ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К презентации «Методический семинар» Монгуш С.В.

учителя физики 1 категории МБОУ Сукпакской СОШ

Чулдум Сюзана Владимировна учитель физики, педагогический стаж 8 лет. В 2008 году окончила Тывинский государственный университет по специальности учитель физики и информатики.

Тема методического семинара: Достижение метапредметных результатов через использование ИКТ-технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Актуальность темы: Применение ИКТ на уроках физики является эффективным фактором для достижения метапредметных результатов.

В процессе обучения физики ведущую роль играют познавательная деятельность и соответствующие ей учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность способствующую эффективному поиску и выделению необходимой информации для объяснения физических явлений

Применение ИКТ на уроках физики позволяет сделать изучаемый предмет доступнее и понятнее: разнообразить стили, общения и обучения на уроке и ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению физики.

В 2009 году я пришла работать в школу и обратила внимание на то, что учащиеся мало заинтересованы изучением физики, поэтому решила провести анкетирование учащихся, результаты которого представлены на диаграмме:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…». Для этого необходимо обеспечить:

  • Высокую мотивацию
  • Прочность знаний
  • Творчество и фантазию
  • Коммуникабельность
  • Активную жизненную позицию
  • Ценность индивидуальности
  • Свободу самовыражения
  • Акцент на деятельность
  • Взаимоуважение

Мой педагогический опыт основывается на:

  • изучении различных педагогических концепций, в особенности в рамках системно-деятельностного подхода (работы А.,Н Выготского, Д.Б. Леонтьева, П.Я. Эльконина, и др.);
  • внедрение ФГОС и необходимость формирования метапредметных результатов и ИКТ-компетенции;
  • участие в мероприятиях программы Intel «Обучение для будущего».

Во время педагогической деятельности я выявила следующие противоречия:

  1. Ограниченность образовательной среды школы для организации учебно-познавательной деятельности;
  2. Противоречие между содержанием программы предмета «физика» и новейшими достижениями и открытиями науки и техники;
  3. Несформированнность компетентностей ученика в значимых сферах профессионального образования и жезнедеятельности;
  4. Все более возрастающие потребности общества и государства в гражданах, способных к непрерывному образованию на основе сформированных УУД.

В ФГОС второго поколения учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ-технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет".

На сегодняшний день расширение возможностей образовательной среды для достижения метапредметных результатов средствами ИКТ-технологий возможно по следующим направлениям:

1. построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.

2. осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3. организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. М ногие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4. обработка результатов эксперимента.

5. разработка методических программных средств.

6. использование ресурсов интернет.

7. коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

Цель педагогической деятельности: Развитие метапредметных компетенций обучающихся, средствами ИКТ-технологии в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Использовать ИКТ-технологии для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающие развитие метапредметных УУД при обучении физике;
  • Создавать условия для· повышения интереса учащихся к физике, вовлекая обучающихся в активную творческую, проектную и исследовательскую деятельность;
  • Оценить эффективность использования ИКТ-технологий для достижения метапредметных результатов обучающихся.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании метапредметных компетенций обучающихся посредством широкого использования в учебном процессе ИКТ-технологий: сети интернета, компьютера, обучающих программ по физике, виртуальных лабораторных работ, электронных учебников, презентаций, ЭОРов и ЦОРов.

Я осуществляю работу по всем направлениям в организации уроков, контроля, организации внеклассной и внеурочной деятельности.

Используемые технологии:

Название используемой технологии

Уровень использования

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат

Информационно- коммуникативные

На уровне целостной системы

повышение мотивации учащихся;

новый уровень восприятия учебного материала;

достижение дифференциации обучения учащихся;

развитие информационной компетенции

развитие самостоятельных
умений и навыков учащихся;

Повышение интереса к изучаемому предмету;

развитие компетенций;

повышается уровень компьютерных знаний

Здоровьесберегающие

На уровне целостной системы

Повышение эффективности урока

Улучшение качества знаний

Проектного обучения

Использование дополнительной литературы; Проведение эксперимента

Глубокое понимание темы; повышение интереса к предмету

Игровые технологии

На уровне отдельных компонентов системы

привитие интереса к предмету

Умение работать в коллективе; повышение интереса к предмету

Диапазон опыта и степень его новизны:

Диапазон личного вклада – единая система « урок – внеклассная работа».

Во время изучения нового материала использую как готовые уроки, так и графики, схемы, модели явлений, презентации.

Предлагаю учащимся исследовательские и проблемные задания. В ходе выполнения задания учащиеся планируют и проводят компьютерный эксперимент, который позволяет выявить зависимость или установить факт. Такие задания наиболее эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, активизируя свою познавательную деятельность.

Для демонстрации сложных и опасных экспериментов, обработки результатов, отображения результатов эксперимента (броуновское движение, опыт Резерфорда).

При решении задач. Использую готовые задачи с решениями, задачи с подсказками.

При проведении лабораторных работ использую готовые модели.

Для контроля и оценки знаний и умений учащихся использую тесты (программа My Test).

При проведении внеклассных мероприятий и элективных занятий.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе за период с 2013 по 2015 учебный годы, был равен 100%. Качество знаний имеет положительную динамику.

2011

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

2 место

2011

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Айыжы Ангырак

Сарыглар Анатолий

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Самыя Айрат

1 место

3 место

2012

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Ондар Валерия

1 место

1 место

Участник

2013

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2014

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Айгуль

1 место

1 место

Участие

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Донгак Тагир

1 место

2 место

2014

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

1 место

3 место

2014

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Дудуй-оол Диана

1 место

1 место

участник

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Бичелдей Айыжы

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Тюлюш Эрес

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Сат Владимир

Призер

2016

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

Муниципальный этап

Региональный этап

Монгуш Кара-Кат

Призер

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках физики и во внеурочное время, можно сделать вывод :

ИКТ-технологии - расширяют возможности образовательной среды;

Ускоряют процесс обучения;

Формируют метапредметные УУД;

Повышают интерес обучающихся к предмету;

Улучшают качество усвоения материала;

Позволяют индивидуализировать процесс обучения;

Дают возможность избежать субъективности оценки.

В целях повышения педагогической компетенции и распространения опыта я создала сайт , активно работаю с сайтами для педагогов, например, http://www.proshkolu.ru/user/Suzan/ , http://www.fizika.ru/. Также выбрана тема самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности учителя физики» и разработан план работы.

Обобщение и распространение опыта

п/п

Дата

Мероприятие

Форма

30.08.2013

Использование Интернет и ФГОС ООО на уроках физики

Выступление

на августовском совещании учителей

22.01.2014

«Развитие фундаментальный ИКТ-компетенций на основе интегорационных связей информатики и физики»

Выездной семинар по обмену опытом на базе Чербинской СОШ

На курсах профессиональной переподготовки по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии»

ГАОУ ДПО Тувинский институт развития образования и повышения квалификации

Литература:

  1. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. «Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии». - Газета «Физика» №20, 1999. - с 3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2015.
  3. Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.
  4. Кавтрев А. Ф. «Компьютерные программы по физике в средней школе». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 1, с. 42-47, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1998.
  5. Кавтрев А. Ф. «Лабораторные работы к компьютерному курсу «Открытая физика». Равномерное движение. Моделирование неупругих соударений». Газета «Физика», № 20, с. 5–8, 2001.
  6. Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон", Москва, 2000.
  7. Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете, ИЯШ № 6 с. 36
  8. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000

Интернет-ресурс http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00281285_0.html

Интернет-ресурс


СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего образования». г Суджа Новикова Людмила Викторовна Учитель физики










Операции Результат Действие Структура деятельности Мотив 1 Потребности Цель и задача Рефлексия 6














Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода


Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверкой й по эталону. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта 7


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Формулирование темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучащиеся осуществляют учебные дейст-вия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует ОтличияОтличия


Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет, что запомнили обучающиеся Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей ОтличияОтличия


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает обучающихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого обучающегося, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».


Ресурсы: 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М. ВИТА-ПРЕСС, Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе



31 октября-1 ноября в школе №5 проходил семинар учителей физики г.Сергача и Сергачского района " Актуальные проблемы преподавания физики в условиях ФГОС второго поколения.

В разработке стандарта принимали участие профессора из ФИАН, МГУ, ЛГУ, МПГУ, опытные учителя, сотрудники РАН и РАО. Главное, на что обращали внимание разработчики нового стандарта, – это комплексный подход и взаимосвязь основных дидактических единиц между собой. Физика, как химия или биология, – предмет очень цельный, имеющий некий фундамент, основу, которую разрушать нельзя. И эту основу удалось сохранить. Сегодня выбран путь сокращения числа часов на изучение предметов естественно-научного цикла. Физики это коснулось в меньшей степени, чем других предметов (например, биологии и географии в средней школе оставлен только час в неделю, физике – два часа), но все же коснулось. В новом стандарте изучение любого физического явления должно проходить следующие этапы: наблюдение и описание явления; измерение физических величин; самостоятельное проведение простых опытов и экспериментов для выявления основных свойств явления; практическое применение физических знаний; объяснение принципа действия физического прибора. И изучение тепловых явлений опирается на эти же блоки, и изучение электромагнитного поля – на них же. Это и есть деятельностный подход – наблюдение, описание, измерение физических явлений. Новизна здесь еще и в том, что важная цель стандартов по физике заключается в овладении учащимися научными методами изучения природы.

Этого раньше не было. Ведь теперь обучение организуется так, чтобы дети учились проводить исследования самостоятельно, а не просто знакомились с чужими результатами. Есть известная библейская мудрость: “Лучше научить человека рыбачить, чем каждый раз приносить ему рыбу”. Учащиеся должны сами убедиться в правильности законов, когда-то открытых учеными. Могут ли они это сделать? Могут. Потому что современные школьные приборы для изучения физики, какими бы плохими они ни были, все равно гораздо лучше, чем те, которыми пользовались, например, Ньютон или Фарадей. Дети сами могут проводить измерения, ставить опыты и самостоятельно открывать для себя те же законы. Конечно, хотелось бы, чтобы стандарт отражал основные элементы знания, не разрушал физического образования, которым мы по праву гордимся. В то же время стандарт должен носить деятельностный характер, быть личностно-ориентированным, направленным на освоение методов научного познания. Изложенные в нем требования к изучаемому материалу должны быть максимально приближены к практике, к повседневной жизни и одновременно должны формировать у учащихся целостную картину мира. С другой стороны, у нас постоянно говорится о том, что дети в школах перегружены и с трудом усваивают новый материал. Суть решения проблемы перегрузки заключается в том, чтобы материал в стандарте разделить на две части – на обязательный, входящий в основной костяк и включенный в требования к уровню подготовки выпускников, и материал, подлежащий изучению, но в эти требования не включенный. Последний в стандартах выделен курсивом. Конечно, этим темам будет уделено меньше внимания, но ведь их и не нужно проходить подробно. Не нужно, например, подробно изучать устройство генератора, хотя в общих чертах рассказать о нем стоит (например, повесить таблицу, рассказать про основные узлы генератора). Главное, чтобы школьники усвоили, что принцип действия генератора – закон электромагнитной индукции. Именно это и будут спрашивать при итоговой аттестации.


Стандарт определяет границы обучения в таких пределах, чтобы у детей не возникало перегрузок, но учатся дети по учебникам, а не по стандартам. Если автор какого-то учебника увеличивает объем материала в несколько раз по сравнению со стандартами, то перегрузка неизбежна. Оказалось, что в учебниках количество понятий почти в три раза превышает их число, рекомендованное в стандарте. Конечно же учебник по объему должен превышать стандарт, ориентироваться на дальнейшее развитие, приводить больше примеров – но ведь в разумных пределах! Но пока авторы учебников не учитывают установленные в стандартах ограничения на число вводимых понятий и пишут то, что им заблагорассудится. На мой взгляд, стандарты должны определять не только нижнюю границу (минимум знаний), но и верхнюю. Имеет смысл ограничивать объем дополнительного материала хотя бы в пределах 30% от обязательного минимума, и отмечать те задания, которые выходят за рамки требований к уровню подготовки выпускников, чтобы избежать перегрузки учащихся. Как быть учителю? Пользоваться старыми учебниками, пока новые разрабатываются и проходят экспериментальную проверку с учетом требований нового стандарта.
– Обучение в базовых и профильных классах преследует разные цели. Если в базовых классах упор делается на изучение физики как элемента общей культуры, на формирование физической картины мира, то в профильных классах предлагается углубленный курс, рассчитанный на продолжение образования по физико-техническим специальностям. Это уже совсем другой уровень и другое количество часов. Понятия, в базовом стандарте отмеченные как дополнительные, в профильных классах являются обязательными.
Для классов с углубленным изучением физики (6 часов и больше в неделю) стандарты разрабатываться не будут. В Министерстве образования утверждается программа, по которой создаются учебники и учебно-методическое обеспечение.
Отдельная ситуация сложилась с гуманитарными классами. В этих классах изучение физики, химии и биологии не предусмотрено вообще. Зато введена образовательная область “Естествознание”, синтезирующая в себе знания по физике, химии и биологии. Нами разработан стандарт по естествознанию. Цель этого курса – систематизация и обобщение знаний учащихся по этим предметам, объединение их в целостную картину мира. Но есть определенные сложности его внедрения: нет соответствующих кадров, учебников. Мало учителей, которые бы знали все три предмета в совокупности на должном уровне. Не разработана пока тематика курсов повышения квалификации в ИПК и в педагогических вузах. Поэтому скорее всего пока вместо естествознания физика, химия и биология будут преподаваться по отдельности (по часу в неделю на каждый предмет или по 2 часа, если будет возможность добавить часы из школьного компонента).

«Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

11 ноября 2015 года на базе МОУ СОШ № 7 с.Стародубского состоялся семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Формирование ключевых компетенций при обучении физике в урочной и внеурочной деятельности», в котором приняли участие 19 человек из 19 учреждений района.

Цели семинара: систематизировать знания слушателей о федеральном государственном образовательном стандарте, современном уроке в свете внедрения ФГОС второго поколения;

организовать обмен опытом работы учителей по проблеме семинара;

сформировать мотивационную готовность участников к педагогической деятельности по реализации стандарта.

Задачи семинара:

сформировать мотивационную готовность слушателей к педагогической деятельности в ситуации изменившихся подходов к формированию нового содержания образования обучающихся, современных требований к образовательным результатам в условиях реализации системно-деятельностной парадигмы образования.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Для того чтобы уровень современного урока был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? На все эти вопросы попыталась ответить Копылова Е.Г., учитель физики МОУ СОШ №7 с.Стародубского, которая в рамках семинара дала урок физики в 10 классе по теме «Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства».

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Тема мастер-класса учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Повышение познавательной активности учащихся через внеурочную деятельность». Татьяна Викторовна своим выступлением подчеркнула, что если учитель не владеет, достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. А, следовательно, активизировать познавательную активность учащихся в предметной области «Физика». Учителя-предметники на данном этапе семинара выступили в роли разработчиков исследовательского проекта по теме «Шумовое загрязнение».

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Создание условий для личностного роста ученика», на котором выступила Кудренко Н.В., директор МОУ СОШ № 7 с.Стародубского.

Одним из условий личностного роста ученика является рост педагогического мастерства самих учителей. А это значит, что современный учитель физики должен владеть новым видом методической продукции - технологической картой урока.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Результатом круглого стола стало создание технологической карты урока по физике по теме «Проводник» (7 класс).

Штраух Г.И., зам.директора по УВР МОУ СОШ №7 с.Стародубского, провела практическое занятие с педагогами по теме «Интерактивные плакаты как структурный элемент преподавания физики».

Интерактивный плакат - электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. По сравнению с обычными полиграфическими плакатами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

Галина Ивановна познакомила с технологией создания мультимедийных интерактивных учебных материалов - Web 2.0 LearningApps.org. С помощью данного мультимедийного приложения учителя физики создали интерактивный плакат, который в оригинальной и красочной форме отразил ожидания и впечатления участников от прошедшего семинара.



27.11.2014

Районный семинар для учителей физики

«Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому»

26 ноября 2014 года на базе МОУ СОШ № 12 п.Терек был проведён научно-практический семинар для учителей физики общеобразовательных организаций Будённовского района по теме «Инновационная деятельность педагога в условиях внедрения и реализации ФГОС» или «ФГОС: как обучать по-новому», в котором приняли участие 17 человек из 16 учреждений района.

Каждый участник семинара посетил урок физики в 7 классе по теме «Сила» (Гетманова И.Н., учитель физики МОУ СОШ №12 п.Терек), который позволил ответить на вопрос: как на сегодняшний день педагогам, включившимся в работу по ФГОС, правильно организовать образовательный процесс по новой форме.

В ходе семинара учителя физики стали активными участниками круглого стола «Из опыта работы», на котором выступила Филипенко Д.А., педагог-психолог МОУ СОШ № 12 п.Терек, с темой «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС», целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельности. Важной задачей психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.

Тема выступления учителя физики МОУ СОШ №8 п.Катасон Кудрявцевой Т.В. «Новые подходы к профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС ООО» позволила раскрыть такие понятия, как профессиональная компетентность педагога, требования, которые предъявляют к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время.

Учителя физики побывали в интерактивном музее «Инновационная деятельность на уроках физики», организованном Копыловой Е.Г., учителем МОУ СОШ №7 с.Стародубского, где были рассмотрены формы и методы использования интерактивной доски и флеш-презентаций на уроках.

Полунова И.И., учитель МОУ СОШ №1 с.Покойного, познакомила с особенностями современного урока в аспекте содержания ФГОС. Квик-настройка, проведенная Гетмановой И.Н., позволила педагогам настроиться на оптимистичный рабочий лад, психолог Д.А. Филипенко провела анкетирование с целью выявления слабых и сильных сторон при проведении и организации семинара.

Педагоги отметили высокий научно-методический уровень организации и проведения семинара, огромное значение его в совершенствовании профессионального уровня, повышении квалификации, распространении передового педагогического опыта. 27 марта 2013 года прошли очередные заседания районный методических объединений, приоритетными направлениями в работе которых стали:

  • - использование новых цифровых технологий в рамках внедрения ФГОС;
  • - применение интерактивных средств на уроках с целью повышения мотивации и эффективности учебного процесса;
  • - развитие творческих способностей воспитанников;
  • - использование системно-деятельностного подхода с внедрением ресурсного и учебно-лабораторного оборудования для роста результативности и успешности учащихся.

Творческий подход руководителя районного методического объединения учителей физики к своей деятельности позволил провести обучающий семинар-практикум «Мастерская по обмену опытом работы по использованию интерактивных средств обучения» на базе МОУ СОШ № 2 г. Будённовска, директор Припадчева Т.И., руководитель м/о Купаева Г.В.

Программа семинара




    Другой - что «Солнце все с собою планеты водит»;

    Потом задать вопросы:

    1. Чему посвящен спор?
    2. Чью точку зрения разделяет автор?

    Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолимею и по Копернику.

Просмотр содержимого документа

Августовские совещания секция: « Физики»

Тема: «Творческие межпредметные конференции, семинары»

Подготовила: Трубичкина Л.С., учитель физики Кайрактынской СОШ.

Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и

сложная задача, значение которой

особенно возрастает в плане

требования комплексного подхода

в обучении и воспитании школьников.

Обучение физике будет более успешным, если школьники почувствуют необходимость учебных знаний, с интересом воспримут изучаемые явления и законы, если ощутят себя участниками процесса познания и используют апостериорный подход. Все это облегчается при учете знаний, полученных на занятиях по другим учебным дисциплинам.

Науки дифференцированы, но ученых в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Многие крупнейшие достижения человеческого разума последнего времени обусловлены переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области науки в другую. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При использовании исключается формализм при изучении материала.

Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, более глубокого понимания материала.

Учащиеся с удовольствием обосновывают физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.п.

Можно предложить ряд межпредметных вставок в уроки по некоторым вопросам:

    9 класс: «Относительность движения» - можно предложить заслушать отрывок из стихотворения М.В.Ломоносова, ранее изучавшемся на уроках литературы:

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»,

Другой – что «Солнце все с собою планеты водит»;

Один Коперник был, другой был Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомнении рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг вокруг жаркого?»

Потом задать вопросы:

    Чему посвящен спор?

    Как вы представляете себе движение Солнца, Земли, планет?

    Почему учение Коперника было запрещено церковью?

Выслушав и обсудив ответы, можно плавно перейти к объяснению схем мироздания по Птолемею и по Копернику.

    Перед изучением графической интерпретации равномерного прямолинейного движения (9 и 10 класс) можно предложить ученикам записать уравнение y=2+4x и вспомнить из курса алгебры следующее:

    Какую зависимость представляет данное уравнение?

    Как линейная зависимость y = f(x) выглядит графически?

После этого можно попросить сравнить «математическое» уравнение y=2+4x и «физическое» x=x+vt, выражающее закономерность изменения координаты при равномерном движении. Вспомнив алгебру ученики сами приходят к выводу, что выражение: x=x+vt – линейная функция, что время t служит аргументом, а х (координата) – функцией.

а) х=0; б) х0; в) хv

А затем строят графики и характеризуют каждую разновидность движения.

    При изучении простых механизмов и машин показываю таблицу по истории с египетскими пирамидами и предлагаю ученикам рассказать об их строительстве. Напоминаю также о метательных машинах, использованных при отпоре татар в 1238 году у города Козельска, что в Калужской области, показываю иллюстрации. Учащиеся называют используемые приспособления, собирают их модели из имеющихся деталей, приводят в действие и поясняют принцип работы. Рассмотренный пример – из блока связи «физика – история».

Аналогичные примеры можно рассмотреть в связи:

Физика

География химия биология русский язык

Основы безопасности жизнедеятельности

Я предложила лишь несколько « линий», то есть направления, межлредметных связей. Хотелось подчеркнуть что таких «линий» много и все они могут быть раскрыты, эта работа важна, и поэтому заслуживает внимания педагога.

Литература.

    В.М.Дуков «Исторические образы в курсе физики средней школы»

    Н.В.Малахов « Меж предметные связи в формировании картографических знаний »

Просмотр содержимого презентации
«семинар учителей физики выступление Творческие межпредметные связи Трубичкина Л.С.»


Творческие межпредметные конференции, семинары

Установление межпредметных связей в учебном процессе – важная и сложная задача, значение которой особенно возрастает в плане требования комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Учитель физики

МБОУ « Кайрактынская СОШ»

Трубичкина Л.С.

выступление на семинаре

учителей физики

Августовская конференция


«Веер» межпредметных связей на уроках физики.

Науки дифференцированы, но учёных в их служении истине объединяют общие принципы познания природы. Поэтому в учебном процессе и важна роль межпредметных связей. При их использовании исключается формализм при изучении материала.


  • Литература
  • Биология
  • География
  • История
  • Математика

Основы безопасности жизнедеятельности

  • Технология

Народная мудрость

«Как ни тяжела ноша: восхождение всегда легче спуска.»


Физика и литература

  • Спор Птолемея и Коперника

(М.В.Ломоносов)

  • «Ревезор» Н.В.Гоголь (кто сказал:

Физика и алгебра

движение

Линейная

линейное

движение

переменное

движение


  • Простые механизмы и машины
  • Строение атома
  • Ядерное оружие
  • Изобретение радио
  • Баллистика
  • Аэродинамика и гидродинамика

  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Обеспечение учащихся необходимыми знаниями
  • Организацию дискуссий по проблеме
  • Организацию занятий и наблюдений
  • Обучение школьников тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения, а также интерпретировать результаты
  • Сбор информации о характере деятельности групп.
  • Постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них
  • Выдвижение гипотез
  • Использование информации для построения доказательства гипотезы
  • Генерирование новых идей
  • Конструирования и изготовления приборов для наблюдений
  • Сбора, классификации обработки получаемых данных
  • Анализ данных и формулирования выводов.

Закончить презентацию хочется словами восточного мудреца

  • «Я могу привести верблюда к водопою, но не могу заставить его пить»