Военные шлюпы «Восток» и «Мирный» у побережья Антарктиды

Во времена Великих географических открытий огромные регионы становились собственностью государств, чьи подданные их обнаруживали. Первооткрыватели давали им свои названия и организовывали колонии из поселенцев. Такой территорией могла бы стать и Антарктида, существование которой доказали российские моряки в ходе научно-исследовательской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Ровно 200 лет назад, 16 (28) января 1820 года, они обнаружили шестой континент - самый суровый и непригодный для жизни человека. Почему новая территория не стала частью Российской империи и как происходило ее открытие?

Видишь шестой континент? Нет? А он есть!

У древних греков существовала теория, что в Южном полушарии обязательно должны быть обширные массивы суши, уравновешивающие огромную массу северных земель. Иначе Земля просто опрокинулась бы от такого веса. Они же и дали название континенту «Антарктида», обозначающее «напротив Арктики» или «напротив севера». Термин не сразу закрепился, и в разные времена мог встречаться в обозначении совершенно других территорий. Так, в XVI веке бразильская колония называлась «Антарктической Францией».

Отсутствие конкретики рождало самые фантастические сюжеты в просвещенных умах разных эпох. Например, некоторые европейцы считали, что, достигнув Южного полюса, можно свалиться куда-то вниз - может, на спины тех самых китов, держащих мир, или на плечи слонов и даже панцири черепашек-ниндзя.

При всех теориях и предположениях существование земли на самом юге было недоказанным. К счастью, человечество развивалось и постепенно осваивало новые территории. Наконец появилась техническая возможность осуществлять более длительные экспедиции, но это тоже не сразу помогло.

До того как Джеймс Кук стал обедом туземцев

Есть разные предположения и свидетельства о льдах, которые видели мореплаватели в южных широтах. Но нет никаких доказательств, что было зафиксировано открытие материка. Ближе всех был Джеймс Кук, которого мы помним больше всего по случаю с туземцами. Великий открыватель мог бы стать и открывателем Антарктиды, но ему не повезло, что с ним частенько бывало.

Фото Getty Images

Кук первым зашел в Южный океан, в широты выше 50° ю. ш. и первым достиг 67°15′ ю. ш., где столкнулся с непроходимыми льдами. Если до этого плавания он был сторонником существования земли на Южном полюсе, то после своего исследовательского путешествия занял противоположную позицию. По его мнению, никто не смог бы проникнуть дальше на юг, чем это сделал он. Поэтому исследование южных территорий (если они есть) было невозможно.

Открытие Антарктиды

16 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный», специально оборудованные для дальнего похода, покинули кронштадтский рейд и отправились в свое знаменитое путешествие. В нем приняли участие 190 человек. Руководителем антарктической экспедиции был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен, а его помощником - офицер Михаил Лазарев.

Экспедиция финансировалась государством, но преследовала больше научные цели, чем политические. Хотя без политики обойтись не могло - вряд ли российский император отказался бы от возможности утереть нос англичанам и прочим.

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

С первых же дней велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и команда записывали в вахтенный журнал.

Экспедиция состояла из добровольцев, обладавших отличным здоровьем, опытом и грамотностью. Припасов загрузили на два года, но в течение плавания постоянно приходилось пополнять запасы в портах по ходу следования.

Из недостатков подготовки можно выделить различные характеристики судов. «Восток» был быстрым и обладал хорошими маневровыми возможностями, но слабее, чем «Мирный». Команде не просто приходилось при шторме и во льдах. «Мирный» обладал более сильным корпусом и хорошо чувствовал себя во льдах, поскольку был перестроен из ледокольного транспорта, но был довольно тихоходным.

Русские моряки отправились в далекое и опасное путешествие к неизведанным берегам. Они не знали, что их там ждет, какие испытания и тяготы выдаст им судьба. Моряки пробивались сквозь льды, холод, ледяной дождь и штормы. Никакой связи с домом не было, а конечная цель могла оказаться мифом. Но, несмотря на это, за все время путешествия экспедиция потеряла только трех человек.

Фото infourok.ru

Экспедиция пробыла в плавании 751 день и прошла более 92 тысяч километров. Суда несколько раз уходили из южных вод севернее, где были условия благоприятнее, но возвращались и искали путь к материку. Ожидая более благоприятных условий, шлюпы изучали в тропической части Тихого океана острова Полинезии и даже открыли 15 новых островов, которые носят русские названия.

Датой открытия Антарктиды считают 28 (16) января 1820 года. В этот день «Мирный» и «Восток» подошли к будущей Земле Королевы Мод. Суда несколько раз пересекали Южный полярный круг, двигаясь вдоль материка. В первых числах февраля вновь приблизились к Антарктиде, к месту, получившему название Берег Принцессы Астрид, но погода была очень плохой, не удалось ничего толком рассмотреть.

Весной уже было невозможно плавать у берегов материка, и суда разными маршрутами отправились в порт Джексон (Сидней). Второе путешествие к берегам Антарктиды они предприняли в ноябре и открыли острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I. 30 января 1821 года выяснилось, что «Восток» дал течь, и экспедицию пришлось завершить. 24 июля они вернулись в Кронштадт.

Почему Антарктида не стала частью Российской империи

Александр I был доволен экспедицией и наградил всех участников, но совершил главную ошибку - не стал заявлять права на открытие. Видимо, император считал, что у России земли достаточно, к тому же непонятно, что делать с этой Аляской, а тут еще далекий континент, где только лед. Как вообще контролировать и охранять такую далекую территорию, какая в ней может быть польза?

Airbnb и организация «Охрана океанов» бесплатно оправляет пять добровольцев в Антарктику для изучения климата.

Выбранные пять человек поедут в Антарктику под руководством исследовательницы Кирсти Джонс-Вилльямс, чтобы собрать образцы льда и изучить влияние микропластика на окружающую среду.

План экспедиции

  • Первая и вторая недели. Обучение в Чили: вы познакомитесь с товарищами по команде и руководителем экспедиции Кирсти Джонс-Уильямс. За 2 недели физической и психологической подготовки к исследованиям в непростых условиях Антарктиды вы привыкнете к научному языку, испытаете снаряжение, увидитесь с местными партнерами и откроете для себя дикую природу Чили.
  • Третья неделя. Исследования в Антарктиде. Будьте готовы к 10 дням серьезной работы в лагере Union Glacier на Южном полюсе, где вы познакомитесь с суровой красотой Антарктиды. Вместе с командой вы будете изучать собранные образцы снега и выяснять, присутствуют ли микрочастицы пластмасс на самом холодном континенте. А после трудового дня вы сможете прокатиться на снегоходе или фэтбайке.
  • Четвертая неделя. Готовьте выводы: после полевых работ вместе с командой вы вернетесь в Чили, чтобы в течение нескольких дней обработать находки и описать, какое влияние оказывает человечество на самый отдаленный регион Земли. Ocean Conservancy поможет вам стать послами охраны океанов. Вы расскажете миру, как свести к минимуму коллективный пластиковый след и грамотно пользоваться ресурсами планеты.

Зарегистрироваться на Airbnb:

С 29 октября по 8 ноября 2016 года в Антарктиде проходил Первый антарктический саммит предпринимателей . Его участники встретились и побеседовали с администратором полярной станции «Беллинсгаузен» Сергеем Михайловичем Никитиным.

Сергей Михайлович Никитин

Администратор полярной станции «Беллинсгаузен». В 1979 году окончил Ленинградский медицинский институт. Много лет работал анестезиологом-реаниматологом. За плечами 8 зимовок и 11 экспедиций в Антарктиду. Первая экспедиция состоялась в 1987 году.

Кто такие полярники?

Профессии полярник не существует. Согласно нашему законодательству, человек, работающий в полярных районах, не является полярником. Такие люди просто получают определённые льготы в связи с условиями работы.

Я не знаю, что такое полярник. На станции, согласно штатному расписанию, работают дизелисты, механики, электрики, повара.

Летом ещё будет много учёных. Они собирают информацию по различным направлениям: метеорологии, геологии, приёму спутниковой информации. Сейчас у нас здесь работают немецкие орнитологи. Большие педанты - строго контролируют районы размножения птиц.

Кто всем этим руководит?

Администрация. Точнее, администратор полярной станции. Официально должность называется именно администратор, а не начальник. Но обычно все говорят «начальник».

Не думаю, что это призвание. Администратор на станции - это необходимость.


Станция основана в 1968 году и названа в честь Фаддея Беллинсгаузена

Им может стать любой человек, который имеет определённый опыт работы в полярных районах, особенно на отдалённых станциях. Есть такое понятие, как труднодоступные станции. К таким относятся, например, наши станции в Антарктиде.

Где учат на полярников?

Есть Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, основанный ещё в 1920 году. Но там никого не учат. Институт просто подбирает людей определённой квалификации для работы на полярных станциях.

Человек с дипломом повара или механика приходит в отдел кадров института и говорит, что хочет работать на станции. Если есть потребность в данном специалисте, его зачисляют в резерв, а когда приходит время, отправляют в Антарктиду.

К новичкам на станции особое внимание. Смотрим, как человек обживается. После зимовки начальник станции пишет, годен ли он для работы в условиях полярных станций и последующих экспедиций.

С чего начался ваш путь в Антарктиду?

Я не лирик. Об Антарктиде не мечтал, но попасть сюда очень хотел, так как слышал много рассказов о ней от друзей и знакомых.

В советское время нельзя было побывать в Антарктиде в качестве туриста. Поэтому я поехал работать врачом (по образованию я анестезиолог-реаниматолог).

В 1985 году Арктический и антарктический научно-исследовательский институт рекомендовал меня для участия в экспедиции. Спустя два года я впервые оказался в Антарктиде.

Я попал на строящуюся советскую антарктическую станцию «Прогресс». Сейчас это самая технологичная российская база, а тогда её буквально сколотили из картонных ящиков. Просто дощатый домик три на четыре. Открываешь дверь, и ты уже в Антарктиде.

Это было жёстко. Нам сказали: «Мужики, будете зимовать или хотите домой?». Мы остались.

Я провёл на «Прогрессе» без выхода в мир 13 месяцев. Тогда всё для всех закончилось удачно - перезимовали нормально. Но это была настоящая школа Севера и Юга, где Юг оказался опаснее Севера.

Потом я вернулся, работал в медицине. Но в 1990-е годы проза жизни была такова, что на зарплату врача семью было не обеспечить. Да и скучно мне было на Большой земле. Спустя 11 лет я вернулся в Антарктиду. Единственный из прежнего состава.

Какая по счёту экспедиция у вас сейчас?

У меня восьмая зимовка и одиннадцатая экспедиция.

Экспедиции, как правило, сезонные. Длятся от четырёх до шести месяцев, в зависимости от объёма работ, которые планируется провести. Работы делятся на сезонные и зимовочные.

Отправляясь на станцию, люди подписывают контракт (даже штатные сотрудники), а по возвращении увольняются или уходят в продолжительный отпуск до следующей экспедиции.

Есть люди, которые прилетают на месяц для выполнения каких-то конкретных работ. Ведь в институт поступают заявки от самых разных организаций. Например, в начале февраля будущего года мы ожидаем аэрогеодезистов. Ещё ждём специалистов технического профиля, которые будут готовить оборудование станции к работе. К нам приедет палеобиолог и гляциолог (специалист по ледникам, изучающий подвижки льда).

Что входит в ваши каждодневные обязанности?

Начальник станции отвечает за всё: от закупки необходимых для жизни вещей до научной деятельности.

Есть общая программа по всем специалистам, где описана миссия, задачи и объём работ, которые обязан выполнить каждый участник экспедиции.




Например, есть задача - наблюдение за уровнем моря. В случае образования льда мы должны выставить вешки, поставить приборы, снять информацию. Всё это расписано от и до.

Администратор отвечает за исполнение всех научных программ, и если какой-то процесс не идёт, спрос с меня.

Есть ли у полярников социальные льготы и привилегии?

Льготы для полярников как таковые сейчас отсутствуют. Есть просто нормы, регламентирующие работу в условиях Крайнего Севера.

Года три назад, когда учредили праздник День полярника, всех сотрудников полярных станций приравняли к работникам Крайнего Севера. Что это значит?


Сергей Никитин: «Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей»

Возьмём, к примеру, города за полярным кругом. Их жители тоже работают в тяжёлых условиях, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, приходят домой, ложатся в тёплую ванну, спят с жёнами, видят своих детей.

Господа, которые разрабатывают законы, почему-то решили, что Антарктида, где высота четыре километра, где гипоксия и –80 градусов - это Мурманск. Я считаю, что это несправедливо.

Раньше у нас были небольшие привилегии: отпуск был длиннее, стаж шёл. Всё это было возможно с того момента, как мы пересекали на судне 50 градус южной широты.

Сейчас минимальная зарплата сотрудника полярной станции - 60 000 рублей. Максимальная - 150 000.

Я уже на пенсии. Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей.

Если сравнивать вашу работу с офисной, в чём её особенности?

На полярной станции нельзя уволить человека. Это очень страшно.

В Антарктиде всё, что произошло на станции, - это проблема станции. А бывает всё. Это как подводная лодка. Но подводные лодки сейчас уходят в плавание всего на месяц (раньше на четыре), и там есть специальные изоляторы для матросов или офицеров. Потому что даже у крепких людей бывают отклонения.

«Беллинсгаузен» в этом плане удачная база, открытая для внешнего мира. На труднодоступных станциях страшно. Болезнь, межличностные разногласия могут стать огромной проблемой. Под угрозой может оказаться жизнь всей станции.

Самый главный принцип - не учить других. Если взрослый человек почувствует, что ты пытаешься переделать его, будет конфликт. О людях здесь лучше думать хорошо, чем плохо.

Атмосферу на станции видно сразу. Когда всё хорошо, администратор наладил отношения со всеми и между всеми, все ходят, улыбаются. Можно сидеть в компании с человеком и его не замечать, и это замечательно. Когда обстановка накалена, люди возбуждены, ходят настороженно, оглядываются.

Как устроен быт на станции?

По сравнению с той первой Антарктидой, куда я попал, быт сейчас на довольно высоком уровне. У нас есть интернет и телевидение - что тут говорить.




Конечно, мне бы хотелось, чтобы у нас были ультрасовременные станции. Если «Беллинсгаузен» будет выглядеть, как космический корабль, я буду гордиться нашей миссией в Антарктиде.

Ведь к нам приезжают туристы со всего мира. Мы как зеркало. Если люди, которые к нам приходят, будут видеть, что здесь всё хорошо, они будут считать, что и страна у нас хорошая.

У вас там очень холодно?

Критично низких температур на береговых станциях не бывает. Это раздел между морем и огромным антарктическим куполом, где миллиарды тонн льда. С одной стороны у тебя ледяная гора, а с другой - относительно тёплое море.

Как отдыхают полярники на станции?

Есть такая поговорка: «Полярники боятся холода, голода и работы». Но это больше шутка. Работы мы не боимся. Порой делаем её в авральном режиме и экстремальных условиях, потому что жить хочется всем.

Отдых - сугубо личное дело. Все люди разные. Кто-то любит читать, кто-то спортом занимается.

У нас есть теннисный стол, хороший тренажёрный зал, где любители бодибилдинга работают над собой. Иногда устраиваем турниры по теннису. Бывает очень весело.

Дни рождения и другие праздники тоже стараемся отмечать весело. Но без последствий.

Чего больше всего не хватает на станции?

Когда нормальный человек уезжает куда-то надолго, он скучает только по дому.

Антарктида – самый таинственный и малоизученный континент планеты. Величайшая пустыня мира и… самый большой запас пресной воды на Земле. Самое холодное место на Земле, в глубине которого находится… Южный полюс. Место парадоксов и загадок. Уникальные природные условия, которые не встретить больше нигде.

200 лет с момента открытия Антарктида будоражит воображение ученых, мореплавателей, романтиков и просто искателей приключений. Сюда едут не только за новыми знаниями или рекордами. Испытать себя и технику, почувствовать ледяное дыхание Антарктиды, понять, кто ты и чего на самом деле стоишь.

Наша команда в составе семи человек во главе с автором идеи, ведущим Валдисом Пельшем, отправилась к Южному континенту, чтобы осуществить то, чего до нас еще никто не совершал, – первый в истории трансантарктический переход через три полюса. На своем, отечественном, транспорте, только на своем горючем и запасах еды. В автономном режиме. Рассчитывая только на свои силы.

Фильм первый

В первом фильме съемочная группа «РД Студии» вместе с командой водителей-механиков отправляется в Антарктиду, чтобы рассказать об этом загадочном материке и совершить уникальное путешествие. В составе экспедиции семь человек: ведущий фильма и автор идеи Валдис Пельш, режиссер Кристина Козлова, операторы Александр Кубасов и Денис Негривецкий, два водителя-механика: Алексей Макаров и Владимир Обиход, а также Василий Елагин - создатель уникальных вездеходов «Емеля», на которых команде предстоит пересечь Антарктиду.

Путешествие длиной более 5000 километров начинается на севере материка с полярной станции «Новолазаревская». Первая задача - забраться на купол Антарктиды, так называемый «ледяной панцирь», высота которого достигает 4 км над уровнем моря. Нехватка кислорода! Из-за этого во время экспедиции люди постоянно находятся в состоянии гипоксии. Технике, как оказалось, тоже нужен кислород. Команде механиков оперативно удается справляться со всеми техническими сложностями. Постепенно все привыкают к суровым антарктическим условиям: высота, холод, бесконечный полярный день, замкнутое пространство автомобилей… Продвигаясь в глубь материка, съемочная группа знакомит зрителя с историей освоения Антарктиды, которая началась 200 лет назад.

В фильме принимают участие:

Кристина Козлова - руководитель экспедиции, продюсер, режиссер

Александр Кубасов - оператор

Денис Негривецкий - оператор

Василий Елагин - руководитель автомобильного перехода, конструктор вездеходов «Емеля»

Владимир Обиход - водитель-механик

Алексей Макаров - водитель-механик

Юрий Нездеров - начальник станции Новолазаревская

Полярники станции Новолазаревская

Артур Чилингаров - президент Государственной полярной академии, президент Ассоциации полярников. Руководитель операции по спасению ледокола «Михаил Сомов»

Виктор Гусев - телеведущий, спортивный комментатор. Участник операции по спасению ледокола «Михаил Сомов»

Продюсеры:

Валдис Пельш, Кристина Козлова

Производство: