Произведение «Бывшие люди» появилось в свет в 1897 году. Основой для написания данного очерка была жизненная ситуация, которая заставила молодого Горького жить в ночлежке. Автор передает читателю жизнь людей «бывших людей», которые переживают, наверное, свой последний период в жизни и возможно он станет последним.

В данном произведении нельзя встретить автобиографию героев или отдельные моменты из жизни. Здесь автор пытается не дать понять читателю, что он там присутствовал. Горький не является героем произведения, ни слушателем, ни очевидцем. Если сопоставить раннее творчество Максима Горького, то отчетливо видно, что «Бывшие люди» это больше реальность, чем романтика.

Автор, как и раньше, отдает предпочтение изображению обычных людей, но тот факт, что он отходит от романтики и прибегает к реальности дает определенно положительные моменты. Ведь только правдиво можно донести до людей разницу между сильными и людьми слабее, а также опустившимися и униженными.

Ранее Горький заострял внимание читателя на характере персонажа, его красоте, внутреннем мире, но в данном произведении все наоборот. Автор замечает только самые плохие черты характера, подчеркивает все самое подлое в человеке и это также относится и к окружающей среде, где происходит действие.

Опустив все романтические черты, автор в полной мере раскрывает сущность «русского босяка». Такой человек очень слаб и ничего не может поменять в своей жизни. В таких людях нет ничего, что может помочь им бороться за лучшую жизнь, а могут они только пойти и пропить, что заработали, в сей день и снова вернуться к жалкому существованию.

Автор выделяет, то, что все-таки ему не удалось в полной мере передать образ «русского босяка». Самым страшным в участи этих людей Горький считает их полное безразличие к происходящему, к своей судьбе, нынешней жизни. Люди отрицают своё место на так называемом «дне», но при этом ничего не пытаются сделать для лучшего существования.

Автор опирается на борьбу упавших людей со своей действительностью. Горький максимально правдиво раскрыл все грани в жизни «бывших людей», которые, скорее всего никогда и не вернутся к нормальной жизни. Персонажи не склонны изменится в другую сторону, в лучшую до тех пор пока не будут свободными, а свободный человек в понятии автора это тот, который правдиво смотрит на происходящее и пытается побороть все беды и преграды.

Несколько интересных сочинений

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия

  • Сочинение Экскурсия и поход в музей

    Мой город богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, мемориалов героям нашей страны России. Существуют памятники архитектуры

  • Анализ рассказа Однодум Лескова 10 класс

    Произведение является первым рассказом, вошедшим в прозаический цикл под названием «Праведники».

  • Анализ рассказа Шукшина Критики

    Люди воспринимают действительность совершенно разным образом, такое восприятие во многом зависит от воспитания, условий, в которых человек растет. В своих рассказах Шукшин нередко противопоставлял восприятие и миропонимание людей города и деревни

  • Сочинение Футбольный матч

    Футбол является одним из наиболее древних вариантов спортивных состязаний. Этот спорт является довольно простым и понятным, но в настоящий период представляет собой, вероятно, один из наиболее популярных вариантов спортивных состязаний.

Чему учит горький опыт Чипки Варениченко?

С большим напряжением прочитала недавно известный роман Панаса Мирного "Разве ревут волы, когда ясли полны?" До глубины души поразила меня трагедия Чипки — главного героя произведения. С первых страниц романа писатель подробно описывает привлекательную внешность Чипки, его внутренние качества. Уже портретная характеристика героя, такие выразительные детали, как "острые глаза", "быстрый как молния взгляд", выявляет основные черты характера Чипки: сильную волю, решительность и бесстрашие в осуществлении своих намерений. "Им светилась какая необыкновенная смелость и духовная мощь, вместе с какой хищной тоской". И эти черты характера героя раскрываются в действии, в остром социальном конфликте с конкретными носителями социального зла.
Цепкая — человек глубокой души, критического ума и очень смелой характера. Ненависть к панам и царской власти становится основной чертой характера героя, пафосом его борьбы. Новые события усиливают и разжигают это чувство.
Едва Чипка встал на ноги, выбившись из батраков и нищеты, у него незаконно отбирают землю. Понимая, что без земли "нет жизни, нет свободы", Чипка решительно начинает борьбу за нее против волостной власти, несправедливого решения суда, против сутяжников и взяточников. Но, встретившись лицом к лицу с силой социальной несправедливости, обмана, вымогательства, он терпит поражение. Его сердце разгорались возмущением и гневом. Цепкая не может примириться с такой действительностью, протестует. Пристав к ватаги разбойников и воров, он начинает пьянствовать, грабить. Но в это время он еще не погиб окончательно. Несмотря на сложные жизненные обстоятельства, он остается непримиримым ко лжи и всякой неправды. Активно участвует в массовом антикрепостническом бунте, пытаясь организовать отпор карательному отряду, который пришел усмирять крестьян. Солдаты жестоко избили его. "Долго барахтался Чипка Еще дольше его били … Нет крикнул, ни застонал. Устав — как с креста снятый". А дома охватила его нечеловеческая ярость: "Сердце в его выло; душа горела". В сознании его начинает вызревать план борьбы против делающих социальную несправедливость.
После встречи с Галей и женитьба на ней, Чипка возвращается к честному труду земледельца. Его уважают люди как хорошего хозяина, с ним считается сельское начальство, его избирают гласным в земства, а затем в земской управы. Цепкая рад служить обществу, бедным людям помогать через земство. Но господа нашли повод, чтобы выгнать его из управы. Однако он надеется еще найти правду, подав жалобу в губернатора на земских деятелей, называя их организованной стаей. И бесполезно. Невмоготу Чипке бороться с ними. И у него с новой силой взрывается ненависть к панам-земцев, ко лжи. Но неутомимый искатель правды стал на "кровавую дорожку", потоваришувв с морально испорченными людьми — пьяницами и разбойниками.
Способный, полный сил, воли и молодой энергии, Чипка не мог в условиях тогдашней действительности найти себе места в жизни и стал "пропащей силой". Он искал правду и не находил ее, хотел правдой жить, а ему не позволяли. Он не знал, куда идти, не видел правильного пути. "Путаешься в темноте, падаешь, снова встаешь, опять идешь, опять падаешь … не ухватишь тропы, куда идти". И не найдя выхода из положения, становится на гибельный путь разбоя, который привел его от стихийного бунтаря против несправедливости в уголовника. Дошло до того, что Чипка с пьяной ватагой разбойников вырезает целую семью ни в чем не повинных людей и попадает на каторгу.
Итак, кто он, Чипка? Бунтарь или вор? Стоит ли его оправдывать? Наконец, чему учит нас его горький опыт? Миллионы людей живут в одинаковых социально-исторических условий, испытывают одинаковых бед и издевательств. Но почему одни живут по законам добра и справедливости, а другие становятся на путь преступления? Значит, дело в самом человеке. Ненависть к людям, которая укоренилась в сердце Чипки детства, толкнула его на путь вора и убийцы, вытеснив светлые мысли, мечты, надежды. Чепцы неоднократно поступали плохо, но это не может служить оправданием того, что он становится преступником, убийцей. На мой взгляд, у него в жизни были и другие пути: упорный труд, вера. А Чипка так и не сумел найти своей правды. Его можно понять, но оправдать — нет!
Горький опыт героя романа учит нас: нельзя построить справедливости неправедными действиями, нельзя стать счастливым на несчастье других. Лишь с добра могут вырасти зернышки добра, а зло породит еще большее зло. Но и добро нужно делать чистыми руками, не запятнанными человеческой кровью.

Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо знал мир отверженных. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным: “Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть - где я живу, что за народ вокруг меня”, - писал Горький в 1910 году. Именно этот период жизни писателя нашел отражениев таких его ранних произведениях, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Макар Чудра” и другие.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них - живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Эти произведения произросли на реальной почве. Своими ранними романтическими рассказами с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им, этим мещанам, отчаявшимся и опустившимся, Горький противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей,

которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку. Удалой молодец

Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо

пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник

их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и

обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся

рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко

поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или

убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье - это свобода.

Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Раде предваряет следующими (словами: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее

запомни и, - как запомнишь, - век свойбудешь свободной птицей”. Среди гордых и

свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки.

Стаpyxa Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая “красивых

и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.

Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал.

“Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с

покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого

достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти,

ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История ее жизни - это

история свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.
Ее рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко кажется нам реальной историей, свидетельницей которой была сама Изергиль. Изергиль противостоит интеллигентам, которые потеряли волю к жизни. Но кто же те люди, ради которых Данко пожертвовал своей жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? Это те же люди, против которых борется и Изергиль. Этим произведением Горький призывает современников к борьбе за свободу и счастье

народа, причем немедленно. Или же взять высшее развитие гордости и вольнолюбия в

получеловеке Ларре. Ведь в простом человеке они бы просто не смогли так проявиться. А

вот наказание для Ларры было вполне человеческое. “Человек оплачивает все сам”,

Говорит Изергиль. Ларра же “хотел иметь все и сохранить себя цельным”. Он вроде бы и получил все, стал свободен, но все полученное без жертв обесценилось, потеряло смысл. Ларра, Данко, Лойко Зобар - все они могут расстаться с чем угодно, только не со свободой.
Герой Горького, запечатленный в “Челкаше” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”), - это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности, становится анархистом. Челкаш не может найти любовь к свободе и поэтому превращается в индивидуалиста-эгоиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше Горького привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Челкаш, конечно, романтичен.

Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, он способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он

завидует: “сам себе хозяин”, “своя земля”, “твой дом”... “Ты можешь требовать от всякого уважения к тебе” - таковы рассуждения Челкаша.
В целом, Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своим свободолюбием, независимостью, широтой души и человечностью. В ранних рассказах Горького наблюдается широкая панорама жизни рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигентов. Это и бродяги, и воры, и представители молодой буржуазии. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. И самое главное то, что о ком бы ни писал Горький, в центре его событий - личность. Автор выбирал все самое важное и существенное, а отбрасывал “все случайное”, что может помешать показать человека таким, каков он есть.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но онивыбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.

Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».

Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.

Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».

Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.

Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.

О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи. Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее. Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.

Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.

Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.

Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.

Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.

Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.