Есть на окраине Московской области примечательная малодействующая железная дорога. Почему примечательная? Даже после того, как основное назначение дороги - перевозка торфа - ушло в прошлое, по однопутной неэлектрофицированной линии ежедневно продолжает курсировать пассажирский поезд, состоящий из маневрового тепловоза ЧМЭЗ и одного плацкартного вагона.

Протяжённость железнодорожной линии Кривандино - Рязановка составляет 53 километра. Железнодорожная линия пролегает по территории Шатурского и Егорьевского районов Московской области.

Линия Кривандино - Рязановка была сдана в постоянную эксплуатацию в 1944 году. Железная дорога была построена в кратчайшие сроки - за несколько месяцев. При строительстве использовался труд военнопленных, вблизи железнодорожной линии находятся их кладбища.

В первые несколько лет работы железнодорожной линии Кривандино - Рязановка её протяжённость была примерно на 5 км больше - действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы. На южной окраине Радовиц по первоначальному проекту предполагалось строительство центрального посёлка крупного торфопредприятия. Строительство посёлка началось, однако затем было принято решение о его переносе на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название - Рязановский).

Основным грузом на железнодорожной линии Кривандино - Рязановка с момента её открытия и до 2009 года был торф. В 1990-е годы линия Кривандино - Рязановка называлась в числе немногих малодеятельных участков Московской железной дороги, работающих рентабельно. Объём перевозки торфа всегда был большим. Каждый день линия пропускала несколько грузовых составов с торфом. Грузовые поезда (как и пассажирские) водили исключительно тепловозы ЧМЭ3.

С начала 1990-х годов пассажиропоток на линии Кривандино - Рязановка резко возрос благодаря тому, что в окрестностях станции Рязановка появился гигантский массив садово-огородных участков. Под размещение садово-огородных участков была выделена территория торфяного массива между сёлами Радовицы и Алфёрово (добыча торфа на ней прекратилась в 1980-х годах). Число садовых участков участков вскоре достигло нескольких тысяч. Поезд Кривандино - Рязановка, состоявший в то время из трёх вагонов, в дачный сезон нередко был переполнен.

В 2008 году с связи с отказом Шатурской ГРЭС (основного потребителя торфа) от использования торфяного топлива перевозка торфа прекратилась. Также сократился и объем "дачных" пассажирских перевозок, в связи с тем, что многие дачники пересели на автомобили. Существующий минимальный объём грузового движения недостаточен для того, чтобы окупить существенную часть расходов на содержание 53-километровой линии. Пассажирское движение - вероятный «кандидат» на отмену. Сейчас "чудо-поезд" состоит из одного вагона, число пассажиров минимально - на участке Сазоново - Рязановка вагон нередко пустует. Увидеть этот "чудо-поезд", пройтись по живописным местам Мещерской низменности, где пролегает железная дорога - это стало нашей целью в прошедшие выходные. Наш путь лежал от станции Сазоново до пл.47 км.

До станции Сазоново мы добрались на машине. В селе Середниково, у церкви Николая Чудотворца сворачиваем с асфальтированной дороги вправо (если Вы едите со стороны Москвы). Далее перед нами неасфальтированная дорога, но она является вполне проходимой даже для городской машины, но имейте в виду: если клиренс вашего авто не более 15 см, то Вы неизбежно будете цеплять траву днищем. Едем до железнодорожных путей, но не поворачиваем на переезд, а берем левее, на следующей развилки поворачиваем направо (несмотря на то, что дорога прямо покажется более укатанной - это тупик, который приведет Вас к шлагбауму пилорамы).

Доехав до станции, мы увидели две припаркованных машины с подмосковными номерами: кто это - "геокешеры" или охотники (в Шатурском и Егорьевском районах немало охотничьих угодий) - неизвестно, но довольно новые машины не вписывались в колорит полуброшенного поселка, поэтому вряд ли это были местные жители. Мы оставили свою машину рядом и отправились к путям железной дороги.







На путях станции Сазоново стоит довольно много старых, прогнивших насквозь вагонов и платформ. Всё ценное с них уже сняли, некоторые платформы ещё сцеплены "тормозными рукавами", а некоторые уже стоят "сами по себе" на заросших травой ржавых рельсах.

Светофоры уже не имеют сигнального значения, демонтирована стрелка на ответвление на Пилево. Линия Сазоново-Пилево, протяженностью 33 км, функционировала с 1976-го года. Эта железнодорожная линия была построена главным образом для вывоза торфа, добытого Мещерским торфопредприятием (находится в посёлке Болонь, вблизи станции Пилево), а также для обслуживания деревообрабатывающего завода и других предприятий посёлка Радовицкий Мох.

При строительстве линии Сазоново - Пилево предполагалось, что на ней будет пассажирское движение. Однако планы не осуществились, регулярного пассажирского движения на линии никогда не было. Железнодорожная линия Сазоново - Пилево работала до осени 2008 года.

Сейчас железнодорожная линия Сазоново - Пилево законсервирована. Рельсы пока лежат на всём протяжении, однако стрелочные переводы на станции Сазоново демонтированы, путь зарастает травой.

Наш путь по более "живой линии" - по направлению к станции Рязановка. Железная дорога проходит по насыпи среди заболоченных участков лесу, поэтому поначалу нас просто "облепили" комары и оводы, а потом... Потом мы привыкли не обращать на них внимание и двигались дальше.








Несмотря на то, что на этой железнодорожной ветке продолжается движение поездов, путь находится в плачевном состоянии. Бетонные шпалы местами разломлены, а деревянные подгнили. Видимо, давно не было путевых рабочих на этой ветке: болты, состыковывающие шпалы и рельсы, давно не подкручивались, рельсы неслабо вибрируют при движении поезда.

Через пару километров пути дорога идет на подъем, меняется окружающая природа: вместо болот мы видим уже "сухой" лес с преобладанием берез.

От станции Сазоново мы прошли около 5 км и увидели следующую платформу на пути в Рязановку - 47 километр. О том, что здесь находится платформа, извещает только довольно свежая табличка "Остановка первого вагона", больше это место ничем не отличается от остального пути. Тем не менее, "чудо-поезд" делает здесь остановку.

Зачем нужна остановка среди глухого леса? Наверное, здесь когда-то было поселение: об этом свидетельствует и старый фонарный столб, "спрятавшийся" в ветвях дуба. Увидев еле заметную тропинку, мы двинулись по ней, и вскоре наткнулись на остатки забора с калиткой! На калитке крупными буквами написано: "Осторожно, злая собака". А далее увидели заброшенный деревенский домик. В доме осталась некоторая утварь в одной из комнат, во второй - провалился потолок. Неподалеку мы обнаружили ещё несколько похожих домов - заброшенное поселение, в виду своей удаленности от населенных пунктов, сохранившиееся в том виде, в котором его бросили. В домах осталась мебель, одежда, в одном из домов обнаружили даже телевизор! Но даже если объект скрыт от мародеров, то время берет своё: в домах проламываются крыши и проваливаются деревянные полы.












На окраине "поселка" мы обнаружили погреба под картошку, выполненные в "классическом советском стиле".

Строения окружены крапивой "по пояс", но крапивы опасаться не стоит: стоит опасаться змей, которые здесь обитают.





Данное поселение не нанесено на карты, лишь на некоторых картах прочерчена дорога, которая пересекает эту железнодорожную ветку два раза. Первый - чуть выше (севернее) поселка станции Сазоново, второй - как раз в районе платформы 47 км и заброшенного поселка. Эта дорога есть на некоторых картах, но в реальности около платформы 47 км вместо дороги Вы увидите лишь узкую еле заметную тропинку, поэтому не стоит пытаться проехать по ней даже на внедорожнике!

Не пытайтесь проехать до этого места не велосипеде: по шпалам езда на велосипеде вряд ли покажется Вам приятной, тропинок рядом с железнодорожной веткой нет.

Осмотрев поселение, мы двинулись в обратный путь. Лишь немного отошли от платформы 47 км, как вдалеке заметили тепловоз, направляющийся в Рязановку! Вот он - "чудо-поезд"! К тепловозу был прикреплен один вагон, пассажиров в нем не разглядели.

Когда мы подходили к станции Сазоново, мы вновь увидели "чудо-поезд": теперь он ехал от Рязановки по направлению в Кривандино, сделал остановку в Сазоново, постоял там около минуты и двинулся дальше.

Проводив взглядом поезд, мы двинулись к своей машине: далее нам предстояла дорога домой...

В качестве исторической справки использовались материалы:

Оригинал взят у kirillfedorov4 в Железнодорожная линия Кривандино - Рязановка

Восток Московской области - Мещера - край лесов и болот, богатых торфом. Не так давно здесь велись торфоразработки, действовала обширная сеть железных дорог. К настоящему времени сохранилась только одна малодеятельная линия. По ней ходят пассажирские поезда, но если бы не местоположение в благополучной Московской области, линия Кривандино - Рязановка, наверное, тоже была бы закрыта.



Решение о строительстве линии между станцией Кривандино на магистрали Москва - Казань и торфяным массивом Радовицкий Мох было принято в самый разгар Великой Отечественной войны - в 1943 году. Строительство было незапланированным и велось в чрезвычайном порядке. На важность и срочность указывает тот факт, что для строительства этой линии были использованы рельсы с другой железной дороги (Вербилки - Дубна), которая была восстановлена после войны. Сооружение линии до станции Сазоново было закончено в невероятные сроки - меньше чем за год. Участок Сазоново - Рязановка был введен в эксплуатацию уже после войны (но не исключено, что постройка была завершена одновременно с участком Кривандино - Сазоново). В поселке Рязановка (на картах - Рязановский) после войны возникло крупное торфопредприятие и главная станция крупной узкоколейной железной дороги, работал перегруз с узкой колеи на широкую.
В 1960-х годах линия "обзавелась" боковым ответвлением до поселка Радовицкий Мох, которое впоследствии было продлено до поселка Пилёво. В Пилёве тоже действовала торфовозная узкоколейка, часть знаменитой Мещерской магистрали.
Основным и практически единственным грузом вплоть до 2008 года был торф, поставлявшийся на Шатурскую ГРЭС. Объемы перевозок были колоссальными, и линия была прибыльной даже в 1990-е годы (хотя с 1995 года постепенно стали закрываться промежуточные станции). Но в 2008 году электростанция отказалась от "местного" топлива и перешла на использование газа. Возможно, экономически этот шаг был обоснован, но факт: жители многих поселков Шатурского и Егорьевского районов оказались без работы. Были уничтожены две крупные сети торфовозных узкоколейных железных дорог. Ветка Кривандино - Рязановка существует лишь потому, что Московская область решила не отказываться от пассажирских перевозок и компенсирует огромные убытки. Отмена поезда будет означать консервацию и последующее уничтожение линии. На ней уже не осталось ни одной промежуточной станции (все закрыты), линия представляет собой сплошной 53-километровый перегон, на котором невозможно осуществить разъезд встречных поездов.
Мы совершили поездку по линии Кривандино - Рязановка 24 августа 2014 года. До Кривандино доезжаем электричкой от станции Люберцы-1.
После Шатуры вдоль двух магистральных путей появляется третий, заброшенный. Когда на Шатурскую ГРЭС ежедневно прибывало множество поездов с торфом, между станцией Кривандино и электростанцией был построен специальный путь, чтобы не загружать короткий участок перегруженных магистральных путей. Удивительно, что он до сих пор цел. На фото - платформа Ботино.


Вначале путь тянется слева, потом пересекает магистральный ход по путепроводу, после чего оказывается справа.


На станции Кривандино вокзала нет, билеты приобретаются в кассе на платформе.


Не все знают, что рядом все-таки сохранился бывший вокзал Кривандино, причем дореволюционной постройки, правда, сейчасон используется как жилой дом. (Фотография сделана в марте 2013 года).


А вот как он выглядел сто лет назад:

У низкой платформы, в стороне от главных путей, нас уже ожидал "рельсовый автобус" - одинокий вагон РА1. До мая 2012 года здесь ходили поезда, состоящие из тепловоза ЧМЭ3 и одного плацкартного вагона, придававшие этой дороге неповторимый колорит. В народе такие поезда называют "кукушка" и "подкидыш". Впрочем, РА1 уже успел стать таким же атрибутом глухоманных малодеятельных железнодорожных веток.


Пассажиров в вагоне было очень мало, человек шесть, несмотря на дачный сезон и воскресенье. Меня очень удивило отсутствие в вагоне... кассира! Мы приобрели билет до Рязановки в кассе на платформе, но на остановочных пунктах вдоль линии касс нет, то есть поезд фактически бесплатный. Не исключено, что в тот день мы были единственными, кто "спонсировал" Рязановскую ветку.
Отправление в 14:40. Слева остаются магистральные пути.


И склады.


"Цивилизованная местность" постепенно кончается.


И начинаются восхитительные мещёрские пейзажи.


В конце лета 2014 года на линии Кривандино - Рязановка проводился ремонт путей. Свежие рельсы еще не были накатаны, поэтому местами можно было слышать необычный звук, называемый "пение рельс". Он характерен именно для малозагруженных веток и только в первые месяцы после ремонта, то есть явление довольно редкое. Некоторые, впервые услышав это "пение", воспринимают его за трансляцию музыки Вагнера :-)
Особенно красивые виды открываются на кривых, которых здесь очень много из-за холмистой местности.


Поселок Осаново рядом с одноименной станцией, закрытой в 2004 году.


Станционное здание, увы, не сохранилось, но в траве можно найти бетонные шпалы.


Мещера - один из тех краев, в которые хочется возвращаться еще и еще...


Выемка:


Вскоре показывается поселок Пожога.


Деревянный домик дежурного по станции здесь сохранился, хотя станция была закрыта первой на линии, в 1995 году. До закрытия здесь была конечная для одного из пассажирских маршрутов. Шпалы второго пути также заметны.


После Пожоги начинаются болота. Как видно на фотографии, леса вдоль дороги сильно пострадали во время пожаров 2010 года.


Ведутся санитарные вырубки леса вдоль дороги.


Лесной остановочный пункт 29 километр.


На станции Бармино все еще сохранился второй путь (хотя он отрезан от основного, стрелок нет). Год закрытия - 2009. В окрестностях, помимо пристанционного поселка Бармино, есть крупные сёла Терехово, Середниково и Самойлиха.


Заколоченное станционное здание с приоткрытой дверью выглядит очень зловеще.


Следы былого благоустройства:


Можно представить себе, что думают водители про вагон, везущий меньше десятка человек.


Периодически вдоль линии попадаются кусты рябины.

Оставленная на выходные техника в лесу, видимо, расчищающая пространство вдоль путей.


Живописный переезд около поселка Сазоново.


По меркам Московской области это место - редкостная глухомань. Постоянное население - меньше 10 человек. Здесь находится последняя и одновременно, как ни странно, самая крупная на нашем пути промежуточная станция, которая действовала дольше всех. Тоже ржавые рельсы, отрезанные от главного пути.


Водонапорная башня. К железной дороге, скорее всего, отношения не имеет.


И заколоченное станционное здание - точно такое же, как мы уже видели на станции Бармино.


Пассажирская платформа на пол-вагона.


Когда-то здесь шла оживленная грузовая работа.


Влево уходят следы разобранного бокового ответвления - железнодорожной линии Сазоново - Пилево. Линия не действует с 2009 года, и постепенно рельсы разворовывались местными жителями, как это происходит сейчас с линией Валдай - Крестцы в Новгородской области. В 2012 году рельсы еще оставались в районе деревни Пруды и между станцими Сороковой Бор и Пилево. В августе 2014 года их уже не осталось нигде. Об этой линии я планирую написать отдельный фотоотчет.


До Рязановки осталось ехать всего полчаса. Последний участок выглядит самым глухим.


Вот так выглядит остановочный пункт 47 километр, расположенный на удалении от населенных пунктов. Нет даже платформы. Местоположение определяется по табличке с расписанием. Собственно пассажиры здесь - очень редкое явление, поезд останавливается не всегда.


С трудом можно разглядеть небольшую заброшенную избушку.


И наконец, спустя почти два часа пути, поезд прибывает в уже знакомую нам Рязановку. Станционные пути:


Станция выглядит очень ухоженной.


Редкое теперь явление - пути заняты составами. Правда, не вагонами с торфом, а ремонтной техникой.


Машинист тепловоза в очередной раз напомнил мне, что "снимать железную дорогу запрещено", хотя, разумеется, я никаких законов не нарушил.
Мы уже бывали в Рязановке в 2013 году, хотя целью тогда было посещение Николо-Радовицкого монастыря. Удалось сделать фотографии переезда. Прямо раньше путь шел на торфоперегруз, теперь - только к котельной и местному хладокомбинату. Движение очень редкое.


А вот что осталось от огромной сети узкоколейных железных дорог. Рельсы на переезде южнее Рязановки. Кстати, двухпутные участки - очень редкое явление для узкоколеек.


Спасибо за внимание. Хочется надеяться, что линия Кривандино - Рязановка будет работать и притягивать путешественников своими замечательными пейзажами, а не повторит судьбу линии Сазоново - Пилево.

Про поезд на линии Земцы - Жарковский, который принято называть самым медленным поездом в России. Но и в Подмосковье имеется его аналог. Только ходит он почаще: не два раза в неделю, а трижды в день. Но тоже весьма нетороплив.

Итак, прибываем в Кривандино. Электричка уходит дальше, на Черусти:

Старое станционное здание 1912 года постройки:

А рядом домик дежурного по станции конца 30-х. Такой же, например, есть на БМО в Нерской:

На соседнем пути стоит маневровый с составом:

А за ним спряталась вторая, низкая платформа станции, куда и свернули почти все, вышедшие в Кривандино из электрички. "Все" - это человек пять. И я в их числе. У платформы нас ждал рельсовый автобус РА1-0019:

Не спрашивайте меня, что делает человек в правой части кадра:) Кстати, я, до этого, на РА1 никогда не ездил. Салон тот же, что у знакомых РА2:

Сиденья шире расставлены, чем в электричке, и окна шире. Зато на них спать не очень-то завалишься, как в плацкартном вагоне, который ходил тут пятнадцать лет назад. Да и ощущения совсем другие: застучал дизель под полом, задребезжали багажные полки, гудок - и мы поехали:

Сначала за окнами тянулись предместья Кривандино, склады и дачные участки. А потом начался густой сосновый лес:

Изредка прорезаемый речушками:

Скорость поезда - не более тридцати километров в час. Иногда падает ещё ниже. Снимать, понятное дело, приходится через стекло - но окна достаточно чистые. Пассажиров в вагоне человек шесть - семь, не больше. Из леса выбегают домики дачек:

Хотя за деревьями и двухэтажки видно:

Это первая остановка - Осаново. Здесь не только сходит половина пассажиров, но и подсаживаются двое. Похоже, все пассажиры этого поезда друг с другом знакомы - здороваются, спрашивают, как дела:

Раньше лес подходил прямо к путям, но потом, согласно небезызвестного распоряжения по РЖД, его вырубили вдоль линии метров на пятнадцать. Поэтому из вагона стало возможным видеть кривые, в которые не спеша ввинчивается наш вагончик:

Следующая остановка - Пожога. Пристанционный посёлочек небольшой:

Зато здесь сохранилось здание вокзала, возможно, времён постройки этой линии - 1944 год:

Чуть ниже добавлю ещё одно его фото. А на окраине посёлка - заснеженное футбольно-волейбольное поле, посреди которого стоит невесть, как заехавшая в эти сугробы "Волга":

Но красиво же:

Такие места очень любит ed4mk_0024 ;)

Тормозим возле платформы 29 километр. Из вагона выходит человек:

И уходит по еле заметной тропинке прямо в густой лес:

Ну, вот правда же! Прямо в лес! Куда он пошёл?

Потом уже по карте посмотрел - там, в полукилометре, деревня Малеиха. Как в тайге... А ведь это Московская область. Казалось бы, меньше ста пятидесяти километров от Москвы - а Мегафон не ловит вообще, а МТС всего две "палочки" показывает.

В вагоне, кроме меня остался один пассажир. Я изначально не планировал ехать до конечной - там стоянка всего десять минут, что за это время успеешь? Сделать пару кадров, да, пардон, оправиться:) Поэтому планировал доехать до Сазоново - бывшей узловой станции, откуда отходила линия на Радовицкий - Пилево. Но, потом, рассудил, что под снегом всё равно многого не увидишь, и решил выйти, как и пятнадцать лет назад, на станции Бармино. Там рядом хоть какая-никакая цивилизация имеется. И вот, я слез на узенькую платформу, а РА1 покатился дальше:

Очень не спеша:

Процитирую самого себя десятилетней давности: Станция Бармино - это что-то фантастическое. Рельсы, скрытые снегом, платформа из пары железобетонных плит, положенных на насыпь, небольшой панельный домик диспетчера с приглушённым светом, струящимся из одного из окон сквозь плотные шторы - и бескрайнее заснеженное поле вокруг... В нескольких сотнях метров от станции - разрушенный и заброшенный кирпичный завод, за ним начинается густой, почти что чёрный в наступающих сумерках лес... Ничего не изменилось:

Только, разве что, из домика ДСП исчезли сидевшие там пятнадцать лет назад дежурные:

Вид в сторону Кривандино:

У меня было чуть больше часа, что бы прогуляться до расположенного рядом со станцией села Середниково. Прогуляться-то я прогулялся, да вот обратно к поезду чуть не опоздал. Но, всё-таки, успел. От Рязановки в салоне был один-единственный пассажир, вместе со мной тоже никто не садился:

Снова неспешный ход вагона, мерное урчание дизеля, изредка набирающего обороты, громкий перестук колёс на стыках, да дребезжание багажных полок. И - густой лес Мещёрского края за окнами:

Лично у меня эта линия стойко ассоциируется с другой железной дорогой, так же проходившей через леса Мещёры - узкоколейной линией Тумская - Рязань. Той самой, о которой писали, когда-то, Паустовский и Есенин. А ведь та линия находилась совсем недалеко от линии на Рязановку - всего в каких-то тридцати километрах, и они, даже, имели соединение через ветку Сазоново - Пилево. Но увы, это всё осталось в далёком прошлом. На остановках в вагон подсаживались по одному, по двое пассажиры. Вот и снова бывшая станция Пожога.