В данной статье:
Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:
1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.
Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.
§1. Однородные члены предложения
Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:
Я люблю мороженое.
Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.
Смеющиеся девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение
Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.
простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами
Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.
§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции
Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.
К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.
к счастью - вводное слово, выделяется запятой
Посуда бьётся к счастью.
к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью
§4. Обращение
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.
Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.
сынок - обращение
Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!
уважаемая Анна Сергеевна - обращение
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Я не люблю лимоны .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?
- осложнённое
- неосложнённое
Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?
- осложнённое
- неосложнённое
Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.
Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку
Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая ставится | Запятая не ставится |
---|---|
Между однородными членами, не связанными союзами | Между двумя однородными членами, связанными союзом «и» |
Вчера я читала, убиралась, готовила. | Вчера я читала, убиралась и готовила. |
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато | Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару |
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. | Вчера я читала и готовила. |
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: | В устойчивых сочетаниях |
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то | Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям |
Вчера не только читала, но и готовила. | |
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или | Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого |
Вчера я и читала, и готовила. | Пойду почитаю книгу. |
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Запятая перед союзом «и» не ставится, если | |
---|---|
Если есть общий член предложения | Весной природа просыпается и люди радуются теплу. |
(общий член предложения– «весной») | |
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения | Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом. |
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть | Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали. |
Предложение вопросительное | Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь? |
Предложение побудительное | Внимательно прочитайте задание и сделайте его! |
Предложение восклицательное | Как ярко светит солнце и как красиво море! |
Предложение неопределенно-личное | В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку. |
Предложение безличное | Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради. |
Предложение назывное | Мороз и солнце! |
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Записываем правильный ответ.
Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку
Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
- К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
- Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
- Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
- Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
- К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
- Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
- Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
- Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.
Ответ: 2, 4.
Первый вариант задания
- Солнце зашло и на землю опустился туман.
- Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
- Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
- Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
- Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
- Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
- Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
- Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.
Ответ: 2, 4.
Второй вариант задания
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
- Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
- Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
- От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
- Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
- Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
- Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
- От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.
Ответ: 2, 5.
Третий вариант задания
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
- Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
- И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
- Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
- Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
- Расставляем знаки препинания в предложениях.
- Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
- И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
- Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. — Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
- Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. — Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
- Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. — Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».
Класс: 11
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать сведения по теме "Пунктуация при однородных членах предложения",
- совершенствовать навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения,
- проанализировать тестовое задание А22,
- совершенствовать навыки выполнения тестового задания А22.
Задачи занятия:
- работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
- развитие пунктуационной зоркости.
Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).
Оборудование:
- раздаточный материал;
- компьютер (если возможно, у каждого ребёнка);
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- презентация PowerPoint к занятию;
- Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008.
План занятия
№ п/п | Этап урока | презентация PowerPoint | Цель и содержание этапа | Время |
1 | Организационный момент | Слайд 1 | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. | 2 минуты |
2 | Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения" | Слайды | Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила. | 8 минут |
3 | Обобщение и систематизация изученного | Слайды 9-28 | Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма. Применение алгоритма при выполнении тестового задания А22. | 35 минут |
4 | Проверка и коррекция знаний учащихся | Слайд 49 | Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания А22 по вариантам (12 вариантов). | 12 минут |
6 | Подведение итогов занятия, оценка знаний | Анализ, оценка знаний учащихся | 3 минуты |
Ход занятия (60 минут)
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.
II. Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения".
(Презентация. Слайды 2-8)
Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила.
Учащимся предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры предложений с однородными членами, также схемы этих предложений. Просим учеников сформулировать правило расстановки знаков препинания с опорой на предложенные примеры. Слабые ученики могут найти соответствующие примерам формулировки пунктов правила, воспользовавшись учебником.
III. Обобщение и систематизация изученного.
(Презентация. Слайды 9-11)
1. Анализ примера задания А22.
Укажите предложение, в котором нужно поставить
одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)
- Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
- Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
- Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
- Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма:
- Пунктуационный разбор каждого предложения.
- Соотнесения результатов пунктуационного анализа с формулировками правила.
- Расстановка знаков препинания в каждом предложении.
- Поиск правильного ответа.
2. Анализ и выполнение тестовых заданий А22 (с 1 задания по 10) .
(Презентация. Слайды 12-22, 29-39)
Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 15), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует предложения, расставляет знаки препинания и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке "Проверка" на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке "Назад".
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам дидактический материал по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении». Источником послужили повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» и Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Данный материал поможет освежить в памяти события этих произведений. Использовать материал полезно при повторении синтаксических тем (однородные, обособленные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращение, прямая речь) в конце года в 8-м классе, а также в начале 9-го класса. В данный материал включены и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с осложненными частями. Используйте предложения как диктанты, в качестве индивидуальных заданий, для составления схем, а также для синтаксического разбора и пунктуационного анализа. Желаю вашим ученикам преодолеть страх перед знаками препинания! Елена Константиновна Спирина, |
Публикация произведена при поддержке Центра профессионального развития "Эксперт". Специалисты экспертно-консультационного центра оказывают информационную поддержку, помощь в соблюдении безопасности труда (в частности, в составлении cистем управления охраной труда в школе и других образовательных учреждениях), поддержании экологичности производства, в повышении конкурентоспособности Вашей организации и оптимизации бизнес-процессов. Подробную информацию о центре и контакты Вы найдёте на сайте: http://pgc-expert.ru/.
Пунктуация в осложненном предложении
На материале повести И.С. Тургенева «Ася»
1. Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.
2. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем.
3. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
4. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники.
5. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
6. Точно такой коммерш происходил в городке Л. перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу.
7. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
8. Через низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой.
9. Они вдвоем несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
10. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.
11. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.
12. Я отправился домой через потемневшие дома, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий.
13. Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину».
14. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
15. Она повернулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места.
16. В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старушка вязала чулок и косилась на нас через очки.
17. Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды.
18. «Искусно, Ася, искусно», – промолвил Гагин вполголоса.
19. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами.
20. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках.
21. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара.
22. Мы спустились в город и, свернувши в узкий, кривой переулочек, остановились перед домом в два окна шириною и вышиною в четыре этажа.
23. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.
24. Она захлопнула окно и, кажется, поцеловала фрау Луизе.
25. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки.
26. Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца.
27. Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.
28. Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку.
29. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю.
30. «Брат, я умна?» – спросила она Гагина.
31. «Неужели она меня любит?» – думал я, подходя к Рейну, быстро катившему темные волны.
32. При слабом свете, падавшем из крошечного окошка, я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра.
33. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка.
34. Быстро обошел я все улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по берегу...
35. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?
На материале повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
1. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году.
2. Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность.
3.?Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.
4. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.
5. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
6. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?».
7. Итак, все мои блестящие надежды рушились!
8. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.
9. На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия.
10. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
11. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей.
12. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.
13. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.
14. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
15. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажете ли воротиться?».
16. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.
17. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
18. Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый.
19. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.
20. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
21. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.
22. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
23. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
24. Изба состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой.
25. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.
26. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате.
27. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.
28. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
29. С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною.
30. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.
31. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.
32. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника.
33. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примиренные.
34. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга.
35. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.
36. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.
37. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения.
38. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.
39. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.
40. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
41. Юлай, крещеный калмык, сделал коменданту важное донесение.
42. Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей.
43. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками.
44. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
45. Старый комендант перекрестил ее трижды, потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива...».
46. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы.
47. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.
48. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане.
50. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы.
51. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасными впечатлениями.
52. Я бросился вон из комнаты, мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника, ничего не видя и не чувствуя.
53. Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.
54. Пугачев сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.
55. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.
56. Не шуми, мати зелена дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу,
думу думати.
58. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.
59. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу.
60. Я пришел к себе на квартиру и нашел Савельича, горюющего по моем отсутствии.
61. Я последовал его совету и, поужинав с большим аппетитом, заснул на голом полу, утомленный душевно и физически.
62. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами.
63. Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).
64. Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно».
65. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского.
66. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы.
67. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича.
68. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и его страшными товарищами.
69. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?».
70. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом?».
71. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.
72. Увидя меня, она вздрогнула и закричала.
73. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.
74. Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.
75. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.
76. Через час урядник принес мне пропуск, подписанный каракулями Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.
77. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами.
78. Марья Ивановна глядела с задумчивостию то на меня, то на дорогу и, казалось, не успела еще опомниться и прийти в себя.
79. Зная упрямство дядьки моего, я вознамерился убедить его лаской и искренностью.
80. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям.
81. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
82. Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.
83. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства.
84. Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих, обдумывал свои ответы и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым и самым надежным.
85. Я с живостью обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя.
86. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги.
87. Испуганная его отчаянием, матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения.
88. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
89. Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки.
90. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.
Е.К. СПИРИНА,
с. Богородское,
Орехово-Зуевский р-н
Пунктуация простого осложненного предложения.
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий
Грамматика повелевает даже царями.
Ж.Мольер
Слайд №1
ХОД УРОКА
Слайд №2
Постановка целей.
Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.
Повторение.
Давайте вспомним
(Слайд№3)
- Каковы признаки простого предложения?
- Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?
Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.
(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).
Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?
(Ответы учеников)
Что нужно учитывать при выборе знака препинания?
(Ответ ученика)
Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:
(Слайд №5)
А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.
Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?
(Ответы учеников)
Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.
(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)
Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.
(Ответы учеников)
Задание. А теперь пишем под диктовку:
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
Проверка работы – сверка со слайдом.
(Слайд №7)
Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.
(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)
Задание.
(Ответ ученика)
Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
(Слайд №9)
Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)
Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)
Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)
(Ответы учеников по каждому предложению)
А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)
Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.
(Ответ ученика)
Открываются схемы, нарисованные на доске.
Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.
О и О и О
и О и О и О
Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./
Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.
(Ответы учеников)
Предлагаю вам художественный вариант (устно),
(Слайд №11)
Куда столь быстро, и легко,
И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?
А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»
Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.
(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)
Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.
Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:
(Слайд №13)
- Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
- Ветер здесь может быть очень сильным.
- К вечеру, однако, ветер утих.
- Однако к вечеру ветер утих.
Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.
Задание: Спишите эти предложения.
(Слайд №14)
Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
(Ответы учеников)
Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.
(Выполняется задание)
Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)
(Слайд № 15)
Краски и звуки осени.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)
И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.
Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.
(Ответы учеников)
А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
(Слайд №16)
- Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
- Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?
Домашнее задание: п. _______, упр._______.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Задания из части А
А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.
- 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3
А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.
- 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3
Предварительный просмотр:
Текст №1
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.
Текст №2
Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.