Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка

Я.Р.Егорова, учитель немецкого и английского языков

МБОУ «Гимназия № 36»

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки для того, чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения. Другими словами, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Воспитательный аспект является неотъемлемой частью учебного процесса, поэтому все образовательные технологии предусматривают воспитание у учащихся необходимых качеств зрелой личности.

С овременные образовательные технологии, которые используются для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьника, являются наиболее продуктивными для создания образовательной среды, которая обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Очевидно, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей учащихся и творческого поиска учителя.

Современные технологии обучения иностранному языку аккумулируют успешную информацию каждой из них, дают возможность учителю скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.

Поиск новых педагогических технологий связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению иностранного языка. Положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей.

Все больше и больше учителей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у учащихся необходимых коммуникативных и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы .

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника.

Изложу свой опыт применения проектной методики при изучении темы «Школа» на уроках английского языка.

Общей задачей стало создание проекта школы, в которой всем ребятам хотелось бы учиться. Учащиеся были разделены на группы, исходя из желаний детей работать вместе над решением определенной части общей задачи. Части проекта обсуждались в группах. В итоге были выделены такие направления работы: 1) создание проекта здания школы, дизайна его и пришкольной территории; 2) составление правил для учащихся и учителей школы; 3) описание рабочего дня школы; 4) описание видов внеклассной деятельности ребят; 5) проект школьной формы.

На одном из последних уроков состоялась защита проекта группами. Каждая группа выступала со своей презентацией. Такого рода задания очень увлекают учеников, они с интересом и ответственностью берутся за выполнение такой работы. При этом они осваивают такие навыки, как работа с программой Microsoft Power Point, умение находить интересные материалы, иллюстрации. А при самом выступлении ученики учатся декларировать, развивают свои ораторские способности, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, спонтанно отвечать на задаваемые вопросы, не бояться публичных выступлений, становятся уверенными в себе.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этом будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.

Особое место занимает технология исследования , где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

Использование элементов интенсивного обучения , но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

«Языковой портфель» - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель; анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки, вложенных в портфель работ. Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.

Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса, позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), совершенствуют иноязычную речевую деятельность. Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Интерактивный подход - это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  1. Творческие задания
  2. Работа в малых группах
  3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  6. Разминки
  7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».
  8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  1. не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  2. является практическим и полезным для учащихся
  3. связано с жизнью учащихся
  4. вызывает интерес у учащихся
  5. максимально служит целям обучения

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов , например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее
аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать - учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Что касается практического применения технологий, вовсе не обязательно использовать одну технологию. Лучше всего было интегрировать несколько образовательных технологий, объединив их наилучшие стороны. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.

Литература

1.Е.С. Полат. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе-2002 №1. С.22-27.

2.Условия повышения качества иноязычного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Казань, 5-6 декабря 2007 г.)

3. ru.wikipedia.org


1

В статье рассматриваются современные продуктивные личностно развивающие технологии иноязычного образования в контексте реализации ФГОС ВО. Автор определяет продуктивную образовательную технологию как системную технологию управления процессом обучения, предусматривающую максимальный учет педагогом психологических, личностных, индивидуальных характеристик субъектов образовательной деятельности, а также закономерностей усвоения иностранного языка при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В качестве наиболее эффективных личностно развивающих технологий выделены технология интерактивно-коммуникативного обучения, социоигровая и проблемно-поисковая технологии, технология деятельностно-рефлексивного овладения иностранным языком, проектная технология, а также технология мобильного обучения иностранным языкам. Активное применение личностно развивающих продуктивных технологий способствует осознанию потребностей и целей изучения языка, формированию целеполагания и мотивации, т.е. в конечном итоге совершенствованию практического владения иностранным языком студентами. В статье приведены примеры использования данных технологий в практике обучения иностранному языку и раскрыты их дидактические возможности. Продуктивные технологии создают оптимальные условия для интеллектуального развития личности за счет сокращения доли репродуктивной деятельности, обеспечивают формирование ключевых компетенций, способствуют развитию личности, готовой осуществлять профессиональную деятельность и самостоятельно изучать язык и культуру в различных целях и контекстах в течение всей своей жизни.

продуктивная образовательная технология

личностно развивающий

обучение иностранному языку

интерактивный

коммуникативный

проблемно-поисковый

социо-игровой

рефлексивный

проектный

мобильное обучение

1. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Феникс, 2017. – 350 с.

2. Ариян М.А. Социально развивающий подход к обучению иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2012. - № 10. – С. 2-8.

3. Вторушина Ю.Л. Формирование межкультурной компетенции в контексте профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2007. – 23 с.

4. Махмурян К.С. Современный урок в условиях реализации ФГОС // Иностранные языки в школе. – 2014. - № 11. – С. 14-20.

5. Ковалевская Е.В. Организация содержания проблемного обучения в школе и вузе в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики. – М.: Изд-во НГГУ, 2010. – 212 с.

6. Пустовалова О.С. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Теоретические и прикладные аспекты культуроведческого обогащения мировосприятия обучаемых средствами иностранного языка // Методические тетради. – 3-е изд. – М.: Еврошкола, 2008. – 56 с.

7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: Каро, 2008. – 192 с.

8. Павлова Л.В. Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Известия Южного федерального университета. – 2009. − № 10. – С. 147-154.

9. Барышникова Ю.В. Об усилении профессиональной направленности будущего учителя иностранного языка // Новые педагогические технологии и материалы: сб. мат. I Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2011. - С. 225-230.

10. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. – М.: Икар, 2014. – 224 с.

Актуальность представленного исследования определяется необходимостью модернизации системы обучения иностранным языкам в вузе в аспекте разработки и применения современных образовательных технологий, направленных на формирование у обучающихся необходимых компетенций, заданных новым ФГОС ВО, и готовности выпускников вузов к эффективной профессиональной деятельности в условиях постоянного изменения содержания труда и необходимости самообразования в течение всей жизни . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Лингвистика» устанавливает высокие требования к уровню и содержанию профессиональной подготовки выпускников, специализирующихся в области иностранных языков. Анализ обязательных компетентностных результатов образования, которые должен продемонстрировать на выходе бакалавр лингвистики, приводит к выводу о необходимости модернизации иноязычного образования в высшей школе. Речь идет о формировании универсальных метапредметных компетенций, выражающихся в развитии у обучающихся готовности к межкультурному общению, формировании универсальных учебных действий, способности к самообразованию и изучению иностранного языка в течение всей жизни. В этой связи определяющую роль играет разработка и реализация продуктивных, социально развивающих образовательных технологий, обеспечивающих эффективное формирование иноязычной коммуникативной компетенции и разностороннее развитие личности средствами иностранного языка в системе иноязычного образования на всех его ступенях .

Продуктивная образовательная технология рассматривается нами как системная технология управления процессом обучения, предусматривающая максимальный учет педагогом психологических, личностных, индивидуальных характеристик субъектов образовательной деятельности, а также закономерностей усвоения иностранного языка при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Система продуктивного личностно развивающего обучения является самоорганизующимся «организмом», регулирующим меру воздействия на его составляющие элементы. В обобщенном виде продуктивное личностно развивающее обучение рассматривается как технология культуры изменений личности, как природосообразная технология управления деятельностью обучающихся.

К наиболее эффективным личностно развивающим, продуктивным технологиям, которые обеспечивают профессиональное становление и самореализацию студента как полилингвальной языковой личности в процессе овладения иностранным языком, относятся следующие: технология интерактивно-коммуникативного обучения, социоигровая и проблемно-поисковая технологии, технология деятельностно-рефлексивного овладения иностранным языком, проектная технология, а также технология мобильного обучения иностранным языкам. Рассмотрим основные характеристики выделенных технологий иноязычного образования.

Технология интерактивно-коммуникативного обучения (обучения в коммуникативном взаимодействии) предполагает использование различных лингвометодических стратегий и приемов создания ситуаций реального и воображаемого общения, которое носит продуктивный характер, и организации коммуникативного группового взаимодействия студентов (в парах, триадах, малых группах) с целью осуществления межкультурного, межличностного общения, что позволяет максимально реализовать творческий потенциал студентов . Для современной педагогики и методики обучения характерна тенденция сращивания процессов учения и общения, при этом социальная и педагогическая функции общения совмещаются в едином процессе максимально сближенных деятельностей. Такое сочетание дает значительный синергетический эффект и способствует повышению уровня овладения учебно-познавательной деятельностью по освоению иностранного языка. В парадигме личностно ориентированного и компетентностного подходов к иноязычному образованию общение является неотъемлемым атрибутом любой личностно развивающей, продуктивной технологии обучения . Интерактивность и полилогичность выступают сущностными характеристиками иноязычного образования, перехода его на личностно-смысловой уровень. В процессе иноязычной подготовки студентов коммуникативное взаимодействие является формой и инструментом организации учебно-познавательной деятельности, реализуемой на основе коллективного сотрудничества обучающихся.

В рамках технологии интерактивно-коммуникативного обучения ведущими формами организации учебных занятий по теории и истории изучаемого языка, а также по практическим курсам по иностранному языку являются лекции-дуэты, лекции-интервью, лекции-видеотренинги, лекции-беседы, активные семинары, интерактивные тренинги, дискуссии и т.д.

Проблемно-поисковая технология исходит из положений проблемного подхода (Лернер И.Я., Махмутов М.И.) о том, что овладение учебным предметом осуществляется в процессе самостоятельного добывания знаний. Перед обучающимися ставится задача найти решение сложной проблемы, требующей актуализации и интеграции знаний, анализа, умения видеть за определенными фактами явление, закономерность . В результате выполнения этой деятельности по добыванию нового знания развиваются такие качества обучающихся, как творчество, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, умения анализа и синтеза, способность к догадке. В основе проблемного обучения лежит проблемная ситуация и проблемная задача. Проблемной ситуация - это многомерный объект, включающий следующие компоненты: проблемную задачу; неизвестное, в нахождении которого состоит ее решение; сам процесс решения и субъект, осуществляющий этот процесс. А проблемной является задача, самостоятельное решение которой обращено, исходя из известного, на получение новых знаний о природе и обществе, на создание новых средств, поисков знаний или достижение цели.

Проблемно-поисковая технология предполагает создание в образовательном процессе по иностранному языку таких учебно-речевых ситуаций, в которых студенту необходимо исследовать проблемы практического и теоретического плана с целью освоения и использования изучаемого языка и добывания нового личностного знания, формирования у студентов навыков исследовательской работы и умений анализировать языковые явления и выявлять закономерности их функционирования в языке . Проблемное обучение на занятии по иностранному языку организуется как иноязычная деятельность учащихся по овладению речевыми навыками и коммуникативно-речевыми умениями, социокультурными знаниями и умениями в комплексе с навыками и умениями творческой индивидуальной и коллективной деятельности посредством систематического решения познавательно-поисковых, коммуникативно-познавательных, коммуникативно-речевых задач при порождении устного и письменного текста. Проблемные задачи способствуют интенсификации учебного процесса по обучению иностранному языку как на индивидуально-психологическом, так и на коллективно-психологическом уровнях. Интенсификация учебной деятельности студентов в контексте реализации проблемного подхода предполагает внедрение в учебный процесс групповых форм обучения, которые позволяют предложить группе обучающихся проблемно-поисковую, личностно значимую совместную деятельность. Интенсификация учебной деятельности студентов на индивидуально-психологическом уровне и в коллективно-психологическом плане способствует соединению коммуникативно-деятельностного, социокультурного и проблемного подходов при развитии коммуникативной культуры и социокультурной образованности студентов в условиях иноязычного учебного общения. Применение проблемно-поисковой технологии при изучении таких теоретических дисциплин, как «Общее языкознание», «Теоретическая грамматика», «Лексикология», «Функциональная семантика», позволяет познакомить обучающихся с методами научного анализа языковых явлений, формировать компетентную языковую личность, а также способствует развитию у студентов профессионального лингвистического мышления.

Социоигровая технология предполагает освоение учебного предмета посредством игры и тем самым позволяет придать образовательному процессу деятельностный, проблемный характер . Игра, являясь одной из форм групповой деятельности, способствует созданию и сплочению коллектива. Игра на занятии по иностранному языку моделирует ситуации реального общения и формирует умение ориентироваться в ситуациях межкультурного общения, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. В контексте обучения иностранному языку игра может рассматриваться как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Социоигровая технология реализуется через такие методические приемы, как языковые, ролевые игры, драматизации, симуляции, сценарии и пр. Занимательные дидактически игры, построенные на репродуктивной иноязычной коммуникативной деятельности студентов, обеспечивают тренировку операционных аспектов овладения иностранным языком в непроизвольной форме в игровом контексте. С целью повышения мотивации овладения иностранным языком студенту придается определенный социально-ролевой статус, что способствует личностной вовлеченности обучающегося в учебный процесс, организованный на основе игры. При этом коллективные ролевые игры представляют собой поисковую и креативную деятельность, в ходе которой происходит разноплановое иноязычное коммуникативное взаимодействие участников игры, автоматизируется необходимый языковой материал, формируются социально значимые качества, навыки и умения общения, способность вести межкультурный диалог. Игровая деятельность обеспечивает ситуацию успеха, раскрытие своего внутреннего потенциала, возможность адекватной самооценки. Социоигровая технология может эффективно использоваться в контексте изучения таких практических дисциплин, как «Иностранный язык», «Практический курс иностранного языка», «Практикум по культуре речевого общения». Овладение данными дисциплинами в рамках вариативного использования игровых приемов обеспечивает развитие у студентов умений адекватной интерпретации конкретных проявлений коммуникативного поведения в различных лингвокультурах, а также формирование межкультурной толерантности, готовности признавать альтернативные ценности и модели поведения.

Технология деятельностно-рефлексивного овладения иностранными языками обеспечивает целенаправленное формирование общеучебной, а также лингвометодической профессиональной компетенции в данной предметной области. Мы исходим из известного положения о поэтапности овладения деятельностью. Обязательный базовый минимум овладения деятельностью включает в себя элементарные действия, операции, средства, выполняемые на репродуктивном уровне. Кроме того, выделяются репродуктивно-продуктивный (эвристический) и продуктивный (творческий) уровни деятельности. Для успешного формирования частных умений и навыков и обобщенных учебно-познавательных умений необходима некая ориентировочная основа действий, т.е. алгоритм.

Следовательно, организация учебно-познавательной деятельности по овладению иностранным языком на репродуктивном (воспроизводящем) уровне должна предусматривать применение по всем её видам алгоритмов, памяток, инструкций, логико-семантических схем, индивидуализированных опор вербально-иллюстративного или вербально-схематического характера, которые наглядно представляют рациональные приемы учения и обеспечивают формирование прочных знаний, умений и навыков иноязычного общения и обобщенных познавательных умений .

Умения самообразования связаны с рефлексией, умением рационально организовать свою учебно-познавательную деятельность, с умением анализировать свои действия, адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности . В данной связи активное использование в процессе обучения иностранным языкам технологии языкового портфеля способствует реализации рефлексивных аспектов овладения иностранным языком. Языковой портфель используется как инструмент формирования рефлексивной самооценки студента в области изучения иностранных языков. Предлагаемые студенту объекты контроля и оценки владения изучаемым языком во всех аспектах и видах речевой деятельности обеспечивают более точное осознание студентом целей и ситуаций практического использования иностранного языка, номенклатуры основных коммуникативных умений, показателей качества речи и т.д. Это способствует осознанию потребностей и целей изучения языка, формированию целеполагания и мотивации, т.е. в конечном итоге совершенствованию практического владения иностранным языком студентами.

Проектная технология основана на совместном выполнении студентами заданий различного характера, связанных с изучением языка и культуры и функциональным использованием языка. Наш практический опыт показывает, что метод проектов создает наиболее благоприятную образовательную ситуацию для овладения и продуктивного использования иностранного языка в процессе конструирования обучающимися личностного образовательного продукта, тем самым обеспечивая способность студентов к автономной, творческой деятельности, к активному равноправному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса. Часть проектов, предлагаемых студентам - будущим лингвистам связана с программными темами, и являются итоговыми мероприятиями, завершающими работу над темой (например, 1 курс - «Семья», «Праздники», «Обычаи и традиции»). Другие касаются глобальных проблем, стоящих перед человечеством (например, 3 курс - «Экология», «Научный прогресс»), и требуют использования исследовательских методов. Некоторые проекты связаны с общекультурными и общечеловеческими ценностями (4 курс - «Независимый суд», «Средства массовой информации», 5 курс - «Моральные аспекты клонирования» и пр.), и их осуществление связано с умением анализировать и творчески интерпретировать информацию, с развитием конструктивной творческой активности студентов. Чрезвычайно эффективны телекоммуникационные проекты, такие как свободная переписка, глобальный класс, телекоммуникационные экскурсии и пр., обеспечивающие повышение мотивации к изучению иностранного языка и воссоздание атмосферы подлинного иноязычного общения.

Появление принципиально новых по своим техническим и дидактическим характеристикам технологий мобильного обучения иностранным языкам, таких как мультимедийные, гипертекстовые, телекоммуникационные, подкасты, открыло новые возможности в преподавании иностранных языков. В процессе применения мультимедийных программ, подкастов и других информационных ресурсов решается ряд важных методических задач, которые порой не могут быть решены в традиционном обучении: адаптация к аутентичной языковой среде; формирование у обучающихся живого зрительного образа страны изучаемого языка; моделирование естественной языковой среды и непосредственного общения, возможность сочетать умения всех четырех видов речевой деятельности в одном задании, динамичность доступа к информации, позволяющая практически мгновенно переходить от одного вида учебной информации к другому и т.д.

Гипертекстовые технологии предоставляют удобные возможности работы с текстами, которые по форме организации напоминают «энциклопедию, позволяющую свободно перемещаться по тексту, сжато излагать информацию, использовать перекрестные ссылки» . Ряд технических особенностей гипертекста обусловливает его следующие дидактические возможности: структурирование и классификация учебной информации; поиск информации разнообразного характера; структурность и иерархичность подачи учебного материала и т.д. В практике преподавания иностранных языков широко применяются современные электронные образовательные продукты, в частности дидактические компьютерные комплексы. Эти компьютерные программы имеют блочную структуру и состоят из обучающего, закрепляющего, контролирующего, сервисного и статистического блоков. Студенты имеют доступ к таким системам как на аудиторных занятиях по практической грамматике, фонетике и практическому курсу первого иностранного языка, так и во внеурочное время выполнения самостоятельной работы. Кроме того, в распоряжение студентов предоставлены электронные словари (MultiLex, Linguo и др.), электронные мультимедийные библиотеки (Multipedia, Infopedia, Grolier Encyclopedia) и компьютерные программы-переводчики (Propt, Stylus), которые широко используются в учебной и исследовательской работе, облегчая смысловое восприятие, разгружая оперативную память студентов, активизируя мотивацию учения.

Таким образом, использование продуктивных, личностно развивающих технологий в обучении иностранным языкам в вузе усиливает практическую направленность содержания учебных курсов по иностранному языку, создает оптимальные условия для интеллектуального развития студентов за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивает формирование компетенций, заданных ФГОС ВО, способствует развитию личности, готовой осуществлять профессиональную деятельность и самостоятельно изучать язык и культуру в различных целях и контекстах в течение всей жизни.

Библиографическая ссылка

Павлова Л.В. ПРОДУКТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Одним из самых эффективных направлений применения информационных технологий являются уроки иностранных языков. Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения ИЯ и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе.

Информатизация образования.

Для нашего современного общества характерен процесс информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс. Его особенность - сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Это осуществляется на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Процесс информатизации позволяет расширить использование интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов, наладить взаимодействие новых информационных технологий с научной, интеллектуальной и трудовой деятельностью.

Применение новых информационных технологий позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно—технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из главных направлений процесса информатизации является информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и использования современных или новых информационных технологий (НИТ).

Благодаря этому процессу происходит совершенствование системы образования на основе использования автоматизированных банков данных научно—педагогической информации и информационно-методических материалов, создание методических систем обучения для развития интеллектуального потенциала обучаемого, формирования умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную и исследовательскую деятельность.

Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для нового этапа развития вузов и формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет собой сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет модернизировать систему образования, перейти к новой образовательной информационной технологии и осуществить прорыв в образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной системы.

Роль преподавателя в условиях информатизации обучения остается не только ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог осуществляет ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств. Преподаватель получает возможность расширить свое воздействие на обучающихся через новую стратегию педагогической деятельности. В этих условиях характер его труда меняется. Педагогу приходится разрабатывать новый дидактический информационный комплекс учебной дисциплины, выбирать адекватные формы и методы управления познавательной деятельностью студентов, уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программах с использованием НИТ, формировать педагогические тесты и тестовые задания для организации контроля и самоконтроля и т.п.

Каждый активный учитель, преподаватель борется за максимальную эффективность методики преподавания своего предмета. В этой борьбе постоянно оттачивается мастерство, шлифуются нюансы подачи материала на каждом этапе курса, урока, фрагмента урока.

Появление в последние годы новых информационных ресурсов должно было привести к революции в методах преподавания, дать учителю свободу для творчества. Но с сожалением следует констатировать, что особенно кардинальных изменений в процессе обучения не произошло, и даже наиболее активная часть преподавательского общества не торопится использовать предоставленную им свободу действий.

Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер или любое другое новое информационное средство в учебном процессе - не механический педагог, не заместитель преподавателя, а средство при обучении, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

Новые информационные технологии. Определение, возможности, недостатки.

Под новыми информационными технологиями понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К НИТ относятся: ЭВМ, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта и др.

Ускорение научно—технического прогресса, основанное на увеличении использования автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, поставило важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение этой задачи зависит от оснащенности учебных заведений оборудованием, функционирующим на базе НИТ.

Повсеместное использование информационных ресурсов определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творческой активности. По этой причине становится актуальным вопрос разработки методических подходов к использованию НИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого.

С помощью НИТ в учебном процессе можно реализовывать некоторые программные средства, такие как:

  • Программные средства - тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
  • Программы, предназначенные для контроля уровня овладения учебным материалом, — контролирующие программные средства.
  • Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала и т. д.

При разработке таких программных средств необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Используемые программные средства должны обеспечить развитие интеллектуального потенциала и мышления. Предъявляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемого и его возрастным особенностям. Материал должен быть доступным для понимания, соответствовать ранее приобретенным знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Все это обусловливает позитивный фон процесса обучения, повышают мотивацию обучения и тем самым улучшают восприятие нового материала.

Большого внимания заслуживает описание возможностей НИТ:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и НИТ;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения и т.д.

Реализация вышеперечисленных возможностей НИТ повышает интенсивность, эффективность и качество процесса обучения, развивает личность обучаемого, подготавливает индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Процесс информатизации образования и связанное с этим использование возможностей НИТ в процессе обучения приводит не только к изменению организационных форм и методов обучения, но и к возникновению новых методов обучения. Изменяется объем и содержание учебного материала, происходит переструктурирование программ учебных предметов (курсов), интеграция некоторых тем или самих учебных предметов, что приводит к изменению структуры и содержания учебных предметов (курсов) и, следовательно, структуры и содержания образования.

Но несмотря на массовое появление НИТ, на их грандиозные возможности и, следовательно, на надежды об улучшении системы обучения иностранным языкам, в последние несколько лет не происходит коренных изменений. При анализе и философском осмыслении роли и места информационных технологий в образовании можно выявить некоторые проблемы их использования.

  1. Сама по себе система образования и обучения иностранным языкам в частности является консервативной. Возникает противоречие между этим консерватизмом и прогрессивным, развивающем воздействии появившихся в этой системе информационных технологий. Эти противоречия являются толчком к развитию самой системы, но их консервативная составляющая значительно тормозит появление изменений, так как система стремится занять устойчивое положение.
  2. Лавинообразность в развитии информационных технологий ведет к постоянной гонке за знаниями. Это заключается в том, что специалист постоянно должен учиться, чтобы соответствовать своей квалификации. Из-за этого все чаще приходится сталкиваться с повышением квалификации. Все чаще цель - овладевание конечным знанием с тем, чтобы применять его на практике - размывается и на первое место выходит сам процесс овладевания бурно развивающимися информационными технологиями.

Можно сделать вывод о том, что значительно больше времени теперь требуется для освоения технологий преподавателями, для создания методик их применения из-за того, что процесс интенсивного развития информационных технологий опережает внедрение их в образование.

Эти и многие другие проблемы и противоречия, в том числе и психологические, позволяют сделать заключение о том, что просто внедрение информационных технологий не повысит эффективность изучения иностранного языка. Простое увеличение числа средств новых информационных технологий в процессе обучения не приведет к качественным изменениям. Поэтому, по нашему мнению, необходимо сконцентрировать все усилия на создание методик применения уже существующих информационных технологий на уроках иностранного языка, чтобы их использование принесло качественные изменения в современном образовании. Это приведет к тому, что информационные технологии превратятся в традиционные, которые можно стандартизировать и применять так же массово, как учебник или мел.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что глобальная информатизация затронула и среду образования. Информационные технологии помогают современному обществу практически во всех сферах общества. И в образовании, в связи с этим, начался новый этап развития.

У преподавателя появляются новые возможности, новые методы подачи информации, новые способы воздействия на учащихся. Теперь с помощью новых информационных технологий можно легко уйти от рутины и разработать урок иностранного языка невероятно интересно и для учеников, и для учителя. Применение информационных технологий на занятиях воспитывает в учащихся творческую активность, готовит их к жизни в современном обществе, развивает их личность и способности.
Дидактические условия применения НИТ в учебном процессе по ИЯ.

Использование компьютера как НИТ на занятиях по ИЯ.

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи как Полат Е. С., Дмитриева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т.А., Цветкова Л. А. и др.

Так О.И. Руденко-Моргун в своей статье "Компьютерные технологии как новая форма обучения” пишет, «мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту».

Компьютерные обучающие программы в обучении иностранному языку, считает Э.Л. Носенко, стали использоваться с 80-х гг. XX в. Он считает, что “автоматизированные обучающие системы относятся к комбинированным техническим средствам обучения. Они предназначены для реализации с помощью компьютера функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного обучения”.

«Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В. Фадеев. И нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

Пригодность новых средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям:

во-первых, они должны способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса,

во-вторых, обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося;

в-третьих, повышать мотивацию, сознательность и интерес к изучению языка.

Как было упомянуто выше, основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативных навыков, обучение практическому владению английским языком. Из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом "вписывается" в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многообразно. Обучающийся может за несколько секунд просмотреть электронную библиотеку и найти требуемую информацию.

Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определённым образом обрабатывать её, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить видео, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы.

Применение компьютерной техники делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности - говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения.

Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. Кроме того, трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет учащемуся получать необходимые сведения за короткий промежуток времени, предъявляет ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.

Важной особенностью компьютера в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что он может быть “собеседником” обучаемого. При использовании компьютера коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что особо ценно, так как знания, полученные в готовом виде, очень часто пролетают мимо их сознания и не остаются в памяти. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это осуществляется в условиях традиционного обучения.

Компьютер также позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования речевой деятельности на иностранном языке.

Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект рассматривается авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Компьютеры и другие новые средства обучения существенно расширяют возможности преподавателей по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении иностранному языку, позволяют максимально адаптировать процесс обучения к реальным условиям.

Сейчас идет активное обучение иностранным языкам и часто на занятиях иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - изображения движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Кто-то может спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи.

У каждого учащегося есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива и не дать ему угаснуть.

Компьютеризация нашего общества взывает к жизни и появление все большего количества людей, которые хотят и могут пользоваться этими умными машинами в повседневной жизни. Компьютеры облегчают жизнь и делают ее более интересной. Ведь если при помощи этой машины в течение часа или двух можно увидеть мир в его нынешнем состоянии и многообразии, пообщаться с огромной массой самых разных людей и получить доступ в библиотеки, музеи и на выставки, о которых можно только мечтать, то лучшего средства для саморазвития и индивидуального образования и самообразования действительно нет.

Использование Интернет - ресурсов в обучении ИЯ.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, межкультурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной сетью Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, они обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание учащихся концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

Для включения материалов сети в содержание урока,

Для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом,

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

Формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,

Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,

Совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,

Пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

Знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Проектная деятельность. Презентации на уроках иностранного языка.

В настоящее время на уроках иностранного языка можно также применять, например, технологии Microsoft Power Point. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с настенными наглядными материалами являются бoльшие размеры изображения, бoльшее эмоциональное воздействие на учащихся. Главное же достоинство заключено в возможностях стоп-кадра. Время демонстрации изображения на экране регламентируется учителем. Лишь тогда, когда заданы все вопросы, выслушаны все ответы и сделаны необходимые дополнения, просмотр продолжается. В качестве примера компьютерной презентации на уроке ИЯ может служить приведенный в Приложении план урока, в котором делается попытка соединить рассмотренные нами новые ИТ - компьютер, Интернет и мультимедийная программа.

Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что данная форма обучения прочно входит в учебный процесс. При традиционных методах преподавания, где основным носителем информации является учитель, успеваемость во многом зависит от индивидуального типа восприятия каждого ребенка. А при применении мультимедийных технологий запоминание происходит сразу несколькими способами: визуально, на слух, при произношении учеником текстов, а также с помощью возникающих ассоциаций на воспроизводимые на экране изображения. Таким образом, можно утверждать, что на качественно новом уровне используется личносто-ориентированный подход в обучении.

Проектная деятельность приобщает к культуре англоязычных стран, их традициям и реалиям в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащегося, формирует умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения. Позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Основные задачи применения проектного метода:

Развивать каждого учащегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения и способного решать проблемы; сознательного, открытого к изменениям, критически мыслящего члена общества; творческую личность;

Прививать учащимся умение оценивать работу с точки зрения этических ценностей;

Стимулировать развитие ряда коммуникативных навыков, которые необходимы при реализации проектов;

Развивать умение учащихся кооперироваться в группы для работы;

Развивать социальную ответственность учащихся.

Прививать навыки сбора, анализа, использования и хранения различной информации.

Создание и реализация обучающимися творческих проектов могут дать следующие результаты:

Повышение качества знаний;

Развитие творческих способностей учащихся (создание собственных проектов воспитывает индивидуальную ответственность за принимаемое решение и развивает навыки коллективной работы);

Воспитание информационной культуры;

Повышение интереса к изучаемому предмету;

Формирование операционного стиля мышления, включающего в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: планирование своей деятельности, поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, проектирования и построения информационных моделей;

Приобщение школьников к новым информационным технологиям - телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологий мультимедиа;

Приобретение навыков самообразования с помощью доступа к мировым базам знаний.

В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект - это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Можно сделать вывод, что применение проектной деятельности на уроках английского языка является актуальным и результативным, повышает уровень практического владения иностранным языком и компьютером, а главное, формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность.

Как говорилось выше, новые информационные технологии играют большую роль в современном образовании.

Наиболее эффективная область их применения в обучении - иностранные языки. Например, можно в значительной степени достигнуть цели обучения иностранным языкам с помощью компьютера. У учащихся совершенствуется восприятие иноязычной речи на слух, улучшается артикуляция при просмотре различных видео. Также можно обучать чтению, письму, говорению на основе материалов, найденных в Интернете. Используя мультимедийные технологии на занятиях ИЯ, учащиеся учатся работать в группах. Повышается уровень их ответственности, совершенствуются навыки планирования своей деятельности.

Использование информационных технологий на занятиях ИЯ повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и, следовательно, повышает эффективность обучения. Учащиеся чаще проявляют желание и инициативу, а это очень важно для того, чтобы добиться успеха.

Заключение

В ходе исследования стало очевидно, что не стоит пренебрегать новыми идеями. Информационные технологии все прочнее входят в нашу жизнь. Как будущий преподаватель иностранных языков я стараюсь узнать как можно больше о том, как сделать процесс обучения иностранному языку более современным, более интересным и нескучным. Современность предъявляет всё более высокие требования к владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут, и рутинные способы её передачи и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает их огромные возможности как средств обучения.

Бесспорно, компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить одновременно ознакомление, тренировку и контроль знаний.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер и другие НИТ являются незаменимыми помощниками для подготовки и проведения тестирования, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.

Следует однако подчеркнуть, что внедрение в процесс обучения иностранным языкам новых информационных средств вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование НИТ позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка. А это, на наш взгляд, не менее важно. Ведь если у них не будет инициативы и желания, преподавателю потребуется намного больше усилий и стараний для реализации своих целей и задач.

Библиографический список

  1. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2 - е изд. ; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 221 с.
  2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 с.
  3. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов [Текст] / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 189 с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. - 2 - е изд.; стер. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
  5. Твердынин, Н. М. Привлечение Интернет - технологий в образование: плюсы и минусы [Текст] / Н. М. Твердынин, А. Г. Черемисин // Социально-гуманитарные знания. - М.: "Школа-Пресс", 2008. - № 3. - С. 281 - 289.
  6. Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения [Текст] / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - М. Просвещение 2008. - № 9. - С. 125 - 126.
  7. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка" [Текст] / Е.С. Полат //"Иностранные языки в школе" - М. Просвещение 2001 г. - № 2 - 176 с.
  8. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия [Текст] / Н. А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 156 с.
  9. Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе [Текст] / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. - М. Просвещение 2005. - № 9. - С. 2 - 7.
  10. Булин - Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход [Текст] / Е. Булин - Соколова, канд. пед. наук // Учитель. - М. Просвещение 2005. - № 3. - С. 63 - 66.
  11. Доманский, Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность [Текст] / Е. Доманский // Народное образование. - М. Просвещение 2008. - № 2. - С. 261 - 267.
  12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В.Роберт - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 205с.
  13. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С.Гершунский - М.: Педагогика, 1987. - 264с.
  14. Новиков, С. П. Применение новых информационны

Дата: 27.08.2013

Ответственный: Казаченко Виктория Валентиновна, учитель английского языка, высшая категория

Цель мастер класса: повышение качества преподавания, освоение нового стиля преподавания

Задачи мастер-класса:

актуализировать изучение педагогических технологий

выбрать из существующих пед. технологий те, которые соответствуют контингенту учащихся наших школ

Ожидаемые результаты:

внедрение в практику современных педагогических технологий

повышение уровня креативности педагогов

Ход мастер-класса

Вступление

Современный педагог - это прежде всего яркая творческая личность, сохраняющая способность к постоянному самопознанию и саморазвитию.

Современный педагог-профессионал должен отличаться «лица не общим выраженьем», быть методически мобильным. Здесь на помощь нам приходят современные пед. технологии или инновационные технологии.

Сегодня я ставлю перед собой задачу- научить вас отрефлексировать свой пед. опыт на научно-методической основе (уметь научно обосновать то, что вы делаете).

«Но ведь в деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует», - возразите вы мне. Да, вы правы. И это еще раз доказывает то, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приемов и методов может дать необходимый нам результат. Соответственно чем больше технологий вы знаете, тем лучше.

Методический тренинг. Презентация

Сегодня, я надеюсь, вы пополните свой багаж.

Для начала дайте разберемся, что в вашем багаже уже имеется. Это и покажет методический тренинг, который я сейчас с вами проведу.

Я описываю ситуации, которые встречались на моих уроках, а вы определяете, какую пед. технологию я использовала.

Ситуация 1.

Ребенок демонстрирует рисунок, коллаж или постер и описывает его. (ответ: метод проектов - это личностно-ориентированный подход) Слайд 2

Ситуация 2.

Картинка, где дети составляют предложения из слов. (ответ: игровые технологии - так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Эльконин, психолог, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Слайд 3

Ситуация 3.

Картинка, где дети с понятыми руками (ответ: здоровьесберегающие технологии - это также личностно-ориентированный подход). Слайд 4

Ситуация 4.

Я перечислю вам основные принципы этой технологии. (ответ: технология УДЕ: деформированные упражнения, в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций) Слайды 5,6,7,8

Это универсальная технология, которую можно использовать при изучении любой темы.

Будущие времена (способов выражения будущего много), при изучении глагола use, usedto- would- wasgoingto(противоположные понятия) и т.д.

Ситуация 5.

Слайд с портфолио учащегося. (ответ: технология «Портфолио») Слайд 9

Ситуация 6.

На слайдах приемы «Корзина идей, понятий, имен, …» или кластер, механизм ЗУХ, перевернутые логические цепи, прием «Пометки на полях», прием «Кубик», «Сиквейн», «Написание эссе». Слайды 10-15

(ответ: технология развития критического мышления - интерактивная технология)

В начале урока на этапе warm-up можно использовать прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока - вторая колонка и на этапе Рефлексии - третья.

«Пометки на полях». Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.

«Кубики» - метод, позволяющий рассмотреть ту или иную тему с имеющихся перспектив. Используется с различными подсказками для мышления.

Кубики - 15-20 см - 6 подсказок:

Опишите это.

Сравните это.

Дайте ассоциацию этому.

Проанализируйте это.

Примените это.

Дайте аргументы за или против этого.

«Синквейн»- способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

Ситуация 7.

На слайде дебаты (ответ: технология «Дебаты» - интерактивная технология)

Слайд 16

Ситуация 8.

Итак, багаж у вас хороший. Сегодня вы пополните его еще двумя инновационными технологиями. Устроим эксперимент, если он провалится честь вам и хвала.

Я называю технологию, вы поднимаете руки, если использовали ее в своей практике.Кейс - технологии. На самом деле в течении многих лет мы с вами пользуемся этой замечательной технологией, но никто и представить себе не мог, что она так называется. Слайды 18-23

Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (интерактивные технологии). Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе в 1924 году. Слушателям давались описания определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности для того, чтобы ознакомиться с проблемой и найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение.

Примеры тематики кейсов:

— Завершающие проектные работы по разделам учебника. Например, «Составьте список архитектурных достопримечательностей России, по Вашему мнению, имеющих право считаться новыми чудесами света. Аргументируйте свой выбор».

— Урок-беседа по темам разделов учебника. Список тем соответствует основным темам программы иностранных языков в средней школе, например, Семья, Еда, Хобби, Компьютерные технологии, Образование, Выбор профессии и проч.

К данным заданиям обычно идут так называемые languagesupportboxes, где собраны полезные слова и выражения по теме.

По сути дела кейс-метод можно использовать в виде целого урока и на одном из его этапов. Например, на этапе Активизации нового лексического материала на уроках английского языка, то есть в конце урока.

Этот метод хорошо представлен в учебниках NewMillenniumEnglish. Поэтому педагоги, работающие по данным учебникам могут с радостью вписать в систему своей работы данную технологию.

И вторая «инновационная» технология (игра Знамя) - это методика станционного обучения. Кто понял о чем идет речь?

Она отвечает главным принципам личностно-ориентированного обучения.

Слайды 24-26

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. Я из своей практики поняла, что это великолепный способ провести интегрированный урок, особенно русский-английский проецируется на эту методику идеально. В прошлом году мы опробовали эту методику в нашей школе, нам она понравилась.

При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа:

1) подготовительный;

2) процессуальный;

3) рефлексивный.

Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Что же такое станция? Это определённое место в учебном кабинете (обычно это отдельный стол, на котором установлена табличка с номером и названием станции), где ученик может выполнить задание этой станции. У каждого стола должны быть предусмотрены в достаточном количестве посадочные места, карандаши, фломастеры, бумага и прочее, необходимое для выполнения задания на этой станции. Стол учителя должен быть расположен так, чтобы все учащиеся находились в поле его зрения.

Примерные схемы расположения станций:

Важный момент в подготовительном этапе - это разработка сопроводительного листа или маршрутной карты или маршрутного листа. Маршрутная карта - это лист с номерами и названиями станций, полями для ответов на каждой станции. В этот лист учащиеся вписывают свои ответы, наклеивают в нужном порядке разрезанные на отдельные фрагменты тексты или выполняют творческие задания, которые указаны на станциях. В этой же маршрутной карте выставляются баллы при самоконтроле учащихся после завершения маршрута. В правом нижнем углу маршрутной карты ученики пишут сумму баллов, полученных на всех станциях, а затем по разработанной учителем шкале переводят сумму баллов в оценку.

Процессуальный этап - это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания.

Рефлексивный этап предусматривает самоконтроль и самооценку. Ученикам раздаются листы ключей к заданиям, которые они выполняли на станциях. Они сверяют свои ответы с правильными и вписывают в маршрутные листы заработанные ими баллы. Затем им предлагается шкала перевода баллов в оценку.

На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. Так, в разработке урока по методике станционного обучения, приведённой в этой работе, на станциях учащимся предлагаются для выполнения задания одного уровня сложности. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета - задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета - задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Это еще и хорошая возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.

III Залючение. Рефлексия.

Вот на этой позитивной ноте я бы хотела закончить свой мастер-класс. Творите, развивайтесь, двигайтесь вперед, будьте мастерами своего дела, шанс есть у каждого, так как мастерами не рождаются, мастерами становятся. Творческих вам успехов!

Какую технологию использовала я, проводя этот методический тренинг? (ответ: ИКТ - информационная технология) Слайд 17

Сам по себе методический тренинг является формой интерактивных

технологий.

Кто из вас использовал кейс-метод в своей практике?

Понравилась ли вам моя лекция?