Память человека удивительный дар, который дала природа людям. Благодаря ей мы можем накапливать жизненный опыт и впоследствии пользоваться им для своего блага. Человек, лишенный памяти, беспомощен в этом мире, поскольку каждое мгновение будет для него открытием, но будет приносить пользу и удовлетворение. Бывают ситуации, при которых память человека ухудшается: мы забываем то, что происходило совсем недавно. Болезнь может развиться вследствие более ранней патологии в жизни. Но если у вас неважная память с рождения, не переживайте: ее можно развить.

Что это такое?

Память человека рассматривают как предмет изучения в рамках психологии. Это возможность человека накапливать и хранить информацию. С другой стороны, в психологии определяют память как способность воспроизводить переживания, эмоции из прошлого, вспоминать прежнее местонахождение предмета и т.д. Но самое главное, что память позволяет нам сохранять накопленную информацию об этом мире.

Мы знаем, что головной мозг состоит из двух полушарий. Таким образом, память изучается не только в психологии, но и в рамках физиологии. В нем расположено более 20 миллиардов клеток, соединенных между собой. Правое полушарие отвечает за эмоции, чувства, а левое за логическое мышление. Однако до сих пор ученым точно не известно, где располагается у человека память и как происходит запоминание хранящейся информации.

Чтобы определить, какая у человека память и для чего она нужна, следует вывести показатели по следующим характеристикам этого свойства. Общая характеристика и классификация памяти в сфере психологии будет зависеть от параметров. Вот основные их виды, характеристика и общая классификация:

  • Объем. Измерить общий объем памяти взрослого человека очень сложно, поскольку в жизни мы используем ресурсы нашего мозга лишь на 4-10%. В среднем емкость кратковременной памяти может составлять 7 единиц информации. Однако возможности человека гораздо больше, как утверждают в психологии. Исследователь Л.И.Куприянович подсчитал, что объем памяти человека 125 миллионов мегабайтов и более. Но только 1% человечества использует свою память в более полном объеме. Таких людей причисляют к гениям. Например, Моцарт мог прослушать музыкальное произведение только раз и затем записать без ошибок его партитуру. Александр Македонский мог назвать всех своих воинов по именам. Но поразительно то, что объем памяти любого человека позволяет проявлять такие же феноменальные способности.
  • Скорость запоминания. Зависит от степени тренировки памяти. У всех людей она разная.
  • Точность. Зависит от того, насколько правильно человек может воспроизвести факты, которые он запомнил.
  • Длительность. Некоторые люди запоминают быстро, но помнят в течение короткого времени, а другие на всю жизнь. Длительность памяти также индивидуальна. Также следует учитывать, что есть разные виды памяти по длительности хранения информации. Кратковременная память - это вид, позволяющий запоминать информацию на непродолжительное время. Долговременная память как вид отличается тем, что позволяет запоминать информацию надолго, порой на всю жизнь. В зависимости от того, какую память человек больше использует и тренирует, этот вид и определяет длительность запоминания.
  • Готовность воспроизвестись. Иногда бывает так, что человек учил, переживал, запоминал, но в нужный момент не может вспомнить уже известные факты. Память есть, но она не воспроизводит события. Таким образом, ее роль в жизни человека словно сводится на нет.

Основные виды

Есть основные виды памяти в зависимости от характеристики:

  • Классификация по характеру цели: произвольная и непроизвольная. Используя непроизвольную память, мы запоминаем автоматически. При участии произвольной памяти необходимо прикладывать усилия, применять волю.
  • Классификация по способу запоминания и характеру психической деятельности: двигательная (или кинетическая), эмоциональная, образная, зрительная, слуховая, осязательная, словесно-логическая и логическая. Эти виды памяти соответствуют определенному способу запоминания: с помощью движений, слов, логических вычислений, зрительного восприятия, образов и т.д.

Особо следует упомянуть такие основные виды памяти, как кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется информацией, хранящейся в течение 20 секунд. Запоминание происходит после краткого восприятия предмета или информации. Запоминается самое главное, но с целью воспроизведения в дальнейшем, в чем и состоит роль этого вида.

Объем кратковременной памяти весьма индивидуален. По оценкам ученых, это 7-9 единиц. Однако сегодняшние ученые говорят о том, что этот параметр слишком преувеличен. И следует говорить о 3-4 единицах. При этом происходит процесс замещения. Если объем кратковременной памяти заполняется, новая информация замещает полученную прежде, в результате чего некоторые полученные ранее сведения исчезают. Например, фамилия и имена множества людей, с которыми мы были знакомы прежде, уходят и замещаются новыми. Если вы хотите сохранить их в своей памяти, нужно приложить волевые усилия.

Каковы функции и назначение кратковременной памяти, нетрудно догадаться. Она необходима, чтобы обрабатывать ежедневно поступающий огромный объем информации. Сразу убирается ненужное, в результате человек может избежать перегрузки мозга.

Функции и назначение долговременной памяти прямо противоположные. Долговременная память хранит информацию неограниченное время. Но чтобы надолго сохранить определенный объем информации, нужные сведения необходимо постоянно воспроизводить. Между сохранением информации и ее воспроизведением существует прямая взаимосвязь. Поскольку многие сведения отдалены от настоящего момента, необходимо сделать так, чтобы они постоянно находились «под рукой». Только так долговременная память сможет их сохранить.

Есть еще один вид памяти - оперативная. Ее функции и назначение состоят в хранении информации в течение определенного срока, ограниченного поставленной задачей. Если задача выполнена, и информация больше не нужна, она удаляется. Например, студент, который учит материал к экзамену, после сдачи мало что вспомнит из выученного. Это объясняется действием оперативной памяти: задача была выполнена, информация удалена.

Законы

Общая характеристика и классификация памяти будет неполной, если не упомянуть ее основные законы. Они помогают людям улучшить запоминания, используя некоторые закономерности. В этом и состоит их роль и назначение:

  • Интерес. Все, что запоминается, человеку должно быть интересно.
  • Осмысление. Для взрослого и ребенка важно, насколько глубоко обдумана проблема.
  • Установка. Если человек поставил себе цель усвоить объем информации. Он обязательно это сделает.
  • Действие. Если знания используются практически, запоминание ускоряется. Практика играет большую роль в процессах памяти.
  • Контекст. Новое усваивается в контексте со старыми сведениями.
  • Торможение. Новая информация перекрывает старую.
  • Оптимальная длина ряда. Это ряд предметов или явлений, которые нужно запомнить. Ряд не должен превышать объем кратковременной памяти.
  • Край. Особенности памяти таковы, что запоминается лучше то, что стоит в начале и в конце.
  • Повторение. Если информацию повторять несколько раз, она запомнится лучше. Незавершенность. Если действие не завершено, фраза недосказана, она лучше запомнится.

Чтобы повысить объем памяти и запоминаемость, достаточно знать эти законы и применять их себе на благо.

Процессы

Общая характеристика памяти в области психологии упоминает о процессах памяти. Вот основные из них, их классификация и характеристика:

  • Запоминание. Состоит в осмыслении, запечатлении, восприятии и переживании новых элементов. Главное для запоминания - установить взаимосвязь между элементами и связать их в одно целое.
  • Хранение. Эти особенности памяти позволяют сохранять полученный материал, перерабатывать его и осваивать. Благодаря хранящейся информации человеку удается ориентироваться в окружающей среде и не утрачивать полученный опыт. За это отвечает долговременная память, в чем и состоит ее роль и назначение.
  • Воспроизведение и узнавание. Эти особенности позволяют в нужный момент вспомнить информацию и применить ее на практике. В реальности ранее увиденный предмет или явление распознаются и относятся мозгом к событиям из прошлого опыта.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизведения. Функции и назначение забывания состоят в том, чтобы не перегружать мозг и периодически очищать его от ненужной информации.

Эти основные функции определяют способность памяти удерживать сведения на протяжении некоторого времени.

Общая характеристика памяти выделяет еще несколько ее разновидностей. Эта классификация связана с различной направленностью памяти:

  • Зрительная - ее роль в нашей жизни заключается в том, чтобы хранить зрительные образы.
  • Моторная - ее роль состоит в запоминании предыдущих физических действий.
  • Эпизодическая - может быть долговременная, но связана в основном с эпизодами из нашей жизни.
  • Семантическая - также может быть долговременная, но связана со знаниями о фактах или словесных значениях. Именно благодаря ей таблица умножения держится в нашей памяти всю жизнь.
  • Процедурная - это знания о том, как производить какие-то действия, или, проще говоря, алгоритмы.
  • Топографическая - позволяет ориентироваться в пространстве и запоминать места, в которых мы уже были.

Общая характеристика и классификация памяти позволила ученым разработать некоторые упражнения, позволяющие развить и увеличить ее объем.

Основные мнемотехнические приемы и упражнения

Разработанные учеными приемы и упражнения позволяют развить память и увеличить ее объем. Вот несколько видов таких упражнений:

  • Постарайтесь запомнить начальные буквы в фразе, а затем по ним воспроизвести ее.
  • Сочиняйте стихотворения.
  • Термины и длинные слова запоминайте с помощью созвучных знакомых слов.
  • Подключайте образные ассоциации.
  • Тренируйте зрительную память, запоминая образами.
  • Числа запоминайте с помощью закономерностей или знакомых дат и сочетаний.

Эта простая общая схема упражнений позволит быстро развить память различных видов.

Почему память может ухудшаться?

Есть много людей, которые страдают расстройством памяти различных видов. Мы знаем, что ухудшение памяти может произойти после тяжелого заболевания, в результате травм или с возрастом. Склероз (закупорка сосудов головного мозга), неврологические заболевания, травмы черепа, врожденные пороки нервной системы и головного мозга влияют на качестве запоминания.

Если расстройство памяти обусловлено заболеванием, необходимо пройти медикаментозное лечение. Только после этого ее можно частично восстановить, хотя медики никогда не дают точной гарантии.

Возрастные изменения в организме тоже не добавляют здоровья. Чтобы сохранить все виды памяти «живыми», нужно постоянно их тренировать. Для этой цели отлично подойдут кроссворды, настольные игры, загадки, японские головоломки. Упражнения весьма полезны детям.

Как можно улучшить память?

Кроме упомянутых приемов мнемотехники, есть много способов улучшить память и увеличить ее объем. Вот общая схема того, что нужно делать для улучшения памяти:

  • Не ленитесь. Память нужно постоянно тренировать, иначе результата не будет.
  • Если что-то забыли, не пытайтесь сразу заглядывать в книжку или справочник. Попытайтесь вспомнить самостоятельно.
  • Читая книги, старайтесь затем пересказывать содержание кому-то из близких, называя имена всех, даже самых незначительных героев. Не упускайте из виду и мелкие события из книги.
  • Учите наизусть стихи, порядок чисел (например, телефоны). Если у вас есть ребенок, который учится в школе, можете играть с ним наперегонки: кто быстрее выучит стихотворение.
  • Чаще работайте с числами, решайте задачи. Математика отлично влияет не только на логическое мышление, но и на память.
  • Старайтесь всегда узнавать что-то новое и воспроизводить информацию через некоторое время. Увидите, как скоро у вас улучшится память.
  • Вспоминайте события предыдущего дня, что произошло неделю назад. Такая тренировка быстро увеличит объем памяти и заставит кратковременную память переводить информацию в долговременную.
  • Изучайте языки. Кроме пользы для собственного умственного развития, вы еще принесете пользу своей памяти. Учите в день не менее 6-7 новых слов из любого языка мира.
  • Настройтесь положительно. Не думайте о том, что вы постоянно что-то забываете. Думайте, что вы все помните, и это действительно так.
  • Информацию воспринимайте всеми органами чувств. Если вам нужно что-то запомнить, придумайте ассоциации. Это может быть запах, вкус, картинка, действие, которое связано с событием или предметом. Впоследствии, вспоминая ассоциацию, вы сможете восстановить в памяти и нужные сведения.
  • Решайте логические задачи. Несмотря на то что головоломки улучшают процессы мышления, они и благотворно действуют на процессы памяти.
  • Таблица. Это проверенный способ тренировки внимания, памяти и наблюдательности. В Ней собраны и разбросаны в разном порядке и написаны разным шрифтом числа от 1 до 20. Задача - запомнить их или отыскать за определенное количество времени.

На качество видов памяти сильно влияет и режим дня, которого вы придерживаетесь. Есть несколько правил организации режима, которые позволят всегда сохранять прекрасную память:

  • Хорошо высыпайтесь. Недосып способствует расстройству памяти и мышления. Полноценный сон должен быть не менее 7-8 часов.
  • Занимайтесь спортом, чаще гуляйте. Свежий воздух, физические упражнения способствуют притоку крови к мозгу, улучшают кровообращение, увеличивают объем памяти.
  • Завтракайте. Нельзя заучивать информацию на голодный желудок. Мозгу необходимо питание, ведь он потребляет до 20% всей энергии организма.
  • Влюбляйтесь. Любовные отношения, даже просто состояние влюбленности обостряют чувства, в том числе память.
  • Избавляйтесь от рутины. Ежедневные повторения одних и тех же действий притупляют память. Старайтесь что-то менять в своей жизни. В психологии утверждается, что даже самые незначительные перемены улучшают состояние человека. Так, если вы начинаете свой день традиционно с чашки кофе, попробуйте теперь заменить ее на сок или другой напиток. Акие перемены способны обострить чувства.
  • Правильно питайтесь. Есть продукты, которые способствуют улучшению памяти. Например, листик мяты, положенный в чай, соя, цитрусовые - прекрасные продукты, чтобы стимулировать вашу память.
  • Иногда играйте в компьютерные игры. Здесь стоит сделать акцент на слове «иногда», поскольку увлечение ими не негативно влияет на психику. Однако 1-2 игры с головоломками в неделю не помешают.
  • Слушайте музыку. Все, что пробуждает наши чувства, действует и на память. Музыка сильнее всего может пробудить в нас эмоции. Именно благодаря ей мы можем совершенствовать и мышление.
  • Воспринимайте жизнь с интересом. Мы запоминаем то, что нас интересует. Если человеку все безразлично, то и память перестает работать. Живите с интересом, тогда в ней будет, что запоминать.

Память - большой дар природы и его надо беречь. Сохраняйте свою память, и у вас будет насыщенная и яркая жизнь до конца дней.

Известный американский математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно десять в 20-й степени единиц информации, то есть каждый нормальный человек в состоянии запомнить все сведения, содержащиеся в миллионах томов книг.

Но в жизни этого не происходит. Это ли не загадка природы?

Что же такое память? Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. Такое определение дается в словаре русского языка Ожегова. Память представляет собой бесконечно сложный механизм функций мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Выделяют память произвольную и непроизвольную. По продолжительности закрепления и сохранения информации память подразделяется на непосредственную, кратковременную, скользящую и долговременную.

Непосредственная (сенсорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. Примером такого процесса служит печатание за компьютером: как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная, или рабочая (оперативная), память работает без какой бы то ни было сознательной установки на запоминание. Человек одновременно, не считая, может охватить взором семь предметов (плюс-минус два предмета) или удерживать в памяти до семи элементов в течение максимум 30 сек. Она действует, например, когда мы набираем номер телефона.

Скользящая память — самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране локатора, а после посадки самолета тут же забыть о ней, переключив внимание на следующую точку.

Долговременная память обеспечивает сохранение знаний, умений и навыков на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен.

В зависимости от восприятий сигналов организмом человека выделяют зрительную, слуховую, тактильную (ощущения от прикосновения), двигательную (или моторную), вкусовую, образную, эмоциональную, эйдетическую, обонятельную и другие виды памяти.

Например, известно, что знаменитая актриса МХАТа Ольга Книппер-Чехова перед выходом на сцену в спектакле «Вишневый сад» всегда пользовалась одними и теми же духами, которые вызывали у нее определенные ассоциации. Таким образом, она использовала запахи как обонятельные подсказки.

Пабло Пикассо применял метод тренировки памяти под условным названием «знаки прошлого». У него была особая комната, где хранились разные безделушки, разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески и сувениры. Он брал в руки предмет, силился вспомнить то, что было связано с ним — и в памяти всплывали лица, события, мысли, разговоры, даты. Художник как бы погружался в приятную атмосферу воспоминаний.

У хороших специалистов обычно развита профессиональная память. Многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а большинство стоматологов узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, двигательной — спортсмены, зрительной — милиционеры и художники, слуховой — композиторы и музыканты и т. д.

Например, 14-летний Моцарт на службе в соборе Святого Петра в Риме слушал большое произведение для двух хоров «Мизерере», партитура которого хранилась в секрете. Он запомнил его, а дома записал музыку, не сделав ни единой ошибки. Подобная память была у Д. Д. Шостаковича. Композитор А. К. Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений.

Известен интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора С. В. Рахманинова. Однажды к С."Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате студента консерватории Рахманинова. Через некоторое время после того как Глазунов закончил играть, Танеев позвал молодого Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение.

Однако уровень интеллекта не зависит от памяти. Проводившиеся эксперименты показывают, что и ограниченные, и умные люди могут обладать как хорошей, так и плохой памятью. Скажем, гениальный Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет.

В то же время история знает немало знаменитых людей, обладающих феноменальной памятью. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 тыс. человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир и великий русский полководец А. В. Суворов.

Каждого из 20 тыс. жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. А Сенека был способен повторить две тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь однажды. Джордж Ноэл Гордон Байрон знал все свои произведения наизусть. Гениальный математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста.

Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад всего один раз. Великий русский шахматист А. Алехин играл по памяти «вслепую» с 30—40 партнерами.

Создатель гениальных гравюр французский художник Гюстав Доре мог сделать точный рисунок с фотографии, которую видел один раз, да и то мельком. Украинский историк Михаил Брайчевский легко находил нужную страницу среди десяти тысяч книг, которые хранились в его домашней библиотеке. Научные работы он писал без единого черновика и все цитаты приводил по памяти.

Среди обычных людей тоже немало феноменов. Некто Э. Гаси заучил наизусть все две с половиной тысяч книг, которые прочитал за свою жизнь. А кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба.

Юрист из Еревана Самвел Гарибян уже в 20-летнем возрасте из двух тысяч названных ему слов воспроизводил по памяти 1970. В июне 1990 года он попал в Книгу рекордов Гиннесса как человек, который безошибочно воспроизвел одну тысячу продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти европейских и восточных языков (английский, немецкий, урду, дари, фарси, пушту, бенгали, эсперанто, арабский и испанский), бросив тем самым вызов буддийскому монаху, помнившему 16 тыс. строк стихотворений.

В конце февраля 2000 года он побил еще один рекорд, запомнив и повторив с одного прослушивания в том же порядке 1200 русских слов и словосочетаний, не связанных по смыслу друг с другом, потеряв при этом всего 32 слова.

Ученые установили, что и многие животные обладают удивительной памятью. Некоторые исследователи утверждают, что слоны, например, помнят не только людей, с которыми они встречались, но и все обиды, которые им нанесли.

Нередко феноменальная память возникает как компенсаторная функция. У людей, лишившихся какой-либо способности — говорить, слышать или видеть, преобладает тот вид памяти, который помогает частично восполнить утрату. Скульптор Лина По, умершая в 1948 году, продолжала создавать скульптуры, даже ослепнув. Оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера.

А вот феномены другого рода. Английская девочка из Блекпула в 1931 году вдруг начала осознавать себя вавилонской женщиной Телекой Вентуи, которая жила в Древнем Египте примерно в 1400 году до н. э. при фараоне Аменхотепе III. Ребенок, которому в досье Британского общества психологических исследований дали псевдоним Розмари, обладал способностью в состоянии транса говорить на странном древнем диалекте.

В связи с этим она проходила обследование у психиатра Фредерика Вуда, который записал несколько фраз и послал их ученому-египтологу Говарду Халму. К удивлению психиатра, ученый сообщил, что фразы девочки содержат много архаизмов, древних терминов и оборотов, характерных для речи египтян дохристианской эры.

В его присутствии английская Розмари за полтора часа написала 66 правильных фраз иероглифами. К концу своих исследований Халм был убежден, что действительно слышал голос далекого прошлого.

В 1930 году нью-йоркский врач доктор Маршалл Макдуффи обнаружил, что его малыши-двойняшки общаются на каком-то неизвестном наречии. Он был убежден, что это их собственный придуманный язык, пока профессор, специалист по древним языкам, посетивший их дом в качестве гостя, не заявил, что они говорят на арамейском языке, который был в употреблении во времена Христа.

Не так давно нашли людей с подобными ксеноглоссическими способностями. В Торонто 30-летний детский психолог под гипнозом возвращался к тем временам, когда он был викингом, захватчиком Исландии. Этот же человек также вспоминал свою жизнь в Месопотамии в 650 году н. э. и мог писать на языке тех лет.

Одиннадцатилетний американский мальчик, находившийся под наблюдением доктора Морриса Не-тертона, калифорнийского гипнотизера, был способен говорить на древнем диалекте Среднего Востока. Объяснить этот феномен пока никому не удалось.

Зато удалось дать возможность человеку овладеть любым языком в течение очень короткого времени. С конца 50-х годов прошлого столетия ЦРУ и КГБ обучали своих агентов иностранным языкам по методике 25-го кадра, когда информация попадает в подсознание, минуя сознание, что повышает способность запоминать в сотни раз. Это позволяло за несколько часов выучить то, на что в обычном режиме уходили годы.

Группе исследователей во главе с профессором Токийского университета Ясудзи Мияситой удалось доказать, что весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем — в ее внутреннюю область, которая фактически представляет собой «архив» памяти.

На это уходит одна десятая доля секунды. За такое время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции, которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные «картинки». Они это и делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью — не выше четырех десятых доли секунды.

Японские исследователи подтвердили то, что интуитивно чувствует каждый: человек ничего не забывает. Все, когда-либо увиденное и пережитое, хранится в анналах памяти и может быть вызвано, так сказать, на поверхность. Это и происходит, в частности, с утопленниками, которых удалось вернуть к жизни.

Многие из них рассказывают, что прежде чем померкнуло сознание, перед их внутренним взором за считанные секунды проходила вся жизнь до мельчайших подробностей. Ученые объясняют это тем, что в поисках спасения мозг «прокручивает» всю жизнь, отыскивая в ней схожие ситуации, которые подсказали бы, как избавиться от смертельной опасности.

На основании исследований ученые сделали вывод: человек вообще ничего не забывает, а просто не все может вспомнить. Причины этого могут заключаться в определенных нарушениях связей между внешней и внутренней сторонами коры головного мозга.

Нарушения памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы ухудшить кратковременную память. Она же ослаблена и у курильщиков. А у выкуривающих больше одной пачки сигарет или папирос в день поражены и визуальная, и вербальная виды памяти. Пагубное влияние также оказывают все химические вещества и медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости, а также кофе. Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение, несовместимые со вниманием и запоминанием.

Неожиданные выводы сделали шведские ученые, которые обнаружили удивительную взаимосвязь между функциями памяти и наличием у человека зубов.

Как оказалось, люди, которые по тем или иным причинам лишились нескольких зубов, обладают меньшими способностями мысленно зафиксировать, что они делали в то или иное время, или определить, где и в какой момент они находились.

В то же время наш мозг сопротивляется избытку информации и включает защитные механизмы для вытеснения лишних сведений. Ученые считают, что они удаляются под влиянием различных ситуаций, эмоций и т. д. Этот феномен исследовал еще Фрейд, который считал, что нет случайно забытых событий.

Если, допустим, человек не помнит доклад, который должен вскоре читать, то это не случайно: либо ему не хочется выступать перед данной аудиторией, либо тема не по душе, но признаться в этом он не может или не хочет даже себе.

Ученые до сих пор бьются над загадками функционирования человеческой памяти, существует много теорий, так или иначе объясняющих способности человека к запоминанию.

В век компьютерных технологий человеческий мозг является пока самым совершенным механизмом по обработке и анализу информации — ведь даже самый современный компьютер не получает информацию непосредственно из окружающего мира. Он только оперирует (хотя и в миллионы раз быстрее человека) сведенной к двоичному коду информацией, причем сильно обедненной вследствие технологических ограничений.

Так что же такое человеческая память? Один из ответов дал немецкий писатель Жан Поль: «Память — это единственный рай, из которого нет изгнания».

Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности.
Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое.
Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток после любого раздражения или возбуждения. Нервные клетки очень быстро фиксируют отпечатки и прочно хранят.

Кратковременная и долговременная человеческая память.

Эти отпечатки называют следами, и наука пока еще не знает, каким образом они образуются. Эти отпечатки-следы имеют разную участь:

  • Одни живут много лет;
  • Другие несколько секунд.

Поэтому у человека различают две памяти: кратковременная и долговременная.
Короткая память человеку нужна, для быстрых вычислений, каких-либо событий или чтобы знать, чем вчерашний ужин отличается от сегодняшнего, но ее предназначение вспомогательное.
Для человека долговременная память намного важнее. Без нее никогда и ничему люди не научились бы.
Многие ученые полагают — у человека следы некоторых впечатлений сохраняются на протяжении всей жизни. При определенных обстоятельствах он может вспомнить то, что считал давно забытым, например, под гипнозом. Сложный процесс, в ходе которого извлекаются следы впечатлений из тайников памяти человека, вызывается многими причинами.

Все в человеческой жизни взаимосвязано, так и в мозгу все соединяется невидимыми дорожками между собой. Такие связи называются ассоциациями. . Зная решение одной задачи, ученик без особых усилий решит подобную. На производстве рабочий, основываясь на знаниях работы на станках, без проблем освоит более модернизированный их вариант.
Память человека стимулируют предметы, которые ему были уже знакомы. Их воздействие на чувства оживляет давние следы, и воспоминание приходит быстрее, чем меньше они стираются.
Для того, чтобы отпечатки лучше сохранились, требуется некоторый промежуток времени. Если человек говорит какое-то определенное слово, например, «дом», сразу приходит понимание, что это такое – знают все. Самая ценная черта – это обобщенные параметры образа. Человеку знакомы детали, которые делают его похожим на другие дома. При помощи подобных образных схем в человеческой памяти сохраняются отпечатки впечатлений. Природа придумала , хранящую прошлое.

Память активизирует мысль, многократно увеличивает возможности человека. Яркой, выдающейся личностью становится человек, обладающий хорошей памятью. Около 3 тысяч имен своих воинов знали Александр Македонский и Юлий Цезарь. Могли по памяти рассказать тонкие частности военного искусства легендарные Александр Суворов и Михаил Кутузов. Великие военачальники Великой Отечественной войны благодаря знаниям и умениям нестандартно мыслить, напрягая во многих случаях память, выходили победителями в критических ситуациях на фронтах.
Исследователи утверждают, что человек утративший память, теряет умственные способности, знания, разрушаются навыки, происходит полнейшая его дезорганизация.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-1024x683.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-150x150.jpg 2018-08-06T20:32:22+07:00 PsyPage Образ долговременная память.,Кратковременная память,память Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности. Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое. Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток... PsyPage

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память - дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга . В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку - процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируется ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти - стирание - обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти - более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки . Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля - кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце .

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию поступающую через соматосенсорную систему .

Долговременная и кратковременная память

Физиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти : кратковременная и долговременная. Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, - количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ .

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей , исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

человек сможет запомнить гораздо больше букв потому, что он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых группах букв (в английском оригинале: FBIPHDTWAIBM и FBI PHD TWA IBM ). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.

Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании () Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны .

Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.

Долговременная память

Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например, большой, огромный, крупный, массивный).

Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.

Неврологическая память

Память - совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого -физиологические , так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

  • Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.
  • Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.
  • Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета кино, которое вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.
  • Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 9 х 8 = 72, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.
  • Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владение какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».
  • Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Особенности функционирования памяти

Свойства памяти

  • Точность
  • Объём
  • Скорость процессов запоминания
  • Скорость процессов воспроизведения
  • Скорость процессов забывания

Закономерности памяти

Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений)

Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений.

Имеет место такая закономерность, как кривая забывания .

Законы памяти
Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз .
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мнемотехнические приёмы запоминания

Мифология , религия , философия о памяти

  • В древнегреческой мифологии имеется миф о реке Лета . Лета обозначает «забвение » и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, - среди них Тиресий или Амфиарай , - сохранили свою память и после кончины.
  • Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина , персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса - мать всех муз . Она обладает Всеведением : согласно Гесиоду (Теогония , 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
  • Согласно философии Платона Анамнесис - припоминание, воспоминание - понятие, описывающее основную процедуру процесса познания .

См. также

Примечания

  1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
  2. Norman, D. A. (1968). Toward a theory of memory and attention. Psychological Review, 75,
  3. Atkinson, R. C, & Shiffrin, R. M. (1971). The control of short-term memory. Scientific American, 225, 82-90.
  4. Craik, FIM; Lockhart RS (1972). «Levels of processing: A framework for memory research». Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior 11 (6): 671-84.
  5. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  6. К. Юнг Тавистокские лекции
  7. Coltheart, Max (1980). «Iconic memory and visible persistence». Perception & Psychophysics 27 (3): 183-228.
  8. Sperling, George (1960). «The information available in brief visual presentations». Psychological Monographs 74: 1-29.
  9. Unwin. Baxt, N. (1871). Ueber die Zeit, welche notig ist, damit ein Gesichtseindruck zum Bewusstsein
  10. Джон Килстром профессор Калифорнийский Университет Беркли Лекция 10. Память. Часть 1.
  11. Б. Мещеряков, В. П. Зинченко, Большой психологический словарь, СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.- 672 с. Статья «Памяти физиологические механизмы». С. 370.
  12. Miller, G. A. (1956) The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review, 63, 81-97.
  13. ФСБ - Федеральная Служба Безопасности, КМС - кандидат в мастера спорта, МЧС - Министерство Чрезвычайных Ситуаций, ЕГЭ - единый государственный экзамен.
  14. FBI - Federal Bureau of Investigation, PHD - Philosophy Doctor, TWA - Trans World Airlines, IBM - International Business Machines.
  15. Conrad, R. (1964). «Acoustic Confusions in Immediate Memory ». British Journal of Psychology 55 : 75–84.
  16. Резникова Ж. И., Рябко Б. Я. , Теоретико-информационный анализ «языка» муравьев // Журн. общ. биологии, 1990, Т. 51, № 5, 601-609.
  17. Резникова Ж. И. Язык муравьев до открытия доведет , Наука из первых рук, 2008, N 4 (22), 68-75.
  18. Станислав Гроф Области человеческого бессознательного . - М .: Институт трансперсональной психологии, 1994. - 280 с. - ISBN 5-88389-001-6
  19. Атанассиос Кафкалидес. Знания из лона. Аутопсиходиагностика с психоделическими лекарствами. - СПб: ИПТП, 2007. - ISBN 5-902247-11-X
  20. Кузина С.А. Как улучшить свою память. - М.: Издательство агентства "Яхтсмен". - 1994.

Литература

  • Арден Джон Развитие памяти для "чайников". Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. - М .: «Диалектика», 2007. - С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2
  • С.Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- Москва: «Мир », .
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика », .
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., .
  • Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., .- 182 с.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. , С.Пб.2005.
  • Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
  • Бериташвили И. С., Память позвоночных животных, ее характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
  • Соколов Е. Н., Механизмы памяти, М., 1969:
  • Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М., 1970;
  • Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
  • Поль Рикёр. Традиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
  • П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
  • Ф. Йейтс. Искусство памяти // Йейтс Ф. Искусство памяти. «Университетская книга», СПб, 1997, с. 6-167.
  • П. Нора. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
  • Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.,2004. № 7. С.158-160.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской кульуры, 2004
  • Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007
  • Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
  • Маклаков А. Г. Общая психология . - СПб. : Питер, 2001.

Ссылки

  • Механизмы памяти и забвения. Передача из цикла "

Часто можно услышать, что все мы на самом деле состоим из своих собственных воспоминаний. Наш жизненый опыт делает нас теми, кто мы есть.
Человеческая память до сих пор неизвестна до конца. Однако, что же хранит человеческая память? Существуют некоторые заблуждения из-за сравнивания нашей памяти с компьютером, это происходит по аналогии и помогает нам понять наши собственные возможности. Однако, это не совсем верно. Человеческая память является гораздо сложнее, чем любая память на наших компьютерах или «умных телефонах».Поговорим о 10 фактах о человеческой памяти, некоторые из которых являются точной противоположностью того, что обычно мы считаем человечекой памятью.

10 фактов человеческой памяти

1. Память не пропадает

Часто можно услышать, что все мы на самом деле состоим из своих собственных воспоминаний. Наш жизненный опыт делает нас теми, кто мы есть.
Однако, человеческая память до сих пор неизвестна до конца, это одна из причин, почему некоторые люди говорят, что у них, скажем, плохая память. Такие заблуждения происходят из-за сравнивания, нашей памяти с компьютером, это происходит по аналогии, помогает нам понять наши собственные возможности. Однако, это не совсем верно. Человеческая память является гораздо сложнее, чем любая память на наших компьютерах или «умных телефонах».
Поговорим о 10 фактах о человеческой памяти, некоторые из которых являются точной противоположностью того, что обычно мы считаем человеческой памятью:

2. Забывание помогает нам учить

Идея, что забывание нам помогает учить новое, на первый взгляд кажется противоречивой, но рассмотрим этот факт следующим образом: представьте себе, что мы создали искусственный мозг, который может запомнить и воссоздать абсолютно всё что мы когда-либо запомнили. Если такой супер мозг попытался бы вспомнить, где мы запарковали автомобиль на стоянке, он автоматически призвал бы в сознание все припаркованные автомобили, которые мы когда-либо видели, что было на самом деле очень много машин.
Для того чтобы такой супер мозг сделать быстрее и полезнее в реальных ситуациях, мы должны были создать систему, которая будет отфильтровывать старую, ненужную информацию. У всех нас есть такая система, мы называем ее забывание. Вот почему мы позабывая помогаем себе учить новое.

3. «Стёртые» воспоминания возможно снова оживить

Это на самом деле ещё одно подтверждение того, что память не пропадает. Речь о том что воспоминания могут стать менее доступными, но это их безусловно может восстановить.
Даже те воспоминания, которые нам трудно или невозможно вспомнить, они всё еще в нашей памяти, ожидая подходящего момента чтобы войти в содержание сознания. Эксперименты показали, что даже информация, которая недоступна в течение длительного времени может быть восстановлена в памяти. В подтверждение этого факта, всем известные примеры, такие как плавание или езда на велосипеде, и хотя они являются частью моторики, они также относятся к нашей памяти.

4. Вспоминание может изменить содержимое того что мы уже помним

Несмотря на то, что сама основа понимания памяти, идея о том что вспоминание изменяет содержание памяти, кажется нелогичной. Как может воспоминание может изменить содержание памяти?
Вот как: когда мы вспоминаем конкретное событие, это событие в нашей памяти становится сильнее по сравнению с другими воспоминаниями. Например, давайте попробуем вспомнить определенный день рождения из детства, и вспомним особенный подарок который мы получили. Каждый раз, когда мы вспоминаем, все другие подарки, которые мы получили в тот день рождения станут менее доступными для нас в связи с этим специфическим воспоминанием.
Процесс вспоминания, на самом
деле перепрограммирует прошлое, т.е. те части нашего прошлого, которые мы можем вспомнить.
Это на самом деле только начало. Есть такое понятие как ложные воспоминания, которые могут быть созданы с помощью этого процесса или ложного запоминания. Психологи действительно экспериментально подтвердили существование ложных воспоминаний. При судебных экспертизах таких ложные воспоминания, могут навредить целому судебному процессу.
В заключении, есть интересная идея — что мы на самом деле создаем сами себя, таким способом выбирая, какие воспоминания мы будем помнить, а какие будем забывать.

5. Память нестабильна

Тот факт, что простое действие, такое как воспоминание может изменить память, позволяет предположить, что память является относительно нестабильной. Мы думаем, что наша память стабильна: но чаще всего мы забываем то что забыли! Да, да и мы надеемся, что в будущем мы не будем забывать, то что мы уже знаем.
Многие студенты с этим согласятся, что часто недооцениваем, сколько нужно усилий, чтобы что-то выучить, но столько же усилий нам нужно чтобы сохранить в памяти уже выученное. И это нас приводит к шестому факту:

6. Предвзятое отношение

Это случалось со всеми нами. Мы считаем, что если нам что-то очень важно, нет никаких шансов, что мы это забудем. Почему же тогда мы должны записывать важный номер телефона или дату посещения врача? Ведь это нам очень важно? Как правило, в течение десяти минут мы забываем такие вещи и это уже никогда не вернется в наше сознание.
Это было также подтверждено в лаборатории. В одном исследовании, проведенном Кориат и Бьёрк (2005), люди учили пары словосочетания, такие как «свет — лампа», а затем оценивали вероятность того что испытуемый будет в состоянии ответить «лампа» каждый раз, когда было дано слово «свет». Испытуемые были слишком уверены в себе, а причина предвзятое отношение. В результате когда им показывали изображение слова «свет», они вспоминали различные вещи, такие как освещение или тени, но правильные ответы было не так легко, как показалось.

7. Когда вспоминанием с легкостью — учение проходит плохо

Мы думаем что такие умные, если можем что-то быстро вспомнить и чувствуем себя глупыми, когда нам нужно много времени на то что бы вспомнить. С точки зрения обучения, всё наоборот. Когда что-то легко вспомнить, то процесс учения не происходит в тот момент. Только тогда, когда нам трудно вызвать некоторое содержание в сознание, происходит — процесс учения. Таким образом, эффективные методы обучения включают в себя тестирование/проверку — потому что простое перечитывание информации недостаточно. Обучение требует усилий в процессе запоминания.

8. Обучение в значительной степени зависит от контекста

Вы когда-нибудь замечали, что когда вы учите что-то в одном контексте или месте, например, в классе, позже становится всё труднее вспомнить уроки, наученные в других контекстах/классах? Это происходит в результате связи между учением и где и как мы это делаем: зависит от того, кто присутствует, где мы учим и каким способом.
Оказалось, что лучше всего запоминается информация, которой мы подвергаемся по-разному и в разных контекстах.

9. «Дополнение» памяти

К примеру если вы хотите научиться играть в теннис, что вы думаете — как это лучше сделать поотдельности учить подачу, потом удары справа, потом слева? Или бы вы практиковали все эти элементы каждый день?
Оказывается, что легче вспомнить информацию из долговременной памяти, когда она смешивается. Прежде всего это относится к моторике, такие занятия как теннис, но и для оперативной памяти также — на пример какой город столица Молдавии?
Основная проблема такого обучения является то, что его трудно начать. Если вы практикуете подачу и быстро перейдёте к обучению удара справа, в то же время, вы можете забыть, как подавать! Даже если вам кажется что у вас ничего не получается, продолжайте заниматься. Это единственный способ, укрепления наученных знаний.

10. Обучение находится под нашим контролем

Практический результат этих фактов о человеческой памяти является то, что мы очень часто недооцениваем контроль, который (как мы думаем) имеем над собственной памятью.
Например, люди считают, что некоторые вещи, очень трудно выучить, и изначально отказываются учить. Однако такие методы, как использование различных контекстов, «переключение» с одной задачи на другую и непростая репродукция наученного может помочь улучшить память, и таким образом, сам процесс учения.
Мы склонны думать, что прошлое неизменно, но дело в том, что оно может быть изменено. Благодаря тому, как мы помним прошлое, некоторые воспоминания, хранящиеся в нём могут быть изменены. Запоминание по-разному может помочь переосмыслить прошлое и таким образом повлиять на наше будущее.
Важно понимать, наша память не так слаба, как мы склонны верить этому. Может мы не можем работать как компьютер, но зато мы можем ещё лучше, ведь это ещё интереснее!