Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку

2. Определить тему текста.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

3. Попробовать сформулировать (предположить) основную мысль текста.

Основная мысль текста – это то главное, что хотел сказать автор по теме. Это то, для чего написан текст. В задании 1 ЕГЭ основная мысль часто (но не всегда!) содержится во втором и третьем предложениях текста (из трёх имеющихся). Если трудно сразу сформулировать основную мысль, то переходим к пункту 4 Алгоритма. Его следует выполнять в любом случае.

4. Подчеркнуть в каждом предложении текста ключевые слова. Это главные, опорные слова, без которых смысл предложения теряется.

Выписать ключевые слова на черновик.

С помощью ключевых слов кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ лучше начинать с конца! Это поможет понять основную мысль и отбросить лишнюю информацию. Иными словами, в кратком пересказе как раз и будет содержаться основная мысль текста.

5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробовать установить причинно-следственную связь между частями текста (это может быть связь между предложениями либо частями предложений). Важно понять, что от чего зависит и чем обусловливается.

Необходимо обратить особое внимание на союзы, союзные слова, вводные слова. Они нередко помогают установить причинно-следственную связь. Например, союз «потому что» указывает на то, что после него обозначена причина. Вводные слова «таким образом» обозначают, что в предложении, в котором они употреблены, содержится вывод.

6. Проверить по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).

Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.

Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), желательно сослаться на конкретное предложение текста.
А чтобы установить, какая информация – главная или второстепенная – приведена в высказывании, необходимо вспомнить основную мысль и краткий пересказ текста (см. пункты 3, 4 Алгоритма). Также следует учитывать причинно-следственную связь (см. п.5 Алгоритма).

Возможны следующие ситуации:

а) в высказывании вся информация неверная , она противоречит содержанию текста (иными словами, в тексте вообще отсутствовали такие сведения либо содержалась противоположная информация);

б) в высказывании часть информации верна , а часть неверна (в тексте не было таких сведений либо содержалась противоположная информация);

в) в высказывании приведена верная информация, но она второстепенная (детали, подробности), нет главной ; другими словами, информация верная, но неполная;

г) в высказывании приведена не вся главная информация (то есть информация верная, но неполная).

Во всех указанных случаях высказывание не будет правильным и не будет считаться ответом к заданию 1 ЕГЭ.

Помните! Правильное высказывание должно содержать информацию, которая одновременно является верной и главной!

Таких высказываний в задании 1 ЕГЭ может быть два и более.
Смысл у них один и тот же, а речевое оформление различается. Иными словами, содержание одинаковое, а формы разные.

7. Записать в бланк ответов ЕГЭ номера (два и более) верных высказываний.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено анализу небольшого текста научного стиля. Текст связан с языкознанием, биологией, физикой, химией или другими науками.

Текст в этом задании обычно состоит из трёх предложений.

Под текстом помещены пять вариантов ответов, которые необходимо проверить на соответствие содержанию текста. Важно не только то, является ли информация правильной, не противоречащей тексту, но и то, является ли она главной (а не второстепенной)!

Главная информация – это фактически основная мысль текста.

Обратим внимание! В задании 1 ЕГЭ всегда два и более правильных ответа.

В этом задании не может быть только один правильный ответ.

Формулировка задания 1 ЕГЭ по русскому языку

1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…>

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Выполним задание в соответствии с Алгоритмом выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Прочитаем внимательно сам текст.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; <…> фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

2. Определим тему текста.

Тема текста – фразеологизмы.

3. Попробуем сформулировать (предположить) основную мысль текста.

«Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

4. Подчеркнём в каждом предложении текста ключевые слова. Выпишем их на черновик.

В первом предложении это следующие слова: «функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится».

Из второго предложения выпишем слова «фразеологические средства способны воздействовать на…собеседника во время публичного выступления».

Из третьего предложения выпишем слова «важно знать значение разных фразеологических выражений».

С помощью ключевых слов попробуем кратко пересказать текст (сжать его). Пересказ начнём с конца. «Важно знать значения фразеологизмов, так как они способны воздействовать на собеседника во время публичных выступлений». Видим, что краткий пересказ совпал с ранее сформулированной основной мыслью (пункт 3 Алгоритма). Значит, мы правильно определили основную мысль.

Обратим внимание на то, что в ходе пересказа «отпали» ключевые слова первого предложения текста (функцией фразеологизмов», «выражение отношения к тому, о чём говорится»). Видимо, они не являются важными для раскрытия основной мысли.

5. Глядя на ключевые слова и на сам текст, попробуем установить причинно-следственную связь между частями текста.

Обратим внимание на наречие «поэтому» в третьем предложении текста.

Рассуждаем следующим образом.

Фразеологизмы выражают отношение к предмету речи.

Они оказывают воздействие во время публичных выступлений, поэтому важно знать значение фразеологизмов.

Очевидна причинно-следственная связь между вторым и третьим предложениями текста.

6. Проверим по очереди каждый из пяти вариантов ответов, размещённых в задании (далее – высказывания).

Необходимо выяснить, являются ли они истинными либо содержат неверную информацию.

Также следует обязательно установить, содержится ли в них именно главная информация, а не второстепенная, не имеющая значения для раскрытия основной мысли текста.

Будем перечитывать основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма) и вспоминать причинно-следственную связь (пункт 5 Алгоритма).

Проверим первое высказывание.

1) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

Как мы видим, высказывание не противоречит тексту, поскольку содержит верную информацию.

Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретные предложения текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.

Далее,

Высказывание передаёт основную мысль текста, то есть в нём приведена вся главная информация, ничего не упущено.

Вариант 1) верный и полный. Он будет являться одним из ответов к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 1.

Проверим второе высказывание.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
Такое высказывание не противоречит тексту.

Чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание (доказать, противоречит оно тексту или нет), сошлёмся на конкретное предложение текста. Информация верна, так как соответствует содержанию предложений (1) и (2) текста о фразеологизмах.

Осталось проверить, приведена ли в нём вся главная информация.

Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

В высказывании приведена не вся главная информация. Не сказано, что важно знать значения фразеологизмов.

Информация, содержащаяся в варианте 2), верная, но неполная. Цифру 2 выписывать не будем.

Проверим третье высказывание.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

Очевидно, что в этом высказывании фактически приведено только второе предложение текста (даже лишь часть второго предложения), чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль передана лишь частично.

Следовательно, вариант 3) не подойдёт. Цифру 3 выписывать не будем.

Проверим четвёртое высказывание.

Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

В этом высказывании фактически приведено только первое предложение текста, чего недостаточно для раскрытия содержания всего текста. Основная мысль отражена частично.

Информация верная, но неполная.

Таким образом, вариант 4) не подойдёт. Цифру 4 выписывать не будем.

Проверим пятое высказывание.

Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

Высказывание не противоречит тексту.

Вспомним основную мысль и краткий пересказ текста (пункты 3 и 4 Алгоритма). «Важно знать значения фразеологизмов, так как фразеологизмы могут воздействовать на собеседника во время публичных выступлений».

Высказывание не противоречит тексту. Оно соответствует основному содержанию предложений (2) и (3) текста о фразеологизмах.

В нём отражена главная информация, соответствующая основной мысли текста.

Таким образом, высказывание 5) является верным и полным. Оно будет являться вторым ответом к заданию 1 ЕГЭ. Выпишем цифру 5.

7. Запишем в бланк ответов ЕГЭ номера верных высказываний. Это высказывания 1 и 5.

Задание 1 Определение главной информации текста. Практика

1. Дидактический материал ЕГЭ

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

Ответ: ____________________________________________________________________

2. Дидактический материал ЕГЭ Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Бактерии обитают всюду.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

5) Нет такого места, где бы не было бактерий.

Ответы:

1 . 23|32

2. 15|51

3. 24|42

4. 25|52

5. 24|42

6. 14|41

7. 25|52

8. 25|52

9. 35|53

10. 25|52

Устинова Валентина Ивановна

- -


Как выполнить первое задание ЕГЭ по русскому языку:

Начнем с того, что цель данного задания - проверить насколько учащийся умеет работать с текстом, иными словами анализировать его главную информацию. Наиболее частой ошибкой в выполнении является то, что ученики путают главную информацию с мыслью. Что это обозначает? Читая предложенные варианты, школьник натыкается на что-то знакомое и ему кажется, что раз уже эта мысль есть в тексте, то она главная. Это далеко не так. Нам нужно обобщить все микротемы текста, именно так будет передана ГЛАВНАЯ информация. Вам станет намного легче, если вы будете искать те предложения, которые наиболее хорошо передают суть текста, для этого можно даже в тексте делать себе какие-то пометки, выделять важные слова:

Разберем на примере: Из демоверсии ЕГЭ 2015 года по русскому языку..

(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь - это более
половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе,
составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли.
(2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это
крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа.
(3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ
информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и
тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое
внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные
богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как
этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь
сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах
экономического развития России уделяется большое внимание.

Разберем каждый вариант в отдельности:

1) Первый вариант нам не подходит по той причине, что тут говорится только про Азию, а в тексте есть важнее информация.
2) Второй вариант нам не подходит по той причине, что в нем не сказано ни слова о влиянии Сибири на экономику России, а это, пожалуй, самая главная мысль текста.
3) Третий вариант нам подходит, в нем обобщены главные мысли, именно об этом говорится в тексте.
4) Четвертый вариант нам не подходит, так как в тексте нет ни одного слова про мировую экономику, следовательно эту мысль нам текст не передает.
5) Пятый вариант нам подходит, он похож на третий, просто сказан другими словами. Опять же передана главная информация текста.

Ответ: 35

Порядок расположения заданий в ЕГЭ по русскому, по мнению многих людей, основан на принципе "от простого к сложному". Это неверно. Каждый из тестовых вопросов проверяет то или иное правило (или группу правил) и умение ученика его применять. Сложность - не главный показатель. Первое тестовое задание по русскому языку нельзя назвать самым простым. Скажем по-другому: для некоторых ребят оно является одним из наиболее сложных.

Особенности первого задания ЕГЭ по русскому языку

Ученику дается небольшой текст, не имеющий отношения к основному тексту, по которому пишется сочинение. Его пример можно посмотреть в . Как правило, текст состоит из 3-4 предложений. Он может быть посвящен физике, истории, географии, биологии - чему угодно.

Ученику предлагается прочитать текст и выбрать два варианта ответа, в которых выражена главная информация. Всего дается пять вариантов ответа. На первый взгляд все они кажутся правильными. Чтобы разобраться, нужно вникнуть в детали, установить смысловые связи, выявить основное. Верным может оказаться вариант ответа, на который нельзя и подумать при первом прочтении.

Алгоритм выполнения задания 1 по русскому языку

1. Прочитайте исходный текст не менее двух раз. Не будьте самоуверенными, думая, что небольшой объем информации хорошо запомнится с первого раза. После первого прочтения попробуйте пересказать текст, чтобы выявить плохо запомнившуюся его часть.

2. Подчеркните ключевые слова, важные для понимания текста. Это могут быть значимые действия, события, явления. Часто ключевой фразой является указание на особенность какого-либо объекта.

3. Мысленно ответьте на вопросы: "О чем этот текст? Что в нем наиболее важно?" . Не углубляйтесь в термины, определите лишь основную мысль . Выпишите ее.

4. Прочитайте все варианты ответа.

5. Если вариант ответа полностью повторяет первое или последнее предложение исходного текста, скорее всего, он не будет являться правильным. Обычно в правильном варианте присутствуют мысли из всех предложений текста. Но бывают и исключения. Как правило, на данном этапе анализа точно "вылетает" 1-2 варианта ответа.

6. Проверьте каждый вариант ответа на наличие фактических ошибок. Что это за ошибки? Может быть перепутана дата, фамилия. К чему-то может добавиться ненужная частица "не", меняющая смысловые связи. Может быть приведен верный пример из текста в неверной интерпретации. Сверяйте не слова, а смысловые связи. При выполнении данного пункта получается убрать еще 1-2 варианта ответа.

7. Проанализируйте оставшиеся ответы, даже если их всего два. Перечитайте. Убедитесь в том, что в оставшихся вариантах ответа отражена полная, фактически верная информация. Не думайте, что правильный ответ в первом задании ЕГЭ по русскому языку должен быть большим. Нет, предложение может быть маленьким, но емким.

8. Сделайте окончательные выводы.

Лайфхак

Часто правильные варианты ответа очень похожи друг на другу. Они фактически одинаковы, лишь построены немного по-разному. Поэтому стоит поискать два похожих варианта ответа . Скорее всего, они будут верными.

Но все-таки при выполнении задания 1 ЕГЭ по русскому языку советуем пользоваться алгоритмом. Почему? Приведенный выше лайфхак работает в большинстве случаев, но в каждом правиле есть исключения. Цена ошибки велика. Поэтому не идите самым простым путем, учитесь анализировать, устанавливать смысловые связи. Ответ однозначен, определить его несложно.