Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта
видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики основной
школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными
умениями, использование при выполнении учебных задач текстов
физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач
и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практикоориентированного характера.
Владение основами знаний о методах научного познания и
экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23.
Задания 18 и 19 контролируют следующие умения:
– формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы)
описанного опыта или наблюдения;
– конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок
проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;
– использовать физические приборы и измерительные инструменты
для прямых измерений физических величин;
– проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в
том числе выраженных в виде таблицы или графика.

Экспериментальные задания № 23

Экспериментальные умения проверяются заданиями
трех типов:
1)задания на косвенные измерения физических величин;
2)задания, проверяющие умение представлять

графиков и делать выводы на основании полученных
экспериментальных данных;
3)задания, проверяющие умение проводить
экспериментальную проверку физических законов;

Критерии оценки выполнения задания №23

Полностью правильное выполнение задания оценивается 4
баллами, для этого необходимо:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчета искомой величины по доступным для
измерения величинам;
3) правильно записанные результаты прямых измерений
(указываются физические величины, прямые измерения
которых необходимо провести в данном задании);
4) полученное правильное числовое значение искомой
величины.

Перечень комплектов оборудования

Перечень комплектов оборудования для проведения
экспериментальных заданий составлен на основе типовых
наборов для фронтальных работ по физике.
Комплект №1
весы рычажные с набором гирь
измерительный цилиндр (мензурка) с
пределом измерения 100 мл, С = 1 мл
стакан с водой
цилиндр стальной на нити

цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2
Комплект №2
динамометр с пределом измерения
4 Н (С = 0,1 Н)
стакан с водой
цилиндр стальной на нити
V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1
цилиндр латунный на нити
V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

Комплект №3
штатив лабораторный с муфтой и
лапкой
пружина жесткостью (40±1) Н/м


измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 200–300 мм с
миллиметровыми делениями
Комплект №5

вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В
амперметр 0–2 А, С = 0,1 А
переменный резистор (реостат),
сопротивлением 10 Ом
резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1
резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2
соединительные провода, 8 шт.
ключ
рабочее поле
Комплект №4
каретка с крючком на нити m = 100 г
три груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом
измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
направляющая (коэффициент
трения каретки по направляющей
приблизительно 0,2)
Комплект №6
собирающая линза, фокусное расстояние
F1 = 60 мм, обозначить Л1
линейка длиной 200–300 мм с
миллиметровыми делениями
экран
рабочее поле
источник питания постоянного тока 4,5 В
соединительные провода
ключ
лампа на подставке

Комплект №7
штатив с муфтой и лапкой
метровая линейка (погрешность 5 мм)
шарик с прикрепленной к нему
нитью длиной 110 см
часы с секундной стрелкой (или секундомер)
Комплект №8
штатив с муфтой
рычаг
блок подвижный
блок неподвижный
нить
три груза массой по (100±2) г
динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н)
линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

Экспериментальные задания 1-го типа

Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения
физических величин.
Предлагаемые работы:
1.плотности вещества,
2.силы Архимеда,
3.коэффициента трения скольжения,
4.жесткости пружины,
5.периода и частоты колебаний математического маятника,
6.момента силы, действующего на рычаг,
7.работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока,
8.работы силы трения,
9.оптической силы собирающей линзы,
10.
электрического сопротивления резистора,
11.
работы электрического тока,
12.

Определение плотности вещества

Использовать комплект №1
Используя рычажные весы с
разновесом, мензурку, стакан с водой,
цилиндр № 2, соберите

измерения плотности материала, из
которого изготовлен цилиндр № 2.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки
для определения объёма тела;

плотности;

массы цилиндра и его объёма;

плотности материала цилиндра.
Образец возможного решения


задания плотность вещества, из которого выполнен
цилиндр оказалась равной 8500 кг/м 3.

10. Определение силы Архимеда

Использовать комплект №2
Используя динамометр, стакан с
водой, цилиндр № 1, соберите
экспериментальную установку для
определения выталкивающей силы
(силы Архимеда), действующей на
цилиндр.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
выталкивающей силы;

веса цилиндра в воздухе и веса
цилиндра в воде;

выталкивающей силы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания сила
Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

11. Определение коэффициента трения скольжения

Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с
крючком, динамометр, один груз,
направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для
измерения коэффициента трения
скольжения между кареткой и
поверхностью рейки.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
коэффициента трения скольжения;
3) укажите результаты измерений
веса каретки с грузом и силы


рейки;
4) запишите числовое значение
коэффициента трения скольжения.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания коэффициент
трения скольжения оказался равным 0,2.

12. Определение момента силы, действующего на рычаг

Использовать комплект №8
Используя рычаг, три груза, штатив и
динамометр, соберите установку для
исследования равновесия рычага. Три груза
подвесьте слева от оси вращения рычага
следующим образом: два груза на
расстоянии 6 см и один груз на расстоянии
12 см от оси. Определите момент силы,
которую необходимо приложить к правому
концу рычага на расстоянии 12 см от оси
вращения рычага для того, чтобы он
оставался в равновесии в горизонтальном
положении.
В бланке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной
установки;
2) запишите формулу для расчета момента
силы;
3) укажите результаты измерений
приложенной силы и длины плеча;
4) запишите числовое значение момента
силы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) M=Fl
3) F = 2Н, l = 0,12 м
4) М = 2Н·0,12 м = 0,3 Н·м
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания момент
силы, которую необходимо приложить
к правому концу рычага оказался
равным 0,3 Н · м.

13. Определение жесткости пружины

Использовать комплект №3
Используя штатив с муфтой и лапкой,
пружину, динамометр, линейку и два
груза, соберите экспериментальную
установку для измерения жёсткости
пружины. Определите жёсткость
пружины, подвесив к ней два груза.
Для измерения веса грузов
воспользуйтесь динамометром.
В бланке ответов:
1) Сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
жёсткости пружины;
3) укажите результаты измерения
веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите числовое значение
жёсткости пружины.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания
коэффициент жесткости оказался
равным 40 Н/м.

14. Определение периода и частоты колебаний математического маятника

Использовать комплект №7






определения периода и частоты свободных
колебаний нитяного маятника.
В бланке ответов:

установки;
2)Приведите формулу для расчета периода и
частоты колебаний;
3)укажите результаты прямых измерений числа
колебаний и времени колебаний для длин
нити маятника равной 0,5 м;
4)вычислите период и частоту колебания;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) Т = t/N; ν = 1/Т;
3) N = 30; t = 42 с.
4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц.
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания период
свободных колебаний оказался равен 1,4 с,
частота 0,7 Гц.

15. Определение работы силы трения

Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с крючком,
динамометр, один груз, направляющую
рейку,
соберите
экспериментальную
установку для определения работы силы
трения при перемещении в горизонтальном
направлении каретки с грузом на длину
рейки.
В бланке ответов:

установки;
2) запишите формулу для расчёта работы
силы трения;
3) укажите результаты измерений силы
трения скольжения при движении
каретки с грузом по поверхности
рейки, длины рейки;
4) запишите числовое значение. работы
силы трения.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
2) А=F · s; Fтр =Fтяги (при
равномерном движении);
тр
установки
3) Fтяги = 0,4 Н; l = 0,5 м;
4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж.
Вывод: В ходе выполнения

трения скольжения оказалась равным
2 Дж

16. Определение электрического сопротивления резистора

Использовать комплект №5
Определите электрическое
сопротивление резистора R1. Для
этого соберите экспериментальную
установку, используя источник тока
4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ,
реостат, соединительные провода и
резистор, обозначенный R1. При
помощи реостата установите в цепи
силу тока 0,2 А.
В бланке ответов:

эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
электрического сопротивления;
3) укажите результаты измерения
напряжения при силе тока 0,2 А;
4) запишите численное значение
электрического сопротивления.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания
сопротивление резистора R1 оказалось
равным 12 Ом.

17. Определение мощности тока

Использовать комплект №5



обозначенный
R2 ,
соберите
экспериментальную установку для
определения мощности, выделяемой
на резисторе при силе тока 0,5 А.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
мощности электрического тока;
3) укажите результаты измерения
напряжения при силе тока 0,5 А;
4) запишите численное значение
мощности электрического тока.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания мощность
электрического тока оказалась равной 1,5 Вт.

18. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока

Использовать комплект №8

подвижный, нить, 3 груза,

определите работу силы упругости
при подъеме трех грузов на высоту
20 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) приведите формулу для расчета
работу силы упругости;
3) укажите результаты прямых
измерений высоты и силы
упругости;
4) Вычислите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на указанную высоту;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) А = Fупр.h;
3) Fупр. = 2 Н (при равномерном
перемещении);
h = 0,2 м;
4) А = 2 Н·0,2 м = 0,4 Дж
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа

оказалась равной 0,4 Дж.

19. Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока

Использовать комплект №8
Используя штатив с муфтой, блок
неподвижный, нить, 3 груза,
динамометр школьный, линейку,
определите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на высоту 20 см.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) приведите формулу для
расчета работу силы
упругости;
3) укажите результаты прямых
измерений высоты и силы
упругости;
4) Вычислите работу силы
упругости при подъеме трех
грузов на указанную высоту;
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
2) А = Fупр.h;
3) Fупр. = 3,2 Н
(при равномерном перемещении); h = 0,2 м;
4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа
силы упругости при подъеме тела
оказалась равной 0,64 Дж.

20. Определение работы тока

Использовать комплект №5
Используя источник тока, вольтметр,
амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор,
обозначенный R, соберите
экспериментальную установку для
определения работы электрического тока
на резисторе. При помощи реостата
установите в цепи силу тока 0,3 А.
Определите работу электрического тока
за 10 минут.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) запишите формулу для расчёта
работы электрического тока;
3) укажите
результаты
измерения
напряжения при силе тока 0,3 А;
4) запишите
численное
значение
работы электрического тока.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания работа тока
оказалась равной 648 Дж.

21. Определение оптической силы собирающей линзы

Использовать комплект №6
Используя
собирающую
линзу,
экран,
линейку,
соберите
экспериментальную установку для
определения
оптической
силы
линзы. В качестве источника света
используйте свет от удалённого окна.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок
экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта
оптической силы линзы;
3) укажите результат измерения
фокусного расстояния линзы;
4) запишите значение оптической
силы линзы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания оптическая
сила линзы оказалась равной 17дптр.

22. Экспериментальные задания 2-го типа

Цель задания: проверка умения представлять
экспериментальные результаты в виде таблиц или
графиков
и
делать
выводы
на
основании
полученных экспериментальных данных.
Предлагаемые работы:
1. зависимости силы упругости, возникающей в пружине,
от степени деформации пружины,
2. зависимости периода колебаний математического
маятника от длины нити,
3. зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника,
4. зависимость силы трения скольжения от силы
нормального давления,
5. свойствах изображения, полученного с помощью
собирающей линзы.

23. Определение зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины

Образец возможного решения
Использовать комплект №3
1) Схема экспериментальной установки
Для выполнения этого задания используйте
лабораторное оборудование: штатив с муфтой и
лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор
из трех грузов. Установите зависимость силы

величины растяжения пружины. Определите
растяжение пружины, подвешивая к ней
поочередно один, два и три груза. Для
определения веса грузов воспользуйтесь
динамометром.
В бланке ответов:
1) сделайте рисунок экспериментальной
установки;
2) запишите результаты измерения веса
грузов, удлинения пружины;
3) сформулируйте вывод о зависимости силы
упругости, возникающей в пружине, от
величины растяжения пружины.
№ опыта
Вес
груза,
Н
Сила
упругости,
Н
Удлинение,
м
1
1
1
0,025
2
2
2
0,050
3
3
3
0,075
Вывод: В ходе выполнения

что сила упругости прямо
пропорциональна растяжению пружины.

24. Определение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити

Использовать комплект №7
Для выполнения этого задания используйте
лабораторное оборудование: штатив с муфтой
и лапкой; метровую линейку (погрешность 5
мм); шарик с прикрепленной к нему нитью;
часы с секундной стрелкой (или секундомер).
Соберите экспериментальную установку для
исследования зависимости периода свободных
колебаний нитяного маятника от длины нити.
В бланке ответов:
1)сделайте рисунок экспериментальной
установки;
2)укажите результаты прямых измерений числа
колебаний и времени колебаний для трех
длин нити маятника в виде таблицы;
3)вычислите период колебаний для всех трех
случаев;
4)сформулируйте вывод о зависимости периода
свободных колебаний нитяного маятника от
длины нити.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания выяснилось, что
при уменьшении длины нити период
свободных колебаний уменьшается.

25. Определение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
Использовать комплект №4
Используя каретку (брусок) с
крючком, динамометр, три груза,
направляющую рейку, соберите
экспериментальную установку для
определения зависимости силы
трения скольжения от силы
нормального давления
В бланке ответов:
1) нарисуйте схему эксперимента
2) укажите результаты измерения
3) сформулируйте вывод о
зависимости силы трения
скольжения от силы
нормального давления
Fтр=Fтяг- при равномерном движении,
Нагружая брусок одним, двумя,тремя грузами,
измерим в каждом случае силу трения и силу
давления (силу тяжести), результаты измерений
запишем в таблицу
№ опыта
Сила нормального
давления, Н
Сила трения, Н
1
2
0,4
2
3
0,8
3
4
1,2
Вывод: В ходе выполнения экспериментального
задания оказалось, что сила трения пружины прямо
пропорциональна силе нормального давления.

26. Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Определение свойств изображения, полученного с помощью
собирающей линзы
Использовать комплект №6
Используя собирающую линзу,
экран, линейку, рабочее поле,
источник питания постоянного тока
4,5 В, соединительные провода,
ключ, лампу на подставке соберите
экспериментальную установку для
определения свойств изображений,
полученного с помощью
собирающей линзы
В бланке ответов:
1) сделайте
рисунок
экспериментальной установки;
2) укажите результат измерения
фокусного расстояния линзы;
3) сделайте вывод, ка изменяются
свойства
изображений,
полученных
с
помощью
собирающей
линзы
при
удалении предмета от линзы.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
d
d Свойства изображения
Мнимое, увеличенное,
прямое
F < d < 2F
Действительное,
увеличенное, перевернутое
d > 2F
Действительное,
уменьшенное, перевернутое
Вывод: При удалении предмета от линзы
изображение предмета из мнимого
переходит в действительное, а его
размеры уменьшаются.

27. Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В),
вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резистор,
обозначенный R2, соберите
экспериментальную установку для
исследования зависимости силы тока,
возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника.
В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему
эксперимента;
2) укажите
результаты
измерения
напряжения при силе тока
при
разных
положениях
ползунка
реостата;
3) Сделайте вывод о зависимости силы
тока, возникающей в проводнике, от
напряжения на концах проводника
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
№ опыта
I, A
U, B
1
0,2
2,4
2
0,3
3,6
3
0,4
4,8
Вывод:
В
ходе
выполнения
экспериментального задания оказалось, что
при увеличении напряжения между концами
проводника сила тока в проводнике также
увеличивается.

28. Экспериментальные задания 3-го типа

Цель
работы:
проверка
экспериментальную
умения
проверку
проводить
физических
законов и следствий.
Предлагаемые работы по проверке:
1. Закона последовательного соединения
резисторов для электрического напряжения
2. Закона параллельного соединения резисторов
для силы электрического тока

29. Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр,
амперметр, ключ, реостат, соединительные
провода, резисторы, обозначенные R1 и R2
соберите экспериментальную установку для
проверки правила для электрического
напряжения при последовательном
соединении резисторов.
В бланке ответов:

эксперимента;
2. измерьте напряжение на каждом

включающим оба резистора;
3. сравните напряжение на каждом
резисторе и общее напряжение на участке,
включающим оба резистора


Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной
установки
U, В
U1, В
U2, В
Вывод
3
2
1
U =U1+U2
Вывод: Общее напряжение на двух
последовательно соединенных резисторах
равно сумме напряжений на каждом из
резисторов.

30. Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока

Использовать комплект №5
Используя источник тока (4,5 В),
вольтметр, амперметр, ключ, реостат,
соединительные провода, резисторы,
обозначенные R1 и R2 соберите
экспериментальную установку для
проверки правила для силы тока при
параллельном соединении резисторов.
В бланке ответов:
1. начертите электрическую схему
эксперимента;
2. измерьте силу тока в каждой ветви
цепи и на неразветвленном участке;
3. сравните силу тока на основном
проводнике с суммой сил токов в
параллельно соединенных проводниках,
4. сделайте вывод о справедливости или
ошибочности проверяемого правила.
Образец возможного решения
1) Схема экспериментальной установки
I, A
I1, A
I2 , A
Вывод
0,6
0,4
0,2
I =I1+I2
Вывод: В ходе выполнения
экспериментального задания оказалось,
что сила тока на основном проводнике
равна сумме сил токов в параллельно
соединенных проводниках.

31. Литература

1.
2.
3.
4.
Спецификация контрольных измерительных материалов для
проведения в 2016 году основного государственного экзамена по
ФИЗИКЕ
Физика 7 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г.
Физика 8 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г.
Физика 9 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2012 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Методические рекомендации при выполнении экспериментальных заданий ОГЭ-2016 по физике Материалы подготовлены Мыцко Тамарой Семеновной, учителем физики МОУ-СОШ с.Калининское Марксовского района Саратовской области 2015 год.

2 слайд

Описание слайда:

Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности: усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера. Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях 18, 19 и 23. Задания 18 и 19 контролируют следующие умения: – формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения; – конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой; – использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин; – проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика.

3 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания № 23 Экспериментальные умения проверяются заданиями трех типов: задания на косвенные измерения физических величин; задания, проверяющие умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных; задания, проверяющие умение проводить экспериментальную проверку физических законов;

4 слайд

Описание слайда:

Критерии оценки выполнения задания №23 Полностью правильное выполнение задания оценивается 4 баллами, для этого необходимо: схематичный рисунок экспериментальной установки; формулу для расчета искомой величины по доступным для измерения величинам; правильно записанные результаты прямых измерений (указываются физические величины, прямые измерения которых необходимо провести в данном задании); полученное правильное числовое значение искомой величины.

5 слайд

Описание слайда:

Перечень комплектов оборудования Перечень комплектов оборудования для проведения экспериментальных заданий составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Комплект №1 весы рычажные с набором гирь измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить №2 Комплект №2 динамометр с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, обозначить № 1 цилиндр латунный на нити V = 20 см3, m = 170 г, обозначить № 2

6 слайд

Описание слайда:

Комплект №4 каретка с крючком на нити m = 100 г три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) направляющая (коэффициент трения каретки по направляющей приблизительно 0,2) Комплект №3 штатив лабораторный с муфтой и лапкой пружина жесткостью (40±1) Н/м три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями Комплект №5 источник питания постоянного тока 4,5 В вольтметр 0–6 В, С = 0,2 В амперметр 0–2 А, С = 0,1 А переменный резистор (реостат), сопротивлением 10 Ом резистор, R1 = 12 Ом, обозначить R1 резистор, R2 = 6 Ом, обозначить R2 соединительные провода, 8 шт. ключ рабочее поле Комплект №6 собирающая линза, фокусное расстояние F1 = 60 мм, обозначить Л1 линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями экран рабочее поле источник питания постоянного тока 4,5 В соединительные провода ключ лампа на подставке

7 слайд

Описание слайда:

Комплект №7 штатив с муфтой и лапкой метровая линейка (погрешность 5 мм) шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см часы с секундной стрелкой (или секундомер) Комплект №8 штатив с муфтой рычаг блок подвижный блок неподвижный нить три груза массой по (100±2) г динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (С = 0,1 Н) линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями

8 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания 1-го типа Цель задания: проверка умения проводить косвенные измерения физических величин. Предлагаемые работы: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жесткости пружины, периода и частоты колебаний математического маятника, момента силы, действующего на рычаг, работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока, работы силы трения, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы электрического тока, мощности электрического тока.

9 слайд

Описание слайда:

Определение плотности вещества Использовать комплект №1 Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела; запишите формулу для расчёта плотности; укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма; запишите числовое значение плотности материала цилиндра. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания плотность вещества, из которого выполнен цилиндр оказалась равной 8500 кг/м3.

10 слайд

Описание слайда:

Определение силы Архимеда Использовать комплект №2 Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта выталкивающей силы; укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде; запишите численное значение выталкивающей силы. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сила Архимеда оказалась равной 0,2 Н.

11 слайд

Описание слайда:

Определение коэффициента трения скольжения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения; укажите результаты измерений веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки; запишите числовое значение коэффициента трения скольжения. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент трения скольжения оказался равным 0,2. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

12 слайд

Описание слайда:

Определение момента силы, действующего на рычаг Использовать комплект №8 Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 12 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении. В бланке ответов: зарисуйте схему экспериментальной установки; запишите формулу для расчета момента силы; укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча; запишите числовое значение момента силы. 2) M=Fl 3) F = 2Н, l = 0,12 м 4) М = 2Н·0,12 м = 0,3 Н·м Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага оказался равным 0,3 Н · м. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

13 слайд

Описание слайда:

Определение жесткости пружины Использовать комплект №3 Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней два груза. Для измерения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: Сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта жёсткости пружины; укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины; запишите числовое значение жёсткости пружины. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания коэффициент жесткости оказался равным 40 Н/м. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

14 слайд

Описание слайда:

Определение периода и частоты колебаний математического маятника Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для определения периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; Приведите формулу для расчета периода и частоты колебаний; укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для длин нити маятника равной 0,5 м; вычислите период и частоту колебания; Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания период свободных колебаний оказался равен 1,4 с, частота 0,7 Гц. 3) N = 30; t = 42 с. 4) Т = t/N = 1,4 с;ν = 1/Т = 0,7 Гц. 2) Т = t/N; ν = 1/Т; Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

15 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы трения Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения работы силы трения при перемещении в горизонтальном направлении каретки с грузом на длину рейки. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта работы силы трения; укажите результаты измерений силы трения скольжения при движении каретки с грузом по поверхности рейки, длины рейки; запишите числовое значение. работы силы трения. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа трения скольжения оказалась равным 2 Дж 2) А=Fтр · s; Fтр =Fтяги (при равномерном движении); 4) А= 0,4 Н · 0,5 м=2 Дж. 3) Fтяги = 0,4 Н; l = 0,5 м;

16 слайд

Описание слайда:

Определение электрического сопротивления резистора Использовать комплект №5 Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока 4,5 В, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,2 А. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта электрического сопротивления; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,2 А; запишите численное значение электрического сопротивления. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания сопротивление резистора R1 оказалось равным 12 Ом. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

17 слайд

Описание слайда:

Определение мощности тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе при силе тока 0,5 А. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта мощности электрического тока; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А; запишите численное значение мощности электрического тока. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания мощность электрического тока оказалась равной 1,5 Вт. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

18 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок подвижный, нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; приведите формулу для расчета работу силы упругости; укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = Fупр.h; 3) Fупр. = 2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 2 Н·0,2 м = 0,4 Дж Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,4 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

19 слайд

Описание слайда:

Определение работы силы упругости при подъеме груза с помощью неподвижного блока Использовать комплект №8 Используя штатив с муфтой, блок неподвижный, нить, 3 груза, динамометр школьный, линейку, определите работу силы упругости при подъеме трех грузов на высоту 20 см. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; приведите формулу для расчета работу силы упругости; укажите результаты прямых измерений высоты и силы упругости; Вычислите работу силы упругости при подъеме трех грузов на указанную высоту; 2) А = Fупр.h; 3) Fупр. = 3,2 Н (при равномерном перемещении); h = 0,2 м; 4) А = 3,2 Н·0,2 м = 0,64 Дж Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа силы упругости при подъеме тела оказалась равной 0,64 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

20 слайд

Описание слайда:

Определение работы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; запишите формулу для расчёта работы электрического тока; укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А; запишите численное значение работы электрического тока. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания работа тока оказалась равной 648 Дж. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

21 слайд

Описание слайда:

Определение оптической силы собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; запишите значение оптической силы линзы. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оптическая сила линзы оказалась равной 17дптр. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

22 слайд

Описание слайда:

Экспериментальные задания 2-го типа Цель задания: проверка умения представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных. Предлагаемые работы: зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины, зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити, зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника, зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления, свойствах изображения, полученного с помощью собирающей линзы.

23 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины Использовать комплект №3 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из трех грузов. Установите зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; запишите результаты измерения веса грузов, удлинения пружины; сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от величины растяжения пружины. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила упругости прямо пропорциональна растяжению пружины. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки № опыта Вес груза, Н Сила упругости, Н Удлинение, м 1 1 1 0,025 2 2 2 0,050 3 3 3 0,075

24 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити Использовать комплект №7 Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой; метровую линейку (погрешность 5 мм); шарик с прикрепленной к нему нитью; часы с секундной стрелкой (или секундомер). Соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы; вычислите период колебаний для всех трех случаев; сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания выяснилось, что при уменьшении длины нити период свободных колебаний уменьшается. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки

25 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Использовать комплект №4 Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для определения зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления В бланке ответов: нарисуйте схему эксперимента укажите результаты измерения сформулируйте вывод о зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила трения пружины прямо пропорциональна силе нормального давления. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки Fтр=Fтяг- при равномерном движении, Нагружая брусок одним, двумя,тремя грузами, измерим в каждом случае силу трения и силу давления (силу тяжести), результаты измерений запишем в таблицу № опыта Сила нормального давления, Н Сила трения, Н 1 2 0,4 2 3 0,8 3 4 1,2

26 слайд

Описание слайда:

Определение свойст­в изображения, полученного с помощью собирающей линзы Использовать комплект №6 Используя собирающую линзу, экран, линейку, рабочее поле, источник питания постоянного то­ка 4,5 В, соединительные провода, ключ, лампу на подставке соберите экспериментальную установку для определения свойств изображений, полученного с помощью собирающей линзы В бланке ответов: сделайте рисунок экспериментальной установки; укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; сделайте вывод, ка изменяются свойства изображений, полученных с помощью собирающей линзы при удалении предмета от линзы. Вывод: При удалении предмета от линзы изображение предмета из мнимого переходит в действительное, а его размеры уменьшаются. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки d Свойства изображения d < F Мнимое, увеличенное, прямое F< d< 2F Действительное, увеличенное, перевернутое d > 2F Действительное, уменьшенное, перевернутое

27 слайд

Описание слайда:

Определение зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. В бланке ответов: нарисуйте электрическую схему эксперимента; укажите результаты измерения напряжения при силе тока при разных положениях ползунка реостата; Сделайте вывод о зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что при увеличении напряжения между концами проводника сила тока в проводнике также увеличивается. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки № опыта I,A U,B 1 0,2 2,4 2 0,3 3,6 3 0,4 4,8

Описание слайда:

Проверка законов последовательного соединения резисторов для электрического напряжения Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора; 3. сравните напряжение на каждом резисторе и общее напряжение на участке, включающим оба резистора 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. Вывод: Общее напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом из резисторов. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки U, В U1, В U2, В Вывод 3 2 1 U=U1+U2

30 слайд

Описание слайда:

Проверка законов параллельного соединения резисторов для силы тока Использовать комплект №5 Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2 соберите экспериментальную установку для проверки правила для силы тока при параллельном соединении резисторов. В бланке ответов: 1. начертите электрическую схему эксперимента; 2. измерьте силу тока в каждой ветви цепи и на неразветвленном участке; 3. сравните силу тока на основном проводнике с суммой сил токов в параллельно соединенных проводниках, 4. сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила. Вывод: В ходе выполнения экспериментального задания оказалось, что сила тока на основном проводнике равна сумме сил токов в параллельно соединенных проводниках. Образец возможного решения 1) Схема экспериментальной установки I,A I1,A I2,A Вывод 0,6 0,4 0,2 I=I1+I2

31 слайд

Описание слайда:

Литература Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ Физика 7 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г. Физика 8 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2014 г. Физика 9 класс, А.В. Перышкин, ООО Дрофа, 2012 г.