Начало::окончание

Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии - таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером как "киммериан печальная область" и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма. "Киммерией, - писал Волошин, - я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)". И провозглашал:

Разработки поэтом киммерийской тематики является одной из наиболее самобытных примет его творческой биографии. "Тема Киммерии, - писала одна из исследовательниц творчества Волошина Л. А. Евстигнеева (Спиридонова), - став центральной в его поэзии, осветила все образы таинственным отсветом прошедших эпох". Киммерии поэт посвятил более шестидесяти стихотворений, восемь статей и подавляющее большинство акварелей. Но Киммерия, ставшая истинной "родиной духа" Волошина, не сразу вошла в его душу. Понадобились "годы странствий" по странам Европы, чтобы оценить уникальность и своеобразие суровой и терпкой красоты Коктебеля. "Коктебель, - вспоминал он впоследствии, - не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность".

М. А. Волошин. Вид на Кара-Даг, акварель, 1924

Впервые тема Киммерии прозвучала в цикле "Киммерийские сумерки" (1906-1909), ещё не совсем ясно и осмысленно, но уже вполне самобытно и оригинально. Большую роль в его создании сыграли переживания поэта, порождённые расставанием с Маргаритой Сабашниковой. Душевная горечь, созвучная горечи коктебельской полыни, и вызвала к жизни первый сюжет - "Полынь", созданный в конце 1906 года.

В конце мая 1907 года он вернулся из Петербурга в Коктебель. Именно здесь, в "Киммерии печальной", душа поэта, измученного тяжкими переживаниями от разлуки с любимой, найдёт долгожданный покой. В ней начинает пробуждаться новое, доселе неизвестное чувство "сыновности" к Киммерии.

--


М. А. Волошин. Вид на Кара-Даг, акварель, 1929

Окончательную осмысленность образ Киммерии приобрёл у поэта в стихотворном цикле "Киммерийская весна" (11910-1926) и в статьях о творчестве феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943). В отличие от трагического настроя "Киммерийских сумерек", "Киммерийская весна" уже своим названием говорит об оптимизме и радостном, гармоничном миросозерцании. Этот цикл является, пожалуй, самым лучшим собранием произведений киммерийской тематики, в нём пейзажные зарисовки поэта обрели отточенность и виртуозность.

Дружба и творческое взаимодействие Волошина и Богаевского, объединённых любовью к "горестной, пустынной и огромной" красоте киммерийского пейзажа, дало замечательные плоды. "Коктебель, - писал Богаевский Волошину в 1907 году, - моя светлая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле". Важным событием в их творческой биографии стало появление в 1912 году в журнале "Апполон" статьи Волошина "Константин Богаевский", содержащей ряд очень точных и важных эстетических формулировок. Они помогли и Богаевскому и Волошину осмыслить и обосновать концептуальную разработку киммерийской тематики.

Елена КНЯЗЕВА

Киммерия
Максимилиана Волошина

М. Волошин. Библейская долина. 1926. Частное собрание

О Максимилиане Волошине (Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин, 1877–1932) вспоминают чаще всего как о собирателе русской культуры. В революционные годы он занимался охраной культурных ценностей, организовал Феодосийские художественные мастерские, его дом в Коктебеле стал приютом для поэтов, художников, ученых. Вместе с тем он был человеком талантливым: в его акварелях, стихах и искусствоведческих работах видны артистичная кисть и легкое перо.

Основной темой творчества Волошина стала природа восточной части Крыма, от Коктебеля до Керчи. Этой земле он придумал название «Киммерия» (киммерийцы - легендарное племя, кочевавшее в Северном Причерноморье).

Травою жесткою, пахучей и седой
Порос бесплодный скат извилистой долины.
Белеет молочай. Пласты размытой глины
Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой.

По стенам шифера, источенным водой,
Побеги каперсов, иссохший ствол маслины,
А выше за холмом лиловые вершины
Подъемлет Карадаг зубчатою стеной.

И этот тусклый зной, и горы в дымке мутной,
И запах душных трав, и камней отблеск ртутный,
И злобный крик цикад, и клекот хищных птиц -

Мутят сознание. И зной дрожит от крика…
И там - во впадинах зияющих глазниц
Огромный взгляд растоптанного Лика.

(«Полдень» , 1907)

Волошин разработал метод односеансного законченного изображения, позволявший быстро писать безукоризненные по форме и светотени крымские пейзажи. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, - говорил художник, - и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»

На пленэре, изучив местность и сделав контурный карандашный рисунок, он работал сильно разведенной гуашью, напоминающей акварель, строил изображение тонким сочетанием пятен, а не мазков. «В методе подхода к природе… я стою на точке зрения классических японцев (Хокусая, Утамаро), - писал Волошин в статье «О самом себе». - В акварели не должно быть ни одного лишнего прикосновения кисти. Важна не только обработка белой поверхности краской, но и экономия самой краски, как и экономия времени… Художнику, уже подготовленному, надо исполнить отчетливо и четко свободный танец руки и кисти по полотну…» И дальше: «Акварелью я начал работать с начала войны (Первой мировой. - Е.К. )… Всякий, рисовавший с натуры в те годы, естественно бывал заподозрен в шпионаже и съемке планов. Это меня освободило от прикованности к натуре и было благодеянием для моей живописи. Акварель непригодна к работе с натуры. Она требует стола, а не мольберта…»

К. Богаевский. Берег моря. Скалы. 1903
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Отношение Максимилиана Волошина к изображению крымской природы нашло отражение не только в стихах и картинах, но и в критических статьях. В журнале «Аполлон» (№ 6, 1912) Волошин опубликовал работу о творчестве феодосийского художника, ученика А. Куинджи, Константина Федоровича Богаевского (1872–1943).

«Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился, - писал Волошин. - Земля Богаевского - это «Киммерии печальная область». В ней и теперь можно увидать пейзаж, описанный Гомером. Когда корабль подходит к обрывистым и пустынным берегам этих унылых и торжественных заливов, то горы предстают повитые туманом и облаками, и в этой мрачной панораме можно угадать преддверье киммерийской ночи, какою она представилась Одиссею… Константин Богаевский увидел Киммерию опустошенной и печальной, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым».

Вслед за Волошиным современные искусствоведы называют К. Богаевского мастером исторического пейзажа.

В статье о Богаевском Волошин исследовал эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» и сделал вывод, который может помочь в понимании некоторых аспектов психологии творчества, волнующей человечество. Он писал: «Некрасивая женщина может быть любима только страстно». эта максима французского философа Ларошфуко применима и к земле. Плох тот художник, который станет по доброй воле писать портрет патентованной красавицы, и не много стоит тот пейзажист, который облюбует красоты какой-нибудь прославленной Ривьеры или южного берега.

Красотой в просторечии именуется нечто, напоминающее один из общепризнанных канонов: Венеру ли Медицейскую, Лину ли Кавальери (певица и фотомодель начала XX в. - Е.К. ) - безразлично. Та же красота, которая захватывает художника, есть красота живая, в этот момент им творимая из некрасоты, из безобразия. «Безобразие» - то, что еще не обладает образом. Раз это явление нашло подлинный лик в творчестве художника - оно становится из безобразия новой красотой. Поэтому те страны, которые обладают пейзажем слишком «живописным»… не способны создать ни своей школы живописи, ни своего художника. Напротив, местности скудной природы, как Аттика, опустошенные - как римская Кампанья, туманные - как берега Англии, плоские - как Голландия, - запечатлевают в сердцах своих любовников миражи бессмертной красоты…»

Попробуйте посмотреть на пейзаж с точки зрения Максимилиана Волошина, сравнить пейзажи разных художников, и вам, возможно, откроется что-то новое в понимании этого на первый взгляд простого жанра.

ЛИТЕРАТУРА

Л. Фейнберг. О Максимилиане Волошине и Константине Богаевском // Панорама искусств. - Вып. 5. - 1982.

Максимилиан Волошин. Стихотворения и поэмы. - СПб, 1995.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.maxvoloshin.ru

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/lt_bog.htm

http://lingua.russianplanet.ru/library/mvoloshin/mv_bog.htm

Красота крымских пейзажей всегда привлекала людей искусства. Многие из них сами со временем стали составляющей неповторимой атмосферы полуострова. Случилось это и с поэтом, художником и просто эрудитом М. Волошиным. Еще при жизни он превратил свой крымский дом в особую творческую лабораторию, в место встречи для тех, кто посвятил себя музам. И ныне дом-музей Максимилиана Волошина в Коктебеле – одна из самых притягательных крымских достопримечательностей.

Где находится дом-музей в Коктебеле?

Он стоит на окраине поселка, но хорошо заметен благодаря необычной архитектуре. Строение это – единственное, что осталось в первозданном виде от дачного населенного пункта, возникшего в на рубеже XIX-XX вв.

Музей на карте Крыма

История появления: место, где живут музы

Приобретя участок земли в Коктебеле, М.А. Волошин в 1903 г. начал строить на нем домик по собственному проекту. Первоначально он был несколько меньше нынешнего, приобретя законченный вид в 1913 г., когда к нему пристроили мастерскую. Тогда и возникла гармония строения с окружающим пейзажем, а в его облике появилось нечто от корабля. В 1908 г. по соседству с сыном на его участке построилась и мать поэта, Е.О. Волошина. Ее дом сохранился ныне только внешне, в середине тут сделаны значительные переустройства.

Еще при жизни Максимилиан превратил свое жилище в своеобразный дом отдыха для людей искусства. Многие поэты, писатели и художники – М. Горький, К. Чуковский, М. Булгаков, А. Толстой, К. Петров-Водкин, И. Эренбург – приезжали сюда на отдых. В 1931 г., незадолго до своей смерти, деятель официально передал Союзу советских писателей часть собственной обители и домик матери с целью обустройства там Дома творчества. Так и было сделано – в таком качестве он функционировал до 1975 г.

При этом до 1976 г. в нескольких его комнатах продолжала жить супруга поэта – М.С. Волошина. Она обеспечила сохранность жилых помещений в первозданном виде, сберегла архив и личные вещи мужа даже в годы, когда гитлеровцы оккупировали Коктебель. Дом-музей Волошина – ее детище.

В 1975 г. она обратилась к властям с просьбой о создании музея, и дом поэта признали литературным отделом . Однако его почти сразу же закрыли на реконструкцию – необходимо было сформировать экспозицию и обеспечить надлежащую работу всех коммуникаций. Заведение открылось в 1984 г. С 1988 г. оно перестало быть отделом и начало функционировать как отдельное учреждение. А в 2009 г. – в связи с празднованием 25-летия музея – на площади перед ним установили памятник поэту работы А.И. Григорьева.

Чем интересен дом-музей Максимилиана Волошина?

В доме Волошина нашел свое отображение его специфический образ жизни, происходящий из творчества и обширных знаний. Жена поэта сумела сохранить эту атмосферу, а теперь ее берегут сотрудники музея. Фото могут дать представление о внешнем виде здания или отдельных помещений, но не обо всей полноте экспозиции. Здесь ныне около 60 тыс. единиц хранения, включая библиотеку, полную старинных и редкостных изданий, собранную Максимилианом лично. Многие книги имеют дарственные автографы известнейших людей.

В стенах учреждения сохранились рукописи и переписка Волошина, его личные вещи, домашняя обстановка. Многие ее предметы изготавливались самим хозяином либо по его эскизам,
а также с помощью талантливых гостей. Имеется здесь и художественная коллекция, включающая как работы самого писателя, так и его коллекцию, а также подарки друзей-художников.

Музей Волошина является также базой для нескольких культурных мероприятий общегосударственного и международного масштаба. Здесь проводятся литературный фестиваль, научный симпозиум «Волошинский сентябрь», пленэр для художников, литературный конкурс. Отзывы как участников этих мероприятий, так и посетителей неизменно отмечают ее особую атмосферу.

Цены на посещение комплекса не самые низкие, но мотивированные – ценную коллекцию нужно оберегать и пополнять. Они также могут меняться в зависимости от обстоятельств – организации особого мероприятия или юбилейной даты. Точную информацию предоставит официальный сайт, где несложно найти сообщения о различных конкурсах или научных мероприятиях. Музейная коллекция пополняется постоянно. Основной источник – подарки частных лиц и помощь благотворителей. Надо сказать, что они не оставляют Волошинский дом своим вниманием!

Как добраться до музея Волошина?

Между и Коктебелем налажено регулярное автобусное сообщение, поэтому доехать до дома Волошина не составить труда. Сюда идет транспорт, следующий до Судака и Курортного, а также по прямому маршруту. Выходить нужно на автостанции Коктебеля, от которой до музея рукой подать – порядка 700-800 м в восточном направлении. Ориентиром в данном случае выступает одноименный с городком парк.

На машине добраться до музея из Феодосии можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Морская, 43, п. Коктебель, городской округ Феодосия, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.960005, 35.252080.
  • Телефон: +7-06562-2-45-06.
  • Официальный сайт: http://киммерия-волошина.рф/index.php/muzei-zapovednika/dom-muzej-m-voloshina
  • Режим работы: в летнее время – с 10:00 до 17:30, в зимнее – с 10:00 до 16:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 50, для детей – 15 рублей.

Культурное богатство Крыма ничем не уступает его богатству природному. И крымчане стремятся его сохранить для будущих поколений и ознакомить с ним современников. Достойную роль в этом святом деле играет Коктебель. Дом-музей Волошина – главный центр высокой культуры региона. Он доступен для всех, призывая каждого расти над собой, превращаясь из обезьяны в подлинного гражданина вселенной!

Дом Елены Оттобальдовны

Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

(М. Волошин, “Коктебель”)

Коктебель, Планерское — это не просто одна из достопримечательностей Крыма. Волошинская Киммерия — веха в истории культуры нашей страны, ведь эта древняя земля стала духовным центром, очагом Серебряного Века — последнего всплеска высокого и нравственного искусства России.

Великий поэт и художник Максимилиан Волошин переехал в Крым вместе с матерью в 1893 году и поначалу жил в Феодосии. Местная природа, древние руины, вечные нагромождения скал произвели на него неизгладимое впечатление, поэтому сколько бы он не странствовал в юности (тут и Россия, и Западная Европа - “блуждания духа”, как называл свои путешествия сам поэт), его всё равно тянуло в Крым. Ведь на это место ему будто бы указала сама судьба — обращённый к морю склон потухшего вулкана Кара-Даг удивительным образом в точности повторяет профиль Волошина. И, склонный к мистицизму, поэт видел в этом особый промысел.

И вот, в 1903 году 26-летний Максимилиан начинает строительство дома на самом берегу моря в татарском посёлке Коктебель, название которого переводится как “Долина голубых вершин”. Надо сказать, что в те времена это было отнюдь не такое гостеприимное место, как теперь. Отсутствие нормальных дорог, соединяющих Коктебель с крупными городами Крыма, и дефицит пресной воды делали его малопригодным для жизни. И, тем не менее, эта земля пленила Волошина.


В разработке проекта поэту активно помогала его мать Елена Оттобальдовна, которая купила землю в Коктебеле одной из первых. Дом задумывался не только для проживания самого Максимилиана, но и в качестве места отдыха многочисленных друзей, которых он планировал тут принимать. За основу архитектурного проекта берутся парижские салоны, однако дому придается некая первозданная суровость, призванная передать древность воспетой Гомером Киммерии.

Впрочем, первоначальный проект был Волошиным забракован, и только после перестройки дом принял тот вид, который мы можем сегодня наблюдать, приехав в Коктебель. Он получился уютным и просторным, а в светлой, обращённой к морю мастерской так хорошо было писать крымские пейзажи. Не удивительно, что сразу после завершения строительства в 1913 году в доме поэта начал собираться весь цвет тогдашней творческой интеллигенции: В. Брюсов и А. Толстой , М. Цветаева и Н. Гумилёв , О. Мандельштам и М. Булгаков — пожалуй, не было поэта, писателя или художника, который бы хоть раз не стал бы гостем Максимилиана (или, как его называли друзья, Макса) Волошина. И уже потом, после смерти поэта, на базе его усадьбы Союз писателей СССР учредил Дом творчества, где творили многие знаменитые литераторы советского времени.


Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина , мать поэта, воспитавшая его самостоятельно после ранней смерти мужа, поселилась совсем рядом, в особняке, получившем шуточное название “Дом Пра”, что означало “дом праматери всех, живущих в нём”. Собственно, одно строение от другого отделял только неширокий проход. Здесь, как и в доме её сына, останавливались выдающиеся деятели культуры.

- Мы знаем, где находится комната Николая Гумилёва, где жили сёстры Цветаевы и другие , - рассказывает Наталья Мирошниченко , заместитель генерального директора дома-музея. - Именно с крыльца этого дома написана картина К. Петрова-Водкина “Землетрясение в Коктебеле”. Этот дом с 30-х годов на продяжении всего ХХ века, да и по сей день, являлся корпусом 2 Дома творчества писателей “Коктебель”, то есть, помнит всех. Поэтому именно здесь, кроме экспозиций известных персоналий напрашивается постоянно действующая выставка “От Дома Поэта к Дому творчества”.

Сегодня дом Максимилиана Волошина — это музей. Такой статус он получил в 1984 году, а в 2001 вошёл в состав историко-культурного заповедника “Киммерия М.А. Волошина “. Здание дома-музея несколько раз реставрировалось.

Однако лихие девяностые не обошли стороной и Коктебель. После Перестройки Дом творчества, где в течение десятилетий жили и работали многие выдающиеся советские писатели, был распродан — часть зданий перешла в частные руки, часть была переоборудована под отели, в которых теперь проводили лето не деятели культуры, а те, кто мог заплатить за отдых у моря. Не миновала чаша сия и усадьбу матери Максимилиана Волошина, которая также была превращена в гостиницу. И по сей день на ограде можно увидеть табличку “Сдаются номера”.


Впрочем, в отличие от некоторых других крымских культурных объектов, судьба дома-музея Волошина не так печальна. Ему уже возвращён ряд ранее отнятых объектов, а главное, на стадии завершения находятся переговоры о передаче музею “Дома Пра”. По крайней мере, по словам генерального директора заповедника “Киммерия Волошина” Бориса Полетавкина , препятствий со стороны правительства Крыма и России к этому нет никаких. Министерство культуры РК и Госсовет полностью поддерживают проект передачи музею дома матери Волошина, однако здание долгое время использовалось как частная гостиница, поэтому ему требуется экспертное обследование и, возможно, капитальный ремонт.


- Состояние, в котором сейчас находится “Дом Пра” , - это настоящая катастрофа, - говорит Борис Петрович, - там грязь, мусор. Всё это необходимо приводить в порядок. Однако это проблема решаемая, и правительство Крыма полностью на нашей стороне .

Но проблем всё равно хватает. В частности, Министерство культуры Крыма отказалось от планируемой ранее очистки парков-памятников Южного Берега от незаконных строений (при Украине исторические земли безбожно распродавались), да и не стоит забывать, что сдача номеров в “Доме Пра” приносит кому-то существенный доход, потерять который собственник вряд ли захочет.


Так что пока Дом творчества, включающий в себя строения и парк, и являющийся культурно-историческим памятником, отражающим огромный пласт русской культуры ХХ столетия, по-прежнему остаётся в чьих-то частных руках.

Дом-музей Максимилиана Волошина (Коктебель, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Дверь отперта. Переступи порог.

Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.

В прохладных кельях, беленых известкой,

Вздыхает ветер, живет глухой раскат

Волны, взмывающей на берег плоский,

Полынный дух и жесткий треск цикад...

М. Волошин

Столетие назад творческая интеллигенция собиралась в доме Волошина, чтобы общаться, отдыхать и вдохновляться свежими впечатлениями. Гости приезжали сюда в поисках спокойствия и уединения, сбегая от суетливой столичной жизни, искали здесь единомышленников, способных понять их внутренние переживания. И в гостеприимном Коктебеле каждый неизменно находил то, что искал. Именно поэтому дом Волошина был постоянно наполнен живыми литературоведческими спорами, изящными шутками и духовными беседами. Список гостей крымской дачи довольно внушителен, в апартаментах Волошина отметились О. Мандельштам, А. Белый, М. Горький, В. Брюсов, М. Булгаков, А. Грин, С. Эфрон, М. Цветаева, Н. Гумилёв, И. Эренбург, М. Зощенко, К. Петров-Водкин и другие известные деятели культуры. И сегодня тропинка к дому известного поэта не заросла. Каждый год сюда приезжают тысячи туристов, поклонников поэзии и просто жаждущих полюбоваться старинными интерьерами и проникнуться духом эпохи Серебряного века.

Возрождая традицию летних визитов в Коктебель, каждый август в дом-музей съезжаются почитатели творчества Волошина, чтобы отметить день рождения Макса Волошина.

Из истории музея

Важнейшую роль в появлении Дома-музея М. Волошина сыграла вдова поэта - М. С. Волошина, которой в сложнейших исторических условиях удалось сохранить не только интерьеры комнат, но и архивы, принадлежащие поэту, документы и библиотеку. Именно эти архивы и легли в основу коллекции. Дом-музей М. Волошина был открыт в августе 1984 г., а в 2001 г. он вошел в состав Коктебельского республиканского эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М. А. Волошина». Возрождая традицию летних визитов в Коктебель, каждый август в дом-музей съезжаются почитатели творчества Волошина, чтобы отметить его день рождения.

Экспозиция музея

Большую ценность представляет само здание дачи Волошина и сохранившиеся подлинные интерьеры, среди которых особенно выделяются мастерская поэта и библиотека.

В фондах музея собрано более 60 тыс. экспонатов.

Первый зал освещает основные вехи жизни и творчества поэта, здесь представлены документы, личные письма, фотоснимки. На втором этаже размещается мастерская, также сохранившая своё подлинное убранство. Предметы мебели и интерьера, собранные в этом пространстве, демонстрируют тонкий вкус поэта и его пристрастия.

Полезная информация

Адрес: г. Коктебель, ул. Морская, д. 43. Веб-сайт .

Телефон: +38 (06-562) 2-45-06.

Время работы: вторник - воскресенье: 10:00 - 17:30 (в летний период), вторник - воскресенье: 10:00 - 16:00 (зимой), понедельник: выходной.

Вход: 150 RUB, для детей до 16 лет: бесплатно(билеты на выставки № 1 и 2 приобретаются отдельно).

Посетители могут выбрать любую понравившуюся экскурсию. Обзорная экскурсия «Мой дом раскрыт навстречу всех дорог...», акцентирующая внимание на биографии и творчестве поэта, стоит 50-100 RUB (45 мин.). Стоимость эксклюзивной экскурсии «Не дом, а музей...», посвящённой интерьерам и составляющим их вещам, стоит 160-200 RUB (1 ч. 30 мин.). В центре внимания экскурсии «Войди, мой гость...» жизнь и творчество Волошина, а также музейные интерьеры, стоимость - 100-200 RUB (1 ч. 30 мин.).

Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.