(Начальник приехал)


Московская сетевая общественность в последние дни взбудоражена обнаружением книги хакасского учёного Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Но название книги верно отражает суть – управление Россией до сих пор проходит по Системе, заложенной в Золотой Орде (от конфуцианской законности до почитания Начальника).

То, что останки Киевской Руси и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Александрович Тюньдешев (Харамоос), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи тнапоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: казначейство, таможня, закон, деньги, Боярская Дума, ямская служба, кара, караул и т.д. Благодаря хану Батыю воины и пастухи степей стали жителями городов – чиновниками, купцами, промышленниками, ремесленниками, владельцами земли и земледельцами, строителями дорог, караван-сараев, больниц и школ. В русском же языке об этом нам напоминают следующие слова: книга, карандаш, учитель, учёный, час и т.д.

Русское (московитское) протогосударство было такой же частью Орды, как Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекский улус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское на Тоболе, Хивинское ханства. Де-юре Россия окончательно вышла из-под контроля Орды только в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству (самому сильному осколку Орды до того времени). Т.е. с этого момента Россия становится единственным правопреемником Орды.

Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приёмного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящён русской православной церковью, и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.

Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.

Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на восемь суверенных государств еще в XII веке, за век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве и в то же время был взаимный интерес в связи с необходимостью охраны западных рубежей. Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства.

Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.

Вот что пишет об этом историк М.Г.Худяков: «Государственная система, введенная завоевателями в побежденной стране, представляла собою верх обдуманности и дисциплины по сравнению с тем патриархальным укладом, какой существовал на Руси до татар. «Азиатское» наследие было предметом гордости, а не осуждения. Оно было органичным элементом русской жизни: русский язык и культура просто пропитаны тюркскими заимствованиями.

Москва как центр формирования русской государственности, в отличие от Суздаля, Владимира или Новгорода, появилась непосредственно из золотоордынской среды. Причём не столько благодаря сбору налогов, сколько потому что она восприняла многие «татарские» законы и политические традиции.

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык - транслитерированная калька тюрко-татарских формул и форм. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали некоему ордынскому формату, вплоть до их художественного оформления.

Канцелярский язык Золотой Орды был тюркским, написанным вначале уйгурской письменностью, а затем и арабской графикой. Практически мгновенно он стал и языком межнационального общения на территории всего Улуса Джучи. Русские писцы владели как тюркским языком, так и арабской графикой. Это подтверждается многочисленными находками арабской вязи на документах и предметах русского быта тех лет, изготовленных русскими мастерами, и даже совершенно естественным переходом с русского на тюркский в «Хожении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина».

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства - так называемый курултай. В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его аналог – Государственная Дума.

Князь и историк Н.С.Трубецкой писал в своих трудах, что «русский царь явился наследником монгольского хана. «Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царём и к перенесению ханской ставки в Москву». Вывод неожиданный с точки зрения привычных нам учебников, но события последующей русской истории прямо указывают на его справедливость.

Мы приводим отрывок из книги Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности», в котором он описывает элементы ордынской государственности, не только дожившие до путинской «вертикали власти» и «суверенной государственности», но и ставшие их основой.

«С правления хана Удэгэя началось китайское влияние на систему управления государством, подмена права конфуцианством.

В Тюрко-Монгольском государстве стал доминировать «тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, и, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений». В китайской концепции закон играет второстепенную роль, в основном репрессивную. «В VII веке император Кан Ши открыто заявил: «Число тяжб беспримерно возрастает, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость… Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, что бы с теми, кто обращается в суды, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к закону и тряслись от страха одной мысли предстать перед судьёй».

Поэтому, эти исторические факторы усугубляли неприязнь к закону. Кроме того, есть и другие факторы, «среди них на первом плане плохая (умышлено плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти.

Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далёк от тяжущихся так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречия и обычаи. Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы. Они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда сомнителен. «Выигранный процесс - потерянные деньги», - говорит народная поговорка.

Всё это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путём внесудебных процедур». Другими словами для китайского общества законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. «Законы, с позиции конфуцианства, никакого значения для улучшения общества не имеют, чем их меньше, тем лучше, обращение к правосудию аморально, и все эти постулаты твердо укрепились в общественном сознании», начиная с Золотой Орды (России) и до современной Российской Федерации.

«Мы высоко ценим, например русских революционных демократов ХIХ века (Чернышевского, Добролюбова и др.), их критические суждения о правовых институтах права царской России справедливы. Однако в системе их взглядов какой-либо позитивной роли праву не отведено, в нём они не видят важного фактора социальных преобразований, формирования демократических институтов. Соответственно и влияние, которое оказали эти авторы на общественное сознание (а это влияние было значительным), не способствовало пониманию ценности права, его престижу, развитию правосознания».

Вот откуда принципиальное различие между Россией и Западом, важнейшее из которых в том, что Западу свойственно стремление построить жизнь на юридических основах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных началах т.е. на конфуцианстве. Отсюда у россиян до сегодняшнего дня в народе отрицательное отношение к закону, выраженное в пословице: «закон, что дышло, куда дунешь, туда и вышло» и неверие в правосудие, окрещённое «басманым правосудьем».

Корни такого отношения к праву ведут в Золотую Орду (Россию). После смерти Чингис-хана произошел отход от того, что предлагал он - «общество построенное на законе» (Великая Яса). Вместо этого законность была подменена конфуцианством и в России она хорошо укоренилась и жива до сих пор. Живучесть конфуцианства, заложенного в Золотой Орде (России) и её приспособляемость в разные исторические периоды была и есть.

Здесь в качестве примера укажем славянофильство, сложившееся в середине прошлого века. Так, «один из активных славянофилов И.Аксаков-младший писал: «Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций – и обеднели душою, готовы рухнуть каждую минуту». Всё это России не подходит.

Поэт прошлого века имел все основания изобразить позицию славянофилов следующими строками «Широки натуры русские. Нашей правды идеал. Не влезает в формы узкие юридических начал». Так уж исторически сложилось, что российское общество и государство издавна отличал дефицит закона и правосознания. Идеология славянофильства есть одновременно и отражение, и оправдание этого. Свойственные ей подходы достаточно живучи, и в тех или иных вариантах не раз встречались и позже.

Ещё один пример – взгляды Л.Н. Толстого. Его противопоставительная формула «жить нужно не по закону, а по совести» не случайна. Неприязнь к праву, отличавшая Толстого-писателя, стала ещё более глубокой у позднего Толстого – моралиста, назвавшего право «гадким обманом», а юриспруденцию – «болтовнёй о праве».

Если у Л.Толстого противопоставление духовных начал и совести праву и закону сопровождается откровенным «изничтожением» этих последних, то у русских философов начала ХХ века (Н. Бердяева, П. Струве и других) столь открытой критики нет, но логика рассуждений ведет к весьма непривлекательным для права выводам.

Ещё раз подчеркнём, что такое отношение к праву в России существует до сих пор. Это одно из доказательств того, что хан Батый - основатель Российского государства. С первых же дней своего правления Золотой Ордой (Россией) хан Батый занялся укреплением государства изнутри. Открывались новые и восстанавливались старые почтовые и караванные дороги. Отстраивались разрушенные во время войны города. Достаточно быстро для такого обширного государства формировались аппарат управления и его структура, с финансовой и налоговой системами».

Об истории Золотой Орды, ее поэзии и культуре по передаче Русской службы Британской вещательной корпорации.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде.

Монгольские воины, среди них мы видим командира отряда на коне и воина-сигнальщика на верблюде. С монгольского сайта по истории.

Итак, из передачи об истории и поэзии Золотой Орды вышедшей в декабре 2004 года на Русской Службе Британской вещательной корпорации. Гостем передачи был Равиль Бухараев, историк Золотой Орды и переводчик ее поэтов, ниже передача в тексте в частичной расшифровке сайт, полностью вы можете послушать ее в аудиофайле :

  • аудио файл №1

Равиль Бухараев рассказывает о происхождении Орды:

«Нашествие на сопредельные страны было монгольское. Когда монголы под предводительством Чингисхана подошли к Каспийскому морю, обошли его за шесть месяцев кругом. Потом, после этого столкнулись с русскими на (реке) Калке (31 мая 1223 года. Прим. сайт), уже истощенные этим походом вокруг всего Каспия, это были чистые монголы .

Но впоследствии, когда Чингисхан уже не руководил нашествием на Русь и Европу (новое, второе, нашествие произошло спустя 13 лет Прим..к. к тому времени он уже умер, руководство приняли царевичи-чингизиды. Впереди был Батый, но он был далеко не главным среди царевичей-чингизидов. Был Гуюк (внук Чингисхана. Прим..

То войско, которое образовалось ко времени нашествия на Русь и на Европу, это было войско с другим составом. Монголы там занимали центральные военные должности, но на самом деле это войско было уже кыпчакское. И их уже следовало называть не монголо-татары, а монголо-кыпчаки. Т.к. это было население Великой степи, а кыпчаки — это бывшие половцы из русских сказаний.

Татар как таковых (там) не было. Современные казанские татары с современным названием народа, его этнонимом, это как раз народ, который получился в результате этногенеза, в процессе что ли. Была Волжская Булгария, которая была частью золотой Орды, и население Булгарии смешалось с кыпчаками , естественно, а также смешалось со славянами, которые принимали ислам.

А почему ислам? Ведь армия Чингисхана не была мусульманской...

Армия Чингисхана не была даже буддийской. Они были тенгрианцами — поклонниками неба (т.е. шаманистами. Прим.сайт), хотя среди них были несторианцы-христиане ( — одна из сект христианской церкви, образовавшаяся в Византии. Прим..

Но когда при хане Берке (еще один внук Чингисхана, правил в 1257-1266 гг., тогда же Монгольское государство разделилось на самостоятельные государства, основанные потомками Чингисхана на территории от Пекина до Крыма. Прим. сайт) основалась Золотая Орда, и была проблема выбора веры, то Берке стал мусульманином для того, чтобы установить дипломатические связи с самых могущественным государством того времени, а это был, конечно, фатимидский Египет (отколовшийся к тому времени от Арабского халифата, а сам халифат в Багдаде спустя столетие также попал под власть тюркских племен при номинальном правлении халифа, ставшего лишь духовным повелителем правоверных. Конец халифату положили монголы взявшие Багдад в 1258 году. После этого во главе мусульманского мира уже всегда стояли тюрки, в частности, османы. Прим. сайт).

Позднее эти два государства — Золотая Орда и Фатимидский Египет дружили на протяжении столетия, и вместе отражали набеги... кого? Монгольских Ильханов в Персии. Монгольское войско, государство и народ к тому времени уже раскололся на части, в том числе (династию) в Персии, и Золотую Орду. Были они, казалось бы, из-за одного народа, но стали страшными соперниками вокруг Шелкового пути, а также на Каспии и на Кавказе. При хане Берке Орда начинает становиться мусульманским государством, а уже, где-то при хане Узбеке становится крупной мусульманской цивилизацией. Огузо-кыпчакский язык был языком Золотой Орды. Он, конечно, был тюркским языком . (Наряду с тюркским языком, монголы приняли письменность тюрок-уйгуров в качестве письменности для монгольского языка, который всегда сохранялся в исторической Монголии. Прим. сайт).

(Монгольская империя была, вопреки распространенному мнению не только кочевой, но и огромной оседлой державой. В ней было сто городов ) ... Некоторые из них еще стоят. Большинство поволжских городов стоят на руинах золотоордынских городов. Это сохранилось в их названиях. Саратов — это Саратау («Желтая гора»). Царицын назвали очень остроумно от Сарысы, тюркского названия. Самара, Камышин, Казань, Ургенч, и, естественно, города Крыма также являлись ордынским городами .

Кроме того, о чем мы говорим, наследие Золотой Орды, осталось в именах многих известных людей (в России). Например, Рахманинов. Его фамилия происходит от Рахман, в переводе «Милостивый». Державин происходит от Богрима-мурзы, который напрямую выехал из Золотой Орды. А предки Карамзина звались Кара-Мурзиными. Среди русских семей, особенно дворянских, несметное количество родов, которые в свое время выехали с Золотой Орды ...

Самыми крупными ордынским городами были Сарай-Бату (недалеко от нынешней Астрахани) и Сарай-Берке (недалеко от нынешнего Волгограда, на реке Ахтубе) . Они стояли на реках. Это были города в которых был и мечети, православные церкви. Существовал православный епископ Сарайский Петр . Были католические храмы, и синагоги. В сарайских городах жили ремесленники, писцы-бюрократы, и поэты Это были торгово-ремесленные города. Для купцов там были невероятно хорошие условия. Золотоордынские ханы очень строго соблюдали собственные законы. Охрана дорог и обеспечение торговли были одним из главных приоритетов .

Оттуда появились на Руси «ямы», т.е постоялые дворы, оттуда же ямщики. Оттуда появилась (на Руси) регулярная почта. Купцу нужно было заплатить всего три процента таможенной пошлины, чтобы проехать по всей территории Золотой Орды, а это от Крыма, от Феодосии, до Иртыша и Аральского моря. После уплаты они получали дощечку пайзу — серебряную или медную, и никто больше не смел с купца взять какие-либо поборы.

Ордынские города были каменные. Когда спрашивают, куда эти города подевались? До XVI века эти города еще разбирали разламывали на кирпичи. Ордынский кирпич был лучший, т.н. «мамайский кирпич» . Из этого кирпича построены очень многие волжские города. Музыка Рахманинова... это тоска по воле, которая растворена в идее этого великого государства», говорилось в передаче.

В ходе передачи Равиль Бухараев прочитал несколько своих переводов с тюркского любовной лирики золотоордынских поэтов. Интересно, что в золотоордынской поэии не была популярна военная тематика, т.к. монгольская армия обычно, по словам Равиля Бухараева, всегда была либо в походе, или в военных лагерях, и была отделена от городов, не интересуясь поэзией .

Золотоордынская поэзия включала множество поэтов-этнических тюрок, живших в городах покоренной Золотой Ордой Средней Азией. Равиль Бухараев приводит одно из стихотворений среднеазиатского тюркского золотоордынского поэта о том, что надо учиться преданности богу у христиан-католиков . (Интересно, что после реставрации в Константинополе в 1261 году Византийской империи и, соответственно, разгрома византийцами Латинской империи, основанной крестоносцами в этом городе за 57 лет до того, некоторые рыцари-католики, остались жить в регионе Анатолии — предместьях Константинополя, приграничье Византии, ею уже не контролировавшемся, среди платящих дань монголам турок-сельджуков. Отметим, что Анатолия благодаря монголам освободилась от влияния Арабского халифата, но существовавшую в урезанном виде Византию монголы так и не покорили. Рыцари же сначала не спешили возвращаться в Европу, но и в Византию также уже никогда не вернулись, где еще целых два века, до самого османского завоевания, правила византийская историческая династия Палеологов,- династия, при латинянах правившая из Фракии — граница нынешних Болгарии и Греции; область известная в период потери Палеологами Константинополя и как Никейская империя).

Также по этой теме:

На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше - на Италию и в Но мечта великого завоевателя свершилась - монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи - самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.

Что такое Золотая Орда

Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус - это административная единица в великой и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже - в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».

Годы Золотой Орды

Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар.

Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.

Конец Золотой Орды

В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной

Русь и Улус Джучи

Славянские земли не входили в состав Монгольской империи. Что такое Золотая Орда, русичи могли судить разве что по крайнему западному улусу Джучи. Остальная империя и ее столичный блеск оставались вне поля зрения славянских князей. Их отношения с улусом Джучи в определенные периоды носили различный характер - от партнерских до откровенно рабских. Но в большинстве случаев это была типично феодальная взаимосвязь феодала и вассала. Русские князья приезжали в столицу улуса Джучи, город Сарай, и приносили оммаж хану, получая от него «ярлык» - право на управление своим государством. Первым сделал это в 1243 году Поэтому самым влиятельным и первым по субординации был ярлык на Владимиро-Суздальское княжение. От этого во время татаро-монгольского ига и центр всех русских земель сместился. Им стал город Владимир.

«Страшное» татаро-монгольское иго

Учебник истории за шестой класс живописует напасти, которые терпел русский народ под оккупантами. Однако не все было так печально. Князья сначала использовали отряды монгол в борьбе со своими врагами (или претендентами на престол). За такую военную поддержку нужно было платить. Потом, во времена князья должны были часть своих доходов от податей отдавать хану улуса Джучи - своему сеньору. Это называлось «ордынский выход». Если плата задерживалась, прибывали бакаулы, которые взимали подати сами. Но при этом славянские князья правили народом, и жизнь его текла по-прежнему.

Народы Монгольской империи

Если мы зададимся вопросом о том, что такое Золотая Орда с точки зрения государственного строя, то тут нет однозначного ответа. Поначалу это был полувоенный и полукочевой союз монгольских племен. Очень быстро - в течении одного-двух поколений - ударная сила войска завоевателей ассимилировалась среди покоренного населения. Уже в начале XIV века русские называют Орду «татарами». Этнографический состав этой империи был очень разнородным. Тут постоянно проживали аланы, узбеки, кипчаки и другие кочевые или оседлые народности. Ханы всячески поощряли развитие торговли, ремесел и строительство городов. Никакой дискриминации по признаку национальности или вероисповедания не было. В столице улуса - Сарае - в 1261 году даже образовалось православное епископство, настолько многочисленной была тут русская диаспора.

ЗОЛОТА`Я ОРДА` (Алтын Урда) государство в северо-восточной Евразии (1269–1502 годы). В татарских источниках - Олуг Улус (Великая держава) или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи , в арабских - Дешт-и-Кипчак, в русских - Орда, Царство татар, в латинских - Тартария.

Золотая Орда образовалась в 1207–1208 годах на основе Джучи Улуса - земель, выделенных Чингизханом сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае. После смерти Джучи (1227 год) решением всемонгольских курултаев (1229 и 1235 годов) правителем улуса был провозглашён хан Бату (сын Джучи). В ходе монгольских войн к 1243 году в составе Улуса Джучи находились территории Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии , а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского княжеств. К середине XIII века в зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Бату разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на левое и правое крыло. Они были поделены на улусы, тумены (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой - ямской службой, состоявшей из ямов (станций). Бату правителем Кок Орды назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан) и представители аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы - иль) на правах суйургалов. Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбеки), во главе более мелких уделов - туменбаши, минбаши, йозбаши, унбаши. Они осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

В конце 1250-х годов правители добились определённой независимости от великого кагана Монгольской империи, что выразилось в появлении тамги рода Джучи на монетах хана Берке. Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 году, разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи. В конце XIII века в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье - хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII-XIV веков победой Токты над Ногаем. Верховная власть в Золотой Орде принадлежала Джучидам: до 1360 года ханами были потомки Бату, затем - Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 года) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии. С 1313 года ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах (хутбе), они скрепляли своей печатью законы. Исполнительным органом власти был диван , состоявший из представителей высшей знати четырёх правящих родов - Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. Главой дивана являлся везир - олуг карачибек, он руководил фискальной системой в стране, ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, был главнокомандующим войсками страны. На курултае (съезде) решались важнейшие государственные вопросы представителями 70 знатных эмиров.

Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана - огланы, султаны, далее - эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) - бахадуры (батыры) и казаки. На местах налоги собирали чиновники - даругабеки. Основное население состояло из податного сословия - кара халык, платившего государству или феодалу налоги: ясак (главный налог), различные виды поземельных и подоходных сборов, пошлин, а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы), ямская (ильчи-кунак). Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства - гошер и закят, а также дань и налоги на покорённые народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).

Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тысяч человек). Знать составляла кадры военачальников и профессиональных воинов - тяжеловооружённых кавалеристов (до 50 тысяч человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота. При обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. Основой тактики полевого боя являлось массированное применение тяжеловооружённой конницы. Её атаки чередовались с действиями конных лучников, которые поражали противника на расстоянии. Применялись стратегические и оперативные манёвры, охваты, фланговые удары и засады. Воины были неприхотливы, войско отличалось манёвренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.

Наиболее крупные сражения:

  • битва близ города Переяславль эмира Неврюя с владимирским князем Андреем Ярославичем (1252 год);
  • взятие войсками бахадура Бурундая города Сандомир (1259 год);
  • битва Берке на реке Терек с войсками правителя-ильхана Ирана Хулагу (1263 год);
  • битва Токты на реке Куканлык с Ногаем (1300 год);
  • взятие города Тебриз войсками хана Джанибека (1358 год);
  • осада города Болгар войсками беклярибека Мамая и московского князя Дмитрия Донского (1376 год);
  • Куликовская битва (1380 год);
  • взятие Москвы ханом Токтамышем, беклярибеком Идегеем (1382, 1408 годы);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Кондурча (1391 год);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Терек (1395 год);
  • битва Идегея с Токтамышем и князем литовским Витовтом на реке Ворскла (1399 год);
  • битва хана Улуг-Мухаммада.

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов, (в том числе Среднем Поволжье - Болгар , Джукетау , Иски-Казань, Казань , Кашан, Мухша). Свыше 150 больших и малых городов были центрами административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни. Управление городами осуществляли эмиры и хакимы. Города были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего), расцвет переживали стеклоделие, гончарное, ювелирное производства и торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шёлком, пряностями из Китая и Индии. Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот. Ввозились предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности. Во многих городах существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке).

Столицей Золотой Орды до 1-й трети XIV века был Сарай аль-Махруса , построенный при хане Бату. Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы. С 1-й трети XIV века столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Основным занятием населения было земледелие, садоводство и стойловое скотоводство, бортничество, рыболовство. Население снабжало продовольствием не только себя, но и поставляло его на экспорт.

Основная территория Золотой Орды - степи. Степное население продолжало вести полукочевую жизнь, занимаясь скотоводством (овцеводство и коневодство).

Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык - поволжский тюрки. На нём созданы произведения старотатарской литературы: «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари. В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX века. Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во 2-й половине XIV века был вытеснен тюркским. В городах были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты. Первым ханом, принявшим ислам , стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения. К тому времени население в булгарских княжествах уже исповедовало мусульманство.

С принятием ислама произошла консолидация аристократии и становление новой этнополитической общности - татар, объединявшей мусульманизированную знать. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом «татары». К концу XIV века он широко распространился среди населения всей страны. После распада Золотой Орды (1-я половины XV века) термин «татары» обозначал военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.

Ислам в Золотой Орде стал в 1313 году государственной религией. Главой духовенства мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али). Мусульманское духовенство состояло из муфтиев, мухтасибов, кадиев, шейхов, шейх-машейхов (шейхи над шейхами), мулл, имамов, хафизов, осуществлявших богослужение и судопроизводство по гражданским делам во всей стране. В ведении духовенства находились также школы (мектебы и медресе). Всего на территории Золотой Орды известно более 10 остатков мечетей и минаретов (в том числе в Болгарском, Елабужском городищах), а также медресе, больницы и ханака (обиталища) при них. Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака. Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их всех видов податей и налогов. Также строились взаимоотношения с армянскими христианами, католиками и иудаистами.

Золотая Орда была страной развитой культуры. Благодаря разветвлённой системе мектебов и медресе, население страны обучалось грамоте и канонам ислама. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов, переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют предметы с надписями, эпитафии. Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях правителей и фольклорной традиции. Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню.

В 1243 году ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Походы Ногая (1275, 1277, 1280, 1286, 1287 годы) преследовали цель наложить на балканские страны и Польшу дань и военную контрибуцию. Поход Ногая на Византию окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением её в сферу влияния Золотой Орды (1269 год). Война, разгоревшаяся в 1262 году в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х годов. Период расцвета Золотой Орды пришёлся на время правления ханов Узбека и Джанибека. Ислам был провозглашён официальной религией (1313 год). В этот период, на гребне экономического подъёма сложилась единая система управления империей, огромная армия, стабилизировались границы.

В середине XIV века, после 20-летней междоусобной войны («Великой замятни »), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы начался распад единого государства. В 1380 году Токтамыш завоевал ханский престол, разгромил Мамая. Поражения Токтамыша в войнах с Тимуром (1388–89, 1391, 1395 годы) привели к разорению. Правление Идегея ознаменовалось успехами (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реке Ворскла в 1399 году, поход на Мавераннахр в 1405 году, осада Москвы в 1408 году). После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419 год) единая империя распалась, и на территории Золотой Орды возникли татарские государства: Сибирское ханство (1420 год), Крымское ханство (1428 год), Казанское ханство (1438 год). Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 году в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея.

Золотая Орда сыграла большую роль в формировании татарской нации, а также в развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра). Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военнном деле.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды:

  • Джучи (1208–1227 годы)
  • Бату (1227–1256 годы)
  • Сартак (1256 год)
  • Улакчи (1256 год)
  • Берке (1256–1266 годы)
  • Менгу-Тимур (1266–1282 годы)
  • Туда-Менгу (1282–1287 годы)
  • Тула-Буга (1287–1291 годы)
  • Токта (1291–1313 годы)
  • Узбек (1313–1342 годы)
  • Тинибек (1342 год)
  • Джанибек (1342–1357 годы)
  • Бердибек (1357–1339 годы).

Ханы периода «Великой замятни».

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.

В. Ключевский

В сентябре 1980 года советский народ с большой помпой отмечал 600-летие . Ни один журнал или газета не остались в стороне от этого события, важного для русской истории. Но, прежде чем начать рассказ о событиях Куликова поля, необходимо сделать несколько наблюдений, потому что битва 1380 года является итогом большого исторического процесса, происходившего в течение нескольких веков.

Если мы бросим общий взгляд на средневековую историю Восточной Европы, сначала вынуждены будем обратить внимание на сложные и противоречивые отношения и борьбу между собой двух суперэтносов - тюрков и славян.

Во-первых, после распада Великой Болгарии Кубрат хана в степях Восточной Европы остается только одно государство, созданное тюрками. Это Хазарский каганат. Борьба между Хазарским каганатом и Киевской Русью оканчивается победой князя Святослава в 965 году.

Во-вторых, с конца X века (с 990 года) начинается отчаянная борьба между Киевской Русью и союзом печенегов, проникших в степи Восточной Европы. Но вскоре эта борьба прекращается. Дело в том, что в начале XI века кыпчаки, отделившись от Кимакского каганата, направляются на запад. Они проникают в степи, где хозяйничали печенеги. Начинается борьба за место под солнцем. Сильные и многочисленные кыпчакские племена вытесняют печенегов из восточноевропейских степей и вынуждают тех отступить на запад - в придунайские степи.

В-третьих, занявшие место печенегов кыпчаки в свою очередь начинают борьбу с Киевской Русью (в 1061 году князь Всеволод был разбит кыпчаками). Борьба продолжается довольно долго и только в период правления сильного князя (умер в 1125 году) активность кыпчакских племен несколько спадает.

Русские князья в междоусобной борьбе часто привлекают кыпчакские племена и ловко используют их в своих интересах. Они женят своих сыновей на дочерях высокопоставленных кыпчаков - так завязываются семейные отношения и появляется кумовство. Несмотря на это, между тюрками - кыпчаками и русскими сохраняются напряженные отношения. (Например, походы русских князей против кыпчаков в 1168, 1182, 1184, 1202, 1205 годах говорят как раз об этом). Такая непрекращающаяся борьба объясняется тем, что степняки-кыпчаки совершают на русских князей постоянные нападения и неожиданные вылазки. Кыпчаки живут неорганизованно. Они занимают сторону то одного, то другого князя и участвуют во многих столкновениях.

Если в это время русские князья ведут соперничество, чтобы занять «золотой киевский стол», то есть взойти на главный трон в славном граде Киеве, то среди кыпчаков не возникает идея объединения, накопления сил и на этой основе организации чего-то вроде своей государственности. Поэтому у кыпчаков, в середине XI века со всей мощью ворвавшихся в степи Восточной Европы, не рождается общая идея, которая бы послужила им объединяющим началом.

Они сражаются с кем попало, служат кому попало, и каждый хан заботится лишь о своих интересах. И естественно, в такой обстановке их первоначальная мощная энергетика растрачивается даром и без пользы для себя. Надо сказать, что в этот период в степях Восточной Европы тюркский массив намного увеличивается, и это обстоятельство еще будет играть положительную роль во время образования Золотой Орды.

В 1223 году в степи Восточной Европы врывается монгольская армия, и с этого времени для обитающих здесь этносов наступает пора больших испытаний и изменений. В первом бою на реке Калка против врага выступает объединенная русско-кыпчакская армия. Но монголы сражение выигрывают. По мнению историка Ризаэтдина Фахретдина, «через Дербентский проход в восточноевропейские степи Джучи хан (сын Чингиз хана) прорвался для того, чтобы вступить в союз с тюрками-кыпчаками.

Но из-за подстрекательства русских князей кыпчаки и горцы выступили против армии Джучи хана (1223 год, ). Надо сказать, в самый ответственный момент русские полки покинули поле боя, и по этой причине кыпчаки потерпели поражение, а их племенной союз распался» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. - Казань, 1996. - С.75-76).

Действительно, это похоже на правду, потому что монголы перед началом боя, послав к кыпчакам человека, пытались тех уговорить не вступать в бой, мотивируя это тем, что монголы и кыпчаки - братья по крови. Это нашло отражение и в источниках.

Возвращаясь с калкинского сражения, монгольское войско вступает и на земли , расположенной несколько в стороне от степи, но здесь оно потерпело поражение от булгар; около четырех тысяч человек спаслось бегством. А еще через тринадцать лет большое монгольское войско, переправившись через реку Яик, начинает завоевание государств Восточной Европы.

Так, в 1236 году была завоевана Волжская Булгария, в 1237 году - Рязань, Москва и Владимирское княжество. Через два года в руках монголов оказывается славный своими золочеными куполами город Киев, затем монгольская армия захватывает Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию, а в 1242 году доходит даже до стен Вены.

После грозных походов в 1243 году в степном Поволжье образовался Джучиев улус, названный впоследствии Золотой Ордой.

Тюрки и монголы

В пришедшей с востока армии наряду с монгольским элементом львиную долю составляли тюрки. Конечно, ханы были монгольского происхождения, они все были чингизидами. Но в армии представителей тюркских племен было большинство, и это дает нам право назвать походы монголо-тюркскими. Правда, в русской исторической науке на это мало кто обращает внимания, там принято выражение «монголы» или «татаро-монголы».

Но истина дороже. К тому же после образования Золотой Орды монголы в тюркской среде отюречились через два поколения. Это установленный факт. Так что походы, давшие миру новые стимулы, способствовавшие смешению крови, - явление не случайное. Деятельность великих полководцев, таких, как Чингисхан или Александр Македонский и других, без санкции неба вряд ли была бы возможна. Об этом в эзотерических источниках имеются ясные указания.

Образование Золотой Орды сплачивает в рамках одного государства живущие в степях разбросанные этносы и вот уже сколько веков ведущие между собой споры оседлые народы. Если оценивать объективно, это, без сомнения, проявление прогресса. Конечно, в войнах льется много крови, разрушаются духовные и материальные ценности. Но разве создание нового, поднятие на новую ступень развития не происходит через отказ от старого, изжившего себя? Это же основной закон эволюции.

В книге Н.К.Рериха «Держава Света» имеется интересная мысль об этом. Он пишет: «Великие переселения народов - не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости» (Рерих Н.К. Держава Света. - Нью-Йорк, 1931. - С.155).

Развитие и регресс монгольской орды

А вот другой исследователь, близкий по духу Рериху, пишет о кочевниках: «Кочевники ворвались в евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов» (Шапошникова Л.В. Веления Космоса. - М., 1996. - С.43).

В чем же заключается смысл монгольско-тюркских походов? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует выяснить, что дает эволюционному развитию данное явление. Давайте представим себе Восточную Европу той поры. В каком состоянии находятся в это время русские княжества? Надо сказать, они в это время ведут между собой междоусобные войны - развитие остановилось, все увлечены борьбой за власть. А монгольско-тюркские походы вносят в этот затхлый мир невиданное движение и свежие ветры. Войдя в состав Золотой Орды, русские знакомятся с новым государственным устройством, новыми законами, новой военной системой, усваивают новые методы управления, сбора налогов, открывают для себя новые способы связи между частями государства (ям). Возникают новые торговые пути и т.д.

Разве все эти нововведения не являются движением вперед, новым витком прогресса? Если так, то великое передвижение народов, большие походы, в результате которых образовалась Золотая Орда, необходимо рассматривать как следствие влияния внешних сил, потому что космос ведет постоянную работу по продвижению человечества по пути эволюции, но никогда не вмешивается без надобности в дела земли, все делается руками человеческими. Поэтому люди это не ощущают, думают, что само собой так получилось.

Мы уже говорили, что и до монгольско-тюркских походов в степях Восточной Европы усилился массив кыпчакских племен, что они стали основными соперниками славян в этом регионе. А с образованием Золотой Орды эти степи вообще превратились в Кыпчакскую степь, и в историю она вошла под названием Дешти Кыпчак. Таким образом, кыпчаки становятся здесь основным этносом, а монголы, как уже было сказано, ассимилируются. Тюрки превращаются не только в правящий, но и государствообразующий народ. Конечно, Волжская Булгария тоже не оставалась в стороне от этого процесса. Можно считать, что «татаризация» булгар началась именно в этот период.

Наконец-то я встретил источник, в какой-то мере уточняющий этот вопрос. В № 7, 8 журнала «Мирас» (Наследие) за 1996 год был опубликован труд Ибн аль-Асира под названием «Совершенство в деле составления летописей». В источнике речь идет о времени правления Берке хана, описывается прибытие послов из Египта и их прием в юрте хана. «Берке хан сидит на троне, рядом с ним находится его старшая жена, далее на скамьях расположились 50-60 эмиров. Когда послы вошли к хану, Берке хан приказал везирам огласить письмо… Стоявший рядом с Берке ханом старший кадий перевел письмо и отдал список хану (что за список, неясно. - С.Ш.). Письмо стали читать людям Берке хана по-тюркски. Татары этому очень обрадовались…» (Мирас. - 1996. — № 7-8. — С. 189).

Надо сказать, в последнем предложении заложена очень ценная информация. Значит, с самого начала образования Золотой Орды (первый хан Бату скончался в 1255 году) в управлении государством принимали активное участие тюрки-татары. Конечно, мы не можем сказать точно, сколько человек из тех эмиров, участвовавших в приеме послов, были из тюрко-татар. Однако обращает на себя внимание тот факт, что прибывшее с послом письмо было специально переведено для тюрков-татар, что их очень обрадовало. Этот факт говорит о том, что ханы-чингизиды Золотой Орды в управлении государством опирались и на тюрков-татар, поэтому превращение тюркского языка в скором времени в официальный язык государства было явлением естественным.

Таким образом, вошедшие в состав Золотой Орды тюрки, живя в сплошной кыпчакской языковой среде, в общественно-политическом, экономическом и культурном отношениях втягиваются в единый центр и создают общий язык, культуру и литературу.

Будучи живым организмом, изменяющейся системой, Золотая Орда тоже переживает различные времена. Но наибольшего могущества и большого авторитета в мире это государство достигает в (1312-1342). В это время его политическое влияние, высокий уровень жизни, налаженная экономика и развитая культура достигают такой высоты, что оно для соседних государств становится образцом для подражания. Именно в этот период ислам превращается в официальную религию. Из различных точек мусульманского мира в Сарай устремляются религиозные деятели, известные ученые и литераторы.

Проходивший в эти годы через земли Золотой Орды известный мусульманский путешественник Ибн Батутта отмечает мир и благополучие в государстве, безопасность дорог, наличие в пути множества караван-сараев, ханака, в которых обитают суфии и дервиши. В пути путешественник встречается с огромной процессией с сотнями юрт, идущей, заполняя половину степи. Как выясняется впоследствии, это была процессия, сопровождающая одну из жен Узбек хана. Такая роскошь и широта его крайне удивили.

Однако именно при правлении Узбек хана от достигнутого благополучия, несметных богатств, текущих в центр государства, высокого авторитета и дипломатических успехов происходит как бы головокружение и успокоенность. Люди начинают жить в свое удовольствие, получая от жизни лишь наслаждение и ни о чем не думая. Естественно, такое поведение к добру не ведет. Известно, если считаешь, что всего добился, и на этом успокоился - знай, что пропал. Это значит, что развитие остановилось.

Узбек хан также много привилегий предоставил подвластным ему русским княжествам. В свое время на это обратил внимание и Ризаэтдин Фахретдин. Оценивая деятельность этого хана, он одновременно указывает и на его ошибки. Он пишет: «Несомненно, Узбек хан был выдающимся правителем, при котором Золотая Орда достигла небывалого расцвета и могущества в политике. Она заключается в том, что он, усиливая Московское княжество и не осознавая этого, исподволь готовил против Золотой Орды серьезного врага. Узбек хан ликвидировал постоянно воюющие между собой мелкие княжества и собрал их воедино. По этой причине русские почувствовали свою силу» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.95). Мало того, Узбек хан предоставляет митрополиту Руси Петру, православной религии неограниченные вольности, монастырские земли освобождает от уплаты ежегодной дани (ясака). По словам того же Р.Фахретдина, в ярлыке хана, данном в защиту православной религии, были такие слова: «Ежели кто будет поносить христианскую религию, молвить обидные слова против церквей, монастырей и часовен - тот человек будет казнен».

Конечно, каждый народ имеет полное право исповедовать свою религию, придерживаться своих обычаев и житейских правил. В этом отношении в Золотой Орде существовала неограниченная свобода вероисповедания и толерантность, каждая религия имела равные права, никак не притеснялась, что превратило государство в одно из самых передовых. На эту особенность обращали внимание приезжие гости и послы разных стран. Их крайне удивляла такая свобода в выборе веры, о чем в своих странах они не могли даже мечтать. Все это говорит о том, что, видимо, в Золотой Орде не существовало должного понимания, что религия является одним из сильнейших видов идеологического оружия.

Обратимся к православной религии. Если бы ханы видели в этой религии сильное идеологическое оружие, направленное против татар-мусульман, если бы они понимали, что эта религия способствует объединению русского народа и одновременно является в руках церковников сильным средством воспитания в народе враждебности к мусульманам, они вряд ли предоставили бы ей столько вольностей. Русский народ воспрянул духом именно благодаря своим религиозным деятелям, постепенно окреп, поверил в себя и в конце концов превратился в силу, которая с оружием в руках выступила против Сарая. Так Золотая Орда своей необдуманной политикой сама воспитала против себя сильного врага.

Вот что интересно: Узбек хан, заняв трон, тут же начинает беспощадную борьбу против , все еще существовавшего среди монголов, прилагает много сил для искоренения этой религии в своем государстве. По этой причине входит в противоречие с монголами. А вот православию он предоставляет широкие права, не думая о том, что такая политика в дальнейшем может создать для государства серьезные проблемы.

При Узбек хане и его сыне Джанибек хане Золотая Орда еще процветает, но после убийства взошедшего на трон Бирдебек хана (1359 г.) в государстве начинаются внутренние неурядицы и борьба за власть.

В 1360-1361 годах государство разделяется на правое и левое крыло. Если земли, лежащие к востоку от Волги, представляют левое крыло, восточные входят в правое крыло. Волга является естественной границей двух частей государства. Если на одной стороне с центром в Сарае происходит постоянная смена ханов, на другой стороне действует энергичный , стремящийся посадить на трон своего хана. Так в стране начинается фактически гражданская война, которая продлится двадцать лет и превратится в фактор, разрушающий государство изнутри. Московское княжество ловко использует эту нестабильность в свою пользу, и за эти годы довольно сильно укрепляется. Если бы в Золотой Орде не возникла эта «великая замятия», то русским в 1380 году и в голову не пришла бы мысль выступить на Куликовом поле против татар.

Внутренние смуты в татарском государстве оканчиваются сражением на Куликовом поле. После этого , который начинает укреплять страну, собирая улусы в единый центр.

Однако надо сказать, что на Куликовом поле против объединенного русского войска сражались силы не центрального правительства, а только лишь , поэтому мы решительно отвергаем мнение, что на Куликовом поле силы Золотой Орды были разбиты. В этом бою русские сражались лишь с Мамай мурзой, который сам боролся против центрального правительства с центром в Сарае.

Через два года после этой битвы все возвращается на круги своя. В 1382 году Тохтамыш хан захватывает Москву, и , получивший за Куликовское сражение звание Донской, как и в прежние годы, начинает платить так называемый «ордынский выход» (т.е. ясак).