Причины смены дня и ночи заключаются в постоянном и циклическом вращении Земли вокруг своей оси. Этот процесс довольно стремительный по Но мы успеваем его заметить темными вечерами или наблюдая утренний рассвет. Благодаря лучам Солнца прогревается поверхность планеты, а мы можем видеть меняющиеся темноту и свет.

Лучи Солнца и свет Луны

Причины смены дня и ночи заключаются в том, что Земля вращается вокруг оси, которую мы можем мысленно представить. Но она одновременно поворачивается относительно Солнца. Это происходит во время движения ее по орбите вокруг светила.

Причины смены дня и ночи заключаются в движении Земли по оси, проходящей сквозь полюса планеты. Она успевает обернуться за 24 часа. А вот вокруг Солнца происходит более медленное вращение - за 365 суток.

Причиной смены дня и ночи является вращение планеты. На разных континентах разная. Например, в Санкт-Петербурге существует сезон белых ночей, а полярные дни могут длиться более месяца.

За счет чего наблюдается неравномерность длительности светового дня?

Продолжительность дня и ночи не везде одинакова по причине того, что воображаемая ось Земли немного наклонена относительно Солнца. Поэтому и лучи падают неодинаково на разные полушария. Благодаря перераспределению тепла и существует жизнь на планете.

Успевая остыть за ночь, днем планета разогревается. Происходят жизненно необходимые обменные процессы. Мы видим Землю в таком привычном виде благодаря уникальному движению планеты. На разных континентах растительность и животный мир отличаются из-за продолжительности дня.

Полюс может находиться в тени полгода - это время называют полярной ночью. Затем наступает на следующие полгода день на полюсе. В то время когда на северном полюсе ночь, на южном - день, и наоборот.

Если бы не было привычных суток?

Благодаря тому что Земля равномерно освещается Солнцем, существует жизнь на планете. Вот представим, что она перестала бы вращаться, и на одной стороне всегда был бы день, а вторая была бы вечно обделена светом. Полушарие под Солнцем раскалилось бы до температуры, при которой все живое высохло бы.

Вторая часть планеты начала бы замерзать из-за нехватки солнечных лучей. Так в настоящем мы имеем идеальную планету для жизни. Разнообразие живых существ поражает, и это возможно только благодаря вращению Земли. Смена как дня, так и ночи важна, как и перемены погоды в связи с приходом разных сезонов.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Я предлагаю вам небольшой, легкий наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Который ребенок сможет повторить самостоятельно.

Дети это маленькие почемучки, которым всегда все интересно. Ребенок растет и все больше и чаще задает вопрос почему. Многие родители, наверняка сталкивались с подобными вопросами: почему не может быть всегда день? Почему днем светло, а ночью темно? Объяснять с научной точки зрения еще вроде рано, ребенок все равно не поймет. Я предлагаю вам небольшой, наглядный опыт на дому, почему день сменяет ночь. Сначала, надо объяснить ребенку, что земля крутится вокруг своей оси и это очень важно. Так как если она остановится, то и жизнь на земле прекратиться, так как с одной стороны, в одном полушарии будет страшно жарко, а с другой стороны, в другом полушарии все заледенеет, так как солнечные лучи туда не будут попадать. Поэтому в природе заложена такая закономерность, земля крутится вокруг своей оси и на земле ночь сменяет день. За день все хорошо прогревается, а за ночью немного остывает. Поэтому людям, животным, растениям не чего не угрожает и они могут жить и радоваться.

Для нашего опыта нам понадобится длинная палочка, свечка и мандарин. Желательно проводить этот опыт вечером, в сумерки, чтобы было интереснее.

Мандарин будет исполнять роль нашей планеты. По форме он слегка похож на землю, приплюснутый с двух сторон, как бы у полюсов и похож на эллипс. Рисуем на мандарине не большого человечка, объяснив ребенку, что это место, где он находится.

Зажигаем свечу, ставим ее на стол, желательно на специальной подставке, чтобы было устойчиво, и выключаем свет. Свеча это наше Солнце.

Протыкаем палочкой аккуратно мандарин, чтобы не повредить дольки, это у нас будет земная ось.

Подносим мандарин к свече, пламя освящает только одну сторону фрукта, как солнце освещает одно полушарие. Палочку можно слегка наклонить, земная ось тоже слегка наклонена. На нарисованного человечка падает свет, значит здесь день, а там где темно ночь. Затем поворачиваем палочку с мандарином, так чтобы другая половина мандарина осветилась. Получается, что мандарин, как и земля, поворачивается вокруг своей оси, и день сменяется ночью. Если у вашего ребенка будет желание, можно дать ему самому провести опыт от начала, до конца.

Объясняем ребенку на доступном для него языке, земля крутиться на своей оси, так же как наш мандарин. Поэтому на нашу планету, то падает солнечный свет, то нет. Мандарин, крутясь на палочке, поворачивался вокруг оси и свет от свечи то падал на одну половину, то на другую. Когда свет падал на человечка -у него был день, а когда падал на другую сторону, то у человечка была ночь.

Каждое лето к нам приезжает погостить мой племянник. Он ещё совсем маленький, но ужасно любопытный. Недавно вечером, когда мы сидели во дворе и смотрели на закатное небо, он спросил меня, куда исчезает солнце , и почему становится темно. У меня в голове начали всплывать уроки астрономии , но всё казалось таким сложным и непонятным, что я сама не могла представить, как это происходит, что уж говорить о маленьком ребёнке. Тогда я всерьёз задумалась над тем, как же можно это объяснить.

Смена дня и ночи на Земле

Не для кого не секрет, что наша планета вращается . На одно вращение вокруг Солнца уходит примерно 365 дней, а вот если говорить про собственную ось Земли, то здесь она совершает полный оборот за сутки . Сутки равны двадцати четырем часам. Если в одной точке планеты сейчас день, то в противолежащей точке будет ночь. Солнце никуда не пропадает, оно остается на своем месте, а вот мы движемся вместе с нашей планетой. Мы не улавливаем этого движения, так как его скорость неизменна.


Как объясняли смену дня и ночи в древности

На этот счет существуют разные мифы и легенды:


Длительность дня и ночи в дни весеннего и осеннего равноденствия

День и ночь имеют разную длительность в зависимости от времени года. В нашей стране летний день длится намного дольше, чем ночь, а зимой – наоборот. Но есть в году такие дни, когда ночь равна дню . Ежегодно 20 марта и 22 или 23 сентября Солнце, переходя с одного полушария на другое, проходит через небесный экватор , благодаря чему мы можем проследить такое явление, как равноденствие.

На нашей планете систематически происходит масса явлений, к которым мы уже давно привыкли и воспринимаем, как должное. К их числу можно записать и смену погоды, и изменение времен года, и даже переход от дня к ночи, и наоборот.

Многие люди совершенно не задумывались и не задумываются о том, по какому принципу происходят и «работают» эти явления, но сегодня мы рассмотрим одно из них. Речь идет о том, почему сменяются день и ночь, ведь о данном процессе наверняка должен знать каждый человек.

Существование дня

Для начала стоит разобраться в том, что из себя вообще представляет день в том понимании, в котором его видит абсолютно любой среднестатистический человек. Днем называют период суток, в которые все на улице освещается лучами нашего естественного светила – Солнца.

Также стоит отметить и то, что если людям зададут вопрос о том, в чем разница между днем и ночью, абсолютное большинство ответит, что днем светло, а ночью темно. С этим утверждением не поспорить, и здесь мы как раз и подобрались к нашему главному вопросу.

Почему день на Земле сменяется ночью

Ответ на данный вопрос является достаточно простым, и чтобы в нем разобраться, необходимо вспомнить о простых истинах существования нашей планеты и её тяготения, а также вращения вокруг Солнца.

Дело в том, что световой день на Земле зависит исключительно от нашего естественного светила – от Солнца. Солнечные лучи достигают поверхности Земли, и не только нагревают её, но и освещают. Тем самым и создается день на Земле.

А теперь давайте разберемся в том, почему день на Земле сменяется ночью. Здесь стоит вспомнить о том, какие движения совершает наша планета. Она вращается вокруг своей оси, совершая один оборот в течение суток. Соответственно, та точка, которая находится повернутой к Солнцу, например в 6-7 часов утра, в течение дня двигается, и к вечеру отворачивается от нашего светила, соответственно – она перестает освещаться, и в данной части планеты начинается ночь.

Соответственно, в то время, когда на одном полушарии день заканчивается, Солнце перестает его освещать, и начинается ночь, другое полушарие нашей планеты выходит из ночного состояния, и на нем начинается световой день.

Вот так и происходит смена дня и ночи на нашей планете. Что же касается продолжительности светового дня, продолжительности ночи, изменения данных показателей в разные времена года, то подобные вопросы мы уже отдельно рассматривали в рамках других статей на нашем сайте.

Тамара Анфимова
Познавательное развитие дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Почему бывает день, почему бывает ночь»

Цель :

1. Рассказать и показать (с использованием средств наглядности) зависимость наступления дня и ночь от положения земли по отношения к солнцу. Познакомить с символикой созвездия Кассиопея.

2. Воспитывать интерес к решению познавательных задач , основываясь на причину и предвидеть последствие.

3. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели.

4. Индивидуальная работа – закреплять умение при вычислении расстояний пользоваться линейкой.

Оборудование : Глобус, яблоко, свеча, синий флажок, белый флажок, линейка, простой, цветные карандаши, листочки с изображением звездного неба на каждого ребенка.

Образовательная деятельность :

В-ль : На прошлом занятии мы с вами выяснили , почему на планете Земля происходит смена времен года. Какие времена годы вы знаете (зима, весна, лето и осень) .

В-ль : А задумывались ли вы, почему день сменяется ночь , а потом снова приходит день ?

В-ль : Не знаете? А хотите узнать? (Да) .

В-ль : Вот тогда послушайте и посмотрите.

В-ль : Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и ниже и наконец скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды – наступает что? (Ночь ) .

В-ль : и вы, ложась спать, задумывались на тем, где ночует Солнышко, куда оно прячется на ночь ? (Да) .

В-ль : Да никуда» в том, что угасает день и наступает ночь , повинна сама Земля. Наша планета безостановочно вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой (показ на глобусе) .

В-ль : На той стороне, которую Солнце освещает что? (День ) .

В-ль : На противоположной стороне что? (Ночь ) .

В-ль : Повернется Земля к Солнцу другим боком, и на ночную сторону приходит день , на дневную опускается что? (Ночь ) . (Показываю) .

В-ль : Земля вращается, и все, что на ней находится – горы, моря, леса, города и люди – тоже вращается вместе с Землей. (Показ на глобусе)

В-ль : Это движение заметить трудно, потому что Земля кружится бесшумно, равномерно, медленно. И нам людям, кажется, что планета стоит на месте, а движется по небу Солнце : Восходит утром, поднимается днем на небосвод, а затем вечером опускается за горизонт.

В-ль : Что бы вы хорошо поняли, как день и ночь сменяют друг друга , проделаем небольшой опыт. (Показываю) .

В-ль : Для него нам понадобятся : яблоко и свеча, два флажка – белый и синий.

В-ль : Горящая свеча – Солнце, яблоко – наша Земля, а флажки, которые надо укрепить с противоположных сторон яблока, будут изображать наши дома.

В-ль : И так… Половина яблока освещена, половина темная (показываю) .

В-ль : В доме белом сейчас что? (День )

В-ль : В синем доме что? (Ночь ) .

В-ль : В синем доме что? (ночь , там темно, ложатся спать. Но Земля вращается и теперь белый дом скрылся в тени. Там что (ночь ) .

В-ль : В синем светло. Там что? (День ) .

В-ль : Еще повернем яблоко, а это значит, что Земля продолжает вращаться.

В-ль : И снова сгущаются сумерки на половине с синими флажками. Там опять? (Ночь ) .

В-ль : А на половине с белым флажком? (День ) .

В-ль : А что произойдет, если Земля остановится в таком положении (показываю) (то всегда был бы день ) .

В-ль : А когда в таком положении остановится Земля (показываю) (всегда будет ночь ) .

В-ль : И так наша игрушечная Земля сделала один полный поворот вокруг своей оси. Настоящая Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками.

В-ль : Земля сделала семь полных оборотов вокруг себя. Что у нас прошло? (Неделя) .

В-ль : Назовите дни недели (понедельник…пятница…воскресенье)

Физминутка : Сели, встали, встали, сели

Друг на друга поглядели

Мы немножко отдохнем,

Звездочки искать начнем!

В-ль : Ребята, а вечером вы смотрели на звездное небо? Правда красиво? А как много звездочек.

В-ль : Вот звездочет прислал нам письмо. Читаю письмо : «Ребята, у меня случилось несчастье. Сегодня ночью пропало созвездие , в котором было пять звездочек, а осталась только одна. Посылаю вам листочки – схемы. Пожалуйста, помогите отыскать это созвездие

Звездочет».

В-ль : Поможем звездочету? (Да) .

В-ль : Найдите на рисунке красную звездочку. Нашли? (Да) .

В-ль : Это все, что осталось от созвездия, которое потерял Звездочет.

В-ль : А сейчас давайте внимательно рассмотрим картинку.

В-ль : Что вы на ней видите? (Много звезд) .

В-ль : Какие планеты вы там нашли, справа от красной звездочки? (планета Сатурн) .

В-ль : А красная планета как называется? (Марс) .

В-ль : В центре листочка кружочек с хвостиком, это что? (Комета) .

В-ль : Внизу, вы что видите? (Искусственный спутник) .

В-ль : Вот на эти объекты мы с вами будем ориентироваться в поисках созвездия.

В-ль : Чему равен этот отрезок? (7см.)

В-ль : От найденной звездочки по направлению к комете отыщите звезду и начертите отрезок равный трем см.

В-ль : Чему равен полученный отрезок? (3см.)

В-ль : От третьей звездочки по направлению к планете Марс, отмерим отрезок равный двум см. и найдем еще одну звездочку.

В-ль : Сколько звездочек мы с вами нашли (4, сколько еще осталось? (1) .

В-ль : От четвертой звездочки вниз по направлению к искусственному спутнику найдем последнюю пятую звездочку и отмерим отрезок равный 4 см.

В-ль : Осталось нам с вами выполнить последнюю задачу – раскрасить звездочки, которые мы нашли – красным карандашом. Раскрашивайте аккуратно, не заходите за контуры изображения.

В-ль : Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно соединяли их воображаемыми линиями, как бы рисуя по небосводу, а потом смотрели на что похож рисунок.

В-ль : Обведите пальчиками полученное созвездие, на какую букву оно похоже? (М) . (показываю букву/) .

В-ль : Это созвездие называется Кассиопея. А это имя царицы. По преданию она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась (показываю рисунок) .

В-ль : Вот мы с вами нашли потерянное созвездие для Звездочета. Наши листочки мы ему отошлем.

В-ль : На сегодняшнем занятии мы узнали с вами почему у нас на Земле бывает день и ночь и они сменяют друг друга. Вспомнили названия дней недели. Помогли Звездочету отыскать потерянное созвездие. Как оно называется? (Кассиопея) .

В-ль : Интересно тебе Катя было на занятии , а тебе Рома?

В-ль : Наше занятие на этом закончено .