Вопрос психологу:

Здравствуйте, я учусь на 1 курсе медицинского университета. В 10 классе уже начал размышлять по поводу выбора будущей профессии и никак не мог определиться: кем же все таки я хочу стать? Поступил на медицинский по предложению родственников, меня оно заинтересовало, и я выбрал путь врача. Спустя 4 месяца обучения я понял, что мне не хочется и неинтересно учиться в этом направлении. У меня есть способности, если что-то нужно выучить, я учу, и мне это дается, но энтузиазма и интереса к этому нет. Я хочу заниматься творчеством (музыкой, актерством). Способности у меня есть и к этому, но, к сожалению, родители считают это несерьезным делом. Они думают, что образование должно быть, в первую очередь, финансово стабильным, и выбрав творческую профессию, в один момент ты поднимешься, а в другой останешься ни с чем. Я тоже очень боюсь этого, но осознанно предполагаю:если я начну заниматься творчеством серьезно, получая удовольствие от того что я делаю, разве это не принесет мне прибыль? И на данном этапе моей жизни наблюдается ступор. Родители меня понимают и объяснили, что любое мое решение они примут спокойно и поддержат при любом моем выборе. Я очень хочу свое хобби превратить в будущую профессию, но устрашаюсь.. Я не особо скупой человек, но вдруг, будучи музыкантом, я не смогу прокормить себя и свою семью, как мужчина? Что же делать в такой ситуации: получить диплом и быть специалистом, зарабатывающим стабильные доходы, либо же закончить первый курс и затем поступить в ВУЗ с творческим уклоном, и заниматься любимым делом?

Обошел очень много различных форумов, где обсуждают эту тему, но все же хотелось услышать ответ именно касающийся моей ситуации. Буду весьма благодарен.

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.

Здравствуйте Александр!

Здорово, что Вы слушаете себя, а не пытаетесь полностью идти на пути разума и финансовых выгод. Родителей понять можно, при нестабильной ситуации в стране, обществе, хочется защиты и гарантий. Но в том и фокус, что гарантий в этой жизни никто нам не даст и нужно учиться доверять своим ощущениям, как бы они не противоречили логике. Подумайте сами, Вы бы предпочли пойти на прием к врачу, который живет своей профессией или тому, кто скорее механически зарабатывает этим на жизнь? Конечно, выучить можно все что угодно, но представьте себе. Вы отучились 6 лет в мед.вузе и нужно выходить на работу, практиковать, принимать пациентов, они будут приходить к вам с надеждой и верой, что Вы прочувствуете, что конкретно каждому из них будет лучше, а не просто пропишете классический рецепт. Это как с Вашим письмом. Вы прочитали многие ответы на подобные вопросы, но хочется чего-то личного, не банально одинакового ответа для всех, как под копирку, а с учетом лично Ваших особенностей ситуации. Так и в медицине, люди всегда будут искать того врача, который сердцем чувствует и проявляет индивидуальный подход к пациенту, и тогда он будет успешен, к нему всегда будут очереди, его будут рекомендовать.

Этот же подход важен и в творчестве, когда Вы занимаетесь любимым делом, Вы охотнее будете преодолевать трудности, кризисы и препятствия на своем пути. Они неизбежны в любой профессии, рано или поздно люди сталкиваются с необходимостью перемен и поиска чего-то нового в своей профессии. К этому нужно быть готовым, но опять же, когда это любимое дело, то и вдохновение, и силы на это есть. В отличии от профессии которой занимаешься сугубо ради финансового вознаграждения.

В жизни помимо денег, нужно стараться получать удовольствие от всего, что мы делаем, будь то работа, учеба, семья. Но Вы как мужчина, должны отвечать за свои слова, свой выбор и понимать, что именно последовательность в своих целях приведет Вас к успеху. В ВУЗе с творческим уклоном тоже могут быть предметы, которые Вам покажутся скучными. Вообще первые 2 курса практически на любом факультете – это в большей степени общеобразовательные дисциплины. Где-то с 3го курса начинается специализация, ну а когда начнется практика, там вообще может оказаться, что Вы многого не знаете. И то, что учили не всегда приемлемо в реалиях профессии. Поэтому учеба – это не что-то временное, это процесс длинною в жизнь.

Выбор быть актером, музыкантом или врачом - это очень разные профессии, они никак не перекликаются и требуют развития различных качеств личности. Если Вы сами этого не чувствуете, обратитесь к профессионалам по проф.ориентации, с помощью современных тестовых методик они могут достоверно определить Ваши наклонности и задатки от природы.

Поддержка родителей – это хорошо, но они смогут Вам помочь еще больше, когда Вы сами будете последовательны в своем выборе. Поэтому для чистоты эксперимента, отбросьте сразу финансовую составляющую (по той причине, что человек, который профессионал своего дела будет востребован всегда, независимо от кризиса, престижности и т.д.), а сосредоточьтесь на содержании. Представьте себе свое будущее, почувствуйте к чему Вас тянет, что доставляет радость, где Вы будете честны с собой и миром, чем бы Вы занимались, если бы о деньгах вообще не нужно было бы думать? Это и будет тот подлинно Ваш ответ, чем именно Вам нужно заниматься.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом, просто не знаю, как быть, терпение уже заканчивается. Ребенок учится в 3м классе, в школу осталось ходить неделю всего (руководство школы нам продлило майские праздники за счет летних каникул)! Как раз у нас осталась самая сложная неделя - проходят все итоговые тесты, контрольные. Но утро для меня - это мучение, ребенка невозможно поднять и заставить идти в школу, каждое утро у нас проходит с истериками и криками «Не хочу! Не пойду!» и т.д. Каждое утро сын с надеждой ощупывает себя (вдруг что-то заболело?), шмыгает носом демонстративно, жалуется на головную боль, в общем, все делает для того, чтобы остаться дома. Когда нужно собираться в школу или делать домашнее задание, он может часами ковырять вилкой еду, как будто это спасет от похода в школу. Все утро приходится его раскачивать и торопить, сил уже никаких нет! Пыталась расспрашивать, думала, вдруг, его в школе обижают. Нет, с одноклассниками отношения нормальные. Говорит, что надоело ему учиться, устал и вообще ему не интересно! Я помню себя в школе, тоже не всегда интересно было, но ведь истерики-то родителям не закатывала, собиралась и шла учиться. О том, что дети не хотят ходить в школу даже новый министр образования в интервью Канделаки говорил: рассказывал о современных технологиях, которые будут использоваться в школах, новых молодых учителях, которые могут сделать процесс обучения интереснее (http://www.youtube.com/watch?v=bgeQmhwltes&list=UU20O7fAUu98ZqjrFfMHyLtw&index=5&feature=plpp_video). В общем, говорил, что в скором времени дети будут ходить в школу с удовольствием. Я не знаю, насколько это вообще возможно, так как школа - все же рутина, я себе просто не представляю, какие такие технологии можно применить, чтобы дети вдруг начали учиться с интересом, когда вокруг столько куда более интересных занятий! Хотя я, конечно, надеюсь, что просто не понимаю ничего в современном образовании, что на самом деле если захотеть, то можно что-то придумать. В любом случае, не ясно когда и кто будет все это придумывать и будет ли вообще, а проблема есть сейчас и ее нужно решать, все-таки осталось ребенку доучиться всего какую-то неделю, написать контрольные и спокойно отдыхать, но ведь не заставишь! Если кто-то знает, скажите, пожалуйста, что делать, чтобы не заставлять сына, а как-то мотивировать его доучиться нормально хотя бы эту последнюю неделю! И может быть кто-то может подсказать, как можно самостоятельно заинтересовать ребенка к учебе, а то чувствую, что после каникул мы вернемся с ним к этому вопросу?...

Почему мне неинтересно учиться?

Тысячи школьников из разных стран объяснили, от чего зависит их учебная мотивация.

Растет количество детей, у которых нет никакой учебной мотивации: 40% старшеклассников и 50% учеников средней школы не испытывают интереса к учебе.
Британские ученые, опираясь на данные опросов, проведенных их европейскими (в том числе российскими) и американскими коллегами, попытались выяснить позицию самих учеников относительно того, что влияет на их учебную мотивацию. В исследовании участвовали более тринадцати тысяч школьников.

Позиция ученика. Ребята в какой-то момент делают вывод, какие предметы им нравятся больше, а какие меньше (на основании многих причин, не всегда связанных со школой). Свои выводы они не склонны изменять, и это оказывает огромное влияние на успешность ученика, его активность в данной области.
Многое зависит от родителей – их установок на то, какие предметы труднее или интереснее. Важно и то, насколько преподаватель верит в личный успех ученика. Однако семь из восьми опрошенных полагают, что все зависит от них самих, от их умения сконцентрироваться, организовать себя.
Полезность. Ученики готовы тратить силы на то, что, как им кажется, может пригодиться в жизни, а также на то, что отвечает их внутренним потребностям. Причем девочки чаще принимают школьные требования за жизненно важные, личностно-значимые. Мальчики же склонны считать, что школа – это нечто отдельное, ненастоящее. Более того, она мешает жить настоящей жизнью, мешает учиться настоящему делу. Поэтому неуспешность в школе не означает, что они не смогут преуспеть в интересующей их области за пределами урока. Так, порою худшие ученики по словесности уверены в том, что станут писателями, журналистами.
Возможно, это и неплохо. Но если школьные требования не воспринимаются всерьез, если плохие оценки ничего для ребенка не значат, то нет и мотивации заниматься, работать над собой. Подросток ждет, что настанет время и он как-то вдруг сумеет, покажет всем…
Российские подростки чаще, чем европейские и американские, верят в то, что школа готовит их к жизни, что хорошая учеба поможет сделать карьеру. Это связано с позицией родителей, общественным мнением.
Британские исследователи думают, что по мере того, как будет развиваться рынок труда, у российских детей появится более реальное представление о роли школьного образования в достижении социального успеха, иллюзии развеются. Или школа изменится, начнет и впрямь учить детей тому, что им пригодится в жизни.

Влияние педагога. Положительно влияет на мотивацию ребенка собственная увлеченность педагога, его умение сделать урок занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений, групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные задания. Только посильная работа вызывает интерес.
Мальчики подчеркивают, что им легче взаимодействовать с учителями, достаточно гибкими, готовыми принимать чужую точку зрения. А главное – умеющими слушать. Слишком определенные люди, с узким спектром допускаемых возможностей, закрытые для всего необычного, отвращают их от работы.
Вообще роль учителя для мальчиков гораздо более важна, чем для девочек. Иногда изменение только одного этого фактора кардинально меняет отношение подростка к учебе.

Влияние внешнего мира. Дети склонны увлекаться тем, что вызывает уважение у сверстников, ценится в своей компании. Никто не хочет оказаться белой вороной. Особенно беспокоятся по этому поводу американские подростки. А вот в России школьники в меньшей степени боятся быть отвергнутыми из-за хороших оценок, из-за интереса к науке.
Большое влияние на учебную мотивацию подростка оказывают его родители, культурная среда, в которой он пребывает. В частности, представления близких людей о том, как достигается успех в жизни и в учебе: за счет труда, вложенных усилий или за счет природных способностей, таланта. Если акцент ставится на последнем, любая неудача будет сильно сказываться на самооценке ребенка и снижать уровень его мотивации.

Признание и оценка. Ученики интересуются тем, что требует каких-то усилий, но эти усилия должны быть замечены, оценены как учителем, так и другими значимыми людьми: сверстниками, родителями.
Девочкам особенно важно освоить универсальные учебные навыки, понять, как можно учиться, как оценивать себя. В противном случае они теряют уверенность: им начинает казаться, что они ничего не знают, не могут узнать, а значит, и не хотят.

Система образования. По мнению многих учеников, образование может стать помехой в общении с ровесниками, и в этом зачастую кроется одна из причин утраты интереса к наукам.
Многих отпугивает не высказываемая вслух уверенность в том, что образование доступно не всем, а только избранным. Некоторые школьники даже и не пытаются учиться. Ведь если не получится, придется признать, что ты не из элиты. К чему лишний раз доказывать неприятное?
Повторяем, эти выводы получены в результате анализа данных тринадцати тысяч анкет. Возможно, в них и нет чего-то нового, ранее неизвестного педагогам. Однако здесь самое интересное заключается в том, что перед нами не суждения взрослых, а мнение подростков. Если взгляды педагога совпадают с мнением воспитанников, значит, он на верном пути.
И еще: если мотивация зависит от стольких причин, трудно поддающихся изменению, возможно, стоит приложить больше усилий к тому, чтобы не отбить у маленьких детей естественного желания учиться и быть успешными.
Тогда в 11–16 лет не придется решать мучительную проблему возвращения ребенка в школу, к образованию.

«Как ушёл? Почему?!» - эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии - это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

Мы хотим быть как остальные

Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем - главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще - техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

Учёба в университете - это не единственный путь

Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся . То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

Не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами - у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное - учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

В учёбе в университете нет страсти.

Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику - историю экономической мысли, а архитектору - химию. Расширяем кругозор - так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

С появлением таких сервисов, как , становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

Получение университетской корочки - это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет - это единственный путь. Есть и другие.

Очень часто от своих друзей и даже коллег мне приходилось слышать: «Кому нужно это раннее развитие… (вариации). Что он в школе-то делать будет?» И сами себе отвечают: «Скучать!»

У меня создаётся такое впечатление, что собственная учёба в школе уже забыта. Неужели в ваши школьные годы были отличники, которые прогуливали уроки, рисовали на партах, портили школьное имущество от нечего делать…Или вы помните двоечников, которые сломя голову спешили на уроки – так им было интересно послушать учителя? Лично я таких не встречала!

Куда уходит интерес к учёбе в школе?

Обобщая опыт пятнадцати лет моей трудовой деятельности в школе, могу с уверенностью сказать, что в первом классе интересно всем! С каждым годом детский интерес к учёбе тает, тает… Количество отличников уменьшается, количество троечников неуклонно растёт. Ни в коем случае не наоборот! У троечника в начальной школе нет шанса стать в пятом классе даже хорошистом, а вот перекочевать в ряды неуспевающих – легко.

Почему? Просто учёба в школе – это оказывается не увлекательное представление, а серьёзная работа. Интерес сохраняется только у тех, кто уже пришёл в первый класс с солидным потенциалом. Их родителей когда-то воодушевило раннее развитие.

Победители с детства

Случайно увидела в учительской список десятиклассников, принявших участие в предметных олимпиадах. Обратила внимание на шесть фамилий своих «бывших» (учила их с первого по четвёртый класс). Именно эти ученики успешно участвовали в предметных олимпиадах и в начальной школе, и теперь не растеряли своего интереса к учебе. Думаю, что свою жизнь они продолжат также победно!

На сегодняшний день существуют престижные школы, которые принимают детей только после серьёзных тестов. Именно так отбираются лучшие из лучших!