Ответ оставил Гость

Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Собрался Илья Муромец в славный Киев-град к князю Владимиру. Доехал он до города Чернигова, а дороги от Чернигова до Киева не знает. Спрашивает он мужичков черниговских:- Где тут дорожка прямоезжая до Киева?
Отвечают ему мужички черниговские:
- Дорога-то, добрый молодец, до Киева прямая, да по ней нельзя проехать -по пути у речки Смородины сидит на дубу Соловей Разбойник. Он кричит, злодей, по-звериному, а свищет по-соловьему. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают. Поезжай ты в Киев лучше сторонкою. Хоть и дальше, да безопаснее.Не испугался Илья рассказа страшного. Прямой дорогой поехал.Увидал его Соловей Разбойник с дуба издали. Как закричит по-звериному, как засвищет по-соловьиному! От того крика, от его посвиста конь под Ильёй спотыкаться стал. Стегнул его богатырь плеточкой.- Ты чего, свисту, крику не слыхивал?И за лук свой взялся. Натянул тетиву, наложил стрелу калёную -и пустил стрелу в Соловья. Попала стрелка прямо в глаз разбойнику. Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше поехал.Приехал он в славный Киев-град ко князю Владимиру. Коня с Соловьём во дворе оставил, сам на крыльцо идёт. Провели его к князю в столовую горницу. Поклонился богатырь на все стороны. Стал его Владимир спрашивать:- Ты откуда, добрый молодец? Как зовут тебя по имени, величают по отечеству?Отвечал богатырь:- Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины.Удивился князь Владимир. Говорит:- Ой, не лги, добрый молодец! Там никто не прохаживал, на коне не проезживал,серый волк не прорыскивал, чёрный ворон не пролётывал: ведь там у речки у Смородины на дубу Соловей Разбойник сидит!Отвечал Илья Муромец:- Соловей Разбойник, князь, на твоём дворе сейчас, к моему стремени прикованный.Кинулся на двор князь, слуги да гости за ним вослед. Видят -вправду: Соловей Разбойник на коне висит прикованный. Приказал ему Илья Муромец:- Засвисти вполсвиста соловьего, закричи вполкрика звериного.Отвечает Соловей:- Ты сперва прикажи мне чару вина подать, тогда и засвищу я по-соловьему, закричу по-звериному.Единым духом выпил он чару в полтора ведра, да как засвищет! Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились, а люди все вокруг замертво легли. Сам Владимир князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал.Тут сел Илья Муромец на своего добра коня, отвёз он Соловья в чисто поле да и срубил ему там буйну голову.

Младшие наши богатыри, к которым относится Илья Муромец, обладают сверхъестественной силой, сила эта имеет границы и не тяготит её обладателей. Силу эту они применяют к делу: служат родной земле, сражаются с ее врагами, внешними и внутренними. Они «приписаны» к какому-нибудь городу, обыкновенно к Киеву. Они уже не полубоги, а люди.

Илья Муромец – любимый богатырь народа. Это – идеальная личность, в которой выразились лучшие черты народного характера, изучая его, мы можем узнать наши народные идеалы.

Былин о нём много, и в них рассказывается вся его жизнь. До тридцати лет Илья Муромец не владел ногами и сидел сиднем в отцовской избе. Исцелили его и дали ему силы старцы прохожие, приказавшие ему выпить три чарки.

Первый подвиг Ильи по исцелении – доброе дело, помощь родителям: он идет в поле, где они работали, и во время их сна очищает поле от кореньев и каменьев. Добыв себе коня, Илья просит у отца благословения – ехать в Киев к князю Владимиру послужить русской земле.

Илья оказывается любящим и почтительным сыном — одна из основных черт в его характере, эта черта присуща и другим нашим богатырям. Она свидетельствует о крепости семейного начала в древней русской жизни. Отец Ильи, крестьянин Иван Тимофеевич, благословляет сына. Доброта, восходящая до великодушия, — основная черта его нравственного образа, где можно, там он щадит и врага. С этим тесно связаны самообладание и спокойствие, тоже характерные его признаки.

Все подвиги Ильи Муромца степенны и основательны, и все в нем степенно. Он не за то, чтобы проливалась кровь, и, где можно, уклоняется от нанесения удара. Спокойствие никогда его не оставляет. В богатыре этом, несмотря на страшную силу, видится ещё больше сила духа. Из различных случаев, когда Илья великодушно щадил врага — встреча близ богатырской заставы с Сокольником-охотником. Илья подбросил врага, вступившего с ним в бой и повалившего его на землю, под облака, но пожалел его, не дал ему разбиться, а поймал его на руки. По расспросам Ильи, Сокольник оказывается его сыном (Илья уезжал некогда в чужую землю и там женился). Эта былина напоминает эпизод из поэмы о Рустеме и Зорабе, их бой. Рустем соответствует Илье, Зораб – Сокольнику, точно так же, как в нашей былине, первоначально побеждает сын, потом отец. Но Рустем не щадит Зораба, а коварно убивает его.

Илья совершает много подвигов, сражается с врагами русской земли. Кроме указанных свойств характера, в этих подвигах выражаются и другие его свойства: смелость, уверенность в себе, бескорыстие, отсутствие властолюбия, умение отстоять своё человеческое достоинство, самоотверженная любовь к Родине, ненависть к врагам. Когда он в первую поездку свою из дома в Киев освободил Чернигов от осаждавших его татар, он отказался от подарков, которые подносили ему черниговцы, отказался и от предложения быть у них воеводой. Он не захотел брать выкуп за Соловья-разбойника, который предлагала ему жена Соловья. Илья благочестив, как благочестивы все наши богатыри. Направляясь в Киев, он желает поспеть к заутрене.

Замечательна былина об Илье Муромце и Идолище Поганом. Она отличается нравственной высотой содержания: Идолище является здесь представителем грубой, чисто животной силы, — он хвалится своей величиной, тем, что много ест и пьет. Илья же смеется над ним за такую его похвальбу. Илья в этой песне – представитель силы одухотворенной, силы нравственной.

Скорее всего, Илья Муромец – это некий собирательный образ русского человека, истинного защитника родной земли.

Илья Муромец - это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей - простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь.. . Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг - победив самого себя, свои страхи и сомнения. На пути к «стольному Киеву-граду» , ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом. Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу - Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник - концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья - полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X - начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат! » - в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху. Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа. Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана» . «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ! » Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого - вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях. выбери что-нибудь из этого...