"Голубой поток" - уникальное газотранспортное сооружение, которое предназначено для поставок российского природного газа в Турцию через акваторию Чёрного моря (минуя третьи страны). "Голубой поток" - самый глубоководный трубопровод в мире.Соглашение о строительстве "Голубого потока" подписано 15 декабря 1997 года.

Общая протяжённость трассы - 1213 километров (морской участок - 396 километров, сухопутный - 817 километров).

Максимальная глубина - 2150 метров.

Общая длина тоннелей (на российском сухопутном участке) - 3260 метров.

Проектная мощность - 16 миллиардов кубометров газа в год.

Начало поставки газа - февраль 2003 года.

Объём инвестиций - 3,2 миллиардов долларов.

Газопровод "Голубой поток" - российско-итальянский проект: с российской стороны участвует энергетический концерн "Газпром", с итальянской - нефтегазовый концерн ENI ("Ente Nazionale Idrocarburi").

"Голубой поток" - новая страница в истории развития современных газотранспортных технологий и крупнейший проект в сфере экспортных поставок российского газа.

Многие западные эксперты выражали сомнение о возможности строительства газопровода на глубинах до 2150 метров в условиях агрессивной сероводородной среды.

При строительстве газопровода применялись материалы и оборудование не только российских, но и немецких, итальянских, японских производителей. Для повышения надёжности газопровода применялись трубы из устойчивой к коррозии стали с внутренним и внешним полимерным покрытием. Все объекты "Голубого потока" прошли строгую экологическую экспертизу. На газопроводе создана интегрированная система производственно-экологического мониторинга. Круглосуточно два стационарных поста измеряют экологические параметры воздуха и передают отчеты в центральный пункт производственно-экологического мониторинга газопровода "Голубой поток". Мобильная лаборатория регулярно измеряет качество воды и воздуха вокруг компрессорной станции "Береговая". В октябре 2004 года дочерняя компания "Газпрома" - ДОАО "Оргэнергогаз" - получила главный приз национальной экологической премии в номинации "Экоэффективность" за внедрение системы экологического мониторинга газопровода "Голубой поток".

"Голубой поток" дополняет газотранспортный коридор из России в Турцию, который проходит через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. Условно он делится на три участка: сухопутный на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Чёрного моря (373 километра), морской - от села Архипо-Осиповка до терминала "Дурусу", расположенного вблизи турецкого города Самсун (396 километров), сухопутный от Самсуна до Анкары (444 километра). Впервые в практике российской нефтегазовой отрасли на горном участке сухопутной части газопровода были сооружены протяженные тоннели под хребтами Кобыла и Безымянный.

История создания газопровода "Голубой поток"

Первые переговоры на официальном уровне по проекту "Голубой поток" начались в сентябре 1996 года.

15 декабря 1997 года было подписано российско-турецкое межправительственное соглашение, в рамках которого "Газпром" заключил контракт с турецким топливным гигантом фирмой "BOTAŞ" на поставку 365 миллиардов кубометров газа в Турцию в течение 25 лет.

В 1999 году был подписан протокол о взаимном применении сторонами льготного налогового режима к новому международному проекту

Для обеспечения финансирования, организации строительства и эксплуатации газопровода "Газпром" и итальянский нефтегазовый концерн ENI создали российско-итальянскую компанию специального назначения "Blue Stream Pipeline Co" (зарегистрирована в Нидерландах). В консорциум, созданный для выполнения работ, вошли "Saipem S.p.A." (Италия), "Bouygues Offshore S.A." (Франция), "Katran-K" (Россия) и "Mitsui & Co", "Sumitomo Corp." и "Itochu Corp." (Япония).

Российско-итальянское совместное предприятие "Blue Stream Pipeline Co" покрыло 20% капитальных затрат за счёт собственного капитала, а остальное - кредитами, полученными под экспорт газа (1,76 миллиардов долларов были предоставлены японскими, итальянскими и британскими экспортными кредитными организациями).

3 февраля 2000 года состоялась символическая сварка первого стыка на российской сухопутной части газопровода в районе Краснодара. Стыковка произошла на 263 км сухопутной трассы газопровода Изобильный (Ставропольский край) - Джубга (Краснодарский край, побережье Черного моря).

В декабре 2004 года российский концерн "Газпром" и турецкая государственная компания "BOTAŞ" подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

"BOTAŞ" занималась строительством трубопровода, а за прокладку труб по дну Чёрного моря отвечал концерн ENI (генеральным подрядчиком строительства морского участка выступила итальянская компания "Saipem").

Строительство компрессорной станции "Береговая" началось в августе 2001 года. Это уникальное техническое сооружение, построенное на высоте 235 метров над уровнем моря. До ввода в эксплуатацию станции "Береговая" транспортировка газа обеспечивалась только посредством работы ранее введённых в эксплуатацию компрессорных станций "Краснодарская" и "Ставропольская".

В эксплуатацию трубопровод был сдан в конце декабря 2002 года. На газоизмерительной станции "Дурусу" был подписан протокол о сдаче в эксплуатацию пускового комплекса "Голубой поток". Основным назначением газоизмерительной станции "Дурусу" является снижение давления и измерение объема поставляемого российского природного газа. Измерение объемов поставляемого российского природного газа производится по международным стандартам.

20 февраля 2003 года начались коммерческие поставки в Турцию российского природного газа по газопроводу "Голубой поток" через станцию "Дурусу".

Объем поставок газа в Турцию по трубопроводу в 2003 году составил 2 миллиарда кубометров, в 2004 году - 3,3 миллиарда кубометров.

Однако в 2003 году турецкая сторона выступила с требованиями снижения цены на российский газ и пересмотра прежних контрактов. Анкара заявила о недопустимости сохранения российской монополии на поставки природного газа и начала активные поиски альтернативных источников в Туркмении, Иране, Египте, Катаре и Ираке.

В результате переговоров Россия и Турция нашли компромиссное решение. Россия обязалась уменьшить объем поставок газа, а Турция - оплачивать весь доставляемый газ, вне зависимости от своих текущих потребностей. Кроме того, договор предусматривал, что цена за газ будет меньше летом, чем зимой.

3 ноября 2005 года в Геленджикском районе Краснодарского края была введена в эксплуатацию первая очередь компрессорной станции "Береговая", что создало техническую возможность для поставок в Турцию газа в полном объёме. Выход на мощность 16 миллиардов кубометров газа в год запланирован на 2010 год. При строительстве компрессорной станции "Береговая" были применены самые передовые технологии: обычно линейные компрессорные станции располагаются на расстоянии от 80 до 120 километров друг от друга. "Береговая" доставляет газ по морскому участку на расстояние почти 400 километров.

17 ноября 2005 года на газоизмерительной станции "Дурусу" в районе города Самсун состоялись торжественные мероприятия, посвящённые реализации проекта "Голубой поток".

В 2006 году по "Голубому потоку" было поставлено 7,5 миллиардов кубометров газа, а в 2007 году - 9,5 миллиардов кубометров.

"Голубой поток" представляет собой готовый газотранспортный коридор для реализации новых проектов, одним из которых мог бы стать "Голубой поток-2" для поставки российского газа в Израиль и Италию.

Официальный сайт концерна "Газпром": http://www.gazprom.ru

Официальный сайт концерна "Ente Nazionale Idrocarburi": http://www.eni.it/en_IT/home.html

Официальный сайт компании "BOTAŞ": http://www.botas.gov.tr

Официальный сайт компании "Saipem": http://www.saipem.it

Официальный сайт компании "Bouygues Offshore S.A.": http://www.bouygues-offshore.com

Официальный сайт компании "Mitsui & Co": http://www.mitsui.co.jp

Официальный сайт компании "Sumitomo Corp.":

По подводным газопроводам во всем мире ежесекундно перекачиваются миллионы кубометров голубого топлива. Только в Северном море проложено более 6000 километров газовых труб. На полную мощность запущен «Северный поток», и вот-вот начнется укладка труб «Турецкого потока» по дну Черного моря. А это очень непростая работа.

Работы по прокладке начинаются с разведки морского дна по всей протяженности будущего газопровода. Препятствия могут быть самые разные — от крупных валунов, до затонувших кораблей и невзорвавшихся боеприпасов. В зависимости от сложности препятствий, их устраняют или обходят. Так же определяются места заглублений трубопровода в грунт.

Вслед за «подводной разведкой» идет, вернее плывет, судно-трубоукладчик – гигантское плавучее сооружение, осуществляющее непосредственную укладку труб на морское дно. На его борту смонтирован специальный конвейер, где трубы свариваются. После проверки сварочных швов ультразвуком и нанесения специального антикоррозийного покрытия начинается погружение.

Оно осуществляется с помощью специальной стрелы – стингера, обеспечивающего погружение труб под определенным углом, исключающим деформацию металла.

Что интересно, укладка труб начинается в море и может одновременно проводиться на нескольких участках, которые затем соединяются между собой. На берег уложенные в море трубы вытаскиваются с помощью прочных металлических тросов и затем производится «захлест» — соединение с сухопутной частью газопровода.

Кризис в отношениях с Украиной, временный конфликт с Турцией и артефакты Византии. Все это так или иначе связано с проектом “Турецкий поток”. Сегодня, 23 июня, на борту крупнейшего в мире строительного судна Pioneering Spiri под Анапой началась укладка его глубоководной части. Символический старт дал ей президент Владимир Путин, после этого по телефону поздравивший со стыковкой мелководной и глубоководной частей турецкого коллегу Реджепа Эрдогана.

«Обзор» разобрался в секретах газопровода, связывающего Краснодарский край с Турцией, а затем и всей Европой, и нашел достоверные ответы на самые распространенные вопросы о «Турецком потоке».

Схема "Турецкого потока"

turkstream.info

Где он начинается и где заканчивается?

«Турецкий поток» будет состоять из параллельных ниток газопровода, проложенных на протяжении 930 км по дну Черного моря. Он начинается от компрессорной станции «Русская» под Анапой и по дну идет на юго-запад до небольшого населенного пункта Кыйыкей и городка Люлебургаз в Турции. 230 км газопровода проходят по территориальным водам России, далее около 700 км – в исключительной экономической зоне Турции.

Запланированная пропуская способность каждой нити газопровода 15,75 млрд кубометров в год. Первая ветка предназначена для поставки газа в Турцию, а вторая пройдет до турецко-греческой границы, откуда голубое топливо будет поступать в страны Евросоюза. В соответствии с графиком, подача газа запланирована на конец 2019 года.

Какие трубы проложены по дну?

Внешнее покрытие газопровода – трехслойный полипропилен защитит трубы от коррозии. Под слоем полипропилена непосредственно труба из марганцево-углеродистой стали диаметром 81 сантиметр и толщиной почти 4 сантиметра. В прибрежных водах газопровод для дополнительной защиты покроют слоем бетона толщиной 5-8 сантиметров. Трубы для «Турецкого потока» проходят трехступенчатую систему контроля качества на соответствие техническим параметрам.


Договоренности о строительстве международного газопровода ратифицированы на самом высоком уровне

prod-upp-image-read.ft.com

Почему строительство «Турецкого потока» чуть не сорвалось?

В конце 2014 года президент Владимир Путин заявил об отказе России строить «Южный поток» из-за позиции Еврокомиссии по газопроводу. Напомним, что в рамках этого нереализованного проекта газ из Анапы должен был поставляться в болгарскую Варну. Вместо этого магистраль перенаправили в западную Турцию, договоренности об этом достигнуты в феврале 2015 года.

Но уже в ноябре того года из-за сбитого турецкими ВВС российского Су-24 работа по крупным инвестиционным соглашениям между Москвой и Стамбулом была приостановлена, а президент Эрдоган предупредил:«Турция является главным покупателем российского газа, если будет надо, она сможет получать его и из многих других мест. Это стало бы большой потерей для России».

В июле 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о готовности турецкой стороны к возобновлению переговоров о строительстве газопровода, в октябре заключено межправительственное соглашение по его строительству, которое подписали министры энергетики двух стран в присутствии президентов. 7 мая начато строительство морского участка газопровода.


"Турецкий поток" позволит России прекратить транзит газа в Европу через Украину

novostiukraini.ru

А как Европа получает российский газ сегодня?

В большинство стран Евросоюза отечественный газ поставляется по газопроводу «Северный поток», запущенному в 2012 году. Он связывает по дну Балтийского моря Россию и Германию, в проекте также участвуют Нидерланды и Франция.

При этом часть газа экспортируется по наземной магистрали через Украину, по территории которой проходят газопроводы «Братство», Трансбалканский и «Союз». Через них газ поступает, с одной стороны, в Польшу, Венгрию, Словакию, откуда дальше по Европе, а с другой в Румынию и Турцию. В сумме российский газ преодолевает 3678 км по украинской территории. По мнению российских представителей, устаревшая газовая система Украины представляет угрозу надежности транзита в ЕС, к тому же себестоимость доставки газа по тому же «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем украинский транзит. Поэтому разрабатываются новые пути поставки голубого топлива, а с запуском обоих нитей «Турецкого потока» транзит газа через территорию Украины будет перекрыт.

Безопасен ли газопровод для морских обитателей?

За более чем полвека, прошедших с момента постройки первого морского газопровода, технологии совершили гигантский прорыв вперед и сегодня такие магистрали являются одними из самых безопасных способов транспортировки газа.

Отличительная особенность Черного моря в том, что из-за высокого содержания сероводорода на глубине свыше 200 метров практически отсутствует кислород, поэтому условия на дне непригодны для обитания животных и рыб. При этом газопровод проходит на глубине до 2200 метров. При разработке еще «Южного потока» составлен отчет об оценке воздействия на окружающую среду, в обсуждении которого участвовали общественные организации и жители Анапы.


Производственная линия по строительству морского газопровода «Турецкий поток»

turkstream.info

Что «Турецкий поток» даст Краснодарскому краю?

Как заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, благодаря реализации “Турецкого потока” регион сможет увеличить объемы подачи топлива в Крымский, Темрюкский и Абинский районы, а также Новороссийск и саму Анапу, в окрестностях которой газопровод уходит под море.

– Для жителей этих территорий вопросы газификации достаточно непростые, где-то даже болезненные, и я, надеюсь, мы сможем их решить, – подчеркнул Кондратьев.

Также, считает глава Краснодарского края, запуск «Турецкого потока» придаст импульс развитию соседнего Азовского побережья, в том числе населенным пунктам, расположенным на подъездных путях к строящемуся Крымскому посту, железнодорожную часть которого запустят в один год со второй нитью газопровода.

Правда, что при строительстве газопровода найден морской клад?

Особенность условий черноморского дна способствует сохранению затонувших в нем в разные эпохи артефактов, которые не подвергаются разложению и спустя столетия остаются в отличном состоянии. В ходе исследований Черного моря при проектировании “Турецкого потока” обнаружены фрагменты судна, потерпевшего крушение в период поздней Византийской империи XI–XIV веков.

Маршрут газопровода «Турецкий поток», строительство которого в настоящее время ведётся на участке от России до Турции по дну Чёрного моря, будет изменён: из Турции трубопровод пойдёт не в Грецию, а в Болгарию и далее в Румынию, Венгрию, Австрию, сообщает со ссылкой на турецкую газету Habertürk.


«Внезапные изменения были внесены в предварительно утверждённый маршрут. Согласно этим изменениям, трубопровод не пойдёт в Грецию, а из Турции будет направлен в Болгарию и оттуда далее в Европу», – пишет газета.

Согласно сообщению, «изменения в маршруте газопровода обсуждались в министерстве энергетики Турции, после чего об этом на высоком уровне была уведомлена Болгария, которая в настоящее время уже начала подготовку к реализации проекта».

Информацию подтвердил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, добавив, что об этом также знают председатель Евросовета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

В кабинете Юнкера лежит именно такая схема "Турецкого потока",

Сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что российский газ в настоящее время поступает в Турцию через Украину и Болгарию, но с запуском «Турецкого потока» транзит по этим маршрутам будет прекращён.

Чтобы не оставлять трубы пустыми, мы договорились с руководством Турции и с президентом Владимиром Путиным, мы согласовали транзит 10 млрд кубометров газа для Сербии и 1 млрд кубометров для Македонии. К 1 июля 2018 года должен быть готов наш интерконнектор с Турцией объёмом 16 млрд кубометров,

На вопрос, есть ли возможность того, что «Турецкий поток» проследует по маршруту проекта газопровода «Южный поток» и дойдет до Варны, Бойко Борисов ответил:

Мы работаем таким образом, чтобы направить его непосредственно в газовый хаб.

Он пояснил, что «речь идёт не о транзите газа через Болгарию, а о торговле им через газовый хаб под Варной, на который топливо должно будет поступать как от газопровода "Турецкий поток", так и из Румынии, Греции и даже с разрабатываемых пока месторождений на болгарском шельфе Чёрного моря».

Именно там будет осуществляться торговля, и оттуда газ будет поставляться через наши магистрали в Салоники, Скопье, Белград и далее к Венгрии и Австрии,

Уточнил Борисов.

Издание напоминает, что Болгария реализует проект объединения своей газотранспортной сети с сетями соседних стран путём строительства газопроводов-интерконнекторов. Работы по ним находятся в разной степени готовности. Строительство межсистемной газовой связи между Болгарией и Румынией было завершено осенью 2016 года, в 2018 году планируется завершить строительство газопровода между Болгарией и Грецией, а к 2020 году - аналогичный газопровод с Сербией.

«Голубой поток» - газопровод, который служит для обеспечения поставок газа из России в Турцию. Проходит он по дну Черного моря, тем самым минует другие государства. Сооружение газопровода поспособствовало развитию углеводородного рынка и инфраструктуры Турции.

Историческая справка

В конце 1997 г. главы государств России и Турции подписали соглашение о поставках газа. Согласно документу, предприятие «Газпром» заключило контракт с турецкой организацией «Ботас» на осуществление прямых поставок природного газа в Турцию в объеме 365 миллиардов м 3 в год посредством трубопровода. Обеспечение этого объема должно быть налажено за 25 лет.

В 1999 г. итальянская компания «ЭНИ» и «Газпром» подписали меморандум о совместном взаимодействии и реализации проекта по строительству газопровода. Проект «Голубой поток» начал осуществляться в конце 1999 г., когда эти предприятия провели регистрацию Blue Stream Pipeline Company B.V, которое в данный момент является собственником морской части газопровода. «Газпром» - владелец сухопутной части.

«Голубой поток» (газопровод) был построен уже в июне 2002-го, практически за 9 месяцев.

Запуск газопровода состоялся в 2003-м. Стоимость строительства оценивается в 3,2 миллиарда долларов. В течение года в Турцию было поставлено 2 миллиарда кубометров российского газа.

Газопровод «Голубой поток» на карте

Если рассматривать расположение трубопровода на географической карте, можно разделить его на три части:

  • сухопутная российская;
  • морская;
  • сухопутная турецкая.

Карта «Голубого потока» представлена ниже.

Российская часть газопровода проходит по Ставропольскому краю от г. Изобильного. Далее она следует по территории Краснодарского края от с. Архипо-Осиповки до Черноморского побережья. Длина трубопровода этой части составляет 373 км.

Морская часть проходит в юго-западном направлении, в сторону г. Самсуна, по дну Черного моря. Длина морской части маршрута - 396 км.

Сухопутная турецкая часть газопровода - самый длинный участок (444 км). Она проходит от г. Самсуна в юго-западном направлении к Анкаре.

Технические характеристики

«Голубой поток» - газопровод, длина которого составляет почти 1200 км. Российский сухопутный участок проходит в горах. Морская часть газопровода залегает на глубине почти 2100 км.

Дно Черного моря имеет повышенное содержание сероводорода, поэтому для строительства такая среда считается агрессивной. Это очень затрудняло работу. Для повышения надежности конструкции применялась коррозийно-стойкая сталь и полимерное покрытие при изготовлении труб. Также использовались интеллектуальные вставки.

Для строительства российского участка в горах сооружались специальные тоннели, проходящие под хребтами Безымянный и Кобыла. Такая технология применялась впервые в России. Длина тоннелей - 3,26 км.

Особая роль при строительстве уделялась природоохранным мероприятиям. Так, например, вдоль трассы трубопровода была проведена а также был сохранен реликтовый лес во время строительства тоннелей под хребтами.

Эксплуатация

Поставки газа начались в феврале 2003-го. По контракту «Газпром» должен был поставлять турецкой стороне в 2003 году 2 млрд м 3 природного газа, в 2004-м - уже 4 млрд м 3 . К 2010 году, таким образом, объем поставок должен был быть увеличен до максимальной пропускной способности трубопровода - 16 млрд м 3 .

В действительности объемы поставок были несколько ниже запланированных:

  • 2004 г. - 3,2 млрд м 3 ;
  • 2005 г. - 5 млрд м 3 ;
  • 2006 г. - 7,5 млрд м 3 ;
  • 2007 г. - 9,5 млрд м 3 .

Текущее состояние

По проекту максимальная мощность трубопровода - 16 миллиардов кубометров в год. Покупатель газа, Турция, зачастую запрашивает объемы газа, соответствующие проектной мощности трубопровода. Дело в том, что Иран не всегда выполняет свои обязательства по поставкам в Турцию газа. В этой ситуации идет навстречу деловому партнеру и компенсирует возникшую недостачу российский «Газпром». «Голубой поток» покрывает пиковые периоды спроса на газ в Турции, которые связаны с сезонными похолоданиями.

Перспективы

В данный момент трубопровод имеет 2 ветви. Однако вот уже почти 10 лет как актуальным остается вопрос о строительстве третьей. Проект получил название «Голубой поток-2». Изначально предполагалось, что новая ветка будет построена в период с 2010 по 2015 год. Тем не менее к реализации проекта еще не приступили, он до сих пор находится на рассмотрении.

Планируется, что российский природный газ будет поставляться через Турцию в Израиль и другие ближневосточные страны. Этот проект очень важен для России с экономической точки зрения, поскольку поставки топлива помогут занять ключевые позиции на новом рынке. Турция тоже заинтересована в строительстве нового газопровода, поскольку она будет получать доход от транзита сырья.

Осуществлению такой инициативы мешает политическая ситуация в регионе, поскольку у Израиля пока отсутствует возможность договориться о транзите газа через территорию Сирии и Ливана. Мир охвачен экономическим кризисом, поэтому цены на энергосырье стремительно падают. Затрудняет ситуацию и сегодняшняя политическая ситуация на Ближнем Востоке.

«Голубой поток» - газопровод, являющийся уникальным Его строительство стало новой вехой в истории технологического прогресса. Основная его часть располагается на черноморском дне, на глубине почти 2 км. Такой смелый проект имеет огромное значение для экономики России, поскольку благодаря ему стали возможны поставки природного газа в страны Ближневосточного региона.