Градация земель

Средняя квадра тическая ошибка Mt положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы,

не более, м

ДЕЛЬТА Sдоп

Земли поселений (города)

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности

и иного специального назначения

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п. 2), земли особо охраняемых территорий

и объектов

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

Правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: (отказ в согласовании, разногласия) ____________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Исполнитель работ ________________ "__" __________ 200_ г. (подпись) Правообладатели или их представители: ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата) ___________ ___________ ______________ (подпись) (Ф.И.О) (дата)

Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003 (далее - Методические рекомендации), координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1 Методических рекомендаций. При этом за окончательные значения координат межевых знаков вновь образованного земельного участка принимаются координаты межевых знаков смежного земельного участка, полученные на основе сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.


В соответствии с разъяснениями Росземкадастра от 28.02.2003 N АО/54 техническими условиями и требованиями проведения землеустройства являются утвержденные Росземкадастром 17.02.2003 Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также Методические рекомендации по межеванию объектов землеустройства.


Цель семинара как группового занятия творческого характера заключается в обсуждении участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, выступлений в интересах углубленного изучения и проработки отдельных, наиболее важных в методологическом отношении тем дисциплины «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности».

Семинар выполняет следующие основные функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов через непосредственное общение преподавателя со студентами, дает возможность внесения необходимых корректив в понимание изучаемого материала, закрепляет и расширяет полученные в ходе лекций знания.

Воспитательная. Осуществляя связь теоретических знаний с практикой, формирует единство взглядов преподавателя и студентов по кругу рассматриваемых проблем, развивает способность у обучающихся к самостоятельности в формулировании и обосновании суждений, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы со студентами.

Контрольная. Предоставляет возможность преподавателю оценить уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.

Подготовке студентов к семинару, как правило, предшествует соответствующий лекционный блок. Между последней лекцией блока и семинаром предусмотрен достаточный временной интервал. За это время студенты имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу, основные правовые акты по теме.

Обычно на семинарское занятие выносятся несколько вопросов. Кроме них на семинаре также может быть заслушан и обсужден доклад (сообщение) на актуальную тему, с которым обычно выступают наиболее подготовленные студенты. Тема доклада либо является заглавной в проблематике всего семинара, либо обобщающей. Докладчику целесообразно заблаговременно в индивидуальном порядке получить у преподавателя методические рекомендации по подготовке доклада.

По наиболее сложным вопросам студенты также могут проконсультироваться у преподавателя в ходе подготовки к семинару.

Во вступительной части семинарского занятия преподаватель формулирует основные цели и задачи семинара, показывает место и значение обсуждаемой темы, определяет ключевые проблемы и указывает порядок проведения занятия.

Студенты должны быть нацелены на рассмотрение поставленных вопросов в тесной связи теории с практикой, должного и сущего.

После вступительного слова преподавателя целесообразно заслушать доклад (сообщение) одного из студентов (если семинарское занятие проводится с докладом). В то же время выступление докладчика может быть заслушано и позже, например, в конце семинара, в зависимости от принятого порядка рассмотрения основных вопросов.

В докладе студент должен глубоко рассмотреть заявленную проблему, а не стремиться затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия. Если это обзор литературы, правовых источников, то он должен быть обстоятельным и критическим.

Продолжительность доклада целесообразно ограничить 10–15 минутами.

После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы, которые возникли у слушателей по ходу доклада. Если докладчик не в состоянии ответить на какой-либо из них, то по усмотрению преподавателя этот вопрос может быть поставлен на обсуждение всей группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя такой вопрос должен получить свое решение.

На семинаре опрос студентов строится на сочетании добровольно желающих выступить и выступлений по вызову преподавателя. Регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

Выступления должны быть содержательными, логичными, аргументированными и не превышать 10 минут.

Вмешательство преподавателя в выступление допустимо в тех случаях, когда необходимо поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку или выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса. Вместе с тем целесообразно дать возможность самим студентам указать выступающему на его ошибки, при этом преподаватель может задать уточняющие вопросы.

Преподаватель должен поощрять стремление студентов к активному обсуждению темы и выяснению дополнительных вопросов по теме семинара.

Рассмотрение каждого вопроса семинара следует завершить обобщающими суждениями преподавателя.

В ходе семинара допускается проведение краткого письменного опроса (летучки), выдача персональных студентам и других форм индивидуального контроля подготовленности их к занятию.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
земельного кадастра России
С.И.Сай
17 февраля 2003 года


Документ с изменениями, внесенными:
.
____________________________________________________________________

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 *.
_______________
* "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст.2193

2. В настоящих Методических рекомендациях дается описание состава и содержания работ, состава, содержания и оформления землеустроительной документации при межевании объектов землеустройства, а также осуществления контроля за проведением межевания.

Состав и содержание работ при межевании объектов землеустройства

3. Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

4. Межевание объектов землеустройства проводится:

1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства);

2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства);

3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее - восстановление на местности границ объекта землеустройства).

5. Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания - приложение 1). Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.

6. Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

1) подготовительные работы;

2) составление технического проекта;

3) уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

4) определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;

5) определение координат межевых знаков;

6) определение площади объекта землеустройства;

7) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8) формирование землеустроительного дела;

9) утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

7. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава работ исключаются:

1) согласование границ объекта землеустройства на местности;

2) определение координат межевых знаков;

3) определение площади объекта землеустройства;

4) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

8. Материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) формируется в землеустроительное дело в количестве не менее двух экземпляров.

Подготовительные работы

9. При проведении подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что:

9.1. Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;

4) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

9.2. При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к вышеперечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.

9.3. Полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы. Результаты обследования опорной межевой сети и иной геодезической основы отражаются в техническом проекте.

Составление технического проекта

10. При составлении технического проекта рекомендуется принимать во внимание, что:

10.1 При межевании объекта землеустройства технический проект составляется в соответствии с заданием на межевание и включает:

1) текстовую часть;

2) разбивочный чертеж.

10.2. В текстовой части технического проекта отражаются:

1) основание и цель выполнения работ;

2) сведения о пунктах опорной межевой сети и иной геодезической основы;

3) сведения о ранее выполненных работах по межеванию;

4) организация, порядок производства и математической обработки геодезических или фотограмметрических измерений;

5) организация и сроки межевания объекта землеустройства.

10.3. Разбивочный чертеж составляется в удобном для работы масштабе с отображением существующих и проектных границ объекта землеустройства, положения межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы, надежно опознаваемых контурных точек, угловых и линейных данных для геодезических измерений, кадастровых номеров.

На разбивочном чертеже все проектные элементы показываются красным цветом.

10.4. Технический проект межевания объекта землеустройства утверждается заказчиком.

Подпись утверждающего лица ставится на титульный лист технического проекта. Подписи юридических лиц заверяются печатью.

Уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания

11. Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

12. Извещение (приложение 2) передается заинтересованным лицам под расписку (приложение 3) или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам).

Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.

13. Извещения, адресованные юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, вручаются полномочным должностным лицам.

Определение границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками

14. При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что:

14.1. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

14.2. Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.

14.3. При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14.4. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ - приложение 4.

14.5. Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

14.6. Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

14.7. Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).

Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа образцов, рекомендуемых исполнителем работ.

14.8. На межевой знак (знаки), который принадлежит трем и более земельным участкам и при наличии в пределах 40 метров не менее трех четко опознаваемых предметов (элементы зданий, строений, сооружений, опор линий электропередачи и т.п.), составляет абрис (пункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108).

Определение координат межевых знаков

15. При определении координат межевых знаков рекомендуется принимать во внимание, что:

15.1. Плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат.

15.2. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты опорной межевой сети двух классов ОМС 1 и ОМС 2, создаваемой в соответствии с требованиями Росземкадастра.

Межевание земельных участков различного целевого назначения земель проводится с точностью не ниже точности приведенной в таблице 1.

Таблица 1. Нормативная точность межевания объектов землеустройства

Таблица 1

Градация земель

Средняя квадратическая ошибка M положения межевого знака относительно ближайшего пункта исходной геодезической основы не более, м

Допустимые расхождения при контроле межевания, м

Земли поселений (города)

Земли поселений (поселки, сельские населенные пункты); земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства

Земли промышленности и иного специального назначения

Земли сельскохозяйственного назначения (кроме земель, указанных в п.2), земли особо охраняемых территорий и объектов

Земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса

Примечание. Предельная ошибка положения межевого знака равна удвоенному значению M

15.3. Для определения плоских прямоугольных координат межевых знаков используются спутниковые, геодезические, фотограмметрические и картометрические методы, предусмотренные техническим проектом.

15.4. Высоты межевых знаков определяются в соответствии с требованиями задания на выполнение работ.

15.5. Положение межевых знаков при восстановлении на местности границ объекта землеустройства на основе сведений государственного земельного кадастра определяется с точностью, соответствующей данным, представленным в таблице 1.

15.6. Координаты межевых знаков, вычисленные при ранее проводимых работах по межеванию данного объекта землеустройства или смежных с ним, не переопределяются, если точность их положения соответствует данным, представленным в таблице 1.

15.7. При межевании земельных участков, расположенных в труднодоступных районах и (или) целевое назначение которых не требует высокой точности определения местоположения границ при условии совмещения таких границ с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими природными и созданными трудом человека объектами), допускается для определения положения межевых знаков применять персональные GPS навигаторы и (или) способ описания местоположения границ путем ссылок на вышеуказанные объекты. К таким границам относятся границы земельных участков, предоставленных под оленьи пастбища, охотничьи угодья, сенокосы, пастбища, а также для иных целей, установленных Росземкадастром.

Определение площади объекта землеустройства

16. При определении площади объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

16.1. Площадь объекта землеустройства вычисляется по координатам поворотных точек границ земельного участка.

16.2. Если объектом землеустройства является земельный участок, то абсолютное расхождение между вычисленной площадью земельного участка и площадью, указанной в документе, удостоверяющем права на землю, или правоустанавливающем документе



не должно превышать величину допустимого расхождения DР ДОП, равную



где - средняя квадратическая ошибка положения межевого знака м (таблица 1); - площадь земельного участка, га;

или



где и - выражены соответственно в метрах и квадратных мет

16.3. При исполнителем работ проводится анализ причин и подготавливается в письменной форме заключение. Заключение вместе с материалами межевания передаются заказчику для принятия им решения о дальнейшем проведении работ.

16.4. При за окончательное значение площади принимается вычисленная площадь с указанием . Площадь записывается в квадратных метрах с округлением до 1 кв.м и дополнительно может записываться в гектарах с округлением до 0.01 га.

16.5. Площадь муниципального образования или другого административно-территориального образования вычисляется по координатам поворотных точек его границ в случае, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В соответствии с заданием выполняется и оценка точности определения этой площади.

16.6. Площадь объекта землеустройства, границы которого описаны путем ссылок на географические объекты, вычисляется с точностью не ниже графической точности картографического материала, численный масштаб которого равен численному масштабу соответствующей кадастровой карты (плана) земельного участка (территории).

Составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства

17. При составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства рекомендуется принимать во внимание, что:

17.1. Карта (план) объекта землеустройства составляется, если это предусмотрено заданием на выполнение работ, в противном случае составляется карта (план) границ объекта землеустройства в виде карты (плана) границ земельного участка или карты (плана) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования.

17.2. Карта (план) границ земельного участка (приложение 5) составляется в масштабе, удобном для его размещения на одном листе формата А4 или А3.

17.3. Карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования может составляться на листе большего формата. В случае, если карта (план) границ муниципального образования или другого административно-территориального образования не умещается на одном листе, то допускается размещать ее на нескольких листах. В этом случае на каждом листе указываются его номер и схема размещения листов.

17.4. На карте (плане) границ объекта землеустройства показываются:

1) кадастровый номер земельного участка или название муниципального образования или другого административно-территориального образования;

2) границы объекта землеустройства и номера межевых знаков;

3) размеры объекта землеустройства в виде площади, дирекционных углов и горизонтальных проложений;

4) описание границ смежных объектов землеустройства (описание смежеств);

5) выходы координатной сетки;

6) направление "Юг - Север";

7) численный масштаб. Дирекционные углы и горизонтальные проложения линий представляются в табличной форме (приложение 5). Дирекционные углы записываются в формате градусы и минуты с округлением до 0,1 минуты. Горизонтальные проложения записываются с округлением до 0,01 м.

Допускается размещение описания смежеств и таблицы геодезических данных на одном или нескольких листах.

17.5. При проведении межевания муниципального образования или другого административно-территориального образования не по всему периметру, а только его части, карта (план) составляется только на этот участок границ. В этом случае площадь объекта землеустройства не вычисляется и на карте (плане) не показывается.

17.6. Карта (план) объекта землеустройства дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) границ объекта землеустройства, содержит сведения:

1) о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества.

17.7. Сведения о границах частей объекта землеустройства, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами отражаются на карте (плане) объекта землеустройства на основе имеющихся документов и обозначаются на местности только по желанию заинтересованного лица (лиц) и с согласия правообладателя земельного участка;

17.8. Сведения о границах частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимого имущества, отображаются на карте (плане) объекта землеустройства, если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В противном случае, сведения о частях земельных участков, занятых объектами недвижимого имущества, отражаются в пояснительной записке в объеме, который удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов по ведению государственного земельного кадастра.

17.9 Площади частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами, вычисляются с точностью не ниже графической точности карты (плана) объекта землеустройства.

17.10. Подчистки, приписки, зачеркнутые слова, иные исправления на карте (плане) объекта землеустройства (карте (плане) границ объекта землеустройства) не допускаются.

Карта (план) границ объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) не может быть исполнена карандашом.

Формирование землеустроительного дела

18. При формировании землеустроительного дела рекомендуется принимать во внимание, что:

18.1. В землеустроительное дело включаются материалы межевания в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) пояснительная записка;

4) сведения государственного земельного кадастра о земельном участке (участках) в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории);

5) задание на выполнение работ;

6) копия документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа;

7) технический проект;

8) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

9) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

10) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

11) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

12) абрисы на межевые знаки (подпункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108);
____________________________________________________________________
Подпункт 12 пункта 18.1 предыдущей редакции считается подпунктом 13 пункта 18.1 настоящей редакции - .
____________________________________________________________________

13) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.2. При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава материалов межевания могут исключаться:

1) документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

2) доверенности уполномоченных лиц на участие в межевании;

3) акт (акты) согласования границ объекта землеустройства;

4) каталоги (списки) координат межевых знаков объекта землеустройства в местной системе координат;

5) абрисы на межевые знаки (подпункт дополнительно включен письмом Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108);
____________________________________________________________________
Подпункт 5 пункта 18.2 предыдущей редакции считается подпунктом 6 пункта 18.2 настоящей редакции - письмо Росземкадастра от 21 апреля 2003 года N АО/108 .
____________________________________________________________________

6) карта (план) границ объекта землеустройства.

18.3. Если заданием на выполнение работ предусмотрено составление карты (плана) объекта землеустройства, то вместо карты (плана) границ объекта землеустройства в землеустроительное дело включается карта (план) объекта землеустройства, а землеустроительное дело дополняется:

1) ведомостью вычисления площадей частей объекта землеустройства, занятых объектами недвижимости, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

2) запросами о наличии и местоположении объектов, принадлежащих иным лицам, и (или) зон с особыми условиями использования земель.

18.4. Допускается карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства включать в землеустроительное дело, не брошюруя ее с другими материалами межевания.

При разделе земельного участка карта (план) земельного участка (карта (план) границ земельного участка) составляется на каждый вновь образованный земельный участок.

18.5 Включенные в землеустроительное дело материалы межевания и карта (план) объекта землеустройства (карта (план) границ объекта землеустройства) утверждаются Росземкадастром или его территориальными органами.

Подпись и печать, утверждающие материалы межевания, ставятся на титульном листе землеустроительного дела. Подпись и печать, утверждающие карту (план) объекта землеустройства или карту (план) границ объекта землеустройства, ставятся на самом документе.

18.6. Утверждению подлежат все представленные на утверждение экземпляры землеустроительных дел.

Подлинный экземпляр землеустроительного дела (содержащий подлинные исходные и созданные в процессе землеустройства документы) после утверждения передается в установленном порядке в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Остальные экземпляры землеустроительного дела, сформированные из копий, заверенных исполнителем работ, возвращаются исполнителю работ для передачи заказчику.

Контроль за проведением межевания

19. При контроле за проведением межевания рекомендуется принимать во внимание, что:

19.1. Контроль за проведением межевания объектов землеустройства проводится с целью установления его соответствия техническим условиям и требованиям. Объектами контроля за проведением межевания объектов землеустройства являются:

1) результаты полевых и камеральных работ;

2) материалы межевания объектов землеустройства.

Результаты контроля оформляют актом. Акты контроля за проведением межевания объектов землеустройства в качестве приложений включаются в землеустроительное дело.

19.2. В процессе осуществления контроля осматривают в натуре межевые знаки и выполняются контрольные измерения.

19.3. Контроль геодезических работ может быть осуществлен путем сравнения горизонтального проложения линии между установленными на местности несмежными межевыми знаками, измеренной стальной прокомпарированной лентой (рулеткой) или электронным тахеометром (светодальномером), с ее горизонтальным проложением , вычисленным по значениям плоских прямоугольных координат этих же межевых знаков, выписанным из соответствующего каталога. Абсолютное расхождение в длине контролируемой линии не должно превышать значений приведенных в таблице 1 настоящего документа.

19.4. Контроль может быть осуществлен выборочно независимым повторным определением положения установленных на местности межевых знаков геодезическими методами с ближайших пунктов ОМС и (или) проложением контрольных полигонометрических (теодолитных) ходов с точностью, обеспечивающей определение положения контролируемых межевых знаков со средней квадратической ошибкой не ниже нормативной (таблица 1). По результатам контроля вычисляют плоские прямоугольные координаты , межевых знаков и разности

и

где и - плоские прямоугольные координаты этих же межевых знаков, выписанные из соответствующего каталога. Абсолютное расхождение



в положении контролируемого межевого знака не должно превышать допустимых значений , приведенных в таблице 1

Приложение 1. Задание на межевание земельного участка

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ:

Заказчик

ЗАДАНИЕ
на межевание земельного участка

1. Земельный участок

(кадастровый номер)

2. Местоположение земельного участка

3. Площадь

4. Наименование и адрес правообладателя земельного

5. Наименование и адрес исполнителя

6. Границы, требующие установления (упорядочения, восстановления) их местоположения на местности (кадастровые номера смежных земельных участков и номера точек)

7. Особые и дополнительные требования к производству работ и отчетным материалам

8. Сроки и порядок представления отчетных материалов

9. Приложения

Исполнитель работ:

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Приложение 2. Извещение

Приложение 2

(фамилия и инициалы правообладателя земельного участка или руководителя

юридического лица)

Прошу Вас прибыть лично или направить Вашего представителя к

Ваша явка или явка Вашего представителя с доверенностью, подтверждающей его полномочия участвовать в установлении границ земельного участка и подписывать соответствующие документы, необходима.

Ваше отсутствие или отсутствие Вашего представителя не является препятствием для проведения работ по межеванию.

Исполнитель работ:

(руководитель юридического (подпись) (фамилия, инициалы) лица,
индивид. предприниматель)

Приложение 3. Расписка

Приложение 3

Извещение

(указать кому)

о вызове представителя к

для участия в установлении и согласовании в натуре границ земельного участка

(правообладатель земельного участка, кадастровый номер земельного участка)

(район, название республики в составе РФ, края, области, автономного образования)

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Извещение вручил:

(должность)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Приложение 4. Акт согласования границ земельного участка

Приложение 4

(кадастровый номер)

(фамилия и инициалы или наименование правообладателя земельного участка)

Границы земельного участка (схема земельного участка прилагается) согласованы правообладателями земельных участков или их представителями:

Кадастровый номер земельного участка или наименование

Фамилия и инициалы правообладателя

Фамилия и инициалы представителя правообладателя

Номер доверенности(*))

_______________
*) - номером доверенности является ее регистрационный номер или в случае его отсутствия порядковый номер, присваиваемый исполнителем работ в порядке их предъявления

Правообладателями земельных участков или их представителями заявлено: (отказ в согласовании, разногласия)

Исполнитель работ
(подпись)

Правообладатели или их представители:

(подпись) (ФИО) (дата)

(подпись) (ФИО) (дата)

(подпись) (ФИО) (дата)

Приложение к Акту согласования границ земельного участка. Схема границ земельного участка

Приложение
к Акту согласования
границ земельного участка

(кадастровый номер)

СХЕМА
границ земельного участка

Описание смежеств:

Исполнитель работ:

(подпись) (ФИО) (дата)

Приложение 5. Карта (план) границ

Приложение 5

УТВЕРЖДАЮ:

(подпись)

КАРТА (ПЛАН) ГРАНИЦ

земельного участка

(кадастровый номер)

Площадь участка

Геодезические данные

Название (номер) межевого знака

Дирекционные углы (градусы, минуты)

Длина линии (м)

Масштаб 1:

Описание границ смежных земельных участков

с земельным участком

с земельным участком

с земельным участком

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"

Наталья МИхайловна Шляпникова
Методические рекомендации к проведению интегрированных занятий

интегрированных занятий .

Пояснительная записка.

В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью. С чем же это связано? Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание . Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого. Я. А. Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения целостности процесса обучения, в котором «Всё – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое».

Исходя из этого, можно сделать вывод :

Интеграция – это система , предлагающая объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных курсов в единое целое.

Таким образом, интегрированное занятие – это занятие , которое базируется на основе одного главного курса, дополнительный курс лишь помогает глубже понять сущность изучаемого предмета, шире изучить его связи, процессы. Из этого следует, интегрированное обучение поможет избежать однотипности целей и функций обучения.

Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Основная часть.

Для чего же нужна интеграция ? В современной жизни взрослые желают как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.

НЕ перегружать

НЕ переутомить новыми впечатлениями

НЕ отбить желание познавать

НЕ повторяться –

вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий .

Итак, мы подошли к условиям проведения интегрированных занятий :

устранение умственной перегрузки дошкольников, постоянная смена методов и приемов работы с детьми; смена умственной нагрузки физической;

проведение интегрированных занятий во избежание дублирования одного и того же программного материала и освобождения времени для игры и свободного общения;

создание психологически комфортной обстановки на занятии (тон, предвосхищающая оценка, свет, размещение материала, использование в нужном количестве демонстрационного и раздаточного материала, проветренное помещение , рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных центров активности : двигательных, творческих, эмоциональных, игровых);

отказ от фронтальной формы работы на занятии , использование различных индивидуальных и подгрупповых форм;

чёткое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы;

направление практического процесса на развитие основных качеств личности : компетентностей : интеллектуальной , коммуникативной, социальной и физической; на развитие самостоятельности и ответственности, инициативности, эмоциональности, самооценки, и, конечно, произвольности поведения;

организация воспитательно-образовательного процесса на основе педагогики сотрудничества, что способствует эмоциональному, психологическому сближению детей и взрослых;

осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению, который включает в себя следующие принципы :

принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть) ;

принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием);

принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);

принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и деятельности каждому ребёнку);

принцип творчества и успеха (включать в образовательный процесс задания продуктивного, творческого характера, повышать самооценку);

принцип веры, доверия и поддержки (доверять детям, принимать любой ответ, направляя ребёнка в правильное русло, использовать предвосхищающую оценку для малоактивных и тревожных детей : «У тебя всё получится» );

звуковой дизайн, способствующий релаксации и, наоборот, активизации мыслительных процессов, усилению эмоциональности;

ведение занятия в режиме динамических поз, ближнего и дальнего зрения, открытого пространства;

использование в работе проблемных и частично-поисковых методов обучения ;

введение музыкально-ритмических и динамических переменок между занятиями ;

использование здоровьесберегающих технологий и комплекса психогигиенических мероприятий : двигательные разминки, динамические паузы, артикуляционные и пальчиковые гимнастики, эмоциональные этюды, релаксация, дыхательная и звуковая гимнастика, дидактические игры в движении.

Чтобы система интеграции приобрела целостный и завершённый вид, кроме условий необходимо грамотно подойти к структурированию интегрированных занятий . Рассмотрим структуру занятия :

Постоянный ритуал начала занятий ;

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию ;

Затруднение в игровой ситуации;

«Открытие» нового знания или умения;

Динамическая пауза

Игры на закрепление материала,

Воспроизведение нового в типовой ситуации;

Этюд на имитацию, релаксация;

Итог, рефлексия.

Одним из главных условий проведения интегрированного занятия являются Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Они не только повышают эмоциональное состояние и обеспечивают кратковременный активный отдых для дошкольников, но и способствуют повышению умственной работоспособности.

Я предлагаю внедрять Здоровьесберегающие технологии с учётом уровня умственного напряжения и времени проведения .

В начале занятия :

Массаж биологических точек

Элементы гимнастики

Симметричные рисунки

Использование

речедвигательного

компонента

Качание головой

В середине занятия

Использование различных

динамических поз

Пальчиковый игротренинг

Минутки радости

Тренаж со зрительными

В конце занятия

Использование элементов

музотерапии

Имитационные упражнения

Загадки – шутки

Музыкальные переменки

Пластические этюды

Дыхательные упражнения

Заключение.

Только, имея чёткое представление о структуре и содержании интегрированных занятий и выполняя все методические рекомендации к проведению такого занятия , можно вырастить здорового, полноценного и интеллектуально развитого дошкольника.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Комсомольский –на- Амуре судомеханический техникум»

(КГБОУ СПО СМТ)

Разработчик: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Комсомольск-на-Амуре 2015

Составил: Павлова Татьяна Николаевна, методист

Аннотация: данные методические рекомендации раскрывают роль классного часа в процессе формирования коллектива группы; в них освещаются различные модели, функции, проблемы, которым могут быть посвящены классные часы; охарактеризованы формы рефлексии классного часа.

Место издания: Комсомольский –на-Амуре судомеханический техникум

г. Комсомольск –на-Амуре

ул. Аллея Труда, 10

тел. 59-28-22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занимает важное место в учебно-воспитательном процессе. Здесь происходят зарождение и развитие отношений между обучающимися, формируется их мировоззрение через познавательную деятельность, которая предлагается им на уроках.

Классный час - одна из форм прямого общения между руководителем и коллективом группы, в процессе которого происходят социальное и этическое воспитание обучающихся, развитие каждого как личности, формирование коллектива. Таким образом, организация классного часа для руководителя - нелегкое и очень ответственное дело.

Руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в группе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития обучающегося, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у подростка в общении с окружающими.

Руководитель является как бы посредником между обучающимся и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого.

Участвуя в формировании коллектива в группе, руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга для своих ребят. Он должен уметь вдохновлять подростков, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своей группы.

Внеурочное общение руководителя и обучающихся занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Представляет собой время, проведенное руководителя и группы организованное таким образом, чтобы ребята имели возможность принимать участие в определенной деятельности, способствующей развитию социальных отношений и формированию нравственных ценностей.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения.

Отличается тем, что посвящен определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание обучающихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

о подготовке и проведении классных часов

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучающимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это классный праздник, на успех которого работает каждый.

Классные часы являются основным компонентом системы работы руководителя группы. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста обучающихся, опыта руководителя группы.

Он включается в расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Существуют различные формы классных часов, и задача руководителя группы в зависимости от возраста и проблематики выбрать оптимальный вариант подготовки и проведения этого часа общения. Обучающиеся любят классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, викторин. Сложнее организовать классный час, который требует от всех большой подготовки, работы с обширным дополнительным материалом.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (обучающиеся рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (коллектив делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь обучающихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (коллектив делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у подростков, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающиеся имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для подростков темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует обучающихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между обучающимися, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих подростков, решение возникших в коллективе проблем посредством их обсуждения; учит обучающихся быть откровенными друг с другом и руководителем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (руководитель и обучающиеся имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг обучающихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение обучающихся, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают подростков правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (группа работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем коллективом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми обучающимися);

17) мастер-классы (обучающиеся делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все обучающиеся делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству подростку и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал обучающихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для обучающихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные руководителю группы. Главное, чтобы подросткам было интересно, и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний обучающихся по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Примерные темы: «Как появился этикет», «Наша Конституция», «Проблемы современного общества» и т. д.

Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают обучающимися ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: «Как стать счастли­вым?», «Кем быть?», «Каким быть?», «О мужественности и женственности» и т. д.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни обучающихся, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему «Международный год ребенка» может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет обучающихся.

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение обучающихся к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов обучающиеся знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у обучающихся сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес обучающихся к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься обучающимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии. Необходимо привить обучающимся ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.

Организация классного часа начинается с психологической подготовки обучающихся к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Место проведения классного часа, должно быть чисто убранным, проветренным. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

На классном часе воспитанники рассаживаются непринужденно.

Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный руководитель группы старается не затягивать классный час, закончить его до того, как подростки почувствуют усталость.

Перед проведением классного часа руководитель группы должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание обучающихся, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы.

Формы рефлексии (завершения) классного часа:

Оформление «Дерева желаний», «Дерева предсказаний»;

Пирамида приоритетов (от самого значимого на данный момент к достижимому в будущем);

Синквейн (если сверху – 1) существительное (по теме), 2) два прилагательных, характеризующие тему; 3) три глагола к теме; 4) предложение по теме; 5) существительное – синоним к теме);

Яблоко, цветик семицветик (цвета характеризующие настроение в период проведения классного часа; или предложения, советы);

Полоски (тире – недосказанность, ? – не знаю как ответить, ! – позитивная оценка);

- «пять пальцев» (предлагается посмотреть на ладонь: мизинец – мысль – какие знания я приобрел; безымянный – бодрость тела – как я физически себя чувствовал; средний – состояние духа, каким было мое настроение; указательный – уверенность – насколько уверенно я себя чувствовал; большой – близка ли цель – что я сделал для достижения своей цели);

- «подарок» (коробочка – сегодня я узнал …; бантик – мне понравилось);

- «бабочка» (тело – что запомнилось; крылья – советы участникам);

- «зонтик» (ручка – что узнал; купол – пожелания и оценка);

- «чемодан» (пригодиться; мясорубка – надо переработать);

- «сравнение» - мозговой штурм в начале, и окончании мероприятия.

Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста обучающихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение могут включаться и обучающиеся. Приобщая обучающихся к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: руководителю группы и подросткам. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своей группы.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В помощь руководителю группового коллектива

Руководитель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание подростков высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в группе, иначе обучающиеся будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если руководитель предложит обучающимся совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит подростков быть более дисциплинированными в их исполнении.

Схема анализа классного часа:

Как решается воспитательная задача, какие положительные качества формируются у коллектива (группы) и отдельных обучающихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?

Как подготовлены обучающиеся к мероприятию? Роль самих обучающихся в его подготовке, как распределены поручения?

      • идейная направленность, степень новизны информационного материала, примеров из жизни, задач, заданий, опытов, эстетическая привлекательность исполнения и оформления;

        разнообразие видов целесообразной деятельности организаторов и участников, приемы активизации обучающихся.

        отношение обучающихся к мероприятию (интерес, внимание, дисциплинированность).