Северная Корея — одно из самых труднодоступных для путешествий государств в современном мире. Строгий политический режим вместе с изолированностью от большинства развитых стран породили множество мифов и догадок о жизни северокорейского общества.

Подобно другим ранее существовавшим государствам с военно-диктаторским режимом, Северная Корея стремится выразить свои амбиции не только через военную мощь, но и благодаря масштабным архитектурным проектам.

Взгляните на самые впечатляющие примеры того, как выглядит сегодня архитектура Северной Кореи:

Въезд в столицу Пхеньян украшает огромная Арка Воссоединения, которая символизирует собой объединенные части Северной и Южной Кореи.

Вслед за аркой в глубине города расположился Памятник Рабочей партии с лозунгом: «Да здравствует Трудовая партия Кореи, организатор и проводник ко всем победам корейского народа!»

В самом центре Пхеньяна возвышается 105-этажное здание отеля Ryugyong, которое является самым высоким заброшенным зданием в мире. Активное строительство отеля проходило в период с 1987 по 1992 год, после чего проект был окончательно остановлен из-за нехватки инвестиций. К 2008 году правительством предпринимались попытки достроить отель, однако завершить проект так и не удалось. По состоянию на 2017 год, 330-метровое здание было всё-таки достроено, но окончательно так и не введено в эксплуатацию.

На противоположной стороне города расположен 170-метровый гранитный Монумент идей Чучхе, являющийся вторым по высоте сооружением Северной Кореи.

Дворец школьников Mangyongdae Children’s Palace является одним из самых масштабных общественных комплексов в КНДР. Здание предназначено для развития различных детских внешкольных навыков: от изучения и , до работы за компьютером и занятий . Комплекс включает в себя 120 учебных комнат, бассейн, гимнастический зал и театр на 2000 мест.

Значительная часть архитектуры страны предназначена для того, чтобы чтить память своих лидеров: основателя северокорейского государства Ким Ир Сена, который фактически управлял КНДР в период между 1948 и 1994 годами, а также его сына и последователя — Ким Чен Ира, который в дальнейшем определял путь развития страны вплоть до своей смерти в 2011 году.

Портреты бывших национальных лидеров КНДР можно встретить по всему городу на самых главных зданиях столицы: от центрального железнодорожного вокзала..

До фасада здания Зала Народных Собраний.

Несмотря на то, что Северной Корее не хватает собственного электричества и по ночам на большинстве территорий отключен свет, портреты основателя страны на зданиях не прекращают подсвечиваться никогда.

Помимо памятников и портретов, в Пхеньяне есть также и площадь имени Ким Ир Сена, которая может вместить до 100 тысяч человек одновременно, и служит местом для проведения масштабных фестивалей и военных парадов.

В центре столицы также расположена Триумфальная Арка, которая была построена в память о сопротивлении японской оккупации 1925-1945 годов. Особенностью монумента является то, что при его возведении были использованы 25 500 блоков, соответствующие числу дней из жизни Великого вождя страны Ким Ир Сена.

Очередным примером масштабности архитектуры КНДР может послужить Музей Победоносной Войны (Victorious War Museum), построенный в честь торжества окончания Корейской войны 1950 — 1953-х годов .

Метрополитен северокорейской столицы является одним из важнейших объектов гордости страны. Построенное в 1973 году по советским образцам, метро в Пхеньяне является одним из самых глубоких в мире, чтобы при необходимости выполнять функцию потенциального бомбоубежища. Высокие потолки, колонны, люстры и мозаика на стенках — такое удивительное оформление некоторых станций делает их одними из самых богато украшенных подземных станций в мире.

Одним из последних созданных сооружений в столице КНДР стал огромный Мунсунский аквапарк (Munsu Water Park) . В водно-спортивном комплексе расположились открытые и закрытые бассейны, аттракционы, сауны, поля для игр в баскетбол и волейбол, скалодромы и многое другое.

Северная Корея также является домом для самого вместительного в мире — Стадиона Первого Мая (May Day Stadium ), построенного для проведения Фестиваля молодёжи и студентов 1989 года.

Полностью заполненный стадион способен вместить до 150 000 человек, и используется в современные дни как место проведения ежегодных массовых игр в честь истории страны.

Немаловажную роль в жизни Северной Кореи играет наука, для развития которой в стране построен современный научно-технический комплекс в форме атома, который был открыт в начале 2015 года. Для реализации проекта научного здания был выделен целый остров, искусственно соединенный с обоими берегами реки Тэдонган.

По словам современного руководителя страны Ким Чен Ына, центр поможет «продолжать развитие богатого и мощного отечества через локомотив науки и техники» .

Продолжает тему науки в Пхеньяне целая Улица Ученых (Mirae Scientists Street ), состоящая из различных по форме высотных зданий, возведенных в рекордный срок менее года.

Помимо жилой инфраструктуры в новом микрорайоне расположены научно-исследовательские институты, занимающиеся инновационными разработками, которым предстоит конкурировать на мировом уровне.

Несмотря на то, что большинство возвышающихся жилых зданий КНДР похожи на однотипные бетонные коробки..

Встречаются и более яркие примеры, подобно оформленному в пастельных тонах Детскому Дому в городе Вонсан.

Завершенное в июне 2015 года здание имеет несколько этажей и окрашено в яркие цвета, которые разбавляют доминирующий бетонный серый стиль архитектуры Северной Кореи.

Несмотря на яркость некоторых редких зданий, общая картина застройки городов КНДР ясно показывает, насколько руководители страны увлечены масштабами, властью и мощью, не только в политике, но и в архитектуре.

По материалам:

За последние десятилетия Южная Корея стала одной из самых урбанизированных стран мира. Современная корейская архитектура поражает своими оригинальными формами и новыми отделочными материалами вроде светодиодных панелей. Правда, это касается по большей части общественных построек. Когда речь заходит о жилом (тем более частном) строительстве, корейцы оказываются гораздо консервативнее. И всё же некоторые проекты, определенно, заслуживают внимания.

The Curving House, Кёнгидо

Перед архитекторами стояла задача разместить на небольшом участке дом, автомобильную парковку и сохранить при этом зеленую зону. Поэтому здание подняли на бетонные сваи, обеспечив место для парковки, и придали ему изогнутую форму, чтобы освободить пространство для сада.

Scale-ing House, Соннам

Архитектор: JOHO Architecture

Сложная ломаная форма постройки обусловлена желанием заказчиков максимально использовать возможности естественного освещения. Разница в высоте крыши позволяет солнцу проникать в комнаты с трех сторон: с востока, юга и запада. Для создания необычного «колючего» фасада использовались обычные и базальтовые кирпичи, которые делили надвое и укладывали острыми углами наружу.

Дом Gyopyeong-Ri, Кёнгидо

Архитектор: Studio Origin

Проект отличается сложной структурой, состоящей из трех взаимопроникающих объемов разной высоты. Бетонные поверхности южного и восточного фасадов декорированы экранами из кирпича.

Дом H 1115-7, Сачхон

Архитектор: A.E.A

Здание состоит из трех тяжелых вертикальных объемов, образующих единую структуру за счет сложной системы коридоров и общей платформы. Темный кирпичный фасад контрастирует со светлыми вставками из поликарбоната и горизонтальным объемом из бетона.

Fortress Brick House, Сеул

Архитектор: Wise Architecture

«Кирпичная крепость» объединяет в ансамбль два частных дома: один для родителей, другой - для семьи сына. Кирпич в проекте играет главную роль, создавая ощущение прочной связи между всеми компонентами постройки.

Дом Beyond the Screen, Сеул

Архитектор: бюро OBBA

Этот многоквартирный жилой дом разработан учениками Рэма Колхаса - архитекторами Союнь Ли и Сэньчжонь Квак. В этом проекте они сделали ставку на компактность: на трех этажах постройки разместились 14 сложно устроенных (с многогранными стенами и потолками) квартир. Фасад украшен «перфорированной» кирпичной кладкой.

Pyrus House, Сеул

Архитектор: бюро ’Snow AIDe

Концепция этого частного дома построена вокруг домашнего кинотеатра. Для него отвели полуподвальное помещение без окон. Чтобы вибрация и звук не разрушали дом, остальные зоны расположили на некотором расстоянии.

Посмотрела уже 13 серий... Ой-е-ейййййй! Чем дальше, тем страньше...
Чем дальше, тем страшнее, драматичнее, напряженней. Комедийных моментов уже нет, зато волноваться и переживать заставляют постоянно.
А папаша Ен Чже-то прозрел! Сидит в домике, ждет сыночка. Но все равно же, все равно же не до конца. Все равно же репетиторшу винит. Не себя ж винит, что стрелял в него, ну пусть не в него, но все равно. Нет же ж! Да, раскаивается, рыдает, дрова колет и бухает. Но чисто себя нет же ж. Не винит. Бесит! Но на пути исправления, поэтому файтин!
Мамашу СуХана прибить каменной плитой!!! Тридцать три раза подряд! Я прям счастлива, что все ее "деточки" почили смертью храбрых. Издевается над ребенком. Блин, реально, каникулы, а она... с 9 до 10 в академии, а потом до 2 ночи вкалывать и решать задачи. Да она чекнулась, рехнулась, сбрендила. А ничего, что есть совы-жаворонки, и некоторые физически неспособны что-то выучить ночью???? Я вот кое-как учила уроки после школы, зато встать в 5, чтобы доучить, чего надо - это без проблем. А она... 10005000 ударов плетью!
А как я радуюсь из-за Сэ Ри, драгоценнейшей Сэ Ри! Ой, папочка узнает, ой, коньки-то откинет! Исчо и бабосики заплатит)))))))) Ихуууууу!!! Единственное, как бы он потом на близняшек не перекинулся. За них переживательно, да. Но за папочку злорадствую и показываю ему язык.
ЙеСо и вся та компания - оооооооо! Ну тут вообще, круть-круть-круть! И да, Хе На мне категорически не нравится. Пусть она пока ничего особого не делает, но то, как она пробралась в дом, вещает Йе Со о ее неразделенной любви... За это каменной плитой по голове Как гриццо, я всегда на стороне тех, кто безответно влюблен!!! И то, что ее матушка не осталась с ее батюшкой, и умерла в бедности - не оправдание для меня. Ни капельки. Так что я буду за Йе Со и маму Йе Со в борьбе с ней. Ну и с репетиторшей, та ж тоже подливает маслице в огонь. Нет, не подливает, методично сводит с ума девочку. Мне ее реально жаль Ты должна все время сомневаться, она лучше тебя...
И главное-то, главное!!! Ведь сама же сказала профу Ча, что его комната - загон для скота, а сама деву держит в такой же комнате для медитаций. Я ж сначала думала, это хорошая вещь, медитации, чтобы отдохнуть от учебы. Ага-да, кто ж там кому даст отдохнуть. Только напряжение, только волнение! И главное, сами-то взрослые его выпивкой снимают, а детям - фигушки. Убыв бы!!! Из взрослых никто симпатии не заслуживает моей. Ну кроме нормальной семьи писательницы и мамы близняшек. Другие бесят, хоть я и переживаю за них слегка, и ржу, и злорадствую, но если им придется рыдать и выть от несчастья, я буду радоваться и ликовать!!!
Но репетиторша-то... ой-е-еееееееей! Мужа убила, значит? А не муж ли довел ее дочку до того, что с ней сейчас происходит? Нам это покажут? Мне прямо страшно, как нам покажут прошлое репетиторши? Там страшно будет, да? А то мне страшно стало, как я про убийство узнала. А то ведь сначала сказали, что девочка в аварии пострадала, а теперь я чот сомневаюсь в этом
И да, близнецов мне не докладывают!!! Хочу больше сцен с ними!!! Братья же, броманс! Ну вот чего она такая? Мало времени близнятам уделяет. Бу на сценаристку!

Введение

Здания обычно строятся на каменном основании и увенчиваются изогнутой крышей с черепицей, держащиеся на кронштейнах и поддерживающиеся столбами . Стены сделаны из земли (наносно-глинистые стены), или, иногда, полностью состоят из подвижных деревянных дверей. Расстояние между двумя столбами - около 3,7 м, здания спроектированы так, чтобы всегда было пространство между «внутренней» и «наружной» частями дома.

Консольная, или скобочная структура - специфический архитектурный элемент, оформлявшаяся различными способами на протяжении долгого времени. Если простые кронштейны уже использовалась в период существования государства Когурё ( -668 годы), то во дворцах Пхеньяна , например, использовалась изогнутая версия (кронштейны размещались только на капителях колонн здания), которая была разработана в период династии Корё ( -1392 годы). Ярким примером можно назвать зал Амита храма Пхусок в Андонъе. Позднее, начиная с середины династии Корё и ещё до начала династии Чосон , под влиянием монгольской династии Юань ( -1368 годы), была разработана сложная консольная система, в которой кронштейны также были размещены на поперечных горизонтальных балках. Намдэмун в Сеуле - национальное достояние Кореи, является, возможно, самым известным примером строений с такой структурой.

Бревенчатые дома были построены посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между брёвнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобного рода дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее .

Раскопанные дома, которые, возможно, появились в южных регионах, как считается, были построены в качестве складов для того, чтобы уберечь зерно от животных и хранить его в отличном состоянии. Этот стиль архитектуры сохранился в виде двухэтажных укрытий и наблюдательных постов в садах в сельской местности .

В керамическую эпоху Мумун здания были жилыми ямами со стенами-мазанками или кровельными крышами . Фальшпол впервые появился на Корейском полуострове в середине эпохи Мумун (850-550 годы до н. э.) .

По данным китайских текстов Сань-го чжи , существовало три типа корейского жилища в этот период: землянка , бревенчатый дом, или сруб и надземные дома. Однако идентифицировать удаётся только остатки землянок. Землянки состояли из ямы, глубиной 20-150 см и пролётного строения из травы и глины, поддерживаемое треугольной деревянной структурой, защищающей от ветра и дождя. Землянки в неолите имели круглую или овальную яму около 5-6 м в диаметре с очагом в центре. Большинство ранних землянок размещались на холмах. После того, как эти жилища стали строится рядом с реками, ямы приобрели прямоугольную форму, а также стали крупными и с двумя раздельными очагами . В 108 году до н. э., после падения королевства Кочосон , было установлено китайское правление. Правительственные здания этого периода были построены из дерева, кирпича и кровли с черепицей, имеющая особенности китайского строения. Китайская архитектура повлияла на корейскую.

Эпоха трёх корейских государств (примерно 3-4 столетие - 668 год)

Общая архитектура

Религиозная архитектура

Реконструкция восточной каменной пагоды, которая была построена в эпоху государства Пэкче в храме Мирыкса.

Строительство буддистских храмов было воспринято с энтузиазмом после распространения буддизма в 372 году из Северного Китая . Серия раскопок, проведённых в -1938 годах , позволила обнаружить места с несколькими крупными храмами около Пхеньяна, а также в районах Чхонгам-ри, Воно-ри и Санго-ри. Раскопки дали понять, что храмы были построены в стиле Когурё, известном как «Три зала - одна пагода», зал был на восточной, западной и северной сторонах пагоды, а на южной находились входные ворота. В большинстве случаев пагоды имели восьмиугольную планировку. Дворцовые здания, по-видимому, были устроены таким же образом.

Государство Пэкче было основано в 18 году до н. э. и его территории включали западное побережье Корейского полуострова . После падения королевства Нанънанъ, государство Пэкче установило дружеские отношения с Китаем и Японией . Великие храмы были построены в это время. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что она показывает особенности перехода от деревянных пагод к каменным. Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчёркивали своё происхождение от китайских образцов. Позднее, важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией.

Пэкче находился под сильным влиянием Когурё и Южного Китая. Как только границы государства расширились на юг, столица из Вире была перенесена в Унджин (ныне Конджу) в 475 году , а в 538 году в Саби (ныне Пуё). В этот период искусство достигло совершенства и превзошла искусство Когурё. Также одной из особенностей архитектуры Пэкче является использование криволинейных конструкций. Хотя ни одно из зданий Пэкче не сохранилось, в настоящее время обнаруживаются только остатки недеревянных строений всех трёх ранних корейских государств, в том числе и Пэкче . Сделать какие-либо выводы о архитектуре Пэкче можно, благодаря детальному рассмотрению храма Хорю-дзи из Японии , который помогали строить архитекторы и техники из государства Пэкче. Архитектура Пэкче в Японии достигла расцвета, благодаря проникновению буддизма в 384 году . На участках, где во времена трёх ранних корейских государств находились здания, обнаруживают узорчатые плитки и прочие остатки, а также каменные пагоды, пережившие плохие времена, свидетельствующие о высокоразвитой культуре Пэкче.

Участок храма Мирыкса, наиболее крупный в Пэкче, был обнаружен в 1980 году в Иксане провинции Чолла-Пукто . Раскопки, проводившиеся на этом участке, позволили обнаружить много фактов об архитектуре Пэкче, раннее неизвестных миру. Каменная пагода в храме Мирыкса является одной из двух существующих пагод архитектуры Пэкче. Храм Мирыкса имел необычное строение трёх пагод, которые были установлены в прямую линию, идущей с востока на запад. Каждая пагода имела зал на северной стороне. Каждая пагода и зал, по-видимому, были окружены крытыми коридорами, которые создавали впечатление трёх отдельных храмов в стиле «Один зал - одна пагода». Пагода, обнаруженная в центре храма, была сделана из дерева, а все прочие из камня. Участки большого главного зала и центральных ворот были обнаружены к северу и к югу от деревянной пагоды.

Когда в 1982 году на участке храма Чхонънимса проводились раскопки, где также находился участок пагоды архитектуры Пэкче, один за другим были обнаружены к северу от неё остатки главного и лекционного залов, расположенных на главной оси. Остатки центральных ворот, главных ворот и водоёма, находящиеся на главной оси один за другим, были также обнаружены к югу от той самой пагоды. Выяснилось, что храм был окружён коридорами от центральных ворот к лекционному залу. Стиль «Одна пагода» был типичен для архитектуры Пэкче. Это подтверждают результаты раскопок, проведённых в 1964 году на территории района Кунсу-ри и храма Кумганъса в Пуё . Однако, участки зданий храма Кумганъса, расположенных на главной оси, идут, скорее, с востока на запад, чем с юга на север.

Силла был последним из трёх королевств, который стал развитым королевством. В этом королевстве было построено много буддистских храмов. Один из самых известных примеров архитектуры Силла - это Чхомсондэ , считающийся первой каменной обсерваторией в Азии . Чхомсондэ был построен во время правления королевы Seondeok ( -). Это строение известно за свои уникальные и элегантные формы.

Силла попал под буддистское влияние в

Первые государства на Корейском полуострове образовались между 1000 и 300 г. до н. э., т. е. еще в эпоху бронзы. В начале IV в. до н. э. было основано государство Ко-Чосон (Древний Чосон), которое позднее стало самым сильным из ранних государств полуострова. В 109 г. до н. э. китайские войска напали на эту страну и разделили ее территорию на четыре провинции. Однако в 37 г. до н. э. независимость страны была восстановлена, возникло государство Когуре, которое просуществовало до 667 г. н. э. В 18 г. до н. э. на юге Кореи возникает еще одна страна - королевство Пекче со столицей в Сеуле. В 57 г. до и. э. возникло третье государство - королевство Силла. Этнически эти страны были близки, проповедовали буддизм и конфуцианство, говорили на одном языке. В 668 г. н. э. была попытка объединить Корею в единое государство, однако в 698 г. королевство Пекче было восстановлено в северной части страны. В этой связи очень трудно говорить о каких-то особенностях корейской архитектуры, однако она имела свои самобытные черты. В ее основе лежал древний принцип геомангии, т. е. определения места для постройки сооружения. Существовало правило, по которому фасад здания всегда направлен на юг, с северной стороны возвышаются горы, а перед сооружением всегда должен быть водный поток. Буддизм, пришедший из Китая, положил начало развитию храмового и монастырского зодчества. Архитектура Кореи находилась под сильным влиянием китайского зодчества, однако корейские архитекторы внесли свои дополнения в храмовую архитектуру. Прежде всего, в Корее получили развитие не деревянные, а каменные пагоды. Возник даже определенный архитектурный стиль - стиль Пекче. Отличительная особенность этого стиля - три выстроенные в ряд пагоды. Помимо этого, с северной стороны к пагоде пристраивался зал, окруженный коридорами. Поэтому корейские пагоды походили на храмы. Примерами подобных сооружений можно назвать монастырь Пульгукса и храм Соккурам, которые были возведены в эпоху между 667- 697 гг. н. э. В корейской архитектуре часто использовали декоративные орнаменты танчхон. В корейской архитектуре также хорошо известен традиционный корейский дом, построенный из глины в один этаж (см. цв. вкл., ил. 60). Его возводили в форме букв П или Г, так чтобы каждый дом имел внутренний двор. Подобные жилые дома стали строить в эпоху королевства Чосон.

Главным строительным материалом в Корее исторически было дерево, поэтому самые ранние постройки практически не сохранились, но довольно быстро, быстрее чем в Китае, дерево стали заменять камнем. От эпохи трех королевств сохранились культовые сооружения: буддийские храмы (са), гробницы (ме) и пагоды (тап). Для архитектуры гробниц характерны погребальные камеры из каменных плит со ступенчатыми перекрытиями и насыпными искусственными холмами сверху. Древнейшим корейским буддийским храмом можно назвать храм Булкук-са (VII- VIII вв. н. э.), который расположен в предместье города Кенчжу на горе Тхохамсан. Корейские архитекторы в этом сооружении применили принцип ансамблевости и расположили здания монастыря на склонах холма. Храм состоит не из одного сооружения, а из ряда крупных корпусов, выполненных в формах каркасных конструкций. По центру ансамбля идет огромная двухмаршевая лестница, которая выходит на обширную террасу во двор главного храма Дэ-унь-ден, по сторонам которого симметрично стоят две каменные пагоды Табо-тап (751 г. н. э.) и Сега-тап (701 г. н. э.). Главный храм комплекса Булкук-са является деревянной постройкой, реконструированной в XVIII в.

Храм одноэтажный, как это принято в Корее, возведен на высоком каменном стилобате и завершен характерной черепичной кровлей. Интересно то, что кровли корейских храмов имеют более крутой изгиб, нежели в Китае. В эпоху Силла, в VIII в. н. э., был возведен пещерный храм Со- курам. Так как скальных массивов в Корее нет, архитекторы возвели храм по принципу традиционной корейской гробницы. Они построили его из камня у подножия горы Тхохамсан, а потом засыпали искусственным курганом. Парадная арка сооружения ведет в два храмовых зала - прямоугольный и круглый, который был перекрыт огромным каменным куполом. Это тоже отличает корейскую архитектуру от китайской: в Китае не умели возводить сферических и купольных конструкций сводов. Большинство гражданских, общественных и жилых зданий столицы королевства Силла, города Кенчжу VIII-X в. н. э. не сохранились до нашего времени. Однако мы можем сейчас видеть остатки крепостных стен и фундаменты зданий, которые позволяют нам говорить о гигантских размерах этих сооружений. Сохранился сад дворца Ан-Аб-Ди с искусственными скалами, гротами и водоемами. Сохранилась также знаменитая астрономическая башня Чхомсон- дэ близ города Кенчжу, возведенная в 632-647 гг. н. э. Она считается древнейшей астрономической обсерваторией Восточной Азии. В конце IX в. н. э. возникло королевство Коре, которое существовало до начала XIV в. Столицей государства стал город Сондо (современный Кэсон в Корейской Народно-Демократической Республике). В этот период в архитектуре начинает господствовать светский стиль. Даже храмовые комплексы, такие как, например, буддийский храм Сэкванса в г. Анбене (XIV в.), Бусэк-са в городе Ендю (пригород Сеула, XIII в.) окружены прекрасными садово-парковыми ансамблями, спроектированными в абсолютно светском архитектурном стиле. В XV-XVI вв. корейская архитектура развивалась в сильной зависимости от китайской архитектурной традиции. В 1392 г. королевство Коре было объединено в новое государство - королевство Ли, столицей которого стал Сеул. В это время город был обнесен мощными стенами с бойницами и восемью воротами. Архитектурный облик ворот (каменные цоколи, арочные проемы и двойные изогнутые крыши на деревянных каркасах) говорят нам о том, что корейская архитектура этого времени была тесно связана с китайской традицией. Королевские дворцы Сеула - Чанкеккун, Чандеккун и Кенбоккун были построены по принципу огромных комплексов, состоявших из отдельно стоящих зданий - павильонов, беседок, мостов, ворот, декоративных пагод.

Корейская жилая архитектура в этот период окончательно выработала определенную устойчивую планировку. Одноэтажное здание с двумя жилыми комнатами и кухней, которые выходят во внутренний двор. Дома перекрыты соломенными матами или черепицей. Края крыши далеко выступают и поддерживаются деревянными столбами так, что образуется своеобразная терраса по фасадной части здания. Внутри дом разделяется тонкими перегородками. Свет проникает в дом через раздвижные окна и фрамуги дверей. Двери и окна забраны решетками и оклеены бумагой. В ранний период развития корейской архитектуры жилые дома возводились из дерева. Бревенчатые дома были построены посредством горизонтального наложения одного бревна на вершину другого. Промежутки между бревнами замазывали глиной, чтобы не было сквозняка. Подобного рода дома до сих пор существуют в горных районах провинции Канвондо в Южной Корее. В эпоху королевства Пекче корейская архитектура достигла своего расцвета. В этот период возводили интересные каменные храмы. Наиболее ранняя каменная пагода из храма Мирыкса в Иксане вызывает особый интерес, потому что она показывает особенности перехода от деревянных пагод к каменным. Государство Пэкче усвоило разные влияния на архитектуру: пагоды особо подчеркивали свое происхождение от китайских образцов. Позднее важные элементы архитектурного стиля Пэкче были переняты Японией. Храм Мирыкса имел необычное строение трех пагод, которые были установлены в прямую линию, идущую с востока на запад. Каждая пагода имела зал на северной стороне. Каждая пагода и зал, по-видимому, были окружены крытыми коридорами, которые создавали впечатление трех отдельных храмов в стиле «один зал - одна пагода». Пагода, обнаруженная в центре храма, была сделана из дерева, а все прочие из камня. Участки большого главного зала и центральных ворот были обнаружены к северу и к югу от деревянной пагоды.

Когда в 1982 г. на участке храма Чхонънимса проводились раскопки, где также находился участок пагоды архитектуры Пэкче, один за другим были обнаружены к северу от нее остатки главного и лекционного залов, расположенных на главной оси. Остатки центральных ворот, главных ворот и водоема, находящиеся на главной оси один за другим, были также обнаружены к югу от той самой пагоды. Выяснилось, что храм был окружен коридорами от центральных ворот к лекционному залу. Стиль «одна пагода» был типичен для архитектуры Пэкче, что подтверждают результаты раскопок, проведенных в 1964 г. на территории района Кунсу-ри и храма Кумганъса в Пуе. Однако участки зданий храма Кумганъса, расположенных на главной оси, идут скорее с востока на запад, чем с юга на север. Сделать какие-либо выводы об архитектуре Пэкче можно благодаря детальному рассмотрению храма Хо- рю-дзи в Японии, который помогали строить архитекторы и техники из государства Пэкче. Архитектура Пэкче в Японии достигла расцвета благодаря проникновению буддизма в 384 г. На участках, где во времена трех ранних корейских государств находились здания, обнаруживают узорчатые плитки и прочие остатки, а также каменные пагоды, пережившие плохие времена, свидетельствующие о высокоразвитой культуре Пэкче. В истории развития корейской архитектуры, как уже отмечалось выше, значительную роль сыграло королевство Силла. Королевство Силла попало под буддистское влияние в 527 г. Поскольку Силла не граничила с Китаем, то влияние китайской культуры на храмы было минимальным.

Хванненса - один из ранних храмов государства Силла, о важной роли которого стало известно после проведения раскопок и исследований в 1976 г. Он стоял на площади, окруженной прямоугольной стеной 288 м в длину.

Площадь местности, ограниченной коридорами, составляла 19 040 м 2 . В «Самгук саги» («Воспоминание о трех королевствах») написано, что на этом месте стояла девятиярусная деревянная пагода высотой в 80 м, построенная в 645 г. В главном зале хранится большое изображение Будды Шакьямуни на каменном пьедестале. Построенный в середине VI в. храм Хванненса процветал более 680 лет, в течение которых его залы подвергались многократным перестройкам. Незадолго до объедения полуострова под властью Силла (668) храм был выполнен в стиле «три зала - одна пагода», что резко отличает его от храма Мирукса времен Пэкче, который построен в стиле «один зал - одна пагода».

Другим главным храмом государства Силла был Пун- хванса, ныне имеющий три яруса, хотя в летописях говорится, что он был девятиярусным. Судя по руинам, эта пагода была построена из отесанных каменных блоков. Среди прочих каменных артефактов сохранились камни колонны-флагштока пагоды (см. цв. вкл., ил. 61).

Буддийские храмы того времени характеризовались тем, что перед центральным залом, симметрично друг от друга, находились две пагоды на оси север-юг вместе с другими зданиями. Храм Пульгукса, построенный на каменной платформе у подножия горы Тохам рядом с Кенджу, - самый старый из существующих храмов в Корее. Храм был основан в начале VI в. и полностью перестроен и расширен в 752 г. Первоначальная платформа и фундамент находятся в нетронутом состоянии и в наше время, но существующие деревянные здания были перестроены во времена династии Чосон.