Государство Ливия находится на северо-востоке Африки. Расположена между 19° и 33° северной широты и 9° и 26° восточной долготы. Омывается на севере водами Средиземного моря. Общая площадь страны 1.759.540 км2. Общая протяженность сухопутные границы - 4.383 км. В том числе с такими странами как: Алжир - 982 км, Чад - 1.055 км, Египет - 1.150 км, Нигер - 354 км, Судан - 383 км, Тунис - 459 км. Береговая линия страны: 1.770 км.

В Ливии господствуют бесплодные и плоские равнины на северо-востоке с огромной Ливийской пустыней, западная часть покрыта возвышенным плато с пустынями Идехан-Марзук на юге и Аубари на севере. Самая высокая точка - Бикку Битти (Bikku Bitti) 2.267 м, самая низкая – 24 м ниже уровня моря. Пахотная земля составляет 1 %, но при огромной территории и населении всего 5.7 миллиона человек достаточна для обеспечения страны продовольствием. На побережье Средиземного моря снимают несколько урожаев в год.

Более 9/10 территории занято пустынными и полупустынными пространствами Сахары (на востоке под названием Ливийская пустыня). Плато и равнины (200-600 м) чередуются котловинами (до 131 м ниже уровня моря), невысокими (до 1200 м) горными массивами и хребтами с потухшими вулканами. Выше поднимаются лишь северные отроги нагорья Тибести на юго-востоке и крайнем юге, где расположена высшая точка ливийской территории - пик Бетте (2286 м). Среди минерально-сырьевых богатств выделяются доказанные запасы нефти - 4130 млн т и природного газа - 1314 млрд м3 (на начало 2001, соответственно первые и третьи по величине в Африке). Прочие ресурсы разведаны слабо. Известно о запасах железной руды объёмом ок. 5,7 млрд т, магнезиальных (общие запасы 7,5 млн т) и калийных (1,6 млн т) солей, наличии фосфатов, гипса и сырья для производства цемента, а также о других минералах.

Рельеф Ливии

В геологическом отношении территория Ливии представляет собой часть северного склона древней Африканской платформы, сложенной в основании докембрийскими кристаллическими породами. Выступы этого кристаллического фундамента обнажаются на юге, в центре и на юго-востоке Ливии. Крупные впадины древнего фундамента (Эль-Хамра, Мурзук, оазис Куфра, Восточно-Ливийская и др.) заполнены осадочными морскими и континентальными отложениями, а с поверхности чаще всего прикрыты скоплениями песков. Центральная часть Ливии пересечена тектоническими разломами, в области которых вулканические породы выходят на поверхность. Побережье Средиземного моря также окаймлено разломами, а к заливу Сидра с юго-востока примыкает огромный разлом - грабен, заполненный известняками и другими морскими отложениями мезозойско-третичного возраста. К ним приурочены богатейшие месторождения нефти: ее запасы составляют более 3 млрд. т. Помимо нефти, газа, различных минеральных солей, гипса недра Ливии богаты и рудными ископаемыми, но их разведка еще дело будущего.

Большая часть территории страны - плато и равнины с высотами до 200-600 м, разделенные на отдельных участках обширными занижениями. На северо-западе, в Триполитании, выделяется плато Эль-Хамра - сложенная меловыми известняками каменистая пустыня. Северный край плато заканчивается уступом Нефуса (высота до 719 м), круто обрывающимся к прибрежной равнине - продолжению тунисской низменности Джефара. На юге это плато резко возвышается над огромными котловинами Феццана, заполненными гигантскими скоплениями песков (эдейены), - Убари, Мурзук.

Песчаные гряды достигают здесь в длину десятков и сотен километров и в высоту 150-200 м. Эти два крупнейших песчаных массива Запацной Ливии разделяет узкий и невысокий горный хребет Амсак-Сеттафед. Западная Ливия отделена от восточной части страны отдельными горными массивами и хребтами: горы Туммо у границы с Нигером (1043 м), плато Бен-Гунейма (740 м) и массив Эль-Харудж-эль-Асвад (1200 м) в центре страны.

На севере Киренаики горы Барка-эль-Байда (средние высоты 500-600 м) окаймлены у побережья плато Эль-Ахдар (цо 878 м). Название это означает "зеленые горы" и возникло потому, что здесь наиболее пышная в стране субтропическая растительность. Природа гор сильно контрастирует с окружающей горы Барка-эль-Байда безводной пустыней.

Вся восточная часть страны, кроме гор Барка-эль-Байда, занята суровыми пустынями Сахары, обычно объединяемыми под названием Ливийская пустыня. На севере ее простираются низменные галечниково-щебенистые, почти безжизненные пространства сериров. На востоке, у границ с Египтом, и на юге это почти сплошь песчаные пустыни. На крайнем юге, у границ с Чадом, вновь появляются каменистые оголенные пространства сериров, а в отрогах вулканического нагорья Тибести, заходящего в Ливию из Чада, находится высшая точка страны - древний вулкан Бетте (2286 м).

К югу от гор Барка-эль-Байда простирается тектоническая впадина, уровень которой местами понижается до уровня моря, а вблизи границы с Египтом, в оазисе Джагбуб, высотные отметки даже на несколько метров ниже уровня моря. В пониженных местах Ливийской пустыни, где можно добывать подземные воды даже самыми примитивными средствами, издавна возникли крупнейшие - оазисы Джагбуб, Тазербо, Куфра и др.

Почвы Ливии

Почвенный покров почти отсутствует на большей части территории, которую занимают безжизненные пространства, преимущественно песчаные, глинистые, галечниково-щебенистые либо каменистые и солончаки. Исключения составляют узкая (шириной 8-15 км) полоса на прибрежных равнинах севера, кроме её средней части вдоль залива Сирт, а также оазисы в глубинных областях, как правило, низменных, покрытых плодородными илистыми наносами. Лишь на крайнем востоке в Киренаике и на западе в Триполитании эта плодородная зона местами расширяется до 40 км.

Климат Ливии

На побережье Ливии климат средиземноморский субтропический, на юге – пустынный тропический с резкими сезонными и суточными колебаниями температур и низкой влажностью воздуха. Средние температуры июля – на севере 27–29° С и 32–35°на юге, января – на севере 11–12° С, на юге 15–18° С. Летние температуры днем выше 40–42° С, иногда выше 50° С. В 1922 в 80 км к юго-западу от Триполи в Эль-Азизии была зафиксирована рекордно высокая температура 57,8° С. В прибрежных районах страны выпадает наибольшее количество осадков. Среднее годовое количество осадков в Бенгази - 250 мм, в Триполи - 360 мм. Немного больше осадков выпадает в близлежащих горах и на плато Барка-эль-Байда. На остальной территории находятся районы, где выпадает менее 150 мм осадков в год. На побережьи дожди выпадают в зимние месяцы, а лето очень сухое и жаркое, практически без осадков. В пустыных районах нередко выпадает всего 25 мм осадков в год и часты жаркие иссушающие ветры с пыльными бурями – гибли и хамсин.

За исключением отдельных прибрежных районов, гор и оазисов территория Ливии отличается крайней сухостью климата и непригодна для ведения сельского хозяйства.

Водные ресурсы Ливии

В Ливии нет рек с постоянным водотоком, но многочисленны сухие долины древних рек уэдов, которые в периоды выпадения дождей на короткое время частично заполняются дождевыми водами. В горах Барка-эль-Байда в дождливое время года некоторые узды напоминают горные средиземноморские реки, но в сухое время они так же безжизненны, как и пустынные узды. Пустыни, однако, богаты подземными водами, значительные скопления которых обнаружены под эдейенами и в песчаных котловинах на востоке страны. Там, где вода находится близко к поверхности, возникли оазисы и районы орошаемого земледелия.

Растительный мир Ливии

Естественная растительность пустынь очень бедна - это сухолюбивые колючие растения, солянки, редкие кустарники, одиночные деревья в долинах уэдов, где в аллювии сохраняется влага. Огромные пространства почти совсем лишены растительности. В более увлажненных местах побережья на серо-коричневых почвах и сероземах растут злаки, тамариски и другие кустарники, отдельные купы акаций. Между зоной прибрежной субтропической растительности и пустынями протягивается шириной в несколько десятков километров полоса полупустынной растительности с разреженным травяным покровом, в котором господствуют жестколистные ксерофитные травы, полыни и солелюбивые растения.

В увлажнённых местах вблизи побережий сохранились небольшие зоны диких лесов, заросли финикийского можжевельника, маквис (густые вечнозелёные кустарники и невысокие деревья - мирт, олеандр, фисташка), рощи алеппской сосны, акаций, сикомор (смоковницы, или инжира), тамарисков, оливкового, рожкового дерева, кедра, кипариса, каменного дуба, евфратского тополя. Вокруг городов расширяются насаждения эвкалиптов, пальмовых, сосновых, фруктовых деревьев и кустарников: гранатовых, абрикосовых, цитрусовых, оливковых, банановых, миндальных, виноградных, лавровых. Здесь в основном находятся обрабатываемые сельскохозяйственные земли, вместе с угодьями во внутренних оазисах едва достигающие 1,9% ливийской территории.

Животный мир Ливии

Животный мир не отличается разнообразием. Преобладают пресмыкающиеся (змеи, ящерицы), насекомые и паукообразные (скорпионы, фаланги); из млекопитающих - грызуны, менее распространены зайцы, из хищников - шакалы, гиены, рыжие лисицы, фенек (мелкие, весом до 1,5 кг представители волчьих); кабаны чаще встречаются на севере, парнокопытные - антилопы, газели - на крайнем юге. Птицы (голуби, ласточки, вороны, орлы, соколы, стервятники) больше гнездятся в оазисах, горных районах и приморье. Там же зимует множество перелётных птиц из стран Европы. Прибрежные воды богаты - более 300 видов рыб, включая промысловые (анчоус, скумбрия, тунец, ставрида, сардина, угорь), а также ценные виды губок.

Над Ливией проходит чуть многих перелетных птиц, а некоторые из них даже зимуют здесь. Много птиц в оазисах, где они, особенно воробьиные, наносят большой вред небогатым урожаям. Бичом являются также мелкие грызуны, живущие повсеместно, даже в почти безводных частях пустыни.

Население Ливии

Сравнительно небольшое население Ливии (6,5 млн. человек) проживает на огромной территории (1 800 000 км2). В двух северных районах Триполитания и Киренаика плотность населения составляет около 50 чел./км?. На остальной территории приходится менее одного человека на 1 км2. Девять десятых населения живет на менее одной десятой части территории Ливии, в основном на побережье Ливийского моря. 88 % населения живет в городах, в основном в Триполи и Бенгази. Больше трети населения в возрасте до 15 лет.

Население Ливии однородно, большинство составляют арабы, в Триполи и ряде крупных городов проживают черкесы, в юго-западной части Триполитании также проживают берберы, а в Феццане проживает небольшая община туарегов. Также имеются небольшие общины греков, турков, итальянцев и мальтийцев, греки в основном занимаются добычей морских губок.

Мусульман-суннитов 97 %, христианской (коптской православной, католической, англиканской) 3 %, прочие - менее 1 %.

Источник - http://www.sqom.ru/saar/glivia.html
http://www.geografia.ru/Libya-Gmap.html

Большое количество ливийцев называют кхоалоагли (Khoulougli, Сыновья Солдат), это те ливийцы, которые произошли от браков оттоманских солдат с ливийскими женщинами. Они главным образом проживают в Мисрата (200 км к востоку от Триполи), Тажоура (пригород Триполи), и Эз-Завия (приблизительно 50 км к западу от Триполи). В течение долгого времени они были освобождены от налога и имели право служить в армии. Теперь они слились с арабским населением , но их можно отличить внешне и по цвету кожи. Так же есть туареги (берберское население) и племенные группы тебу, сконцентрированные на юге, живущие кочевым или полукочевым образах жизни. Среди иностранных жителей, наибольшие группы - граждане других африканских наций, включая северных африканцев (прежде всего египтяне и тунисцы), и африканцы района Сахары. Согласно ЦРУ Factbook, ливийские берберы и арабы составляют 97 % населения Ливии ; другие 3 % - греки , жители Мальты , итальянцы , египтяне , афганцы , турки , индусы , и Африканцы Района Сахары (Львова 1984: 50).

Берберы, бывшие раньше большинством, сейчас сократились до нескольких деревень в западной Триполитании. Большинство евреев ушло в Израиль, а итальянское сообщество уменьшилось до цифры в около 30 тыс. людей, проживающих в Триполитании .

История

Именем лаву , перешедшим в евр. Lehabim, древние египтяне со времени Нового царства стали называть одно из племен, живших на западе от них и впоследствии выступившее мало-помалу на первый план между родственными коленами: Техенну , Темеху, Каикаша, Шаитеп (?), Машаваша, Исавада, Ааса, Вакана. Последние четыре имени сопоставлены Бругшем с Максиями, Асбитами, Овсеями и Маками Геродота; первые два издревле употреблялись как общее имя западных народов.

Характеристические признаки: белый цвет кожи, татуировка , своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое перо на голове и спускавшиеся на виски косы. По всей вероятности, это были предки туземного берберского населения Северной Африки . Евреи считали их хамитами, родственными египтянам. Последние вели с ними войны ещё во времена среднего царства, но особенно сделались они опасны Египту при XIX династии. При Меренпта , в 5 год его царствования, они произвели опустошительное нашествие на Египет под начальством царя Марануи, навербовав себе войско из появившихся одновременно с этим морских разбойников. Фараону удалось отразить их, равно как и Рамзесу III, при котором были новые нашествия под начальством царей Чаутмара и Капура. Длинные надписи храма Мединет-Абу прославляют победы египтян похвальными одами и изображениями триумфов с массой пленных. Во время слабой XX династии Л. удалось, однако, постепенно завоевать Египет мирным путём колонизации и наводнения египетских канцелярий и войска. Вследствие этого процесса, тождественного с совершившимся в IV-V в. в Римской империи, дельта покрылась сетью ливийских военных поселений и княжеств, из которых сначала развилась монархия Бубастидов и т. наз. додекархия (см.), а потом - династия Псаметихов. У классиков под именем Λύβιοι разумеются туземцы-берберы, в противоположность финикиянам и грекам. К ним причислялись и нумиды с маврами .

Религия

Преобладающим вероисповеданием у ливийцев является ислам . Придерживаются суннизма , но меньшинство придерживается ибадизма (Хариджизм), прежде всего в Джебель Нефуса и Заварах. Приблизительно 97 из 100 ливийцев - последователи ислама . Кроме подавляющего большинства мусульман суннизма , есть также очень маленькие христианские сообщества, составленные почти исключительно из иностранцев (Кобищанов 2003: 34). Есть маленькое англиканское сообщество, составленное главным образом из африканских рабочих - иммигрантов в Триполи ; это - часть египетской епархии. Также приблизительно 40 000 католиков в Ливии , которым служат два епископа, один в Триполи (служащий итальянскому сообществу) и один в Бенгази (служащий мальтийскому сообществу). Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в 18 в. (Токарев 1976: 231).

Язык

Главный язык, на котором говорят ливийцы - арабский язык , который является также официальным языком. Ливийцы говорят на ливийском диалекте арабского языка, входящем в магрибскую группу диалектов. На языке тамазик (Берберские языки , которые не имеют официального статуса), говорят ливийские берберы . Кроме того, туареги говорят на тамахак , единственный известный северный язык тамашек . Некогда широко использовался итальянский язык , особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943-1951 гг.) получил распространение английский язык , ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний. Сейчас, наряду с арабским языком, в крупнейших городах английский и итальянский также широко распространены (Айхенвальд 1998: 256).

Трансформация в условиях модернизации

Многим ливийцам нравится кочевой образ жизни. Это проявляется хотя бы в том, что богатые ливийцы-горожане в выходные стремятся в пустыню даже в очень жаркое время. На раскаленном песке возникают палаточные городки (подобие бедуинских стояний), рядом с парусиновыми стенками стоят теперь не верблюды, как раньше, а автомобили и электрогенераторы для переносных кондиционеров.

Демонстрационный эффект города влияет на кочевников, заставляя многих отказаться от привычного образа жизни и начать новый, городской. Но многие бедуины так и не смогли привыкнуть к благам городской цивилизации и вернулись в пустыню. Развитие промышленности в Ливии, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни ливийцев . Сокращается неграмотность.

Миграция

Ливия имеет несколько иную историю миграционной политики. Благодаря разработке нефти и высокому ВВП на душу населения, она была целевой страной для трудовых мигрантов. Была некоторая ограниченная временная эмиграция [когда? ] в Мальту и в Египет, состоящая в основном из предпринимателей и студентов (NDI, 2005:27), но с тех пор как Ливия убрала формальные ограничения на поездки, наблюдается увеличение поездок молодежи в Италию и Мальту. Тем не менее, ливийская диаспора очень мала. С другой стороны, число и доля иммигрантов в Ливии довольно высока: оценки варьируются от 1,1-1,4 миллионов (NDI, 2005) до 1,8 миллиона человек, из которых только 600 тысяч являются легальными работниками (EC, 2004:5). С общим объемом зарегистрированного населением около 5,5 миллионов, это означает, что отношение иммигранта на население составляет порядка 25-30 %. Большинство временных работников традиционно приезжают из Египта, Туниса и Марокко, хотя более поздний безвизовый въезд для всей Африки привёл также к большому количеству африканцев с юга Сахары (NDI, 2005:29) .

Быт и традиции

Семейная жизнь важна для ливийских семей, большинство которых живут в квартирах и других независимых единицах размещения, с точными способами размещения в зависимости от их дохода и богатства (Айхенвальд 1998: 255).

12 тыс. чел
Германия - 8 тыс. чел

Язык Религия Родственные народы

Религия

Преобладающим вероисповеданием у ливийцев является ислам . Придерживаются суннизма , но меньшинство придерживается ибадизма (Хариджизм), прежде всего в Джебель Нефуса и Заварах. Приблизительно 97 из Ливийцев - последователи ислама . Кроме подавляющего большинства мусульман суннизма , есть также очень маленькие христианские сообщества, составленные почти исключительно из иностранцев (Кобищанов 2003: 34). Есть маленькое англиканское сообщество, составленное главным образом из африканских рабочих - иммигрантов в Триполи ; это - часть египетской епархии. Также приблизительно 40 000 католиков в Ливии , которым служат два епископа, один в Триполи (служащий итальянскому сообществу) и один в Бенгази (служащий мальтийскому сообществу). Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в 18 в. (Токарев 1976: 231).

Язык

Главный язык, на котором говорят ливийцы - арабский язык , который является также официальным языком. Ливийцы говорят на ливийском диалекте арабского языка, входящем в магрибскую группу диалектов. На языке тамазик (Берберские языки , которые не имеют официального статуса), говорят ливийские берберы . Кроме того, туареги говорят на тамахак, единственный известный cеверный язык тамашек . Некогда широко использовался итальянский язык , особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943-1951 гг.) получил распространение английский язык , ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний. Сейчас, наряду с арабским языком, в крупнейших городах английский и итальянский также широко распространены (Айхенвальд 1998: 256).

Трансформация в условиях модернизации

Многим ливийцам нравится кочевой образ жизни. Это проявляется хотя бы в том, что богатые ливийцы-горожане в выходные стремятся в пустыню даже в очень жаркое время. На раскаленном песке возникают палаточные городки (подобие бедуинских стояний), рядом с парусиновыми стенками стоят теперь не верблюды, как раньше, а автомобили и электрогенераторы для переносных кондиционеров.

Демонстрационный эффект города влияет на кочевников, заставляя многих отказаться от привычного образа жизни и начать новый, городской. Но многие бедуины так и не смогли привыкнуть к благам городской цивилизации и вернулись в пустыню. Развитие промышленности в Ливии, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни ливийцев . Сокращается неграмотность.

Быт и традиции

Семейная жизнь важна для ливийских семей, большинство которых живут в квартирах и других независимых единицах размещения, с точными способами размещения в зависимости от их дохода и богатства (Айхенвальд 1998: 255).

  • Традиционный тип поселения. Хотя ливийские арабы традиционно вели кочевые образы жизни в палатках, теперь они обосновались в различных городах и городах. Из-за этого, их старый уклад жизни постепенно меняется. Небольшое количество ливийцев все ещё живёт в пустыне, поскольку их семьи жили так в течение многих столетий (Родионов 1998: 201).
  • Традиционные хозяйственные занятия. Большинство населения заняты в сфере промышленности , услуг и маленький процент ливийцев занимается земледелием на побережье(цитрусовые, оливки, финиковая пальма, пшеница, ячмень).В южном и центральном районах районах страны люди занимаюся скотоводством (овцы, козы, верблюды , в меньшей степени - лошади). Часть занята на нефтепромыслах . Развито изготовление ковров и вышитых кожаных изделий, плетение из пальмовых листьев и изготовление медных чеканных сосудов (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционная одежда ливийцев не отличается от характерного для всех областей Северной Африки бедуинского костюма. Мужские одежды: плащи-абаи, головные платки (куфийя). Также многие жители крупных городов предпочитают европейский стиль одежды. Современная одежда ливийцев представляет собой сочетание арабских и европейских элементов. Многие горожанки не выходят на улицу без покрытой головы (некоторые-лица).
  • Традиционная духовная культура. Существует народный театр теней, эпос, распространены устные рассказы (сундук ад’дунья - «Кладезь новостей») (Айхенвальд 1998: 255).
  • Традиционное жилище ливийцев представляет собой низкие глинобитные дома с внутренними двориками. Так же широкое распространение получили предназначенные для людей и скота грунтовые жилища (сводчатое помещение на глубине до 10 м, в которое ведёт шахта, реже - несколько таких помещений на разной глубине, соединённых лестницей) (Айхенвальд 1998: 255).

Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери и отца; коллатеральные и прямые родственники). Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии. Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи , кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак) . Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Ливийцы соблюдают бедуинский кодекс чести, который предусматривает родственную солидарность, стойкость, мужество и гостеприимство. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201).

Примечания

Ссылки

  • Libya Directory (англ.)
  • Libyan Embassy Washington D.C. (англ.)

Литература

  • А. Ю. Айхенвальд Ливийцы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. С. 255.
  • М. А. Родионов Арабы // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков . М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. С. 201.
  • С. А. Токарев. Ислам // Религия в истории народов мира/ М ИПЛ, Библиотека атеистической литературы, М.-1976. С. 230-245
  • Э. С. Львова // Этнография Африки. М., 1984. с. 45-67.
  • Т. Ю. Кобищанов Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - первая треть XIX в.). М. : 2003 °C. 34.
  • Страны Африки: Факты, события, цифры. М. 1999. С. 58.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Каждый раз видя на улице женщин, закутанных с головы до ног в черные одежды и мужиков в белых платьях, коротких штанишках и с бородой до груди, приходит в голову мысль о том, как же быстро исламизируется Ливия. А была ли Ливия истинно светским государством, как о том говорят многие? Окинув внутренним взглядом прожитые здесь годы, могу констатировать, по моему мнению - нет. Если мнение тех, кто думает иначе, основано только на том, что они видели по телевизору "амазонок" Каддафи или наблюдали отдельных ливийцев вне родины, то оно не отражает действительности. Никогда эта страна не была такой раскрепощенной, как Тунис или Египет. Приехав на родину мужа в 1992 году я впервые увидела как по улицам ходят женщины, закутанные в белые покрывала, называемые фаррашия. Длинные пальто (желлябии), повсеместно распространенные сейчас, тогда мало кто носил, а фаррашия - это "одежда", идущая из глубины веков, можно сказать национальный атрибут ливийских и тунисских женщин.

Под фаррашией женщины одевали еще один элемент национальной одежды - рдэ, это кусок длинной ткани, намотанный на тело по типу индийского сари, к нему одевается блузка. Конечно, сегодня времена изменились, рдэ и фаррашию теперь можно увидеть только на очень пожилых женщинах или на свадьбе.

Вот это повседневный вариант рдэ.

А здесь уже праздничный. Эта фотография сделана на свадьбе. И невеста и жених одеты в праздничный вариант национального костюма. Кстати, хочу заметить, что это дорогое шелковое рдэ со всеми прилагающимися к нему аксессуарами, невесте дарит жених:).

Конечно, и в те времена многие молодые девушки и женщины ограничивались длинными юбками и платками. Желлябии и абаи пришли немного позже. Разумеется, по своему правы будут и те, кто возразит мне - а мы видели в Триполи и в Бенгази девушек совсем без платков. Чистая правда, в больших городах можно встретить и такое, но в целом это скорее исключение, чем правило. И уж тем более такого никогда не встретишь в городах маленьких. Девушки, берегущие свою репутацию, никогда не выйдут из дома без платка.

В 1996 году мы уехали в Россию, а вернувшись обратно в 2002 году я была поражена тем, что на улицах появились женщины в никабах. Да, в то время так одевались немногие, но они бросались в глаза. Пообщавшись с родственницами, я сделала вывод, что на женские умы повлияло распространение спутникового телевидения и, как следствие, доступность к просмотру специфических исламских каналов. Не всегда женщины закрываются сами по себе, чаще всего это требование мужа. Среди тех, кто выходя на улицу, оставляет открытыми только глаза, почти нет женщин старше 35-40 лет, что является косвенным подтверждением того, что телевизионная пропаганда фундаментализма была направлена в первую очередь именно на молодые умы. Ливия, в отличии от Туниса и Египта, всегда была страной очень закрытой, мало контактирующей с внешним миром и имеющей свои непоколебимые традиции. Телевизор для многих стал единственным окном в мир, через которое каждый увидел свое. Принцип - мужчина может позволить себе все, а женщина практически ничего, был актуален всегда. Разве такое положение у женщин в светских государствах? Да, у ливийских женщин больше свобод, чем у саудовских, но что это меняет? Возможно, развивайся в стране массовый туризм, ситуация с нравами и обычаями была бы немного смягчена, но этого не случилось. Предвидя негодующие реплики в свой адрес - а чего это вы, живя в Ливии, выставляете фото из интернета, отвечаю - вы не сможете сфотографировать ливийскую женщину без ущерба для своего здоровья. Даже приходя на свадьбу, первое что слышишь, это требование не вынимать из сумки мобильный телефон и не пытаться кого либо с его помощью фотографировать. Не дай бог не понять с первого раза, можно огрести нешуточный скандал.

Вот так закрытых женщин теперь можно встретить если и не на каждом шагу, то достаточно часто.

И вот такие фигуры, изображающие из себя ходячие статуи, теперь тоже не редкость. Думаю, что такое не опознает даже родная мать:).


Не стоит думать, что подобное новшество последнего десятилетия всех радует и устраивает. Мне приходилось слышать мнение мужчин, что лучше бы ливийские женщины продолжали одевать свои белые фаррашии, чем эти бесформенные, жуткие, черные покрывала. Пока нас, не прячущих свои лица, больше чем их, но кто знает, что будет завтра?

Возможно, кто то имеет другое мнение, выскажите его, мне будет интересно о нем прочитать.