• знать, что такое паронимы;
  • уметь определять разницу в их значении и области употребления;
  • иметь при себе словарь паронимов;
  • в процессе решения практических заданий запомнить как можно больше случаев употребления тех или иных паронимов.

Теория

Паронимы - это слова, похожие друг на друга по произношению и морфемному составу, но отличающиеся лексическим значением. Такие слова легко перепутать и употребить одно вместо другого. Например, слова "адресат" и "адресант" - паронимы. На письме и при произношении разница всего в одной букве, но по значению слов разница ощутима: адресат - тот, кому посылают письмо, адресант - тот, кто его посылает.

Задание 5 ЕГЭ по русскому языку призвано проверить знания ученика в сфере паронимов и областях их употребления. Некоторые слова, данные в этом задании, мы встречаем в речи часто и легко найдем ошибку в их употреблении, а также исправим её. А с некоторыми из них придется попотеть. Когда возникают сложности, без словаря паронимов не обойтись. Чтобы найти в словаре нужное Вам слово, нажмите Ctrl+F и начните вводить искомое слово.

Словарь составлен на основе словаря паронимов из демоверсии ЕГЭ 2018. Если Вы решаете тесты на "РЕШУ ЕГЭ", то не удивляйтесь, если некоторых слов Вы здесь не найдете: "РЕШУ ЕГЭ" использует больше слов, чем дано в словаре ЕГЭ.

Словарь паронимов

Абонемент - документ, подтверждающий право на пользование чем-то.
Примеры употребления: приобрести абонемент, абонемент в спортзал, абонемент в библиотеку.
Абонент - пользователь услуг, обладатель абонемента.
Примеры употребления: абонент телефонной сети, жалобы от абонентов, абонент не отвечает.

Адресат - тот, кому посылают почтовое отправление.
Примеры употребление: адресат указан неверно, место подписи адресата.
Адресант - тот, кто посылает почтовое отправление.
Примеры употребления: адресант ошибся при указании почтовых реквизитов, адресант - это отправитель.

Артистический - то, что предназначено для артиста или свойственно ему, нечто, исполненное с искусством.
Примеры употребления: артистический путь, артистическая среда, артистическая гримерная, артистическое кафе, артистическая душа, любоваться артистической работой.
Артистичный - человек выдающийся своим артистизмом и виртуозностью.
Примеры употребления: артистичный человек, очень артистичный, артистичное выступление.

Бедный - не располагающий достаточных количеством средств и ресурсов, небогатый; несчастливый.
Примеры употребления: бедный человек, бедный интерьер, бедная одежда, бедное жилище, бедное воображение; моя бедная девочка.
Бедственный - наполненный бедствиями, лишениями; тяжелый.
Примеры употребления: бедственное положение, бедственное состояние.

Безответный - не получивший ответа.
Примеры употребления: безответная любовь, безответное письмо, безответная просьба.
Безответственный - не имеющий способности нести ответственность, отвечать за кого-либо или что-либо.
Примеры употребления: безответственный человек, безответственный поступок.

Благодарный - ощущающий и передающий чувство благодарности, признательности; (перен.) дающий возможность ожидать положительные результаты.
Примеры употребления: благодарный пёс, благодарный взгляд; благодарный труд.
Благодарственный - выражающий благодарность.
Примеры употребления: благодарственное письмо, благодарственные слова.

Благотворительный - нацеленный на материальную поддержку нуждающихся.
Примеры употребления: благотворительный фонд, благотворительная акция.
Благотворный - оказывающий положительное влияние.
Примеры употребления: благотворное влияние, благотворная беседа.

Болотистый - богатый болотами.
Примеры употребления: болотистая местность, болотистая земля.
Болотный - предназначенный для нахождения на болоте; произрастающий или живущий на болоте
Примеры употребления: болотные сапоги; болотная лягушка, болотные мхи.

Будний - рабочий (всё, что относится к будним дням).
Примеры употребления: будний день, будний вечер.
Будничный - обыкновенный, повседневный, обычный.
Примеры употребления: будничное платье, будничное настроение.

Бывалый - опытный в каком-либо вопросе.
Примеры употребления: бывалый охотник, бывалые путешественники.
Бывший - прекративший своё существование; переставший занимать положение или должность.
Примеры употребления: бывшая школа, бывший врач.
Былой - минувший, прежний, прошедший.
Примеры употребления: былые времена, былые годы, былая слава.

Вдох - антоним слова "выдох".
Примеры употребления: сделать глубокий вдох.
Вздох - вдох и выдох, выражающие чувства и эмоции.
Примеры употребления: не вздыхай так, сказал со вздохом.

Вековой - существующий многие столетия, годы, веками.
Примеры употребления: вековые традиции, вековые дубы.
Вечный - не имеющий начала и конца, непрерывный.
Примеры употребления: вечный дождь, вечный покой, вечные ценности.

Великий - важный по своему значению, выдающийся.
Примеры употребления: великий поступок, великая роль, великий человек, великий писатель.
Величественный - наполненный достоинством, важностью, торжественный.
Примеры употребления: величественный вид, величественная осанка, величественное здание.

Восполнить - ликвидировать пробелы, добавить то, чего не хватает.
Примеры употребления: восполнить пробелы в знаниях, восполнить недостаток энергии.
Пополнить - сделать более полным, увеличить.
Примеры употребления: пополнить счет в банке, пополнить запасы еды.
Дополнить - сделать более полным, добавив сверх имеющегося.
Примеры употребления: дополнить содержание, дополнить роман новыми деталями.

Враждебный - выражающий неприятие и ненависть.
Примеры употребления: враждебный взгляд, враждебное отношение.
Вражеский - то, что принадлежит врагу.
Примеры употребления: вражеский танк, вражеская оборона.

Выбирать - брать нужное на основе каких-либо признаков из имеющегося; участвовать в выборах; найти время для чего-то.
Примеры употребления: выбирать самые свежие овощи; выбирать председателя; выбрать время для любимого дела.
Избирать - из всех вариантов выбрать нужный или желательный, отдать кому-либо или чему-либо предпочтение; голосованием выбрать исполнителя каких-либо обязанностей.
Примеры употребления: избрать ремесло делом своей жизни; избирать президента, ректора, право избирать и быть избранным.

Выгода - доход или прибыль, извлекаемая из чего-либо.
Примеры употребления: иметь свою выгоду, продать с выгодой, в чем твоя выгода?
Выгодность - свойство чего-либо, являющееся выгодным.
Примеры употребления: выгодность ситуации, выгодность местоположения, выгодность для страны.

Высокий - антоним к слову "низкий"; значительный по количеству; отличный по качеству; выдающийся по значению.
Примеры употребления: высокое окно, высокий мужчина; высокие темпы, высокие результаты, высокая температура; высокая отметка, высокое мастерство; высокое достоинство, высокое звание.
Высотный - то, что относится к высоте или находится на ней; очень высокий или многоэтажный.
Примеры употребления: высотные характеристики; высотный дом.

Гарантийный - являющийся гарантией или имеющий в себе гарантию.
Примеры употребления: гарантийный срок, гарантийный талон.
Гарантированный - утвержденный, обеспеченный.
Примеры употребления: гарантированное время отдыха, гарантированный заработок.

Гармонический - построенный на принципах гармонии.
Примеры употребления: гармонические пропорции, гармоническое колебание.
Гармоничный - наполненный гармонией, благостный.
Примеры употребления: гармоничный человек, гармоничный строй общества.

Глинистый - имеющий глину, богатый глиной.
Примеры употребления: глинистая почва, глинистая местность.
Глиняный - сделанный из глины.
Примеры употребления: глиняный горшок, глиняная ваза.

Годичный - длящийся в течение года, имеющий отношение к целому году.
Примеры употребления: годичная подписка на газету, годичные расходы, годичные кольца у дерева.
Годовалый - находящийся в возрасте одного года.
Примеры употребления: годовалый ребенок, прятать от годовалых детей.
Годовой - формирующийся как итог за год.
Примеры употребления: годовой отчет, годовой доход, годовая оценка результатов.

Горделивый - нечто, наполненное важностью, гордостью, высокомерием (обычно относится к неодуш. сущ.).
Примеры употребления: горделивый вид, горделивая походка.
Гордый - имеющий гордость и чувство собственного достоинства.
Примеры употребления: гордый человек, гордая душа, очень гордый.

Гордость - самоуважение, чувство собственного достоинства (или что-то/кто-то, вызывающее/ий это чувство).
Примеры употребления: говорить с гордостью, гордость не позволила, гордость страны.
Гордыня - чрезмерная, излишняя гордость.
Примеры употребления: его сгубили гнев и гордыня, непомерная гордыня затмила.

Гуманизм - активное движение во времена Возрождения; отношение к людям, наполненное любовью и заботой о благополучии человека.
Примеры употребления: аристократический гуманизм, гуманизм Толстого, настоящий гуманизм.
Гуманность - отношение к людям и поведение, отражающие человеколюбие.
Примеры употребления: проявлять гуманность, гуманность общества, гуманность приговора.

Гуманистический - прилагательное, относящееся к существительным гуманизм и гуманист (то, что может иметь отношение к гуманизму или гуманисту, то, что может проявить гуманист).
Примеры употребления: гуманистическое отношение к человеку, гуманистические идеи.
Гуманный - полный уважения и любви к человеку.
Примеры употребления: гуманные методы, гуманное отношение, гуманный суд.
Гуманитарный - адресованный личности, правам и интересам человека; имеющий отношение к общественным наукам, изучающим человека и его культуру.
Примеры употребления: гуманитарная помощь, гуманитарный груз; гуманитарное образование, гуманитарные науки.

Двоичный - основанный на счете парами или на комбинировании двух компонентов.
Примеры употребления: двоичный код, двоичная система счисления, двоичный разряд.
Двойственный - 1) неоднозначный; 2) двуличный, притворный; 3) различный, неопределенный.
Примеры употребления: двойственное положение дел, двойственное отношение, двойственное объяснение.
Двойной - 1) состоящий из двух элементов; 2) двойственный.
Примеры употребления: двойное окно, двойной оклад (зарплата); двойная игра.
Двоякий - выражающийся в двух видах.
Примеры употребления: двоякий смысл, двоякая польза.
Сдвоенный - совмещенный в один из двух.
Примеры употребления: сдвоенный провод, сдвоенный кабель.
Удвоенный - увеличенный в два раза.
Примеры употребления: удвоенная зарплата, удвоенная забота, с удвоенной силой.

Действенный - эффективный.
Примеры употребления: действенная поддержка, действенный порошок, действенные меры.
Действительный - 1) существующий в реальности; 2) имеющий силу, работающий.
Примеры употребления: действительное происшествие, действительная история, действительный абонемент, предложение еще действительно.
Действующий - то же, что и знач. 2 у "действительный".
Примеры употребления: это действующее предложение, действующий депутат, действующие правила.

Деловитый - серьезный, предприимчивый, толковый.
Примеры употребления: деловитый вид, деловитая походка.
Деловой - 1) относящийся к делу или работе; 2) опытный, знающий.
Примеры употребления: деловой костюм, деловая встреча, деловые партнеры; деловой человек, деловая личность.
Дельный - рабочий, способный к делу.
Примеры употребления: дельный совет, дельное предложение.
Деляческий - базирующийся на практике и прагматике.
Примеры употребления: деляческое решение, деляческий подход.

Демократический и демократичный в большинстве словарей являются синонимами. У этих слов 2 значения: 1) базирующийся принципах демократии и/или осуществляющий её; 2) свойственный непривилегированным широким слоям населения.
Несмотря на совпадение значений, эти слова не всегда могут быть взаимозаменяемыми: республика, строй, партия демократические, а не демократичные; характер человека, его манера держаться, одеваться, общаться демократичные, а не демократические . Однако в значении «свойственный широким слоям населения» эти слова остаются синонимами: демократичный (демократический) образ жизни, демократические (демократичные) взгляды.

Диктант - письменная работа, направленная на овладение правописанием, диктовка.
Примеры употребления: сегодня мы пишем диктант, сложный диктант, оценка, полученная за диктант.
Диктат - навязывание исполнения своих решений, требований.
Примеры употребления: строгий диктат, диктат власти, диктат моды.

Дипломант - личность, вознагражденная дипломом (конкурсным или образовательным).
Примеры употребления: достойный дипломант, дипломант кафедры культуры речи.
Дипломат - 1) лицо, наделенное полномочиями по контактам с другими государствами; 2) человек, умело и тонко действующий в отношениях с людьми.
Примеры употребления: иностранный дипломат, серьезный дипломат, настоящий дипломат.

Дипломатический - относящийся к дипломатии или дипломату: тонкий и искусный в сношениях с людьми; тонко рассчитанный, уклончивый.
Примеры употребления: дипломатическая служба, дипломатическая почта, дипломатическое представительство; дипломатическая беседа, дипломатические уловки, дипломатические усилия.
Дипломатичный - то же, что и дипломатический во 2-м значении.
Примеры употребления: дипломатичный человек, дипломатичный шаг, дипломатичный ответ, дипломатичный политик, дипломатичный отказ.

Длинный - 1) большой в длину; 2) долго продолжающийся, длительный.
Примеры употребления: длинная нить, длинные волосы; длинное приключение, длинная встреча.
Длительный - то же, что и длинный во 2-м значении.
Примеры употребления: длительное молчание, длительное отсутствие, длительная переписка.

Добротный - сделанный на совесть, качественно, прочно.
Примеры употребления: добротная кровать, добротный дом.
Добрый - 1) проявляющий доброту, заботу и отзывчивость по отношению к людям; 2) радостный, хороший, приносящий благо.
Примеры употребления: добрый человек, добрая девочка; добрая весть, доброе слово, добрый знак.

Доверительный - выражающий или содержащий доверие, способствующий его возникновению.
Примеры употребления: доверительная атмосфера, доверительная беседа.
Доверчивый - тот, кто сам доверяет.
Примеры употребления: доверчивый ребенок, доверчивый человек.

Дождевой - относящийся к дождю.
Примеры употребления: дождевой плащ, дождевая вода, дождевые облака.
Дождливый - изобилующий осадками, дождями.
Примеры употребления: дождливый день, дождливое лето, дождливый сезон.

Драматический - 1) относящийся к драме; 2) нацеленный на эффект, напыщенный; 3) напряженный, исполненный драматизма; 4) термин музыки: сильный, резкий (о голосе певца, противопоставленный лирическому).
Примеры употребления: драматический театр, драматическое искусство; драматический вид, драматическая пауза; драматический момент, драматическая развязка; драматический тенор, драматическое сопрано.
Драматичный - то же, что драматический в значениях 2 и 3.
Примеры употребления: драматичный сюжет, драматичная беседа.

Дружеский - 1) относящийся к другу; 2) проявляющий расположение, дружбу.
Примеры употребления: дружеская беседа, дружеский тон, дружеский вид.
Дружественный - базирующийся на дружбе и взаимном благожелании.
Примеры употребления: дружественные страны и народы, дружественные отношения.
Дружный - 1) относящийся к дружбе, основанный на согласии; 2) происходящий согласованно и одновременно.
Примеры употребления: дружная команда; дружный смех, дружный прием пищи.

Единичный - разовый, единственный.
Примеры употребления: единичный случай, единичный пример.
Единственный - 1) только один; 2) термин грамматики.
Примеры употребления: единственный сын, упустить единственную возможность; единственное число.

Желанный - 1) нечто, чего желают, к чему стремятся; 2) дорогой, милый.
Примеры употребления: желанное событие; желанный гость; желанный мужчина.
Желательный - 1) соответствующий интересам, желаниям, необходимый, нужный.
Примеры употребления: желательный эффект, желательное положение вещей, желательный исход.

Жестокий - 1) проявляющий жестокость, беспощадность, суровость; 2) очень сильный.
Примеры употребления: жестокий человек, жестокий правитель; жестокая зубная боль.
Жёсткий - 1) крепкий, плотный, твердый на ощупь; 2) строгий, суровый; 3) не терпящий отклонений.
Примеры употребления: жесткий пол; жесткий человек, жесткий тренер; жесткий график, жесткие сроки.

Живительный - дающий жизненные силы.
Примеры употребления: живительная прохлада, живительная влага.
Живой - 1) антоним к слову мёртвый; 2) имеющий отношение к живому: животным, растениям; 3) подвижный, активный; 4) усиленно проявляющийся, 5) выразительный, яркий.
Примеры употребления: живой солдат; живая природа, живая материя; живой мальчик, живой котенок; живой интерес, живое дело; живое поведение, живой взгляд.
Живучий - 1) способный выживать; 2) способный долго сохраняться.
Примеры употребления: живучая муха, живучий жук; живучая традиция.

Жизненный - 1) имеющий отношение к жизни; 2) важный для неё.
Примеру употребления: жизненный путь; жизненная сила, жизненная удача.
Житейский - бытовой, имеющий отношение к повседневности.
Примеры употребления: житейское дело, житейские мелочи, житейская суета.

Жилой - предназначенный для жилья.
Примеры употребления: жилой дом, жилой район, жилая площадь.
Жилищный - имеющий отношение к жилищу.
Примеры употребления: жилищный вопрос, жилищные условия.

Загородить - обнести оградой, преградить.
Примеры употребления: загородили сад, загородили проход.
Огородить - обнести оградой, изгородью.
Примеры употребления: огородить пространство, огородить участок.
Оградить - защитить от чего-либо.
Примеры употребления: оградить от несправедливых обвинений, оградить от скверного влияния.
Отгородить - отделить, обособить.
Примеры употребления: отгородить пространство для игрушек, отгородить место для содержания кроликов.

Занизить - представить в размерах меньших, чем на самом деле.
Примеры употребления: занизить заслуги человека, занизить статистические данные.
Понизить - 1) сделать ниже, 2) перевести на более низкую должность.
Примеры употребления: понизить важность события, понизить температуру воды; меня понизили на работе.
Снизить - уменьшить.
Примеры употребления: снизить скорость, снизить значимость, снизить цены.

Заплатить и оплатить - отдать плату за что-то, синонимы. Разница в форме употребления:
Заплатить + за + сущ. в В. п.
Примеры употребления: заплатить за проезд, заплатить за электричество, заплатить за билет.
Оплатить + сущ. в В. п.
Примеры употребления: оплатить проезд, оплатить абонемент, оплатить счет.

Заполнить - 1) наполнить целиком; 2) внести необходимые сведения.
Примеры употребления: заполнить зал, заполнить пространство; заполнить анкету.
Наполнить - 1) занять целиком; 2) занять время.
Примеры употребления: наполнить ящик, наполнить бокалы; наполнить жизнь радостью, наполнить время трудом.

Затрудненный - происходящий с трудом, с усилием.
Примеры употребления: затрудненное движение, затрудненное дыхание.
Затруднительный - доставляющий затруднения или содержащий трудности.
Примеры употребления: затруднительное положение, затруднительная ситуация, затруднительное дело.

Зачинатель - тот, кто кладет начало (зачин), основоположник.
Примеры употребления: зачинатель направления в литературе, зачинатель конкурса.
Зачинщик - тот, кто начинает нечто скверное и неблаговидное.
Примеры употребления: зачинщик скандала, зачинщик драки, зачинщик споров.

Звериный - 1) имеющий отношение к зверю; 2) жестокий, свирепый; 3) слишком сильный.
Примеры употребления: звериный рык, звериная шкура; звериная традиция; звериная боль.
Зверский - то же, что и звериный во 2 и 3 значениях.
Примеры употребления: зверский поступок, зверские разбирательства; зверская боль, зверский аппетит.

Звуковой - 1) имеющий отношение к звуку; 2) аппарат, который записывает или воспроизводит; 3) состоящий из звуков.
Примеры употребления: звуковая волна, звуковой сигнал, звуковое кино, звуковой аппарат.
Звучный - ясно звучащий, громкий, отчетливый.
Примеры употребления: звучный смех, звучный инструмент, звучный голос.

Злобный - 1) наполненный злобой, враждой.
Примеры употребления: злобный вид, злобный крик, злобный человек, злобные глаза.
Злой - 1) наполненный враждой, недоброжелательством; 2) вызванный злобой; 3) лютый, свирепый; 4) слишком сильный.
Примеры употребления: злой взгляд, злой умысел; злой медведь; злой мороз.
Злостный - проявляющий осознанную недобросовестность.
Примеры употребления: злостный прогульщик, злостный нарушитель.

Зрительный - 1) имеющий отношение к зрению; 2) предназначенный для зрителя.
Примеры употребления: зрительный нерв, зрительный канал; зрительный зал.
Зрительский - относящийся к зрителю.
Примеры употребления: зрительская похвала, зрительские отзывы, приз зрительских симпатий.

Изобретательный - тот, кто может изобретать, находчивый.
Примеры употребления: изобретательный мальчик, изобретательный ум.
Изобретательский - относящийся к изобретателю, изобретательству.
Примеры употребления: изобретательский талант, изобретательские соревнования, изобретательская деятельность.

Информативный - наполненный смыслом, содержанием, информацией.
Примеры употребления: информативный доклад, информативная передача.
Информационный - относящийся к информации.
Примеры употребления: информационное письмо, информационное сообщение, информационное бюро.

Информация - сведения о положении дел, обытиях окружающего мира.
Примеры употребления: важная информация, информация о ваших счетах, нужная информация.
Информированность - степень владения информацией, осведомленность.
Примеры употребления: информированность народа, информированность людей о своих правах, плохая информированность.

Иронический - относящийся к иронии как к тропу.
Примеры употребления: иронический прием, ироническая строфа, ироническое употребление слов.
Ироничный - имеющий целью насмешку, содержащий иронию.
Примеры употребления: ироничные слова, ироничный тон, ироничная кличка.
Слова иронический и ироничный остаются синонимами в значении «заключающий в себе насмешку»: ироническая (ироничная) улыбка, ироническое (ироничное) замечание.

Искусный - 1) мастерски делающий своё дело; 2) сделанный умело, с мастерством.
Примеры употребления: искусный мастер, искусная резьба, искусная картина.
Искусственный - неестественный, поддельный, притворный.
Примеры употребления: искусственный камень, искусственная улыбка.

Исполнительный - 1) имеющий целью исполнять что-либо; 2) старательно исполняющий обязанности, поручения.
Примеры употребления: исполнительный орган, исполнительная власть; исполнительный работник.
Исполнительский - относящийся к исполнителю.
Примеры употребления: исполнительское мастерство, исполнительский стиль.

Исходный - изначальный.
Примеры употребления: исходное положение, исходная точка, исходный уровень мастерства.
Исходящий - тот, который исходит, отходит или выходит, удаляется от начальной точки.
Примеры употребления: запах, исходящий от квартиры, исходящее письмо, исходящий документ.

Каменистый - изобилующий камнями.
Примеры употребления: каменистая почва, каменистый обрыв.
Каменный - 1) сделанный из камня; 2) (перен.) похожий на камень, неподвижный, бесчувственный.
Примеры употребления: каменная арка, каменный пол; каменная улыбка, каменное лицо.

Комфортабельный - уютный, удобный, с комфортом. Употребляется с сущ., обозначающими помещения,составляющие интерьера и транспортные средства.
Примеры употребления: комфортабельная квартира, комфортабельное кресло, комфортабельный самолет.
Комфортный - благоприятный, удобный, доставляющий положительные ощущения. Используется с существительными, обозначающими абстрактные понятия, действия и состояния.
Примеры употребления: комфортное пространство, комфортные условия, комфортная ситуация.

Конный - 1) предназначенный для коней; 2) с помощью коней; 3) находящийся на коне.
Примеры употребления: конный двор, конная упряжка; конная тяга; конная полиция.
Конский - относящийся к коню.
Примеры употребления: конский волос, конский топот, конское ржание.

Коренастый - обладающий невысоким ростом, мускулистым и крепким телом.
Примеры употребления: коренастый мужичок, коренастая фигура.
Коренной - 1) основной, изначальный; 2) существенный, затрагивающий основы, глубокий; 4) термин в медицине.
Примеры употребления: коренной житель, коренное население; коренной поворот, коренная мечта; коренные зубы.
Корневой - относящийся к корню.
Примеры употребления: корневая морфема, корневая система у растения, корневой элемент (элемент, находящийся в корне).

Костный - относящийся к кости.
Примеры употребления: костная ткань, костный мозг.
Костяной - сделанный из кости.
Примеры употребления: костяная фигурка, костяные пуговицы.
В значении "добываемый из кости" слова остаются синонимами: костяной (костный) клей, костяная (костная) мука.

Красочный - полный красок, яркий, насыщенный.
Примеры употребления: красочное событие, красочные цвета.
Крашеный - обработанный краской.
Примеры употребления: крашеный забор, крашеные волосы, крашеный дом.
Красящий - тот, который содержит краску, служит для окрашивания.
Примеры употребления: красящий пигмент, красящий порошок, красящее вещество.

Лакированный - обработанный лаком.
Примеры употребления: лакированный столик, лакированный пол.
Лаковый - 1) относящийся к лаку; 2) сделанный из кожи, из дерева, папье-маше или металла, покрытых лаком.
Примеры употребления: лаковый завод, лаковые краски, лаковый завод; лаковая обувь, лаковый поднос.

Ледовый - 1) состоящий изо льда, ледяной; 2) расположенный, находящийся на льду; 3) происходящий во льдах.
Примеры употребления: ледовый обвал; ледовая дорога; ледовая экспедиция.
Ледяной - 1) относящийся ко льду, состоящий изо льда или покрытый льдом; 3) очень холодный; 4) очень сдержанный, уничтожающий, презрительный.
Примеры употребления: ледяной покров, ледяные вершины; ледяной ветер; ледяной взгляд, ледяной прием.

Лесистый - изобилующий лесами.
Примеры употребления: лесистая местность, лесистые холмы.
Лесной - 1) относящийся к лесу; 2) относящийся к лесоводству.
Примеры употребления: лесной зверь, лесная земляника, лесная тропа; лесное хозяйство, лесной институт.

Личностный - относящийся к личности.
Примеры употребления: личностный рост, личностная мотивация, личностный подход.
Личный - 1) относящийся у определенному лицу; 2) принадлежащий личности; 3) затрагивающий интересы какого-то лица.
Примеры употребления: личная собственность, личная охрана; личная неприкосновенность; личное оскорбление, личное дело.

Микроскопический - производимый с помощью микроскопа; очень маленький, видимый только через микроскоп.
Примеры употребления: микроскопический анализ; микроскопические водоросли.
Слова микроскопический и микроскопичный остаются синонимами в переносном значении "ничтожный по размеру, чрезвычайно маленький": микроскопичная (микроскопическая) зарплата, микроскопичный (микроскопический) урон, микроскопичный (микроскопический) выигрыш.

Мороженый - побывавший под воздействием замораживания; испорченный морозом.
Примеры употребления: мороженая рыба, мороженый овощи; мороженый картофель.
Морозильный - служащий для замораживания.
Примеры употребления: морозильная камера, морозильное оборудование, морозильный цех.
Морозный - чрезвычайно холодный, возникающий под влиянием мороза; имеющий связь с воздействием мороза.
Примеры употребления: морозный день, морозный ветер, морозный вечер; морозное окно, морозные узоры.

Надеть - нечто на себя.
Примеры употребления: надеть обувь, надеть шапку, надеть свитер.
Одеть - кого-то, употребляется без предлога "на".
Примеры употребления: одеть ребенка, малыша, одеть пледом.

Наличие - присутствие кого или чего-либо.
Примеры употребление: проверить наличие всех сотрудников на рабочих местах, наличие товара на складе.
Наличность - количество чего-либо в данный момент времени.
Примеры употребления: денежная наличность, проверить наличность.

Напоминание - слова, сказанные с целью напомнить.
Примеры употребления: напоминание о дне рождения, напоминание о себе, важное напоминание.
Упоминание - слова, напоминающие вскользь, не специально.
Примеры употребления: упоминание в газете, упоминание о друге, специальное упоминание.

Невежа - грубиян, нарушитель норм вежливости и такта.
Примеры употребления: Если будешь дерзить, покажешь себя невежей. Этот мальчик - невежа.
Невежда - малообразованный и малознающий.
Примеры употребления: В этом вопросе он полный невежда. Мальчик мало читал, мало интересовался науками и был невеждой.

Нестерпимый - то, что трудно терпеть, выносить.
Примеры употребления: нестерпимая боль, нестерпимая жажда, нестерпимые эмоции.
Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться.
Примеры употребления: нетерпимое отношение, нетерпимое поведение.
Нетерпеливый - 1) тот, кто не может терпеть; 2) выражающий своё нетерпение.
Примеры употребления: нетерпеливая девочка; нетерпеливая поза, движение.

Неудачный - заканчивающий или сопровождающийся неудачами, не приведший к необходимым результатам.
Примеры употребления: неудачная шутка, неудачный пример, неудачный эксперимент.
Неудачливый - тот, кому не везет, у кого нет удачи.
Примеры употребления: неудачливый игрок, неудачливый противник.

Обвиненный - тот, кого обвинили. Причастие от глагола "обвинить".
Примеры употребления: обвиненный в плохом поступке человек, обвиненный в похищении, обвиненный по делу о краже.
Обвинительный - содержащий в себе обвинение. Прилагательное, действия в нём нет.
Примеры употребления: обвинительный приговор, обвинительные слова, обвинительная сторона.

Обрывок - оторванная от целого часть.
Примеры употребления: обрывок фразы, обрывок газеты, обрывок разговора.
Отрывок - фрагмент произведения (как правило, законченный по смыслу).
Примеры употребления: отрывок поэмы, отрывок концерта, отрывок музыкального номера.

Охватить - 1) окружить; 2) занять значительную часть поверхности, пространства; 3) подступиться к противнику с флангов; 4) завладеть полностью.
Примеры употребления: лес охватывал поляну со всех сторон; огонь полностью охватил здание, перепись населения охватила всю страну; армия охватила немцев с четырёх сторон; страх охватил меня.
Слова охватить и обхватить остаются синонимами в значении "охватить с разных сторон, обнять": обхватить (охватить) голову руками, мама обхватила (охватила) руками моё лицо.

Ограничить - установить рамки, границы.
Примеры употребления: родители должны ограничивать своих детей в просмотре телевизора, ограничить в правах, здание ограничило площадь с одной стороны.
Отграничить - отделить что-либо от всего прочего, поставив границу.
Примеры употребления: уголок для ребенка отграничили бортами манежа, отграничить своё мнение от общепринятого.
Разграничить - установить границы для каждого имеющегося, отделить одно от другого.
Примеры употребления: разграничить пространство на зоны, разграничить понятия, разграничить обязанности.

Оклик - возглас, окрик вдогонку.
Примеры употребления: в темноте я услышал оклик, тихий оклик, внезапный оклик.
Отклик - ответная реакция, возникшая где-либо или в чем(ком)-либо.
Примеры употребления: слова вызвали отклик в сердце, мероприятие вызвало обширный отклик в интернете, никакого отклика не было.

Органический - 1) относящийся организму; живой, поддерживающий жизненные процессы; образовавшийся в результате разложения растительных или животных организмов.
Примеры употребления: органическая природа, органический мир. органическая материя; органические остатки.
2) относящийся к органу, касающийся внутреннего строения; затрагивающие основы чего-либо.
Примеры употребления: органическое поражение печени; органическое неприятие гордыни, органическое соединения теории и практики.
Органичный - неслучайный, закономерный, цельный.
Примеры употребления: органичный сплав лучших черт человеческого характера, органичный процесс, органичный хор, органичная игра актера на сцене.

Отборный - отобранный из всех прочих как лучший.
Примеры употребления: отборный мат, отборные яблоки, отборные бойцы.
Отборочный - проводимый с целью отбора.
Примеры употребления: отборочный тур, отборочный конкурс, отборочные соревнования.

Отклонение - 1) отказ; 2) отступление.
Примеры употребления: отклонение прошения в суде, отклонение от заданного курса, отклонение от нормы.
Уклонение - намеренный уход от чего-либо.
Примеры употребления: уклонение от исполнения обязанностей, уклонение от налогов.

Отклоняться - смещаться в сторону.
Примеры употребления: мы отклонились от заданного курса, давление отклоняется от нормы.
Уклоняться - намеренно уходить о чего-либо.
Примеры употребления: уклоняться от исполнения обязанностей, уклоняться от уплаты налогов, уклоняться от разговора.

Отличать - 1) распознавать что-либо среди остального; 2) выделять, поощрять.
Примеры употребления: он не отличает лук от чеснока; мальчик отличился: занял первое место, его отличили повышением в звании.
Различать - 1) распознавать органами чувств; 2) отличать.
Примеры употребления: ничего не различать в темноте, различить его голос; различать множество оттенков цвета, различать стили исполнения.

Отличие - 1) разница; 2) выделение, поощрение, заслуга.
Примеры употребления: найти отличие; знак отличия, окончить школу с отличием.
Различие - несходство, разница.
Примеры употребления: найти сходство и различие, различие между двумя героями.

Памятливый - имеющий хорошую память.
Примеры употребления: памятливый человек.
Памятный - важный, незабываемый.
Примеры употребления: памятная дата, памятный день, памятное событие.

Претерпеть - измениться.
Примеры употребления: политический строй претерпел изменения, система претерпела преобразования.
Слова претерпеть и перетерпеть остаются синонимами в значении "пережить, вынести нечто тяжелое, неприятное": претерпеть (перетерпеть) все лишения и трудности, претерпеть (перетерпеть) холод, жару, наказание.

Покупательский - относящийся к покупателю.
Примеры употребления: покупательский спрос, покупательское собрание.
Покупательный - связанный с возможностью покупать.
Примеры употребления: покупательная способность людей, покупательная сила доллара.
Покупной - 1) относящийся к покупке; 2) покупаемый, тот, который покупается.
Примеры употребления: покупная цена, покупная стоимость; этот шарф не покупной, а связанный мною.

Популистский - обращенный к общественности и обещающий им легкое и быстрое решение важных социальных проблем.
Примеры употребления: популистское движение, популистская речь, популистские обещания.
Популярный - 1) понятный и простой; 2) пользующийся симпатией широких масс, известностью.
Примеры употребления: популярное изложение материала, популярные лекции; популярная книга, популярный актер.

Почтенный - 1) достойный уважения, почтения.
Примеры употребления: почтенный господин, почтенный возраст, почтенная цель.
Почтительный - демонстрирующий уважение, почтение.
Примеры употребления: почтительный юноша, почтительный взгляд, почтительные манеры.
Слова почтенный и почтительный остаются синонимами в значении "значительный (о размере или расстоянии)": находиться на почтенном (почтительном) расстоянии.
Почетный - 1) заслуживающий уважения и почета и пользующийся ими.
Примеры употребления: почетный гость, почетный профессор, почетный академик.

Практический - помогающий каким-либо образом применить или уже применяющий знания и умения на практике.
Примеры употребления: практическая деятельность, практические навыки, практический центр, практические занятия.
Практичный - 1) имеющий успех в практических, бытовых делах жизни; 2) удобный, выгодный.
Примеры употребления: практичная жена, практичная хозяйка, практичный человек; практичный материал, практичное применение.

Предоставить - дать возможность пользоваться, владеть, делать.
Примеры употребления: предоставить право выбора, предоставить управление другому человеку, предоставить мне самому решать.
Представить - 1) показать для ознакомления; 2) выделить как представителя; 3) наградить, отличить, выделить; 4) познакомить; 5) продемонстрировать, показать; 6) вообразить.
Примеры употребления: представить результаты исследования, представить отчеты; представить кандидатов от города; представить к награде; представить гостя семье; представить характер героя зрителю, представить направления работы; представить себе хорошую погоду.

Представительный - 1) выборный; 2) представляющий интересы всех заинтересованных; 3) солидный, видный.
Примеры употребления: представительный орган власти; представительный съезд, представительное собрание; представительный мужчина, представительный вид.
Представительский - 1) имеющий целью представить; 2) класс уровня люкс.
Примеры употребления: представительские интересы, представительские цели; представительский автомобиль, представительский номер в отеле.

Признанный - тот, кого признали, оценили по достоинству.
Примеры употребления: признанный актер, признанный талант, признанный авторитет.
Признательный - испытывающий или демонстрирующий благодарность, признательность.
Примеры употребления: признательное отношение, быть признательным, признательные слова.

Продуктивный - приносящий результаты, плоды, продукты.
Примеры употребления: продуктивный подход, продуктивные действия, продуктивные животные.
Продуктовый - связанный с продуктами, продовольственный.
Примеры употребления: продуктовый склад, продуктовый магазин, продуктовый набор.

Производительный - продуктивный, создающий.
Примеры употребления: производительные силы, производительный труд.
Производственный - имеющий отношение к производству.
Примеры употребления: производственные правила, производственные условия, производственный процесс, производственный отдел.
Производительность - уровень продуктивности, способность выпускать то или иное количество продукта.
Примеры употребления: низкая производительность, высокая производительность завода, фабрики, компьютера.

Просветительский - имеющий отношение к просветителю или просвещению.
Примеры употребления: просветительские идеи, просветительский проект, просветительская деятельность.
Просвещенный - обладающий высоким уровнем культуры, образования.
Примеры употребления: просвещенный человек, просвещенная страна, просвещенное время.

Публицистический - имеющий отношение к публицисту или публицистике.
Примеры употребления: публицистический жанр, публицистическая деятельность, публицистические жанры, публицистический пафос.
Публицистичный - затрагивающий злободневные социально-политические вопросы, наполненный элементами публицистики.
Примеры употребления: публицистичная речь, публицистичное выступление.

Пуганый - тот, кого часто пугали или кто напуган.
Примеры употребления: пуганая кошка, пуганный собаками малыш.
Пугливый - демонстрирующий страх, боязливость.
Примеры употребления: пугливый конь, пугливый взгляд, пугливый вид.

Раздражение - острое недовольство, досада, возбуждение, взволнованность; реакция клетки на внешнее воздействие.
Примеры употребления: сдерживать раздражение, быть раздраженным; раздражение на коже.
Раздражительность - свойство человека, черта характера.
Примеры употребления: постоянная раздражительность, я раздражительный.

Ритмический - имеющий отношение к ритмике или подчиненный ей.
Примеры употребления: ритмическое сочетание звуков, ритмическая поза, фигура, ритмическое ударение.
Ритмичный - повторяющийся через равные промежутки.
Примеры употребления: ритмичные звуки, ритмичные шаги, ритмичная работа.
Эти слова остаются синонимами в значении «подчинённый ритму, равномерный»: ритмические (ритмичные) движения, всплески.

Романтический - 1) имеющий отношение к романтизму в качестве художественного направления в искусстве и литературе и в качестве художественного метода; 2) относящийся к романтику, наполненный романтикой, эмоционально приподнятый, таинственный.
Примеры употребления: романтическое искусство, романтический герой, романтическая школа; романтическое место, романтический интерьер.
Романтичный - имеющий элементы романтизма, мечтательности, таинственности.
Примеры употребления: романтичный характер, романтичное настроение, романтичная история.
Эти слова остаются синонимами в значении «мечтательно настроенный, наивно-возвышенный»: романтическая (романтичная) девушка, старина; романтические (романтичные) мечты.

Скрытный - неоткровенный, скрывающий свои мысли, переживания, настроения.
Примеры употребления: скрытная личность, он имел скрытный характер.
Скрытый - неявный, тайный.
Примеры употребления: скрытый остров, скрытая сила, скрытый намек.

Словарный - имеющий отношение к словарю.
Примеры употребления: словарный состав языка, словарный запас, словарная работа.
Словесный - выражаемый в словах, словами.
Примеры употребления: словесная война, словесные сочетания.

Сопротивление - 1) противодействие; 2) термин в физике, характеризующий свойство материалов.
Примеры употребления: сопротивление бесполезно, встретить сильное сопротивление врага; сопротивление воздуха, электрическое сопротивление.
Сопротивляемость - способность сопротивляться.
Примеры употребления: сопротивляемость организма болезни, сопротивляемость скалы разрушению.

Соседний - расположенный по соседству, рядом, вблизи.
Примеры употребления: соседний дом, соседняя улица, соседняя парта.
Соседский - имеющий отношение к соседу или принадлежащий ему.
Примеры употребления: соседский газон, соседская собака, соседский бассейн.

Сравнимый - могущий сравниваться с чем-либо (причастие).
Примеры употребления: ни с чем несравнимый, сравнимые величины.
Сравнительный - 1) базирующийся на сравнении; 2) относительный; 3) сравнение как термин лингвистики (прилагательное).
Примеры употребления: сравнительный метод исследования; сравнительный успех, сравнительная дороговизна; сравнительная степень, сравнительное прилагательное.

Сценический - 1) имеющий отношение к сцене; 2) связанный с театром.
Примеры употребления: сценическое освещение, сценический реквизит; сценическая речь, сценический образ, сценическое прошлое.
Сценичный - имеющий свойства, подходящие для сцены, для выступлений и представлений.
Примеры употребления: сценичный голос, сценичная внешность, сценичное поведение.

Технический - 1) имеющий отношение к технике; 2) используемый в промышленности; 3) имеющий отношение к обслуживанию техники; 4) неответственный, действующий только по указанию.
Примеры употребления: технический институт, технический паспорт; техническое стекло, техническое новшество; технический директор, технический персонал; технический исполнитель.
Техничный - обладающий высокой техникой, исполненный мастерски, искусно.
Примеры употребления: техничный актер, техничное исполнение, техничная работа.

Удачливый - обладающий удачей, "дружащий" с ней.
Примеры употребления: удачливый человек, удачливый рыболов.
Удачный - 1) окончившийся удачей, удавшийся; 2) хороший.
Примеры употребления: удачный исход дела, удачная случайность; удачный день, удачный полет, подобрал удачное слово.

Униженный - тот, кого унизили, выражающий унижение (причастие).
Примеры употребления: униженный человек, униженный взгляд, униженные просьбы.
Унизительный - оскорбляющий достоинство, самолюбие.
Примеры употребления: унизительная просьба, унизительное положение, унизительная фраза.

Фактический - являющийся фактом, действительный.
Примеры употребления: фактическая информация, фактическое начало работы было позже.
Фактичный - соответствующий требованиям подлинности.
Примеры употребления: фактичное изложение дела, фактичная работа.

Хищнический - 1) характерный для хищника, грабительский; 2) преследующий целью ближайшую выгоду, бесхозяйственный.
Примеры употребления: хищнический инстинкт, хищническое присвоение; хищническая охота, хищническое истребление.
Хищный - 1) питающийся другими представителями своего вида (о животных, рыбах и пр.); 2) стремящийся завладеть и выражающий такое стремление.
Примеры употребления: хищный зверь, хищная рыба; хищный злодей, хищная натура, хищный взгляд.

Царский - 1) имеющий отношение к царю или принадлежащий ему; 2) имеющий отношение к политическому режиму с царем; 3) богатый, роскошный.
Примеры употребления: царский трон, царская мантия; царская власть, царская армия; царский вид, царский ужин.
Царственный - величественный, значительный по размаху.
Примеры употребления: царственный вид, царственная походка, царственная долина.
Царствующий - 1) тот, кто царствует, правит; 2) довлеющий, главенствующий.
Примеры употребления: царствующая династия; царствующее положение.

Целый - 1) полный, тот, из которого ничего не изъяли; 2) значительный, большой; 3) без ущерба, изъяна, невредимый.
Примеры употребления: целый арбуз, целый час; целая наука, целый ряд вопросов; голова осталась целой, машина целая.
Цельный - 1) монолитный, из единого куска; 2) неразбавленный; 3) обладающий внутренним единством.
Примеры употребления: цельный гранит, цельный кусок; цельное молоко; цельная личность, цельное чувство.
Целостный - обладающий единством, целостностью.
Примеры употребления: целостное развитие личности, целостная система, целостное восприятие.

Экономический - имеющий отношение к экономике.
Примеры употребления: экономические отношения, экономический кризис, экономические знания.
Экономичный - дающий возможность сэкономить, выгодный.
Примеры употребления: экономичный расход, экономичная упаковка, экономичный рацион.
Экономный - 1) бережливый, соблюдающий экономию; 2) способствующий экономии, скромный в расходах.
Примеры употребления: экономная хозяйка, экономный администратор; экономное использование, экономный образ жизни.

Эстетический - 1) имеющий отношение к эстетике (науке о прекрасном); 2) связанный с созданием и восприятием прекрасного.
Примеры употребления: эстетический закон, эстетический идеал; эстетический вкус, эстетическое наслаждение.
Эстетичный - красивый, изящный, с элементами эстетизма.
Примеры употребления: эстетичный вид, эстетичная поза, эстетичная шутка.

Этический - 1) относящийся к этике (науке о морали); 2) соответствующий требованиям морали.
Примеры употребления: этическая теория, этический закон; этический кодекс, этические нормы поведения.
Этичный - допустимый с точки зрения норм поведения, этики.
Примеры употребления: этичное поведение, этичное высказывание.

Эффективный - полезный, приводящий к нужным результатам, результативный.
Примеры употребления: эффективный метод, эффективный путь достижения целей.
Эффектный - впечатляющий.
Примеры употребления: эффектный выход, эффектный образ.
Существительные "эффективность" и "эффектность" носят такое же лексическое значение, как и их предшественники.

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

Цель задания №5 – проверить знания учащихся в области употребления паронимов – однокоренных слов одной и той же части речи, имеющих схожее звучание, но различное значение. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл.

Теория к заданию №5 ЕГЭ по русскому языку

Для подготовки к данному заданию целесообразно использовать словарь паронимов, в котором даются примеры их употребления; для большего эффекта можно составлять собственные предложения с использованием паронимов. Например, рассмотрим пару «невежа – невежда». Первое слово обозначает невоспитанного человека, а второе – малообразованного.

Составим предложения:

  1. Тот мужчина грубит и вообще ведет себя как невежа.
  2. Я считаю себя абсолютным невеждой в области геометрии.

Как видно, значения этих слов абсолютно разные. При возникновении сложностей в выполнении задания, которое заключается в нахождении неверно употребленного паронима, можно попробовать подобрать к нему синонимы.

Алгоритм выполнения задания

  • Внимательно читаем каждое предложение.
  • Подбираем к выделенному слову синонимы, антонимы и делаем вывод, верно ли оно употреблено в предложении.
  • Записываем слово, употребленное неверно.

Разбор типовых вариантов задания №5 ЕГЭ по русскому языку

Пятое задание демонстрационного варианта 2018

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  1. На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
  2. Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
  4. Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
  5. В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Алгоритм выполнения:
  • Варианты употребления паронимов в предложениях 1, 3, 4 и 5 не вызывают сомнения. Претерпеть изменения – подвергнуться изменениям; информационный портал – портал, предоставляющий информацию; вечный огонь – негаснущий огонь; гарантийный талон – талон, предоставляющий гарантию. Пароним во втором предложении использован неверно: слово нетерпимый образовано от слова терпимость – толерантность . В предложении же идет речь о боли, которую невозможно терпеть. Следовательно, нужно использовать слово, образованное от слова терпение – нестерпимая боль.

Ответ: нестерпимая.

Первый вариант задания

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. Вы выбрали не самый УДАЧНЫЙ момент для покупки недвижимости: цены сейчас очень высоки.
  2. Журналистов, поработавших в горячих точках неоднократно, ПРЕДСТАВИЛИ к государственным наградам.
  3. ВЫСОТНЫЕ здания, построенные в последние годы, навсегда изменили силуэт города.
  4. Человек он яркий, АРТИСТИЧНЫЙ.
  5. Напряжённость, агрессия, НАЛИЧНОСТЬ конфликтов в семье негативно сказываются на детях.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Удачный – подходящий, лучший – слово употреблено верно; представили к наградам – слово употреблено верно – можно подобрать и другие словосочетания с этим словом: представили к ордену, представили к званию и др.; высотные здания – можно подобрать синонимичные сочетания – высотные дома, высотные работы; артистичный человек – артистичный ребенок, артистичный характер. Ошибочным является пароним в предложении под номером 5. Здесь употреблено сочетание «наличность конфликтов», однако наличность – количество чего-то, имеющегося в наличии (часто так говорят о деньгах). Фразу можно переделать как «присутствие конфликтов»; синоним к слову присутствие – наличие.

Ответ: наличие

Второй вариант задания

  1. В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.
  2. Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.
  3. Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту - регулярная уборка.
  4. На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.
  5. Вы несправедливы: местность у нас вовсе не БОЛОТИСТАЯ.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • При внимательном прочтении предложений становится очевидно, что ошибка допущена во втором предложении. Слово «двоичный» употребляется в отношении системы счисления, а толкование может быть «двойственным» или же «двояким», то есть неоднозначным. Часто учеников смущает слово «деловитый», однако оно употреблено абсолютно верно: деловитыми могут быть манеры, вид, человек. Его пароним «деловой» означает «связанный с делами»: деловое письмо, деловая встреча, деловой стиль одежды.

Ответ: двойственное или двоякое

Третий вариант задания

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  1. У нас очень ДРУЖНЫЙ класс.
  2. Мальчишка был ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ.
  3. Легкий и ИРОНИЧНЫЙ, он был всеобщим любимцем.
  4. Конструкции были специально разработаны для возведения жилых зданий в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
  5. Выделите в словах КОРЕННЫЕ морфемы.
Алгоритм выполнения:
  • Читаем внимательно каждое предложение.
  • Многим может быть трудно найти здесь ошибку с первого раза. Предложения 1, 2 и 4 не должны вызывать сомнения – они составлены правильно. Верный пароним употреблен и в предложении 3: человек может быть только ироничным, а не ироническим. Ироническим бывает отношение, взгляд, усмешка, замечание. В словарях дается очень близкое определение этих слов, поэтому лучше просто запомнить их сочетания. Ошибочным же является предложение под номером 5. Слово «коренной» имеет значение «изначальный, важный, глубокий»: коренной вопрос, коренное население, коренной поворот. А вот «корневой» — «относящийся к корню» — корневая система, корневая морфема.

Вариант 5

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Изучая особенности древнерусской литературы, исследователи не раз обращали внимание на то, что в разных произведениях близкие по содержанию эпизоды передаются с помощью одних и тех же литературных приёмов, а иногда почти одними и теми же словами. (2)Такое однообразие в разных памятниках древнерусской литературы некоторые учёные

объясняли скудной фантазией средневековых авторов, которые не могли ярко и оригинально изложить события в произведении. (3)<…> академик Д.С. Лихачёв в своих работах убедительно доказал, что средневековые авторы сознательно стремились к подражанию, исповедуя так называемую «эстетику тождества»: они видели художественное достоинство литературного произведения в том, что его автор следует авторитетному образцу.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Исследователи древнерусской литературы полагали, что однообразие художественных приёмов средневековых авторов связано с тем, что эти люди были не способны изложить материал оригинальным образом.

2) Одна из важнейших особенностей древнерусской литературы заключается в том, что её авторы стремились создавать свои произведения по единому шаблону.

3) Д.С. Лихачёв, опровергнув мнение ряда учёных, доказал, что в разных произведениях древнерусской литературы схожие эпизоды передаются с помощью одних и тех же средств намеренно, поскольку авторы сознательно ориентируются на известные образцы.

4) Тот факт, что в произведениях древнерусской литературы читатель находит набор постоянно повторяющихся художественных приёмов, стал предметом исследования академика Д.С. Лихачёва.

5) Использование одних и тех же приёмов при передаче схожих эпизодов в древнерусской литературе объясняется не бедностью фантазии средневековых авторов, как считали некоторые учёные, а стремлением следовать авторитетному образцу, что доказывают работы Д.С. Лихачёва.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поэтому Так что Однако Безусловно, Более того,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛЕДОВАТЬ. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛЕДОВАТЬ , -дую, -дуешь; несов.

1) Идти, двигаться, перемещаться следом, непосредственно за кем-чем-н. Следуйте за мной.

2) Отправляться, ехать, двигаться. Поезд следует до Москвы .

3) Руководствоваться чем-н., поступать подобно кому-н. С. моде.

4) Быть результатом чего-н., вытекать из чего-н. Отсюда следует вывод.

5) Безл. Нужно, должно. Следует шире распространять опыт передовиков производства.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

придАное

приручЁнный

мозАичный

дозИровать

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Самое удивительное, что я никак не могу написать его СЛОВЕСНЫЙ портрет.

Лицо его очень выразительно: аристократичный, ХИЩНЫЙ, длинный и горбатый, самый что ни на есть орлиный нос, высокие скулы, глубокие глазницы.

Инфекция ослабляет СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма и повышает риск нового заболевания.

Милосердие - это большая тема, которая находит ОКЛИК в сердце любого человека.

Крымов не делал РАЗЛИЧИЯ между Добролюбовым и Лассалем, Черны- шевским и Энгельсом.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОМАШИТЕ рукой

шесть БЛЮДЕЦ

НАИЛУЧШИЙ способ

СЕМЬЮСТАМИ ответами

занавесить ТЮЛЬЮ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) нарушение в построении предложения с с однородными членами

1) Собор Василия Блаженного имеет не только богатый декор, но и необычную общую композицию.

2) Я искренне восхищался и любил эту картину Сурикова, от неё исходила неведомая сила.

3) Поколение наших отцов и дедов с недоверием воспринимали реформы.

4) Уставшие от долгой прогулки, нам хотелось поскорее добраться до лагеря.

5) В 1871–1872 годах выходит шестой роман Достоевского с вызывающим символическим названием «Бесы».

6) Увидев эту поляну, ты не сможешь забыть её.

7) На собрании группы обсуждались вопросы посещаемости и то, что нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

8) Горький мог ярко изобразить быт босяков, так как хорошо знал жизнь этих людей изнутри.

9) Вопреки ожиданий служба в полку была полна неожиданностей, зачастую приятных.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пл..вчиха

отн..мать

подск..чить

фест..валь

неприм..римый

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..дел (храма), пр..увеличил

в..юга, из..ятие

п..завчера, нар..спев

с..ел (яблоко), сверх..яркий

пред..гровой, вз..мал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выращ..вать

заносч..вый

человеч..к

обесточ..ть (линию)

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

спряч..шься

поран..в (руку)

обла..вший (прохожего пёс)

ожида..мый

незамеч..нный

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

На помощь городу, памяти, искусству пришли люди, (НЕ)ЖЕЛАВШИЕ подчиняться напору воинствующего безразличия.

Он представлял себя мучеником и отчасти даже с гордостью думал, что чаша ещё (НЕ)ВЫПИТА до дна, что он ещё будет страдать за свою честность.

Я раза два пожал её руку; во второй раз она её выдернула, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова.

Французы были отражены на всех пунктах, но у нас (НЕ)ДОСТАВАЛО сил, чтобы в тот же день перейти реку и довершить разгром.

Пусть будет (НЕ)ПО-МОЕМУ, я готов пойти на компромисс.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ морского путешествия мы (НЕ)РАЗ попадали в бури.

Завлечь Чехова в политическую партию было не ТАК(ТО) просто: свой протест против несправедливости и жестокости он выражал (ПО)СВОЕМУ.

(В)ОТЛИЧИЕ от других, Зеленский был готов выступить, хотя отлично понимал, что имел (В)ВИДУ Рыбин, когда назначал встречу.

«(ОТ)ЧЕГО Вы так грустны?» – с волнением в голосе, склонив голову (НА)БОК, спросила Мария.

ЧТО(БЫ) ни рассказывал гость, он умел (ПО)ИСТИНЕ зажечь, воодушевить собеседника..

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) С образом Плюшкина в «Мёртвых душах» Гоголя тесно связан мотив запустения и гниения омертвения и деградации.

2) Революция и Гражданская война не только изменили социально-политическую обстановку в стране но и повлияли на мысли и умонастроения людей.

3) О появлении незнакомца в городе говорили на следующий день и через неделю и даже через месяц.

4) Каждый день я старался узнавать что-то новое не желал терять ни одного часа ни одной минуты.

5) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и летели на набережную тяжёлые брызги прибоя.

16. Расставьте все знаки препинания:

К вечеру дед Трофим (1) надев тулупчик (2) вышел из избы и появился на пороге только через пару часов с вязанкой дров; покрытый (3) сизым инеем (4) он был похож на Деда Мороза.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я предчувствую, - сказал доктор, - что (1) бедный Грушницкий (2) будет вашей жертвой...

Княгиня сказала, что ваше лицо ей знакомо. Я ей заметил, что (4) верно (5) она вас встречала в Петербурге, где-нибудь в свете... я сказал ваше имя... Оно было ей известно. Кажется (6) ваша история там наделала много шума... Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях, прибавляя (7) вероятно (8) к светским сплетням свои замечания... <…>Если (9) вы хотите, я вас представлю...

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поздние немецкие романтики представляли страсти как внешние, часто обманчивые и враждебные человеку силы (1) игрушкой в руках (2) которых (3) он является (4) и уподобляли любовь року.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы не знали (1) что в этих грубых сердцах довольно места (2) чтобы служить полем битвы между Богом и дьяволом (3) и (4) что идея слияния с народом или оторванности от него важна лишь для нас (5) а не для

общественного сознания.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом. - (4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей… (6)На что она нам дана? (7)Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8)А выходит наоборот. (9)Слёз больше, чем смеха…»

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, - продолжал он задумчиво, - в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для чего?»

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16)«А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17)Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли бедняка? (23)Конечно, нет… мишура!»

- (24)Что вам, Семён Иваныч?

- (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны, лечить надо.

- (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна…

(31)«Нда-с, так вот - жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца… (35)А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… »

-(37)Что там ещё?

- (38)Шубку старуха принесла… сколько дать?

- (39)Мех заячий… (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд… (42)«Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…»

(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его выступили слёзы – крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.

(по А.П. Чехову*)

* Александр Павлович Чехов (1855–1913) – русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Городской ломбард находится на грани банкротства, поэтому Иудин, хозяин этого ломбарда, не может себе позволить заниматься благотворительностью.

2) Дама в карете дала одну копейку старушке, хоронившей в тот день сына.

3) Похоронные процессии – богатая и бедная – навели Поликарпа Семёновича на рассуждения о бедняках и богачах.

4) Хозяин ломбарда, несмотря на свои человеколюбивые рассуждения, строго блюдет финансовые интересы заведения.

5) Поликарп Семёнович убежден, что помочь людям очень легко.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложении 2 содержится описание.

2) В предложениях 11–14 представлено повествование.

3) Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложениях 21–22.

4) В предложениях 34–36 представлено рассуждение

5) Предложение 45 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 44.

23. Из предложений 39–45 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 15–23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

25. «Чеховские рассказы компактны по форме и глубоки по содержанию, причём автор избегает прямых оценочных суждений – его голос звучит негромко, но в то же время твёрдо и отчётливо. Этому способствует сложная композиция и, конечно, грамотный подбор изобразительно- выразительных средств. В представленном фрагменте стоит отметить троп – (А)__________ (“злыми тучами” в предложении 1, “хмурую улицу” в предложении 2), лексическое средство – (Б)__________ (“болтаются” в предложении 20, “прогорим” в предложении 29, “плетётся, шлёпая…” в предложении 33), синтаксическое средство – (В)__________ (предло- жения 3, 14, 21). Стоит обратить внимание на такой приём, как (Г)__________ (предложение 11), который становится, пожалуй, одним из основных при построении данного текста».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) эпитеты

4) разговорная лексика

5) ряды однородных членов предложения

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) синекдоха

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

ОТВЕТЫ:

1. Ответ: 35|53.

2. Ответ: однако.

3. Ответ: 3.

4. Ответ: мозаичный.

5. Ответ: отклик.

6. Ответ: тюлем.

7. 94372

8. Ответ: непримиримый

9. Ответ: съел сверхъяркий

10. Ответ: человечек

11. Ответ: поранив

12. Ответ: недоставало

13. Ответ: отчего набок

14. Ответ: 234.

15. Ответ: 12

16. Ответ: 124

17. Ответ: 345678

18. Ответ: 14.

19. Ответ: 1235.

20. Ответ: чернеющая|чернеющей.

21. Ответ: 345

22. Ответ: 134.

23. Ответ: 21

25. Ответ: 3462

Пояснение.

1. Проблема человеческого двуличия, лицемерия. (Какой оценки достоин человек, сетующий на людские пороки и одно- временно сам творящий зло?)

1. Лицемер, двуличный человек достоин насмешки и презрения.

2. Проблема истинного и ложного сострадания, милосердия. (Как проявляется истинное и ложное сострадание?)

2. За красивыми сострадательными речами далеко не всегда стоит истинное сострадание. Сострадание, милосердие демонстрируется поступками, а не словами.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание.

Часть I

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

После выступления ногу спортсмена пронзило НЕТЕРПИМОЙ болью.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Пятое задание проверяет умение употреблять паронимы в речи. В языке существуют пары слов, имеющие сходное звучание, но разное лексическое значение. Это влияет на то, что они сочетаются в речи с разными словами. Несколько советов по определению правильности лексической сочетаемости паронимов.

Разбор задания

Ознакомившись с заданием, подберите к каждому выделенному слову пароним. Рассуждайте так, если этот вариант верный или неверный, то какая ему может быть альтернатива.

ПРЕТЕРПЕТЬ – ПОТЕРПЕТЬ: вариант в первом предложении верный, так как «потерпеть изменения» нельзя, потерпеть можно поражение.

НЕТЕРПИМАЯ – НЕСТЕРПИМАЯ: со словом боль сочетается слово «нестерпимая», т.е. боль, которую невозможно стерпеть. Слово «нетерпимый» по значению связано с глаголом «терпеть», нетерпимым к чужим недостаткам может быть человек.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ – ИНФОРМАТИВНЫЙ: слово «портал» сочетается с паронимом ИНФОРМАЦИОННЫЙ, со словом ИНФОРМАТИВНЫЙ может сочетаться слово «статья».

ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ: вековым может быть дуб, а не огонь. В данном предложении ошибки нет.

ГАРАНТИЙНЫЙ – ГАРАНТИРОВАННЫЙ: у данных слов различные производящие слова: «гарантийный» образовано от существительного «гарантия», «гарантированный» – от глагола «гарантировать».

Словосочетание «гарантийный талон» связано по смыслу со словом гарантия (ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение). В этом предложении ошибок в употреблении паронимов нет.

Ответ : нестерпимой.

Обратите внимание!

Очень часто в этом задании встречаются прилагательные, заканчивающиеся на ИЧНЫЙ и ИЧЕСКИЙ: гармоничный – гармонический, артистичный – артистический, практичный – практический. Обычно прилагательные на ИЧНЫЙ – употребляются с существительными, обозначающими людей, а на ИЧЕСКИЙ – с неодушевлёнными предметами:

  • Практический совет – практичный человек,
  • Гармоничная личность – гармонические колебания.
Запомните!

Информационный портал, но информативный материал.

Нетерпимый человек, но нестерпимая боль.

Надеть шапку, но одеть ребёнка.