Некоторые буквы в русском языке обозначают как один, так и два звука. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются в данном случае особенными, потому что в слове они могут играть двойную роль: обозначать один звук и мягкость предшествующего согласного или два звука, один из которых является согласным.

Употребление букв для обозначения мягкости

Стоя после согласного, буквы Е, Ё, Ю, Я будут указывать на его мягкость и обозначать один гласный звук. Например, ме[м"и]те[т"э]ль, лё[л"о]гкий, п[п"и]елё[л"о]нка, рю[р"у]кзак, лю[л"у]стра, ре[р"и]бя[б"а]та, ля[л"и]гушка. Но нужно помнить, что после букв Ж, Ш, Ц, которые всегда обозначают твердые согласные звуки [ж], [ш], [ц] (же[жы]стяной, жи[жы]раф, шё[шо]рстка, шё[шо]лковый, це[цэ]лый, це[цы]ховой), эти буквы обозначают только гласный звук, но не указывают на мягкость предыдущего согласного. Также в некоторых заимствованных словах (например, моде[дэ]ль, парте[тэ]р, те[тэ]ннис, те[тэ]мп) буква Е употребляется после твёрдых согласных звуков.

Два звука в слове

Но буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать и два звука (гласный и звонкий непарный, мягкий непарный согласный [й"]), если стоят:

  • в начале слова, например, е[й"и]да, е[й"э]ль, ё[й"о]мкость, ё[й"о]жик, ю[й"у]ла, ю[й"у]ркий, я[й"а]года, я[й"а]ркий;
  • после разделительного твёрдого или мягкого знака, например, съе[й"и]добный, Вье[й"и]тнам, съё[й"о]мка, серьё[й"о]зный, подъю[й"у]бник, вью[й"у]нок, объя[й"и]вление, друзья[й"а];
  • после гласной буквы, например, пое[й"и]зд, бое[й"э]ц, каё[й"о]мка, поё[й"о]т, каю[й"у]та, сою[й"у]з, мая[й"а]к, струя[й"а].

Таким образом, в зависимости от позиции в слове буквы Е, Ё, Ю, Я выполняют ту и иную функцию в слове. Поэтому при транскрипции или фонетическом разборе слова нужно обязательно обращать внимание на данные буквы и их местоположение, чтобы правильно определить их роль, звуки, которые они обозначают, и общее количество букв и звуков в слове. Например: ярмарка [й"армарка] - 7 букв, но 8 звуков; пёрышко [п"орышка] - 7 букв, 7 звуков; семья [с"им"й"а] - 5 букв, 5 звуков.

Технологическая карта урока русского языка, класс 5 «А»

Тема урока: «Двойная роль букв е, ё, ю, я »

Цель деятельности учителя : актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я ; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока : комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;
  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения : наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудовани е: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал : презентация по теме урока

Реализуемая программа: по русскому языку для 5-9 классов.Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности )

Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит и вам радость, будет интересным и полезным.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась .2слайд

Помогите мне её собрать(Знание и мудрость украшают человека)3слайд

Произведите синтаксический разбор предложения.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним.

фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: работают в парах

Устные ответы

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Много на свете разных стран. Но ту страну, в которую мы сегодня отправимся, вы не найдете на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Она называется Фонетика

Ребята, а как зовут жителей этой страны? (звуки, буквы)

Чем отличается звук от буквы?

Из чего состоят согласные звуки?

Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков?

Давайте обратимся к нашему предложению и выпишем те слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему это происходит?

А какие ещё буквы могут обозначать по два звука? ё,я.

Обратимся к слову человек. Какую роль здесь играет буква е

Отвечают на вопросы. Строят высказывания

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и читаем

Гласных букв 10

Гласных звуков 6

Знание

Украшают

Смягчает предыдущий согласный и обозначает звук (э)

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

Сформулируем тему нашего урока. Слайд4

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Оригинальность их в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука.

А ещё указывают на мягкость согласного. Слайды5-11

Обратимся к учебнику стр 142 п.61.

Совпали наши выводы с правилом?

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания..

Устные ответы

4. Практическая деятельность по реализации построения проекта

Упражнение 310

Сформулируйте вывод, в какой позиции буквы ё , обозначают один звук?

Когда буква е обозначают два звука?

Отвечают на вопросы учителя, формулирую правило, собственные выводы в сотрудничестве с учителем и одноклассникамин Отвечают на вопросы учителя, формулируют правило.

Индивидуальнаягрупповая

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Устные ответы

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение, систематизация и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа, анализ таблицы

Подведем итог наших исследований, попробуем составить таблицу

Сверим нашу таблицу с обобщающей таблицей «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (слайд12)

Двойная роль букв е, ё, ю, я (буквы-артистки )

Работают над составление таблицы

Формулируют собственные мысли, делают вывод

Индивидуальная групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

6.Физкультминутка

Обучающая игра – разминка.

Обобщение полученных знаний на уроке.

Устали? Я предлагаю немного поиграть. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян.

Принимают участие в обучающей игре.

фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых упражнений на основе учебника и дидактического материала

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика :

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня .(слайд13)

2.Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах.

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)
  • Куда улетают птицы? (юг)
  • Самый младший матрос на судне ?(юнга)

3.упражнение 331

Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

Выполнение упражнений

Индивидуальнаягрупповая

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по план

Письменная работа

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Заключительная беседа по вопросам

(слайд14)

Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

Давайте оценим работу одноклассников.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Выставляют оценки.

Индивидуальная групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9.Задание на дом

Диктует д/з упр312 (слайд15)

Запись в дневник

индивидуальная


РЯ 5 У № 64. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" ЦЕЛЬ УРОКА:    дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования; ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока I. II. Оргмомент. Проверка домашнего задания. А) Устный опрос. ­ Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ­ Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.) ­ Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся) (В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту): 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка. ­ Сколько всего гласных букв?(10) ­ Сколько всего гласных звуков? (6) ­ Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6. ­ Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков ­ 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) ­ А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему? Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука. Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.). 1 III. Объяснение нового материала. 1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. 2. Открываем тетради, записываем число и тему урока. 3. Орфографический диктант Ярко сия...т Пушистый сне.. Н..вогодняя ёлка Гла..кий съе.. Тёплые варе..ки 4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор. 5. Орфоэпическая работа. ­Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА. ­Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"! ­Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) ­Составляем словосочетание. ­Возьмём одно из предложенных ­ вкусная яичница! ­Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос) ­Какое это словосочетание? (Именное) ­А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные) ­Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически) ­В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака) 6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4. ­Как называется этот разбор? (Синтаксический) сущ. гл. прил сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.) ­На какие вопросы отвечает обстоятельство? ­Чем является в предложении дополнение? 2 ­Как подчёркивается определение? ­Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] ­Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных) ­Сколько звуков они обозначают?(1) ­После каких согласных они стоят? (После мягких) ­Решите эту пропорцию, записав её в тетради. ­Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е) `А `У `О `Э ­Почему? ­Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных) ­Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. ­Работаем со следующим столбиком. К доске::: Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) ­С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) ­Подходит оно под наше правило (Да) 3 ­Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) ­Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной) ­Сколько звуков обозначают? (2) ­Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука. ­Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается ­ 4, а сколько звуков они дают­ 2. ­А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) ­Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й) ­А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий) ­Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука? Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука 4 После мягких согласных (люк) В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) IV.Закрепление материала. 1. Выборочный диктант. ­Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ. или слайды с изображениями животных ­Но у этих букв есть ещё одна роль­ Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р­ стала мягкой, а если поменяем букву на А­ станет твёрдой. ­Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный. ­Можно ещё привести примеры. Вывод: какая роль у этих букв? Физкультминутка 2. ­ Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука. ­ ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён. 3.Комплексный анализ текста. Текст и задания у учащихся на столах. См. Приложение 1. 4. Тест по теме «Фонетика». См. Приложение 2. 2. Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах. 5 А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква­колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь). V.Итог урока ­С какой темой мы сегодня познакомились? ­Сколько выводов сделали (3) ­Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука) ­При каких условиях обозначают 2 звука? ­При каких условиях 1 звук? VI.Домашнее задание. ­ Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов. 1. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную … (ракету) 1. Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки ­ … (звёзды) 1. Если б не было его, 6 Не сказал бы ничего. (язык) 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ёлка) Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. 7 Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». 8 I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 2) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. 9

Цели:

  • Познакомить учащихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Научить учащихся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. Отработать первичные умения и навыки учащихся.
  • Повторить с учащимися мягкость согласных, и как она обозначается. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ и др.
  • Вспомнить, что такое фонетика, и что она изучает звуки и буквы.
  • Привить учащимся интерес к урокам русского языка, любовь к русскому языку, воспитать внимание и активность учащихся на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Оборудование: слово учителя, вспомогательная запись на доске, иллюстрации, схемы-таблицы, тетради для опорных сигналов, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

1. Орфографическая диктовка:

Весе лый, помощн ики , прось ба, мости к, зонти к, борщ , деньки , речк а, гвозди к.

2. Вопросы:

  • Как в этих словах обозначается мягкость согласных?
  • Что нужно помнить, глядя на такие сочетания, как: ЧК, ЩН, РЩ?
  • Что можно сказать, глядя на сочетания ЗД, СТ, НТ в словах: гвоздик, зонтик, мостик?
  • Найдите слово с сомнительной согласной в корне и проверьте.
  • Какой раздел языка мы изучаем? (Фонетика)
  • Что же изучает фонетика?
  • Сколько гласных букв в русском языке? А звуков?
  • Какие звуки вы знаете? На какие звуки подразделяются гласные и согласные?
  • А какие буквы звуков не обозначают? (Ъ, Ь)

Учитель: Значит, бывает и такое, что в словах звуков бывает меньше, чем букв. Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают.

Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков?

Местность, пеньки, рожь, солнце.

III. Объяснение нового материала.

1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.

Таблица 1

Ме ра- м’ [Э] ра

Поле т-пол’[О] т

Клю в- кл’[У] в

Ся ду- с’ [ А] ду

Вопросы к таблице 1:

  • Посмотрите внимательно на слова, на подчеркнутые орфограммы и скажите, где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я? (После согласных)
  • Обратите внимание на транскрипции.
  • После каких согласных они стоят? (После мягких)
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук? (После согласных)

Учитель: Рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Е м-[й’Э]м

Е лка-[й’О]лка

Ю ла-[й’У]ла

Я ма-[й’А]мА

Вопросы к таблице 2:

  • (В начале слова)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, в каком случае буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Учитель: А теперь обратимся к таблице 3.

Таблица 3

Бое ц- бо[й’ Э]ц

Прие м-при[ й’О]м

Каю та-ка[ й’У]та

Стоя т-сто[ й’А}т

Вопросы к таблице 3:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласных)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

Учитель: Обратимся к примерам таблицы 4.

Таблица 4

Отъе зд-отъ [й’Э] зд

Съе мка-съ [й’О]кА

Вью га-вь[ й’У]га

Обезья на-обезь [й’А]на

Вопросы к таблице 4:

  • Где стоят в словах буквы Е, Ё, Ю, Я? (После Ъ и Ь знаков)
  • Сколько и какие звуки они обозначают?
  • Значит, когда еще буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука?

Учитель: Мы исследовали таблицы и сделали выводы. А теперь сверим свои выводы с правилом учебника и ответим на вопрос: правильные ли выводы мы сделали.

2. Работа в тетрадях для опорных сигналов (ОС). Составление таблицы-схемы.

Таблица-схема №1

Учитель: Прежде чем заполнить таблицу-схему №1 примерами, проделаем такую работу: я буду показывать вам картинки с названиями предметов, а вы соответственно стрелкам таблицы будете заполнять примерами. Предупреждаю, будьте внимательны!

Рисунки см. в презентации (слайды 2–11).

Учитель: Проверяем написанное.

Вопрос: А почему вы не записали в таблицу-схему такие примеры, как: лягушка, тюльпаны, лев?

Учитель: А теперь, ребята, чертим таблицу-схему №2.

Таблица-схема №2

IV. Закрепление.

1. Игра «Кто быстрее?» (у доски два мальчика и две девочки)

Задание: записать слова, определить, сколько букв и сколько звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Поезд, каюта, ель, тюк, люк, подъезд, льют, як, маяк.

2. Упражнение – загадки.

Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь)

3. Раздаются карточки с заданиями: выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я», определить, сколько в них букв и звуков, подчеркнуть изучаемую орфограмму.

Карточка с заданием

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

Учитель: А теперь сверим ваши записи с записями на доске и исправим ошибки.

4. Самостоятельное выполнение упражнений по учебнику.

5. Проверка.

V. Итог урока.

Вопросы:

  • Какую тему мы сегодня изучали?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук?

Оценки за урок. Поощрение.

VI. Домашнее задание.

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Двойная роль букв я, ю, е, ё

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Я, Ю, Е, Ё.

Некоторые буквы могут обозначать как один, так и два звука.

Буквы е, ё, ю, я после согласных в слове обозначают один звук: [э], [о], [у], [а] и указывают на мягкость этого согласного: семя - [с"э"м"а].

В остальных случаях (в начале слова, после гласных и после разделительных ъ и ь ) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа] - судья [суд"йа]. Поэтому количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое.

Знаете ли вы?

В истории русского языка сочетание звуков [йо] на письме передавалось по-разному: йо, ьо, ио .

А известный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) для этого звукосочетания придумал букву ё.

Сравните!

1. Сравните сочетания букв в левой и правой колонках. Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний? Если есть,

напишите эти буквы.

[ай] - ... [йа] - ...
[ой] - ... [йо] - ...
[уй] - ... [йу] - ...
[эй] - ... [йэ] - ...

2. Проговаривая слова медленно, скажите, в каких из них буква я передаёт два звука [йа], а в каких - один [а].

Месяц, пять, январь, память, имя, время, скамья, семья,сентябрь, яблоко.

3. Выпишите выделенные слова. Подчеркните буквы е, ё и укажите, сколько звуков они обозначают.

Споёмте , друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
(А. Чуркин )

4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я ? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?

5. Медленно произнесите слова. Посчитайте, сколько букв и сколько звуков в них. Обоснуйте свой вывод.

Лёт, льёт; сел, съел; яд, ад; Коля, колья; полю, полью; семя, семья; обедать, объедать.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Весь русский язык онлайн , список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку, планы уроков

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей