Когда не употребляется с существительными, прилагательными и наречиями на -о (-е), оно может быть и частицей и приставкой. При наличии в предложении противопоставления не является частицей и с данными частями речи пишется раздельно:

1) Он говорил неправду. - Не правда на его стороне, а сила.

2) Мы затянули невеселую песню. - Эта песня не веселая, а грустная.

3) Пели они не — громко. - Они пели не громко, а очень тихо.

Для того чтобы учащиеся четко представили себе эту конструкцию, в упражнения вводятся самые простые случаи.

Подобрать к прилагательным антонимы.

Задача не трудная, а …. Лето не холодное, а … . Путь не близкий, а … . День не солнечный, а …. Книга не скучная, а … . Человек не злой, а …. Платье не светлое, а … .

Затем внимание учащихся нужно обратить на то, что наличие союза а или но еще не говорит о противопоставлении. Разбираются примеры.

В предложении Речка не глубокая, а мелкая один признак (глубокая) отрицается, другой признак (мелкая) утверждается. Глубокая и мелкая - антонимы. Не глубокая нельзя заменить синонимом мелкая, так как получится бессмыслица: «Речка мелкая, а мелкая».

Возьмем другой пример: Речка неглубокая, а быстрая. Здесь реке приписываются оба признака: она неглубокая, то есть мелкая, и быстрая. Неглубокая и быстрая не являются антонимами. Поэтому слово неглубокая можно заменить синонимом мелкая и предложение не утратит смысла: Речка мелкая, а быстрая.

Еще пример:

1) Говорят не громко, а тихо. Здесь есть противопоставление, так как не громко заменить синонимом нельзя, а слово тихо является антонимом наречия громко.

2) Говорят негромко, но отчетливо. Здесь можно заменить негромко синонимом тихо; отчетливо не является антонимом к громко. Здесь нет противоположных друг другу понятий, в которых одно отрицается, а другое утверждается.

Итак, не пишется раздельно с существительными, прилагательными и наречиями на -о, если в предложении одно понятие отрицается, а другое, ему противоположное, утверждается.

Закрепляем этот материал, разбирая следующие предложения.

1) Материя неяркая, но красивая. - Материя не яркая, а блеклая.

2) Ребята ели не спелые, а совсем зеленые яблоки.- Яблоки неспелые, но уже вкусные. - Мы ели неспелые, почти зеленые яблоки.

1) Дорога неровная, зато самая короткая.

2) Лицо некрасивое, но приятное.

3) Знания у него не глубокие, а очень поверхностные.

4) Малина в этом году некрупная, но сладкая.

В ряде случаев противопоставление может только подразумеваться. Тогда правописание не с прилагательными зависит от смысла, вкладываемого в слово: речка небольшая (то есть маленькая); речка не большая (здесь говорящий как бы спорит с утверждением, что речка большая).

Таким образом, если при отсутствии противопоставления наличие признака утверждается, не с прилагательным пишется слитно; если же признак отрицается и подчеркивается противоположный, не пишется раздельно.

Он (был) небогат. - Он не (был) богат. Он (был) неумен. - О н не (был) умен. Он (был) нехитер. -Он не (был) хитер. Он (был) невесел. -Он не (был) весел.

Для закрепления можно предложить учащимся составить (устно) несколько предложений, чтобы не с прилагательным писалось то слитно, то раздельно.

Раздельно пишется не с притяжательными прилагательными (не кошачья порода, не охотничье ружье), с прилагательными и наречиями в сравнительной степени (не выше, не красивее, не больше, не дольше) и с краткими прилагательными, которые в полной форме или не употребляются, или получают другое значение, или вовсе полной формы не имеют: не должен, не обязан, не намерен, не прав, не виден, не готов, не согласен, не склонен, не рад, не нужно, не надо, не прочь.

В остальных случаях не является приставкой и пишется слитно.

Предлагаем материал для тренировочных работ.

1) Он был не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (Гонч.).

2) Я не богат, не чиновен, да и по летам ему совсем не пара (Л.).

3) Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость (Т.).

4) Люди они были хоть и неимущие, но образованные (Т.).

5) День ее нерадостный и ненастный давно прошел (Т.).

6) Не пахарь, не столяр, не плотник, а первый на селе работник.

7) Желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.

Луна нетускла, небледна, незадумчива, не туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь (Гонч.).

9) Выражение этого взора было очень неопределенное, но не насмешливо (Л.).

10) Дни и ночи рыскал несильный, но неотвязный ветер (М. Г.).

11) Твой милый образ незабвенный, он предо мной везде, всегда недостижимый, неизменный, как ночью на небе звезда (Тютч.).

12) Теперь перед нами были не высокие неприступные горы, а небольшие холмы с неприметной, невзрачной растительностью.

13) Далекие и непонятные звезды тихо застыли в необъятной выси и, кажется, с завистью смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Не пишется

слитно

раздельно

1. Со всеми словами, которые не употребляются без не: неистов-ство, необходимый, нельзя, ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый (не входит в состав корня или является приставкой).

1. С глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покрашен, а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, не взирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями (кроме наречий на -о): не один, не под силу, не то... не то, не только, едва ли не, не сегодня, не по нашему, чуть ли не, вряд ли не. не всегда.

2. С существительными, прилагательными и наречиями на -о, когда с не образуется новое слово (его нередко можно заменить близким по смыслу словом, но без не): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).

2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь. Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.

3. С неопределёнными местоимениями, а так-же отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем занимать ся, некого послать.

3. С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.

4. С полными причастиями без зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга.

4. С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.

5. С прилагательными, причастиями и наречиями на -у если к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весь ма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: со всем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).

5. С прилагательными, причастиями, наречиями на -о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не лёгкое дело, отнюдь не весело.

6. С отрицательными наречиями: негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем.

6. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд; с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не жаль, не пора.

1. С краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные, написание не подчиняется тем же правилам, что и написание не с полными прилагательными: Капля невелика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала.

Очень часто написание не с краткими прилагательными зависит от смысла: 1) Он неумён (т. е. почти глуп), но: Он не умён (т. е. нельзя сказать, что он глуп, но и не отличается большим умом). 2) Он небогат (т. е. почти беден), но: Он не богат (он не имеет богатства, но и не является бедным, т. е. человек среднего достатка).

2. В некоторых глаголах и существительных бывает приставка недо- , обозначающая, что действие совершилось ниже положенной нормы: недоедать (есть меньше, чем требуется), недовыполнить (выполнить меньше, чем на 100%) и др.

3. Если прилагательные и наречия на связаны противительным союзом но , то частица не обычно пишется слитно; в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно, например: 1) Отец купил недорогой, но красивый костюм (т. е. и недорогой (дешёвый), и красивый костюм). 2) Ученик прочёл стихотворение негромко, но выразительно (т. е. и негромко (тихо), и выразительно). Ср.: Отец купил не дорогой, а дешёвый костюм (один признак исключает другой, противоположный). Ученик прочёл стихотворение не громко, а тихо.

363. Прочитайте, объясните слитное или раздельное написание не со словами различных частей речи.

1) Дни лета клонились к осени. Дышал ненастный ветер. (П.) 2) Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает из-под узкой и длинной тучки... (Т.) 3) Небольшой котёльчик висел над одним из огней: в нём варились «картошки». (Т.) 4) Я невольно полюбовался Павлушей. (Т.) 5) Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. (Т.) 6) Он [приказчик] ненавидел меня упрямо и всё более и более остро. (М. Г.) 7) И как недосмотрел? И как ты недослышал? (Гр.) 8) Тут явилась на валу Василиса Егоровна, с нею Маша, не хотевшая отстать от неё. (П.) 9) Дальше, пересекая дорогу, тянулись жёлтые, немигающие огни деревни. (Ф.) 10) Окончив свои работы, мы ложились тут же, у костра, и я, несмотря на несносных комаров, скоро засыпал самым крепким сном. (Прж.) 11) Сын поцеловал мать и, не смотря на неё, не оборачиваясь, вышел из комнаты. 12) Мы бредём по тем дорожкам, где не кошена трава. (Исак.) 13) В описаниях его [Рудина] недоставало красок. (Т.) 14) Этот шест не достаёт до дна колодца. 15) Мимо проходят несокрушимые, отсвечивающие голубым льдины. (С.-М.)

364. Спишите. Объясните (устно) слитное или раздельное написание не .

I. 1) Она была далеко (не)красавица. (Л.) 2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не)о чем говорить». (А. Н. Т.) 3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не)чем было дышать. (А. Н. Т.) 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда стояла (не)высоко над лесистыми холмами. (А. Н. Т.) 5) Без тени робости он (не)торопливой походкой вошёл в кабинет начальника. (Нов.-Пр.) 6) (Не)слыша ответа, Печорин сделал (не)сколько шагов к двери. (Л.) 7) Только Григорий Александрович, (не)смотря на дождь и усталость, (не)хотел воротиться. (Л.) 8) Обломов - (не)тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. (Добр.) 9) С Филофеем пришло двое его братьев, нисколько на него (не)похожих. (Т.) 10) Большов - вовсе (не)сильная натура. (Добр.) 11) Павел Петрович - человек очень (не)глупый. (Д. П.) 12) В (необыкновенной тишине зарождается рассвет. (Пауст.) 13) Это (не)настоящий, это сказочный лес. (Пришв.) 15) Матросы с трудом справлялись с (не)знакомыми для них механизмами. (Нов.-Пр.) 14) Мы поднимаем сеть и вместо дорогой сёмги вытаскиваем морскую свинку, совсем (не)нужную. (Пришв.) 15) Из экипажа «Светлана» (не)досчитали ста шестидесяти семи человек. (Нов.-Пр.) 16) Она (не)дослушала, отошла прочь. (Л.) 17) Это [Моргач] человек опытный, себе на уме, (не)злой и (не)добрый, а более расчётливый. (Т.)

II. 1) Вот луна: она (не)тускла, (не)бледна, (не)задумчива, (не)туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. (Гонч.) 2) Печорин был долго (не)здоров, исхудал, бедняжка. (Л.) 3) Анатоль был (не)находчив, (не)быстр и (не)красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не)изменяемой уверенности. (Л. Т.) 4) Я (не)богат, (не)чиновен, да и по летам ему совсем (не)пара. (Л.) 5) Выражение этого взора было очень (не)определённо, но (не)насмешливо. (Л.) 6) Она [княжна Мери] запела: голос её (не)дурён. (Л.) 7) Она [Татьяна] была (не)тороплива, (не)холодна, (не)говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех... (П.) 8) Эта жизнь (не)была Казмину (не)приятна... Ему даже нравилось после сурового однообразия деревни попасть в (не)ожиданные, столь (не)привычные условия. (Зайц.)

365. Спишите. Объясните слитное и раздельное написание не . Укажите возможные синонимы к существительным, прилагательным и наречиям, с которыми не пишется слитно.

1) С утра я чувствовал себя (не)хорошо, хотя ещё (не)мог ясно определить, в чём заключалось моё (нездоровье. (Купр.) 2) Мы вели между собой (не)торопливый разговор. (Пауст.) 3) Солнце было (не)мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. (Пауст.) 4) На глазах у неё выступили слёзы, (не)робкие, (не)горькие, а гордые, сердитые слёзы. (Ч.) 5) (Не)старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не)болыпой самоварчик. (Кор.) 6) (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не)красивым собой и ничем (не)замечательным. (Ч.) 7) Лицо у него было такое, как всегда, - (не)умное и (не)глупое. (Ч.) 8) За окном горел, никак (не)мог погаснуть (не)яркий свет. (Пауст.) 9) В характере его [Давыдова] появилась никогда ранее (не)свойственная раздражительность. (Шол.) 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не)деликатно сказанное слово волнуют меня. (Ч.) 11) Соловей уже (не)(по)вечернему, отрывисто и (не)решительно, а (по)ночному, (не)торопливо, спокойно заливался на весь сад. (Л. Т.) 12) Юные гимнастки выполнили обязательные упражнения далеко (не)безупречно. (Газ.) 13) Дождливые дни для меня очень (не)приятны. (М.-Мак.) 14) Изба была никуда (не)годна. (А. Н. Т.) 15) Хор у нас был (не)большой, но чудесный. (Ф. Ш.) 16) Давыдов шёл (не)спешным, но широким шагом. (Шол.) 17) Каждый колокольчик говорил (по)своему: расстояние уменьшало только силу, но (не)ясность звука. (Кор.) 18) Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл. (Ч.) 19) (На)право и (на)лево от беседки тянулись (не)ровные глинистые берега. (Ч.)

366. Спишите. Объясните правописание не с причастиями.

1) Вверху (не)погасшим костром тлели Стожары. (Шол.) 2) Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу. (Нов.-Пр.) 3) Воспоминания - это (не)пожелтевшие письма, (не)старость, (не)засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. (Пауст.) 4) Только (не)сжата полоска одна. (Н.) 5) В (не)видимую, завешенную ковром дверь кто-то постучал. (Пришв.) 6) Поднималось солнце. Ещё (не)видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей... (М. Г.) 7) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не)зависящее, - охоту. (М.-С.) 8) Телегин сложил (не)дочитанное письмо. (А. Н. Т.) 9) Мать с (непокрытой головой выбежала из сеней. (Шол.) 10) Солнце, яркое, но (не)греющее, холодно смотрело с высоты неба. (Стан.) 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не)обещающим ничего хорошего. (Н. О.) 12. Резкий крик вырвался у меня из ещё (не)окрепшего горла. (А. Г.) 13) Подхалюзин - человек сметливый и вовсе (не)привязанный к своему хозяину. (Добр.) 14) У него [Островского] на первом плане является всегда общая, (не)зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни. (Добр.) 16) Команда разошлась, (не)доумевающая и поражённая. (Стан.) 17) Дома давно (не)штукатурены, крыши (не)крашены... Двери дачи были (не)заперты. (Ч.)

367. Прочитайте. Какие слова, оканчивающиеся на -мый , являются прилагательными, какие - причастиями? Спишите, объясняя (устно) слитное или раздельное написание не .

1) Всё было полно грустного и сладостного, (необъяснимого весеннего очарования. (Купр.) 2) Он пел какую-то песню, мне (не)знакомую... (Т.) 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не)разделим и вечен. (П.) 4) Левин, (не)замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. (Л. Т.) 5) Все его поступки, большие и малые, (не)объяснимы. (В. Бр.) 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не)измеримая разница во всём. (Дост.) 7) Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. (Л. Т.) 8) Князь Андрей мог думать о другом, совершенно (не)зависимом от общих вопросов предмете - о своём полке. (Л. Т.) 9) Свечи, (не)зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. (Гонч.) 10) Райский, (не)шевелясь, смотрел, никем (не)замечаемый, на всю эту сцену. (Гонч.) 11) Источник знания (не)истощим. (Гонч.) 12) Сорока шёл наугад, руководясь ветром и какими-то (не)уловимыми для (непривычного человека приметами. (Сераф.) 13) Княгине холодно; в ту ночь мороз был (не)стерпим. (Н.) 14) Какая точность и определённость в каждом слове, как на месте и (незаменимо другим каждое слово! (Бел.) 15) Глубина чеховских произведений для вдумчивого, чуткого актёра (не)исчерпаема. (Станисл.) 16) Хозяин (не)спеша вытер руки. (Бун.)

368. Спишите. Объясните (устно) слитное и раздельное написание не .

1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (нетороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не)заурядный артист. (Купр.) 3) Иногда он [Авилов] представлял себя известным путешественником... Он открывал (не)изведанные ещё земли. (Купр.) 4) Странные, ему самому (не)ясные ощущения волновали его. (Т.) 5) Вихорь, (не)холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. (Т.) 6) Особенно хорош сад, (небольшой, но густой и приятно запутанный. (М. Г.) 7) Старая барская усадьба стояла на (не)высокой, но заметной горушке. (К. С.) 8) Райский считал себя (не)новейшим, то есть (не)молодым, но отнюдь (не)отсталым человеком. (Гонч.) 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не)похожая ни на дым, ни на пыль. (А. Н. Т.) 10) Хозяин... что(то) сердито кричал на (не)понятном языке. (Бун.)

369. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Какие типы речи сочетаются в данном тексте? Найдите в тексте многосоюзие. Какую роль оно играет в тексте? Укажите другие средства выразительности языка, использованные автором. Выпишите однокоренные слова к слову свет , указывая их часть речи. Разберите по составу выделенные слова.

Женька (не)спеша шёл по узкой дороге почти (не)оп..раясь на палку и (не)ощущая боли в ране..ой ноге.

(В)течени.. всего пути по об..им сторонам дороги ткнулись (не)высокие но густые кустарники а за ними ра..т..лалась серебр..ая от ин..я трава.

Ударил мороз..ц и подмороже..ая земля чуть похрустывала под ногами. Воздух насыще..ый влагой буд(то) повис в тума..ой мгле.

Но вот туман впереди пор..дел и как показалось Женьке приобрёл (нежно)розовый оттенок. (Не)ожида..о в гуще этого беспокойного воздуха открылся красный шар. Он постепе..о стал увелич..ва(?)ся набухать цветом и вдруг из (н..)чего родилось (не)что. Это встало солнце и осв..тило (по)новому всё вокруг и чёрный лес в..дневшийся (не)вдал..ке и скоше..ые поля и даже угрюмые следы прошедш..й..десь войны. Как буд(то) что(то) дрогнуло, в мире произошло какое(то) потрясение. Это свет победил туман.

Т..ж..лый воздух словно (не)желая уступать (не)годовал и ц..плялся за землю но солнце возникшее так внезапно уже (не)удержимо ше..твовало по белому свету. Осв..щё(н, нн)ые солнцем поля вдруг ярко забл..стели. (По В. Тендрякову)

Карточка 1. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Она была далеко (не) красавица. 2) Даша сказала твёрдо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». 3) Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было дышать. 4) Направо жёлтая, (не) мигающая звезда стояла (не) высоко над лесистыми холмами. 5) Без тени робости он (не) торопливой походкой вошёл в кабинет начальника. 6) (Не) слыша ответа, Печорин сделал (не) сколько шагов к двери. 7) Только Григорий Александрович, (не) смотря на дождь и усталость, (не) хотел воротиться. 8) Обломов (не) тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего­то ищущий в своей жизни, о чём­то думающий. 9) (Не) бурная, порывистая сила, а напротив, мягкая и какая­то поэтическая умеренность служат характеристическими чертами его таланта. 10) С Филофеем пришло двое его братьев, нисколько на него (не) похожих. _____________________________________________________________________________________________ Карточка 2. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Большов – вовсе (не) сильная натура. 2) Павел Петрович – человек очень (не) глупый. 3) В (не) обыкновенной тишине зарождается рассвет. 4) Это (не) настоящий, это сказочный лес. 5) Матросы с трудом справлялись с (не) знакомыми для них механизмами. 6) Мы поднимаем сеть и вместо дорогой сёмги вытаскиваем морскую свинку, совсем (не) нужную. 7) Из экипажа «Светлана» (не) досчитали ста шестидесяти семи человек. 8) Она (не) дослушала, отошла прочь. 9) Это человек опытный, себе на уме, (не) злой и (не) добрый, а более расчётливый. 10) Только (не) ожиданное выпадение снегов может принудить лететь дальше, (не) взирая на ветер и стужу. _____________________________________________________________________________________________ Карточка 3. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Вот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задумчива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. 2) Печорин был долго (не) здоров, исхудал, бедняжка. 3) Анатоль был (не) находчив, (не) быстр и (не) красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не) изменяемой уверенности. 4) Я (не) богат, (не) чиновен, да и оп летам ему совсем (не) пара. 5) Выражение этого взора было очень (не) определённо, но (не) насмешливо. 6) Она запела: голос её (не) дурён. 7) Она была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех … _____________________________________________________________________________________________ Карточка 4. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1)С утра я чувствовал себя (не) хорошо, хотя ещё (не) мог ясно определить, в чём заключалось моё (не) здоровье. 2) Мы вели между собой (не) торопливый разговор. 3) Солнце было (не) мутное, как вечером, а светлое, отдохнувшее за ночь. 4) На глазах у неё были слёзы, (не) робкие, (не) горькие, а гордые, сердитые слёзы. 5) (Не) старая ещё и довольно красивая женщина внесла (не) большой самоварчик. 6) (Не) знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не) красивым собой и ничем (не) замечательным. 7) Лицо у него было такое, как всегда, ­ (не) умное и (не) глупое. 8) За окном горел, никак (не) мог погаснуть (не) яркий свет.9) В характере его(Давыдова) появилась никогда ранее (не) свойственная раздражительность. 10) Всякая, даже малейшая, грубость, (не) деликатно сказанное слово волнует меня. 11) Соловей уже (не) (по) вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) торопливо, спокойно заливался на весь сад. _____________________________________________________________________________________________ Карточка 5. Перепишите. Объясните правописание НЕ с причастиями. 1) Вверху (не) погасшим костром тлели Стожары. 2) Все матросы, (не) занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу. 3) Воспоминания – это (не) пожелтевшие письма, (не) старость, (не) засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир. 4) Только (не) сжата полоска одна. 5) В (не) видимую, завешенную ковром дверь кто­то постучал. 6) Поднималось солнце. Ещё (не) видимое глазом, оно раскинуло по небу прозрачный вечер розовых лучей… 7) Занятие себе Савка выбрал особое, ни от кого (не) зависящее, ­ охоту. 8) Телегин сложил (не) дочитанное письмо. 9) Мать с (не) покрытой головой выбежала из сеней. 10) Солнце,

яркое, но (не) греющее, холодно смотрело с высоты неба. 11) Павел поднял голову, посмотрел на Сухарько взглядом, (не) обещающим ничего хорошего. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 6. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Всё было полно грустного и сладостного, (не) объяснимого весеннего очарования. 2) Культурный рост рабочего и крестьянина – факт (не) оспоримый. 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. 4) Левин, (не) замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. 8) Князь Андрей мог думать, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете – о своём полке. 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 7. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. 3) Иногда он представлял себя известным путешественником… Он открыл (не) изведанные ещё земли 4) Странные, ему самому (не) ясные ощущения волновали его. 5) Вихрь, (не) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. 7) Старая барская стояла на (не) высокой, но заметной горушке. 8) Райский считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 8. Перепишите. Объясните написание слов, в которых нужно было вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки. ­ О прошлом вспом..нать (не) (за) чем, ­ возр..зил Базаров, а что к..сается до буд..щего, то о нём то (же) (не) стоит голову ломать, (по) тому что я намерен (не) медленно ул..знуть. Дайте я вам перев..жу теперь ногу, рана ваша (не) опасная, я всё лучше ост..новить кровь. Павел Петрович ср..рался (не) глядеть на Базарова, пом..ри..ся с ним он всё (таки) (не) хотел: он стыдился своей заносчивости, совей (не) удачи, стыдился всего зате..ного им дела. Молчание длилось, тяжёлое и (не) ловкое. Обоим было (не) хорошо. Каждый из них созн..вал, что другой его пон..мает. Друзьям это сознание пр..ятно, и весьма (не) пр..ятно (не) другам. ­ (Не) туго (ли) я зав..зал вам ногу? – спросил, наконец, Базаров. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 9. Перепишите, расставляя знаки препинания. Я (н..)б..русь опис..вать сп..ктакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)передаё..ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутр..него чувства. (При) этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен.. и звуки и дек..рации и образы созд..ваемые артистами и самое настроение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творческой интуиц.. и артистическои чу..ств... _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 10. Перепишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте состав выделенных слов. Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащил туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием ра..тянулся на ней. Закрыть глаза ут..млённые солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..стегнуть шт..блеты ра..пустить пояс и пол..жить что (нибудь) под голову. Я увид..л что туземцыстали полукругом в некотором отд..лении от меня вероянто уд..вляясь и делая предпол..жения с том что будет дальше. _____________________________________________________________________________________________

КАРТОЧКА 11. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по частям речи. Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ярко отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубок.. пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч..кратно отр..жённого рябью моря гармонично сл..вались в непр..рывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило море тем что отр..жало его л..кующий свет. КАРТОЧКА 12. Перепишите, расставляя знаки препинания. Так р..суждая Селифан забрался наконец в самые отд..лённые отвлеч..ности. Если (бы) Чичиков пр..слушивался то узнал (бы) много подробностей относившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим предметом что один только сильный удар грома заставил его очну..ся и посмотреть вокруг себя всё небо было соверш..но обдож..но тучами и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Громовой удар раздался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал.. пр..нявши косое направление хлестал он а одну сторону кузова кибктки (по)том в другую (по)том изм..нивши образ нап..дения и сделавшись совершенно прямым барабанил прямо (в) верх кузова. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 13. Перепишите, расставляя знаки препинания. В п..лате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказывать что пишут (за) границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по) том ложась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера посн..комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможност.. . Иван Дмитрич лежал в такой (же) позе как вчера обхв..тив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно. Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во) первых я вам (не) друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во) вторых вы напрасно хлопоч..те не добьётесь от меня (н..) одного слова. Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед..вали так мирно но вдруг вы почему (то) обид..лист… Вероятно я выр..зился как (н..будь) (н..) ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убеждениями… Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..подн..маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ешё вчера понял зачем вы приходили. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 6. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Всё было полно грустного и сладостного, (не) объяснимого весеннего очарования. 2) Культурный рост рабочего и крестьянина – факт (не) оспоримый. 3) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа (не) разделим и вечен. 4) Левин, (не) замечаемый народом, продолжал лежать на копне, и смотреть, и слушать, и думать. 5) Все его поступки, большие и малые, (не) объяснимы. 6) Обе подруги были одних лет, но между ними была (не) измеримая разница во всём. 7) Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна. 8) Князь Андрей мог думать, совершенно (не) зависимом от общих вопросов предмете – о своём полке. 9) Свечи, (не) зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 7. Перепишите. Объясните слитное или раздельное написание НЕ. 1) Разговор Ефима Андреевича был важен, (не) тороплив и насыщен содержанием. 2) Я всё более убеждался, что это далеко (не) заурядный артист. 3) Иногда он представлял себя известным путешественником… Он открыл (не) изведанные ещё земли 4) Странные, ему самому (не) ясные ощущения волновали его. 5) Вихрь, (не) холодный, а тёплый, ударил по деревьям, по стенам, по улице. 6) Особенно хорош сад, (не) большой, но густой и приятно запутанный. 7) Старая барская стояла на (не) высокой, но заметной горушке. 8) Райский

считал себя (не) новейшим, то есть (не) молодым, но отнюдь (не) отсталым человеком. 9) За курганами на востоке лежала желтоватая мгла, (не) похожая ни на дым, ни на пыль. _____________________________________________________________________________________________ КАРТОЧКА 11. Перепишите, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по частям речи. Море см..ялось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ярко отр..жавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебр..ных улыбок. В глубок.. пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн взбегавших одна за другою на пологий берег песч..ной косы. Этот звук и блеск солнца тысяч..кратно отр..жённого рябью моря гармонично сл..вались в непр..рывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило море тем что отр..жало его л..кующий свет. _____________________________________________________________________________________________