Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра.

Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже "парит" по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде… Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы… Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту.


Мацуо Басё

Подсказка: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек - часть природы. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Можно смело утверждать, что Тургенев - мастер пейзажа.

Мацуо Басё - признанный Мастер японской поэзии. Хокку (трёхстишия) Басё - это поистине шедевры. Хокку учит искать скрытую красоту в простом, незаметном, повседневном.«Басё считается Первым Великим Мастером хокку. По мнению Басё, процесс написания стихотворения начинается с проникновения поэта во "внутреннюю жизнь", в "душу" предмета или явления, с последующей передачей этого "внутреннего состояния" в простой и немногословной форме трехстишья. Такое умение Басё связывал с принципом-состоянием "саби" ("печаль одиночества", или "просветленное одиночество"), что позволяет видеть "внутреннюю красоту", выраженную в простых, даже скупых формах». (В. Маркова)

"Осень уже пришла!"-

Шепнул мне на ухо ветер,

Подкравшись к подушке моей.

Какою свежестью веет

От этой дыни в каплях росы,

С налипшей влажной землёю!

Вечерним вьюнком

Я в плен захвачен... Недвижно

Стою в забытьи.

Василий Шукшин Солнце, старик и девушка Дни горели белым огнем. Земля была горячая, деревья тоже были горячие. Сухая трава шуршала под ногами. Только вечерами наступала прохлада. И тогда на берег стремительной реки Катуни выходил древний старик, садился всегда на одно место - у коряги - и смотрел на солнце. Солнце садилось за горы. Вечером оно было огромное, красное. Старик сидел неподвижно. Руки лежали на коленях - коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки. Однажды старик, когда он сидел так, услышал сзади себя голос: - Здравствуйте, дедушка! Старик кивнул головой. С ним рядом села девушка с плоским чемоданчиком в руках. - Отдыхаете? Старик опять кивнул головой.

Сказал; - Отдыхаю. На девушку не посмотрел. - Можно, я вас буду писать? - спросила девушка. - Как это? - не понял старик. - Рисовать вас. Старик некоторое время молчал, смотрел на солнце, моргал красноватыми веками без ресниц. - Я ж некрасивый теперь,- сказал он. - Почему? - Девушка несколько растерялась.- Нет, вы красивый, дедушка. - Вдобавок хворый. Девушка долго смотрела на старика. Потом погладила мягкой ладошкой его сухую, коричневую руку и сказала: - Вы очень красивый, дедушка. Правда. Старик слабо усмехнулся: - Рисуй, раз такое дело. Девушка раскрыла свой чемодан. Старик покашлял в ладонь: - Городская, наверно? - спросил он. - Городская. - Платют, видно, за это? - Когда как, вообще-то, Хорошо сделаю, заплатят. - Надо стараться. - Я стараюсь. Замолчали. Старик все смотрел на солнце.

Девушка рисовала, всматриваясь в лицо старика сбоку. - Вы здешний, дедушка? - Здешный. - И родились здесь? - Здесь, здесь. - Вам сколько сейчас? - Годков-то? Восемьдесят. - Ого! - Много,- согласился старик и опять слабо усмехнулся.- А тебе? - Двадцать пять. Опять помолчали. - Солнце-то какое! - негромко воскликнул старик. - Какое? - не поняла девушка. - Большое. - А-а… Да. Вообще красиво здесь. - А вода вона, вишь, какая… У того берега-то… - Да, да. - Ровно крови подбавили. - Да.- Девушка посмотрела на тот берег.- Да. Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далекий синий мир.

И чем глубже оно уходило, тем отчетливее рисовались горы. Они как будто придвинулись. А в долине - между рекой и горами - тихо угасал красноватый сумрак. И надвигалась от гор задумчивая мягкая тень. Потом солнце совсем скрылось за острым хребтом Бубурхана, и тотчас оттуда вылетел в зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей. Он держался недолго - тоже тихо угас. А в небе в той стороне пошла полыхать заря. - Ушло солнышко,- вздохнул старик. Девушка сложила листы в ящик. Некоторое время сидели просто так - слушали, как лопочут у берега маленькие торопливые волны. В долине большими клочьями пополз туман. В лесочке, неподалеку, робко вскрикнула какая-то ночная птица.

Ей громко откликнулись с берега, с той стороны. - Хорошо,- сказал негромко старик. А девушка думала о том, как она вернется скоро в далекий милый город, привезет много рисунков. Будет портрет и этого старика. А ее друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины!.. А для чего? Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Девушка знала, что она не бог весть как даровита. Но ведь думает она о том, какую трудную жизнь прожил этот старик. Вон у него какие руки… Опять морщины! «Надо работать, работать, работать…» - Вы завтра придете сюда, дедушка? - спросила она старика. - Приду,- откликнулся тот. Девушка поднялась и пошла в деревню. Старик посидел еще немного и тоже пошел. Он пришел домой, сел в своем уголочке, возле печки, и тихо сидел - ждал, когда придет с работы сын и сядут ужинать.

Сын приходил всегда усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда чем-то была недовольна. Внуки выросли и уехали в город. Без них в доме было тоскливо. Садились ужинать. Старику крошили в молоко хлеб, он хлебал, сидя с краешку стола. Осторожно звякал ложкой о тарелку - старался не шуметь. Молчали. Потом укладывались спать. Старик лез на печку, а сын с невесткой уходили в горницу. Молчали. А о чем говорить? Все слова давно сказаны, На другой вечер старик и девушка опять сидели на берегу, у коряги. Девушка торопливо рисовала, а старик смотрел на солнце и рассказывал: - Жили мы всегда справно, грех жаловаться. Я плотничал, работы всегда хватало. И сыны у меня все плотники. Побило их на войне много - четырех. Два осталось. Ну вот с одним-то я теперь и живу, со Степаном.

А Ванька в городе живет, в Бийске. Прорабом на новостройке. Пишет; ничего, справно живут. Приезжали сюда, гостили. Внуков у меня много, Любют меня. По городам все теперь… Девушка рисовала руки старика, торопилась, нервничала, часто стирала. - Трудно было жить? - невпопад спрашивала она. - Чего ж трудно? - удивлялся старик.- Я ж тебе рассказываю: хорошо жили. - Сыновей жалко? - А как же? - опять удивлялся старик.- Четырех таких положить - шутка нешто? Девушка не понимала: то ли ей жаль старика, то ли она больше удивлена его странным спокойствием и умиротворенностью. А солнце опять садилось за горы.

Опять тихо горела заря. - Ненастье завтра будет,- сказал старик. Девушка посмотрела на ясное небо: - Почему? - Ломает меня всего. - А небо совсем чистое. Старик промолчал. - Вы придете завтра, дедушка? - Не знаю,- не сразу откликнулся старик. - Ломает чего-то всего, - Дедушка, как у вас называется вот такой камень? - Девушка вынула из кармана жакета белый, с золотистым отливом камешек. - Какой? - спросил старик, продолжая смотреть на горы. Девушка протянула ему камень. Старик, не поворачиваясь, подставил ладонь. - Такой? - спросил он, мельком глянув на камешек, и повертел его в сухих, скрюченных пальцах.- Кремешок это. Это в войну, когда серянок не было, огонь из него добывали. Девушку поразила странная догадка: ей показалось, что старик слепой. Она не нашлась сразу, о чем говорить, молчала, смотрела сбоку на старика. А он смотрел туда, где село солнце.

Спокойно, задумчиво смотрел. - На… камешек-то, - сказал он и протянул девушке камень. - Они еще не такие бывают. Бывают: весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки. А бывают: яичко и яичко - не отличишь. Бывают: на сорочье яичко похож - с крапинками по бокам, а бывают, как у скворцов,- синенькие, тоже с рябинкой с такой. Девушка все смотрела на старика. Не решалась спросить: правда ли, что он слепой. - Вы где живете, дедушка? - А тут не шибко далеко. Это Ивана Колокольникова дом,- старик показал дом на берегу,- дальше - Бедаревы, потом - Волокитины, потом - Зиновьевы, а там уж, в переулочке,- наш. Заходи, если чего надо. Внуки-то были, дак у нас шибко весело было. - Спасибо. - Я пошел. Ломает меня.

Старик поднялся и пошел тропинкой в гору. Девушка смотрела вслед ему до тех пор, пока он не свернул в переулок. Ни разу старик не споткнулся, ни разу не замешкался. Шел медленно и смотрел под ноги. «Нет, не слепой,- поняла девушка.- Просто слабое зрение». На другой день старик не пришел на берег. Девушка сидела одна, думала о старике, Что-то было в его жизни, такой простой, такой обычной, что-то непростое, что-то большое, значительное. «Солнце - оно тоже просто встает и просто заходит, - думала девушка.- А разве это просто!» И она пристально посмотрела на свои рисунки. Ей было грустно. Не пришел старик и на третий день и на четвертый. Девушка пошла искать его дом. Нашла.

В ограде большого пятистенного дома под железной крышей, в углу, под навесом, рослый мужик лет пятидесяти обстругивал на верстаке сосновую доску. - Здравствуйте, - сказала девушка. Мужик выпрямился, посмотрел на девушку, провел большим пальцем по вспотевшему лбу, кивнул: - Здорово. - Скажите, пожалуйста, здесь живет дедушка… Мужик внимательно и как-то странно посмотрел на девушку. Та замолчала. - Жил,- сказал мужик. - Вот домовину ему делаю.

Девушка приоткрыла рот: - Он умер, да? - Помер. - Мужик опять склонился к доске, шаркнул пару раз рубанком, потом посмотрел на девушку. - А тебе чего надо было? - Так… я рисовала его. - А-а. - Мужик резко зашаркал рубанком. - Скажите, он слепой был? - спросила девушка после долгого молчания. - Слепой. - И давно? - Лет десять уж. А что? - Так… Девушка пошла из ограды. На улице прислонилась к плетню и заплакала. Ей было жалко дедушку. И жалко было, что она никак не сумела рассказать о нем. Но она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига и, сама об этом не догадываясь, становилась намного взрослей.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи урока:

  • воспитание трепетного отношения к природе.

Оборудование урока : Презентация, портрет писателя.

Теория литературы : пейзаж, экспозиция.

Методические приёмы : беседа, выразительное чтение, комментирование чтение, анализ текста.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие гостей. Настрой на рабочий лад: нам предстоит на уроке большая работа. Настраиваемся на рабочий лад. Вы все знаете и все умеете, и у вас все обязательно получится, хотя будет и не совсем легко. Но все вместе мы преодолеем любые трудности.

2. Вступительное слово учителя

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». (Слайд 1)

Цель урока:

  • показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
  • выявить роль пейзажа в произведении;
  • развитие навыков выразительного чтения, анализа текста;
  • развитие литературоведческого понятия «пейзаж», знакомство с понятием «экспозиция»;
  • воспитание трепетного отношения к природе. (Слайд 2)

На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа».

3. Изучение нового материала.

Что называется пейзажем?

Пейзаж – это художественное описание картины природы. Описывая природу, писатель показывает ее особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает свое отношение к ней, передает свое настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

Рассказ «Бежин луг» начинается лирическим пейзажем, проникнутым чувством радости жизни, - описанием «прекрасного июльского дня».

А) - Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (Чтение эпизода ) (Слайд)

Какие же они, краски июльского дня? (небо ясное; румянец, солнце – не огнистое, не тускло – багровое, приветно – лучезарное, лиловое)

Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? (Полынью, сжатой рожью, гречихой. )

Вывод: Июльский день создает впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создает светлое настроение.

- Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы

Б) - А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (Учащиеся читают эпизод описания летней ночи .) (Слайд)

(Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча…)

Как создается тревожное настроение прочитанного фрагмента?

Найдите слова и выражения, которые передают чувства человека? (Выражения, подчеркнутые).

Внутренний монолог героя, риторические вопросы, лексика, символизирующая что-то жуткое, темное, зловещее, тревожное.

Какую роль играют многоточия? (Обилие многоточий подчеркивают растерянность героя.)

Вывод: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределенной тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Чем пахнет летняя ночь? («У костра: запах русской летней ночи… Стр. 137, слайд 6)

Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.

Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?

- Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.

А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (Уч-ся читают эпизод .)

Какие звуки мы здесь слышим?

Пейзаж меняется, когда автор переходит к характеристике мальчиков и к их «страшным историям». Тургенев, с одной стороны, любуется природой, красотой ночи, с большим интересом их таинственные рассказы, а с другой – как бы вместе с ними переживает непонятные явления природы «Торжественно и царственно стояла ночь…» и «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и, спустя несколько мгновений, повторился уже далее…» Слайд стр.149)

Найдите эпизод « Недолгие летние ночи!..» (Слайд стр.155)

Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (Чтение эпизода. )

«Утро зачиналось…» (Слайд стр.155)

В этом описании слышится шум пробуждающейся жизни: «…Полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун».

Природа в рассказе, словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.

Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?

А какие звуки слышны ранним утром на лугу?

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.

Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.

Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Учитель : Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа

4. Работа со словарем.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. (Слайды 11–12)

5. Какие художественные изобразительные средства использовал писатель?

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное… Светлое и лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило».

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»…. (Слайд 13)

6. - А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?

7. Проблемный вопрос (Слайд)

Как на протяжении рассказа писатель показывает связь между человеком и окружающей его природой?

Анализ эпизодов.

Чтение первого отрывка «Прекрасный июльский день»: начало рассказа до слов «Подобной погоды желает земледелец для уборки урожая» и ответы на вопрос: связана ли эта часть рассказа с основным сюжетом?

Эта часть композиции рассказа называется экспозиция. (Слайд)

Экспозиция - это изображения положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия.

Какую функцию она выполняет в данном рассказе? (Пейзаж июльского дня выполняет эстетическую функцию.)

Какое настроение создает это описание? (Радостное, бодрое, ясное.)

Выводы урока. (Слайд)

Какую роль играет пейзаж в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?

  1. Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное
  2. Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.
  3. Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился …. И неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полных фантастических тайн, поверий, сказок, мир искрений и добрый.
  4. Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.
  5. Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
  6. Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок - одно из описаний природы - по выбору.

Оценки за урок.

Пахомов Алексей Фёдорович (1900-1973) — известный советский художник, живописец, график, иллюстратор. В 1971 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. Здесь вы можете увидеть одну из замечательных работ Алексея Пахомова — серию иллюстраций для рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» . В своих иллюстрациях он изобразил главных героев рассказа — Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню и охотника.

Работы Пахомова считаются лучшими графическими иллюстрациями для рассказа , который вошёл в историю русской и мировой литературы. Кажется, что именно так и представляет себе героев каждый читатель. Рассказ, который сопровождается этими рисунками, становится в разы реалистичнее и глубже. Алексею Пахомову удалось передать особую атмосферу произведения, образ деревенского простодушия и чистоты.

Лучше всех описаний будут слова самого художника Пахомова, который поделился с читателями и зрителями своими размышлениями по поводу создания серии иллюстраций:

«В детстве в ночном мне доводилось бывать не раз. Обаяние летней ночи у костра, интерес и ужас рассказов про разную чертовщину и благодаря этому ужасу чувство еще большей близости и дружбы к товарищам мне хорошо знакомы и дороги, как большинство воспоминаний о детстве. Эту поэзию детских лет, облик своих друзей-товарищей, похожих на тургеневских мальчиков, похожих той схожестью, что есть в людях, постоянно живущих в деревне, мне и хотелось изобразить в рисунках к «Бежину лугу». В рассказе Тургенева дано очень подробное описание внешнего вида мальчиков, их лиц, глаз, губ; подробно обсказана их одежда и даже позы, в которых ребята расположились у костра. Но можно нарисовать глаза, нос, овал лица, волосы, как будто совсем такие, как указано в тексте, и, однако, не получится живого человека. Чтобы перечисленные черты человека ожили, надо представить его в действии. А действия в «Бежине луге» мало, одни разговоры и страшные истории.

Я решил, прежде всего, уточнить для себя, какой рассказ и какая фраза принадлежит тому или иному мальчику. Против имени каждого из них я вписал все, что им сказано или сделано, и вот тогда стали возникать в сознании образы героев и оживать черты их лиц, так подробно описанные Тургеневым.

И при беглом чтении Павлуша запоминается как центральный и самый привлекательный образ. Павлуша меньше всех заражен сельскими поверьями. Ему принадлежит один рассказ о солнечном затмении, о «светопреставлении», о том, как бочара Вавилу приняли за Тришку. Павлушин рассказ единственный во всей книге, где нет никакой чертовщины и в котором именно суеверные люди представлены в смешном и нелепом виде. Для страшных, пугающих ночных звуков и явлений Павлуша находит простые объяснения. «Это цапля кричит», или «есть такие лягушки махонькие… которые так жалобно кричат», или «знать, от дому отбился» (о белом голубке). Павлуша деятелен и смел: он варит «картошки», идет на реку за водой и «без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка …» И когда «вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук» и «мальчики переглянулись, вздрогнули … - С нами крестная сила! - шепнул Илья». Павлуша успокаивает всех дружеским окриком: - Эх вы, вороны! .. чего всполохнулись? - «Что за славный мальчик!» - можем мы сказать вместе с Тургеневым.

Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он не рассказал ни одной истории. Небольшой разговор Феди с Ваней об Анютке, на мой взгляд, тонко дополняет портрет Феди: Федя старше всех, живет в довольстве и начинает интересоваться девушками.

Ильюша «лучше других знал все сельские поверья», и, в сущности, ему одному принадлежат все страшные рассказы, описание наружности Ильюши для меня ожило. Кажется, что все невежество и темнота старой, крепостной русской деревни вместились в голове этого мальчика, все его рассказы и реплики полны какой-то суеверной, фанатической убежденности. Костя вызывает больше симпатии. Ему принадлежит всего один рассказ про русалку («этот рассказ ему тятенька говорил»). Костя еще мал («лет десяти»), и мы ему легче прощаем его темноту, для него это еще детские сказки. Если из Ильюши потом может выйти деревенский знахарь и колдун, то Костя просто впечатлительный мальчик, и если он потом будет верить в сверхъестественное, то будет верить про себя, тогда как у Ильюши непреодолимая потребность навязывать свои суеверия окружающим.

О последнем мальчике Ване у Тургенева сказано, что «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу», и дальше: «он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза».

Составив представление об облике каждого мальчика, я постарался сделать их портреты живыми, убедительными. Стремился к тому, чтобы в этих портретах передать ощущение далекого девятнадцатого века, ощущение темной ночи, костра, близость пасущихся кругом лошадей, и стремился еще к тому, чтобы карандаш этих рисунков ложился на бумагу естественно и красиво ».

Хотите, чтобы ваше здоровье всегда было крепким? Этого добиться вам помогут биологически-активные добавки, которые можно приобрести в

Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество . Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
Картина В.Е.Маковского "Ночное" совпадает по теме с рассказом Тургенева "Бежин луг", но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из "Бежина луга". Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.

"...утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке...". Пейзаж Тургенева дает по времени более раннюю картину рассвета: у Маковского восток уже окрашен, к бледно-серому уже приближается золотисто-алый тон разгорающейся зари. Более созвучен картине второй, заключительный в рассказе пейзаж. Этот пейзаж как бы продолжает видимое на картине: здесь и "редеющий туман", закрывающий горизонт, и "алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света", озаряющие лица и фигуры детей.
Какое изображение природы полнее и разностороннее: на картине или словесное? На картине невозможно изобразить мигание звезд, изменчивость цвета неба, появляющуюся сырость (росу), раздавшиеся звуки, порхание ветерка... На полотне художник запечатлел один момент пейзажа, – в словах писателя дана в движении картина рассвета и восхода солнца.
(Из книги: Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. – М.: Учпедгиз, 1962)

"Бежин луг" – произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только "приветно-лучезарное", но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: "Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть... Чем была бы природа без нас, – чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком". (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. – М.; Л., 1961. – Т. 1. – С. 436.)
Картины природы тесно связаны с содержанием рассказа "Бежин луг". Роль их различна.
Описание блужданий охотника, рассказ о чувстве страха, которое охватило его, когда он попал в лощину, помогает лучше понять, какое действие должны были произвести картины ночной природы на неграмотных деревенских ребятишек. Таинственность, тревожность обстановки подсказывает мальчикам темы их страшных историй.
Картина прекрасного июльского дня с его мягкими красками созвучна характерам мальчиков. Она позволяет лучше понять неброскую внутреннюю красоту детей, любовное отношение к ним автора.
Описание раннего утра завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах "утро зачиналось" огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе "Русский язык": "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!". Ю.В. Лебедев пишет: "Восходом могучего светила и открывается и закрывается "Бежин луг" – один из лучших рассказов о русской природе и детях ее. В "Записках охотника" Тургенев создавал единый образ живой поэтической России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в союзе с нею, он прозревал "зародыш будущих великих дел, великого народного развития". (Лебедев Юрий. Тургенев.–М: Молодая гвардия, 1990. ЖЗЛ)

* Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) – русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член петербургской Академии Художеств (1893).
* Конкурсная картина "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей" , законченная в 1869 году, принесла Маковскому широкий успех. Советом Академии художеств ему были присуждены золотая медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени.

Рассказ И.С.Тургенева "Бурмистр" и картина Н.В.Неврева "Торг"(1866)

При изучении произведений И.С.Тургенева, особенно при изучении антикрепостнической направленности "Записок охотника", можно использовать картину Николая Васильевича Неврева "Торг" (1866).
В творчестве писателя большое место занимает изображение жестокости и бессердечия помещиков-крепостников, разоблачение их внешнего лоска, их кажущейся просвещенности. Характерен в этом отношении рассказ "Бурмистр".


Вот небольшой отрывок этого рассказа.
"Позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина, поднес ее к губам и вдруг нахмурился.
– Отчего вино не нагрето? – спросил он довольно резким голосом одного из камердинеров.
Камердинер смешался, остановился, как вкопанный, и побледнел.
– Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? – спокойно продолжал Аркадий Павлыч, не спуская с него глаз.
Несчастный камердинер помялся на месте, покрутил салфеткой и не сказал ни слова. Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья.
– Pardon, mon cher, – промолвил он с приятной улыбкой, дружески коснувшись до моего колена, и снова уставился на камердинера. – Ну, ступай, – прибавил он после небольшого молчания, поднял брови и позвонил.
Вошел человек, толстый, смуглый, черноволосый, с низким лбом и совершенно заплывшими глазами.
– Насчет Федора... распорядиться, – проговорил Аркадий Павлыч вполголоса и с совершенным самообладанием."
Здесь дан классический образец помещичьего лицемерия. Один вопрос барина приводит крепостного в ужас. Слуга за самую незначительную оплошность (которой, возможно, и не было) подвергается порке. Любопытная художественная деталь: в приведенном отрывке ни один из слуг барина не произносит ни слова: крепостные низведены до положения безропотных, бессловесных существ.

Крепостнические порядки сурово осуждались не только писателями, но и художниками. В картине "Торг" изображена типичная для крепостной эпохи сцена продажи крестьян. Содержание картины предельно простое.
Помещики ведут за столом мирную беседу. Они, видимо, готовятся запить вином самую обычную торговую сделку. Предмет торговли тоже... самый обычный – крепостные люди. Действие происходит в доме богатого и "просвещенного" помещика. На полках у него книги, книги даже на полу. На видном месте барометр. На стене большая картина. Рядом с ней портреты Мирабо, известного деятеля французской буржуазной революции, и Александра I, российского императора, который хотел казаться просвещенным монархом...
Чтение книг и увлечение либеральными идеями нисколько не мешает помещикам оставаться жестокими и деспотичными, не мешает им заниматься торговлей людьми. Картина художника как бы дополняет рассказ писателя и конкретизирует наши представления о самодержавно-крепостнической России, о той России, про которую В.Г.Белинский писал: "...Россия... представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми... где... нет ни только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей". ("Письмо к Гоголю".).
Из книги: Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск. 1968

* Неврев Николай Васильевич (1830 – 1904) – русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Мастерство Тургенева в изображении родной природы

(на примере рассказа "Свидание" из цикла "Записки охотника" и картины И.И.Левитана "Золотая осень")


Ранняя осень. Природа отдает человеку последние плоды свои, начинает готовиться к зимнему сну, но на первых порах прощания с летом она становится еще прекраснее, благоухает ароматами увядания. Нам немножко грустно от этого увядания, но вместе с холодком осени и тонким запахом сырой листвы мы ощущаем прилив новых сил, и чувство грусти сменяется бодростью. Недаром во многих искусствах – в музыке, в картинах живописи, в поэзии так обильно и так светло отразилась осень. И не случайно в народе раннюю осень так ласково называют золотой.
Посмотрим на картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень". Как оправдывает всем своим содержанием эта картина свое название? Что на ней изображено? Какие краски, цвета преобладают? Действительно, золотые, желто-красные. Но почему так много голубого и зелени? Посмотрим на тени. Какре время дня изобразил художник? И какой момент? Как выглядят стволы березок? Да, это полдень. Солнце выглянуло из-за легких облаков, и стволы кажутся шелковыми, а вода в речке голубая.


Так золотую осень запечатлел живописец. А как это время года может нарисовать писатель, художник слова, уже не с помощью кистей и красок, а средствами языка? Посмотрим, как это делает Тургенев в рассказе "Свидание".
У Левитана и у Тургенева – ранняя осень. У Левитана – краски золотой осени. Но разве у Тургенева нет красок? Только эти краски словесные. Они так точны и ярки, что вызывают в нашем воображении живые картины. Поищем их. Да, это "теплое солнечное сияние"; "лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз"; это "внутренность рощи", которая "озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы... берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка... листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом"; "стебли кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный ветру переспелого винограда"; листья еще зелены, но одна молоденькая березка вспыхивала на солнце, "вся красная или вся золотая".
Это словесные краски, подобные краскам живописца. Но есть у художника слова иные возможности, каких нет у художников кисти. Ведь живописец может на одном полотне нарисовать только один какой-нибудь момент, одно событие, один эпизод. Вот у Левитана солнце выглянуло из-за облаков, и все осветилось, все заиграло. А писатель может изобразить природу, людей, события в движении, в многочисленных изменениях. Посмотрим, как это проявилось в осенней картине природы у Тургенева.
"Небо то все заволакивалось... облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда... показывалась лазурь"; "Внутренность рощи... беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком"; листья то загорались "червонным золотом", а стволы берез казались шелковыми, то вдруг все кругом синело, "яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые" и т.д.
И еще: Тургенев, художник слова, заставляет нас не только видеть, но и слышать природу:
"Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года", "То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня..." Тургенев слышит лепет осенней листвы, шепот мельчайшего дождя, насмешливый голосок синицы. Он умеет слушать и безмолвие осенней природы.

А в других описаниях природы Тургенев заставляет нас почувствовать и запахи. Помните, в "Бежином луге": "В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой".
Писатель тонко передает осязательные ощущения и чувства человека: "Свежая струя пробежала по моему лицу... Тело мое ответило легкой, веселой дрожью".
Вот что мы видим, слышим, чувствуем в пейзажах Тургенева. Многоцветными красками рисует писатель картины раннего летнего утра, когда "золотые полосы протянулись по небу" и "вместе с росой падает алый блеск на поляны", и наступающего вечера, когда "заря запылала пожаром и охватила полнеба". Вместе с автором мы ощущаем прозрачную свежесть осеннего дня и подмечаем, как ярко вспыхивает на солнце молодая березка, "вся красная или вся золотая". Писатель знает каждую травку и каждый листок, различает запахи полыни, клевера и кашки, гречихи и поспевающей ржи. Он внимает голосу жаворонка, малиновки, перепела и синицы, стрекотанию кузнечиков в густой траве и всплескам рыб в ночном безмолвии. Он умеет слушать тишину знойного дня в дремучем лесу, лепет мелкого дождя в листве, таинственные звуки летней ночи. Природа беспрерывно изменяется в его описаниях, она живет и дышит, и человек испытывает чувство радости от общения с ней. (Из книги: Бочаров Г.К. За сорок лет. Записки словесника. – М.: Просвещение, 1972)

И.С.Тургенев и картина В.Д.Поленова "Московский дворик"(1878)

Когда на склоне своей жизни Толстой, обрушиваясь на пустое, бессодержательное "искусство ради искусства", причислил и пейзажную живопись к искусству такого рода, Репин решительно возразил ему. Пейзаж дорог нам не только потому, говорил он, что изображает верно природу, но и потому, что в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, понимание ее красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.
В 1882 году друг Тургенева М.В.Олсуфьев навестил писателя, жившего в то время во Франции, под Парижем. Тургенев был болен, невесел. Он тосковал, думал о России. "Первое, что бросилось мне в глаза, – вспоминал Олсуфьев, – это моя старая знакомая картина Василия Дмитриевича Поленова "Московский дворик".
Кому же не знакома теперь эта картина, этот небольшой зеленый дворик, затерявшийся среди тихих переулков Арбата! Ясный летний день. Все будто дремлет, пригретое ласковыми лучами солнца: перевесившиеся через забор деревья, старый белый дом, трава с протоптанными тропинками, покосившийся сарай, пятиглавая церковь с золотыми луковками, лошаденка, впряженная в телегу. У колодца бродят сонные куры. Розоватые облачка дремлют в небе... Однако то, что видел Олсуфьев у Тургенева во Франции, было не самой картиной (она уже тогда находилась в Третьяковской галерее), а лишь одним из этюдов к ней. И вот как этот этюд попал к Тургеневу.
В 1876 году Поленов вернулся на родину после нескольких лет заграничного пенсионерства. Он окончил академию вместе с Репиным, вместе с ним получил золотую медаль и вместе с ним томился заграничным житьем и рвался в Россию. "Никто более меня не желает вернуться на родину, – писал он из Франции, – чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней и искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным". Вернувшись, он решил вместе с Репиным и Васнецовым поселиться в Москве, подальше от академии, от петербургской чинности, от официального надзора.
Однажды, бродя по арбатским переулкам в поисках квартиры, он зашел в один из домов, на двери которого висела записка: "Сдается", и прямо из окна увидел озаренный солнцем дворик с прикрытым крышкой колодцем и виднеющейся за сараем церквушкой. "Я тут же сел и написал его", – вспоминал он впоследствии. Эта строчка красноречиво свидетельствует о том неотразимом впечатлении, какое захватило художника и так ясно выразилось в его картине. В «Московском дворике» сказалось непосредственное впечатление художника от погожего летнего дня, от сияющих куполов церкви, барского дома с фронтоном, сарая с проломленной крышей, нехитрого белья, повешенного на просушку, детей на траве. От ощущения безмятежности и обыденности московской жизни. "Это тургеневский уголок", – говорил Поленов, и говорил так не потому лишь, что именно здесь, вблизи Арбата и Девичьего поля, начиналось действие знаменитого тургеневского романа "Дым". "Тургеневским" был сам взгляд художника, полный умиротворенной любви ко всему родному – пусть неяркому, неприметному, но родному.
Когда Иван Сергеевич Тургенев приехал из Парижа в Москву на открытие памятника Пушкину, к нему приходили десятки людей, для которых имя писателя, его романы, повести и рассказы стали чем-то неизмеримо дорогим и близким. Был среди этих людей и Поленов. Тогда-то он, в знак любви и признательности, и подарил Тургеневу этюд, о котором вспоминал Олсуфьев. И Тургенев увез с собой в Париж драгоценный уголок родной земли, с ее небом, воздухом, с ее красками и запахами, с ее белоголовыми ребятишками и привычным теплом родного солнца – со всем тем, что так отзывается в сердце человека, когда он после долгого отсутствия входит в дом, где прошло его детство, где он рос и впервые познал душой значение слова "родина".
Гаршин не зря назвал живопись "самым задушевным из пластических искусств". Думая об этом свойстве живописи, о ее способности отвечать, отзываться самым глубоким человеческим чувствам, нельзя не вспомнить "Московский дворик" у больного и тоскующего Тургенева в далеком предместье Парижа. (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)


"Летом Тургенев с семейством Виардо отправлялся на дачу в Буживаль, в поместье "Les Frenes" ("Ясени"). Уезжали с вокзала Сен-Лазар. В Аржантейле обычно пересаживались на речной пароходик и плыли по Сене. По берегам тянулись ряды тополей и лип, краснели в зелени садов черепичные крыши вилл. Весело свистя, пароходик проплывал под арками железнодорожных мостов, обгоняя украшенные праздничными флажками лодки с отдыхающей публикой в пестрых нарядах. На повороте реки показывался, наконец, высокий шпиль старинной церкви XII века, расположенной на вершине холма, с которого открывался вид на луга и ивы острова Круасси, прославленного картинами знаменитого Коро. В Буживале жили французские художники-импрессионисты Ренуар, Клод Моне и Сислей. В Буживале имел дачу и Николай Иванович Тургенев.
К большому дому в гору вели две дороги, посыпанные крупным песком. Между группами кустов, расположенных живописно, с большим вкусом, пестрели обильные цветники. Под густою листвой деревьев вились прихотливо узкие тропинки. И везде журчала, пела вода: не только в бассейнах, но и в кучах искусно набросанного камня. Струйки чистой ключевой воды выбивались из-под мшистых стволов старых деревьев, и, журча, разбегались в разных направлениях.
Около большого усадебного дома – маленький "le chalet", собственность и жилище Тургенева. При входе в кабинет бросалась в глаза картина В. Д. Поленова "Московский дворик". По стенам размещались два больших шкафа с книгами. По самой середине кабинета, перед камином, располагался большой письменный стол с аккуратно прибранными бумагами, книгами, номерами журналов."

(Из книги: Лебедев Ю.В. Тургенев. ЖЗЛ)

В своем рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев отводит много места описанию природы. Природа в нем словно одно из действующих лиц, едва ли не самое главное. Так, автор хотел подчеркнуть уникальность и красоту просторов российской глубинки. Описанием природы начинается рассказ, им же он заканчивается. Этот рассказ из цикла «Записки охотника» буквально весь пронизан художественными пейзажными зарисовками. Когда мы его читаем перед глазами оживают гречишные поля, ароматы полыни, и самое главное - сухой и свежий воздух июльской ночи.

По сюжету рассказчик Иван Петрович заблудился в Тульской губернии, охотясь на тетерева. Но какие картины перед ним открываются? Едва ли другой автор смог бы так описать окружающую природу. Котлообразная лощина с пологими боками, смутно-ясное небо, белеющая ровной скатертью трава, широкая река, огибающая полукругом равнину, стальные отблески воды, частый осинник, лиловый туман - все эти и другие эпитеты применимы к русской природе в произведении «Бежин луг».

День выдался для охотника чудесный. Он даже успел набить свой ягдташ тетеревами. Одно только беспокоило - то, что он заблудился. Но вскоре он вышел к огромной равнине, над которой был обрыв. А под тем обрывом он заметил походный костер, несколько человек и пасущихся лошадей. Охотник спустился попросить у ребят ночлега. Как оказалось, им было не более двенадцати- четырнадцати лет, а самому младшему Ваньке и вовсе было семь лет отроду. Мальчишки пасли лошадей на лугу и коротали ночь у костра.

Попутно они рассказывали друг другу страшные истории. Охотник тоже их слушал краем уха и наблюдал из интереса за ребятами, их повадками, характерным поведением. Самым сильным по духу был Павлуша - внешне неказистый, но полный твердой решимости паренек. Он не был из них самым старшим, но все остальные ребята именно к нему обращались с вопросами. Даже животные ему подчинялись. Сам он обладал природной смелостью. Мог пойти на волка без оружия, один сходить посреди ночи к реке за водой.

По мнению рассказчика чудесный был вечер в окружении деревенских мальчишек. Атмосфера была какая-то удивительная и располагающая. Воздух с «запахом русской летней ночи» казался свежим и томительным. Ребята то и дело рассказывали страшные истории, а в ключевые моменты природа, словно вняв их словам, посылала им небольшие сюрпризы. Например, протяжный звук из тишины, беспокойный лай собак, откуда ни возьмись подлетевший к огню белый голубок, резкий крик цапли и т.д. Все эти картины передают тревогу и напряжение ребят, подчеркивая их настроение.

Не последнюю роль играет звездное небо в рассказе, а маленький Ваня и вовсе называет красоту ночного неба «божьими звездочками». Описание природы сопровождает весь рассказ и даже в конце автор помогает читателю прочувствовать необыкновенно яркий и красивый пейзаж. Глазами рассказчика мы видим новый, свежий день с прохладной росой и «потоками молодого горячего света». Он снова встречает знакомых мальчишек. Отдохнувшие, они проносятся мимо него веселым табуном.