А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Анализ стихотворения «Рассказ танкиста» Твардовского

А. Твардовский был, прежде всего, журналистом. Поэтому с 1939 по 1946 гг. он принимал участие во всех боевых действиях в качестве военного корреспондента. Это наложило отпечаток на все творчество поэта. Его художественные произведения напоминают публицистические очерки. Это усиливает их эмоциональное воздействие, так как позволяет читателю стать непосредственным свидетелем событий. В 1942 г. Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста», основанный на реальной истории из жизни. Главный герой остался неизвестным, он стал олицетворениям множества подобных военных историй.

Стихотворение рассказывает о небольшом эпизоде, связанным со взятием советскими войсками незначительного населенного пункта. С самого начала главный герой вносит интригу в повествование. Упоминая лишь о трудности боя, он выражает сожаление, что не узнал имени какого-то мальчишки. Он в нескольких фразах вспоминает его внешность и сравнивает с тысячами таких же ребят, детство которых было искалечено войной. Эти дети всеми силами приближали победу, многие из них уже в самом раннем возрасте имели свой личный счет к врагу.

В центре стихотворения – подвиг мальчика. Танковая группа никак не могла пробиться к центру города из-за подавляющего огня противника. Маленький ребенок сумел найти позицию вражеской пушки и сообщить об этом танкисту. Сведения ребенка позволяют уничтожить пушечный расчет. Утомленный боем танкист успевает только сказать: «Спасибо, хлопец!» и пожать мальчонке руку.

Последняя строфа повторяет первую, замыкая композицию. Среди огромного количества боев, который провел танкист, только один ему запомнился навсегда. Он узнал бы мальчика «из тысяч лиц», но имя героя осталось ему неизвестным из-за собственной забывчивости.

Рассказ танкиста




А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

(Александр Твардовский)

Перевод текста песни Твардовский - Рассказ Танкиста

The story of the tanker



What"s the name, forgot to ask him.

Years ten-twelve. Mischievous,
From those that leaders in children,
Of those in the frontline towns
Meet us as honored guests.

Surround the car in Parking lots,
They carry water in buckets - not labour
Bring soap and towel to the tank
Unripe plums and shoved...

There was a fight for the street. The enemy fire was terrible,
We broke through to the forward area.
And he gvozdic - not to look out of the towers, -
Damned if I know how has.

Then guess what the little house
He was perched, so any holes
And suddenly the car ran over the boy:
- Comrade commander, comrade commander!

I know where their gun. I scouted...
I crawled right over there, in the garden...
- But where, where?.. - Let me ride
On the tank with you. Right will lead.

Well, the battle awaits. - Get in here, buddy! -
And here we are rolling to the place four.
Is kid - mines, bullets fistula,
And just slip the bubble.

Arrived. Here. - And turn
Go to the rear and full throttle give.
And that gun, at the same time,
We crammed in a loose, greasy black soil.

I wiped the sweat. Choked with fumes and soot:
From house to house was a big fire.
And, remember, I said Thank you, guy! -
And hand, as his comrade, shrugged...

Was a tough fight. All now, as proconco,
And just can"t forgive myself for:
Of the thousands of faces I"d know the little boy,
But what"s the name, forgot to ask him.


ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ МНЕ ЗАПАЛО В ДУШУ ЕЩЁ СО ШКОЛЫ!

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.





И сливы недозрелые суют.









И только рубашонка пузырем.





И руку как товарищу пожал.


И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Исходное сообщение АЛЬБАТРОС_2004
ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ МНЕ ЗАПАЛО В ДУШУ ЕЩЁ СО ШКОЛЫ!

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить...

Лет десяти-двенадцати, бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют.

Шел бой за улицу, огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен.
И черт его поймет, откуда бьет?

Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился: столько всяких дыр...
И вдруг к машине подбежал парнишка:
"Товарищ командир, товарищ командир,

Я знаю, где их пушка, я разведал,
Я подползал, они вон там, в саду!"
"Да где же, где?" - "А дайте я поеду
На танке с вами, прямо приведу!".

"Что ж, бой не ждет, влезай сюда, дружище!"
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка, мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.

Подъехали. "Вот здесь". И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем,
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот, душила гарь и копоть.
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: "Спасибо, хлопец! -
И руку как товарищу пожал.

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Привет, Валера! Да, стишок знаком -
Учили в школе, каждый это знал.
И в классе пятом, может быть - в шестом...
А книжку ты так до сих пор не сдал?)))))

P.S. А ты в Аське не бываешь? Я там тебе написала...