В данной статье:

Простые предложения многообразны. Они могут быть осложнены. Механизмы осложнения различны, осложняющие компоненты имеют разную природу. Предложение может быть осложнено:

1) однородными членами,
2) обособлениями,
3) вводными словами и предложениями,
4) вставными конструкциями,обращениями.

Здесь рассматривается осложнение простого предложения однородными членами.

§1. Однородные члены предложения

Однородные члены - это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. Примеры:

Я люблю мороженое.

Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты.

Смеющиеся девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение

Весёлые, смеющиеся, визжащие, кричащие девочки вбежали в комнату.

простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами

Любой член предложения может быть выражен рядом однородных членов. Однородными могут быть подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства. Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно. Подробнее см.: Глава 10. Однородные члены предложения.

§3. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Вводные слова и предложения, и тем более вставные конструкции, - это осложняющие компоненты, грамматически не связанные с членами предложения и членами предложения не являющиеся. Они необходимы, потому что с их помощью говорящий может выразить широкий спектр значений: уверенность-неуверенность, различные чувства, эмоции, оценки, степень достоверности, возможности, уверенности, указать на источник информации, выстроить речь последовательно, активизировать внимание собеседника и т.д. Вводные слова и предложения, а также вставные конструкции разнообразны. Важно узнавать их и не путать с омонимичными им членами предложения.

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

к счастью - вводное слово, выделяется запятой

Посуда бьётся к счастью.

к счастью - дополнение, синтаксическая связь - управление: бьётся (к чему?) к счастью

§4. Обращение

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее лицо или группу лиц, к которым адресована речь. Обращение не является членом предложения.

Сынок, слушай, я расскажу тебе сказку.

сынок - обращение

Уважаемая Анна Сергеевна, здравствуйте!

уважаемая Анна Сергеевна - обращение

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Я не люблю лимоны .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  2. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  3. Осложнённым или нет является предложение: Я не люблю цитрусовые: лимоны, апельсины и грейпфруты .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  4. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на розы, цветущие у крыльца. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  5. Осложнённым или нет является предложение: Приятно смотреть на цветущие у крыльца розы. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  6. Осложнённым или нет является предложение: К счастью, трамвай подошёл быстро .?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  7. Осложнённым или нет является предложение: Без всякого сомнения, он должен быть капитаном команды. ?

    • осложнённое
    • неосложнённое
  8. Осложнённым или нет является предложение: Анна Петровна, Вы будете завтра в школе?

    • осложнённое
    • неосложнённое

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. — Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. — В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. — В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. — Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. — В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. — Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. — Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. — Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

Класс: 11

Презентация к уроку


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать сведения по теме "Пунктуация при однородных членах предложения",
  • совершенствовать навыки пунктуационного разбора и расстановки знаков препинания при однородных членах предложения,
  • проанализировать тестовое задание А22,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания А22.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие пунктуационной зоркости.

Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

План занятия

№ п/п Этап урока презентация PowerPoint Цель и содержание этапа Время
1 Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2 Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения" Слайды Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила. 8 минут
3 Обобщение и систематизация изученного Слайды 9-28 Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма. Применение алгоритма при выполнении тестового задания А22. 35 минут
4 Проверка и коррекция знаний учащихся Слайд 49 Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания А22 по вариантам (12 вариантов). 12 минут
6 Подведение итогов занятия, оценка знаний Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (60 минут)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме "Пунктуация при однородных членах предложения".

(Презентация. Слайды 2-8)

Работа с предложениями: самостоятельная работа учащихся с примерами и схемами, формулировка правила.

Учащимся предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры предложений с однородными членами, также схемы этих предложений. Просим учеников сформулировать правило расстановки знаков препинания с опорой на предложенные примеры. Слабые ученики могут найти соответствующие примерам формулировки пунктов правила, воспользовавшись учебником.

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 9-11)

1. Анализ примера задания А22.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)

  1. Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки.
  2. Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
  3. Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
  4. Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.

Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении пунктуационной задачи (расстановки знаков препинания при однородных членах предложения), в виде алгоритма:

  1. Пунктуационный разбор каждого предложения.
  2. Соотнесения результатов пунктуационного анализа с формулировками правила.
  3. Расстановка знаков препинания в каждом предложении.
  4. Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий А22 (с 1 задания по 10) .

(Презентация. Слайды 12-22, 29-39)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 15), отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует предложения, расставляет знаки препинания и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке "Проверка" на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке "Назад".

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вам дидактический материал по теме «Пунктуация в простом осложненном предложении». Источником послужили повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» и Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Данный материал поможет освежить в памяти события этих произведений. Использовать материал полезно при повторении синтаксических тем (однородные, обособленные члены предложения, вводные слова и вставные конструкции, обращение, прямая речь) в конце года в 8-м классе, а также в начале 9-го класса. В данный материал включены и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с осложненными частями. Используйте предложения как диктанты, в качестве индивидуальных заданий, для составления схем, а также для синтаксического разбора и пунктуационного анализа. Желаю вашим ученикам преодолеть страх перед знаками препинания!

Елена Константиновна Спирина,
учитель,
МОУ «Богородская основная
общеобразовательная школа»

Публикация произведена при поддержке Центра профессионального развития "Эксперт". Специалисты экспертно-консультационного центра оказывают информационную поддержку, помощь в соблюдении безопасности труда (в частности, в составлении cистем управления охраной труда в школе и других образовательных учреждениях), поддержании экологичности производства, в повышении конкурентоспособности Вашей организации и оптимизации бизнес-процессов. Подробную информацию о центре и контакты Вы найдёте на сайте: http://pgc-expert.ru/.

Пунктуация в осложненном предложении

На материале повести И.С. Тургенева «Ася»

1. Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.

2. Я часто ходил смотреть на величавую реку и, не без некоторого напряжения мечтая о коварной вдове, просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем.

3. Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.

4. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку, то на небо, то на виноградники.

5. Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.

6. Точно такой коммерш происходил в городке Л. перед небольшой гостиницей под вывескою Солнца, в саду, выходившем на улицу.

7. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.

8. Через низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой.

9. Они вдвоем несли большой поднос с горшком молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.

10. День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

11. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал весла в темную воду.

12. Я отправился домой через потемневшие дома, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий.

13. Мы не застали Асю. Она, по словам хозяйки, отправилась на «развалину».

14. Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.

15. Она повернулась к нам лицом и засмеялась, но не тронулась с места.

16. В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старушка вязала чулок и косилась на нас через очки.

17. Словно угадавши мои мысли, она вдруг бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд, засмеялась опять, в два прыжка соскочила со стены и, подойдя к старушке, попросила у ней стакан воды.

18. «Искусно, Ася, искусно», – промолвил Гагин вполголоса.

19. Мы обошли развалину кругом (Ася шла за нами следом) и полюбовались видами.

20. Воротясь домой, она тотчас ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках.

21. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара.

22. Мы спустились в город и, свернувши в узкий, кривой переулочек, остановились перед домом в два окна шириною и вышиною в четыре этажа.

23. Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.

24. Она захлопнула окно и, кажется, поцеловала фрау Луизе.

25. Опершись головой на обе руки и запустив пальцы глубоко в волосы, она пожирала глазами строки.

26. Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца.

27. Странный случай, по-видимому, подтвердил мои подозрения.

28. Сперва мы перекинулись немногими словами, потом замолкли, глядя на светлую реку.

29. В одно из моих посещений (мне уже было лет двадцать с лишком) я в первый раз увидал у нас в доме худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю.

30. «Брат, я умна?» – спросила она Гагина.

31. «Неужели она меня любит?» – думал я, подходя к Рейну, быстро катившему темные волны.

32. При слабом свете, падавшем из крошечного окошка, я увидал морщинистое лицо вдовы бургомистра.

33. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна, отвернув и почти спрятав голову, как испуганная птичка.

34. Быстро обошел я все улицы, заглянул всюду, даже в окна фрау Луизе, вернулся к Рейну и побежал по берегу...

35. Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?

На материале повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

1. Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году.

2. Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность.

3.?Я решил сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

4. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.

5. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

6. Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?».

7. Итак, все мои блестящие надежды рушились!

8. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

9. На другой день я проснулся с головной болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия.

10. Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.

11. Я взял на себя вид равнодушный и, обратясь к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику сто рублей.

12. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

13. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка только покрякивая.

14. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.

15. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажете ли воротиться?».

16. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону.

17. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.

18. Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый.

19. Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и на воду.

20. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

21. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира.

22. В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.

23. Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.

24. Изба состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой.

25. Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах.

26. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате.

27. Увидя нас, он к нам подошел, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать.

28. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.

29. С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною.

30. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне.

31. Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.

32. На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника.

33. Мы вышли от коменданта, по-видимому, примиренные.

34. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга.

35. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги.

36. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту.

37. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения.

38. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.

39. С нетерпением ожидал я ответа на посланное письмо, не смея надеяться и стараясь заглушить печальные предчувствия.

40. Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

41. Юлай, крещеный калмык, сделал коменданту важное донесение.

42. Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей.

43. В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками.

44. Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.

45. Старый комендант перекрестил ее трижды, потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива...».

46. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы.

47. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

48. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане.

50. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы.

51. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасными впечатлениями.

52. Я бросился вон из комнаты, мигом очутился на улице и опрометью побежал в дом священника, ничего не видя и не чувствуя.

53. Несколько успокоенный, я отправился к себе на квартиру.

54. Пугачев сидел на первом месте, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком.

55. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

56. Не шуми, мати зелена дубравушка,
Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

58. Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою.

59. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу.

60. Я пришел к себе на квартиру и нашел Савельича, горюющего по моем отсутствии.

61. Я последовал его совету и, поужинав с большим аппетитом, заснул на голом полу, утомленный душевно и физически.

62. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами.

63. Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп).

64. Старичок в глазетовом кафтане поспешно допил третью свою чашку, значительно разбавленную ромом, и отвечал генералу: «Я думаю, ваше превосходительство, что не должно действовать ни наступательно, ни оборонительно».

65. Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского.

66. Мы подъехали к оврагам, естественным укреплениям слободы.

67. Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум, крики и голос моего Савельича.

68. Две молодые казачки, дочери хозяина избы, накрыли стол белой скатертью, принесли хлеба, ухи и несколько штофов с вином и пивом, и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачевым и его страшными товарищами.

69. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года?».

70. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: «Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом?».

71. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

72. Увидя меня, она вздрогнула и закричала.

73. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака.

74. Тут он оборотился к Швабрину и велел выдать мне пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.

75. Оставаться ей в крепости, подвластной Пугачеву и управляемой Швабриным, было невозможно.

76. Через час урядник принес мне пропуск, подписанный каракулями Пугачева, и позвал меня к нему от его имени.

77. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами.

78. Марья Ивановна глядела с задумчивостию то на меня, то на дорогу и, казалось, не успела еще опомниться и прийти в себя.

79. Зная упрямство дядьки моего, я вознамерился убедить его лаской и искренностью.

80. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям.

81. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

82. Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

83. Вероятно, слух о твоих дружеских путешествиях с Пугачевым как-нибудь да дошел до правительства.

84. Во всю дорогу размышлял я о допросах, меня ожидающих, обдумывал свои ответы и решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым и самым надежным.

85. Я с живостью обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя.

86. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги.

87. Испуганная его отчаянием, матушка не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы, о шаткости людского мнения.

88. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

89. Хозяйка побранила ее за раннюю осеннюю прогулку, вредную, по ее словам, для здоровья молодой девушки.

90. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Е.К. СПИРИНА,
с. Богородское,
Орехово-Зуевский р-н

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Грамматика повелевает даже царями.

Ж.Мольер

Слайд №1

ХОД УРОКА

Слайд №2

Постановка целей.

Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

Повторение.

Давайте вспомним

(Слайд№3)

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

(Ответы учеников)

Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

(Ответ ученика)

Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

(Слайд №5)

А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

(Ответы учеников)

Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

(Ответы учеников)

Задание. А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Проверка работы – сверка со слайдом.

(Слайд №7)

Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

Задание.

(Ответ ученика)

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(Слайд №9)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

(Ответы учеников по каждому предложению)

А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Открываются схемы, нарисованные на доске.

Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

(Ответы учеников)

Предлагаю вам художественный вариант (устно),

(Слайд №11)

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?

А.Бестужев-Марлинский.
«К облаку»

Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить - «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

(Слайд №13)

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.
  3. К вечеру, однако, ветер утих.
  4. Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Задание: Спишите эти предложения.

(Слайд №14)

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(Ответы учеников)

Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

(Выполняется задание)

Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

(Слайд № 15)

Краски и звуки осени.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

(Ответы учеников)

А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

(Слайд №16)

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание: п. _______, упр._______.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Задания из части А

А21. Укажите правильное утверждение о данном предложении.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А22. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Он всегда вставал рано (1) стараясь (2) видимо (3) начать жить с восходом солнца.

  1. 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 3 4) 2, 3

А23. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.

Ведь недаром (1) скажем (2) Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Математики (3) не случайно (4) занимаются музыкой.

  1. 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 3

Предварительный просмотр:

Текст №1

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо. Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

Текст №2

Краски и звуки осени.
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
(7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.
2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.
3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.