Почему петербуржцы чувствуют себя оскорбленными, когда их называют питерцами? Что значит “сменить Растрелли на Церетели”? И в каких случаях употребляют выражение “всякий сам себе Исаакий”? Рассказываем о некоторых тонкостях петербургского языкового фольклора.

Питерец или питеряка?

Если хочешь оскорбить петербуржца - назови его питерцем. Эта истина бесспорна и известна каждому, кто провел в Северной столице хотя бы несколько дней. Оказывается, недовольство жителей Петербурга таким наименованием корнями уходит глубоко в историю. Дело в том, что вообще это сокращенное название города - Питер - произошло от неуклюжего “Питерград” - именно так в XVIII-XIX веке называли новую столицу жители далеких провинций.
Те, кто отправлялся в Питерград на заработки, как раз и звались питерцами, а также питерщиками и питеряками. Крестьяне, которым удавалось переехать в столицу и прожить там какое-то время, получали презрительное прозвище полированный питерец, а те, чье начинание успехом не увенчалось и кто с позором возвращался в родную далекую губернию, звались питерской браковкой. Вот почему у коренных петербуржцев это наименование вызывает такой шквал возмущения.

Сам себе Исаакий

Много существовало и поговорок, связанных с культурной и нравственной стороной жизни, которая, по всей видимости, волновала петербуржцев испокон веков. Например, говорили так: “Все родились в Петербурге, но одних воспитал город, а других - улица”. Это выражение появилось в 1990-е годы. Оно обличало тех, кто, имея великую честь родиться в Культурной столице, совсем не пытался этому соответствовать.
Выражение “Всякий - сам себе Исаакий” употребляют, когда имеют в виду, что каждый назначает себе цену сам и ведет себя так, как считает для себя приемлемым.
А в XIX веке - в романтическую пору подвигов и дуэлей - появилось вот такое интересное выражение: “На кого обижаются в Петербурге? На женщин, дураков и великих князей”. Именно этим категориям, согласно дуэльному “кодексу”, запрещалось участвовать в дуэлях, поэтому ничего не оставалось, кроме как обидеться. Вызвать женщину или представителя царской семьи на поединок было невозможно.

Растрелли vs Церетели

В народном петербургском фольклоре не могла не отразиться и любовь к культуре, архитектуре и достопримечательностям своего города. Так, в 2000-м году зашел разговор о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Новость была воспринята петербуржцами крайне остро, и по этому поводу говорили: “Как? Сменить Растрелли на Церетели?”. Церетели, как известно, - художник, скульптор и декоратор, чья творческая деятельность особенно ярко проявилась в современной Москве. В кругах петербургской художественной общественности его считают чуждым для утонченной петербургской архитектуры, определяющими ориентирами для которой всегда являлись зодчие Растрелли и Росси.
Еще одно выражение возникло в Северной столице в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. “Меняй город дьявола на город святого!” - именно так звучал лозунг в поддержку реформы. Под дьяволом в данном случае подразумевали Ленина, под святым - апостола Петра, в честь которого город и получил свое название в 1703 году.

“А труб “Авроры” тебе не надо?” - петербургская разновидность выражения “А шнурки тебе не погладить”, широко распространенного в России. Фраза используется для выражения отказа в просьбе о чем-то невозможном, дефицитном. “Аврора” - широко известный петербургский крейсер, в настоящее время находящийся на плановом ремонте.

“Нет бога кроме Гога” - фраза, распространенная в петербургском высшем свете, среди театралов и творческой богемы, державшей руку на пульсе культурной жизни города. Гога - это Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра имени Горького (который теперь носит его имя). Родом великий режиссер был из Грузии, за что и получил свое прозвище. По словам актеров его театра, Гога всегда был суров, требователен и пользовался непререкаемым авторитетом.

“В Питере не пьют только четыре человека...”

Много выражений в истории Петербурга возникало и в связи с пристрастием жителей города к алкогольным “возлияниям”. Алкоголизм в XIX веке считался привилегией не низших слоев, а благородного офицерского состава воинского Петербурга. Именно в этих кругах и появилась шутка: “В Питере не пьют только четыре человека, да и то, потому что некогда: они коней держат”. Имелись в виду фигуры четверых мужчин, которые укрощают коней на Аничковом мосту.
Чуть позже, уже в послереволюционном Ленинграде на эту тему возникло еще одно выражение: “Если будет 25, снова будем Зимний брать!”. Этот лозунг принадлежал ленинградским рабочим, которые таким образом реагировали на повышение цен на спиртное.
“Нам целый мир - чужбина, отечество нам - Царское Село” - это, конечно же, строка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которую в XX веке присвоили себе вовсе не лицеисты, а люди, страдающие от алкоголизма, которых на лечение отправляли в Лечебно-трудовой профилакторий, находившийся как раз в нынешнем городе Пушкине.

Олег Паченков рассказал «АиФ» о том, что отличает петербуржцев от граждан остальной России и как с этим жить.

У Петербурга сложная судьба, и его жители, которым об этом хорошо известно, в том числе на этих фактах основывают свою собственную идентичность как «петербуржцев». Наш город появился вопреки всему - культуре, природе, манере ведения военных действий и геополитике (как можно было расположить столицу страны в непосредственной близости от границы с неприятелем - Швецией, с которой велась война?). Вопреки стандартной логике! Это сделало его странным, особенным. И его жителям часто нравится себя с этой странностью ассоциировать.

Плюс это был, пожалуй, самый бесчеловечный мегаполис - перечитайте «Медного всадника». Петербург призван произвести впечатление - и потому должен по самой своей идее превосходить человека, подавлять его. И городу это удалось. Представьте себе, как смотрелось его величие в XVIII-XIX веках... Каким ничтожным чувствовал себя обычный горожанин в окружении этих дворцов и площадей... Это породило неврастенический тип петербуржца, мне кажется, своего рода архетип, ставший частью культуры города, с которым многие себя ассоциируют, находя прототипы в произведениях Гоголя и Достоевского.

Важно помнить, что при этом Петербург ещё и «наименее российский город» в стране, своего рода «чужой среди своих», и его жители чувствуют себя примерно так же. Наверное, отсюда очень сильная локальная идентичность, считающаяся одной из отличительных черт петербуржцев. Они могут быть холодны и критичны в отношении страны, но за свой город готовы на всё.

На чужие грабли?

Олег Вячеславович, известно, что петербуржцы недолюбливают Москву и всё, что с ней связано. Нет ли здесь своеобразной зависти из-за того, что наш город когда-то потерял статус столицы?

Определённый комплекс неполноценности, конечно, присутствует. Он как раз и выражается в постоянных добавках «северная», «культурная» столица. Но будем объективны: исследования показывают, что мы отстаём от Москвы по многим показателям настолько же, насколько российские миллионники отстают от нас.

Как я сказал выше, Петербург - единственный почти европейский мегаполис в стране, но мы очень странно следуем мировым тенденциям городского развития. Берём те направления, которые были актуальны десятилетия назад. Весь мир живёт на другом этапе, а мы продолжаем повторять известные ошибки, наступать на чужие грабли.

Петербург - единственный почти европейский мегаполис в стране. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

- Например?

Сейчас в Петербурге активно идёт разрастание. Новые районы располагаются далеко от центра, в плохой доступности, образуются потенциальные гетто. Город не справляется с таким количеством людей, его инфраструктура не может так быстро трансформироваться. И чем дальше новый район, тем хуже ситуация.

Но качество жизни падает и в центре. Электрические и водопроводные сети, которые были построены 50 лет назад, испытывают нагрузку в разы больше, чем та, на которую они были рассчитаны, дороги также перегружены.

- Каков выход?

Необходимо создание экспертных советов, институтов широкого профиля. Чтобы специалисты - архитекторы, социологи, психологи, экологи, экономисты - совместно вырабатывали стратегию. В нашем же Градостроительном совете - одни архитекторы, обсуждения которых сводятся только к работе над концепцией новых зданий. Они не прислушиваются к мнению экспертов, не любят делиться с горожанами своими планами. Более того, чиновники боятся брать на себя ответственность. Все озабочены только тем, как снять её с себя и передать другому - вице-губернатору, губернатору, на федеральный уровень. Большая часть времени уходит у них на отфутболивание документов и отписки на тему - почему не можем принять решение.

Петербург мог бы пойти по пути создания агломерации - когда вокруг одного мощного городского ядра, центра, выстраиваются другие, плавно перетекающие друг в друга. Но они обязательно должны быть связаны, в том числе инфраструктурно. По похожей схеме развиваются Париж, Лондон, Барселона, Токио.

Одно из главных качеств современного города - разнообразие. Мегаполис должен помогать людям стать лучше, способствовать их развитию, давать пищу для размышлений и эмоций, пространство для действий и возможности для самореализации. И популярная ныне «комфортная среда», кстати, может этому мешать. Часто нас лучше делают как раз усилия, которые мы предпринимаем. Комфортно жить в гетто, когда вокруг - такие же, как и ты. От тебя не требуется никаких усилий, не нужно пытаться общаться с людьми, которые тебе непонятны, можно не думать, не предпринимать психических и эмоциональных усилий. Но это очень вредно как для личности, так и для города.

Одно из главных качеств современного города - разнообразие. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Потреблять или созидать?

Часто можно услышать «страшилку» о неизбежном крахе общества потребления, в котором мы живём. Всё и правда так катастрофично?

В обществе сейчас два тренда - консьюмеристский и продуктивный. С одной стороны, современный человек действительно нацелен на потребление продуктов и эмоций. С другой - люди сами хотят что-то делать, становятся созидателями - особенно молодые петербуржцы. Они не жили во времена дефицита, бывали за границей и понимают, что жизнь города может быть иной. Они готовы её менять. Важно давать им эту возможность.

Тем более что сегодня благодаря Интернету любой может найти необходимую информацию, изучить вопрос, пройти обучение и стать экспертом. И в каких-то вопросах знать будет больше, чем чиновник, которому некогда досконально погружаться в тему, изучать нововведения. Однако пока практически нет механизмов, доносящих информацию до властей предержащих. Госслужащие никого не допускают к принятию решений. И комитеты правительства города даже между собой плохо сотрудничают.

Петербуржцы и сами друг друга не слышат. Одни требуют парковки, другие - газоны. Эти - храм, те - музей. Первые - свободу творчества, вторые - запрета «Матильды»...

Это одна из особенностей мышления современного человека: не белое - значит чёрное. Хотя в реальности самое важное находится посередине. И, повторюсь, для города чрезвычайно важно разнообразие. Часто горожане видят только свою правду, считая её единственно верной. Предъявляя право на город, его изменение под свои нужды, они забывают, что у других жителей оно тоже есть. На диалог многие неспособны, нет навыков. Сложно принять важные для города решения, если люди не слышат друг друга, не уважают чужие права и не хотят нести ответственность. Поэтому нужно создавать «полилог» сторон. Это возможно, но у нас мало площадок и опыта подобных мероприятий. Чаще происходит так - встретились, покричали, поспорили, а решение так и не приняли.

Люди сами хотят что-то делать, становятся созидателями - особенно молодые петербуржцы. Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

- Чиновники - не хотят, горожане - не могут. Что же делать?

Изменения происходят постепенно. Люди стали активнее. В последние пять лет они перешли от инициатив запретительных к созидательным. Люди объединяются, чтобы что-то появилось. И считают себя вправе что-то делать для Петербурга, не спрашивая разрешения. Но при этом важно задумываться об ответственности за свои поступки и об интересах других - поскольку город, который вы меняете, это их город тоже. Более того, есть попытка создавать механизмы, институты, позволяющие интегрировать мнение жителей в принятие чиновниками решений. Например, проект «Твой бюджет», который позволяет жителям рассказать властям, что они хотят изменить в Петербурге. Так появились проекты парка на Смоленке, велодорожек на Фонтанке. Это показывает, что горожане и городские власти могут прекрасно сотрудничать и менять Санкт-Петербург к лучшему. Мы на верном пути. Хотя, конечно, идей снизу должно быть значительно больше.

Никогда, слышите, никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно этого делать в Петербурге! Редакция портала «ЗаграNица» составила список из 10 вещей, которые точно не понравятся местным жителям

Мы собрали достаточно стереотипные суждения о жителях Санкт-Петербурга, к которым нужно отнестись с долей юмора. Вот только в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.

Подъезд

Это так банально, что кажется почти нелепым, но петербуржцы действительно оскорбляются, когда слышат, как их прекрасные, старинные парадные называют плебейскими «подъездами». Всё дело в том, что в Санкт-Петербурге даже парадные лестницы часто можно назвать произведениями искусства, а уж о том, что по ним экскурсии водят, и говорить не стоит ().


Фото: Роман Везенин 2

Питер

Об этом сокращении споры не умолкают уже давно. Кто-то думает, что негоже к величественному городу вот так вот фамильярно обращаться, а кто-то считает Северную Пальмиру старым другом, с которым напускная учтивость не нужна. Однако большинство жителей Санкт-Петербурга всё же придерживаются первой позиции. Многим горожанам слово «Питер» кажется жаргонным, недостойным и даже неэстетичным. А эстетика здесь решает - смиритесь. И если еще петербуржцы между собой могут выяснять, как лучше величать родной город, то приезжим, однозначно, лучше лишний раз проявить уважение.


Фото: serg-degtyarev.livejournal.com

Сравнение с Москвой

Каждый уважающий себя петербуржец, где-то глубоко внутри или на подсознательном уровне, хоть самую малость, да презирает Москву. Тут вопрос даже не в приписываемом жителям Петербурга снобизме, а в исторических обстоятельствах, которые отобрали у города на Неве статус столицы. Эта несправедливость запала в душу среднестатистического петербуржца и не дает ему искренне полюбить Белокаменную. Горожане считают столичный ритм жизни слишком быстрым, а москвичей - бескультурными и пафосными. Поэтому любая реплика «а вот в Москве...» здесь воспримется скорее враждебно, чем радушно.


Фото: shutterstock.com 4

Фамильярность

В Петербурге привычка обращаться друг к другу на «вы», подчеркивая почтение к собеседнику, достаточно прочно укоренилась в подсознании жителей. Поэтому многим кажется непостижимым, почему посторонний человек позволяет себе «тыкать», особенно в транспорте или иных общественных местах. Так что даже если вам кажется, что обращение на «вы» - это пережиток прошлого, в разговорах с петербуржцами старайтесь проявлять вежливость и хороший тон.


Фото: shutterstock.com 5

Бескультурье

Рядом с непереносимостью фамильярного обращения у жителей Северной столицы стоит грубость, хамство и невежество. Используйте в своей речи слова «пожалуйста», «будьте любезны», «спасибо», и вы почувствуете хорошее расположение к себе. Эксперимента ради спросите дорогу у любого прохожего на улице и слушайте, как участливо и вежливо вам будут помогать. Одно время в общественном транспорте на держателях писали, что настоящий петербуржец всегда извинится, если наступит на ногу соседу. Такого же отношения горожане требуют и к себе, что вполне естественно.


Фото: shutterstock.com 6

Отсутствие восхищения культурным наследием

Все знают, что Петербург - культурная столица России. Здесь архитектура Растрелли, живопись Эрмитажа, колыбель российской поэзии, Достоевский и Бродский, музыка группы «Кино», тут закончилась история последних российских монархов. С этим никто поспорить не сможет, и, естественно, этим всем наследием очень гордятся петербуржцы. Если вы, приехав в Петербург, не восторгаетесь видами разводных мостов над акваторией Невы, архитектурой Казанского собора, скульптурами в Летнем саду и прочими будничными для жителей города вещами - с вами что-то не так. При этом сами горожане крайне редко хвалят свое болото, как бы молчаливо подтверждая, что это само собой разумеется. Также большая часть жителей так любят свой город, что не говорят о его изъянах и недостатках. Никогда не жалуйтесь петербуржцу на то, что в парадном гадят бомжи, что билеты в музей дороговаты, что система сводки-разводки мостов дико неудобная, что на улице уже вторую неделю идет дождь, а пробки в центре отнимают часы времени.


Фото: shutterstock.com 7

Ироничные замечания о петербуржцах

На самом деле петербуржцы очень . Именно улыбка помогает им с легкостью относиться к вечному дождю и сырости, холоду, зловонным парадным и многим другим превратностям судьбы. Между собой жители города на Неве часто используют особый мрачноватый юмор, но подобная шутка из уст приезжего или туриста может неприятно задеть. Так что постарайтесь во время своего визита не подкалывать местных, особенно на тему снобизма, депрессивности и прочих приписываемых им черт.


Фото: wapkin.dp.ua 8

Неграмотная речь


Фото: shutterstock.com

Равнодушие к чтению

Грамотность, о которой мы только что говорили, сама собой у петербуржцев не выработалась - горожанам в этом помогла любовь к чтению. Согласно наблюдениям, люди в Петербурге действительно много . А если и не читают, то, по крайней мере, могут отличить Достоевского от Толстого, Ахматову от Цветаевой, и разбуди среди ночи - назовут как минимум пять поэтов Серебряного века. Так что если вы не любитель литературы, старайтесь этого хотя бы не демонстрировать на публику.


Фото:

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ в Петербурге выше, чем в Москве, он вообще самый высокий в России. Зато петербуржцы запросто получают шенгенскую мультивизу в финском консульстве, написав в анкете, что собираются ездить в Финляндию за покупками.

В МОСКОВСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ петербурженке предлагают говорить громче и быстрее. В петербуржском супермаркете думают, что москвич хочет им что-то продать. В московском метро так целеустремленно бегут к свободному месту, что петербуржец понимает: в этом городе колебаться нельзя.

ПЕТЕРБУРЖЦЫ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ ПО ГОРОДУ , москвичи тоже любят гулять по этому же городу, по Москве гулять не любит никто. Не дальше, чем от подъезда до машины, от машины до клуба, бара, ресторана. Разговоры на ходу в Москве не приняты, потому что перемещение в пространстве пешком — это то временное состояние, из которого все хотят выйти как можно скорее.

ЧТОБЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МОСКВИЧОМ , достаточно прожить в Москве несколько лет. Чтобы стать петербуржцем, нужно родиться им в третьем поколении.

КОРЕННОЙ МОСКВИЧ вполне может сказать: «Я не люблю Москву», и никто его за это не осудит, коренной петербуржец своих чувств прямо не выражает, но услышав, что кто-то оскорбительно сравнил его город со Стокгольмом, затаивает злобу.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ НЕДОУМЕВАЕТ , как это в Москве все послушно выстраиваются в очередь перед передней дверью автобуса с турникетом, — он привык к кондуктору, который подойдет к нему сам, пока он с комфортом висит на поручне.

ПЕТЕРБУРЖСКАЯ БОЛЕЗНЬ — хронический гайморит. Московская болезнь — хронический стресс. При переезде взаимно обогащаются.

МОСКОВСКАЯ ДИСКУССИЯ о том, где хорошие сырники и до скольких их подают, петербуржцу непонятна. Завтраками он интересуется в последнюю очередь, да и вообще ест реже и меньше, чем москвич. Предложение от московских друзей встретиться в 9 утра за завтраком воспринимает стоически, но опаздывает на полчаса, потому что лег в пять, а перед тем как лечь, думал и курил.

МИФИЧЕСКАЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬ петербуржцев происходит не от хорошей жизни. Принцип сложился еще до войны: носить темное, не надевать белый воротничок, не выглядеть буржуазно. «Бывшие» боялись выделяться. И до сих пор петербуржец старается сделать костюм минималистичным. Москвичи хотят быть нарядными, и плевать они хотели на климат, покупая розовые туфли.

В МОСКВЕ ПРИНЯТО собирать разношерстные компании малознакомых людей. В Петербурге собираются узким кругом «своих», этих «своих» везде тащат с собой, если впереди замаячило благо.

ПЕТЕРБУРЖСКИЕ ТЕАТРАЛЫ покупают билеты на третий ярус, чтобы не тратить на партер 6 тысяч, которых у них все равно нет. Перед третьим звонком бегут в кассу, спрашивают, какие места не проданы, несутся в партер и плюхаются на них. В Москве свободных мест не бывает.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ ВОЗМУЩАЕТСЯ , когда кто-то из местных путается в названиях «Съездовская» - «Съезжинская». Переехав в Москву, заявляет: да тут все понаехавшие, дорогу спросить не у кого, и ничего в этом плохого нет.

И МОСКВИЧИ, И ПЕТЕРБУРЖЦЫ ругают свои дороги и пробки одними и теми же словами. Но, оказавшись в Москве, петербуржец понимает, что диалог «Где вы живете? — В пробке на Кутузовском» вполне достоверен.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО НЕ ГОРОД, А СЕКТА . Город небольшой, поэтому одной футбольной команды достаточно. Все болеют за «Зенит» и сидят «ВКонтакте». Москвичи не страдают болезненным патриотизмом.

Что лучше: Москва и Санкт-Петербург — вопрос почти риторический. В столице официальной больше денег и возможностей, зато нет питерского очарования. Провинциалы больше любят город на Неве, так как его неспешность ближе к маленьким городам, чем к столице. Мы решили узнать, что думают сами жители столиц.

О транспорте

Петербуржец о Москве

В первую очередь удивляют московские вокзалы. Они уже немного облагородились, но всё равно очень похожи на привет из девяностых. Там стоят смешные ларьки, много аляповатых вывесок, ходят попрошайки, спят бомжи.

Метро тоже поражает взгляд. Оно больше и монументальнее, чем петербургское, однако и старее. Станции в центре города обветшавшие, стены покрыты потёками. В московском метро пахнет грязью и, простите, метро - незабываемый запах из детства, который в питерской подземке почти исчез.

С пригородным транспортом беда. Нигде, наверное, нет таких грязных и переполненных электричек, как в Москве. И уж, конечно, их давно нет в Санкт-Петербурге.

В московских поездах самого «рабочего» направления ехать неприятно: стоит вонь. Запах старого белья, потных ног и немытых голов. Сами составы тоже не новые. А ещё там постоянно разговаривают по телефону. Между собой люди мало общаются. В отличие от жителей Ленобласти, которые часто болтают с соседями по вагону, москвичи и обитатели Подмосковья едут молча и говорят только в пределах своей компании. Или по телефону: в электричке они решают все свои дела. Один обсуждает по работе доставку окон, другой обзванивает газетные объявления, часто встречаются в вагонах риелторы. Человек, едущий в грязной электричке до города Металлострой, продаёт квартиру за тридцать миллионов и выторговывает себе комиссию в семьсот тысяч.

Общественный транспорт в Петербурге привлекательнее московского, зато частный заставляет плакать. Удивительно, но в Москве очень вежливые водители и наглые хамоватые пешеходы. В столице ездят тихо, аккуратно, пропускают всех подряд и даже научились, как в Европе, приветствовать друг друга рукой. Пешеходы при этом постоянно перебегают дорогу на красный свет или вообще в местах без светофора. Люди, снующие туда-сюда через Варшавское шоссе, - норма. Москвичи - непуганые пешеходы. В Петербурге всё наоборот: люди ходят строго на зелёный, только группами и всегда пропускают автомобилистов. А те в ответ ездят по тротуарам и паркуются на газонах. В городе маршрутка и даже автобус могут разогнаться до девяноста километров в час.

Москвич о Санкт-Петербурге

Капитальности питерского метро можно позавидовать, а «антизайцевые» стенки в вестибюлях — это вообще что-то из разряда фильмов про американские тюрьмы, при том что у нас на многих станциях вообще нет выходных турникетов и количество проскакивающих зайцев крайне невелико. Никогда не поверю, что в Питере народ хуже и все норовят пролезь задаром.

Поначалу мы думали, что питерские водители невежливые и никогда никого не пропускают. Особенно если учесть, что у нас были московские номера. Потом мы, наоборот, поняли, что всё подчинено структуре и логике. Если машины съезжают на какой-то поворот - они строго становятся в один ряд и никто не пытается из левого или трёх рядов повернуть направо, как это бывает в Москве. Здесь все едут по-европейски.

Про людей

Петербуржец о Москве

Люди в утренние часы едут в Москве смиренные и серьёзные. Нет расслабленных лиц и улыбок, не встретишь человека, который бы радовался предвкушению нового дня. В целом кажется, что пассажиры столичного метро беднее питерцев. Может быть, они и зарабатывают больше, но очевидно, что свободных денег у пассажиров московского метро остаётся меньше: они хуже одеты, у них не такие хорошие стрижки и не очень здоровая кожа.

Мало кто в поездах читает. Чаще играют на смартфонах в игры. На ленинградских электричках пассажиры любят раскладывать пасьянс, а в подмосковных - гоняют по экрану шары или складывают тетрис. Но в Ленобласти всё же больше читают.

Москвич о Санкт-Петербурге

Из ярких проявлений русского менталитета для Питера в особенности пригодны три: «Нет таких трудностей, которых мы не могли бы себе создать для их преодоления», «Догоним и перегоним» и «Авось пронесет». Скажите на милость, какая была необходимость строить город на непролазном болоте, зная, что этот город регулярно будет затоплять? Однако построили: авось да не затопит. Причем построили не просто город, а такой, чтоб всем на зависть, – столицу.

Про еду, кафе, клубы и бары

Петербуржец о Москве

В Петербурге всё очень хорошо с общепитом. Там много кафе и столовых, в которых красиво, вкусно и дёшево. Питерские столовые - городская достопримечательность, потому что они уютные, отлично оформленные и чистые. Многие заведения держат открытую кухню или ставят в поварской панорамное окно. Можно заглянуть и убедиться, что на столах опрятно, а работают в перчатках. В Москве готовят чаще голыми руками. И без гида там в центре кафе с доступными ценами не найдёшь. В самом центре столицы в принципе очень мало дешёвых кафе. Есть только рестораны. Самое бюджетное заведение около Кремля - столовая ГУМа. Салат, второе и чай - около семисот рублей. И меню отвратительное: свёкла с майонезом, кисели, картофельное пюре. Московские рестораны и кофейни в пределах Садового кольца - это сплошное горе. Хотя цены там упали, они все ещё очень не соответствуют качеству.

В Москве как массовое явление отсутствует шаверма, которая на самом деле давно стала метафорой для качественного стрит-фуда. В Петербурге шаверму делают при тебе, в перчатках, овощи нарезают маленькими порциями и не хранят в контейнерах дольше получаса. Шаверму на тарелке подают в одноразовой посуде, а чай, как правило, в картонных или бумажных стаканчиках.

В Москве шаверма встречается в разы реже, чем в Петербурге. Она называется шаурма, готовится почему-то в шаурмичных и подаётся на обычной посуде. Перчаток у тех, кто эту, с позволения сказать, шаурму в Москве крутит, как правило, нет.

А ещё по сравнению с Петербургом в столице очень мало мест, где бы готовили вегетарианскую еду, разные эко-, био- и прочие органик-блюда. Это отдельная проблема. Москва очень любит мясо. Фалафель, сыроедческие кафе и кришнаитские рестораны в таком избытке, какой сложился в Петербурге, для столицы скорее явления из области фантастики, а для Питера - норма.

Пока в городе не снесли ларьки, в них продавали веганский фастфуд, смузи из экологически чистых овощей и коктейли с пророщенным зёрнами пшеницы. Но и без ларьков осталось много мест, где современные молодые люди готовят здоровую вкусную еду. Ещё одна питерская особенность - здесь в ресторанный бизнес идут молодые, модные и, главное, местные. Поэтому меню, интерьеры, подача в их кафе очень отличаются от московских. Складывается впечатление, что в Москве заведения открывают люди более старшего возраста и в основном мигранты.

Москвич о Санкт-Петербурге

Если пить в Петербурге действительно дешево и как-то душевнее, то вот танцевать лучше в Москве. Заведения по-прежнему ориентируются на условную «Солянку», которая закрылась, напомню, в 2014 году. Я не очень поняла, где водится молодая кровь, передовые 20-летние, так как почти везде мы наблюдали либо состоятельную и состоявшуюся публику, либо студентов-технарей, которые идут в «Мишку» или на концерт «Помпеи» по инерции, потому что это было модным когда-то. Возможно, нам не повезло или наш маршрут просто не включил точки, которые будут актуальны не только сегодня, но и завтра. А возможно, Петербург - это барный город. Но не тусовочный.

Про город

Петербуржец о Москве

В Москве стало приятно гулять. Да, этих слов никак не ожидали от петербуржцев, но Москва действительно европеизировалась. Широкие тротуары, ровные дороги, хорошее освещение, упорядоченные вывески, красивые витрины, ресторанные веранды. В столице наконец появился вкус. Исчезли ларьки с мочалками и стихийные рынки.

Странное дело: пока петербуржцы вслед за экзальтированными москвичами панически кричали о разрушении Москвы и градостроительном вандализме, Москва преобразилась до неузнаваемости. А Петербург, увы, остался таким же, как и пятнадцать лет назад: культурный, доступный и немного запущенный.

Москвич о Санкт-Петербурге

Для нас, москвичей, этот город немножечко «иностранный»: нам в диковинку равновысокие здания, выстроенные по линейке, в гармонии которых нет ничего от стилевой разноголосицы Москвы. Нам интересно кататься на теплоходике по речкам, каналам и канавкам, где порой приходится нагибать голову, проезжая под мостом, необычны скамейки, подвешенные на цепях в темных скверах. Даже язык здесь немного иной: не сразу привыкаешь уточнять в булочной, что тебе нужно – «хлеб» или «булку», или называть тротуар поребриком. Доходит до того, что привычная нам шаурма здесь называется шавермой.

Бывает, что дух захватывает от красоты, когда в лучах заходящего солнца жаркой медью загораются ростральные колонны перед стройным зданием Биржи, и я понимаю мою тетю, пережившую блокаду, когда она говорит: «Иду по набережной и думаю: какое счастье, что я здесь живу!».

Иллюстрации: «Поребрик из бордюрного камня» Ольга Лукас