ВАНЬКА ЖУКОВ - герой рассказа А. П.Чехова «Ванька» (1886), девятилетний малиик, сирота. Обученный барышней Ольгой Игнатьевной читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, он был отдан в город «в люди». Дома, в деревне, у него только дед, которому он пишет письмо, жалуясь на свое горькое житье в ученье у сапожника. Конверт и марку он купил заранее. О том, каким должен быть адрес, сидельцы из соседних лавок не рассказали - научили только опустить письмо в почтовый ящик. Адрес у В. Ж. такой: «На деревню дедушке.

Константину Макарычу».Образ В. Ж. - своеобразное средоточие детской темы у Чехова, выражение авторской концепции детства. Детство у Чехова - особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей. Детство и взрослость - два вечно противопоставляемых состояния. В рассказе «Дома» (1887) отец-прокурор пытается отучить семилетнего Сережу от пагубного увлечения - курения. Отец - нечастый пример у Чехова проявления тонкости взрослого существа в отношении ребенка - признает самодостаточность хрупкого мира, в котором живет его сын, сочиняет нравоучительную сказку-импровизацию о бедствиях, постигших несчастного старого короля, сын которого предавался тому же пороку, что и Сережа, - курил.

Невинности и теплой доверчивости ребенка противопоставлен взрослый мир с устоявшимися представлениями и невнятной тоской взрослого по логике детства. Но детский мир не только вожделенно-недостигаем, он еще и непрочен: ребенку предстоит перейти во взрослость. Путешествие в город - таков переход во взрослость для девятилетнего Егорушки, сына вдовы и будущего гимназиста из повести «Степь» (1888). «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить», - говорит здесь Чехов. В каком-то смысле чеховский «русский человек» обречен переживать драму ребенка, оторванного от прочного мира детства, насильственно помещенного во взрослое настоящее. «Детские герои» позволяют острее обнаружить сущность этой драмы.В. Ж. существует в двух временных измерениях: в идиллическом прошлом и в настоящем.

В первом все замечательно - дедушка (в реальной жизни совсем не обязательно добрый и ласковый), собаки - старая Каштанка и хитроумный хулиган Вьюн, поездка с дедом в лес за елкой, Рождество и барышня Ольга Игнатьевна - все полно поэзией. Во втором измерении существует непосильная работа, злые подмастерья, хозяйский гнет («…а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»). В образе В. Ж. сосуществуют различные грани детского миропонимания, тяготеющего к мифологизации окружающего, ориентированного на собственные ценностные представления.

Так, В. Ж. знает, что золоченый орех с господской елки - подлинное сокровище. В этом смысле он близок героям «Детворы» (1886) - Грише, Ане, Соне, Алеше и «кухаркину сыну» Андрею, поглощенным объединившей всех пятерых игрой в лото. Они дружно дают отпор соблазнившемуся уютностью их компании старшему брату Васе, ученику 5-го класса. Детская компания решительно не впускает его в оберегаемый от постороннего вмешательства самоценный мир, где ставка в игре - копейка, и рубль вместо нее поставить нельзя.

Столь же непостижим для взрослого мальчишеский мир Володи и гордого, самостоятельного «господина Чечевицына» (он же Монтигомо - Ястребиный Коготь) в «Мальчиках» (1887). Но закрытость детского мира не защищает ребенка от взрослой, всегда слишком грубой и травмирующей жизни. Это касается не только детей-сирот. Мир взрослых трудно постигается героем рассказа «Гриша» (1886), «маленьким пухлым мальчиком» двух лет и восьми месяцев, изумленно и трепетно осваивающим полный загадочных смыслов большой мир взрослых. Его шифры разгадывает другой Гриша, из рассказа «Кухарка женится», по-своему глубоко и драматично интерпретирующий ритуальную сторону знаменательного события: ему кажется, что кухарка нуждается в сочувствии, и единственная форма моральной поддержки - большое красное яблоко, похищенное из кладовой, - вкладывается в руку «страдалице».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... ИОНЫЧ - герой рассказа А. П.Чехова «Ионыч» (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история - постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра...

  2. Загрузка... ЦАХЕС (нем. Zaches) - - герой сказки Э. Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до...

  3. Загрузка... ОПИСКИН - герой повести Ф. М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1859). Фома Фомич О.- приживальщик в богатом поместье полковника Ростанева,...

  4. Загрузка... НАТАША ИХМЕНЕВА - героиня романа Ф. М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических...

  5. Загрузка... Чимша-Гималайский Иван Иваныч - ветеринарный врач, дворянин, персонаж также рассказов «Человек в футляре» (здесь дается его портрет: «высокий, худощавый старик с длинными усами», а...

«Ванька» известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Этот рассказ написан в 1886 году уже более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе.

О чем же повествует данный рассказ? Кажется, будто он о нелегкой судьбе мальчика. Он становится объектом насмешек подмастерьев, его лупят и не кормят хозяева, ему мешает спать «ребятёнок» хозяина и т.п. Но в то же время в рассказе «Ванька» говорится вроде бы и о наивности главного персонажа, который не может правильно написать на конверте адрес, в сознании которого прочно засел «необыкновенно юркий и подвижный старикашка...» , являющийся как бы избавителем мальчика от всех неприятностей. В результате чего и Ванька Жуков, и его «мучители» изображаются так, что перед глазами вырисовывается картина той гнетущей обстановки, что была характерна для русской жизни того времени.

При кажущейся простоте и легкости понимания рассказ имеет довольно сложную композицию . Ванька Жуков несколько раз прерывает письмо то репликами повествователя, то своими воспоминаниями, то знаменитым описанием пейзажа.

В этом произведении очень важно обратить внимание на одну деталь предметного мира: окно, в которое смотрит Ванька и в котором отражалось мелькание его свечи. Именно после слов об этом изображении начинает описываться тот деревенский уют, в который так стремится попасть тоскующий Ванька. Стало быть, в этом месте повествования уже можно вести речь о появлении некоего необычного пространства за окном, куда в конечном итоге устремляется мысль героя.

В этом пространстве можно наблюдать целый разноцветный мир. Он более правдоподобен , чем изрядно надоевшая герою сапожная мастерская в Москве. К примеру, в процессе описания этого мира довольно часто используются глаголы в настоящем времени, а при описании московского пространства преобладает прошедшее время.

В отличие от безмолвного московского мира, который окружает Ваньку Жукова и в котором «хозяева и подмастерья ушли к заутрене» , в том «заоконном» мире слышно задорный голос дедушки Константина Макарыча («Отдирай, примерзло!» ; «Табачку нешто нам понюхать?» ; «Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!» ).

Важно то, что окно становится входом в то пространство, откуда к Ваньке приходит так сильно ожидаемый им ответ от родного дедушки. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви...» Окно Ваньки в московской мастерской, в котором отражается свеча, и окна деревенской церкви, в которых виден свет свечей и лампадок, косвенно сближаются автором. Кажется, будто взгляды Ваньки в темное окно и деда на окна деревенской церкви мистическим образом встречаются в рождественскую ночь. Ближе к заключительной части произведения в том же пространстве за окном появляется рождественская елка, за которой вместе идут Ванька и дед.

Очевидно, ставший крылатым выражением адрес «на деревню дедушке» не поспособствует Ванькиной затее: дедушка Константин Макарыч никогда не получит жалобное письмо сироты-внука.

Кроме анализа рассказа «Ванька» обязательно прочитайте следующие сочинения:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России. Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ. И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году, опубликовано в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль. Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева «трескают сами». Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил «выволочку». Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье. За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

Константину Макарычу.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

Несколько интересных сочинений

  • Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.
  • О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

    О чем заставляет задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»? Великий философ, психолог семнадцатого века, - это, безусловно, Федор Михайлович Достоевский, который, написав знаменитый роман «Преступление и наказание»

Сочинение

Рассказ Лескова “Дурачок” входит в цикл рассказов о праведниках, он находится в одном ряду с произведениями “Очарованный странник”, “Левша” и многими другими. Тему праведников Лесков активно разрабатывает на протяжении всего своего творчества, являясь едва ли не единственным на этом поприще.
Главный герой рассказа “Дурачок” - действительно праведный человек, по-настоящему преданный богу. Его душа - это одинокий остров в море других душ, и на этом острове может обрести спасение каждый, кто потерпел крушение в этом большом и бурном мире. Примером может служить спасение Пашки от наказания розгами. Причем Паныса совершенно искренен в своих благородных деяниях, они идут действительно от чистого сердца. Панька не думает о себе, все его мысли направлены на то, чтобы окружающим людям стало хоть немного лучше. Такая любовь к окружающим людям и такое самопожертвование ради них сравнимо только лишь с любовью Иисуса Христа, который жестоко пострадал за это. Страдает и Панька, и страдает с радостью и смирением. И в этих страданиях “развивается” его душа, она излучает волны светлой любви к людям. Окружающим становится лучше, хотя они и не понимают смысла деяний Паньки.
Мне кажется, что главная мысль рассказа заключается в том, что праведники остаются непонятыми при жизни, так же как оказался непонятым и Иисус Христос многими своими современниками и соотечественниками. Недаром рассказ Лескова называется “дурачок”. Люди назвали Паньку дурачком, потому что не понимали его деяний, считали их ненормальными, выходящими за рамки обыденных представлений. Проблема непонимания существовала всегда, она остается необыкновенно актуальной и в наши дни. Характер и поступки Паньки говорят о том, что он - “идеальный праведник”. И эта личность может служить примером для подражания другим людям. И если все хоть немного приблизятся к этому идеалу, то солнце станет светить ярче, окружающий мир покажется намного прекраснее, и людям будет лучше жить на свете.

Текстовая часть публикации

ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект урока литературного чтения А. П. Чехов «Ванька» учитель начальных классов высшей квалификационной категории Лужанская Ольга Алексеевна Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Тема: А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет. Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька». Задачи:  создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;  совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко- литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;  воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе. Оборудование: памятки-инструкции, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук, ММ-проектор, ИД MIMIO, система голосования MIMIO Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. 2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Какое произведение вы прочитали дома? (Рассказ А.П. Чехова «Ванька»). (слайд 2) Рассказ "Ванька" А.П. Чехова известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Какую работу необходимо было выполнить после прочтения? (Объяснить значение трудных слов и выражений) Остались ли трудные слова и выражения, которые вы не поняли? Сейчас мы ещё раз перечитаем рассказ, для лучшего понимания произведения объясним трудные слова и выражения. Проверим домашнее задание с помощью теста. Возьмите пульты. (слайды 4 - 8) 1. К кому в учение был отдан Ванька? а) к сапожнику Алёхину; б) Осипу Абрамовичу; в) кривому Егорке; г) сапожнику Аляхину; 2. Куда писал письмо Ванька Жуков? а) в Лапландию; б) в Кремль; в) на деревню; г) в город; 3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков? а) бабушке; б) дедушке; в) папе; г) Чехову; 4. Кто научил Ваньку грамоте? а) мать Пелагея; б) барышня Ольга Игнатьевна; в) сапожник Аляхин; г) подпасок Федька. 5. Накануне какого праздника Ванька писал письмо? а) Рождество б) Пасха в) Крещение г) Новый год Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга 3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом. У нас урок- знакомство. Что такое знакомство? (слайд 9: постепенно появляются слова- характеристики) Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге… Давайте посмотрим друг на друга так, как-будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? На внешность, одежду, жесты, мимику … Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Нет. Обсудите в паре: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности. Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет… У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже продолжим знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо? Необходима тема. Мы начали знакомиться с творчеством писателя А. П. Чехова и историей создания произведения «Ванька», разобрали непонятные слова, говорили о трудном детстве детей того времени. Как вы думаете, а сегодня на уроке мы знакомимся ближе с кем? С героем рассказа – Ванькой. А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? Да. Давайте попробуем сформулировать тему урока. (слайд 10) Литературный портрет героя в произведении, рассказе. А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста «Сирота несчастная…» (слайд 11) Как вы понимаете эти слова? Сирота – ребёнок или подросток у которого умерли один или оба родителя. Несчастный – испытывающий несчастье, переживший много бед, скиталец. Давайте уточним лексическое значение этих слов по толковому словарю. Работа с толковым словарём. Учащиеся зачитывают значение слов.
*
Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? Научиться анализировать образ героя. Внешность, одежда, походка, жесты можно объединить в портрет. Что такое литературный портрет? (вернуться к слайду 10 – появляется определение) (Работа с термином «литературный портрет» по словарю Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга «Книгочей») Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Портрет, Обязанности, Обстановка, Чувства, Поступки - все эти пункты помогут раскрыть образ героя. Всё это средства создания литературного героя. Перед вами репродукция картины Н.П. Чехова, знаменитого художника. Но еще он знаменит тем, что приходится родным братом писателю Антону Павловичу Чехову. Великие родственники любили друг друга трепетной любовью. Наверное, поэтому Николай Павлович часто создавал портреты своего знаменитого брата или писал картины к его произведениям. Одной из таких работ является картина «Крестьянский мальчик», созданная по рассказу А.П. Чехова «Ванька». (слайд 11 появляется репродукция картины и имя автора, по щелчку на значок «аудио» прослушать фрагмент песни «Здравствуй, Ванька Жуков») 4. Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя. (слайд 12) А теперь работу проведём в малых группах. Распределитесь на 5 групп (согласно цвету памятки-инструкции) и подготовьте небольшой рассказ о Ваньке. Внимательно прочитайте памятку-инструкцию и приступайте к работе. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью. Памятка – инструкция № 1 (для групповой работы) Портрет Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Каким вы представляете Ваньку? * Сколько ему лет? * Какова его внешность? * Как одет Ванька? * Наблюдателен и сообразителен ли Ванька? * Какова речь Ваньки? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 2 (для групповой работы) Обязанности Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга * Из чего состоит «ученье» Ваньки? * Чем занимается Ванька в городе? * Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина? * Как Ванька выполнял свои обязанности? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 3 (для групповой работы) Интерьер (обстановка, где жил Ванька). 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Где жил Ванька? * Что из мебели было в комнате? * Где спит Ванька? * Какие условия его жизни? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 4 (для групповой работы) Чувства Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе? * В чём причины его страданий? * Что чувствовал герой? * Почему у Ваньки «жизнь пропащая»? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! Памятка – инструкция № 5 (для групповой работы) Поступки Ваньки. 1. Прочитайте инструкцию до конца. 2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста. * Какие поступки совершает Ванька в городе? * Как Ванька относится к другим героям? Почему? Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга * Какие поступки совершал Ванька в деревне? 3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого. 4. Сделайте выводы о качествах Ваньки. 5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы. 6. Спасибо за работу! (Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; работа с рисунками; выводы) Итак, что вы узнали о Ваньке? Какой он? Примерные (ожидаемые) ответы: Ванька Жуков - смышленый мальчик. На вид ему лет десять- двенадцать. У него светлые русые волосы, спрятанные под большой картуз. Он великоват мальчику и явно принадлежал кому-то из старших. Оттопыренные уши, курносый нос, пухлые губы – все это такое по-детски невинное и трогательное. Одет Ванька Жуков в простую рубаху-косоворотку и пиджак, тоже с чужого плеча: настолько он ему большой. В его внешности нет неопрятности. Все чистое и аккуратное. Лишь волосы непослушно торчат из-под картуза в разные стороны. Ясные глаза мальчика смотрят открыто и доверчиво. Можно увидеть в его взгляде какую-то недетскую грусть. Слегка опущенные веки говорят о его задумчивости. Наверное, он думает о том, как трудно живется ему в чужом доме, сколько страданий ему приходится испытать, чтобы получить профессию, способную дать возможность зарабатывать на жизнь. Или, быть может, он только что поговорил со взрослыми, которые рассказали о том, как можно отправить письмо. И теперь он обдумывает, как напишет о своих страданиях дедушке, как тот приедет и заберет его обратно в деревню. Или его тревожит мысль о том, сможет ли он написать письмо тайком, чтобы хозяин или хозяйка не застали его за этим занятием. Иначе не избежать очередной трепки. 5. Рефлексия. Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты. Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (В рассказе А.П. Чехова изображен не забитый горем и страданиями мальчик. Он умен и сообразителен. В нем чувствуется сила и решительность. Его облик заставляет зрителя с надеждой смотреть на будущее маленького человека. Он переживет все невзгоды и сможет найти свое место в жизни). (слайд 13) Из предложенных пословиц подберите те, которые подходят к теме нашего урока. (на слайде 13 появляются пословицы) Объясните свой выбор. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга В сиротстве жить - только слезы лить. Добро по миру не рекой течет, а семьей живет. Сердце матери лучше солнца согреет. Вернитесь к УЗ (учебной задаче)
*
. Достигли вы её или нет? Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость, сострадание…) Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки) Каким пунктуационным знаком заканчивается рассказ? (Многоточием) Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение) Автор заканчивает рассказ сном героя. Для Ваньки всё хорошо пока он спит. И мы с ним тоже как будто надеемся на лучшее. Стихотворение «Сирота» читает Савина Полина. (на фоне музыкального фрагмента – по щелчку на значок «аудио») Жизнь сироты – удел жестокий. Затрещины, побои, чёрствый хлеб, вода. Насмешки челяди, труд рабский Весь день и ночь, до самого утра. Ещё ребёнок, но в душе старичок, Он вспоминает жизнь свою былую, Забившись в угол, как сверчок, Молясь на образа, тоскуя. И маленькое прошлое его, как чудо Там мама есть, там видел он добро, Учился грамоте и танцы знал не худо, И получал подарки в Рождество. Теперь полу ребёнок – полустаричок Лишь на бумаге изливает душу. Какие б муки не терпел – всегда молчок, Сиротских слёз работой тяжкой не иссушишь. Терпеть, надеяться, молчать и ждать То чудо, что когда-нибудь произойдёт. Быть может, возвратиться он домой. Конец его страданиям придёт. И замирая сердцем, чудь дыша, Поспешно, как – то воровато, Письмо он пишет помощи прося, Оглядываясь на иконы виновато, Уже письмо в его руке, Конверт подписан: «На деревню. Деду» Ямщик подвыпивший в своём возке Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год
ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Покатит с ним по белу свету. А мальчику на побегушках ждать и ждать. Терпеть пинки, издёвки, тумаки и голод. Надежда будет душу согревать, Как пламя очага в суровый холод. 6. Домашнее задание (слайд 14)  Мне хотелось бы, чтобы кто-то из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав небольшой рассказ, маленькое сочинение «Ответ деда» на листочке.  Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Завершите рассказ (устно) так, чтобы у него было позитивное окончание. Если вы переживаете за таких детей, если вас тронула их судьба до глубины души, близкие по тематике произведения вы можете взять в библиотеке и прочитать. Все они на одну тему: показывают тяжелую жизнь детей России, ваших ровесников, которые жили в 18 - 19 веках. Санкт-Петербург 2013-2014 уч. год