Методическая разработка урока по окружающему миру

Для 3 класса по теме: Экосистема болота.

«Образовательная программа «Школа 2100»

Учитель Тарасова И. В.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;
  • Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;
  • Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы озера, болота; · иллюстрации обитателей болот (животные и растения);
  • учебник для 3 класса “Обитатели Земли” часть 1 (авторский коллектив А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • презентация;
  • карточки с заданием.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? (Экосистемой озера)

Мы назвали озеро природной экосистемой. Почему?

(Есть свои представители “профессий” и между ними происходит круговорот веществ.)

Представители какой “профессии” не справляются в экосистеме озера со своей работой?

Почему? С чем это связано?

Что произойдет?

(Экосистема не разрушится полностью, так как разрушители выполняют часть работы, но превратится в другую).

А вот в какую экосистему превратится озеро, вы узнаете, если разгадаете загадку:

Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.

Что это такое?

– Конечно же, вы догадались, мы сегодня будем говорить о болоте, и не просто о нём, а о том, что … (Болото – это экосистема.)

Как же озеро превратилось в болото? Задание на с. 50 к рисунку.

Рассказы детей по рисунку.

Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них неизбежно превратится со временем в болото? Почему? (Бессточное озеро со временем неизбежно превратится в болото, потому что в нём накапливаются вещества, не используемые организмами озера и принесённые водами рек.)

Чтобы доказать, что болото – экосистема, что необходимо сделать? С чего начнём?

Давайте составим план урока.

  1. Производители болота.
  2. Потребители болота.
  3. Мох сфагнум
  4. Торф и его использование

Будем работать в группах. (4 группы)

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в группах

Задание для 1 группы

Производители болота. (растения)

Задание.

  1. Рассмотри рисунки растений на стр. 51.
  2. Прочитай текст.
  3. Ответь на вопросы.
  4. Выберите из представленных растений растения болота.

Растения болота.

Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.

  1. КЛЮКВА – вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из них делают кисель, варенье, компот, морс.
  2. БРУСНИКА – вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  3. МОРОШКА – Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.
  4. ГОЛУБИКА – растет кустиком. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.
  5. РОСЯНКА - хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

Листья покрыты чувствительными волосками, на кончиках которых блестящая головка-капелька. Волоски захватывают насекомое и покрывают слизью. Когда насекомое пере

6. Багульник- лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое .

Отгадай и запиши названия растений болота

  1. Вечнозеленый кустарник с кислыми красными ягодами, полезными для здоровья. Из ягод делают кисель, варенье, компот, морс.

Это-_____________________.

  1. Ягоды по форме похожи на ягоды малины, жёлто-оранжевого цвета. Целебное свойство этой ягоды помогает лечить заболевания десен.

Это-_____________________.

  1. Ягоды голубого цвета, отсюда и название. Помогает улучшить память.

Это-_____________________.

  1. Вечнозеленое растение. Даже зимой под снегом видны зелёные листики. В переводе на русский язык означает “виноградная лоза”.
  2. Лекарственное растение, помогает при лечении кашля, но можно применять только по назначению врача, так как это растение ядовитое.

Это-_______________.

  1. Хищное растение, питается мошками, комарами, мухами.

Это- _______________.

Задания для 2 группы

Потребители болота (животные)

Задание.

  1. Рассмотри в учебнике рисунки на стр. 51.

Подумай почему у птиц длинные ноги и длинный клюв.

  1. Прочитай рассказы о животных болота.

Животные болота.

  1. Журавль - большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров. Журавли очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. Место для гнезда выбирается в труднодоступных местах посреди мшистых болот тайги с редкой растительностью. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мха , торфа , стебли и листья осоки.
  2. Кроншнеп -- обитает на болотах . Длинный острый клюв Питаются
  3. Бекас так назвали птицу французы за ее длинный клюв . Клюв по-французски «бею», отсюда и бекас . Бекасы живут в сырых болотах , по заболоченным берегам рек и озер в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются бекасы
  4. Куропатка живёт в моховых болотах, питается ягодами
  5. ЛОСИ питаются молодыми побегами и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и грибами .
  6. Лягушка – земноводное животное.

Вставь названия животных.

1. Назвали эту птицу французы за ее длинный клюв . Клюв по-французски «бею», живут эти птицы в сырых болотах в местах с мягкой влажной почвой, которую они могут буравить клювом в поискам пищи. Питаются червями, пиявками, улитками, насекомыми. Это-

2. Живёт эта птица в моховых болотах, питается ягодами черники, брусники, морошки, голубики, клюквы, нежными листьями, травой, а порой и насекомыми. Это- ______________________________________.

3. Это большая, высокая на ногах птица. Размах его крыльев более двух метров. Эти птицы очень хорошо помнят свое родное болото и каждую весну прилетают в родные места. Питается лягушками, рыбой, насекомыми, ягодами. В качестве материала для гнезда используются кусочки влажного мха , торфа , стебли и листья осоки. Это- ______________________________.

4.Эта птица обитает на болотах . Длинный острый клюв помогает отыскивать добычу во влажном, мягком дне болота. Питаются мелкими беспозвоночными моллюсками, червями иногда ягодами и семенами.

5. Это земноводное животное. Питается комарами, мошками, дождевыми червями, улитками. Это- _________________________.

6. Это животное –великан. Питается молодыми побегами и листьями деревьев и кустарников, а также мхами, лишайниками и грибами. Это- _________________.

Задание в группе. Обсудить вставленные названия животных, выбрать картинки.

Задание для 3 группы

Мох сфагнум.

Задание.

  1. Прочитай текст в учебнике на стр. 52. «Что охраняет болотную воду от высыхания»
  2. Ответь на вопросы, запиши ответы?
  1. Какой удивительной способностью обладает мох сфагнум?
  1. Каким лечебным свойством обладает мох сфагнум?

________________________________________________________

  1. Вместо чего используют иногда высушенный мох сфагнум?

________________________________________________________

  1. Какого цвета поверхностные части сфагнума?

____________________________________________________

  1. Какого цвета отмершие части сфагнума?

__________________________________________________

Задание в группе.

1. Выберите картинки с изображением сфагнума, приклейте их.

2. Обсудите ответы на вопросы.

Задания для 4 группы

Торф.

Задание.

Прочитай текст на стр. 52 « Как образуется торф» Ответь на вопросы

  1. Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?

__________________________________________________________

  1. Почему отмершие остатки растений болота не разрушаются?

__________________________________________________________

  1. Какое полезное ископаемое образуется из отмерших частей сфагнума?

____________________

  1. Как человек использует торф?

______________________________________________________________

_________________________________________________________

III Представление презентаций групп

1 Производители болота

2. Потребители болота

3. Мох сфагнум

4. Торф и его использование

IV Применение знаний

Как связаны между собой растения и животные? (Цепями питания)

Составьте цепи питания

Белая куропатка

Лягушка

Клюква

Цапля

Стрекоза

Болотный лунь

V Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.25 выполнить задания

VI Итог урока. Рефлексия

Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

- Полностью ли замкнут круговорот веществ в болоте? Почему?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудно?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

"Экосистема болота". (Программа "Школа-2100"). 3-й класс

Дидактические цели.

  1. Практическая реализация имеющихся у школьников знаний об окружающем мире.
  2. Формирование экологической грамотности учащихся.
  3. Раскрытие ценности природы, установление взаимосвязи компонентов живой природы.
  4. Развитие умения работать в группе, навыков коммуникации.
  5. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
  6. Обучение новым технологическим видам поиска информации.

I. Подготовительная работа.

1. Деление класса на 4 группы. Распределение тем сообщений.

  • Помощь в подготовке сообщений, нахождении специальной литературы. (см. список литературы)
  • Организация выставки художественной и научно-познавательной литературы в классе.
  • Чтение книг о природе на уроке внеклассного чтения и дома.
  • Оформление классных стендов “Знаешь ли ты …? ”, “Животные и растения болота”.
  • Выпуск буклета на компьютере “Вести из лесного дома” (программа Publisher)
  • Подготовка компьютерной презентации и оборудования к уроку по теме “Экосистема болота.

II. Урок по теме: “Экосистема болота”.

1. Оборудование.

1. Комьпютерная презентация “Экосистема болота”.

2. Иллюстрации:

  • составление цепей питания;
  • иллюстрирование сообщений детей (рисунки,фотографии).

3. “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1. (Авт. коллектив: А. А. Вахрушев,руководитель; О. В. Бурский,А. С. Раутиан)- М. : “Баллас”,2005. -64 с. ,илл.

4. Индивидуальные карты для групповой работы:

5. Лист самооценки учащегося.

6. Компьютерный буклет “Вести из лесного дома”.

3. Ход урока.

1. Оргмомент .

Дети, поздоровайтесь с гостями. Проверьте свою готовность к уроку (учебник-с. 56,карандаш, д/з - сообщение).

Проверьте, Все ли получили лист самооценки, индивидуальную карту прохождения уровней?

Самое главное - это настроение. Покажите ваши личики.

2. Выявление учебной проблемы, постановка цели урока.

(Проблемная ситуация из учебника)

Лена: Почему здесь такая зыбкая земля?

Все обходят это место:

Здесь земля - как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

Миша: Потом что это болото. Здесь под толстым слоем растений находится вода. Ты помнишь, какая экосистема была раньше на месте болота?

Ответим на вопрос Миши.

Какая экосистема была раньше на месте болота?

Дома вы приготовили буклеты.

Назовите источники информации, какими вы пользовались при подготовке д/з. (книги, журналы, энциклопедии, компьютер и т. д.)

Какой проблемный вопрос можно выделить из выступления Лены и Миши?

Как озеро превращается в болото?

Какую тему мы будем рассматривать? (Экосистема болота)

Поставьте вопросы к нашей теме, на которые мы постараемся ответить по ходу урока.

  • Почему озеро превращается в болото?
  • Животный и растительный мир болота.
  • Как происходит обмен веществ в этой экосистеме.

3. Повторение изученного, частичное изучение нового.

Для того чтобы ответить на вопросы нам необходимо вспомнить. Обратитесь к индивидуальной карте, найдите 1 уровень

1 уровень

Выбери правильный ответ, обсуди в группе, скажи всем.

  • Что такое экосистема? а) единство живой и неживой природы, в котором организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ; б) организмы разных “профессий” живут сами по себе и не зависят друг от друга.
  • Какой процесс происходит внутри экосистемы? а) круговорот воды; б) круговорот веществ.
  • Какие “профессии” участвуют в круговороте веществ? а) “кормильцы”, "едоки”, "разрушители"; б) “поильцы”, "едоки”, "размножители".
  • Где на поверхности Земли расположены болота? а) в горах; б) в углублениях суши; в) в русле реки.
  • Что было прежде на месте болота? а) море; б) река в) озеро.
  • Что происходит с экосистемой, в которой круговорот замкнут не полностью? а) ничего не происходит; б) условия в экосистеме постепенно меняются; в) высыхает и пропадает.
  • Как превращается озеро в болото? Найди ответ, прочитав материал учебника на стр. 50 -51, «Превращение озера в болото». Приготовь выступление от группы

1 уровень дополнительный материал

Болота распространены на Земле повсюду, где климат достаточно влажен. Они есть во всех растительных зонах, кроме пустыни и полупустыни, но больше всего их на севере лесной зоны и в тундрах. Болота образуются в понижениях, котлованах, где застаивается вода или близко к поверхности залегают грунтовые воды, из зарастающих озер, медленно текущих рек.

На болотах могут выжить травы и кривые карликовые деревья, у которых корневища и корни располагаются горизонтально в почве и получают достаточное количество кислорода; кроме того, травянистые растения, имеющие глянцевый или восковой налет, защищающий их от загнивания; а также для лучшего расселения цветки собраны в соцветия, у плодов яркая окраска, есть волоски, летучки.

Интересна история возникновения и способы образования болот. Различают два основных способа образования болот — путем зарастания водоемов и путем заболачивания суши.

Молодцы, ребята.

А у обитателей болота есть свои «профессии»? (да)

Значит, чтобы рассмотреть экосистему болота, мы должны узнать, какие организмы есть на болоте и как они связаны между собой.

4. Знакомство с обитателями болота.

Как вы думаете, кто является главными кормильцами болота? (болотные растения)

Дома вы работали дополнительно, готовили сообщения.

В индивидуальной карте найдите 2 уровень, слушая выступления ребят, вы должны заполнить таблицу

2 уровень

Слушай сообщения ребят и записывай в таблицу.

«Что растёт на болоте? Кто живёт на болоте?»

Растения

Животные

(Выступают 3 человека, сообщения

о сфагновом мхе (Шабалдин М),

болотном мирте (Караева К.),

о росянке круглолистной (Костюшко Д.).

Выступают три человека с сообщениями о животном мире.

(Фрик Л., Зайцева Ю., Шведов М.)

Из млекопитающих более или менее постоянными обитателями болотных мест являются водяная крыса, полевка-экономка, но и они живут в основном по краям болот. Из других мелких млекопитающих изредка встречаются обыкновенная бурозубка, рыжая и темная полевки.

На первый взгляд необъяснимо обитание мышевидных грызунов и землероек на болотах, где, казалось бы, нет ни подходящих мест для устройства гнезд, ни достаточного количества корма. Однако эти животные неприхотливы и прекрасно приспосабливаются к суровым условиям северных моховых болот. В качестве убежища они выбирают моховые кочки, в вершинах которых устраивают гнезда, а питаются найденными здесь же семенами трав и сосны, ягодами клюквы, голубики, вороники, черники, морошки, а также зелеными частями сочных болотных растений.

Труднее приходится землеройкам, но и они находят здесь корм — прячущихся во мху влаголюбивых насекомых и их личинок, моллюсков. Держится и кормится осокой и другими болотными травами заяц-беляк, иногда забегают горностай, черный хорек и ласка. В пору урожая ягод верховые болота посещает бурый медведь. Еще из крупных хищников заходят волки. На сухих лесистых островах среди болот они иногда устраивают логова, где выводят потомство. Изредка встречается лось, который летом поедает влаголюбивые травы, а зимой объедает сосенки, кусты карликовой березы и ивняк.

В конце лета и осенью на болото вылетают кормиться голубикой, морошкой и клюквой все виды боровой дичи, но круглый год держится только белая куропатка. Среди топких верховых болот обычен серый журавль, а из куликов — большой улит, черныш, бекас, большой и средний кроншнепы, на севере распространены также турухтаны.

По окраинам болот с зарослями кустарника живут мелкие птицы — желтая трясогузка, овсянки, луговой конек. Здесь же, на небольших лесных островках, гнездятся хищники — пустельга, чеглок, реже скопа и сапсан.

На болотах можно встретить гадюку и живородящую ящерицу, травяную лягушку и серую жабу.

Из чисто таежных млекопитающих эти угодья регулярно посещают только лось и северный олень, для которых осоковые болота служат излюбленным летним пастбищем, в неограниченном количестве снабжающим их сочным травянистым кормом.

Дополните таблицу данными из учебника стр. 51.

Физминутка.

На болоте две подружки -

Две зелёные лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Лапками топали, лапками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Вам друзья физкульт - привет!

5. Применение знаний

Как связаны между собой растения и животные? (Цепями питания)

Находим 3 уровень, обсудите, что вы должны сделать. Но прежде скажите, кто должен стоять на первом месте? Втором? Третьем?

3 уровень «Болотные цепочки»

Составьте цепь питания.

а) Карась, водоросли, циклоп, щука.

в) Придумай сам цепь питания болота. (Используй задания второго уровня)

Какую группу в цепочке трудно было найти? (Разрушителей). Что это значит? (Круговорот веществ в цепи не замкнут, значит, болото может постепенно перейти в другую экологическую систему - луг)

Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?

4 уровень в индивидуальных картах

4 уровень «Блото - природное сообщество»

(исследовательская работа)

Читайте текст учебника стр.52 «Как образуется торф» , выполняйте задание в рабочей тетради стр. 26-27, № 1, 2, 3, 4.

6. Итог. Самооценка.

  • Что нового узнали о болоте?
  • Вы хорошо работали на уроке. Мне понравилась ваша домашняя подготовка.
  • Оцените свою работу.
  • Кто поставил себе “5”,“4”,“3”,“2”?
  • Кто хочет рассказать, почему он поставил себе такую отметку?

Оценка ученика

Оценка группы

В группе правильно отвечал на задание

1 уровня. Выступал ли я перед всеми?

Подготовил сообщение о растении (животном), нашел иллюстрацию.

В группе помог правильно составить цепь питания.

Работал на уроке с учебником, читал текст, выполнял письменные задания.

Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы.

Итого

7. Домашнее задание.

  • Дома прочитать учебник «Экосистема болота», рабочая тетрадь стр. 25, № 1,2,3,4.
  • Творческое задание: подготовить в группе или индивидуально газету, плакат о болоте.

Спасибо за работу. До свидания.

Список использованной литературы:

1. Учебник А.А.Вахрушев «Обитатели Земли» М. Баласс, рабочая тетрадь

2. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины» М., Просвещение, 1991 г

3. Буруковская Т. Г. Сад неожиданных встреч. Калининград,1985.

4. Запартович П. Б. ,Криворучко Э. Н. ,Соловьёва Л. И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению для начальной школы. 2 изд. / Под редакцией И. В. Зверева - М. / Педагогика,1978.

5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№2. -с. 96-101.

6. Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. - М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”,2004. -368 с.

7. Козлова Т. А. Третьяков П. В. Природоведение. Методика для учителя. 3 (1-3),4 (1-4). -М. , Изд. Центр,Вентана-Граф”,1997.

8. Коникова В. И. Метод проекта в разработке модели урока истории. //Начальная школа. -2004г. -№11. -с. 94-97.

9. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического труда. //Начальная школа. - 2002г. -№12. -с. 35-39.

10. Лучич М. В. Детям о природе: Книга для воспитателя детского сада. - М. ,Просвещение,1989.

11. Павлова С. А. ,Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. -№4. -с. 110-112.

12. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя,-М. Просвещение,1991.

13. Плешаков А. А. Природоведение: Учебник для 3 класса трёхлетней и 4 класса четырёхлетней начальной школы. // Под редакцией И. Д. Зверева-М. / Просвещение 2001. .

14. Страунинг А. М. Решаем экологические рассказы - задачи. // Начальная школа. -2002г. -№2-с. 39-47

3 класс

Предмет : Окружающий мир Дата: 22.10.15год

Тема : Экосистема болота.(глава III Экологическая система)

Цели урока:

    Познакомить учащихся с растениями и животными, их “профессиями” в экосистеме, ролью болот в жизни человека;

    Проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы озера;

    Развивать логическое мышление через равнение и установление причинно-следственных связей;

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой, умения работать с информацией, понимать важность полученных знаний (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта исследования, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы.

Личностные УУД: понимать значимость экосистемы болот

Основные понятия: экосистема, болота, круговорот веществ, «производители», «потребители», «разрушители».

Межпредметные связи: окружающий мир,литературное чтение.

Формы работы на уроке:

    фронтальная работа в кругу

    работа в парах

    исследовательская деятельность: работа с учебником (самостоятельное нахождение ответов на вопросы)

Оборудование : комьпютерная презентация “Экосистема болота”. иллюстрации обитателей болот, карточки с индивидуальными заданиями, . “Окружающий мир”. Учебник-тетрадь для 3-го класса (1-4). “Обитатели Земли”. Часть 1.

Ход урока

1.Оргмомент .

Звонкий прозвенел звонок

Он урок начать помог

Встанем вместе в дружный круг

Каждый в нем надежный друг

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

2.Проверка домашнего задания

Работа в кругу (фронтальный опрос)

Сегодняшний гость нашего круга – этот цветок.

Как он называется? (кувшинка)

Какой экосистеме он принадлежит? (экосистема озера)

Сегодня цветок будет задавать вам вопросы по изученной на прошлом уроке теме.

Вопросы:

    (Воздух, вода, почва.)

    (Растения и животные.)

    (Круговорот веществ)

    Какие бывают озера? (сточные и бессточные)

    Перечислите разрушителей озера.

3. Актуализация знаний

Мы с вами сейчас показываем Круговорот веществ экосистемы озера?

Что произойдет с озером, если круговорот веществ не полностью замкнут?

(экосистема со временем превратится в другую.)

4.Создание проблемной ситуации.

Конечно же, экосистема не разрушается полностью, а превращается в другую

А вот в какую экосистему превратится озеро вы узнаете прослушав песенку

(Дети садятся за парты)

(Смотрим фрагмент песенки Водяного из м/ф «Летучий корабль»)

Итак догадались о чем мы сегодня будем говорить? (о болоте)

- Кто из вас видел болото?

- Что вы можете о нём рассказать? (что там трясина, нельзя ходить, растут ягоды, живут лягушки, растёт мох).

- Вам понравилось болото? А нужны ли болота природе, человеку?

Выступление ребят (диалог Миши и Лены)

Ответим на вопрос Миши.

Какая экосистема была раньше на месте болота?

Какой проблемный вопрос можно выделить из выступления Лены и Миши?

Как озеро превращается в болото?

Давайте составим план нашего урока. С чего начнём?

На доске появляется план урока.

    Что такое болото?

    Как образуется болото?

    Животный и растительный мир болота.

5.Знакомство с новым материалом

1.Что такое болото?

Высказывания учащихся.

Работа с толковым словарём в учебнике стр. 137.

2. Как же озеро превращается в болото? ( Слайды)

Задание на стр. 50 к рисунку.

- Прочитайте текст самостоятельно и объясните, как образуется в болото?

Итак, как же происходит превращение озера в болото?

Вывод:

- О болотах можно узнать не только из научной литературы, но и из художественной. Прочитайте отрывок из рассказа М.Пришвина “Кладовая солнца”. (см. приложение)

3. Растительный мир болота. (Работа в паре)

Задание: (см. приложение)

Дети выходят и рассказывают о растениях болота. (Слайд)

4. Животный мир болота (Работа в паре)

Задание: Это интересно! Прочитай и расскажи товарищам (см. приложение)

Дети выходят и рассказывают о животных болота. (Слайд)

О представителях какой профессии мы с вами еще не говорили? (о разрушителях)

Возможно ли существование экосистемы без «разрушителей»

Задание: Прочитай текст на стр. 52 « Как образуется торф»

Ответьте на вопросы:

    Почему разрушителям трудно жить в болотной почве?

    Почему отмершие остатки растений болота не разрушаются?

    Какое полезное ископаемое образуется в болоте? (торф)

    Как человек использует торф?

6. Применение знаний

1.Работа в рабочей тетради стр.25 №1 (Взаимопроверка по слайду)

2.Составление цепей питания. (Работа в паре) (см приложение)

7. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.25 выполнить задания №2,3,4

8. Итог урока. Рефлексия

    Что нам удалось узнать?

Немного активнее надо быть,,,,,,,,,,

Я предлагаю взяться за руки. (Дети выходят и берутся за руки)

Что мы сейчас показываем?

Правильно " Круговорот веществ экосистемы болта"?

А что произойдет с болотом, если круговорот веществ не полностью замкнут?

Условия в экосистеме постепенно меняются. Именно поэтому на месте болта рано или поздно появляется другая экосистема .

О ней мы поговорим на следующем уроке.

Спасибо всем за урок!!!

Вопросы:

    Вспомните составные части любой экосистемы (воздух, вода, почва, горные породы и производители, потребители и разрушители)

    Что в этом единстве относится к неживой природе? (Воздух, вода, почва.)

    Что относится к живой природе? (Растения и животные.)

    Какие «профессии» растений и животных необходимы в экосистеме?

(Производители, потребители и разрушители)

    Какой процесс происходит внутри экосистемы? (Круговорот веществ)

    Какие “профессии” участвуют в круговороте веществ? (Производители, потребители и разрушители)

    Какие бывают озера? (сточные и бессточные)

    Какое озеро быстрее застореет?

    Перечислите производителей озера

    Перечислите потребителей озера

    Перечислите разрушителей озера

Вывод: Каждый год остатки отмерших растений и микроорганизмов откладываются на дно озера. Водоём постепенно обмелевает. Растения наступают с берегов кольцами. И год за годом открытая поверхность водоема уменьшается, озеро зарастает осоками.

Итог урока. Рефлексия

    Что мы хотели выяснить на уроке?

    Что нам удалось узнать?

    Мы ответили на поставленный вопрос?

    Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Ребята, вы сегодня молодцы. Все хорошо работали, выполнили все задания.

Немного активнее надо быть,,,,,,,,

Мы говорим «болото», когда имеем в виду что-то застоявшееся, затягивающее, недвижимое, а иногда и дурно пахнущее. То, что появляется, когда какая-либо деятельность угасает. Да, экосистема болота не отличается бурной жизнью. Так что, оно, последняя стадия жизни на планете? Первые возникли около 400 млн. лет назад, а самое большое из них в пойме реки Амазонка. Что природа не справляется с регулированием и восстановлением? А, может, все не так, как кажется?

Для его возникновения необходимы два компонента: низина, куда стекают осадочные и/или грунтовые воды и избыточная влажность.

Реки, ручьи и атмосферные осадки, попадая в озеро, приносят с собой частицы почвы и органические отходы. Не имея возможности двигаться дальше, все это оседает на дно и превращается в ил. Постепенно происходят видовые изменения у животных и растений. Озеро становится болотом. Экосистема последнего, не отличается разнообразием. Животный мир, например, умеренного пояса, представлен черепахой, несколькими видами жаб и лягушек, змеями, енотом, выдрой, ондатрой. Птицами – журавлем, цаплей, различными куликами, чибисами, утиными. Насекомыми – комарами, жуками и бабочками. Среди растений — это ягоды, багульник, осока, кувшинка, и мхи.

Пищевая цепь

Трофическую или пищевую цепь болота наполняют эти виды. Они и есть производители, потребители и разрушители или экосистема болота.

  • Производителями здесь, как и в любой другой, являются растения, перерабатывающие солнечную энергию в необходимый для дыхания всего живого кислород.
  • Потребителями — звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.
  • Разрушителями – черви и личинки насекомых, микроорганизмы и бактериям.

Отличается экосистема болота от любой другой тем, что продуценты или производители вырабатывают избыточное количество кислорода, а это ведет к увеличению растительной биомассы. Редуценты или разрушители не справляются с удвоенным источником поступления органических отходов — останками животных и растений, погибающих здесь и огромным количеством, поступающим из-за пределов. Разросшиеся на поверхности растения задерживают поступление кислорода в нижние слои, где обитают разрушители. Там накапливается углекислый газ.

Основная функция

Кислая среда, отсутствие кислорода и низкая температура ведет к гибели гнилостных бактерий. Органические отходы перестают разлагаться, превращаясь в торф, а углекислый газ не попадает в воздух. Это и есть главная особенность и уникальная положительная черта этой экосистемы, которая выполняет по сути ту же функцию, что и растения. А именно, борется с увеличением количества углекислого газа в атмосфере. Только своим способом – путем консервации органических остатков.

Такая консервация дала возможность обнаружить хорошо сохранившиеся мумии людей, живших еще в I веке до н. э.

Вот зачем Земле болота и осушать их нельзя.

Вам будет интересно посмотреть картинки экосистемы болота.

Видео — В плену болот