Евплова Екатерина Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры экономики, управления и права ФГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Аннотация
В статье обоснована актуальность перехода основного общего образования на стандарт нового поколения. Перечислены основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сделана попытка проанализировать недостатки традиционной системы образования и преимущества стандарта второго поколения. Осуществлена сравнительная характеристика стандартов старого и нового поколения по следующим показателям: роль учителя, учебная задача, структура понятия «образование», содержание образования, передача знаний, отношение родителей к школе, результаты обучения, материально-техническое оснащение образовательных организаций, последний этап занятия, документальное сопровождение урока, дифференциация целей обучения, используемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся. Раскрыто определение понятий: «личностные результаты», «метапредметные результаты», «предметные результаты», «универсальные учебные действия» (познавательные, регулятивные, коммуникативные)», «учебная задача», «учебные действия». Изменению подвергается роль учителя в системе образования. На сегодняшний день, учитель перестает быть источником информации. Роль учителя расширяется. Современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютор. Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. По результатам изучения данной проблемы сделаны выводы о том, что уже сейчас заметны существенные различия стандартов старого и нового поколения. Однако наибольшее отличие можно будет заметить, сравнивая личности учеников, подготовленных по старым и новым стандартам. Оценить же эффективность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования можно будет только после его повсеместного введения.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

Сегодня Российская Федерация осуществляет поэтапный переход на обучение по стандарту второго поколения - «Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования» (ФГОС ООО).
Однако в процессе введения и реализации ФГОС ООО у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает множество вопросов:
1) В чем актуальность данного стандарта?
2) В чем отличие стандарта нового поколения от старого стандарта?
3) Как работать по новому стандарту? и многое другое.
Ответы на эти и некоторые другие вопросы представлены в настоящей статье.
Актуальность перехода системы образования на новый стандарт обуславливается возникшей необходимостью. Реальность такова, что в настоящее время меняются технологии производства товаров, меняется политическая система, экономическая система, меняются даже границы государство. Кардинально меняется среда, которая становится более мобильной и информационной. Соответственно, меняется и общество. Причем, изменения общества наиболее заметно, если сравнить детей 1980-90-х гг. и детей «эпохи нулевых» и позже. Современные дети практически с пеленок отлично ориентируются в информационных технологиях, для них не составляет труда открыть Интернет и найти любую интересующую их информацию, они легко приспосабливаются к внешней среде, легко усваивают новую информацию (с учетом того, что она им интересна) и т.д.
Поскольку меняется общество, то должны измениться и стандарты, по которым мы обучаем и воспитываем подрастающее поколение.
Введение стандартов второго поколения обуславливается еще и обострившимися в последнее время недостатками образования старого формата.
Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не все умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, быстро переучиваться.
Усугубляет ситуацию и снижение познавательной активности современного школьника. В последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10–11 лет и продолжает неуклонно снижаться.
Актуальность введения стандарта нового поколения заключается еще и в так называемом «парадоксе отличника». Практика показывает, что нынешний отличник не способен добиться успеха в реальном мире. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого человека. Тогда люди получавшие в школе обычно неудовлетворительные оценки нередко добиваются в жизни большего только за счет развитых у них коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и многое другое.
Данная мысль ни в коем случае не компрометирует основное общее образование, однако предлагает передвинуть в нем акценты.
Изменению подвергается даже роль учителя в системе образования. На сегодняшний день, учитель перестает быть источником информации. Роль учителя расширяется. Современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер.
Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам.
К тому же, в связи с введением стандарта нового поколения, в лексиконе работников системы образования появились новые понятия: личностные, предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности, универсальные учебные действия и т.д.
Охарактеризуем вышепредставленные понятия.
Так, под личностными результатами образовательной деятельности в стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .
К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
самоопределение;
мотивация к учебной деятельности;
любовь к семье;
нравственно-эстетическое оценивание;
патриотизм и т.д.
Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».
К видам УУД принято относить :
познавательные – умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.;
регулятивные – умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.;
коммуникативные – умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.
Как можно сделать вывод, главным становится не достижение предметных результатов образования, а развитие личностных и метапредметных результатов.
И это далеко не единственное отличие стандартов старого и нового поколения. Далее, представим сравнительную характеристику двух интересующих нас стандартов (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика стандартов старого и нового поколения

Показатели

Стандарт старого поколения

Стандарт нового поколения

Роль учителя

Источник знаний

Исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер

Учебная задача

Цель, которую ставит учитель

Цель, которую перед собой ставит ученик

Структура понятия «образование»

Обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение

Развитие, воспитание, самореализация (как следствие)

Продиктовано вышестоящими организациями

Социально сконструировано и обновляется в зависимости от потребностей общества и государства

Передача знаний

Осуществляется от учителя к ученикам

Знания добываются учениками самостоятельно в ходе индивидуальной и/или совместной деятельности

Отношение родителей к школе

Как к одному из этапов образования – этап подготовки к высшему учебному заведению

Возможность для детей научиться учиться

Результаты обучения

Преимущественно предметные (знания, умения, навыки)

Личностные, метапредметные (УУД), предметные

Материально-техническое оснащение образовательных организаций

Слабое, не достаточное

Школа оснащена всем необходимым, материально-техническая база используется повсеместно и регулярно

Занятие завершается

Выдачей домашнего задания

Рефлексией учебной деятельности обучающихся

Документальное сопровождение урока

Конспект урока

Технологическая карта

Дифференциация целей обучения

Цели обучения одинаковые для всех учеников

Цели обучения различны в зависимости от индивидуальности обучающихся

Используемые методы обучения

Преимущественно пассивные

Активные и интерактивные методы обучения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Парная, групповая

Как представлено в таблице, «учебная задача», с точки зрения нового стандарта, – цель, которую перед собой ставит ученик. Соответственно, становится весьма актуально такое понятие как «самостоятельность», поскольку работа по новому стандарту предполагает активную самостоятельную роль учеников. В связи с этим, учебная деятельность понимается как самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.
В свою очередь, под понятием «учебные действия» будут понимать алгоритмы, которые построил ученик для самостоятельного выполнения задания.
Нововведения системы образования вводит в активный оборот и такие понятия как «самоконтроль» и «самооценка». Как предполагает стандарт, для успешной учебной деятельности, школьники должны уметь определять качество выполнения своей работы, степень соответствия результатов деятельности эталону и осуществлять рефлексию.
Сравнительную характеристику стандартов старого и нового поколения можно продолжать. Однако уже сейчас, с помощью представленной таблицы, заметны существенные различия стандартов.
Разумеется, наибольшее отличие можно будет заметить, сравнивая личности учеников, подготовленных по старым и новым стандартам. Однако оценить эффективность ФГОС ООО можно будет только после его повсеместного введения.

Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.

Евплова Екатерина Викторовна, к.п.н., старший преподаватель ФГБОУ ВПО "Челябинский государственный педагогический университет"

– Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым?
– Естественно.
– А тебя учили этому в школе?
– Нет.
– Тогда зачем ты туда ходил?
– Так надо, все туда ходят…
Анекдот.

Анотация: В статье представлена актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Перечислены недостатки старого формата образования и преимущества нового стандарта второго поколения.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, планируемые результаты, основная школа, школьник, учитель и др.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который в последствии получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».

Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы. Однако в процессе введения и реализации ФГОС основного общего образования у практикующих учителей и администрации образовательных организаций возникает чувство недоверия к новому стандарту, поскольку работники системы образования не всегда понимают актуальность стандарта второго поколения.

В данной статье представлена попытка показать актуальность введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, сделана попытка развеять недоверие учителей и администрации относительного введения нового стандарта.

Недоверие работников образования вполне понятно. По мере освоения стандартов второго поколения в образовательной информационной среде появляется немало новых терминов и понятий – основная образовательная программа, планируемые результаты, универсальные учебные действия, проект, проектная деятельность, портфолио, технологическая карта, рефлексия и др.

Данные нововведения, безусловно, пугают педагогическую общественность.

Однако главная мысль, которую пытается донести стандарт нового поколения заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда» .

Мысль, представленная в стандарте весьма актуальна. Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не все умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Действительно, не обижая более взрослое поколение, стоит сказать, что они до сих пор помнят материал из школьной программы, однако боятся осваивать новую технику, им тяжело выступать на публике, они не всегда умеют грамотно вести дискуссию, решать конфликтные ситуации и т.д.

Горькая правда заключается еще и в том, что 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. В связи с этим, многие знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. Ситуация отягчается еще и тем, что важные знания, умения, навыки для жизни ребенок получает не в процессе обучения, которому посвящает более 60 % своего времени, а на переменах, на улице, в семье и т.д. Однако ребенок не всегда получает положительный опыт, если речь идет о неблагополучных районах города, неблагополучных компаниях, неблагополучных семьях...

Усугубляет ситуацию и снижение познавательной активности современного школьника. В последнее десятилетие возраст потери познавательной активности упал до 10–11 лет и продолжает неуклонно снижаться. В связи с произошедшими негативными явлениями, стоит сделать вывод о целесообразности введения новых стандартов, которые, возможно, позволят повысить познавательную активность обучающихся.

Актуальность введения стандартов нового поколения заключается еще и в так называемом «парадоксе отличника». Практика показывает, что нынешний отличник не способен «выжить» в реальном мире. Он знает и (теоретически) умеет больше своих сверстников, но производит впечатление менее развитого, менее взрослого, значительно более зависимого человека. Тогда как «двоечники», напротив, добиваются в жизни чаще большего только за счет развитых у них коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и многое другое.

Множество уважаемых людей во всем мире не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в их жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Данная мысль ни в коем случае, не компрометирует основное общее образование, однако предлагает передвинуть акценты в образовании.

Таким образом, можно сделать вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении целей образования и путях их реализации. Нужно понимать, что Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, однако акцент передвигается с привычных результатов образования (предметных) на развитие личностных и метапредметных результатов.

Под личностными результатами образовательной деятельности в стандарте понимают систему ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как: самоопределение, мотивация к учебной деятельности, любовь к семье, нравственно-эстетическое оценивание, патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [там же]. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., т.е. «делать», а не «знать».

К видам УУД принято относить:
̶ познавательные УУД (умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.);
̶ регулятивные УУД (умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.);
̶ коммуникативные УУД (умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.).

Конечно, нововведения, которые пришли в систему образования, заставляют иначе взглянуть на многие привычные понятия, такие как учитель, учебная деятельность, учебная задача, учебные действия и т.д.

Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер.

Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам.

Учебная деятельность рассматривается как самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Ключевое понятие данного определение – это понятие «самостоятельная деятельность».

Поскольку учебная деятельность понимается как самостоятельная деятельность ученика, то учебная задача отныне будет представляться не как цель, которую ставит учитель, а как цель, которую перед собой ставит ученик.

В свою очередь, под понятием «учебные действия» будут понимать алгоритм, которые построил ученик для самостоятельного выполнения задания.

Нововведения системы образования вводит в активный оборот и такие понятия как «самоконтроль» и «самооценка» . Как предполагает стандарт, для успешной учебной деятельности, школьники должны уметь определять качество выполнения своей работы, степень соответствия результатов деятельности эталону и осуществлять рефлексию.

В заключение хотелось бы задать риторический вопрос, который позволит еще раз акцентировать внимание на актуальности введения нового стандарта: «Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен – знание предметов или сформированность универсальных учебных действий, которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?».

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230. – Загл. с экрана.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

Понятие и правовая природа ГОС. Наряду с принципами и критериями отбора содержания образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Образовательные стандарты в Российской Федерации сегодня становятся реальностью теории и практики образования, а также образовательного права. Но так было не всегда. Впервые за всю историю нормирования в образовании в текст Конституции внесено положение о том, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты (ст. 43). Тем самым издавна существовавшая проблема нормирования в образовании была переведена на качественно новый уровень. Это связано с тем, что школа, автор учебника, преподаватель, получили исключительную прерогативу разработки и использования основных нормативных документов в образовании (учебных планов, образовательных программ, учебников).

Раскрытие понятия государственного образовательного стандарта предполагает обращение к исходному понятию образовательного стандарта, разновидностью которого и выступает государственный стандарт. Известный исследователь проблематики ГОС В.И. Байденко приводит обширный перечень смысловых значений термина «образовательный стандарт» :

Средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;

Форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;

Метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;



Путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики (а не способ, заметим кстати, удушения свобод, многообразия инноваций и творчества в образовании, чего так опасаются противники стандартов);

Ключ к решению проблемы объективизации контроля за результативностью образовательных систем и качеством образования;

Фактор динамичного (в оптимальных для каждой страны темпах и формах) роста образованности граждан на каждом из принятых в этих странах этапах, ступенях и уровнях образования;

Способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;

Механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;

Направление демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;

Средство поддержания общецивилизационного уровня образованности в мире;

Основа типологизации образовательных учреждений по их типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;

Один из путей упорядочения академического и профессионального признания документов об образовании.

Согласно определению ЮНЕСКО в узком смысле образовательный стандарт определяется как стандартный результат обучения, достичь которого учащимся должна помочь образовательная программа. В более широком и описательном плане он может быть определен как уровень обучения, на который нацелен этот стандарт с учетом всего комплекса характеристик образовательной программы, например, соотношения ученик/учитель, квалификации учителей, необходимых учебников, материально-технических условий и Т.П., связанных с этим стандартом. В широком смысле термин "образовательный стандарт" фактически является синонимом "качества образования".

Перед разработчиками образовательных стандартов всегда встают множество вопросов, ответы на которые выражают собой как собственно образовательную, так и политико-правовую природу этого феномена. К числу наиболее существенных таких вопросов относятся, в частности:

· Какие необходимо создать правовые и административные механизмы, содействующие обеспечению справедливости в получении образования?

· Какую защиту необходимо внедрить для учащихся из групп национальных меньшинств и из семей с низкими доходами?

· Как решить вопросы культурных и языковых различий?

· Как обеспечить достаточное и справедливое распределение ресурсов?

· Как обеспечить академическую и финансовую подотчетность школ и органов управления образованием всех уровней обществу?

· Как достичь баланса между общей культурой и общими потребностями общества в целом и разнообразными перспективами, потребностями и возможностями подгрупп и отдельных индивидов внутри него?

· Какие принципы и методы необходимо использовать для отбора содержания стандартов?

· Удовлетворяет ли современным требованиям оценочная модель, сложившаяся в школе, или по примеру развитых стран, она должна быть заменена национальной системой тестирования?

· Современное состояние российского среднего образования обеспечивает доступ к высшему образованию в Европе?

Наконец, следует обратить внимание на те идеи, которые также, с одной стороны, выражают правовую природу образовательного стандарта и, с другой стороны, моделируют действия его разработчиков. К этим идеям специалисты относят следующие.

1. Стандарты должны быть краткими и целенаправленными. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о сложностях, возникающих в процессе разработки и внедрения стандартов и, как правило, все усилия заканчиваются минимальными стандартами с длинным перечнем легко измеряемых, но зачастую совершенно не нужных показателей. Краткость, т.е. наличие нескольких стандартов, основанных на четкой и оправданной концептуальной модели того, что мы хотим оценить, должны помочь решить эту проблему. Одновременно решается, используя общепринятую международную терминологию, проблема европейского измерения среднего образования, международной сопоставимости российских стандартов и выполнение российских обязательств по международным конвенциям и соглашениям ЮНЕСКО и Совета Европы, включая Международную стандартную классификацию образования (МСКО) ЮНЕСКО.

2. Цель стандартов, ориентированных на содержание обучения, должна заключаться в выработке операционных подробных определений для оценки того, представляет ли школа своим учащимся возможность изучения содержания и овладения умениями и навыками, определенным и базисным учебным планом. Ориентация на содержание базисного учебного плана и обучения обеспечивает краткость и четкость стандарта.

3. Стандарты обладают потенциалом выравнивания ключевых компонентов образовательной инфраструктуры (подготовка учителей, аттестация, непрерывное повышение квалификации, материалы учебного плана и оценка), которые формируют базу для определения необходимого ядра соответствующих ресурсов, обеспечивающих равенство в получении образования и всем учащимся возможность овладеть содержанием базисного учебного плана, несмотря на географическое расположение школы и доходов семьи.

3. Стандарты состоят из 3-х частей, которые четко и исчерпывающим образом описывают критерии, определяющие:

а) стандарты на ресурсы;

b) стандарты на практическое осуществление;

с) стандарты деятельности и результатов.

4. Стандарт - явление динамичное, способствующее с течением времени повышению качества обучения во всей школьной системе.

5. Стандарт включает следующие компоненты: институциональный, местный, региональный, федеральный, международный.

6. Стандарты обеспечивают академическую подотчетность органов управления системой образования, школ, учителей и учащихся обществу, так как в их разработке принимают участие родители, представители всех общественных групп, течений и партий, а также академического сообщества.

7. Стандарты обеспечивают финансовую подотчетность школы.

8. Являясь отражением национальных традиций, опыта, культуры, социально-экономических отношений, норм и ценностей, российские стандарты должны быть обращены к мировому сообществу с тем, чтобы быть признанными и обеспечивать формирование навыков межкультурной коммуникации, т.к. образование должно формировать более тесные связи между народами, воспитывая международное взаимопонимание и гармоничное сотрудничество в поликультурном обществе.

9. Стандарты отражают самые передовые знания относительно усвоения и относительно того, каким образом наиболее эффективно преподавать ту или иную область.

10. Стандарты международно конкурентоспособны и сопоставимы с самыми лучшими в мире.

Одним из основных «нравственно-педагогических» принципов, в котором как бы аккумулируются все названные идеи разработки государственных образовательных стандартов был и остается принцип «не навреди », то есть в стандарт не могут и не должны включаться теоретически не обоснованные и не проверенные практикой нормативы и компоненты содержания образования.

В образовательной системе России образовательные стандарты, занимая «заслуженно» важнейшее место, являются стандартами государственными, поскольку они утверждаются государственными нормативно-правовыми актами. И это и справедливо, и обоснованно, так как государство, будучи основным социально-политическим институтом способно наиболее полно и адекватно отразить, обеспечить и гарантировать наиболее насущные общественные потребности и интересы, в том числе образовательного характера. Поэтому, когда заходит речь о том, какое у нас в России должно быть образование - государственное, общественное или общественно-государственное, здесь происходит смешение (нередко искусственное, политизированное) различных смыслов и понятий. При любом «раскладе», любом подходе государство не может и не должно оставаться в стороне от решения вопросов образования, и прежде всего, связанных с их правовым урегулированием. Именно в этом смысле и само образование всегда было, есть и останется делом государственной важности, и стандарты образования также будут всегда иметь государственный характер.

Исходя из сказанного, под государственным образовательным стандартом понимается обязательный уровень предъявляемых государством (в лице законов и подзаконных актов) требований к подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Другими словами, ГОС – это государственно определенные и установленные образовательные «нормы», «образцы», «мерила» знаний, умений и навыков. Еще один исследователь – специалист в области научного обоснования стандартизации образования В.С. Леднев полагает, что стандарт образования есть система основных параметров, применяемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании». Основные положения этой статьи заключаются в следующем.

1) В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

2) Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3) Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4) Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Как видно из текста закона, содержание образовательных стандартов неоднородно и включает в себя компоненты: федеральный и национально-региональный. Однако в практической деятельности образовательных учреждений существует третий компонент стандарта – компонент образовательного учреждения (иногда его называют местным (применительно к высшим учебным заведениям – вузовским )компонентом).

Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.

Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.

Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).

Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии со статьёй 32 п.2 Закона РФ «Об образовании» является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

· описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;

· требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

· максимально допустимый объемучебной нагрузки по годам обучения.

1) владение базовыми понятиями и умениями;

а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;

2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.

6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания школьного образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:

· Критериально-оценочная – стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс.

· Сохранение единства образовательного пространства страны – стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений.

· Повышение качества образования – стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь.

· Обеспечение конституционного права граждан на полноценное образование , которое гарантируется государственными образовательными стандартами.

· Гуманизация образования – стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся.

· Управление процессом и качеством образования – стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.

Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки обучающихся.

Разумеется, изложенные подходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа. Но сам факт введения образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым обучающемся определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Понятие, правовая природа и структура образовательной программы. Понятие «образовательная программа» общеизвестно, но при этом его содержательное наполнение отличается бесконечным разнообразием. Ниже мы попробуем дать наиболее распространенные определения данного понятия:

Образовательная программа – это:

· Документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;

· Нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;

· Индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;

· Совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;

· Организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования.

· Определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.

В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В Законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливается в зависимости от показателей образовательной программы.

Итак, образовательное учреждение называется таковым, если оно осуществляет образовательный процесс – реализует одну или несколько образовательных программ. Содержание образовательного процесса в учреждении разделяется на учебные курсы, дисциплины и года обучения по ним, обеспеченные в обязательном порядке учебными планами и программами курсов.

Таким образом, образовательная программа – это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей.

Виды образовательных программ. Существует несколько категорий образовательных программ:

· Примерные образовательные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов.

· Основные и дополнительные программы в структуре общего и профессионального образования бывают определенного уровня направленности содержания образования.

· Дополнительные образовательные программы, как программы различной направленности, реализуются:

а) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования;

в) посредством индивидуальной образовательной деятельности.

Обратим внимание, что разделение на основные образовательные и дополнительные образовательные программы приводится в рамках двух образовательных структур, где есть обязательный минимум содержания основной программы (общеобразовательной или профессиональной), установленной в соответствии с государственными образовательными стандартами. Основная образовательная программа имеет четко установленные сроки освоения в образовательных учреждениях, что утверждается Законом «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении, или образовательным стандартом.

Исходя из этого, следует, что дополнительные образовательные программы общего и профессионального образования развивают, углубляют, меняют, исправляют образовательный стандарт и корректируют сроки его освоения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества.

Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. содержание, характер и особенности организации превращают это право сначала в потребность, а затем в осознанную необходимость. Педагоги имеют право самостоятельного выбора, могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего образования или могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная- программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности.

Большое распространение сегодня получили модифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляются рабочие программы , в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются советом школы.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

· пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

· методический комментарий о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности.

Проблемой, известным недостатком школьного образования было то, что учащиеся обязаны осваивать, запоминать разнообразную информацию, которая не имеет для них никакого личного или жизненного смысла. Культурные способы мышления и деятельности, выработанные прошлыми поколениями людей и закрепленные в этих знаниях для решения исключительно практических вопросов, остались неизвестными выпускникам средних школ, техникумов. Усвоение учащимися навыков и умений сводилось к отработке и доведения известного автоматизма простого набора специализированных операций в стандартной ситуации. Способность импровизировать, гибко реагировать на нестандартные ситуационные изменения, грамотно строить свои действия и доводить решения до конца, практически не прививались на личном уровне. Эта тенденция, к сожалению, прослеживается, иногда, и сегодня.

Для правильного определения содержания образования важно перевести внимание с результатов деятельности на саму деятельность и пойти дальше – к признанию содержания образования как способа развития личности.

Образовательная программа, составленная правильно, творчески – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка в процессе совместной добровольной деятельности со сверстниками и взрослыми. Средство активного общения. Это не программный документ, который составляется единожды и обязателен для всех, кто будет делать то, что в нем зафиксировано.

Не менее значимо и такое назначение программы, как развитие индивидуальности через создание среды «рождения и развертывания» личности, через освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в этой культуре, конкретном историческом процессе. Это означает, что в обучении, и учении каждый овладевает способностью строить различные типы деятельности, способы мышления и стили поведения при учете соответствующих норм и на основе рефлексии. Иными словами, чтобы чему-то научиться, важно не только усвоить, накопить в своей памяти, какой то объем информации, умений, навыков, но также необходимо овладеть средствами, способами мышления и действия, умением использовать, воспроизводить их в своей жизни, т.е. быть компетентным.

Опираясь на практику и современное состояние программной деятельности учреждения можно проследить тенденцию понимания общественным сознанием образовательной программы как альтернативной, возвращающей образованию развивающую функцию.

Образовательные программы также разнообразны и составляют в каждом конкретном учреждении уникальную иерархическую структуру и определенный тип связи (модульный, комплексного объединения, интеграции, автономности) между отдельными ее ступенями.

Помимо основных образовательных программ в образовательном учреждении могут функционировать и дополнительные образовательные программы. В Типовом положении термин дополнительные образовательные программы используется и как выражение помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в организации досуговой, внеурочной деятельности, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациями по договору с ними (п. 24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводится понятие программа деятельности . Это самостоятельно разрабатываемая учреждением программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений, разнообразных общественных организаций, особенности социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет определение цели и задач образовательной деятельности. Программа деятельности – это продуманная, планомерно организованная инструментальная, техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности учреждения очевидна.

Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий создается в образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна иметь творческое начало.

· Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи, динамики и обновления общественных процессов.

· Способ разработки образовательной программы на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Образовательная программа должна четко и ясно представлять своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстраненным документом», который создается формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе образования в связи со становлением его вариативности, появления инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования. Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы, которые отвечают его главному предназначению – миссии.

Направленность образовательной программы – это обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит ее содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.

Согласно Закону РФ «Об образовании», общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9).

Результаты освоения обучающимися содержания образовательных программ зависят от ступени обучения (уровня программы), но в любом случае это определенный, унифицированный объем предметных знаний, навыков, гарантирующий личности социальную адаптацию и профилизацию.

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы общие требования к содержанию образования. Они обязывают все учреждения образования в своей программной деятельности (направленности образовательных программ) ориентироваться не только на цели сохранения и воспроизводства гражданско-профессионального потенциала общества, но и на следующие цели:

· Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

· Развитие общества;

· Укрепление и совершенствование правового государства.

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

· Формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

· Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества;

· Интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

· Развитие кадрового потенциала общества.

Это и есть основная миссия системы образования в Российской Федерации, которая задает общую направленность образовательных программ, реализуемых всеми образовательными учреждениями на территории РФ.

_________________

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

Описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.

Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Назначение и функции стандартов нового поколения
Новые задачи, поставленные сегодня пе­ред школьным образованием, значитель­но расширяют сферу действия и назначе­ние образовательных стандартов.
Как уже отмечалось, стандарты перво­го поколения были ориентированы в основ­ном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования со­держания и планируемых результатов школьного образования в условиях лега­лизации в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные фун­кции стандартов того времени - сохране­ние единого образовательного простран­ства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального до­статочного уровня содержания и требова­ний к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым ста­новится развивающий потенциал образо­вательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государ­ства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступить:
; инструментом организации и коорди­нации системы образования, ориентиром ее развития и совершенствования, крите­рием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования (развитие лично­сти как цель и смысл образования);
; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней об­разования в условиях перехода к непре­рывной системе образования;
; нормативно-правовой базой регули­рования взаимоотношений субъектов сис­темы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образо­вательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффек­тивной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образо­вания.
Существуют основные функции стан­дарта.
Функция обеспечения права на полно­ценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта га­рантированных Конституцией РФ для каждого гражданина «равных возможнос­тей получения качественного образова­ния», т.е. уровня образования, представля­ющего необходимую основу для полноцен­ного развития личности и возможности продолжения образования.
Функция сохранения единства образо­вательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, при­званного стабилизировать систему образо­вания в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыг­рать стандарты образования. Не ограничи­вая развития специфических региональ­ных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных про­грамм, образовательные стандарты фикси­руют объем и уровень полноценного ба­зового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внут­ри страны некоторого гарантированного эквивалента качества подготовки выпуск­ников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографичес­ких и социальных проблем в условиях воз­можной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах.
Функция повышения качества образо­вания. Общеобразовательные стандарты призваны задавать нижнюю допустимую
границу уровня подготовки. До сих пор по­добного рода общегосударственных норм не существовало. Представления об уров­не образовательных результатов склады­вались во многом стихийно, были нацеле­ны на наиболее подготовленных школь­ников, а уровень требований к учебным достижениям зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приво­дило к тому, что реальный уровень обра­зовательных результатов многих выпус­кников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не ре­шала проблемы качества образования.
Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о реальном до­стижении каждым учеником определенно­го, заранее заданного уровня подготовки. Таким образом, использование стандар­тов в практике школы, ориентация на их безусловное соблюдение призваны повы­сить общий уровень образованности и, сле­довательно, качество образования в це­лом.
Функция обеспечения преемственнос­ти основных образовательных программ начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего, начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образова­ния.
Критериально-оценочная функция. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который раз­вивается система образования. Отдель­ные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов, ат­тестации учителей и учреждений образо­вания.
Функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной пере­стройки существующей системы контро­ля и оценивания качества образователь­ных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности об­разовательных учреждений, системы об­разования в целом, определяемых стан­дартом.
Стандарт определяет тот допустимый уровень образования (образовательный
ценз), относительно которого в обществе
достигается конвенция (договор) как о не­обходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, дос­тигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к Дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методов, своевременная коррекция, дифференциа­ция и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образований, внесение изменений в программы и учебники, со­вершенствование организации и управле­ния образованием).
Функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Четкое определение требований к подготовке учащихся откры­вает реальные перспективы для индиви­дуализации и дифференциации обучения, предусматривающих возможность овла­дения материалом на различных уровнях.
Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интере­сы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и интеллектуальное на­пряжение, что позволяет каждому учени­ку обучаться на уровне, соответствующем его возможностям и способностям, форми­рует положительные мотивы учения.

Стандарт (от англ. standard - норма, образец) в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.

Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В конце 2010-начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства.

5.1.2. Структура и функции государственного
образовательного стандарта

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Основные положения этой статьи заключаются в следующем.
В ст. 7 основного образовательного закона выделены следующие наиболее существенные особенности законодательного определения места и роли ГОС в российской системе образования:
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
ГОС в высшем и послевузовском профессиональном образовании в целом соответствуют приведенным положениям Закона РФ «Об образовании», но обладают, тем не менее, своей спецификой, наиболее существенными их которых являются (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»):
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: а) качества высшего и послевузовского профессионального образования; б) единства образовательного пространства Российской Федерации; в) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; г) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя: 1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); 3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
- национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральным государственным органом управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Как можно видеть, одной из наиболее характерных черт современного российского государственного образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.
Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).Так, в национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала, политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский федеральный округ и т.п.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;
требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.
6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений;
функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь;
функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль;
функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.
Такова в общем виде характеристика правовых основ государственных образовательных стандартов как объекта и одновременно средства правового регулирования системы образования.

Материал

для заочного «круглого стола» в журнал

«Эффективная педагогика»

по теме:

«Введение федеральных государственных образовательных стандартов

в МОУ СОШ № 54».

Егорова Галина Викторовна

Материал для заочного «круглого стола» в журнал «Эффективная педагогика» по теме: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов в МОУ СОШ № 54».

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира.

В России 2010-2011 учебный год стал годом введения стандартов второго поколения. МОУСОШ №54 в числе школ города Тулы стала пилотной площадкой по введению новых образовательных стандартов.

Это обусловлено тем, что в основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающей:

  • - сохранение единства образовательного пространства России;
  • -равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • - преемственность ступеней общего образования.

Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования ее содержания:

во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;

во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);

в-третьих, происходило «ущемление» одних предметов за счет других («флюсовость» содержания)

Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования. Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания.

Анализируя обновленную структуру методической системы начального образования в МОУСОШ № 54, следует отметить, что по сравнению с типовым вариантом в ней появились такие важнейшие компоненты, как мотивация учения, дифференциация образовательного процесса и деятельность контроля и оценки. Включение этих компонентов позволяет обеспечить реализацию новой цели образования современного школьника – развитие его личности на основе ведущей деятельности, так как главными результатами становится не только формализованные достижения (знания, умения), но и существенные личностные изменения ученика.

Школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, которое должно быть организовано, как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, работа на уроке ведется так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и их исправления.

Сегодня перед всем педагогическим коллективом стоит задача разработки исследовательских и поисковых учебных задач (проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задания на моделирование).

Для организации процесса введения ФГОС школой были предприняты следующие шаги:

  • создание совета и рабочей группы для разработки и управление программой изменений и дополнений образовательной системы школы;
  • определение изменений и дополнений в образовательной системе школы;
  • разработка сводной программы изменений и дополнений;
  • разработка плана-графика изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;
  • реализация и контроль запланированных изменений в образовательной системе учреждения.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы МОУСОШ № 54 соответствуют строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательного учреждения. Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы. Однако, информационно-образовательная среда не обеспечивает информационно-техническую поддержку образовательного процесса.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и т.д.)

Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей и направляется на реализацию различных форм организации внеурочной деятельности. Для учащихся 1А класса предложены следующие виды занятий: проектная деятельность «Я рисую мир», музыкальные занятия «Дети XXI века», оригами, занятия «Играем, изучаем немецкий язык», «Тулячок», хореография. А для родителей школа полного дня – решение многих проблем.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта сопровождается массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. В 2009 – 2010 учебном году в г. Тула стартовала программа подготовки учителей начальных классов к работе по новым стандартам. На курсах повышения квалификации прошли обучение директор МОУСОШ № 54 Коняева Т.М., зам. директора Дедова Н.П., учитель начальных классов Егорова Г.В.. В этом же году обучились и разработали свои курсы в системе дистанционного обучения при институте экономики и информатики зам. директора Шкарупа Н.В., зам директора Коняева Л.Л., учитель начальных классов Егорова Г.В..

Стандарты второго поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причем непосредственно внедрять новые ФГОС придется директорам российский школ. Руководителям образовательных учреждений необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы. Только целенаправленная работа по отработке приемов, направленных на решение задач стандарта поможет педагогам сориентироваться в новых условиях.