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутобоким,

Поднимай повыше ноги,

Проложи другим дорогу.

Вопросы детям

Каких птиц вы видите на экране? (Ответы детей)

(Воспитатель предлагает детям пройти за столы, взять карточку с номером 2 и найти гласные звуки в названиях птиц , соединив картинки птиц со звуком . Лисенку предлагается выполнить задание вместе с детьми)

звук А ? (синица, сорока, ворона, воробей)

А в каком слове нет этого звука ? (снегирь)

В названиях каких птиц есть звук О ? (Ответы детей)

- Звук Е , звук И ?

Все правильно выполнили задание, отложите карточки на край стола.

(Воспитатель снова предлагает детям обратиться к карте для обсуждения следующего маршрута)

Воспитатель : Куда мы попали? (ответы детей)

Мы вышли на лесную дорогу, которую выдели на карте. Пойдем по дороге. (Дети шагают на месте)

Вопросы детям :

Что это, ребята? (ответы детей)

Нам нужно разгадать этот ребус.

Сколько картинок в ребусе? (ответы детей)

Значит сколько звуков в загаданном слове ? (ответы детей)

Соедините между собой первые звуки , в названии картинок.

Догадались, что это за слово? (ответы детей)

Правильно, это ДОМ.

И кому же принадлежит этот дом? (ответы детей)

Воспитатель : Посмотрите на экран.

Вопросы детям :

Это тот дом, который мы искали? (ответы детей)

А как вы это поняли? (ответы детей)

А как звуки обозначаются на письме и в книжках? (ответы детей)

Какие же гласные звуки живут в домике ?

Вот, лисенок, видишь, мы и нашли домик. А ты больше никогда никуда не уходи без взрослых, хорошо?

Разве можно уходить без взрослых, ребята? (ответы детей)

Ну а теперь нам надо возвращаться в садик : Покрутись, повертись

В детский садик возвратись

(Дети выполняют действия, предлагаемые воспитателем)

Вот мы и в нашей группе .

Ребята, о чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей)

А что же с нами произошло? (Ответы детей)

Как мы помогли Лисенку? (Ответы детей)

Что мы для этого сделали? (Ответы детей)

Какие задания мы выполняли? (Ответы детей)

Какие препятствия мы преодолевали? (Ответы детей)

Благодаря чему мы нашли домик гласных звуков ? (Ответы детей) .

Лисенок : А мне пора возвращаться к моим друзьям. Они, наверное, волнуются, ищут меня.

(Дети прощаются с лисенком и он уходит)

Занятие по обучению грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»

Тема: « Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.

(старшая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

    Закрепить понятие «звук» «буква»

    Знакомство с понятиями «слог»,

    проводить звуковой анализ слов.

    различать:

гласные, в начале и конце слова

    упражнять в определении позиции звука в слове.

    закреплять графические образы букв «А», «О», «У».

Коррекционно-развивающие:

    развивать фонематическое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;

    проводить звуковой анализ слова, различать гласные, в начале и конце слова;

    называть слова с заданным звуком.

Коррекционно-воспитательные:

    стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества.

    Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование : Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с шарами красного, синего и зеленого цвета.

Предварительная работа : Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово делится…»

Правило поведения на занятии.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах, звуках и слогах.

Звук, это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуется следующие задачи:

    уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

- Что это гудит? Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят звук).

Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. -

Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается гласный

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.

Воспитатель читает стихотворение:

Что везет автомашина?

Все, что есть на букву «А»

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?

Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [ a ] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)

Его обозначим красным кружком, фишкой:

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А

Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино

В письме картинка с изображением аиста

Загадка:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети отгадывают загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

Дети стоят на одной ноге, руки в стороны

Физкультминутка «Аист»
Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

- Топай - правою ногой (раз, два, три),

Топай - левою ногой (раз, два, три),

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой

Знакомство со звуком [о].

Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края.

- Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое зеркало)

Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой О.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? (ответы и высказывания детей)

В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям раздаются карточки от Буратино.

А О У

Образец : А, О, У

А О У

Образец : А, О, У

о у к м ю щ а н н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А

Детям предлагается: обвести буквы красным карандашом.

А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.

Тема: «Путешествие в звуковой город»

Цель: Дифференцированное использование гласных и согласных звуков в речи.

Задачи:

Развивать слуховое внимание.

Познакомить с понятием «речевой звук».

Закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук» и их условные обозначения.

Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки на слух.

Закрепить понятие «слог».

Развивать звуковой анализ и синтез.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, панно с изображением домов красного, синего и зелёного цветов, предметные картинки с изображением человека и животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя своё имя, затем – мальчики.

2. Развитие слухового внимания. Игра «слушай и отгадывай»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он де лает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвет бумагу, играет мячом, листает книгу).

Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Вы слышали звуки. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это важный орган нашего тела.

3. Знакомство с понятием «речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Как шипит змея? Как воет волк? Как звенит муха? Как жужжит жук? Как долбит дятел? (Показать символы звуков.) Звуки издают различные предметы и животные, а мы с вами - говорим.

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим - это речь. А произносить звуки нам помогают губы, зубы, язычок и голос. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. Речевые звуки соединяются и получаются слова. Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно: дддыыыммм, шшшуууммм. У меня есть волшебная палочка. Как только палочка касается предмета, слово звучит протяжно: жжжууук.

На столе у логопеда игрушки-предметы: волк, лиса, дом и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов.

4. Физминутка .

Пантомима «Прогулка в лес». (Ходьба с высоким подниманием колен.)

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу (прыжки на двух ногах).

Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.) Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберёзовик, боровик) нашли.

5. Закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук».

Выставляется панно: Звуковые дома - красного, синего и зеленого цветов. В окошках домов квадратики такого же цвета.

- Сегодня мы побываем в сказочном Звуковом городе. В этом городе есть красивые дома. Какого они цвета? Этот дом … (красный). Этот … (зеленый). А этот … (синий). В окошках домов видим квадратики. Давайте потрогаем их. Подойдём к Красному дому, прикоснёмся к первому квадрату. Послушайте, как он звучит: «А-а-а». Прикоснёмся к другому квадрату и услышим: «У-у-у». А третий квадрат подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подойдём к Синему дому. Из его окошек доносятся другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, 6-6-6». В Зеленом доме песенки звучат нежнее: «Л’-л’-л’, м’-м’-м’». Какие интересные квадратики, на них нажимаешь и слышишь разные звуки. Вы догадались, что мы будем обозначать такими квадратиками? (Звуки.) Этими квадратиками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных домах? (По-разному.) Звуки бывают разные.

Заглянем в Красный дом. Тут живут звуки, которые любят петь: «А-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э». Давайте и мы споём эти звуки. Положите ладошку на горло. Здесь живёт голос. Иногда он спит и его не слышно, а иногда просыпается и поёт так громко, что горлышко начинает дрожать. Произнесите: а-а; о-о; у-у; и-и; ы-ы; э-э. Кто запомнил, чем мы пели? (Голосом.) Откуда выходит воздух, когда мы поём эти звуки? (Из ротика.) Воздух, выходит свободно или ему что-то мешает? Звуки, которые можно петь, так как во рту нет преграды воздуху, называются гласными. Их всего шесть: а,о,у,и,ы,э. Обозначать мы их будем красным квадратом.

Синий и зелёный дома стоят отдельно. Послушайте, какие звуки живут в синем доме: д,б,л. А теперь в зелёном: д, б, л. Чем отличаются эти звуки? – одни звуки твёрдые, а другие мягкие. Твёрдые звуки обозначим, синим квадратом, мягкие звуки обозначим зелёным квадратом. Можно ли спеть эти звуки? (Нет.) Когда мы их произносим, воздух, выходит свободно, или ему что-то мешает? (Воздуху мешают губки, зубки, или язычок.) Звуки, которые нельзя петь, так как во рту есть преграда воздуху, называются согласными. Они бывают твёрдые или мягкие.

Если услышите твёрдый звук, то топните ножкой: б,б,к,т,т,м,м

6. Закрепление понятия «слог».

В Звуковом городе все звуки дружат и ходят друг к другу в гости. Если дружат согласный и гласный звук то, оказавшись вместе, они образуют «слог». Слоги всегда звучат по-разному, в зависимости от того, какие звуки подружились. Но есть один секрет – в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук. Я произношу слоги, а вы называете звуки, из которых они состоят: МА, БО, ДУ… Слоги могут соединиться вместе и образовать слово. В слове МА-МА какие два слога соединились? Слова и поезда похожи друг на друга. Поезда состоят из вагонов, а слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Поставьте кулачок под подбородок и произнесите любое слово. Сколько раз подбородок опустится на кулачок, столько в этом слове гласных. А значит и слогов. Сейчас я произнесу слова, а вы хлопните столько раз, сколько слогов в слове (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). Все слоги мы будем обозначать схемой (показать). Давайте подберём схемы к словам (вода, духи, лопата, слон, телефон и т.д). А знаете, что самое интересное? В любом слове один слог всегда произносится с ударением, т.е. мы его выделяем голосом. На ударном слоге голос звучит сильнее. В слове «ва-гон» ударный слог «гон», а в слове «до-ми-но» ударный слог «но». В схеме ударение мы будем обозначать вот таким значком (косая галочка). Я назову слова, а вы сосчитайте, сколько в них слогов, определите ударный звук и подберите схему.

7. Итог.

Нам пора прощаться со Звуковым городом. Но сначала вспомним:

Что мы произносим?

Чем мы произносим звуки?

Какие звуки бывают?

Чем мы обозначаем гласные и согласные звуки?

Что такое слог? Как образуется слог?

Когда слоги соединяются вместе, что они образуют?

Сколько в слове слогов?

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему: Гласные звуки и буквы. Данное занятие рекомендовано учителям-логопедам, работающих с детьми с ОНР. Проводится как итоговое занятие для закрепления произношения гласных звуков, дифференциации гласных и согласных звуков, развития фонематического слуха и чувства ритма.

Цели:

  1. Закрепление произношения гласных звуков.
  2. Дифференциация гласных и согласных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
  4. Закрепление понятия — «ударение».
  5. Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.
  6. Чтение слогов и слов.
  7. Развивать память и внимание.

Оборудование:

  • Буквы, таблица №1, таблица №2, таблица №3, игрушка -Кот, звуко- слоговые схемы, звуковые домики,карточки- «бусы», таблица №4, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом), таблицы для чтения, простые карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.

1 ребенок:

Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.

[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.

[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!

[О] — округлив побольше губы,

О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!

[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.

[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.

[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.

А, У, О, Ы, И -
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.

(Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).

А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.

(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)

Л.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).

II. Постановка цели занятия.

Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)

Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).

1. Игра «Четвертый лишний».

Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний.

Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные.

(Аналогично: АМОИ, КТУП)

2. Игра с волшебным мешочком.

Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).

Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем). (таб. №1)

III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза.

Л.: — А теперь прочитайте гласные со звуком «Т» в конце, произнося сильнее тот слог, на который падает ударение. (AT, УТ и т.д.)

Л.: — Прочитайте гласные со звуком «К» вначале, произнося сильнее слог, на который падает ударение. (КА, КУ и т.д.).

Л.: Назовите гласную перед которой согласный звучит мягко. (перед «и» согласный звучит мягко).

Л.: — «ки», что я произнесла? (Слог).

Л.: — Составьте схему слога «КИ». (один у доски, остальные индивидуально).

Л.:- Назовите первый звук (К).Звук «К» какой?(Согласный, мягкий, глухой)

Л.:- Назовите второй звук (И). Звук «И» какой? (гласный)

Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».

Л.:- Какое слово получилось? (КИТ).Покажите на схеме, что КИТ –это слово.

Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»?(КОТ)

Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ?(Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).

Л.: — Расскажите все о слове КОТ по схеме.

Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог).

Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов)

Л.: — Назовите гласный звук. (О). Согласные твердые звуки (К,Т). Согласные мягкие звуки (Их нет).

Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ? (три звука).

Л.: — Итак, сегодня мы повторим гласные звуки и буквы.

Л.: — Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.

Л.: — Эти буквы идут на прогулку и поют. Что они поют? Прочитайте, соблюдая ударение. (Ударение меняется).(таб.№2)

Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).

Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов (Дети переворачивают картинки на столах).

Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. (Работа со звуковыми домиками — индивидуально).

Л.:- Игра «Телефон». Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — туфли «у, и» и т.д.).

Л.:- Поиграем в игру телеграф разделите своё слово на слоги.(Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Составьте слоговую схему слова.

Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).

Л.: — Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько гласных столько и слогов).

V.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно напечатать буквы на бусинках.

Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите буквы и прочитайте слова.

М..к к…т л…к п…ла
Л…к т…к к…м л…па
Т…к м…х т…к т…хо
А О У И

VI. Итог занятия.

Л.: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).

Л.: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т.д.).

VII. Оценка деятельности детей.

Л.: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось, можете быть свободными.

Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

— Любите ли вы сказки? Почему?

— Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

— Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

— Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

— Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

— Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

— А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

— Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

— Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют…что? (Слова)

— Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

— Из звуков складываются слова, а из слов состоят …. (предложения).

— Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

— Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

— Составьте схему первого предложения.

— Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок –твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

— У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

— Закончилась наша сказка.

— С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?