Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

Гласные и согласные звуки

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук — [лук] и лючок — [л’ук].

б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш’], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш’] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека — [ш’ика], чаща — [чаш’а], ванна — [вана], касса — [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д’], [з], [з’] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т’], [с], [с’] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л’], [м], |м’], [н], [н’], [р], [р’] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х’].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н’], тоже смягчается, и мы получаем звук [з’]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз’н’]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка — ло[т]ка, притча — ска[с]ка, воз — во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з’]ба, просьба — про[з’]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность — [пол’за], лось — [лос’] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья — лис[т’йа], бе-лье — бе[л’йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л’эс], мёд — [м’от], лил — [л’ил], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик — [в’ин’т’ик], слива — [с’л’ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, предоставляют — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м’эх], нёс — [н’ос], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш’] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш’] — всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле — зем-л
    з[з’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, жесткий, гулкий
    л[л’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ———-
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-н -ют
    ч[ч] — согласный, мягенький, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, жесткий, гулкий
    н[н’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягенький, гулкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, жесткий, глухой.
    ————
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
    • Какие звуки сонорные в российском языке?

      Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел. Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи. Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются...

    Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

    Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

    Каждому звуку присущи следующие характеристики:

    • акустическая;
    • артикуляционная;
    • функциональная (смысловая).

    Акустическая характеристика

    Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

    Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

    С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

    С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

    Понятие артикуляции

    Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

    Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

    Характеристика гласных

    Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

    Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

    Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

    Характеристика согласных

    При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

    По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

    При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

    По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

    Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

    Характеристика сонорных звуков

    Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

    Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

    Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

    Ротовые и носовые сонорные звуки

    В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

    В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

    Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

    Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел.

    Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

    Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Не считая того, в современном российском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый символ), ь (мягенький символ).

    Гласные и согласные звуки

    Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать строчные буквы и ставить знаки препинания. См. тщательно: Правила российской транскрипции в школе.

    Все звуки российского языка делятся на гласные и согласные.

    1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В российском языке их 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

    2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума либо только шума.

    а) Согласные звуки делятся на твердые и мягенькие . Большая часть жестких и мягеньких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). К примеру, лук — [лук] и лючок — [л’ук].

    б) У неких согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары однако твердости-мягкости, другими словами в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягенькие согласные [ш’], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягенькие).

    Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в неких учебниках она обозначается;
  • звук [ш’] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает двойной (длинный) звук . К примеру, щека — [ш’ика], чаща — [чаш’а], ванна — [вана], касса — [каса]. В неких учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.
  • в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, именуются гулкими (к примеру, [д], [д’], [з], [з’] и др.); в том случае в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки именуются глухими согласными (к примеру, [т], [т’], [с], [с’] и др.). Большая часть гулких и глухих согласных в российском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

    г) Звуки [й], [л], [л’], [м], |м’], [н], [н’], [р], [р’] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, как следует, они являются непарными гулкими (непарные гулкие согласные еще именуются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И напротив, глухие согласные, не образующие пары со гулкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х’].

    3. В потоке речи звучание 1-го звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление именуется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягеньким [н’], тоже смягчается, и мы получаем звук [з’]. Следовательно, произношение слова жизнь записывается так: [жыз’н’]. Сближение звучания может быть также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, гулкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Как следует, происходит оглушение согласных. К примеру, лодка — ло[т]ка, притча — ска[с]ка, воз — во[с]. Может быть и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся гулкими, другими словами озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з’]ба, просьба — про[з’]ба.

    Обозначение мягкости согласных на письме

    В российском языке мягкость согласных обозначается следую-щими методами:

    1. С помощью буквы ь (мягенький символ) в конце слова и в середине меж согласными: полезность — [пол’за], лось — [лос’] и др.

    Примечание. Мягенький символ не обозначает мягкости со-гласных в последующих случаях:

    а) в том случае служит для разделения согласных, 2-ой из которых й (йот): листья — лис[т’йа], бе-лье — бе[л’йо];

    б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — ножик (2 скл., м.р.);

    в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), посодействовать (неопределенная форма глаго-ла), также наречий: галопом, навзничь.

    2. Средством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предыдущего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л’эс], мёд — [м’от], лил — [л’ил], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    3. При помощи следующих мягеньких согласных: винтик — [в’ин’т’ик], слива — [с’л’ива].

    Звуковое значение букв е, ё, ю, я

    1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в последующих случаях:

  • сначала слова: к примеру, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, предоставляют — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
  • Не считая того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

    2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м’эх], нёс — [н’ос], лючок — [л’ук], мял — [м’ал].

    Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — гулкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш’] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш’] — всегда мягенькие.
  • Фонетический разбор слова

    Фонетический разбор слова — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова подразумевает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: к примеру, земля1 .

    При проведении фонетического разбора слова нужно непременно произносить слово вслух. Нельзя автоматом переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Необходимо держать в голове, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

    Время от времени нужно сделать фонетическую запись целого предложения либо текста . См. об этом подробнее: Эталоны транскрипции предложения.

    Порядок фонетического разбора слова (по школьной традиции):

    1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

    2. Поставьте ударение в слове.

    3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

    4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его свойства, разделяя их запятыми):

  • свойства гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный либо без-ударный;
  • свойства согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый либо мягенький, гулкий либо глухой. Есть возможность ещё указать парный либо непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.
  • 5. Укажите количество звуков и букв.

    Эталоны фонетического разбора слова (базисный уровень)

    Земле — зем-л
    з[з’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[и] — гласный, безударный
    м[м] — согласный, жесткий, гулкий
    л[л’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ———-
    5 букв, 5 звуков

    Чернеют — чер-н -ют
    ч[ч] — согласный, мягенький, глухой
    е[и] — гласный, безударный
    р[р] — согласный, жесткий, гулкий
    н[н’] — согласный, мягенький, гулкий
    е[э] — гласный, ударный
    ю[й] — согласный, мягенький, гулкий
    [у] — гласный, безударный
    т[т] — согласный, жесткий, глухой.
    ————
    7 букв, 8 звуков

    См. тщательно: Правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих российский язык школьников.

    Дополнительно:

  • Каковы правила российской транскрипции в школе?
  • Где отыскать эталоны транскрипции российских слов?
  • Где отыскать эталоны транскрипции предложения?
  • Какие знаки употребляют в российской транскрипции?
  • Как записать гласные звуки в российской транскрипции?
  • Как записать согласные звуки в российской транскрипции?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для углублённо изучающих язык школьников?
  • Где отыскать знаки российской транскрипции для высшей школы?
    • Что такое сонорные звуки?

      Фонетика — это раздел науки о языке, в каком изучаются звуки и их чередования, также ударе-ние, интонация, слогораздел. Графика — это раздел науки о языке, в каком изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи. Современный российский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых созданы для обозначения гласных звуков и со-ответственно именуются...

    В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

    В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

    б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
    к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
    т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

    Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

    В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

    Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

    Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

    Согласные звуки делятся на:

    • звонкие и глухие,
    • твёрдые и мягкие,
    • парные и непарные.

    Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Твердые и мягкие согласные звуки

    Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

    Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

    • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
    • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

    В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


    Глухие и звонкие согласные звуки

    Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

    Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

    Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

    Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

    • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

    Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

    В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

    Сонорные согласные

    Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

    Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

    Шумные согласные звуки

    Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки

    Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


    Свистящие согласные звуки


    Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

    При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

    При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

    Наша речь и речь окружающих нас людей состоит из слов, различающихся по смыслу. Слова, в свою очередь, состоят из звуков, которые мы произносим в процессе речи. Однако слова можно не только произносить, но и записывать, печатать. В тот момент, когда мы хотим зафиксировать произнесенное нами слово, мы обращаемся к буквам. Буквы – это условные знаки, которыми изображаются звуки речи. Непосредственным изучением звуков речи занимается фонетика.

    Фонетическая система современного русского языка отличается многообразием звуков. Она представлена двумя большими группами гласных и согласных звуков, каждая из которых имеет ряд особенностей. Принципиальным отличием данных групп является то, что гласные звуки образуются только с помощью голоса, то есть при их произношении воздух свободно проходит через полость рта, не встречая на своем пути никаких преград. В свою очередь, при образовании согласных звуков воздух, проходя через полость рта, наоборот, встречает какие-либо препятствия. Если гласных звуков в русском языке всего шесть ([а], [о], [ы], [и], [э], [у]), то состав согласных выглядит достаточно внушительно. Их в русском языке насчитывается тридцать шесть. В связи с большим количеством согласных звуков их принято разделять на две группы: шумные и сонорные. В образовании первой группы звуков участвует голос и шум, или только шум. Они делятся на звонкие, состоящие из голоса и шума ([б], [в], [г], [д], [ж], [з]), и глухие, образуемые только с помощью шума ([п], [ф], [к], [т], [ш], [щ], [с], [х], [чʼ]). Особую группы звуков в русском языке представляют сонорные согласные ([м], [н], [л], [р], [йʼ]). В лингвистике их также называют сонантами.

    Чтобы понять природу образования сонорных звуков, достаточно обратиться к самому термину. Так термин «сонорный» происходит от латинского слова «sonorus», что в переводе означает «звучный». Именно данное толкование, как нельзя лучше, указывает на природу образования подобных звуков, так как при их произношении ведущая роль отводится голосу, а не шуму. Главное отличие сонорных звуков заключается в том, что они не подвержены позиционным изменениям, то есть им не свойственно оглушение в середине слова и на его конце. В связи с этим сонорные согласные звуки не имеют пары по глухости, являясь всегда звонкими.

    Конечно, при образовании сонорных звуков шум тоже присутствует. Однако он настолько минимален, что многие лингвисты утверждают о близости сонорных звуков к гласным. Этот шум возникает в результате того, что воздушный поток, создающийся в процессе речи, встречает какую-либо преграду, которую на пути потока воздуха создают различные органы артикуляции. Все сонорные по способу образования бывают щелевыми ([йʼ]), дрожащими ([р]) и смычно-щелевыми (смычно-проходными), которые в русском языке представлены носовыми звуками [м] и [н] и боковым сонорным [л]. Так при произношении звуков [м], [н] органы артикуляции смыкаются, а воздух, минуя смычку, проходит через носовую полость, либо по бокам языка, что характерно для образования звука [л]. Таким образом, при произношении смычно-щелевых (смычно-проходных) сонорных согласных смычка и щель присутствуют одновременно. При образовании щелевого [йʼ] во время сближения органов произношения воздух в процессе речи с шумом проходит через узкую щель. Что же касается дрожащего сонорного звука [р], то он создается в результате того, что в процессе речи язык образует подвижную преграду, то есть дрожит (вибрирует) по отношению к переднему небу. В связи с эти данный звук еще называют вибрантом.

    В разговорной и поэтической речи, а также в диалектах русского языка сонорные согласные, обладающие звучностью, могут являться слогообразующими. Слоговыми они становятся чаще всего в определенных позициях слова, например, в начале слова перед шумным согласным [рта′], [лба′]. Однако эта особенность является позиционно обусловленной, неустойчивой и ненормативной. Общепринятым является и то, что сонорные звуки в русском языке все же не способны к формированию слога. Они не способны нести на себе словесное ударение, в отличие от гласных. Сонорные звуки между собой отличаются и по палатальности, то есть в определенных словах они могут быть как мягкими, так и твердыми. Исключением является только звук [йʼ], который в русском язык не имеет своей твердой пары.