Сферу высшего профессионального образования не могли не затронуть процессы глобализации. Российская система образования интегрируется в международное научно-образовательное пространство. Образовательные организации находятся в условиях конкуренции, что предъявляет высокие требования к качеству образовательных услуг, соответствующие мировому ровню. От качества образования зависит успех модернизации экономики, реализация социальных программ. В правовом регулировании сферы образования традиционно преобладали публично-правовые начала, однако активное проникновение рыночных отношений требует частноправовых методов регулирования. В правовую регламентацию отношений в сфере образования внесены коррективы Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273. Усиление влияния гражданско-правовых начал выражается прежде всего в стремлении выделить конкретный результат образовательного процесса, который позволил бы оценить качество подготовки выпускника . Проблема определения качества образовательных услуг остается актуальной. Отмечаются несоответствие подготовки кадров требованиям рынка труда, расхождение между качеством образовательной услуги и запросами работодателей, диспропорции в подготовке специалистов. Сфера образования переживает определенные трансформации, под влиянием глобализации меняются многие традиционные представления, внедряются рыночные механизмы. Образовательные организации, действующие в условиях конкуренции, вынуждены искать пути улучшения качества оказываемых услуг. Происходящие процессы находят отражение в дискуссиях об определении правовой природы отношений, складывающихся при оказании образовательных услуг, и правовых формах их опосредования . Не вдаваясь в дискуссию, можно отметить применительно к исследуемой проблеме, что учеными обращено внимание на единую экономическую и правовую природу отношений по поводу получения образования на бюджетной и внебюджетной основе. Такое мнение высказано Т.А. Батровой , А.А. Кирилловых и другими специалистами. В частности, В.В. Кванина полагает, что источник финансирования не должен влиять на природу договора на оказание образовательных услуг. Не может быть объективного и разумного оправдания различий в положении обучающихся на бюджетной и внебюджетной основе . Важно обратить внимание на содержание образовательной услуги, как определенной деятельности или определенных действий исполнителя. Содержание услуги одинаково для соответствующих категорий обучающихся, независимо от того, кто оплачивает услуги (сам потребитель, заказчик – работодатель или государство). Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 , подчеркивают, что образовательные организации вправе осуществлять «платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях». Качество услуги не может разниться в зависимости от того, оказывают образовательные организации услуги обучающимся за счет бюджетных средств или частных средств граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование отношений оказания образовательных услуг

Глава 39 ГК РФ, посвященная регулированию отношений возмездного оказания услуг, не устанавливает требований к качеству услуги. Как отмечает Л.Б. Ситдикова, вопрос формирования критериев оценки качества услуг составляет одну из сложнейших проблем правоприменительной деятельности. Ни законодатель, ни юридическая доктрина не предлагают участникам гражданского оборота и судам концепции оценки надлежащего исполнения договоров возмездного оказания услуг именно с позиции ее качества . Нет четкого определения качества и образовательной услуги. Некоторые выводы о качестве образовательных услуг позволяют сделать Правила оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. В пункте 2 данных Правил определено, что является недостатком платных образовательных услуг. Можно сделать вывод, что качество образовательной услуги определяется: требованиями государственных стандартов и иными обязательными требованиями, условиями договора, обычно предъявляемыми требованиями, целями, для которых образовательные услуги используются, целями, о которых был поставлен в известность исполнитель. Нетрудно заметить аналогию с требованиями, предъявляемыми к качеству товара, предусмотренными в статье 469 ГК РФ и статье 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1. Такая же связь прослеживается применительно к последствиям оказания образовательных услуг ненадлежащего качества.

В Правилах оказания платных образовательных услуг от 15 августа 2013 г. предусмотрено, что образовательная организация обязана довести до сведения обучающегося информацию о платных услугах в порядке и объеме, установленном законодательством о защите прав потребителей. В судебной практике к данным отношениям и ранее применялись положения законодательства о защите прав потребителей. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» подчеркивается, что на рассматриваемые отношения распространяется действие ГК РФ, Закона «О защите прав потребителей». Сказанное можно отнести и к обучающимся на бюджетной основе: они имеют право на получение соответствующей информации, компенсацию морального вреда, возмещение вреда и пр.

Использование государственных стандартов как способа определения качества товара практикуется и в сфере услуг. Механизмы государственного регулирования качества образовательных услуг предусмотрены законодательством об образовании. В частности, это федеральные государственные образовательные стандарты, соответствие которым содержания и качества подготовки обучающихся определяется в процессе государственной аккредитации образовательной деятельности . О качестве подготовки свидетельствует соответствие полученных выпускником компетенций требованиям ФГОС, которые должны быть приведены в соответствие с профессиональными стандартами. Независимая оценки качества образования осуществляется путем тестирования по сертифицированным аккредитационным измерительным материалам. Уровень успешности студентов определяют также на основе накопительного принципа оценивания учебной деятельности и ее результатов с использованием балльно-рейтинговой системы.

Согласно статьи 780 ГК РФ исполнитель обязан оказать услуги лично. Образовательная организация – исполнитель должна соответствовать определенным требованиям. Для обеспечения реализации ФГОС законодательство предусматривает лицензирование образовательной деятельности. Требования к соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности и лицензиатам установлены Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 . На сайте образовательной организации согласно Постановлению Правительства от 10 июля 2013 г. № 582 предусмотрено опубликование разнообразной информации, которая дает представление об исполнителе и оказываемых образовательных услугах. Информационная открытость образовательной организации, публикуемые рейтинги вузов обеспечивают возможность правильного выбора услуги потребителями. Качество услуги зависит от мастерства, квалификации сотрудников. Наличие педагогических работников, имеющих квалификацию, необходимую для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, является одним из условий лицензирования. Требования к уровню высоки, что следует из профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного 8 сентября 2015 г. № 608н. В содержании труда педагогических работников акцент смещается на методическую работу, изменяются формы подачи учебного материала при электронном и дистанционном обучении.

Проблемы регулирования качества образовательных услуг при использовании дистанционных технологий

Закономерно возникает вопрос о влиянии новых образовательных технологий на качество образования. При исследовании процесса использования дистанционных технологий в основном обращают внимание на плюсы применения такого обучения. Реже обращают внимание на возможные риски применения подобных технологий. Отмечаются трудности самостоятельного овладения основами теории и самостоятельного применения положений теории к решению практических задач . Недостаточно внимания уделяется специфике обучения, основанной на дистанцировании субъектов образовательного процесса друг от друга. Интересно мнение представителей педагогической науки. В частности, представляется важным замечание Е.В. Коротаевой о том, что при дистанционном обучении происходит алгоритмизация деятельности, что способствует развитию репродуктивных навыков (исполнения, повторения), но есть проблема организации продуктивного взаимодействия субъектов. Действия преобразования, реконструкции, проектирования, а также контроля, оценки, анализа и синтеза, рассматриваемые как продуктивные – развиваются слабо или недостаточно , Нельзя не согласиться с мнением автора, что замалчивание этих психодидактических аспектов в дистанционном обучении приводит к снижению качества обучения и противоречит поставленной задаче обеспечения высокого качества образования. Опыт применения электронного и дистанционного обучения привел к концепции смешанного образования и обучения, которое позволяет нейтрализовать трудности обучения только с помощью информационных технологий .

Дистанционное обучение практикуется при повышении квалификации, получении дополнительного образования. Более осторожно следует подходить к получению базового профессионального образования. Не случайно Министерство образования и науки до сих пор не определилось, по каким специальностям и направлениям подготовки возможно исключительно такое обучение, а по каким нет. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 отдает на усмотрение образовательных организаций определение объема аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий . Осторожно сказано, что «допускается отсутствие аудиторных занятий». Полагаем, что пока преждевременно судить о качестве образования при использовании новых образовательных технологий. Для выявления результата, эффективности услуги необходимо изучение и тщательный анализ процессов использования дистанционных образовательных технологий и результатов обучения. При этом определение качества подготовки выпускников предполагает оценку правовых и социальных последствий вводимых новаций, чтобы не допустить нанесения ущерба системе образования.

Роль сотрудничества образовательных организаций с работодателями в регулировании качества образовательных услуг

Для качества образовательной услуги особое значение имеет цель, для которой услуга используется. Потребители услуги предполагают получить знания, навыки, компетенции, позволяющие им быть востребованными на рынке труда, самореализоваться, достичь успеха. Конечной целью услуги является удовлетворение потребителя, хотя потребительский спрос не всегда может соответствовать потребностям экономики страны. Соответствие услуги цели потребления, если заказчик обозначил такую цель, позволяет продемонстрировать целевое обучение и целевой прием в образовательные организации. Заключение договоров о целевом обучении и целевом приеме основано на заказе работодателей и удовлетворении интереса непосредственного потребителя – обучающегося. Работодатели участвуют в определении содержания программ, в организации практик обучающихся, определении тематики курсовых проектов и выпускных работ, в создании совместных кафедр и пр. Типовая форма договора о целевом приеме, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. № 1076, предусматривает право заказчика проводить мониторинг успеваемости, контролировать качество подготовки обучающихся, вносить предложения по корректировке образовательных программ высшего образования, реализуемых исполнителем, учитывать дополнительные требования заказчика к уровню и качеству подготовки лиц, заключивших договор о целевом обучении. Цели, о которых исполнитель был поставлен в известность или для которой услуги предназначены, определяются условиями договоров: каким требованиям должна отвечать профессиональная подготовка выпускников для конкретного заказчика – работодателя. Образовательные организации сотрудничают с работодателями, стремятся максимально вовлечь их в образовательный процесс. Возрастает доля образовательных программ, реализуемых с работодателями, заключаются договоры о прохождении практики с перспективой трудоустройства, договоры о целевом обучении. Наличие связей с работодателями снижает риск подготовки выпускников, не отвечающих потребностям производства.

Правовая регламентация критериев качества образовательных услуг и создания системы оценки качества образования

Одним из основных критериев качества образования является степень востребованности специалиста на рынке труда. Работодатели руководствуются уровнем знаний, умений выпускников, репутацией вуза, оценивая подготовку выпускников при приеме на работу. В нормативных актах о мониторинге системы образования не содержится показателя «трудоустройство по специальности». В Приказе Министерства образования и науки от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования» в числе показателей назван уровень безработицы выпускников, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) в течение трех лет, предшествующих отчетному периоду. Сбор данных о трудоустройстве выпускников осуществляется в целом по Российской Федерации. Однако такой показатель трудоустройства не позволяет выявить проблему непрофильной занятости. Представляется, что сбор и анализ информации о трудоустройстве выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования целесообразно делать ежегодно и учитывать трудоустройство по полученной специальности (направлению подготовки). Последнее важно для определения соответствия спроса и предложения на рынке труда и понимания того, не растрачиваются ли ресурсы общества напрасно (систему образования обвиняют в том, что она работает вхолостую). Образовательные организации обязаны размещать на сайте информацию о трудоустройстве выпускников.

Проблему трудоустройства выпускников в определенной мере решает целевое обучение, но этот механизм не всегда срабатывает, выпускники отказываются устраиваться на работу к соответствующим работодателям. В связи с этим предусмотрена ответственность выпускника в виде штрафа в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки Полагаем, что санкции вряд ли способны решить проблему. Как нами уже отмечалось, отказы обусловлены в основном отсутствием надлежащих условий работы и проживания для специалиста. Развивать законодательство нужно в направлении создания приемлемых условий для работы . Есть положительный опыт решения обозначенной проблемы в субъектах Российской Федерации, которые разрабатывают программы поддержки выпускников вузов, (предоставляют субсидии на жилье, компенсации за наем и пр.).

Создание системы оценки качества образования основывается на мониторинге системы образования. При проведении мониторинга Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании. Анализируются результаты участия обучающихся в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах, других достижений во внеучебной деятельности, профессиональные достижения выпускников образовательных учреждений. Соответствующая информация должна быть размещена на сайте вуза, т.к. оценка основывается на принципах открытости, прозрачности, объективности. Этой цели служит оценка качества образовательной деятельности в порядке самообследования и общественно-профессиональная аккредитация.

Законодательная регламентация качества образовательной услуги в основном сконцентрирована на уровне высшего образования. Между тем качество высшего образования зависит и от потребителя, индивидуальных способностей обучающегося, от качества общего образования. В связи с этим нельзя не обратить внимание на уровень подготовки поступающих на обучение в образовательные организации высшего образования. В качестве вступительных испытаний рассматриваются результаты единого государственного экзамена. Определение минимального балла единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета, осуществляется распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Представляется, что баллы по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение, довольно низки. Есть определенные сомнения и в объективности их получения.

Проблема гарантирования результата образовательных услуг

Проблема гарантирования результата услуги обсуждаема в юридической литературе. Отмечается, что гарантия достижения согласованного сторонами результата превращается в мощный фактор конкурентоспособности услугодателя . Однако не всегда можно гарантировать результат услуги заказчику. Достижение полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата. Образовательные услуги относятся к числу тех, где результат не гарантируется – слишком много объективных факторов, оказывающих влияние на результат. Определяет эти факторы, как показывает исследование, обширное законодательство, регламентирующее процесс оказания образовательных услуг. Хотя достижение положительного результата услуги не гарантировано, при анализе нормативных правовых актов последних лет прослеживается заметное усиление регулирующего воздействия в направлении достижения нематериального результата образовательной услуги. Смещение акцента на результат услуги осуществляется путем установления и анализа количественных проверяемых показателей, характеризующие исполнителя услуг – образовательную организацию (публикационная активность, рейтинг вуза, количество выпускников, трудоустроенных по специальности, программ и совместных кафедр, созданных с работодателями, балл приема на обучение на бюджетные места и пр.). Множественность показателей качества образования затрудняет формулирование законодательного определения качества образовательных услуг.

Образование начинается со средней школы. Чем лучше образование на этом этапе учебы, тем лучше будут и дальнейшие результаты. Но как оценить качество образования в школах? Какие методы используются для этого в мире и в России? Насколько они точны и можно ли им доверять? Какие критерии положены в их основу? На каком месте в таких рейтингах стоит Россия?

История ранжирования образовательных учреждений берет свое начало в Соединенных Штатах в 1870 году с составления рейтингов высших учебных заведений.

Так, первое ранжирование учебных заведений академическими кругами началось в конце XIX века. Дальнейшая хронология первого этапа развития рейтинговой деятельности представлена в табл.1.

Годы

Событие

Комиссия Бюро по образованию США начинает публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений.

Ассоциация американских университетов убеждает Бюро по образованию США внести исправления в классификацию.

Бюро по образованию США публикует обновленный рейтинг 344 образовательных учреждений

James Cattell, один из первых психологов Америки, профессор университета Пенсильвании и Колумбийского университета, публикует свою работу «American Men of Science», в которой располагает вузы по числу выдающихся ученых, связанных с университетом, по числу студентов или преподавателей факультета, а также по соотношению числа ученых в данном учреждении к общему количеству преподавательского состава.

Raymond Hughes, ректор Университета Майами и председатель американского Совета по образованию и его Комитета по магистерской подготовке, публикует работу «A study of the Graduate Schools of America», в которой использует ранжирование по репутации в разрезе 26 научных дисциплин в 36 вузах.

Chesley Manly из Chicago Tribune публикует 6 различных рейтингов: 10 лучших университетов, образовательных колледжей, колледжей раздельного обучения для юношей и для девушек, юридических и технических школ.

Hayward Keniston из Университета Пенсильвании публикует рейтинг по репутации 25 университетов по группе дисциплин.

Allan Carter из Американского Совета по образованию публикует «An assessment of quality in graduate education», где составляется рейтинг 106 университетов.

Национальная академия наук США вводит оценку исследований и докторских программ в США.

Составлено по:

Второй этап истории образовательных рейтингов начинается с 1983 г., когда журналом «US News&World Report » был опубликован список 50 лучших вузов США, инициировавший дальнейшую систематическую работу в этом направлении. Рейтинг создавался в помощь студентам и их родителям при принятии решения относительно выбора высшего учебного заведения. В дальнейшем журнал расширил свою рейтинговую деятельность на другие ступени образования. Сегодня в журнале публикуются такие рейтинги, как: Вest High Schools, Best Graduate Schools , Best Colleges .

В последующие годы практика составления образовательных рейтингов получила широкое распространение в разных странах. Причем оценивалась деятельность как университетов, так и учреждений среднего образования. Сегодня существует целая система рейтингов, оценивающих качество образования на разных уровнях. Межгосударственные организации регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Цель таких исследований - не только определение лидеров (стран, в которых по международным стандартам качества лучшее среднее образование), но и выявление тенденций как на национальном уровне, так и на мировом. Ценность таких исследований огромна, ведь благодаря таким масштабным исследованиям становятся очевидными факторы, влияющие на качество подготовки школьников. А значит, каждое государство может вносить нужные коррективы в национальные школьные программы для улучшения их качества.

Организатор

Область исследования

Возраст тестируемых школьников

OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development, Организация Экономического Содействия и Развития)

Грамотность чтения

Математическая грамотность

Естественно-научная грамотность

15 лет (9-ый класс)

41 место (65)

2009 год

Математика

Естественные науки

11-12 класс

Математика - 1 (10)

2008 год

IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования)

2006 год

IСС S (CIVIC)

IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achivements, Международная Ассоциация по оценке достижений в области образования)

Граждановедение

2009 год

PISA (Programme for International Student Assessment) - самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе . Он организуется и проводится с 2000 года раз в три года. Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В каждой стране в мониторинге принимает участие 2% от общего количества 15-летних граждан .

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

· грамотность чтения,

· математическая грамотность,

· естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.

Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.

Естественнонаучная грамотность - степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Компетентность в решении проблем - способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

С момента появления PISA в 2000 году было проведено 4 мониторинговых исследования (каждые 3 года). Изначально в нем приняли участие 32 страны, к 2009 году количество участников возросло до 65. Во всех исследованиях Россия находилась в 4 десятке, показывая результаты существенно ниже среднего уровня. При этом каждый раз итоговый результат был хуже предыдущего: 467 баллов - в 2000 году, 466 - в 2003, 465 - в 2006, 459 - в 2009 .

В немалой степени это связано с тем, что современные образовательные программы неправильно ориентированы. Обучение в наших школах направлено на элементарное "вбивание" знаний, не прививая при этом навыков их практического применения. Большинство школьников и взрослых знакомы со многими понятиями, но абсолютно не знают, как это можно использовать, и у них отсутствует желание после школьной программы этим еще хоть раз поинтересоваться. На наш взгляд, это является одной из ключевых проблем российского образования. Сегодня, в эпоху информатизации, перед учениками (также как и перед взрослыми) стоит задача не зазубривания определений, а умения добывать, перерабатывать и, самое главное, использовать информацию. К сожалению, большинство сегодняшних образовательных программ этому совершенно не обучает. Вместо системного видения предмета и приобретения практических навыков наши школьники вынуждены тратить годы на заучивание огромного количества ненужной информации, в будущем абсолютно не применяемой (за исключением специфических сфер). Результат - из года в год ухудшающиеся позиции российского образования на мировом рынке и, в частности, в мониторинговом исследовании PISA. Но это только верхняя часть айсберга. Проблема намного глубже, поскольку за этим стоит здоровье детей, которые выходят из школ с целым букетом хронических заболеваний, низкий уровень профессионализма, связанный с нежеланием учиться и учить на разных уровнях образования, снижение образованности нации в целом.

Оценка эффективности обучения в разных странах мира TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) проводится с 1995 года раз в 4 года . В исследовании оценивается эффективность обучения учащихся 4-х классов (выпускников начальной школы) и 8 классов (выпускников обязательной школы). Один раз в 12 лет дополнительно проводится тестирование учащихся выпускных классов средней школы (11-13 классы в разных странах) для оценки эффективности процессов обучения по углубленной программе по математике и естествознанию .

Исследование эффективности процесса обучения в разных странах мира TIMSS позволяет:

· сравнивать различные системы образования, наглядно увидеть эффективность обучения в разных странах мира;

· увидеть изменения, касающиеся качества образования и эффективности процессов обучения как на общемировом уровне, так и в национальных системах образования, а значит, выявить тенденции и разработать стратегию изменения школьных программ и стандартов образования;

· сравнить уровень усвоения учебного материала в начальной и основной школе: ведь те ученики, которые в 1995 году тестировались в 4 классе в исследовании 1999 года стали уже 8-классниками;

· выявить особенности в национальных программах по математике и естественнонаучным предметам и в организации образовательного процесса в разных странах;

· определить факторы, влияющие на эффективность обучения в начальной и основной школе.

Это одно из самых представительных и масштабных исследований по средней школе: в 2011 году в нем приняло участие 68 стран мира. В России была сформирована представительная выборка учащихся из более чем 200 школ из 50 регионов страны .

Анализ результатов, полученных в 2007 году , показал, что в целом неплохие позиции России по математике и естествознанию все-таки значительно уступают лидирующей группе стран (Тайвань, Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Япония). Причем в отличие от России, где отмечается некая стабилизация результатов из года в год, относительные результаты лидирующей группы улучшаются. Кроме того, и отстававшие в 1995 году от России страны (Литва, США, Англия) значительно улучшили свои позиции, повысив математическую подготовку своих учащихся и сократив отставание от России. В 2007 году их результаты уже не отличались от результатов российских школьников . Таким образом, при сохранении существующей тенденции у России есть все шансы ухудшить свои позиции в рассматриваемом исследовании и перейти из группы стран с высоким уровнем подготовки на более низкую ступень.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study): региональная оценка качества образования в разных странах мира . Независимая система оценки качества образования PIRLS проверяет грамотность чтения и понимание текста учащимися. Тестируются выпускники начальной школы. Рассматриваются навыки школьников в чтении: с целью обогащения читательского литературного опыта; с целью извлечения информации . Соответственно оцениваются следующие умения:

  • поиск информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • понимание и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

На сегодняшний день было проведено 3 подобного исследования: в 2001 году, в 2006 году и в 2011 году. В рейтинге качества обучения младших школьников чтению PIRLS-2011 принимало участие 50 государств. Его результаты еще не опубликованы, в результате чего мы можем проанализировать только предыдущие исследования. В 2006 году Россия показала достаточно высокие результаты, увеличив их с 2001 года с 528 баллов до 565, поднявшись с 12 на 1 место. В немалой степени это связано с переходом России в 2001 на четырехлетнее начальное образование. Это позволило тестировать уже не третьеклассников, а учеников четвертого года обучения. Кроме того средний возраст тестируемых увеличился с 10,3 до 10,8 лет, что для начальной школы является существенной разницей.

Задача ICCS (International Civic and Citizenship Education Study) состоит в исследовании того, насколько школьники разных стран мира готовы стать гражданами . Рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS демонстрирует уровень знаний и понимания учащимися их роли в гражданском обществе, их отношение к гражданству и гражданскому долгу. ICCS анализирует принятые в разных странах практики обучения, классного руководства, управления школами и создания школьного климата .

Данное исследование проводилось в 2000 и 2009 годах. За это время уровень подготовки российских школьников существенно не изменился, сохранив позиции России на среднем уровне. При этом российские школьники показывали достаточно высокую подготовку по репродуктивной деятельности. Однако с мыслительной деятельностью, анализом информации и творческим применением полученных знаний их подготовка значительно уступала ровесникам из других стран . Это подтверждает сделанные ранее выводы о проблемах российского образования, связанных с формированием практических навыков получаемых знаний.

На основе рассмотренных исследований составляется обобщенный рейтинг, позволяющий оценить качество образования. Основными критериями в этом рейтинге выступают следующие показатели:

1. .

Основными составляющими индекса являются следующие равнозначные компоненты:

- долголетие , измеряемое как средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении;

- образование , оцениваемое показателями грамотности взрослого населения страны (с весом 2/3) и совокупной доли учащихся среди детей и молодежи (с весом в 1/3);

- доход , определяемый показателем душевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Образование все еще остается неким «оплотом», позволяющим России находиться в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала . И именно развитая система образования может стать потенциалом экономического развития, предпосылкой личной успешности и благосостояния граждан (коэффициент корреляции между ВРП на душу населения и индексом образования составляет 76%). Для его практического осуществления необходима реализация целого ряда факторов, среди которых не последнее место занимает гибкость и адаптивность системы образования к потребностям экономики в профессиональных кадрах.

2. USD

3. Качество образования 9-классников.

Учитываются данные, полученные системой оценки качества образования PISA.

4. Процент школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз.

Индекс развития человеческого потенциала

Стоимость обучения 1 школьника, USD

Качество образования 9-классников

% школьников, получивших аттестат зрелости, позволяющий быть зачисленным в вуз

Норвегия

Австралия

Новая Зеландия

Ирландия

Голландия

Германия

Швейцария

Финляндия

Исландия

Люксембург

Великобритания

Словакия

Португалия

Бразилия

Средний уровень стран-членов ОЭСР

Средний уровень ЕС

1

В настоящее время гарантия качество образовательных услуг является первоочередной задачей ВУЗов. В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, возникла необходимость привести в соответствие основные образовательные документы. В области технического образования повышение конкурентоспособности образовательных программ является непосредственной задачей выпускающих кафедр. Несмотря на многочисленные исследования, посвященных подходам к СМК в образовательных учреждениях, не достаточно изученным является вопрос практической пользы от СМК для повышения качества образовательной услуги в ВУЗе. Цель статьи – разработка положений по оценке качества образовательной услуги с использованием группы критериев, учитывающих мнение потребителей и заинтересованных сторон.

методика

система менеджмента качества ВУЗа

потребитель

образовательная услуга

качество

1. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия для всех: Учеб. пособие/ Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садовов. - М.: ИД ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

2. Иванов В.А., Селезнева А.В. Особенности применения стандартов ISO в высших учебных заведениях // Высшее образование сегодня. - 2013. - №8. С. 39-42.

3. Качалов В.А. Стандарты ИСО 9000 и проблемы управления качеством в вузах (записки менеджера качества). – М.: ИздАТ, 2001. – 112 с.

4. Поташник, М.М Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). / М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.

5. Селезнева А.В. Процедурный и компетентный подходы к выработке систем менеджмента качества в услуговых предприятиях // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение

6. Субетто А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализации стратегии развития образования в России в XXI веке (развитие теоретической системы Ноосферизма). – СПб. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2006. – 198с

7. Щепакин М.Б., Басюк А.С., Янова В.В. Управление качеством: учебник. / Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014. – 256 с.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. - 180 с.


Сегодня необходимость официального признания системы менеджмента качества (СМК) в ВУЗе путем доведения существующей системы качества до требований международного стандарта ISO 9001 практически ни у кого не вызывает сомнений. За последние почти тридцать лет сертификация СМК в соответствии с ISO 9001 зарекомендовала себя как проверенный практический подход к управлению. По официальным данным с сайта www.iso.org, во всем мире получено уже более 1,2 млн. сертификатов соответствия (по данным на 2013 г.), в том числе более 13200 - в сфере образования (данные на 2007 год). Мотивирующими факторами на пути к сертификации СМК для ВУЗов являются:

Повышение роли России на международном образовательном рынке (подписание Болонского соглашения), то есть формирование привлекательности российского образования как для иностранных, так и для российских граждан;

Политика и требования государства в части повышения конкурентоспособности российских ВУЗов;

Возрастающая конкуренция среди университетов за первенство в рейтинге, за абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ;

Необходимость создания благоприятного фона при проведении переговоров на межгосударственном уровне с существующими и заинтересованными потенциальными партнерами;

Профессиональное признание российских образовательных документов

Лучшим свидетельством полезности ISO 9001 как для глобальной экономики, так и для каждой организации в отдельности является рост заинтересованности в сертификации на соответствие требованиям ISO в системах менеджмента качества.

Теоретических и практических исследований, посвященных подходам к СМК в образовательных учреждениях появляется с каждым днем все больше и больше. Однако не достаточно изученным является вопрос практической пользы от СМК для качества образовательной услуги в ВУЗе. В оценке качества образовательной услуги первоочередное значение имеет процесс установления критериев и показателей качества, а на втором месте - определение механизма, или методики осуществления оценки.

В настоящее время к качеству высшего профессионального образования наблюдается повышенный интерес, как со стороны государства, так и со стороны самих образовательных учреждений. Являясь одной из важнейших сфер человеческой деятельности, образование рассматривается как общественное благо. Основным «продуктом» ВУЗов являются выпускники. Процесс оказания образовательных услуг - это один из главных процессов СМК ВУЗа. Помимо основного направления деятельности - оказание образовательных услуг - ВУЗы занимаются научно-исследовательскими работами и услугами, то есть инновационными процессами так необходимыми сфере производства. Поэтому к качеству подготовленности выпускников технических ВУЗов предъявляются более строгие требования. Качество образовательной услуги (ОУ) в техническом ВУЗе должно оцениваться по ряду согласованных критериев, определяющих качество оказанной услуги. Оценка качества ОУ является организационным процессом.

При формализации требований стандарта ISO 9001 в различных работах учитываются процессный (М.М. Поташник, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков), системный (Н.В. Кузьмина), ресурсный (И.С. Якиманская), квалиметрический (В.А. Качалов, А.И. Субетто, В.С. Черепанов, Азгальдов Г.Г.), ситуационный (Т.И. Березина), компетентностный (В.В. Краевский), рефлексивный (Т.М. Давыденко), процедурный, синергетический и другие подходы к системам менеджмента качества в ВУЗах . Однако, наибольшую разработанность получил именно процессный подход, описываемый непосредственно международным стандартом ISO 9000. Таки образом, процессный подход обладает неоспоримым преимуществом перед другими подходами, в том, что позволяет управлять качеством продукта (услуги) на стыке взаимодействия отдельных процессов СМК . Как известно, на стыках процессов рождается наибольшее количество проблем, ухудшающих качество.

С каждым годом возрастает интерес к системному подходу к обеспечению качества образования в ВУЗах через применение известных моделей: TQM, 5S, TPM, 20 ключей, Бережливое производство, различные премии в области качества. С целью извлечения максимальной выгоды от применения формальных моделей качества на базе ISO 9001 следует применять и менее формальные, поскольку они все вместе позволяют добиться синергетического результата.

Несмотря на растущий спрос и широкое применение стандартов ISO серии 9000 в сфере образования, до сих пор остается открытым вопрос влияния СМК ВУЗа на результаты образовательного процесса.

Исследование влияния СМК ВУЗа на результаты образования является актуальной задачей.

Целью работы является анализ подходов к оценке качества образовательной услуги в техническом ВУЗе.

Материалы и методы исследования

В работе исследуются подходы к оценке качества образовательной услуги в рамках функционирующей СМК образовательного учреждения высшего профессионального образования (ВПО). Среди традиционных известных подходов к исследованию оценки качества образования, таких как процессный, системный, синергетический, компетентностный, существуют и более оригинальные, такие как неоинституциональный (Павленко К.В.).

Решению проблем управления качеством образования посвящены работы, основанные на совершенствовании качества подготовленности педагогов, систем управления ВУЗом, содержания образовательных программ и др. Однако не в полной мере разработан вопрос оценки качества образовательной услуги в техническом ВУЗе на базе основной образовательной программы.

В.А. Качалов впервые высказал идею применения менеджмента качества в ВУЗах в журнале «Стандарты и качество» в 2000 году. В статьях автор высказывает мнения о том, что образовательные услуги являются типичным видом услуг и обладают всеми характеристиками, присущими услугам как таковым, несмотря на наличие определенных особенностей. Также автор отмечает, что объективно оценить качество системы образования в стране может только заказчик и потребитель .

Проведенный анализ нормативно-технических документов позволили выявить несколько определений понятия «услуга». Различные документы дают следующие определения.

2. Услуга - является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществляемого при взаимодействии поставщика и потребителя. Услуга, как правило, нематериальна - по ISO 9000.

3. Услуга - это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственная деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя - по ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».

Авторы М.Б Щепакин, А.С. Басюк, В.В. Янова отмечают, что, поскольку ВУЗ ориентируется на потребителей образовательных услуг (не уточняя, кто к ним относится), то СМК ВУЗа должна: способствовать повышению качества образовательных услуг; определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг; обеспечивать результативность процессов; обеспечивать ресурсную и информационную поддержку процессов; осуществлять мониторинг образовательных процессов; выявлять отклонения достигнутых результатов от запланированных и постоянно совершенствовать образовательные процессы . Они же указывают на то, что результаты внедрения внутривузовской системы качества определяются путем монтиринга обученности студентов, что дает возможность оценить эффективность учебного заведения. Мы не разделяем точку зрения авторов в этом вопросе. Нам представляется, что недостаточно оценить обученность, поскольку образование - это феномен, содержащий в себе элементы как обучения, так и воспитания.

Итак, образовательная услуга в техническом ВУЗе (ВТУЗ) - это сложная организационно-технологическая система, включающая в себя процесс оказания услуги и результаты услуги, находящаяся под управлением (влиянием) внутренних и внешних факторов, потребляющая материальные, физические и человеческие ресурсы, находящиеся во взаимодействии. Поскольку образовательная услуга включает в себя процесс и результаты, качество услуги рассматривается применительно и к процессу, и к результатам услуги. Здесь хорошо прослеживается двойственная природа услуги.

Качество любой услуги, в том числе образовательной, может стать объектом управления, если ее можно выразить через измеряемые показатели качества. Только так существует возможность их контролировать, а также прогнозировать, планировать, улучшать . Предлагая потребителям образовательные услуги, разработчик, которым является выпускающая кафедра университета, должен ясно представлять, какие качественные показатели можно будет продемонстрировать в первую очередь, чтобы заинтересовать потребителя в образовательной услуге. Вообще во ВТУЗе оценку качества образовательной услуги должны инициировать кафедры, как подразделения, обеспечивающие управление качеством образования на базовом уровне. Одним из способ заинтересовать потребителей в образовательных услугах кафедры является демонстрация основной образовательной программы, как главного документа, обеспечивающего качество и конкурентоспособность направления подготовки для будущих выпускников ВУЗа.

При выборе показателей (критериев) качества следует учитывать зависимость этих показателей от показателей качества оказываемой образовательной услуги.

На качество образовательной услуги влияет совокупность внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся факторы, которые формируются непосредственно в ВУЗе: организация образовательного процесса, как совокупность учебного и воспитательного процессов, качество основной образовательной программы, профессорско-преподавательский состав, качество педагогической и исследовательской работы преподавателей, работа вспомогательных служб университета, инфраструктура, производственная среда в которой осуществляется процесс оказания образовательных услуг, методическая работа, библиотечный фонд, научно-инновационные процессы. Все эти факторы находятся в зоне управления университета и, естественно, руководство университета способно воздействовать на них и улучшать каждый в отдельности.

К внешним факторам относятся: экономическая ситуация в регионе и стране, изменяющиеся требования заказчиков и других заинтересованных сторон (например, работодатели), договорные условия с партнерами, требования государственных образовательных стандартов, требования надзорных органов в сфере образования и других сферах, а также организаций в области охраны труда, пожарной безопасности, СЭС и пр.

Чтобы управлять качеством, нужно воздействовать на факторы, от которых это качество зависит. Управляемые внутренние факторы, перечисленные выше, структурируются следующим образом по группам критериев оценки основной образовательной программы: результаты обучения, результаты воспитания, учебный процесс, профессорско-преподавательский состав (ППС), материально-техническое обеспечение, производственная среда и инфраструктура, результаты планирования учебного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом качество подготовки выпускников технического ВУЗа можно определить как степень соответствия совокупности характеристик и результатов образовательного процесса способности установленным требованиям потребителей, а также работодателей, общества в лице государства и других заинтересованных сторон. Проблему влияния и учета интересов различных заинтересованных сторон при разработке основной образовательной программы изображена в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Схема влияния потребителей и заинтересованных сторон на разработку ООП

Основная образовательная программа является уникальной составляющей качества образовательной услуги для выпускника высшей школы. Рассмотрена схема влияния потребностей заинтересованных работ и потребителей на разработку основной образовательной программы. Выявленные потребности создают почву для разработки критериев оценки качества основной образовательной программы. Государство предъявляет требования к качеству подготовки выпускников через Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Там же, по сути, содержатся требования не только к результатам образования (общекультурные, профессиональные компетенции), но и к учебному процессу, социокультурной среде ВУЗа, ППС, материально-техническому обеспечению, инфраструктуре, укомплектованности библиотеки, информационным ресурсам и пр.

Технология разработки ООП предполагает создание рабочей группы по подготовке ОПП. В состав рабочей группы могут войти руководители образовательных программ, ответственные на кафедре за учебную, воспитательную и научно-исследовательскую работу, работу, кураторы академических групп. Также необходимо продумать, с кем необходимо сотрудничать при разработке содержания основных документов ООП. Учет требований работодателей безусловно важен при формировании документов ООП.

В работе представлены результаты анализа понятия «услуги», уточнено определение «образовательных услуг в техническом ВУЗе», выявлены особенности оказания образовательных услуг. С учетом анализа внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на качество образовательных услуг, предложены группы критериев качества образовательных услуг. Выявлено, что основным документом, позволяющим планомерно оказывать качественные образовательные услуги, является основная образовательная программа. Разработана и описана схема влияния потребителей и заинтересованных сторон на разработку ООП.

Установлено, что оказание образовательных услуг в техническом ВУЗе - это непростая задача. Потребители, а также работодатели и другие заинтересованные лица хотят гарантий качества и ожидают высокой эффективности процесса оказания услуг. В интересах поставщиков данного вида услуг понять и попытаться максимально результативно выполнить требования. Современный механизм оказания образовательных услуг должен непременно основываться на проверенных годами методах и технологиях. Системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 9001 - это явное тому подтверждение. При правильном функционировании СМК позволяет достичь высокой удовлетворенности потребителей, высокой мотивации персонала, управляемости деловых процессов, высокой безопасности и охраны условий труда, надежность поставщиков и постоянные социальные взаимоотношения. Не стоит забывать еще о том, что деятельность образовательного учреждения ВПО должна осуществляться в неразрывной связи с работодателями, поскольку требования ФГОС указывают на то, что удовлетворения требований работодателей и приближение качества «продукции», т.е. выпускников технического ВУЗа, должно соответствовать регламентам международных стандартов в рамках Болонского процесса, обязательных для исполнения любыми образовательными структурами.

Дальнейшие разработки следует осуществлять в направлении разработки методики оценки качества основной образовательной программы, введении расчетных критериев и реализации оценивания существующих образовательных документов.

Рецензенты:

Беленький В.Я., д.т.н., проф., декан МТФ ПНИПУ, г. Пермь.

Ханов А.М., д.т.н., проф., зав. каф. МТиКМ МТФ ПНИПУ, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Селезнева А.В. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ПОЗИЦИЙ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16055 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разработанная нами «Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара», которая, на наш взгляд, в полной мере отражает современные требования к системе оценки качества образовательных услуг в ДОУ, будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.

На основе данной модели был разработан алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, в форме Дорожной карты.

Таким образом, система оценки качества образовательных услуг в ДОУ, введённая с помощью данного алгоритма позволит:

1). Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2). Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3). Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г. Сыктывкара

Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ

Разработчик:

Грегер Татьяна Георговна

Сыктывкар, 2013

I. Теоретические основы системы оценки качества образования в ДОУ

II. М

III.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная нами «Модель системы оценки качества образовательных услуг в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад № 116» г.Сыктывкара», которая, на наш взгляд, в полной мере отражает современные требования к системе оценки качества образовательных услуг в ДОУ, будет содержательно и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки качества.

На основе данной модели был разработан алгоритм введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОУ, в форме Дорожной карты.

Таким образом, система оценки качества образовательных услуг в ДОУ, введённая с помощью данного алгоритма позволит:

1). Упорядочить систему контроля за качеством образовательных услуг в ДОУ;

2). Повысить эффективность управления качеством образовательных услуг в ДОУ;

3). Обеспечить качество образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей.

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы. / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [текст].
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Концепция модернизации образования до 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emf.sar.ru
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.mon.gov.r/dok
  • Федина, Н.В. Концепция качества дошкольного образования: проект. / Н.В.Федина [текст].
  • Федина, Н.В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н.В.Федина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.isiorao.ru/news/fgos_DO_Fedina.php
  • Филюк, Е.В. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Новые технологии управления качеством образования / Е.В.Филюк. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sinncom.ru
  • Панасюк, В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П.Панасюк. – М., 2000.
  • Сафонова, О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А.Сафонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.
  • Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление педагогическим процессом по результатам. Издание третье, перераб. и доп. Библиотека руководителя ДОУ / П.И. Третьяков, К.Ю.Белая. - М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2010. - 312 с.
  • Чумичева, Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 400 с.
  • Данный параметр должен быть включен в общую систему оценки после формирования федеральным уполномоченным органом перечня примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.


    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ГОРОДА МОСКВЫ

    1. Совершенствование системы управления качеством образовательных услуг средних школ города Москвы

    ВВЕДЕНИЕ.. 2

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 4

    1.1 Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования 4

    1.2. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления качеством образования. 12

    1.3. Современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования…16

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА МОСКВЫ... 23

    2.1. Количественная характеристика общеобразовательных учреждений города Москвы.. 23

    2.2. Анализ системы управления образованием в городе Москве. 30

    2.3.Анализ существующей системы лицензирования и государственной аккредитации общеобразовательных учреждений города Москвы.. 40

    ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.. 50

    3.1. Основные проблемы московского механизма обеспечения государственных гарантий качества образования. 50

    3.2. Предложения по решению основных проблем московской системы обеспечения государственных гарантий качества образования. 54

    3.3. Оценка эффективности работы системы управления общим образованием города Москвы 60

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 65

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 67

    ВВЕДЕНИЕ

    Тема данной работы посвящена рассмотрению вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий качества образовательных услуг, на примере работы Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы


    Актуальность темы. Перемены в экономической жизни России затронули все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 10 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос.

    Одновременно с количественным ростом начинается и качественный рост рынка образовательных услуг. Это относится и к структуре спроса, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения, которое характеризуется бурным развитием негосударственных образовательных учреждений, созданием новых образовательных программ , направлений и дисциплин.

    Однако государство, как и прежде, остается гарантом получения гражданами РФ не только обязательного , но, что еще важнее, качественного общего образования.

    Проблема качества образования находится в центре внимания общественности и государств всех развитых стран мира. Качественное образование в постиндустриальном мире становится фундаментом национального прогресса и безопасности. В концепции модернизации российского образования обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования и создание условий для повышения качества образования названы приоритетными направлениями образовательной политики.

    Таким образом, объектом исследования данной работы является система управления качеством образования города Москвы.

    Предмет исследования – механизмы обеспечения качества образования органами управления образование города Москвы.

    В связи с вышеизложенным целью данной работы является разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения государственных гарантий качества образования посредством процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений общего образования в Москве.

    В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи :

    Изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся анализа содержания и структуры образовательной услуги в качестве объекта управления, определить ее роль и специфику в условиях современного отечественного рынка, отметить особенности образовательных услуг;

    Рассмотреть и проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую государственное управление качеством образования;

    Изучить современный российский и зарубежный опыт управления качеством образования;

    Рассмотреть и проанализировать систему управления образованием города Москвы, изучить существующий механизм проведения процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений общего образования города Москвы;

    Разработать предложения по совершенствованию системы управления качеством образования в городе Москве;

    Разработать критерии оценки эффективности системы управления качеством образования в городе Москве.


    Теоретической и методологической основой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также по проблемам качества образовательных услуг, нормативные и законодательные акты Российской Федерации, методические документы в сфере лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, организационная и статистическая документация Городской службы лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся Департамента образования города Москвы, а также материалы специализированных тематических интернет-ресурсов.

    Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию системы управления качеством образования в городе Москве.

    В связи с ограниченностью объема работы в ней мы сконцентрируем внимание на обеспечении качества образования в общеобразовательных учреждениях, как основном звене системы Российского образования.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

    1.1 .Образовательные услуги как объект исследования и управления, понятие качества образования

    Постановления (указы) руководителей администрации субъекта РФ (губернатора),

    Постановления Правительства субъекта РФ.

    В соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений.

    В Москве базовыми региональными законами являются:

    Закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве». Устанавливает принципы деятельности органов государственной власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления , образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.;

    Закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве» регулирует отношения, с реализацией права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное общее образование в государственных образовательных учреждениях в различных формах и объеме, установленном государственными общеобразовательными стандартами определяет дополнительные требование к содержанию основных общеобразовательных программ в части московского регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования и особенности деятельности образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учетом региональной специфики субъекта Российской Федерации города Москвы. Законом установлена обязательность получения среднего (полного) общего образования;

    Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получения начального профессионального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы в различных формах и объеме, установленном государственными образовательными стандартами; определяет формы участия органов государственной власти города Москвы, предприятий и организаций города Москвы всех форм собственности, федерального органа государственной власти в области содействия занятости населения, государственно-общественных координационных советов города Москвы по подготовке квалифицированных рабочих кадров, профессиональных союзов в развитии начального и среднего профессионального образования в городе Москве, отвечающего потребностям профессионального развития и самоопределения личности, развития инфраструктуры и рынка труда города Москвы.