1

В статье обсуждаются проблемы подготовки учителя начальной школы в условиях прикладного бакалавриата. Описаны инновационные формы учебного процесса, обеспечивающие самоопределение студентов, получение ими личностного опыта, формирование их профессионального самосознания. Показано, что важнейшим условием решения задачи профессионального самоопределения является погружение студентов в реальную педагогическую практику, начиная с первых дней обучения. Выявлены особенности организации педагогической практики студентов для развития их профессионального самосознания: 1) начальное игровое погружение в педагогическую проблематику, 2) ее сетевой и межвозрастной характер, 3) непрерывность, 4) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра. Усложнение традиционных задач педагогической практики по мере взросления студента (от первичного столкновения с педагогической реальностью через пробы с сопровождением к самостоятельному педагогическому действию) параллельно ведет к усложнению и детализации образа себя как будущего педагога. Доказано, что сочетание классического университетского обучения и постоянной педагогической практики приводит к возможности интеграции студентом теории и практики и повышает уровень профессионального самосознания будущего педагога.

профессиональное самоопределение

подготовка учителя начальных классов

практика

1. Ефлова З. Б. Позиционирование педагога как требование и проблема внедрения ФГОС нового поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. Т. 3. Вып. 1. Начальное образование: соответствие стандарту. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2012. – 386 с. – С. 307-313.

2. Лаврентьева Е. А. Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 54–60.

3. Лукина А. К. Особенности мотивации студентов – будущих педагогов //Материалы международной научно-практ. конф. Достижения высшей школы 15–22 ноября 2014 г. София, 2014.

4. Попованова Н. А., Шадрина М. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности будущего педагога // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 2. – С.82-88.

5. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

6. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 320-336.

7. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

Реформа образования в России требует нового учителя, носителя гуманистических ценностей, владеющего современными образовательными технологиями. Современный этап общественного развития в России характеризуется высоким уровнем неоднородности детского сообщества, что требует от учителя толерантности, способности к распознаванию проблем ребенка и выбору (поиску, созданию) адекватных средств их решения . Роль учителя начальной школы, по нашему мнению, заключается не только в создании условий для развития и становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности , но, прежде всего, в эмоциональном развитии, формировании позитивного самоотношения и самооценки, уверенности в себе, умения устанавливать отношения со сверстниками. Э. Эриксон называл этот период «трудолюбие против чувства неполноценности» .

Успешность профессиональной подготовки будущих педагогов определяется осознанностью выбора будущей профессии, адекватностью представлений студентов о содержании педагогической деятельности, о тех качествах личности и профессиональной компетентности, которыми они должны овладеть. Н. А. Попованова и М. А. Шадрина показали, что значимым компонентом профессиональной компетентности будущего педагога является личностный опыт студента, который может быть сформирован только при его включении в реальную профессиональную деятельность .

Целью нашей работы стало выявление особенностей организации практики будущих учителей начальных классов для создания условий профессионального самоопределения студентов - будущих педагогов.

Материалом для написания статьи послужили данные опросов студентов прикладного бакалавриата Сибирского федерального университета (СФУ) по профилю «Учитель начальных классов», проведенных в 2014-2016 гг., студенческие дневники практик, их рефлексивные отчеты об учебных событиях, материалы студенческих творческих отчетов о завершенном этапе практики. Работа велась в рамках эксперимента.

Методы исследования: опрос, полуструктурированное интервью, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности студентов (дневников практик, рефлексивных отчетов, творческих презентаций).

Опрос о мотивах поступления студентов-первокурсников СФУ по профилю «Учитель начальных классов» от 2014 года показал, что только 8% поступивших не испытывали колебаний, а 2/3 опрошенных испытывали серьезные сомнения в выборе будущей профессии. Треть опрошенных выбрали это направление в силу невозможности получения той профессии, которую им действительно хотелось бы получить. Ведущим мотивом выбора направления обучения для 82 % опрошенных является «работа с людьми», что позволяет говорить об общегуманитарной направленности большинства студентов .

В первые дни учебных занятий 2014 и 2015 годов нами был проведен опрос студентов - будущих учителей начальных классов относительно их представлений о качествах личности, важных для педагогической деятельности. Важнейшими были названы такие качества, как: профессионализм, компетентность , терпимость, тактичность, доброта, организаторские способности, авторитетность, справедливость, человечность, ответственность, порядочность. За общегуманистическими образами педагога у студента пока нет представления о сущности педагогического труда, о тех требованиях, которые предъявляет педагогическая профессия к её носителю. Это тормозит развитие адекватной учебной мотивации студента и его проектирование собственного профессионального развития .

Средством обогащения индивидуального опыта студента может быть реализация программ прикладного бакалавриата, смысл которого - обучение через раннее включение студентов в реальную педагогическую деятельность и создание условий для рефлексии этой деятельности. Этот подход делает возможным работу в «зоне ближайшего развития» самого студента. Приобретение студентами опыта взаимодействия с детьми и с будущими коллегами, опыта педагогической деятельности дает связь теоретического обучения и непосредственной практики. Этапность и событийность учебного процесса, когда событие понимается как оформление завершенного этапа учебной или практической деятельности, позволяет обеспечить осмысленность деятельности студента на практике .

В целях построения более адекватного образа профессионала и обеспечения более глубокого понимания смысла педагогической профессии был проведен интенсивный семинар (организационно-деятельностная игра), состоящий из нескольких этапов:

  • Запуск игрового действия.
  • Поиск путей решения игровой проблемы.
  • Выделение профессионально-педагогического содержания игры.
  • Выход из игрового действия на самопознание и обнаружение собственных установок на профессиональное образование.
  • Знакомство с дисциплинами и местами практики в 1 и 2 семестрах, уточнение и присвоение образовательных задач.

Для того чтобы практика студентов-педагогов обеспечивала построение адекватного образа профессии, самопознание и профессиональное самоопределение студентов-первокурсников, она должна быть построена с учетом их возрастных особенностей, а также особенностей их социальной ситуации. Мы видим три характеристики студенческой педагогической практики, существенно влияющих на становление и развитие профессионального самосознания будущих учителей: 1) непрерывность в течение всего учебного семестра; 2) возможность для сотрудничества со студентами других курсов и других ступеней образования; 3) включение заданий по практике в академические дисциплины семестра.

Прежде всего, практика должна быть непрерывной, т. е. продолжаться на протяжении всего учебного года. Непрерывность практики обеспечивает развития способности студента строить со-бытийную общность с учениками и педагогами школы, формирует чувство ответственности, позволяет видеть плоды и результаты собственной деятельности.

Важная особенность этой практики - ее межвозрастной и сетевой характер. На практику одновременно выходят студенты различных курсов бакалавриата и магистратуры, а также студенты педагогического колледжа. Такой подход позволяет обеспечить: 1) взаимную представленность различных студенческих возрастов и уровней образования; 2) само- и взаимообучение через совместное решение задач практики, участие в совместной деятельности; 3) формирование способности к совместной педагогической деятельности.

Третья важная особенность этой практики - её органичная включенность в целостную систему учебной деятельности студента, включающую такие элементы: «учебный предмет» - «практика» - «событие» - «исследование» - «рефлексия» - «постановка вопроса». Учебный предмет даёт некоторое теоретическое знание, которое становится присвоенным только в результате проверки его на практике, открытии и переоткрытии его в собственной исследовательской деятельности. Поэтому в рамках каждого учебного предмета студентам формируется задание, которое студент выполняет на практике, закрепляя тем самым полученное знание, осваивая применение знания в реальной педагогической ситуации. Качество выполненного задания, а также образовательный прирост студента отслеживается преподавателем учебной дисциплины. Вместе с тем выполнение заданий на практике, участие в организации жизнедеятельности детей в школе ставят перед студентом новые вопросы и проблемы, ответы на которые он ищет в ходе теоретического обучения.

Задачи практики меняются по мере взросления студента. В первом семестре основная задача - «почувствовать» ребенка и себя во взаимодействии с ним. Это осуществляется за счет организации свободного времени школьников, проведения активных перемен, помощи в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, помощи в выполнении детских домашних заданий. Групповое выполнение большинства заданий практики дает возможность «деятельного» знакомства с одногруппниками и студентами других ступеней образования, что обеспечивает впоследствии качественное учебное, профессиональное и личное общение. Первичное деятельное столкновение с педагогической реальностью дает возможность студенту избавиться от массы иллюзий; увидеть школу уже не учеником, но возможным будущим учителем. Это ведет к уточнению собственных представлений о труде учителя, об ученике, о своем месте в этой школьной реальности.

Задача практики второго семестра - понять урок и его внешнюю организацию; совершить реальное действие с группой детей во внеурочном пространстве, что обеспечивает укрепление студента в своем педагогическом самоопределении, дает представление о педагогическом сотрудничестве и запускает новый виток внутриличностной работы студента.

В третьем семестре происходит углубление задач предыдущих семестров, а также разработка проекта собственного урока и проба его проведения. Общая задача практики этого этапа студенческой жизни - профессионально-педагогическое самоопределение студентов, проба установления доверительных отношений с ребенком во внеурочной деятельности, наблюдение за деятельностью учителя, проба организаторского действия с группой детей.

В течение 4-8 семестров на практике традиционно будущие педагоги усваивают и отрабатывают методики и технологии построения учебного процесса в младшей школе, постепенно наращивая свой исследовательский потенциал. Задачи педагогического самоопределения должны стать сопутствующими и цементирующими их профессионального инструментального оснащения.

На всех этапах практики большое внимание уделяется развитию рефлексивных способностей студентов: от них требуется не только описать проведенные мероприятия, заполнить дневник практик, но и ответить на вопросы о собственных затруднениях, способах их разрешения, взаимодействии в группе студентов, отношениях с наставниками практики, с родителями учеников, с администрацией. По итогам семестровой практики проводятся совместные студенческие конференции, где будущие учителя в минигруппах в форме творческих презентаций размышляют о достигнутом и неудавшемся. Важно, что конференция, так же как и практика, межвозрастная и сетевая: есть чему учиться друг у друга, создавая прототип собственного профессионального сообщества.

По итогам практики первого года обучения более 80 % студентов отметили, что они проводили внеучебные мероприятия, активные перемены, психологические исследования; 63 % - осуществляли наблюдение за деятельностью учителя, детьми и их взаимодействием; почти половина оказывали помощь в выполнении домашних заданий во время работы группы продленного дня, работали с документами, и т.д. Таким образом, очевидно, что деятельность студентов была достаточно разнообразной и охватывала различные компоненты профессиональной деятельности учителя.

Отвечая на вопрос о развитии компетенций в ходе практики, значительная часть студентов отмечала развитие коммуникативных, организаторских способностей, инициативности, самостоятельности, стрессоустойчивости. Четвертая часть студентов отметили, что уже могут применять на практике знания из психологии личности, социальной психологии и теории учебной деятельности, т.е. из того, что узнали на учебных дисциплинах, а у 12 % повысился интерес к дальнейшей работе с учениками, к профессии учителя. Также студенты отметили, что стали более уверенными, сдержанными, «волнение при общении с классом ушло», стали внимательно относиться к детям, к каждому ребенку, стали более опытными, больше узнали о жизни класса - 35 %, 8 % отметили, что приобрели необходимые знания по организации развивающих уроков.

Также появились новые трудности, которые студенты не отмечали в течение прохождения практики, но заговорили о них в конце года, а именно: агрессивное поведение детей, в основном мальчиков, и неумение с ним справиться - эту сложность отмечали более трети студентов. Пятая часть студентов испытывала трудности в работе с детьми-инофонами, фиксировали недостаток своих компетентностей в этой сфере. Эта отсроченная фиксация затруднений ценна и может говорить о внутреннем усложнении образа ученика и ребенка и образа себя как ответственного за изменения в этом ученике, ребенке.

Отрадно, что значительная часть студентов стали осознавать роль ответственности в деятельности педагога. Они отмечают, что педагог закладывает фундамент, основу для становления личности ребенка, что «от педагога зависит будущее ребенка», «педагог начальных классов - это вторая мама». Причем, на втором курсе значительно увеличивается количество студентов, которые считают, что «профессия педагога очень ответственная», и отмечают развитие этого качества у себя. В опросе в конце 3 семестра студенты отметили, что практика помогает им лучше понимать детей, видеть свои пробелы в знаниях, развивать профессионально важные качества.

Надо отметить, что практика повлияла и на изменения отношений студентов с преподавателями университета - руководителями практики: почти вдвое (с 80 до 45 %) уменьшилось количество тех, кто не понимает, как выполнять задания практики, около 40 % отметили, что им стало «проще, так как они имели опыт, и знали конкретную цель практики»; многие стали отмечать возникновение совместной работы со школьными учителями, здесь прослеживается положительная динамика. Если во втором семестре только 12 % студентов отмечали наличие доверительных отношений с учителями, то по итогам 3-го семестра 25 % студентов отмечают, что «учитель стал больше нам доверять» и «пришло понимание, что наставник всегда готов нам помочь». Это важный момент, который говорит нам о встраивании студентов в учебно-профессиональное педагогическое сообщество, о создании событийной общности и сотрудничества между учителем и студентом-практикантом. От учителя в первую очередь студент получает основную помощь и приобретает необходимые навыки, нужные в педагогической сфере. Практикант наблюдает за учителем, учится у него, анализирует его действия и пробует сопоставлять и применять эти действия к себе.

По последним опросам с 23 % до 40 % выросло количество студентов, точно принявших решение стать учителями. Все из этих 40 % в своих самоотчетах на вопросы о причинах своего решения отмечают положительную роль практики: описывают из своей учебной практики ситуации-вызовы, ситуации успеха, ситуации-удивления.

Однако также существенно увеличилось количество «сомневающихся» - с 23 % до 35 % от общего числа студентов. Мы считаем это также положительной динамикой развития профессионального самосознания будущих педагогов. Это говорит об их серьезном отношении к выбору будущей профессии, к содержанию педагогического труда, развитии рефлексивных способностей, роль которых необычайно важна в деятельности педагога .

Воздействие практико-ориентированных форм учебной работы и собственно педагогической практики на профессиональное становление студентов - будущих педагогов многопланово. Можно выделить общие, типичные результаты:

Уточнение студентами конкретных знаний о профессии педагога, формирование проблемного поля освоения и развития педагогической деятельности.

  1. Постановка студентами ценностно-смысловых вопросов педагогической деятельности, профессионально-педагогическое самоопределение, осознание своих возможностей в осуществлении педагогической деятельности.
  2. Вхождение в педагогическую среду и культуру, развитие рефлексивных способностей, социальных и профессионально- педагогических компетенций
  3. Формирование у студентов установки на учебу, на осмысление своих ресурсов и дефицитов как профессионала.
  4. Группообразование, знакомство, формирование студенческой событийной общности, являющееся важным условием личностного развития студентов.

Библиографическая ссылка

Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24252 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Заключение ответственного руководителя практики о работе студента(технические навыки, охват работы, качество, активность, дисциплина)

Примеры характеристик студента с места практики

За время прохождения производственной практики в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Колледж искусств» студентка _________________ проявила себя дисциплинированной, стремящейся к получению знаний, навыков и умений, необходимых в данной области управления. Основной задачей её практической работы стало ознакомление с основными аспектами работы отдела кадров колледжа. Под руководством опытного специалиста, начальника отделов кадров колледжа изучала основные законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; кадровую политику и стратегию предприятия; порядок составления прогнозов, определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; состояние рынка труда; системы и методы оценки персонала; методы анализа профессионально квалификационной структуры кадров; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; методы учета движения кадров, порядок составления установленной отчетности; возможности использования современных информационных технологий в работе кадровых служб.

Несмотря на короткий срок прохождения практики ___________ проявила себя активной, дисциплинированной студенткой, смогла охватить очень большой объем необходимой информации. Помогала оформлять личные дела вновь принятых сотрудников. Изучала основы работы с информационно-правовыми системами « Гарант» и « Консультант».

Ко всем заданиям своей производственной практики ______________ относилась очень ответственно, поручения с документами выполняла аккуратно. Практическая работа ____________ заслуживает высокой оценки.

За время прохождения практики ознакомилась со структурой организации, порядком ведения кадрового делопроизводства, учета и хранении документов. Принимала участие в подготовке документов.

В отношении профессиональных качеств _____________ проявила себя как человек компетентный, исполнительный, аккуратный, ответственно относится к порученным заданиям. Умело применяет теоретические знания, полученные в период обучения в практической деятельности ______________ внимательна при работе с документами, легко ориентируется в их содержании. Владеет навыками работы за компьютером, которые использовала при составлении различных документов.

В межличностных отношениях вежлива, общительна, легко приспосабливается к работе в коллективе.

В период прохождения практики ___________________ проявила себя дисциплинированным и ответственным сотрудником. Четко соблюдала распорядок рабочего дня компании, следовала поставленным указаниям, заданиям.

Изучала процесс управления персоналом компании, применяла теоритические и практические навыки в работе. В процессе студентка имела возможность не только изучать документацию, но и принимала участие в её составлении, чем показала высочайшую степень знаний в области кадрового документооборота.

По моему мнению ______________ показала хорошие знания теории на практике.

Стандартная характеристика содержит следующие сведения:

1. Имя, отчество и фамилии сотрудника, дата рождения, образование.

2. Указывается место работы, с которого выдается характеристика, называются должности, которые занимал сотрудник, за время работы в данной компании, и обязанности, которые он выполнял.

3. Указываются положительные качества сотрудника (личные и деловые); сведения о поощрениях и наградах.

4. Сведения о курсах повышения квалификации, которые прошел сотрудник, а также его участие в различных проектах компании.

5. Указывается, для каких целей и для кого выдается характеристика.

Пример характеристики на сотрудника

ХАРАКТЕРИСТИКА

На маркетолога ООО «ДаунТаун» Иванова Николая Евгеньевича

Иванов Николай Евгеньевич 1985 года рождения. В 2007 году закончил с отличиемГосударственный Университет Гуманитарных Наук.

Работает на должности маркетолога с октября 2009 года.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Является настоящим профессионалом, умело руководит вверенным ему направлением, пользуется заслуженным уважением среди сотрудников.

Н. Е. Иванов постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относиться к выполнению должностных обязанностей.

Руководство компании выделяет постоянное стремление Н. Е. Иванова к профессиональному развитию: в настоящее время он получает дополнительное профессиональное образование по специальности «управление персоналом».

За добросовестное отношение к работе награжден грамотой «Лучший сотрудник 2009».

В общении с коллегами дружелюбен и внимателен. За время работы внедрил конкретные предложения, которые оказали благотворное влияние на деятельность компании.

Характеристика выдана для представления по месту требования.


Андреев

А. А. Андреев

Дата, печать
Пример характеристики на студента

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Николая Евгеньевича
1985 года рождения, украинца, образование высшее

Иванов Н.Е. - выпускник инженерно-экономического факультета киевского Национального Университета Технологи и Дизайна. За время обучения проявил себя как старательный студент, постоянно повышал свой профессиональный уровень. Иванов Н.Е.. неоднократно принимал участие в научных конференциях. Выступал с содержательными докладами по тематике маркетинга. Выпускник также принимал участие в межуниверситетской студенческой конференции «Новое поколение Маркетологов», где выступил с темой: «Падение медиа-бюджетов в условиях финансового кризиса».

Иванов Н.Е.. с первого курса работал над темой дипломной работы «Интернет-маркетинг». Дипломная работа показывает, что выпускник прекрасно ориентируется в исследованном материале и свободно владеет теоретическими основами, удачно соединяет теорию с практическим анализом реальных компаний.

Следует отметить, что Иванов Н.Е.. печатался в журналах «Выпускник», «Молодые Предприниматели».

Выпускник требователен к себе, пользуется уважением среди товарищей и преподавателей факультета.

Декан инженерно-экономического факультета
Сидорова

Л. К. Сидорова

Выпускник инженерно-экономического факультета Государственного Университета Гуманитарных Наук (специальность: маркетинг, дневная форма обучения). Дата, печать

Пример характеристики на студента с места практики

ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Название практики: преддипломная.

2. Место прохождения практики:
ООО «ДаунТаун»,
г. Москва, ул. Тимура Фрунзе 2. оф. 1,
тел. (044) ___ __ __

3. Выполняемая студентом работа на предприятии (подразделении):
Изучение внутренней документации компании (документы по кадрам, внутренние процедуры, должностные инструкции), изучение опыта работы компании «ДаунТаун», анализ деятельности предприятия, знакомство с отчетностью и планами компании.

4. Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
Иванов Николай Евгеньевич за время прохождения преддипломной практики показал хороший теоретический уровень подготовки в вопросах управления предприятием. Всю порученную работу выполнял добросовестно. Стремился приобретать новые знания, чтобы быть еще более полезным. В целом работу Николаева Н. А. можно оценить на «отлично».

5. Время прохождения практики:
Прибыл ______________
Убыл ________________

Генеральный директор ООО «ДаунТаун»
Музафаров

С. Г. Музафаров

Настоящая характеристика выдана студенту Государственного Университета Гуманитарных Наук Иванову Николаю Евгеньевичу.

Характеристика студента с места практики - это документ, прилагаемый к отчету о преддипломной или производственной практики. Она составляется ответственным лицом организации или руководителем студента. Но, как правило, руководитель доверяет студенту написать на себя характеристику самостоятельно. Рассмотрим ее содержание основные требования к оформлению.
Что пишут в характеристике на студента?

Заголовок с указанием места прохождения, информация об организации и ее реквизиты
Эта информация должна быть юридически достоверна.

Информация о сроках прохождения практики
Может располагаться в произвольном месте характеристики (см. ниже).

Описание должностных обязанностей студента
Пример: В обязанности практиканта Петрова В.Д. входило составление трудовых договоров, проверка анкетных данных сотрудников организации, работа с бухгалтерскими документами и оформление архивной документации.

Характеристика теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков
Пример: Практикант Иванов А.Б. успешно применял полученные в Университете теоретические знания для выполнения заданий на производстве. Помимо этого,
в период прохождения практики студент изучил структуру предприятия и координацию отделов, освоил основные принципы документооборота, составления отчетности и договоров.
Оценка выполненной студентом работы
Пример: Руководство организации ООО "Образец" положительно оценивает работу студента Петрова П.С. в период с ___ по ____, все поставленные задачи были им выполнены в срок с соблюдением требований к качеству исполнения.

Характеристика профессиональных качеств студента
Проявляет внимательность к мелочам, особенно к финансовым документам. Работоспособен, исполнителен. Компетентен в профессиональной сфере.

Оценка личных качеств практиканта
Пример: Общителен, дружелюбен, проявляет инициативу, стремится помогать коллегам и работать в команде.

Итоговая оценка
Пример: Результаты работы студента Петрова В.Г. в рамках производственной практики заслуживают оценки "отлично".

Печать, дата, подпись руководителя
Подпись должна быть заверена в отделе кадров.

Отметим, что недостатки и недочеты, в отличие от рецензии на дипломную работу, указывать необязательно.
Пример характеристики с места практики

Другие примеры смотрите ниже.

Характеристика

На студента Кафельникова Михаила Львовича, проходившего практику во ФГУП "Электроавтоматика" с 11.04.11 по 28.04.11.

Студент Кафельников М.Л. проходил практику в отделе разработки и внедрения автоматизированных систем. За время производственной практики на Кафельникова М.Л. были возложены следующие обязанности:

Составление конструктивных схем сбора двигателей малой мощности.
Систематизация отчетной документации.
Доработка чертежей базовых деталей производственного оборудования.

В течение всей практики Кафельников М.В. показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.
Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области машиностроения, закрепляя и развивая их в процессе производственной практики.

За время работы студент освоил и закрепил следующие практические навыки:

Составление проектных чертежей.
Монтаж базовых частей промышленного оборудования.
Корректировка рабочих параметров производственных установок.

Также практикант получил опыт работы в инженерном коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу студента Кафельникова М.В. в течение всего срока практики на "отлично" и рекомендую его к зачислению в производственный штат предприятия по окончании университета.

Главный инженер ФГУП "Электроавтоматика", доктор технических наук, профессор Белобородов С.В.

ОТЧЕТ

О прохождении производственной (педагогической) практики

Магистром I курса по направлению

«44.04.01 - Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Образование в области безопасности жизнедеятельности»

ФИО магистранта

Ибаева Татьяна Губатуллиновна

Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

Екатеринбург, 2018

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики

магистранта __1__ курса по направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности.

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: Уральский государственный педагогический университет. Факультет безопасности жизнедеятельности.

Сроки прохождения практики: 15.01.2018 – 25.03.2018;

21.05.2018 – 03.06.2018

Руководитель практики: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

Гафнер Василий Викторович

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Индивидуальный план работы магистранта

________ Ибаева Татьяна Губатуллиновна ____

(фамилия, имя, отчество )

Дата Содержание деятельности Форма отчетности Отметка о выполнении Подпись руководителя
15.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции
17.01-17.02 Присутствие на занятиях педагогов эссе
18.02-25.03 Проведение занятий Конспекты занятий
18.02-25.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий Аналитический отчет
18.02-25.03 Анализ среды образовательного учреждения Аналитический отчет
21.05-03.06 Подготовка отчета Составление отчета по практике


Магистрант______________________ ФИО Ибаева Т.Г.


Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

________________Ибаева Татьяна Губатуллиновна ______________

(фамилия, имя, отчество )

Сроки и место прохождения практики: с 15.01-25.03. 2018г. _и с 21.05-03.06.2018г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики познакомилась с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета, посетила занятия преподавателей, разрабатывала конспекты занятий и проводила на практике, где применялись современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса (кейс-технологии, тренинговые технологии); кроме этого разрабатывались - учебно-технологическая карта, индивидуальный образовательный маршрут и т.д.

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности, овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом, расширение жизненного опыта.

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и закрепила теоретические знания, расширила и повысила основные профессионально-педагогические умения, навыки; вспомнила основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; узнала современные методы мониторинга в процессе педагогической деятельности; проявила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: практика на базе университета отнимает много времени от постоянного места работы, работодатель неохотно идет на встречу

содержательные : возникли сложности преподавания в студенческой среде, так как до этого была ориентирована на школьников. У школьников урок 40 минут, у студентов 1,5 часа, это существенно по нагрузке на преподавателя, кроме этого манера изложения для школьника и для студента различается, студенты быстрее «схватывают» материал, быстро записывают и времени на это у них уходит меньше чем у школьника, было тяжело правильно распределить время занятия.

другие_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития: благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому школьнику. Овладение новыми образовательными технологиями, формами и методами преподавания, дает мне хорошую перспективу применения их в своей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.