Основные подходы к трактовке качества образования. Что представляют собой диверсификация и интернационализация образования. Примеры их практического воплощения.

В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта.

Под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых.

Главной идеей современного развития теории и практики управлением качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. В наше время приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в обществе, развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. При оценке качества учебных достижений учащихся на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их.

На фоне этих изменений возникло новое определение качества образования, как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. В учебном процессе появляется возможность констатировать наличие качественных знаний в тех случаях, когда реализуемый уровень учебных достижений близок к планируемому, выступающему в роли критерия и заданному в виде требований ФГОС.

При оценке качества результатов образования необходимо накапливать данные о познавательной творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях. Важно помнить об учебных достижениях учащихся на протяжении всего периода обучения, фиксировать эти данные для анализа прироста качества в виде описательной статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения.

Требования к качеству образования и его понимание изменяются по мере развития общества, экономики и науки. В настоящее время наиболее плодотворным можно считать понимание качества образования, в котором объединены компетентностный и динамический подходы, которые позволяют сформировать требования к качеству, адекватные современным тенденциям в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда, применять педагогические измерения и получать оценки тех позитивных изменений в результатах образования, которые можно соотнести с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования.

В современном образовании можно выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования.

Диверсификация образования - принцип структурирования системы образования, обеспечивающий возможность вариативности образовательных услуг, образовательных программ, типов и видов образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования. В российской системе образования появились, параллельно с государственными общеобразовательными школами, частные школы. Появились гимназии, лицеи, образовательные центры. Стала складываться многоуровневая система образования, более приспособленная к детям. Диверсификация образования направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, интересов.

Примером диверсификации высшего образования является также многообразие квалификаций, их эквивалентность при равенстве дипломов и сертификатов, разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки специалистов.

Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В современном обществе происходит интернационализация образования.

Интернационализация образования - создание единой системы образования для разных стран. В его основу были положены разнообразные идеи международного сотрудничества в сфере образования, большинство из которых уже получило реализацию в качестве разного рода программ. Интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества.

Примером интернационализации образования можно назвать обмен студентами и преподавателями различных стран, а также разработка учебными заведениями специальных программ международного уровня, формирование стандартов качества обучения, двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу, переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), информатизация обучения и переход на дистанционное обучение.

На перекрестке мнений

стрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;

Процедуры и процессы, используемые для внутренней и внешней оценки качества, не должны препятствовать развитию разнообразных форм обучения и инновациям.

Задачи стандартов и руководств состоят в том, чтобы:

Поддерживать вузы, демонстрирующие выдающиеся интеллектуальные и образовательные результаты;

Предоставлять помощь и оказывать поддержку вузам и аккредитационным агентствам в развитии их собственной культуры гарантии качества;

Информировать вузы, студентов, работодателей и другие заинтересованные стороны о том, как развивается высшее образование и каких результатов оно достигло;

Накапливать информацию в базах данных и использовать ее в интересах высшего образования и гарантий качества на образовательном пространстве России и других стран.

Стандарты и руководства разработаны АККОРК для двух уровней: стандарты первого уровня описывают внутреннюю гарантию качества (самооценку вузов), а стандарты второго уровня - вне-

шнюю гарантию качества высшего образования.

Перспективы развития высших учебных заведений в рыночном обществе во многом определяются уверенностью студентов, общественности, работодателей, государства и других заинтересованных сторон в высоком качестве программ обучения, предоставляемых вузами, и высоком уровне стандартов, в соответствии с которыми вуз присуждает дипломы и квалификации.

Литература

1. Клыков Ю.И. Ситуационное управление

большими системами. - М., 1974.

2. Поспелов Д.А. Ситуационное управление.

Теория и практика. - М., 1986.

3. Рубин Ю.Б, Емельянов А.А. Стандартиза-

ция как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - №11.

4. Байденко В. Компетенции в профессио-

нальном образовании (К освоению ком-петентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - №11; Глобализация образования. Компетенции и системы кредитов / Под ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2005.

В. ВОРОТИЛОВ, доцент Г. ШАПОРЕНКОВА, доцент

Ленинградский областной институт развития образования

Сегодня категория «качество » прочно вошла и в область образования, и в арсенал педагогических понятий с обобщенной смысловой нагрузкой как совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других. В зоне пристального внимания исследователей находится феномен «качества образования», при этом можно констатировать наличие различных исследовательских концепций и научных подходов к его пониманию . Качество образования - синтетическая категория, отражающая все компо-

Анализ основных подходов к определению качества образования

ненты и аспекты развития образования как системы.

Категория «качество » в педагогической теории и практике активно применялась для анализа и интерпретации различных явлений педагогической действительности в рамках мониторинговых исследований. Одним из направлений такого анализа является системное рассмотрение качества знаний обучаемых и путей его совершенствования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский). Как отмечают сторонники этого направления, качество усвоенных знаний

определяет на многие годы возможности (потенциал) человека в сфере материальной и духовной культуры. Например, от качества знаний, которые приобретаются учащимися в общеобразовательной школе, зависит, насколько успешно ее выпускники смогут в дальнейшем овладеть специальными знаниями и умениями, а выпускники вуза - ориентироваться в сложных вопросах профессиональной и общественной жизни.

В работах И.Я. Лернера содержание образования рассматривается как система, в которую помимо знаний, умений и навыков включается на правах элементов совокупный опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности. Иными словами, знания приобретают всё новые свойства по мере того, как обучаемые усваивают другие элементы содержания образования.

Главной идеей современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании его оценки по специально выделенным критериям для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат .

При решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, целесообразно проанализировать многообразие подходов к исследованиям и их основания.

Первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С.Е. Ши-шов, В.А. Кальней, А.И. Моисеев, Е.В. Яковлев) . При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.).

Вторая группа опирается на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Е.В. Бондаревская, Л.Л. Редько, Л.А. Сан-кин, Е.П. Тонконогая) . Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие).

Третья группа акцентирует внимание на соответствии совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В.И. Байденко, В.А. Исаев, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто) .

Четвертая группа рассматривает в качестве критерия соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М.М. Поташник, В.М. Полонский, В.П. Панасюк, А.П. Крахмалев) . Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника.

Пятая группа выделяет способность образовательного учреждения (ОУ) удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г.А. Бордовский, Т.Н. Шамова, П.И. Третьяков, Г.Е. Володина) . Качество образования здесь рассматривается как свойство, обусловливающее способность ОУ удовлетворять запросы потребителей разных уровней.

Итак, «качество образования» рассматривается на различных уровнях:

♦ с позиции субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально значимых характеристик, параметров;

♦ с позиции самого образовательного учреждения (поставщика), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем.

Приведенный анализ подходов к определению «качества образования» позволяет выявить основания их систематизации (табл. 1) , а также различные акценты в трактовке «качества образования» как в узком, так и в широком смысле.

В мониторинговых исследованиях качество образования в узком смысле рассмат-

На перекрестке мнений

Таблица 1

Различные подходы к определению качества образования

Подход Основание

Интуитивно-эмпирический Опыт и интуиция человека

Формально-отчетный Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»)

Психологический Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности

Педагогический Уровень воспитанности и обученности

Процессуальный Оценка состояния образовательного процесса

Результирующий Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения

Комплексный Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и другие показатели)

Многопараметрический Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров

Методологический Соотношение результата с операционально заданными целями

Интегрированный Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность)

Личностно-ориентированный Личностное развитие обучаемого

Социальный Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя

Квалиметрический Измерение показателей по параметрам

■ уровень сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников;

■ уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности;

■ особенности ценностных ориента-ций, определяющих мировоззрение;

■ активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности.

Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социально-педагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса (реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимых для достижения динамики положительных результатов).

Множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональ-ныхгрупп, отдельных личностей порожда-

ет многообразие целей, а результаты образования могут быть оценены разными субъектами (обучающиеся, родители, педагоги и др.), по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях. Это обстоятельство актуализирует изменение (улучшение) подходов к технологиям мониторинга качества образования.

Литература

1. Давыдова Л.Н. Различные подходы к опреде-

лению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2.

2. Бордовский Г.Л, Нестеров А.А, Трапицын

С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. - СПб., 2001.

3. Санкин Л.А, Тонконогая Е.П. Управление

качеством образования в гуманитарном вузе // Известия РАО. - 2002. - № 2.

4. Селезнева Н.А. Качество высшего образо-

вания как объект системного исследования. - М., 2002.

5. Субетто А.И. Качество непрерывного об-

разования в Российской Федерации:

Высшее образование в России № 11, 2006

состояние, тенденции, проблемы и перспективы. - СПб.; М., 2000.

6. Управление качеством образования / Под

ред. М.М. Поташника. - М., 2000.

7. Яковлев Е.В. Управление качеством обра-

зования в высшей школе: теория и практика. - Челябинск, 2000.

8. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. - Омск, 2001.

Е. БОЛОТОВА, канд. пед. наук Университет Российской академии образования

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) были введены в систему подготовки педагогических работников в 1997 г. .

Введение стандартов позволило унифицировать содержание профессиональной подготовки специалистов и сохранить единое образовательное пространство. Выступая своего рода системой измерения квалификации выпускников профессиональных учебных заведений, количество стандартов регулярно пополняется в связи с появлением новых профессий, специальностей.

В настоящее время содержание ГОС ВПО, направленное на учет реальных потребностей рынка, решение государственных задач в области подготовки кадров, существенно обновляется. Это обусловлено введением в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию , новых Правил разработки, утверждения и введения в действие государствен-ныхобразовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования и вхождением России в Болонский процесс. Идет разработка ГОС ВПО третьего поколения.

В рамках модернизации педагогического образования претерпит изменение содержание стандартов по педагогическим специальностям. Например, в Перечне направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования определены наименования специальностей высшего профессионального образования, по которым осуществляется подготовка

Проблемы правовой подготовки в стандартах педагогического образования1

педагогических работников. Так, в области «Гуманитарные и социальные науки» педагогов готовят по 6 специальностям, в области «Образование и педагогика» - по 28 специальностям, в области «Культура и искусство» - по 10 специальностям. Ведущая квалификация в этом перечне - «учитель » (она присваивается выпускникам по 21 специальности).

Профессиональная подготовка педагогического работника способствует осознанию его собственного социального, профессионального статуса как специалиста. Существенное значение здесь играет его правовая компетентность, уровень правовой грамотности, достижимый в результате специальной правовой подготовки.

Содержание этой подготовки отражено в стандартах по педагогическим специальностям. Например, в общих требовани-яхк выпускникам обязательным элементом подготовки педагогов определено знание ими таких нормативных правовых документов, как Конституция РФ, законы Российской Федерации, в т.ч. Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Санитарные нормы и правила, Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Вместе с тем практика показывает, что такой минимальный уровень требований не способствует формированию у будущего педагога потребности в совершенствовании правовой компетентности. Более того, анализ

1 Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс ».

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Фищенко Кристина Сергеевна
Дальневосточный институт управления – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
аспирант, Управление экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре, главный специалист


Аннотация
Статья раскрывает содержание понятия «качество образования», отображенное в современных исследованиях. В ней представлена характеристика подходов к определению и использованию понятия, его особенностей в различных системах оценки качества. Основное внимание в работе уделено подходам на основе релятивизма и объективизма, внутренней и внешней оценки, оценки со стороны субъектов. Основное содержание работы составляет изучение и анализ практической значимости рассматриваемых определений. Автор делает вывод, что на основании полученного материала возможно выявление основных характеристик, присущих современному образованию.

THE MODERN APPROACHES TO THE DEFINITION OF QUALITY OF EDUCATION IN DIFFERENT EFFICIENCY ASSESSMENT SYSTEMS

Fishchenko Kristina Sergeevna
The Far-Eastern institute of management – RANEPA branch by the President of the Russian Federation
postgraduate student, Department of economic development of the city administration Komsomolsk-on-Amur, main specialist


Abstract
The article reveals the content of the concept «quality of education» in the modern scientific researches. It presents a description of the approaches to concept definition and usage, its specifics in the different systems of quality assessment. Particular attention in the article is paid to approaches, which are based on relativism and objectivism, internal and external assessment, assessment from the point of view of subjects. The main content of this research is a study and analysis of practical importance of the considered definitions. The author concludes that the obtained material allows to define main characteristics of modern education.

Библиографическая ссылка на статью:
Фищенко К.С. Современные подходы к определению качества образования в различных системах оценки эффективности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]..02.2019).

Любой анализ отрасли образования, разработка любого рейтинга результатов деятельности образовательных организаций или систем всегда связан с выбором оценки. Она становится определяющим фактором в формировании подходов изучения параметров качества образования как самостоятельной категории. Исследованием вопросов повышения качества образования, поиском возможностей для развития системы образования занимаются педагоги, экономисты, политики. Заинтересованность в получении качественного образования, в формировании кадрового потенциала выражается в разработке новых стандартов, во внедрении новых механизмов систем оценки качества.

Зачастую для получения актуальной и достоверной информации о текущем состоянии и удовлетворенности качеством предоставления услуг образования является мониторинг: результатов подготовки учащихся, работы педагогического состава, учебных программ, материально-технического обеспечения, необходимого количества образовательных учреждений (начиная дошкольным и заканчивая высшим образованием) и др. Поэтому для комплексного анализа выделим несколько подходов в рамках классификаций в зависимости от способов и от субъектов оценки.

Согласно первой классификации рассматривают два подхода: объективистский и релятивистский. В соответствии с объективистским подходом под качеством понимаются возможность объективных измерений, констатации фактов и сравнимость результатов различных учебных учреждений, уровней и форм обучения. Данные, получаемые в ходе исследования, являются показателями развития конкретно взятого учебного заведения и позволяют дать сравнительный анализ системы образования в целом. Такой подход применяется как утверждение значений, которые необходимо достигнуть к определенному сроку, выстраивание рейтингов школ, вузов согласно показателям эффективности деятельности.

Различные системы оценки используют целевые показатели эффективности деятельности. Мониторинг показателей представляет собой отражение всей деятельности: успеваемость учащихся, реализация новых проектов, методическая деятельность и многое другое. Зачастую в системы входят значения показателей, индикаторов, целевых значений, предусмотренных официальной формой отчетности, государственными, региональными и местными планами развития.

Применение рейтингов дает возможность с одной стороны – совершенствовать организационный механизм управления, с другой – реализовывать идеологию «управление результатом» на всех уровнях. В первом случае, введение четкого разграничения ответственности за результат своих действий. Во втором – сравнение индивидуальных итогов в зависимости от того, что является объектом оценки: учащиеся, учителя, руководители образовательных организаций, образовательные организации, образование в целом по региону. Такая идея обуславливает «эффективный контракт»: взаимосвязь результатов работы с заработной платой и кадровыми назначениями.

Таким образом, объективистский подход отражает положительную сторону в планировании показателей «эффективности» учеников, учителей, школ, образования в целом, однако в образовании, как в социальной сфере, некоторые направления имеют ярко выраженную качественную составляющую, характеризовать которую объективно в процентном исполнении достаточно сложно. И, в первую очередь, ставится проблема выбора показателей, которые представляют особую роль, поскольку от правильной постановки, применения и анализа достигнутых значений будет зависеть верность принимаемых решений.

Что касается относительно самого определения «качества образования», то в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под ним понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОСам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Это достаточно емкое понятие, больше охватывающее стандартные правовые нормы. Оно согласуется с определением, которое дается в ГОСТ ISO9000-2011: качество – это степень соответствия совокупности присущих объекту характеристик предъявляемым требованиям.

Законодательное определение опять же представляет собой уровень соответствия или несоответствия выстроенной государством системы образования новым образовательным стандартам, требованиям и условиям. Однако такой подход не учитывает субъективную сторону категории. Он предполагает формулировку строго в соответствии с пониманием: образование – это услуга. Механизмы воздействия используются для улучшения государственной политики в области образования и науки, а также дальнейшей подготовки квалифицированных специалистов учитывая требования инновационной экономики (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N599), создают направления развития нового образования. При этом при достижении «качества» необходимо соблюдать грань между рыночной и социально-значимой составляющей.

Следующий подход – релятивистский. Он отрицает абсолютные критерии (показатели / индикаторы), которыми можно было бы оценить эффективность или качество образования. С точки зрения этого подхода оценивается не столько поступательные шаги достижения того или иного мероприятия, сколько получение результата – достижение конечной цели, конкретных успехов в развитии системы образования. Здесь категория «качество образования» – это абсолютная величина, которую необходимо оценить. Примером применения такого подхода является проведение социологических исследований. Именно опросы (анкетирование, интервьюирование) позволяет дать обобщенную оценку проделанной работы в дошкольном, общем, дополнительном, профессиональном образовании. Ответ респондентов, в данном случае, единый показатель результатов работы, проведенной: законодателями (в части совершенствования системы образования), органами исполнительной власти (в части планирования учебного процесса, дополнительного финансирования), руководителями образовательных учреждений (в части реализации учебного процесса, организации непосредственной работы). Однако, при осуществлении такого подхода, нельзя не учитывать его субъективного характера. В первую очередь это различное представление о качестве, о тех составляющих, которые респонденты вкладывают в это понятие. Во-вторых, это разное финансирование образовательных учреждений, благодаря которому проводится процесс обучения, предоставляются научные возможности для исследований школьников и студентов.

Таким образом, основной вклад релятивистского подхода в том, что он показывает результат всех изменений системы образования, ее влияния на жизнь общества. Подход не выделяет этапы, которые были достигнуты для конечного результата: разработка и реализация программы, проведение внешкольных мероприятий или повышение доли учеников, занимающихся на «4» и «5». Он оценивает конечную цель – удовлетворено ли общество качеством образования, создана ли основа для интеллектуального, творческого, культурного, нравственного развития детей и молодежи.

Если рассматривать подходы к определению категории «качество образования» с позиции отношения к образовательному процессу и деятельности образовательных учреждений, то объективистский и релятивистский подходы отвечают за внешнюю сторону оценки. Третий подход основывается на анализе процессов, проходящих в самом учреждении, а именно исследование в рамках «концепции развития». Ключевым значением такого подхода является не внешняя оценка, даваемая вышестоящим органом, а внутреннее самообследование. Целью такого изучения становятся условия для обеспечения качества образования в настоящий момент. Такая проверка включает в себя и показатели, и опросы. Первое учитывается для установления уровня успеваемости, педагогического (преподавательского) состава, второе помогает оценить отношение к самому учебному учреждению, его роли в учебном процессе, выявить причины неудовлетворенности. Данный подход не может являться заменой внешних оценок, однако он полнее раскрывает положительный опыт или причины недостатков, которые сказываются на учебном процессе в целом. Подобный инструмент предполагает усовершенствование изнутри, в отличие от объективистского и релятивистского подходов, которые сравнивают качество образования с качеством деятельности учреждения и в результате сводится к распределению ресурсов.

Классификация подходов со стороны субъектов заключает в себе ту смысловую нагрузку, которую дает понятию «качество образования» субъект (заказчик и потребитель) этой оценки. В системе внутренних оценок это обучающиеся, обучающие, образовательные учреждения, органы управления образованием. В системе внешних оценок – личность, производство, общество, государство, система образования. Данный подход полно и наглядно описал А.М. Новиков в работе «Как оценивать качество образования?» Он представил систему оценок через взаимосвязи субъектов и объектов.

Качество образования, согласно такому подходу, имеет разные определения поскольку оценивается разными показателями. К примеру:

  • для общества «качество образования» – это уровень образования населения; возможность получения и доступность образования для любого жителя страны (при учете различных критериев: финансового, территориального и т.д.); зависимость профессионального образования и уровня занятости населения, безработицы; влияние образования на формирование гражданского общества, на уменьшение социальной напряженности, количества правонарушений, и т.д.;
  • для производства «качество образования» – это соответствие подготовленности выпускников учреждений общего и полученного профессионального образования, квалификации; создание экономически-обоснованной профессионально-квалификационной структуры выпускников – соотношение потребности рабочих и специалистов в отраслях по требуемым профессиям, специальностям; обучение по новейшим образовательным технологиям и в учреждениях с соответствующей материально-технической оснащенностью; уменьшение затрат на внутрифирменное переобучение в структуре себестоимости продукции и т.д.;
  • для личности (в т.ч. родителей, семьи) – это уровень полученного образование (например, содержанием дисциплин, составляющими учебную программу, уровнем преподавания и компетентностью педагогических работников, условиями обучения – комфортностью, личной безопасностью, инклюзивностью и т. д.); возможность капитализации полученного образования, выражающийся в востребованности на рынке труда, а также повышении личных доходов (зарплаты) человека.

Комплексный подход к развитию образования как целостной системы устанавливает основные идеи образовательного процесса:

а) идея гуманизации образования (образование – личность) рассматривается как поворот к гуманистическим целям развития личности, создания условий для ее самореализации;

б) идея демократизации образования (образование – общество) как переход от централизованной системы обучения к созданию условий и реализации возможностей для учебного заведения, учителя и учащегося в ходе раскрытия индивидуальных способностей;

в) идея опережающего образования (образование – производство) как повышение уровня общего и профессионального образования людей, уровня развития личности, который должен формировать развитие производства, новые технологии;

г) идея непрерывного образования: рассматриваются принципы многоуровневости образовательных программ, преемственности, интеграции образовательных структур.

Таким образом, подход к определению «качество образования» со стороны субъектов отражает управление качеством, доступностью и эффективностью образования (при сравнении с традиционным пониманием менеджмента). При этом в таком управлении участвуют не только руководители, но и все участники образовательного процесса – учителя, учащиеся, родители.

В научной литературе подход к определению «качества образования» с точки зрения разных субъектов принимается зачастую как связь (субъект оценки: объект оценки): во внешней системе – общество, государство: система образования, во внутренней системе – образовательные учреждения: обучающиеся, обучающие, образовательные программы.

Повышение качества образования как результат решения комплекса образовательных задач, который должен содержать не только результаты учебы, но и социализацию обучающихся, в т.ч. «овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе», развитие гражданского самосознания, является примером подхода внешней системы оценки. Такой процесс обучения должен проходить при соответствии образовательных услуг по составу, содержанию и ожиданиям потребителя, а также основываться на соблюдении условий обучения, нормативным требованиям стандартов.

Пример подхода внутренней системы оценки – это определение качества образования как установленного уровня знаний и умений, учитывая оценку умственного, нравственного и физического развития, достигнутого обучаемыми в соответствии с планируемыми целями и реализуемыми задачами; как степени удовлетворенности ожиданий образовательными услугами, предоставляемыми образовательными учреждениями. Другие примеры определения этого же подхода: категория есть комплексный показатель, учитывающий все этапы формирования личности, условия, используемый потенциал учебно-воспитательного процесса; качество образования – это критерий эффективности образовательного учреждения, уровень соответствия достигаемых результатов как нормативным требованиям, так и социальным и личностным ожиданиям.

Таким образом, категория «качество образования» в настоящее время имеет различные подходы. В данной работе были проанализированы современные определения, применяемые в исследованиях и практиках использования различных оценок качества. Согласно релятивистскому подходу качество образования – это совокупность основных составляющих результатов образования, удовлетворяющих потребности обучающихся, общества, заказчиков на образование или степень соответствия ожиданий участников процесса образования качества услуг, которыепредоставляются образовательным учреждением. Объективистский подход, представленный на примере законодательства и разработанных методик оценки, устанавливает качество образования сегодня как соответствие достигнутых обучающимися результатов принятым в образовании требованиям и нормам. Вышеуказанные определения, где за основу принимается субъект исследования, также являются материалом для изучения, поскольку не все взаимозависимости и взаимосвязи учитываются при формировании новых стандартов обучения.

Приведенные примеры представляют собой не просто различные подходы, а выбираемую сторону исследования. Целью данной работы было показать разнообразие требований к образовательному процессу и сущность самого понятия «результат образования». Происходит существенное расширение социально-экономического содержания. Там, где прежде основой были социум и культура (чистое знание), встала экономика (чистая образовательная услуга). Результат образования, а значит и определение качества, отождествляется с:

  • конкурентоспособностью выпускников школ, техникумов и ВУЗов (способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка труда и производства в целом, быть востребованным в различных организациях);
  • знаниями рабочих и специалистов, практическими навыками;
  • стремлением к регулярному пополнению и обновлению своих знаний (умение увидеть новое, способность его освоения и готовность к практическому применению).

Рассмотренные подходы являются или унифицированными, отражающими основную сущность понятия, или специализированными, выделяющими узкую направленность изучения. Поэтому в рамках исследования автором принимается следующее определение. Качество образования – это соответствие процесса и результата обучения требованиям, которые являются основополагающими в данный период развития общества, его социальной, экономической, политической и культурной жизни. Проанализированные в работе подходы, а также приведенные примеры их использования в теоретическом осмыслении и практическом применении дают возможность выявить основные характеристики, присущие современному образованию.

http://protect.gost.ru/ v.aspx?control=8&baseC=6&page=0&month=12&year=2012&search=%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%209000&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=171911, свободный.
  • Рейтинги в образовании: от разовых практик к культурным решениям [Текст] : сб. материалов / Обществ. палата Рос. Федерации, Комиссия по развитию науки и образования; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 175 с. – ISBN 978-5-7598-1245-6.
  • Новиков, А.М. Как оценивать качество базового профессионального образования? [Электронный ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.Ю. Посталюк. // Журнал «Специалист», 2007 – № № 9, 10. – Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kach_bpo.htm , свободный.
  • Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия, векторы развития (публицистическая монография) [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2000. – 272 с. – ISBN-5-71148-080-х.
  • Новиков, А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления [Текст] / А.М. Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2005. – 176 с. – ISBN 6-85449-578-3.
  • Агранович, М.Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М. Агранович, П. Кондрашов // Директор школы, 2007. – № 5.
  • Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр«МарТ», 2005. – 448 с.
  • Болотов, В.А.Система оценки качества российского образования [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. – Альманах «День за днем»: Наука. Культура. Образование. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=150 , свободный.
  • Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе [Электронный ресурс] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 354 с. – ISBN 5-86825-064-8.
  • Болотов, В.А.Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Г.С. Ковалева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. Режим доступа: http://www.in-exp.ru/proekt/333-pro-05-10.html , свободный.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Понятие «качество» пришло в образование из производственной сферы, где под качеством понимают совокупность свойств продукции, определяющих степень ее пригодности для использования по назначению. В производстве, таким образом, у продукции выделяют определенные свойства и рассматривают их ценность с позиции потребителя. Перечень качеств кладется в основу эталонов, стандартов. Качество не является конечным результатом, оно лишь средство, с помощью которого определяется соответствие продукта стандарту.

    В образовании термин «качество» впервые был употреблен в 1975 г. в нормативных документах об образовании в отношении характеристики качества знаний учащихся, а затем в 1977 г. была создана лаборатория оценки качества знаний. Но до сих пор так и не создано однозначного определения качества образования.

    Перенесение в сферу образования производственного понимания качества невозможно, так как потребителями образовательных услуг являются разные категории населения, при этом выделение качеств и их ценность определяется ими по-разному. Так, в понимании родителей качество - развитие и воспитание детей и подготовка их к следующей ступени образования, в понимании учеников - создание комфортных условий обучения, в понимании учителей - обеспеченность учебного процесса программами, учебниками, соответствующим оборудованием, для работодателей - наличие у выпускников необходимых качеств и умений, для общества в целом - создание ценностных ориентаций у учащихся, выражающихся, например, в гражданской позиции.

    • - качество образования - это качество обучения; такая трактовка принята в образовательных учреждениях, где итоги подводятся в цифровом формате с разделением учащихся по группам и подсчитываются в процентом соотношении успеваемость, то есть процент учеников, закончивших обучение за отчетный период без «2», и качество - процент учащихся, закончивших отчетный период обучения без «3», то есть на «4» и «5»;
    • - качество образования - это совокупность качества обучения и воспитания;
    • - качество образования - степень развития личности;
    • - качество образования - процент выпускников школ, поступивших в вузы и количество победителей олимпиад разного уровня;
    • - качество образования - готовность выпускника к жизни по 6 позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.

    В наиболее авторитетных изданиях, какими являются книги С. Ши- шова и В. Кальнея «Мониторинг качества образования в школе», словарь-справочник «Внутришкольное управление» (под редакцией А. Моисеева) и пособия «Управление качеством образования» (под редакцией М. Поташника) качество понимается как «социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи» (Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. - М.,

    1998. - С. 78.); «показатель успеха школы, важнейшая системообразующая задача и направление деятельности системы внутришкольного управления»; «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование» (Внутришкольное управление: Словарь-справочник / под редакцией А. Моисеева. - М., 1998.); «соотношение цели и результата, мера достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника» (Управление качеством образования / под редакцией М. М. Поташника. - М., 2000. - С. 33.).

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что качество образования - интегрированный показатель, включающий совокупность характеристик различных сторон и аспектов образовательной деятельности школы. Обеспечение качества, по В. Болотову, факторы, условия и ресурсы, позволяющие достигать цели по качеству: учебнометодическая среда, материальная база, способности персонала, подготовленность и мотивация учеников, финансовое обеспечение, информационное обслуживание. Таким образом, в структуру качества входит качество образовательных систем, учебного процесса, подготовленности обучающихся, научной и инновационной деятельности при обучении, качество управления.

    К показателям качества учебных достижений учащихся по русскому языку относят индивидуальные и средние баллы по русскому языку, их отклонения от среднестатистических, рейтинги учащихся.

    Для построения комплексной системы оценки качества необходимо, во-первых, сформировать эталон качества образования с учетом государственных образовательных стандартов, практики международных сравнительных исследований и др., создать инструментарий оценки качества образования, провести комплексное обследование, сравнить результаты с эталоном. При формировании эталона качества можно опираться на экспертные оценки, мнение всех заинтересованных лиц (проведение комплексного маркетингового исследования).

    Оценка качества образования может осуществляться на внешнем и внутреннем уровнях. Инструментарий для оценки качества может состоять из нескольких контрольно-оценочных процедур: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательного учреждения, государственная итоговая аттестация (9-классников и 11-классников), аттестация педагогических работников - внешнее оценивание; экспертиза инновационной деятельности, обследования, проводимые внутри образовательного учреждения (соответствие уровней усвоения материала школьниками показателям образовательного стандарта), мониторинг качества - внутреннее оценивание.

    Основными характеристиками качества образования являются многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; творческий и репродуктивный, знаниевый и деятельностный компоненты); многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников начальной, средней и старшей школы); многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся, их родители, работодатели, общество в целом и государственные органы, сама система образования); многокрите- риальность (качество образования оценивается набором критериев); полихронностъ (сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному: выпускники в течение жизни, трудовой деятельности со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.); неопределенность в оценках качества образования и образовательных систем из-за более высокого уровня субъективности оценки качества образования разными субъектами; инвариантность и вариативность (среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем)).

    Еще одно понятие - менеджмент качества образования - это система мер по обеспечению гарантированного качества образовательных услуг. Менеджмент качества базируется на следующих принципах: лидерство руководства, процессный подход, принятие решений, основанных на фактах, ориентация на потребителя, ориентация на результат и достижение целей, вовлечение, участие и мотивация сотрудников, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение. Исходя из этих принципов выделяют основные этапы построения менеджмента качества образования: анализ потребностей рынка образовательных услуг, рабочей силы и других заинтересованных сторон, формулировка миссии, видения, стратегии, политики и целей образовательного учреждения в области качества; обучение руководства и персонала, задействованного в процессе разработки системы качества; проецирование политики и стратегии на все уровни управления и структурные подразделения образовательного учреждения; формирование организационной структуры системы качества; самооценка образовательного учреждения; определение и описание рабочих процессов, упорядочивание существующей документации; разработка документации системы качества образовательного учреждения (документированные процедуры, Руководство по качеству); разработка системы измерения основных параметров; разработка системы корректирующих и предупреждающих действий; проведение внутренних аудитов и самооценки образовательного учреждения; непрерывное улучшение всех рабочих процессов.

    Современная система менеджмента качества должна строиться с учетом стандартов ISO 9000, разработанная компанией International Standard Organization. Стандарты ИСО определяют требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей, они содержат рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества, целью этих стандартов является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон; в них также есть методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества, которые содействуют взаимопониманию в национальном и международном взаимодействии.

    Введение …………………………………………………………………………3

    Глава I. Теоретические основы управления качеством

    образования ……………………………………………………………………..5

    1.1.Понятие качества образования………………........................................5

    1.2. Управление качеством образования. ………………..........................12

    Глава II. Современные подходы к управлению

    качеством образования ………………………………………..........................16

    2.1.Основные направления развития качества образования……………16

    2.2. Профильное обучение в условиях новой школы……………………23

    2.3.Характерные черты профильного обучения…………………………24

    Заключение …………………………………………………………………….31Список используемых источников ………………………………………...32

    Введение

    Одной из актуальных проблем нашего времени является повышения качества образования. В настоящее время современная школа находится на этапе модернизации. Любая, даже эффективно работающая организация требует постоянного обновления, организационных изменений, делающих ее конкурентоспособной, адаптивной к новым условиям. В связи с этим среди методологических и теоретических проблем образования, на одно из приоритетных мест выдвигается проблема обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Повышение качества образования является одной из важнейших задач модернизации образования, реализация которой позволит эффективно функционировать как общеобразовательному учреждению, так и всей системе образования.

    Учитывая сказанное выше большое значение, имеет проблема мониторинга, и управления качествомобразования. На основании этого мы сформулировали тему исследования «Мониторинг и управление качеством образования»

    Цель исследования: выявление особенностей мониторинга и управления качеством образования.

    Объект исследования : система управления образовательным учреждением.



    Предмет исследования : управление качеством образования в старшей школе в условиях введения профильного обучения.

    В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи :

    1. Раскрыть сущность понятий: «образование», «мониторинг» «качество образования» и определить содержание управления качеством образования в школе.

    2. Определить основные направления совершенствования системы управления качеством образования.

    Решение поставленных задач обеспечивалось методом анализа интернет источников.

    В нашем исследовании мы опирались на труды таких авторов как: Белкина А.С., Кальней В.А., Третьякова П.И., Шишова С.Е. Крулехт М.В и др., посвященных методологическим аспектам качества образования и способствующих выявлению сущности понятия «качество образования»;

    Давыденко Т.М., Лазарева В.С., Матроса Д.Ш., Маркова В.Д. и др., рассматривающих различные аспекты управления качеством образования.

    Наша работа состоит из введения, двух глав. Первая глава «Теоретические основы управления качеством образования» состоит из двух параграфов: 1.1. Понятие качества образования и 1.2. «Управление качеством образования». В свою очередь вторая глава «Современные подходы к управлению качеством образования» состоит из трех параграфов: 2.1. «Основные направления развития качества образования», параграф 2.2. «Профильное обучение в условиях новой школы» а также параграфа 2.3. «Характерные черты профильного обучения» и заключения.

    Глава I. Теоретические основы управления качеством образования.

    Понятие качества образования.

    Говоря о качестве образования, подразумевается оценка того, каких результатов добиваются учителя при обучении учащихся. Однако в последнее время все чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса и условий, в которых он реализуется.

    Прежде чем углубляться в тему исследования необходимо разобраться со значением основных понятий таких как: образование, качество образования и мониторинг.

    Образование - «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определяемых в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Так раскрывается это понятие в федеральном законе Российской федерации». В учебном пособии «Основы общей педагогики» под ред Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана под образованием понимается процесс и результат усвоения системных знаний и способов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения. Общим в данных определениях то что образование – это процесс усвоения системных знаний результатом которых является совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

    В свою очередь «качество образования – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям». Таким образом мы пришли к тому чтооценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

    «Исследования Российской академии образования позволяют сформулировать характеристики качественного образования: образование призвано вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами».

    Качество образования трудно определить однозначно. Шишов С.Е. и Кальней В.А. в своей книге «Школа: мониторинг качества образования» дают самое общее определение: качество образования – «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач»; – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.Таким образом мы пришли к тому чтооценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

    «Мониторинг (от лат. monitor надзирающий) «система долгосрочных наблюдений за изменением чего либо» . Так раскрывает данный термин Быков Б. А. в Экологическом словаре». В толковом словаре терминов под редакцией Корчанова С. понятие мониторинг раскрывается как методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. «Результаты мониторинга дают возможность вносить коррективы по управлению объектом или процессом. Общее в данных определениях то, что мониторинг – это наблюдение, отслеживание каких либо процессов».

    Существуют различные виды мониторинга:

    «Информационный мониторинг , который предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации».

    Этот вид мониторинга чаще всего используется для сбора информации, размещенной на разных носителях, поэтому на первый план выходит функция слежения. Примерами информационного мониторинга являются подбор и распечатка законодательных актов, положений и приказов по интересующей тематике или сбор информации из различных источников по определенной теме, позволяющие скорректировать программу развития образовательного учреждения, найти партнеров по образовательной деятельности и т.д. В частности, такой информацией могут стать результаты сдачи ЕГЭ по определенному типу школ, перечню регионов или типу школ в данном регионе и т.п., дающие возможность сравнивать результаты учащихся разных школ.

    Базовый мониторинг , который выявляет проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления. По сути, базовый мониторинг является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию (составить банк данных) для проведения последующих исследований, в том числе и мониторинга другого вида.

    Иллюстрацией этого типа является мониторинг готовности школ к профильному обучению, проводимый во многих регионах России, в том числе и в Республике Коми, где создается банк данных образовательных учреждений. В гимназиях, классах с углубленным изучением предметов, художественной и музыкальной школах анализируются условия для создания на их базе классов профильной подготовки. Изучено их материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Кроме того, управление образования Эжвы разработало план мероприятий перехода на профильное обучение, провело опрос детей и родителей с целью выявления их интересов и предпочтений.

    «Проблемный мониторинг позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем. Проиллюстрируем этот вид мониторинга на примере проекта «Проблемный мониторинг плюс аттестация», направленного на вы явление причин неудачи аттестации школ и решение проблемы взаимосвязи тотального контроля, мониторинга и аттестации. (http://komi.school.edu.ru Проект реализуется лабораторией новой педагогической парадигмы Сургутского государственного университета и диагностико-технологической лабораторией Комитета по образованию и науке города Сургута»

    Основные этапы мониторинга . «При проведении мониторинга, как и при любом эмпирическом исследовании, можно выделить три основных этапа, среди которых:

    Подготовка исследования;

    Сбор информации-

    Обработка информации, ее анализ и интерпретация.

    Данные этапы носят обобщенный характер, их конкретизация зависит от целей мониторинга, его вида, выбранной модели про­ведения и управленческого уровня, на котором принимаются решения (школьный, районный, областной/региональный, феде­ральный)». «По мере увеличения охвата учащихся и масштабов в управлении качеством образования развернутый перечень этапов будет меняться в направлении увеличения их числа, а сама систе­ма мониторинга будет расширять свои функции и приобретать комплексный характер».

    Этапы мониторинга для областного уровня управления . Конкре­тизация этапов мониторинга для регионального или областного уровней управления включает следующие этапы.

    I. Подготовка исследования:

    Выбор целей создания системы мониторинга, круга пользо­вателей и вида мониторинга;

    Подготовка программы работ и плана их проведения, выбор исполнителей;

    Определение модели мониторинга;

    Формирование совокупности показателей, их операционали-зация, распределение по количественным и качественным уров­ням;

    Выбор методов сбора данных, обеспечивающих сочетание количественных и качественных уровней анализа информации;

    Разработка инструментария для сбора данных (тестов, анкет и т.д.);

    Формирование репрезентативных выборочных совокупностей учащихся для участия в мониторинговых исследованиях;

    Проведение пилотных исследований качества инструмента­рия (его надежности и вал ид ности), коррекция инструментария,

    его стандартизация;

    Выбор шкал и методов шкалирования и интеграции данных мониторинга;

    Разработка программного обеспечения для обработки данных мониторинга;

    Разработка программно-инструментального обеспечения для ввода данных;

    Разработка структуры баз данных мониторинга и средств для их ведения.

    2. Сбор информации:

    Проведение тестирования и анкетирования;

    Проведение собеседований;

    Работа с документами;

    Организация процедур наблюдений за сбором информации для обеспечения ее достоверности;

    Организация процедур соблюдения конфиденциальности ин­формации.

    3. Обработка информации, ее анализ, интерпретация:

    Анализ и чистка сырых данных, обработка данных монито­ринга;

    Оценивание надежности и валидности данных, анализ гене­рализуемости;

    Коррекция и выравнивание данных для обеспечения сопоставимости по группам сравнения;

    Шкалирование данных мониторинга;

    Анализ данных;

    Интерпретации результатов анализа;

    Подготовка заключительного отчета по использованию ре­зультатов мониторинга в соответствии с целями его проведения.

    Для проведения мониторинга внутри школ перечень этапов должен быть существенно сокращен. «В частности должна исчез­нуть разработка инструментария, поскольку делать его имеет смысл лишь профессионалам в городе или области и стандартизовать на таких же выборках для обеспечения корректности межшкольных сравнений». Не нужны также процедуры обработки, анализа и ин­терпретации данных, которые следует проводить в специальных информационно-диагностических центрах, и т.д.»

    Определив значение основных понятий по теме исследования, мы можем рассмотреть особенности качества образования. Для современного образовательного учреждения понятие «качество образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. При этом оно рассматривается как комплекс потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей по развитию личности обучаемого.

    Проблема качества образования – «одна из наиболее актуальных проблем современного общества, развитие которого требует новых подходов в развитии образования. Изменяются и требования к качеству подготовки школьников. В национальной доктрине российского образования качество образования считается ведущим приоритетом. По-настоящему качественное образование является основой стабильности, личной гарантии для выпускника школы». Дальнейшее профессиональное образование выпускников общеобразовательных учреждений должно базироваться на качественном, «солидном» школьном образовании, включающем такие характеристики, как основы «стабильности» личности, способность к совместной (командной) работе, готовность к учению и к самообучению.

    «Современные экономические отношения, переход к демократическому и правовому государству, развитие рынка образовательных услуг предъявляют к выпускникам качественно новые требования. Образование является главной ценностью, которой располагает человек в современном обществе. Качественное образование является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. «Ответственность в образовании перед потребителем особенно высока, поскольку его продукт – новое поколение, будущее общество».

    «Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» в образовательном процессе».

    Качество – неоднозначный термин для понимания разными аудиториями в системе образования. Родители учеников соотносят его с развитием индивидуальности, с дальнейшей образовательной успешностью своих детей. Качество для учителей означает наличие качественного учебного плана, обеспеченность учебными материалами и пособиями, нормальные рабочие условия; учащиеся часто связывают качество с внутришкольным климатом, с «комфортностью» в школе. Будущие работодатели (бизнес, промышленность) соотносят качество образования с активной жизненной позицией, знаниями, умениями и навыками выпускников, позволяющими принимать оптимальные решения и т. д.

    Поэтому неудивительно, что под качеством образования одни авторы понимают «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг, а другие – степень достижения поставленных в образовании целей и задач».

    Однако, несмотря на широкое обсуждение вопросов качества образовательной подготовки учащихся, практика обеспечения качества образования школьников во многих случаях все ещё не дает желаемых результатов.

    «Смена образовательной парадигмы повлекла за собой изменение целей образования. Оно ориентировано на другой результат, на другое качество. Представление же о качестве образования у большинства педагогов осталось прежним».

    Изучение научной литературы, школьной практики, опыт сотрудничества с руководителями школ, с заместителями директоров и учителями позволяет выявить противоречие между декларируемыми целями и традиционной системой образовательной подготовки, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов учебной деятельности школьников.

    Важнейшим смыслом образования является самораскрытие ученика, узнавание им подлинного самого себя, творение во взаимодействии учителя и ученика собственного образа. Это принципиально отличается от задачи подражания образцу. Усвоение знаний, умений и навыков или сведений и правил не может быть самоцелью. Это необходимые, но не достаточные условия становления, самореализации личности, поскольку в современном обществе адресатом образования является именно целостная личность, а не те или иные ее социальные функции и способы их использования. Не сами по себе знания являются целью школы, а ученик, считающий эти знания ценностью, его интеллект и духовное развитие. То есть качественным образованием будет являться такое образование, итогом которого является ученик с развитым интеллектом, способностью к самостоятельному и ответственному мышлению, высказыванию и поступку. Качественное образование – это образование качеств личности.

    «Между тем, Голубева Л.М. отмечает, что «учебный процесс в школе все еще направлен в основном на передачу информации, а значит, обучение не реализует основной принцип гуманизации образования – обращения к личности, создания условий для наиболее полного раскрытия и развития ее потенциальных возможностей. Весь арсенал педагога направлен на повышение уровня обученности и не обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, развитие их интеллектуальных способностей и личности в целом». Случай с учебными программами показателен с этой точки зрения. Это инструмент управления и координации деятельности учителей по обучению: они имеют тенденцию к превращению в бюрократические предписания и рекомендации, выполнение которых можно проверить («выполнил ли свою программу» учитель, «овладели ли учащиеся понятиями и знаниями?»). »

    Оценка качества образования в школе также является одной из сложнейших педагогических проблем. Используемые сегодня формы и методы оценки качества образования обучающихся не позволяют всесторонне и совершенно объективно произвести эту оценку, поскольку непросто определить всё то, что надо оценивать. Количество «отличников» и «хорошистов» в школе мало говорит о качестве обучения каждого школьника в отдельности, более того, оно не говорит о проблемах ученика.

    Как отмечает А.Талых, «сегодня, когда уже недостаточно, как ранее, сводить качество образования к привычным процентам успеваемости и другим формальным показателям, осознанное управление школой возможно только при наличии полной, оперативной и достоверной информации о результатах деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, степени и характера воздействий объективных факторов среды».

    В связи с этим представляется важным создание системы анализа деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования в школе старшей ступени.